|
25 августа – 4 сентября Дневник паломника 25. 08. 06.
После перелета Москва – Салоники и двухсуточного пребывания в Греции,
наша группа в составе четырех человек отправилась на Агион Орос (Святая
Гора). Из курортного городка Уранополиса на пароме отплыли в порт Дафни -
главный порт Афона. Здесь прибывших паломников ожидали два больших автобуса,
которые отправлялись в Карею – административный
центр Афона. Заплатили за проезд 2 евро и 50 центов и через пол часа прибыли в конечный пункт. В Кариесе сели на
маршрутку № 5 и поехали по направлению
к монастырю Ватопед, По дороге маршрутка делает остановку и служащий
шлагбаума делает перекличку всех, кто едет в монастырь и сверяет с записями
из монастыря. Ватопед – один из немногих монастырей Афона, где принимают
только по По письменным актам,
хранящемся в Русском Пантелеимоновом монастыре, наименование «Русский» в
первый раз встречается в сохранившейся от половины XII века одной
имущественной записи Богородичной обители Ксилургу. В сей описи
упоминаются русские богослужебные книги и древние церковные принадлежности,
что указывает на пребывание уже тогда русских на Афоне. Называние
же некоторых из них старыми указывает на более раннее указанного в описи года
(1143) поселение
Местоположение и
внешний вид обители со стороны моря, от русского Ильинского скита, — открытый
и прекрасный. Она находится на восточной стороне Святой Горы на расстоянии
одного часа пути от Кареи, между обителями Пантократорской и Ватопедской, на
горной выси, в лесистом месте, откуда стелется к морю узкая крутая дебрь с
потоком-рекой внизу, впадающим в море близ Пантократорского монастыря. После службы
поужинали, попили чаю и пошли знакомиться с окрестностями скита. За воротами
один русский паломник кормил диких кабанов.
Полосатики брали хлеб прямо из рук а двое
постарше с коричневой шерстью стояли поодаль и ждали пока им бросят кусочек.
Захотелось и мне попробовать на себе гармонию человека и природы. Поднес
кусочек хлеба маленькому кабанчику и он слегка
ухватил меня за палец. После этого стал бросать им пищу.
Скит Андрея
Первозванного сейчас принадлежит греческому монастырю Ватопед. Управляет
скитом игумен Ефрем – очень духовный и
грамотный человек. За короткий промежуток времени, как он стал управлять
скитом, удалось отреставрировать много келий и надвратный храм. Сейчас
реставрируется главный собор скита. Накануне нашего посещения обители была
отслужена первая Божественная Литургия в надвратном храме скита. После ужина
мы пошли на вечернюю службу, после которой приложились к главе апостола
Андрея Первозванного. Вечером разговаривали с русским монахом Диадохом,
который подвизается в этом скиту. Он рассказал нам историю монастыря и новую
историю Греции.
"На расстоянии В 1958г при пожаре был уничтожено западное крыло. В
огне сгорело 20 000 томов книг. В ските находится чудотворная икона Божией
Матери «Тон оливоменон парамитья». В период с 1863-1879 здесь были исцелены многие
немые и парализованные. Скит по площади превосходит многие монастыри
и его величественность не умаляют обветшавшие здания, которые сегодня
ремонтируются и восстанавливаются Ватопедом. Справа у входа в соборный храм на большой мраморной
плите изложена история его основания: "Сей величественный храм
заложен собственноручно Его Императорским Высочеством, Великим Князем
Алексеем Александровичем 16 июня 1867 года, в память чудесного спасения
Августейшего Родителя его, Благочестивейшаго Господаря Императора Александра
II, от злодейского покушения на священную жизнь Его Величества в Париже 25
Мая 1866 года. Начало постройки последовало 4-го апреля 1881 года
при Игумене Архимандрите Феодорите: в его настоятельство фундамент храма
доведён с основания до уровня земли. Дальнейшая работа начата 3 мая Торжественное освящение храма сего совершилось 16
Июня 1900 года в настоятельство того же о. Архимандрита Иосифа с братиею во
Христе Иисусе. Освящал бывший Константинопольский святейший
Вселенский Патриарх Иоаким.". Здесь пребывает лобная часть святой главы апостола
Андрея. В четыре часа утра колокол разбудил на утреннюю службу
за которой последовала служба Божественной Литургии, по окончании обед, и мы
с Валерой отправились через Карею в монастырь Иверон. Идти было легко, так
как дорога шла по Святой Иверский
монастырь основан в конце X столетия св. Иоанном Иверским (т.е. Грузинским)
чуть позже монастырей Великая Лавра и Ватопед. Св. Иоанн был спостником св.
Афанасия Афонского. Основанный им монастырь привлек и других подвижников с
его родины. Военные трофеи и
пожертвования от императора сделали возможным увеличить бывший монастырь св.
Климента - так возник Иверский монастырь. Св. Иоанн и его сын св. Евфимий -
также основатель монастыря и позже его игумен - одни из самых чтимых
грузинских святых. В ранний период
развития к монастырю были присоединены монастыри: св. Леонтия в Салониках, св.
Иоанна Колова в Иериссосе, св. Саввы в Халдосе. В XIV в. обители значительный
ущерб нанесли каталонские пираты. Но монастырь возродился, приняв щедрую
помощь от правящей династии Палеологов, а также государей Сербии и Грузии. В
трудные времена XVI в. грузинские государи оказывали монастырю помощь и этим
спасали его от экономических трудностей. Иверский
монастырь - дом иконы покровительницы Святой Горы Пресвятой Богородицы Иверской - Вратарницы
(Портаитиссы). В Иверский
монастырь дважды подвергался пожару - в 1740 и 1845 гг. Пожар, уничтоживший
Иверон дотла, случился в 1865 года. Во времена Греческого
восстания за независимость от турецкого ига монастырь отдал свои сокровища,
чтобы поддержать народную борьбу. В то время в обители жил Патриарх
Константинопольский Григорий V, национальный герой и мученик. Последний
грузинский монах умер здесь в Собор монастыря
освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Его основная часть построена в
конце X в., реконструирована в начале XI в. и восстановлена в Библиотека Иверона содержит более чем 2000 рукописей и 15
литургических свитков, более 20 000 книг. Монастырь, воспитавший множество
святых и богословов, имеет скит Иоанна Крестителя, 37 келий, 16 храмов в
своих пределах и 10 - вне. Сегодня в Иверском
монастыре насчитывается около 30 монахов. Всенощное бдение в
монастырях Афона совершается редко – на престольные и некоторые двунадесятые
праздники, но служба эта достойна особого внимания, т.к. совершается всю ночь
и заканчивается в 6 часов утра. За ним следует служба Божественной Литургии,
которая заканчивается в 8 часов утра. Во время службы на литии и полиелее
зажигаются свечи на паникадилах и хоросе (в храмах Афона нет электрического
света) и все это раскручивается и раскачивается. Кроме того
во время литии все молящиеся выходят
из храма и принимают угощения: кофе, чай,
соки и др. На Божественной Литургии мы с Валерием причастились Святых
Христовых Тайн и отправились на праздничную трапезу. Разговелись вареным
яйцом и рыбой – закончился Успенский пост. Когда шли к маршрутке начался
ливень с грозой, который немного намочил нас, но
подойдя к остановке мы укрылись под глубокой аркой от дождя. Вскоре сели на
автобус и поехали в Карею. Из Кареи сели на
маршрутку и поехали в порт Дафнии, оттуда на пароме Агион Анна до монастыря
Григориаду, заплатив за всю дорогу от Иверона до Григориаду 8 евро на
человека. Монастырь Григориаду считается одним из самых красивых монастырей
на Святой Горе, находясь на скале-полуострове вдающимся в море. Здесь мы
встретили отца Виктора с сыном, с которым расстались еще в скиту Андрея
Первозванного. Святой монастырь
Григориад находится на побережье полуострова, и сюда можно попасть на судне
из Дафни, Афонской пристани. Обитель основана в XIV столетии отшельником
Григорием. Монастырь - современник Дионисиата и Пантократора. Об основателе
Григориада почти ничего неизвестно, кроме того что
он был учеником Григория Синаита. Пожары 1500 и
1762 гг., уничтожившие архив монастыря, несомненно, являются основной
причиной недостатка информации. Однако, кроме пожаров, монастырь неоднократно
становился жертвой пиратов и их мании все разрушать. Обитель
восстанавливалась с помощью православных государей, среди которых - Иоанн
Стефан Великий, господарь Молдавии. Он сыграл основную роль в возрождении
обители и поэтому по праву считается вторым его основателем. Григориад
восстанавливался от разрушений и пожара Монастырь обладает
279-ю рукописями, из которых 11 писаны на
пергаменте, и, кроме того, имеет приблизительно 6000 печатных книг. Среди
сокровищ монастыря - частица Животворящего Креста, мощи святых, священные
сосуды и одеяния. Григориад имеет 7 храмов на своей территории и 6 храмов - вне ее. В подчинении монастыря -
три кафизмы и шесть келий (на Афоне - это места проживания монахов вне
территории монастыря). Келия - маленькая пустынь: дом с одним - двумя
монахами и маленьким храмом в этом же помещении. Проживающие в келий сами
заботятся об обеспечении себя пищей и бытовыми удобствами. Кафизма, в отличие
от келий, находится на полном обеспечении монастыря. С 29.08. 06 Помолившись мы приложились к святыням
монастыря и попрощавшись с отцом Виктором и Серафимом, отправились в скит к
пещере, где подвизался Григорий Палама в ущелье
исихастов, на полпути к монастырю Симона Петра. Скит принадлежит этому греческому
монастырю, который находится высоко над уровнем моря. Этот скит имеет три
келии построенные русским схиигуменом Венедиктом, он живет здесь с монахом
Григорием, тоже русским. Я знаком с отцом Венедиктом еще с прошлого посещения
Афона в 2004 году. В этот раз мы остались ночевать в скиту по благословению
старца. Отец Венедикт благословил нас идти в монастырь Симона Петра на
вечернюю службу и после нее вернуться в скит, а утром послужить вместе с ним
Литургию на праздник Федоровской иконы Божией Матери. Мы с Валерой пошли в
монастырь и через 40 минут крутого подъема в гору зашли в монастырь. К сожалению, среди
дат, являющихся хронологическими указателями жизни монастыря, есть и зловещие
даты бедствия от пожарищ. В В Героическими усилиями
иеромонаха Иоасафа Митиленского Асимопетра (так монастырь назывался в период
турецкого гнета) обитель вновь ожила в конце XVIII столетия. XIX в. увидел
возведение многоэтажного корпуса на южной стороне монастыря. В В настоящем столетии
монастырь испытал период восстановления и расцвета, особенно после
освобождения Святой Горы от турок и под просвещенным руководством настоятелей
Неофита, Иоанникия и Иеронима Однако в 50-х годах, а
также в Когда-то монастырь
имел большое количество подворий с фермами на плодородных землях. Самое
старое из них - Петриотико в Ситонии. Сегодня подворья монастыря находятся в
Фессалониках, Афинах, Халкидики, во Франции и в Румынии. Симон
Петр из-за своего ограниченного пространства - не тот монастырь, где можно
видеть отдельно стоящие, ясно выраженные здания. Собор освящен в
честь Рождества Христова, построен около Монастырский архив
содержит множество документов греческого, турецкого, румынского происхождения
вместе с прочими записями, а также певческие манускрипты, к которым
необходимо прибавить и множество печатных книг. Однако весь материал - уже
поствизантийского происхождения. Ризница содержит
драгоценные произведения искусства, состоящие из икон, одеяний, серебряных
изделий, антиминсов, гравюр и клейм. Но самое большое
достояние монастыря - десница Марии Магдалины, сохраняющаяся нетленной уже
2000 лет. Монастырь населяют сегодня 50 образованных активных монахов.
Подкрепившись в
архиндарике и записавшись в книге паломника пошли на
вечернюю службу и на повечерии приложились к мощам святых угодников Божиих
находившихся в этом монастыре. Не было только мощей Марии Магдалины, которые
отправили в Россию. Затем ужин и мы возвращаемся в скит Григория Паламы.
Здесь нас ждал монах Григорий, который разместил нас на втором этаже. Мы
вышли на балкон и долго сидя в кресле любовались
пейзажем на синее море и прекрасные облака в розовом свете заходящего солнца.
Попив чаю, помолившись мы легли спать. 30. 08. 06. Встали в 4-30
и пошли в домовой храм, в котором отец Венедикт уже служил проскомидию.
Вычитав входные молитвы, облачившись и выбрав из служебных просфор частицы,
мы с батюшкой отслужили Божественную Литургию. Пел один монах Григорий, а
молился и причащался один прихожанин Валерий. Тем не менее
старец прочитал интересную проповедь о Федоровской иконе Божией Матери. После
службы обед и духовная беседа с монахом Григорием за чаем. Около полудня
выходим из скита и идем обратно на пристань монастыря Григориаду. Здесь сели
на паром и отправились на Агион Орос в скит Катунаки. Поднялись метров на
триста очень легко и приложившись к мощам Иосифа
катунакского пошли по направлению скита Святой Анны. По дороге зашли в келию
одного греческого монаха, который угостил нас орехами, инжиром, финиками.
Отведав лакомства и поблагодарив гостеприимных хозяев, мы пошли дальше. Через
час мы были в скиту Святой Анны, где зашли в храм и сразу приложились к мощам
(стопа) праведной Анны и другим святыням скита, в частности к чудотворной
иконе праведной Анны. Поужинав, спустились в келию к Папуионанносу и взяли благословение у старца. 31.08.06. Утром, помолившись, пошли пешком в Неа Скит, где помолились в келии Иосифа катунакского. Здесь мы лишний раз убедились в
том, что Пресвятая Богородица управляет и помогает всем паломникам.
Проголодавшись, я высказал мысль, что неплохо бы подкрепиться и тут мы Монастырь Дионисиад,
или "Неа Петра" (Новая скала), стоит на узкой и крутой скале на
высоте Патриарх Антоний IV
официально даровал монастырю именование Патриаршего
в Собор
монастыря, освященный в честь Рождества Иоанна Предтечи, был возведен
одновременно с обителью, но разрушен пожаром в В Дионисиаде находится чудотворная икона Пресвятой
Богородицы, известная как Акафистная. Обители подчинено значительное число
келлий. В монастыре 8 храмов и еще 6 - за его стенами; ему также принадлежит
подворье Моноксилиту, перешедшее от Лавры в середине XVII в. Дионисиад
занимает 5-е место в иерархии афонских монастырей. Среди его святынь -
множество святых мощей, наиболее важными из которых являются десница Иоанна Предтечи и мощи свт. Нифонта. Внимания заслуживают резное распятие слоновой кости X в., священные
сосуды и облачения. Библиотека содержит
1100 рукописей, некоторые из них украшены миниатюрами, и более чем 15 000
книг, включая бесценные инкунабулы. В нынешнем столетии из монастыря вышло
много известных отшельников и богословов; сегодня братия насчитывает около 50
монахов. 01.09.06. Помолившись утром на утренней и
Божественной Литургии, пообедав, пошли на пристань, чтобы отправиться в
Дафни. Прибыв в Дафни, сели на автобус и приехав в Карею
пересели на маршрутку и отправились в монастырь Филофей Среди византийских
императоров, делавших пожертвования монастырю, Никифор Вотанит в XI в.,
Андроник II и Андроник III, Иоанн V - как наиболее выдающиеся в конце XIII -
начале XIV в. Сербский государь Стефан Душан ( Разрушительный пожар Что касается других
монастырских построек, нужно отметить водосвятную чашу прекрасного белого
мрамора и реставрированную трапезную XVI столетия. Филофей имеет 6 храмов на
своей территории и 3 - вне ее.
Из имеющихся у него 12-ти келлий половина ныне
необитаема. Среди святынь, хранимых в монастырской ризнице, - десница Иоанна Златоуста, частица Животворящего Креста Господня,
мощи святых, облачения и священные сосуды. Библиотека содержит 250 рукописей,
два литургических свитка и около 2500 книг (500 из которых - на русском и на румынском). Монастырь освящен в честь Благовещения
Пресвятой Богородицы и с В настоящее время
обитель насчитывает приблизительно 60 монахов. Побыв на богослужении и осмотрев красивые окрестности монастыря,
отправились отдыхать. 02.09.06. Утром встали в 4-30
и пошли на службу. По окончании Литургии
подкрепившись пошли пешком в монастырь Каракал, до которого два километра
пути. В XIII в. после
пиратских набегов и латинского давления Каракал полностью опустел. Он был
возрожден к жизни императорами Андроником II Палеологом, Иоанном V и
патриархом Константинопольским Афанасием. Число монахов
увеличилось по сравнению с прежним, и монастырь был полностью восстановлен.
Однако он вновь подвергся нападению пиратов. В XVI в. с помощью валахского господаря
Петра Иоанна, принявшего в конце жизни монашество в этом монастыре, и с
разрешения султана Сулеймана, монастырь был восстановлен. С XVII столетия
Каракалу принадлежит монастырь свт. Николая. В
период второй застройки монастыря были восстановлены старые здания, достроены
новые, а восстановление основной части стало необходимым лишь после большого
пожара Каракал сыграл
значительную роль в борьбе греков против турецкого ига. Монастырь занимает
одиннадцатое место среди монастырей Афона. Имеет 5 храмов на своей
территории, 2 - вне ее, а
также 18 келлий. Его собор построен в XVI в. с пристройками более позднего времени и освящен во имя
Первоверховных апостолов Петра и Павла. Трапезная - постройка 03.09.06.Утром на Божественной Литургии приняли
причастие, покушали и поехали в Карею,
оттуда Монастырь святого вмч.
Пантелеимона расположен на берегу моря между
Ксенофонтовым монастырем и пристанью Дафни. Обитель известна также как
Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, Киновия Каллимахов, или Руссик. На
своем нынешнем месте у моря обитель появилась после Источников об истории Руссика до XIII в. почти не сохранилось
из-за пожара, полностью разрушившего весь монастырь вместе с архивами и библиотекой.
Однако известно, что император Андроник II Палеолог своим хрисовулом утвердил имущественные права
обители; позднее о ней заботились также многие сербские крали, поддерживавшие
монастырь щедрыми подаяниями и даровавшие ему ряд подворий. Во времена
монгольского ига на Руси в большинстве насельники Руссика были греками;
подпись игумена на всех документах той эпохи стоит по-гречески. Однако после В 3-м Уставе ( В годы Греческого
восстания Руссик, как и большинство афонских обителей, вновь пришел в
запустение; начались длительные тяжбы с Ксенофонтовым монастырем по вопросу о
границах, Монастырь находился в бедственном положении, когда в Архитектурный ансамбль
монастыря с его многочисленными многоэтажными постройками и высокими куполами
храмов производит впечатление небольшого города. Однако сильный пожар Соборный храм
монастыря, как гласит надпись над входом в притвор, был построен в 1812-1821
гг. По своему общему плану он схож с соборами других святогорских обителей.
Стены его сложены из прямоугольных шлифованных каменных плит; на восьми
куполах водружены кресты, причем на главном - традиционный для России -
восьмиконечный. Храмовые росписи также сделаны в прошлом веке. Богато
украшенный иконостас выполнен русскими мастерами. Согласно правилу, принятому
в В Руссике, помимо соборного, есть и другие храмы. К собору пристроен придел
Успения Богородицы (богослужения здесь совершаются по-гречески); к западу от
библиотеки расположен храм свт. Митрофана Воронежского
(здесь, как и в других храмах, служат по-славянски). В северной части
монастыря расположены храмы, а также храмы-параклисы: в честь Вознесения
Господня, прп. Сергия, вмч. Димитрия, Архангела Михаила, прп. Герасима, свв.
Константина и Елены, равноапп. кнн. Владимира и Ольги, а также храм Покрова с
приделом святого благоверного князя Александра Невского, богато украшенный
иконами в золотых ризах и позолоченным иконостасом. К сожалению, после
разрушительного пожара из восьми храмов, находившихся в южной части
монастыря, сохранилось лишь два: прп. Саввы и свт. Николая. За стенами обители
расположены два храма: Святителей Московских на кладбище и Преображения
Господня в гостинице. Монастырю принадлежат 5 келлий: прп. Евфимия, свв. Космы и Дамиана, Живоносного Источника, первомч. Стефана и
вмч. Георгия (две последних расположены в Карее; в келлии
вмч. Георгия находится представительство монастыря
при Киноте). Кроме этого, Руссику
принадлежит подворье Хромица (или Хромитисса) недалеко от Урануполя - там
живут несколько русских монахов, скит Ксилургу или, как его называют на
Афоне, «Богородица», неподалеку от монастыря Пантократор, пустынный скит
«Новая Фиваида» на юго-западе Святой Горы и Старый Руссик. В обители хранятся
мощи многих святых: глава св. вмч. Пантелеимона, которую в
1996 году привозили в Москву для поклонения (так было и в июле-августе
2000 года, когда честная глава побывала на Украине, в Санкт-Петербурге и в
некоторых Московских и подмосковных монастырях и храмах, а перед отъездом на
Афон - в Храме Христа Спасителя - А.В.),
частицы Честного Креста, а также множество икон, облачений, крестов и т. д. В
храме Покрова находятся Святая Чаша искусной работы и Евангелие в
богатом окладе - дары великого князя Константина Николаевича, посетившего
обитель в Богата библиотека
монастыря, расположенная в отдельном двухэтажном здании. Она содержит около
1320 греческих и 600 славянских рукописей. Особо стоит отметить богато украшенные миниатюрами Евангелие и 16 Слов свт. Григория
Богослова. Кроме того, в библиотеке есть более 20 000 печатных греческих,
славянских и русских книг. Сейчас Пантелеймонов
монастырь занимает 19-е место в иерархии святогорских обителей; братия
насчитывает более 50 монахов, почти все они из России. После долгого ожидания
нас разместили в келии и мы искупавшись пошли в монастырь. Помолились на вечерней
службе, покушали и пошли на берег моря. Это был последний вечер на Афоне.
Жалко было расставаться со Святой Землей - Уделом Божией Матери. Вечером,
находясь на балконе
смотрели на море, по которому проплывали прогулочные корабли с туристками на
борту, и слышно было, как экскурсовод рассказывал историю монастыря. Все
ближе к берегу Афона подходят корабли
с женщинами на борту. И по пророчествам в последние времена женщины придут на
Агион Орос (Святую Гору), и тогда благодать отойдет от тех святых мест. В
настоящее время Европарламент обсуждает вопрос о нарушении прав человека в
Греции. Греки держатся и 102 глава конституции Греции
охраняет этот удел Божией Матери от посягательств безбожного
Европарламента. 04.09.06. Пришло время и нам отправляться обратно
в Россию из русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Поговорив с иеромонахом
Макарием – духовником монастыря, мы с Валерой спустились на пристань,
подождали паром и отправились в город Уранополис. Так закончилось наше
десятидневное путешествие по Афону. Слава Богу за все те благодеяния, которое он дает нам грешникам! Настоятель Свято-Михайло-Архангельского
прихода станицы Вешенской протоиерей Владимир Поляков. |