Гузь С.С.

Назначение человека и смысл его жизни по православному вероучению

 

     Методически в вопросе о назначении человека можно выделить три аспекта: назначение человека в отношению к Богу, назначение человека в отношении к самому себе и назначение человека по отношению ко всему прочему творению.

Назначение человека по отношению к Богу.

     О назначении человека по отношению к Богу говорит св. апостол Павел: "Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в духотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дал всему жизнь и дыхание и все; от одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив преопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя, Он и не далеко от каждого из нас". Святитель Иоанн Златоуст комментирует этот стих: "Это значит, что Бог не только дал нам для жизни дыхание и все, но, что важнее всего, открыл путь к познанию Его, даровал то, что через это мы можем найти и достигнуть Его".

      Таким образом, то назначение человека по отношению к Богу заключается в том, чтобы он неизменно пребывал верным союзу с Богом, к которому призвал его Господь при сотворении, запечатлевши в человеке Свой образ, вследствие чего человек стремился к своему Первообразу всеми силами своей разумной свободной, бессмертной души, чтобы познавал и прославлял своего Создателя.

Назначение человека по отношению к самому себе.

      Назначение человека по отношению к самому себе заключается в том, чтобы он как созданный по образу Божию с нравственными силами, старался через раскрытие сил и способностей, через деятельное устремление и максимальное приближение к своему Первообразу достичь полной, возможной для конечного существа меры богоподобия, т.е. теснейшего единения с Богом, причастия Божественного естества, а вместе с тем и возможности участия в Божественном блаженстве. Если же сравнивать назначение человека по отношению к Богу и по отношению к самому себе то в большей степени они совпадают. Разница лишь в акцентах.

      Когда говорится о назначении человека по отношению к Богу, то имеется в виду прежде всего цель человеческой жизни, которая выражается в призвании человека пребывать верным союзу с Богом, стремиться душой к Нему, познавать своего Создателя, прославлять Его, радоваться единению с Ним, жить в Нем. То есть иными словами цель человеческой жизни выражается в познании Бога и соединения с Ним. А когда говорится о назначении человека по отношению к самому себе, то имеется в виду тот подвиг веры, к которому призван человек для того, что этой цели достичь. Для этого ему надлежит быть достойным своего Первообраза. Иначе говоря, он призван совершенствоваться, оберегать свое подобие Богу, восстанавливать его, укреплять; призван развивать и совершенствовать свои нравственные силы путем добрых дел. Этого требует работа человека о своем собственном благе. Истинное его благо заключается в блаженстве в Боге. И потому должно сказать, что и блаженство в Боге составляет цель бытия человека.

Назначение человека по отношению ко всему прочему творению.

      Христианское представление о тварном мире основывается на убеждении в том, что мир имеет основание и цель своего бытия в Боге - спасение. Таким образом, замысел Божий о мире подразумевает спасение не только одного человека, но и всего творения. Апостол Павел в своем первом послании к Коринфянам говорит, что в конце времен "будет Бог все во всем" (1 Кор. 15, 28). Весь тварный космос приобщится к Богу, а не только человек. Поскольку Бог есть полнота жизни (Ин. 11, 25), Он желает, чтобы все творение приобщилось к этой полноте и стало выражением Божественной жизни, единением в любви, которая составляет образ бытия Бога. Приобщение тварной природы к жизни Божества не может быть следствием необходимости, но совершается как дело личной свободы. Единственной нетварной сущностью, которая способна реализовать свою жизнь как свободу, является человек. По этой причине Св. Писание и святоотеческое Предание видят в человеке как бы посредника, способного привести весь созданный Богом мир к осуществлению его конечной цели.

      Античные авторы называли человека "малым миром". У св. отцов Церкви, у свт. Григория Нисского, встречаем наименование "малый бог", т.е. некое существо, способное управлять миром, свободно определяться по отношению к природной необходимости.

      Неизреченное снисхождение Бога до последних пределов нашего человеческого падения, до самой смерти, снисхождение, открывающее людям путь восхождения - безграничные горизонты соединения твари с Божеством, - и есть самая сущность христианства. Искупительный подвиг Христа, а в более широком смысле - Воплощение Слова, связывается с конечной целью, поставленной перед тварью, а именно соединение человека с Богом. Если это соединение осуществлено в Божественном Лице Сына - Бога, ставшего человеком, то нужно, чтобы оно осуществилось и в каждой человеческой личности и каждый из нас стал Богом по благодати, или "причастником Божеского естества", по выражению св. апостола Петра (2 Пет. 1, 4).

      Соединение с Богом - вот главное назначение для каждого человека. Спаситель мира Христос открывший это назначение , сказал : "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный" (Иф. 5, 48). В этой аксиоме христианства заключено признание и оправдание бесконечного достоинства каждой человеческой личности.

      В новозаветном Откровении глубочайшем и совершеннейшем образом выражается внутренняя человеческая природа. Св. отцы наставляют нас, чтобы мы всеми силами старались вызвать в нашем телеснодуховном организме полное пробуждение всех сил и способностей так, чтобы наше мышление направлялось к истине, воля - к свободе и благу, чувство - к любви при постоянном участии разума. Но прежде чем познать саму истину и в ней Бога, прежде чем стать совершенным и возвыситься к Богу, естественный человек должен осознать себя в своей греховности. Поэтому человеку необходимо сначала аскетически отринуть чувственный мир и в порыве веры, любви взлететь к небу, чтобы потом принести на землю все небесное, истинное, совершенное.

 

 

Предыдущий На главную страницу Следующий

 

 

Hosted by uCoz