Ольга Бястик

Протестантские церкви в России

 

 

Религиозное сектантство — это один из типов религиозного объединения, отличающийся рядом признаков. Во-первых, сектантство есть оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям; это своеобразная форма протеста социальных групп недовольных своим положением. Во-вторых; для сектантства характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов и установок, отсюда, существующая во многих сектах идея избранничества и духовного перерождения. Еще одним из признаков сектантства является строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и ритуальных предписаний. В России все религиозные секты можно объединить в 2 большие группы: возникшие исключительно на русской основе — старообрядческие секты, вышедшие из недр православной религии; и секты, пришедшие в Россию с Запада - это секты (или церкви) протестантского толка. В своем докладе я попыталась рассмотреть, какие протестантские церкви получили распространение в России.

Протестантизм, как одно из ответвлений христианской религии, возник в Западной Европе в эпоху Реформации (XVI в.). Борясь за дешевую церковь, протестанты отказывались от многих положений христианского учения, в первую очередь от института священнослужителей и монашества, считая, что любой человек может непосредственно обращаться и возносить свои молитвы к Богу. Каждый верующий является "носителем Слова Божьего", отсюда в протестантских церквах такое большое значение отводится пропагандистской и миссионерской деятельности. Протестантские церкви, но сравнению с православными или католическими, строги в убранстве, богослужение проще и ведется на родном языке верующего, главная роль в нем отводится проповеди и пению гимнов. Протестанты не поклоняются иконам. У них нет культа святых, из христианских таинств они отвергают все, кроме крещения и причастия, причем, крещение человек принимает в сознательном возрасте и оно воспринимается не как таинство, а как символический обряд принятия в лоно церкви. Однако зарождающиеся капиталистические отношения и новая протестантская религия не изменили к лучшему жизнь бедноты, в поисках выхода народные массы вновь вступают на путь религиозных исканий, теперь уже в рамках протестантизма. В сознании верующих возникновение сект представлялось религиозным возрождением, борьбой за "чистую веру", поисками подлинного "братства". Наиболее ранняя из протестантских церквей, которая впоследствии появится в России, была церковь меннонитов, возникшая в XVI веке в Нидерландах.

Это была довольно миролюбивая секта, не выдвигающая никаких программ. Меннониты призывали верующих жить по принципу непротивления злу, подчинения властям, правда до тех нор, пока это не противоречит воле и закону Божьему. В то же время организация меннонитов отличалась крайним консерватизмом: верующие отказывались от службы в армии, не имели права вступать в брак с инаковерующими, тем более с неверующими, хлеб употребляют в пищу только серый и грубого помола, не принимают ни каких новшеств. В России первые секты меннонитов появились при Екатерине II в начале XV111 в. Это были немцы, приглашенные императрицей для заселения окраин России из среды наиболее богатой и зажиточной их части. Что касается русского крестьянства, то проповедническая и миссионерская работа здесь результатов не имела. Среди меннонитов не было единства, часть их позднее сблизится с баптистами и станет называть себя церковью братских меннонитов в отличие от традиционных церковных меннонитов.

В XVII веке в Голландии и Англии возникли первые церкви баптистов, являющихся сегодня одной из наиболее распространенных церквей протестантского толка. Основная масса баптистов — это выходцы из беднейших слоев населения, поэтому и в их учении большое место уделялось социальной программе: требование имущественного равенства, отмена феодального нрава, свободное пользование землей, отсюда преследования, которым подвергались члены секты со стороны властей. В России первые баптисты появились во второй половине XIX века, а уже в 1884 году состоялся первый съезд русских баптистов и было оформлено создание Российского баптистского союза. В эти же годы распространяется учение евангельских христиан сначала среди петербургской знати, позже среди других слоев населения. В учении евангельских христиан было много схожего с учением баптистов: вера в искупительную жертву Христа и спасение всем уверовавшим в это. Для спасения достаточно одной лишь веры без какого-либо содействия со стороны человека. Основное же отличие от учения баптистов заключалось в том, что обряд крещения и хлебопреломления совершался без пресвитеров, без возложения рук. Эти небольшие отличия приведут к объединению этих двух направлений и возникновению единой церкви евангельских христиан баптистов. Еще одной крупной церковью протестантского толка является адвентизм. Главное место в учении адвентистов — вера во второе пришествие Христа. Возникнув в первой половине XIX века, адвентизм в короткое время получил широкое распространение в силу активной миссионерской деятельности. Уже в конце прошлого века адвентисты издавали свою литературу на 91 языке. В России адвентизм стал распространяться в конце прошлого века. Первая адвентистская община появилась в среде немецких колонистов в Таврической губернии, затем подобные общины появились в Донской и Кубанской областях, в Поволжье и Прибалтике. Идеи адвентистов нашли широкий отклик среди беднейших слоев населения, в первую очередь в крестьянской среде. Интересен и тот факт, что в России большое число адвентистов составляли те, кто разочаровался в других религиозных течениях, особенно много было бывших баптистов и лютеран... Из трех направлений адвентизма (адвентисты 7-го дня, адвентисты 1-го дня и реформисты) в России получила распространение церковь адвентистов 7-го дня.

Церковь "Свидетелей Иеговы", несмотря на то, что относится к протестантскому направлению, стоит несколько особняком. В 1872 году американец Чарлз Руссель создал кружек "Исследователей Библии", целью членов кружка было отыскать в Священном писании пророчества о будущем человечества. Вероучения "Свидетелей Иеговы", основанное на пророчествах из Библии, можно назвать своеобразной интерпретацией христианства. Члены секты считают, что человеческое общество есть поле битвы между Богом Иеговой и Сатаной, которое должно завершиться Армагеддоном. Начало Армагеддону было положено в 1914 году и должно длиться 1000 лет; второе пришествие Христа уже состоялось, но оно было невидимым, так как борьба Его с Сатаной была небесная, Христос одержал победу и теперь борьба идет за Землю. Спасение получат только те, кто "признает Мое Имя", то есть Свидетели Иеговы. На Земле наступит рай, а наиболее праведные иеговисты вместе Иисусом уйдут на небо и создадут небесное правительство. Члены этой секты отрицают Троицу, считая Бога-отца, сына и дух как самостоятельно действующие силы, не признавая их единства. Иеговисты вели большую пропагандистскую и миссионерскую работу, уделяли много внимания распространению своей литературы, так только тираж книги "Исследователи Библии" к 1930 году был 4000526 экземпляров.

Со второй половины XIX века протестантские церкви появляются в Сибири: 1860-1865 годы - первые меннонитские общины, 1891-1893 годы — баптисты и адвентисты. Связано это было, в первую очередь, со строительством Сибирской магистрали и дальнейшей колонизацией этого края. К началу XX века на территории Сибири уже насчитывалось около 4000 членов различных сект протестантского толка. Общины были не многочисленны, так как из-за преследования властей они носили полулегальный характер, несмотря на это, число членов сект росло: к 1908 году количество верующих удвоилось и составляло 7, 5 тыс., а к 1915 году насчитывало уже 11 тыс. Революция и Декреты Советского правительства о свободе вероисповедания и равенства всех религий дало толчок росту протестантских общин в Сибири, этому способствовал приток сюда беженцев с Поволжья, многие из которых были членами той или иной протестантской церкви. Правящие верхи в них сумели адаптировать свои учения к существующей обстановке, применяя лозунги наиболее популярные в то время "Братство и мир народов", "Помощь бедноте" и др. "Мы, как и коммунисты, также стремимся к социализму. Разница между нами и коммунистами только в том, что мы идем к социализму духом и всепрощением, а коммунисты — путем насилия", — говорил один из протестантских проповедников в 1920 году. Конечно, у людей уставших от многочисленных войн и революций, не нашедших опоры в идеологии православия и старообрядчества, идеи, выдвигаемые адвентистами и баптистами, нашли отклик. Особенно бурно росли церкви баптистов, развернувших массовую проповедническую деятельность. Центром баптизма в Сибири до 1926 года был Омск, позднее - Новосибирск. В Омске в 1917 году состоялся первый свободный съезд русских баптистов, одна из выдвигаемых задач на съезде была пропагандистская деятельность. Как решалась эта задача свидетельствует такой факт: в 1917 году баптисты в Сибири имели 100 баптистских общин, 100 молитвенных домов, 150 местных и разъездных пресвитеров и проповедников; в 1927 году — 150 общин, 130 молитвенных домов, 610 пресвитеров и проповедников. Что касается других церквей протестантского толка, то они были менее многочисленны, хотя тоже наблюдался рост их членов. В 1923 году в Омске состоялся первый съезд сибирских меннонитов. К этому времени относится появление в Сибири секты "Свидетелей Иеговы", возникшей в среде меннонитов, поддерживающих связь с Америкой. В середине 1920-х годов возникают и церкви пятидесятников.

В 1929 году в Омске прошел Сибирский краевой съезд безбожников, отметивший, что 1920-е годы были временем наиболее бурного развития протестантских церквей в Сибири: к 1927—1928 гг. здесь существовало 15 сект, 400 сектантских общин общей численностью около 30000 человек, из них большинство являлись членами протестантских сект 21570 человек. Самой многочисленной была церковь баптистов — 16500 человек, меннонитов — 3700 человек, адвентистов 7-го дня — 1200, пятидесятников — 120, иеговистов более 50 человек. Когда началась борьба государства с религией, численность верующих, в том числе и протестантов, резко сократилась, так в Западной Сибири к 1923 году только число баптистских общин и групп уменьшилось на 10, 9%.

Итак, мы можем сделать вывод, из многочисленных протестантских церквей в России, в том числе и в Сибири, получили распространение баптисты, адвентисты 7-го дня, пятидесятники, иеговисты, церкви меннонитов, хотя и существовали в России, их членами были в основном немцы. Кроме того в России было несколько немногочисленных общин методистов, созданы они были в Финляндии, Литве и Эстонии. Основной состав верующих: крестьяне, кустари и ремесленники, мелкие и средние торговцы, небольшой процент служащих и рабочих. Рост численности протестантских церквей — результат большой пропагандистской деятельности, особенно среди молодежи и женщин, а также умением идеологов этих церквей варьировать реальной обстановкой.


Лютеране в Сибири. Сборник научных статей. - Омск: Издательство Омского государственного технического университета, 2000. С. 298-302.

 

 

Н.И. БАРСОВ

ПРОТЕСТАНТИЗМ В РОССИИ

Протестантизм в России получил начало почти одновременно с Западной Европой. Великим князем Василием были вызваны в 1524-1533 с Запада ремесленники, художники, торговцы и аптекари. Около того же времени прибыли в Россию шведские купцы, получившие право торговли в России по договору 1524. При Иване IV были вызваны в Россию толмачи, лекари, хирурги, типографщики. Между всеми этими лицами было немало последователей учения Лютера, которым было предоставлено свободное отправление их богослужения, даже преимущественное перед католиками (последним не дозволялось иметь в Москве костелов), т.к. было замечено, что они не обнаруживают стремления к занятиям политикой и пропагандой. Впрочем, некоторые протестанты возымели надежду обратить в свою веру самого царя. Удостоенные собеседований с ним о вере, они вели споры о вере и письменные. Одерборний рассказывает, что царю нравились проповеди пастора Бакгорна, что он смотрел на учение Лютера “как близкое к истине”, любил пасторов как людей ученых; из них некоторые прямо склоняли его к принятию “Аугсбургского вероисповедания”. Русские летописцы отмечают, что “Бомелий чуть не отвел паря от православной веры”. Английскому пастору Коле царь поручал изложить письменно сущность англиканского учения, и это изложение понравилось ему.

Лютеране в 1570 шлют к Ивану IV посольство с намерением вступить с ним и русской церковью в союз, причем дают посольству тайное поручение обратить в лютеранство самого царя. Во главе посольства находится пастор “чешских братьев” Рокита. В первой же беседе по делам веры царь разочаровал послов, резко напал на главные положения лютеранства и категорически запретил протестантам не только пропаганду П., но и вход в русские храмы. Однажды лифлявдский пастор сравнил перед царем Лютера с ап. Павлом; царь будто бы ударил его хлыстом по голове и сказал: “убирайся к чорту со своим Лютером”. Пастора Фому, единомышленника Феодосия Косого, он, ударив палкой по голове, спустил под лед в Двину. Однако взятые в плен во время Ливонской войны (1558-82) немцы и шотландцы тысячами были расселены в разные города с правом свободного исповедания своей веры. Из Нарвы протестанты появились и в самой Москве и сначала поселились в слободе Кукуе, а потом - в самом центре города. В “Немецкой слободе” у них в 1560-65 была своя община, пастором которой был Виттерман, а между членами - лифляндские дворяне, состоявшие при особе царя; при общине с 1575 была а кирха, но без колоколов. В 1580 приказано было лютеранскую кирху и дома при ней разрушить и построить новые - за городом. Кирха деревянная при одном пасторе, была готова в 1584. В других городах России, где находились немецкие поселенцы и пленники, они также образовали из себя общины, но кирх не имели, а собирались на молитву в дома пасторов. Упомянутый Виттерман переходил из города в город. Другой пастор - Скультет проповедовал у протестантов Новгорода и Казани. В общем во времена Грозного протестантам жилось в России лучше, чем в самой Германии, Великобритании, Франции и Швеции, где они должны были вести такую страшную борьбу за существование.

При Федоре Ивановиче было много протестантов в его пятитысячном иностранном отряде. Царствование Бориса Годунова было самое благоприятное для протестантов. В “Белом городе”, Москве для них построена была кирха на средства, главным образом, самого царя, для которой проповедники были вызваны из Германии. При Лжедмитрии I протестанты пользовались полной свободой; но при Лжедмитрии II подвергались опасности быть истребленными поголовно - их спасла Марина Мнишек. Это гонение было вызвано непочтительным отношением к русской святыне: во время даже венчания лжецаря протестанты в Успенском соборе ругались над иконами, сидели и спали на них. В 1626 лютеранская община в Москве распалась на две. Вождем выделившихся был проповедник Яков Нейенбург. В 1643 священники московские жаловались царю, что в их девяти приходах, близ церкви немцы завели корчмы, и всякое осквернение от немцев русским бывает, и от немцев их приходы пустеют. Царским указом было повелено в Китае, Белом городе и слободах “ропоты в немецких дворах сломать, дворов немцам у русских людей не покупать”. В 1643 по просьбе доктора Белау повелено было немцам построить Михайловскую кирху на месте, где позднее были воздвигну” “Красные ворота”.

При царе Михаиле в Москве появляются xpамы реформатские. По Олеарию, реформа” еще в 16 в. имели там капеллу деревянную внутри “Белого города”; по другим, такая капелла была построена лишь в 1629, при ней бы пастор Булеус, а после него - Карвникель. 1643 обе церкви, лютеранская и реформатская вследствие указанной жалобы были закрыты. Число протестантов в Москве, однако, год от года увеличивалось: к концу царствования Михаила их было там уже до 1000 семейств лютеран и реформатов. Появились они также в Ярославле, Вологде, Холмогорах. Московское правительство ставило себе за правило для государственных нужд призывать из-за границы только протестантов, а не тех, кои “папежской веры”. При царе Алексее эмигрировало особенно много протестантов в Россию вследствие ужасов Тридцатилетней войны. Царь Алексей позволил оставаться в Москве только тем, которые согласны были присоединиться к православию; остальным (за исключением лиц особенно почетных и нужных) было ведено переселиться в Кукуй (1633). В новом месте немцам оказалось лучше - просторнее; эта местность сделалась обширной благоустроенной колонией; здесь лютеране имели две церкви, а кальвинисты - одну голландскую и дну английскую.

В 1662 по ходатайству саксонского двора в Москве образовалась особая лютеранская община - саксонская, первым пастором которой был Иоганн Грегори, личность замечательная и выдающаяся; к нему в “театральную школу” для обучения отданы были 26 избранных русских юношей. В конце царствования Алексея Михайловича знатные в богатые немцы обитали снова в центре столицы: в 1672 в самом Китай-городе было три больших каменных здания для их жития и складов товара. Шведам, после мира, дозволено было строить свои дома в Москве, Новгороде, Пскове, Переяславле и Белгороде, где было дано право им править свою службу в своих жилищах, но особых храмовых зданий строить не дозволено. На разных заводах около Москвы и Тулы существовали у них свои молитвенные дома. Все они были очень богаты и давали хорошее содержание пасторам. Всех немцев в Ц673 в России жило не менее 18 тыс. При Федоре Алексеевиче в русской армии 38 полков солдатских и 25 рейтарских имели командирами немцев. При царевне Софье в русскую службу или приняты эмигрировавшие из Франции гугеноты. В 1689 состоялся указ, чтобы иностранцев пускать в Россию не иначе как по опросу, а в у без личного указа государя вовсе не пускать. К началу 18 в. всех протестантов было I Москве до 20 тыс., а во всей России до 30 тыс. С первого появления в России набожные протестанты, из-за своих религиозных убеждений ушедшиe из отечества, не упускали случая пропагандировать свою веру. Умных и образованных проповедников между ними было немало, но и были сведущи в своем богословии. Успеху пропаганды способствовало и то, что русская была проникнута особенной антипатией ;тому самому католичеству, которое отрицало протестантство, и уже раньше в самой русской церкви были энергичные протесты со стороны русских людей против церковной иерархии и злоупотреблений и пороков духовенства. Пропагандисты открыли свои нападения на практические нравственные недостатки русской церкви. В частности, средствами пропаганды были: 1) устные проповеди ученых пасторов, иногда на русском языке, с намеками на ошибочность русских верований. Лучшими из таких проповедников были Георг Оке и Бартольд Вагер - последний проповедовал и в других городах, кроме Москвы. 2) Распространение протестантских сочинений в переводах. В 1552 датский король по просьбе Ивана IV вместе с художниками и типографами прислал ему “Аугсбургское исповедание” и “Катехизис” Лютера в русском переводе, с тем чтобы привезшие их типографы напечатали их в тысячах экземпляров. Густав Адольф завел в Стокгольме славянскую типографию, и протестантские книги отправлялись контрабандой в Россию. 3) Протестантские школы, существовавшие в Москве при всех трех протестантских церквах. 4) Высшие школы, художественные и иные в Москве, в которые поступали для обучения и русские. Жалобы ревнителей православия на успехи П. в России начинаются с Максима Грека (ок. 1550), обличавшего Лютера как иконоборца и указывавшего на многие антиправославные явления русской религиозной жизни, происходившие от П.

Первым русским протестанствующим вольнодумцем был дьяк Матвей Башкин. Как видно из противоиконоборческого сочинения острожского священника Василия, переведенного по приказу царя Василия Шуйского на великорусский язык, и сочинения “Об образе, о кресте и иных артикулах веры” (20-е гг. 17 в.) неизвестного автора, пропаганда при царе Василии, благодаря смутным временам, усилилась. Издание в 1627 катехизиса Лаврентия Зизания в нескольких тысячах экземпляров было делом протестантской пропаганды, т.к. в нем и после исправления его игуменом Илиею сильно выражено в некоторых местах лютеранство, а не опровержение его, почему он был запрещен, а взамен его издано несколько отдельных полемических статей и сборников. Какие именно идеи протестантского учения смущали в середине 17 в. русский религиозный мир, видно из соч. протопопа Ивана Наседки: “Изложение известно от Божеств, писаний на злоименные Лютеры”. Книга эта представляет собой апологию иконопочитания и молитв ко святым, коленопреклонений и крестного знамения при молитве, постов и др. обрядов. Из новых вопросов лютеранских и противолютеранских, в сравнении с прежними сочинениями на русском языке, в сочинении Наседки затронуты: отвержение монашества, возражения против таинств, против авторитета вселенских соборов и святых отцов, истинности и святости церкви Восточной, а также вопросы церковно-исторические - о летоисчислении, о кирхах и др. Видно, что все эти вопросы обсуждались в обществе, будучи внесены в него влиянием П. Автор рассматривает предметы не только оборонительно, но и наступательно,

Крупный факт в истории П. в России составляет прибытие в Москву датского принца Христиана-Вальдемара в качестве жениха царевны Ирины Михайловны. Возник вопрос о необходимости обращения его в православие, что, ввиду несогласия на то принца, при сильном желании осуществления этого брака с обеих сторон, вызвало и многократные устные собеседования, и переписку датских богословов с патриархом, и обильную письменную полемику пастора Фильгобера с Наседкою, обнимающие почти все богословие, насколько оно в православии отличается от П. После этого в течение 30-40 лет в пропаганде П. наступает большое затишье вследствие сурового отношения к нему царя Алексея Михайловича. В его “Уложении” положена смертная казнь за совращение из православия. С самого начала его царствования в 1649 немцы были выселены за город, и о пропаганде заключают лишь по тому, что в 1671 были изданы сочинения царского духовника Савиновича против лютеран и в 1672 соч. иерусалимского патриарха Досифея “Мечец духовный” - против кальвинистов. При начале раскола старообрядчества протестантская пропаганда подступала и к раскольникам.

Наплыв иностранцев и европейских идей при Петре не мог пройти бесследно для известного успеха П. Типическим представителем интеллигентных русских людей того времени, которые подпадали под влияние протестантства, был известный Тверитинов. Но и в среде самой церкви оказались крупные деятели, не чуждые влияния П. даже в теоретическом богословии, как Феофан Прокопович. В ограждение православия Стефан Яворский, Феофилакт Лопатянский, Магницкий, Поликарпов и др. издали сочинения: “Камень веры”, “Рожец духовный”, “Слово о предопределении”, “Показание ересей Лютера и Кальвина” (соч. Лихудов). Учреждение Московской академии, по-видимому, было вызвано необходимостью научной борьбы с П., т.к. ученые, приходившие в Москву из Киева, принимались с недоверием как “латинская часть”. Стесняемая внутри России, в Москве, протестантская пропаганда с большей свободой действовала на северо-западной окраине. Особенные успехи она сделала в отошедших к Швеции по Столбовскому договору (1617) Ингрии и Карелии и нескольких русских городах, которые остались за шведами. В них прекратилось даже существование православной иерархии (карельской епархии). Оставшиеся православные были поручены попечению новгородских владык, но, несмотря на всю их ревность к охранению этой паствы, положение ее было бедственное, и перебежчиков отсюда в Новгородскую область была “тьма”, вследствие “вере теснения великого”. В Стокгольме печатались лютеранские книги на русском и карельском языках и распространялись среди русского населения, назначались награды русским, изучившим Лютеров катехизис, пасторы проповедовали русским на русском языке. Таким образом многие русские были обращены в лютеранство. Чтобы предохранить от них Новгород, их не пускали в соборную церковь и о каждом приезжем “доискивали”. Не раньше как по Ништадтскому миру (1721) отпавшие паствы были возвращены православной церкви (см. “Историю русской церкви в Финляндии”, в “Историко-статастическом описании с.-петерб. епархии”, СПб., 1871, и И.А. Чистович, “История православной церкви в Финляндии”, СПб., 1851). По мнению Цветаева, “при образовании русского раскола старообрядчества и других сект, особенно рационалистических, пропаганда протестантства имела большое значение, принимая самый разнообразный, изменчивый и неуловимый характер”. Такое решительное утверждение представляется достаточно обоснованным. Но бесспорным является сходство хлыстовского вероучения с протестантски-квакерским учением Кульмана, духоборческого - с чисто квакерским, молоканского - с протестантствующим, тверитиновским. Первое есть отпрыск квакерства, второе - более чистая отрасль его, молоканство же - возврат к чистому П., начавшемуся России с 16 в.

Сетуя на успехи П. в России, беспристрастии историки не могут не отметить н умствеано-образовательного воздействия на русское общество этой вековой борьбы православных с пропаганда П., проникновение, при ее содействии, протестантской науки в Россию и начатое при Петре I сближение русской богословской науки с западной. Указывают также на полезное воздействие вне П., в лице его лучших представителей, на нравственную сферу жизни русского общества и на церковно-практическую жизнь; многочисленные суждения, беспристрастные и пристрастна о нравах русских людей и русских пастырей о всем церковно-обрядовом строе в России действовали исправительно на русских (см. “Историю русской церкви” П. В. Знаменского, 1873 стр. 364). Петр I, страстный поклонник европейской цивилизации, не чужд был некоторого сочувствия П. Протестантские историки говорят иногда, что Петр I никого в мире так не чтил как великого германского реформатора. Но отношение этого государя к П. было делом лишь его личного доброжелательства и любознательности. “Уложение” царя Алексея не было отменено, а в нем за совращение из православия полагалась смертная казнь. Пропаганда протестантам была строго запрещена. В 1719 издан указ не иначе дозволять смешанные браки (протестантов с православными), как под условием крещения и воспитания детей в православии. Но в собственной своей религиозной жизни П. ничем не был стеснен при Петре I. При нем все (четыре протестантские кирхи в Москве были уже каменные; даже на заводах и фабриках в окрестностях Москвы были две таких кирхи; появились кирхи в Туле, Новгороде, Казани и Астрахани, где прежде были только протестантские общины с проповедниками, но без кирх. В Воронеже были две каменные кирхи, в которых проповедовали многоученые пасторы. Со времени учреждения коллегий протестантством, как и другими иностранными исповеданиями, заведовала коллегия иностранных дел, которой были зарегистрированы все кирхи с их пасторами. Последние представляли в коллегию отчеты о состоянии П. В России, о числе кирх и пасторов при них, а коллегия ежегодно представляла о том в Синод. При Петре I английские богословы делали попытку соединения англиканской церкви с православною. Синод сделал постановление о том, чтобы не перекрещивать, а лишь миропомазывать протестантов при обращении их в православие; затем по вопросу о воссоединении с англиканами Синод вошел в сношение с восточными патриархами, которые дали отрицательный ответ, находя непримиримые догматические противоречия между двумя церквами. При Анне Ивановне и в регентство Бирона немцы-протестанты заняли особое, выдающееся положение по отношению к церкви; господствующая в государстве религия и ее иерархи до известной степени сделались гонимыми. Начались бедствия некоторых иерархов православной церкви после обнародования в 1728 написанного Стефаном Яворским еще при Петре I сочинения "Камень веры" по поводу ереси Тверитинова. Едва Феофилакт, архиепископ Тверской, успел издать его, как появилось “Послание Буддея к другу в Москве против Стефана Яворского” написано оно было не профессором Буддеем за границей, а кем-то в Москве. Феофилакту ведено было написать объяснение на это послание, что за него сделал Рибейра, доминиканец, живший при испанском посольстве в России. Бирон и Феофан Прокопович были в высшей степени озлоблены на Феофилакта за издание “Камня веры”. Когда он просил позволения самому лично ответить Буддею, императрица изъявила согласие, во затем ему было сказано, чтобы он не только не делал возражений Буддею, но и не упоминал бы о нем под страхом смерти. Все протестанты в России и за границей прониклись негодованием против Феофилакта. Явилось сочинение “Молоток на камень веры”, в котором отчасти опровергалось сочинение Стефана, главным же образом содержалась грубая брань. К этой полемике присоединились доносы давнего прогивника Феофилакта, Феофана Прокоповича, о том, что сочинение Рибейры против Буддея опасно для государства; он представил в канцелярию Бирона “Камень веры” и Феофилактову апологию на него как также вредные для государства. Феофилакт был лишен звания члена Синода и отбыл в Тверь. “Камень веры” был запрещен, и все экземпляры его были отобраны. Киевский митрополит Варлаам, отдельно издавший “Камень веры” в Киеве, после суда в Тайной канцелярии был лишен сана и сослан в Белозерский монастырь. Феофилакта после суда в той же канцелярии три месяца содержали под стражей, и возвратили в Тверь. После нового доноса на его со стороны людей, ему всем обязанных, его снова допрашивали; из Синода его взяли в канцелярию Бирона, три раза вздергивали на киску и били батожьями; три года держался он затем под тайным караулом, и после того, как его постиг паралич, его объявили лишенным сана и монашества, заперли в Петропавловскую крепость, где страдалец пробыл два года. По низвержении Бирона указом правительницы было велено признавать его по-прежнему архиепископом, и его поместил у себя в доме с.-петербургский митрополит Амвросий. Это был беспримерный факт мученичества православного пастыря в православном государстве - от протестантов, случайно стоявших во главе государственного управления.

При императрице Елизавете придворные и высокопоставленные лица из протестантов “не смели не уважать православия”. Ею были даны некоторые преимущества протестантам, принимающим православие. Многие протестанты из прибалтийских дворян в ее царствование обратились в православие. При Екатерине II и ее двух ближайших преемниках в Россию переселилось с Запада много меннонитов и гернгутеров, получивших большие земельные наделы в губерниях Екатеринославской, Таврической, Самарской и др. Особенности этих сект - решительное отсутствие всякой пропаганды и полная замкнутость церковной и общественной жизни. В новейшей истории П. в России заслуживают особенного внимания массовые обращения из лютеранства в православие латышей и эстов в прибалтийских губерниях, начавшиеся в сороковых годах 19 в. В этом деле особенно потрудились рижские архиепископы Филарет Гумвлевский, Платон Городецкий в Арсений Брянцев. В 19 в. в России под влиянием П. возникли секты: штундисты, сильно распространившиеся в простом народе в южных губерниях, пашковцы и т.н. “апостольская община”, или редстокисты (по фамилии лорда Редстока, ее основателя).

В северо-западной России, где появление П. было подготовлено гуситством, успех его был очень значителен в 16 в. Друг Гуса, Иероним Пражский, в 1413 был в Литве и Вильно и вел горячие беседы о вере с вел. князем Витовтом, который хотел объединить всех своих подданных не только в одном государстве, но и в одной церкви, без всякого деления ее на католическую и православную. С этой целью он учредил особую митрополию для юго-западной Руси. Отправляя на Констанцский собор Григория Цам-блака, он надеялся, что тот вернется в отечество с проектом новой церкви для Литвы, той церкви, которую проектировал Иероним. Но Гус погиб на костре, а на соборе русские иерархи объявили, что хотят оставаться тем же, чем были. Тем не менее, гуситство пустило глубокие корни и в народе, и в обществе литовском. Чешское национальное движение, едва не увенчавшееся успехом в виде учреждения единого самостоятельного славянского государства из Силезии, Польши, Литвы и Богемии, находило себе большое сочувствие у поляков и литовцев. Все вообще гуситские идеи, главным же образом религиозные, быстро распространялись в Польше и Литве. Это подготовило начало П. в юго-западной Руси. Он распространялся в Белоруссии, на Волыни, в

Литве и Галиции не только из Польши, восточной Пруссии и Курляндии, но также из Лейпцига, Франкфурта и вообще из самой Германии, преимущественно через торговые сношения и переселения немецких протестантов - ремесленников, купцов, ученых и художников в Вильно и другие города. Из них многие оказались настойчивыми и умелыми пропагандистами П. Таковы были Фр. Лисмонини (1521), Авр. Кульва, основавший школу на 50 человек и с церковной кафедры проповедовавший лютеранство, хотя имел звание католического ксендза, Ян Винклер и др. 3 1545 Альберт, принц прусский, прислал в Нитву протестантских миссионеров, распространил в народе тысячи лютеранских сочинений, учредил в Кенигсбергском университете стипендии для литвинов-лютеран. В 1544 в Вильно поселился наследник престола Сигизмунд Август, открытый сторонник П., окруженный последователями нового учения. Лютер, Кальвин и пр. присылали ему свои сочинения и переписывались с ним. Сделавшись королем, он на сеймах заявил решительное желание преобразования церкви, для чего предлагал составить собор, на котором бы присутствовали и реформаторы -Кальвин, Беза, Меланхтон и др. Но идея его не осуществилась благодаря искусной интриге папского нунция. Тем не менее при нем П. быстро распространился среди купцов и ремесленников немецкого происхождения. С целью обращения православных в 1562 был издан на русском языке катехизис Лютера. В правление Сигизмунда Августа гуситы, лютеране и кальвинисты имели кирхи на Волыни, в Литве и Белоруссии. На Быховском собрании протестантов (1560) два проповедника, Вертан и Николай Житный, были избраны для проповеди П. в Червоной Руси, где ими и были устроены кирхи в Перемышле и Яжелбицах. В 1562 литовские реформаты соединились с чешскими братьями в одно общество, оригинально организованное, с элементами чистого православия. Чешские братья привнесли в жизнь общин благочестие и свою обычную чистоту нравов. В эту новую “церковь” перешло много православных, в среде которых не было сильных характеров и ученых людей, которые могли бы с успехом бороться с пропагандой П. Лишь простой народ крепко держался веры отцов. В это же время в западной Руси и Польше нашла себе место крайняя протестантская секта - социнианство. Оно занесено было из Великороссии учениками Башкина, игумена Артемия, Феодосия Косого и др. При жизни их протектора, князя Николая Радзивилла, они стояли в оппозиции к кальвинизму; но иезуиты сокрушили их самих.

П. поддерживался правительством до 1572, когда начинается открытое и жестокое гонение на него. В эту эпоху гонений у протестантов северо-западной Руси созревает мысль о соединении с православием. Состоялось несколько съездов протестантов с православными. На съезде в Вильно после долгих споров лютеране и кальвинисты пришли к соглашению между собой в учении о таинствах, а затем на генералы синоде протестантов с православными в том же году в Сандомире, а потом - в Позе были выработаны 22 положения, касающиеся церковной дисциплины и общественной нравственности В 1578 литовские протестанты взяли было себя инициативу воссоединения всех протестантов, с этой целью отправив послание в Германию к имперским князьям; но эта попытка не имела успеха, и литовские протестанты сосредоточили свои усилия на сближении и объединении с православными, чтобы совместными силами бороться против католичества. Совещания представителей происходили в Торне в 1595, где установлено было начало взаимной веротерпимости, в Бресте в 1596, в Вильно в 1599. Виленское православное братство вступило в союз с виленской реформатской общиной для совместной деятельности в защите себя от угнетений католичества. В позднейшие времена протестанты и православные собирались на конференцию в Радоме в 1767, после которой сеймовые депутаты Польши перед портретом Екатерины II подписали акт терпимости. В общем протестантская пропаганда не имела большого успеха среди православных, главным образом вследствие постепенного ослабления, в безуспешной борьбе с католичеством, внутренних образовательных сил протестантов. Средства для привлечения православных особенно обсуждались на генеральных синодах протестантов. В Женеве в 1629 на латинском языке, а в 1633 - на греческом появилось с именем Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса, несомненно православного, “Восточное исповедание православной веры”, изложенное совершенно в духе кальвинизма. Успеху этой фальсификации положило конец составление “Православного исповедания веры” киевским митрополитом Петром Могилой, утвержденного Ясским собор (1643) и четырьмя патриархами Востока с бывшими при них епископами.

П. в северо-западной и юго-западной Росс имел, несомненно, известное благотворное воздействие на внутреннее состояние православной церкви: дружественный союз П. с православием для совместной борьбы с католичеством в nериоды процветания П. способствовал обновлению и поднятию уровня церковно-общественной жизни православных. П. содействовал учреждению и преобразованию церковно-приходских "братств", столь много принесших пользы православию борьбе с католицизмом. П. был особенно полезен православию своим влиянием на развитие образования: в протестантских школах Литвы получило научное образование большое число православных, из которых многие оказались превосходными православными богословами; западно-русская церковь (братства и отдельные лица по образцу протестантских школ устраивала свои школы. В типографиях печаталась масса сочинений не только по богословию, но и по другим наукам; образовались ученые кружки, развившие необычайную литературную деятельность; во всем этом непосредственное содействие и руководство оказывали православным протестанты. Историки западной и южной Руси превозносят школы литовских реформатов, лютеран и моравских братьев, называвшиеся “гимназиями” или просто школами, но по научному уровню далеко превосходившие привилегированные католические академии и факультеты. Методы преподавания в этих реформатских школах были превосходны. Русские юноши, обучавшиеся сначала в католических школах, толпами переходили в школы реформатские, по образцу которых потом основывали свои русские (как, напр., школы: острожская, туровская, львовская, виленская, киевская, брестская, минская, бельская, буцкая и т.д.). Усовершенствованные педагогические приемы (главным образом знаменитого славянского педагога Яна Амоса Каменского) создали ряд самостоятельных ученых почти по всем отраслям знания, произведениями которых обильно пользовались русские богословы и проповедники, хотя иногда не без ущерба для чистоты учения. В нравственном отношении П. разрушительно действовал на монастырский аскетизм, но своим благочестием и строгостью жизни протестанты много способствовали очищению нравов между православными, особенно возвышению общественных добродетелей - человеколюбия, благотворительности, честности, трудолюбия.

См. особенно сочинения проф. Дм. Цветаева: Протестанты и протестантство в России до эпохи преобразований, М., 1890; Об отношении протестантов к православной церкви в России, 1886; Из истории иностранных исповеданий в России в 16 и 17 вв., М., 1886; Памятники к истории протестантства в России, чч. 1 и 2; Вероисповедное положение протестантских купцов в России; Московские протестантские кладбища; Влияние П. на умственное и нравственное таяние юго-западной России, ЧОЛДП, 1880; Литературная борьба с протестантством в Московском государстве, М., 1887. См. также: А, Никольский, Материалы для истории южно-русской противолютеранской полемики 16 и 17 вв., “Труды КДА”, 1862; Т. Б у т к е в и ч , Протестантство в России, Харьков, 1913.

ПредыдущийНа главную страницуСледующий

 

Hosted by uCoz