Лекция для миссионера

 

":во Единого Бога:"

 

 

"Во Единого:"

Почему именно с этого слова начинается Символ веры?

Многобожие, язычество - главная опасность и соблазн древних иудеев. В первоначальной христианской церкви, вобравшей в себя бывшие языческие народы, этот соблазн еще оставался опасным. Были гностические попытки - соединить евангельское благовествование с достижениями языческой философии. Соблазн многобожия заключался также в самом понятии о Пресвятой Троице, т.к. различия природы и ипостаси еще не были осознанны.

Было ли язычество первой религией человека?

Нет никакого основания предполагать, что многобожие - первая религия человека, которая потом возвысилась до единобожия. Адам, Ева и их ближайшие потомки поклонялись, естественно, Единому Богу. Согласно Ветхому Завету, первое общественное богослужение было при Сифе - третьем сыне Адама.

Первые поселения адамитов (136 поколений после Адама) образовали города Шумера - Эриду и Ур, пахотные земли в этом регионе действительно приходилось создавать "в поте лица" из болот и песчаных отмелей, отделяя сушу от воды. В Эриду было найдено древнейшее святилище: квадратное, площадью 3 кв.м. из длинных призматических сырцовых кирпичей. Оно расширялось 16 раз, но каждый раз в центре оставался нетронутым первоначальное святилище. Согласно клинописным записям, это была столица десяти допотопных царей, последним из которых был Ной, при котором и произошел потоп в 3844г. до Р.Х. (1656 г. от сотворения Адама). На основании Священного Писания, можно приблизительно восстановить годы их жизни:

Праотец Год рождения Год смерти Продолжительность жизни

Адам 1 930 930

Сиф 130 1042 912

Енос 235 1140 905

Каинан 325 1235 910

Малеил 395 1290 895

Чаред 460 1429 962

Енох 622 (967)-не умер 365

Мафусаил 687 1654 967

Ламех 872 1651 777

Ной 1056 2006 958

Сим 1556 2156 600

Как видим, Адам прожил 930 лет и был современником 8 поколений своих потомков. (до отца Ноя Ламеха). Адам мог, таким образом, сам рассказывать своим потомкам про жизнь в раю и грехопадение, а значит, в Шумере все события были известны "из первоисточника". При внуках Ноя появилась клинопись, и истории, известные от праотцев, были записаны и частично дошли до нас, хотя и были искажены последующим язычеством. Следы понятий о Едином Боге находятся во всех языческих религиях.

Многобожие - следствие затмения понятий о Боге. Люди, особенно в религии, идут не от низшего к высшему, а от лучшего к худшему. Во Второзаконии (32,17) говорится, что боги появились недавно и древние отцы их не знали. А вот что пишет об этом известный английский писатель и богослов Р.Честертон в своей книге "Ортодоксия": "Теперь все помешались на эволюции и полагают, что большое всегда развивается из маленького как плод из семени. Но они забывают, что семя падает с дерева. И впрямь, у нас нет доказательств, что религии развивались из ничтожной забытой мелочи, гораздо вероятнее, что начало было слишком огромно и потому несподручно. Очень может быть, что многие люди начали с простой и поразительной идеи Вседержителя и только потом, как бы от усталости, соскользнули к богам или бесам:. Австралиец, например, создал царство нелепости. Ему ничего не стоит поболтать, общения ради, о том, что солнце и луна - половинки разрубленного младенца, а дождь - молоко исполинской коровы. Но он удаляется в тайные пещеры, скрытые от женщин и белых и там, под ритуальный грохот барабанов, обливаясь жертвенной кровью, узнает от жреца последние тайны, доступные только посвященным: что честность лучше хитрости. Что добротой дела не испортишь, что люди - братья, а Отец их - Бог Вседержитель, Творец Неба и земли, видимого и невидимого:"

Немного о языческих богах

Как ни разнообразна была религиозная жизнь древнего мира, всех богов можно разделить на 3 разряда: богов Востока, Греции и Рима.

Боги Востока - это обожение явлений природы, ее скрытых сил, проявляющихся в творческих актах, в животворении и разрушении. Восточным религиям свойственна любовь к пышным богослужебным формам, ко всему загадочному и таинственному. Отметим, что на востоке обожествлялись не только полезные для человека силы и явления природы, но и опасные, губительные. То есть для них характерен определенный дуализм, поскольку зло считалось столь же изначально-существующим, как и добро. Так, например, в Индии: Брама - бесконечный творец мира, его душа, рядом с ним - Вишну, олицетворяющий все благодетельные силы и явления природы и Шива - вечная производительная сила природы, производящая новую жизнь из разрушения и гибели. В Мидии и Персии Ормузд - бог света, творец добра; а Ариман - бог тьмы, источник зла.

Злых богов подчас старались ублажать так же, если не сильнее, чем добрых. И ублажать именно тем, что, по мнению людей, должно было бы им доставить удовольствие, то есть злыми и жестокими обрядами. В Финикии Молох - олицетворение убийственного летнего жара, именно ему приносились дети в жертву всесожжения; Мелитта - олицетворение плодородия, ей служили официальным развратом. С течением времени происходит падение восточных культов, а после завоеваний Александра Македонского они легко заменились греческой религией.

Боги Греции - это всегда добрые боги. Они являются идеализацией природы и человека, торжества нравственного порядка в мире, против которого нельзя погрешить безнаказанно. Зевс -хранитель справедливости, всевидящее око, возмездие; Гера -покровительница брака. Паллада - защитница разума; Аполлон - бог света, истолкователь греческой религии.

Но очеловеченные боги имели и человеческие недостатки. Не без помощи поэтов, Олимп становится отражением обыденной жизни греческого народа. И как греки ни стремились основать нравственность на религии, сама религия вскоре перестала удовлетворять требованиям нравственности. Между мифологическими образами и нравственными законами общими остались лишь имена. Пытаясь выбраться из этого противоречия, Геродот разработал учение о зависти богов. Платон, напротив, учил, что боги добры, но человеческий мир не зависит от них и живет сам по себе.

Италийские боги - это скорее сухие отвлечения гражданского и общественного порядка, поскольку построение единого государства было главной, самой воодушевляющей целью и жизненным пафосом римского народа. Фидес - хранительница честности в общественной жизни; Термин - охранитель границ; Юнона - богиня супружеской верности; Эскулап честности в торговле. А главное божество римлян Юпитер Капитолийский - это олицетворение самого государства. Пока чувства, олицетворяемые этими богами, были сильны, божества пользовались почтением. Религиозная жизнь была строгой, всякое событие требовало истолкования авгуров, гадателей, жрецов. Особенное усердие проявлялось к Марсу - богу войны и к Виктории - богине победы.

Но с созданием мировой империи, то есть с достижением желанной цели, начался упадок религии. Среди высших классов появился скептицизм, который затем распространился и в народе, где к неверию часто примешивалось суеверие. Только императоры заботились о поддержании язычества. Так, например, Клавдий во время триумфа на коленях поднялся по лестнице на Капитолий, а когда на храм Юпитера села птица, что считалось дурным предзнаменованием, было объявлено всенародное покаяние во главе с императором.

По мере завоевания новых провинций, римляне не только не отрицали местных богов, но, напротив, оказывали им знаки уважения и включали в свой пантеон. В результате количество богов стремительно росло, что тоже не могло привезти к снижению их значения. Часто значение богов смешивалось, так греческий Зевс "приравнивался" к римскому Юпитеру, это явление получило название "теокразия". При этом в каждой провинции поклонялись своим собственным богам. Для объединения провинций в единое государство появилась нужда в едином культе для всех римлян, и таким культом явился культ императора ("апофеоза") В лице правителей стало почитаться божественное руководство империей. Правительство настаивало на совершении культа императора, в чем видело свидетельство политической благонадежности. В дальнейшем христианство столкнулось с язычеством именно в этом пункте - гонения следовали именно за отказ христиан приносить жертвы культу императора.

Кризис язычества

Итак, Олимпийцы - это боги для счастливых детей. Юпитер и другие капитолийцы - боги для человека, который исчезал в гражданине. Жизнь древнего человека была устремлена во вне, древний мир не знал внутреннего мира человека, он еще не выработал понятия личности. Древний человек не направлял взор в свое сердце, не понимал греха. К первому веку до Р.Х., хотя боги остались теми же, но люди изменились и стали требовать от богов иного. Сперва у выдающихся мыслителей и философов, потом - и у рядовых римлян появляется чувство недовольства собой, понимание испорченности человеческой природы.

Сенека: "Человеческая душа от природы строптива и стремится к запрещенному. Наша преступность заключена не вне нас, а в нас самих". Плутарх (50-125 г.г.): "Смерть - наивысшее и совершенное благо, тогда только души начнут в собственном смысле жить и возрастать, теперь же они в состоянии сна, тогда Бог будет нашим руководителем и царем, к которому мы стремимся, чтобы созерцать неизреченную и невыразимую для людей красоту"

Но есть ли загробная жизнь? В поисках ответа люди обращались на восток. Восточные религии предлагают обряды очищения, жрецы берут на себя задачу примирения человека с Богом. И среди всех восточных религий особенное внимание привлекает иудаизм. Самым привлекательным в иудейской религии был монотеизм. Проповедуемый мудрецами как религия образованных классов, здесь он является народной религией. Привлекательны открытое слово Божие, жертвы умилостивления за грех. Но обрезание мало кто принимал. Большинство новообращенных (прозелитов) становились прозелитами врат. Они избегали идолослужения и служили Единому Богу, соблюдая Ноевы заповеди. Именно их апостолы называли "богобоязненные мужи и жены".

Итак, от Сократовского "познай самого себя" очень близок поворот к "покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное".

Нередко уже простые, но глубокие и честные размышления об окружающем мире, приводили людей, воспитанных в язычестве, к идее единобожия, как это случилось, согласно церковному преданию, со св. мч. Варварой.

Афанасий Великий: "Несомненным доказательством того, что причина всего сущего одна служит то, что мир один, а не многие: Самый порядок мира и совершенное соответствие всех его частей ясно показывает, что правитель и распорядитель во вселенной один, а не многие:Многобожие есть безбожие, так и многоначалие необходимо назвать безначалием. Если бы один мир был создан многими, это обличило бы бессилие творцов, ведь бы был достаточен один, не нужно многим восполнять недостаток друг друга:".

":Бога:"

Об Имени Бога.

Имена Бога в Священном Писании:

Елоаг или Елоагим (множ.) - Бог неба и земли, то есть всего, что есть

Ягве, Иегова - Тот, Кто Есть, Бог Израиля;

Ел - Сильный, Крепкий -

Шаддай -Всемогущий, Вседержитель;

Адонаи - Владыка, Господь.

У славян: Бог, Господь, Сый.

В западных языках слово Бог - будь то на английском языке God или на немецком Gott - происходит от древнегерманского слова, которое значит: Тот, перед Которым падают ниц в священном ужасе. Очень важно воспринять основную мысль такого подхода к Богу. Людьми, которые стремились сказать нечто о Боге, не было сделано попытки Его описать, они лишь указывают на то, что случается с человеком, когда вдруг он окажется лицом к лицу с Богом. Все, что человек может тогда сделать - это пасть ниц в священном ужасе перед Тем, Кто непостижим и вместе с этим открылся ему в таком дивном сиянии.

Антоний Сурожский: "В некоторых племенах, желая сказать о Боге, чувствовали, что нет человеческого слова, которое может достойно быть употреблено; и поэтому каждый раз, когда в каких-нибудь обстоятельствах они хотели сказать то, что мы сказали бы словом Бог, они на мгновение умолкали и рукой показывали на небо".

Это тоже нам надо, мне кажется, запомнить, потому что слишком часто, когда нам ставят вопрос о Боге, мы сразу стараемся каким-то образом на человеческом языке, причем на языке падшего человечества, дать очертания и описания Его, и вместо Бога получается карикатура.

Апологетика - наука о доказательстве бытия Божия.

Апологетика - наука древняя, она существовала задолго до христианства. Ею занимались такие греческие философы как Платон, Аристотель и Цицерон. Христианство развивало эту науку с первых дней своего существования, в первую очередь, в целях защиты христианства от несправедливых гонений ("судебная апологетика").

Но Бытие Бога, как и его отсутствие, равно недоказуемы. Как же может существовать такая наука как апологетика? Правильнее сказать: эта наука доказывает, что уверенность сердца в бытии Бога не противоречит мыслящему разуму. Апологетика указывает, следы Бога, Которого мы знаем и признаем сердцем, есть повсюду. А значит, атеизм - не необходимость мысли, а дело воли. Атеистические аргументы прикрывают его истинные мотивы - богоборчество, бунт против Бога. Апологетика выдвигает следующие доказательства:

Историческое - всеобщее, с доисторических времен признание Высочайшего существа, господствующего над миром и человеком. Такое признание необъяснимо из внешнего опыта. Честертон: "принято утверждать, что религия возникала медленно из совокупности нескольких случайных причин: страха перед вождем, снов и священных обрядов, связанным с зерном. Я не уверен, что можно свести живое и единое к трем мертвым и несвязанным между собой. Так если бы в фантастическом романе описывалось чувство, за которое люди умирают и которое является суммой привычки к курению, роста налогов и радости автомобилиста, превышающего скорость. Если жатва, сны и вождь и были чем-то связаны, то именно чувством священного".

Космологическое, представленное устройством внешнего мира. В целостной картине мироздания видно проявление разумности в высочайшей степени полноты и совершенства.

Телеологическое - разумность очевиднее всего проявляется в целесообразности. Мироустройство в высшей степени целесообразно: низшие формы жизни являются условием жизни высших форм и, не сознавая того, служат их интересам.

Психическое - психическая жизнь человека - это не видоизменение физиологии, а обнаружение существенно иного начала - души, которая не есть продукт вещественной природы. Должно существовать самобытное и невещественное начало, не тождественное с миром, но действующее в нем.

Нравственное - в человеке существует внутренний закон, предписывающий и воспрещающий многое, чего внешнее законодательство не касается. Этот закон называется совестью. Значит, существует иная, высшая законодательная власть, которая, стоя над законами человеческими, может осуждать их за безнравственность.

Логическое - от очевидной условности всего данного в опыте легко придти к Бытию Самосущего и Безусловного, опыту недоступному, но для мыслящего ума несомненного. Иначе говоря, бесконечный ряд причин образует дурную бесконечность, окружность без центра, противоречащую природе нашего мышления.

Таким образом, все, чем возвышается человек над животными: инстинктивная вера, здравый смысл, нравственное чувство, самосознание, строгое мышление приводит к мысли об истинности Бытия Божия.

Определения Бога.

Негативное апофатическое богословие. "Бога никто никогда не видел" (1 Ин. 4,12). Божество неизреченно и непостижимо. Апофатизм учит нас мыслить так, чтобы в представлении о Боге мы не следовали обычным путем человеческого мышления и не подменяли духовных понятий логическими или умозрительными. Но непознаваемость Бога - не отказ от Богопознания, а начало его. Богопознание должно вести не к знанию о Боге, а к соединению с Ним.

Положительное катафатическое богословие. Это познание общих свойств Бога, принадлежащих не сущности Его, а энергиям на основании Его действий в природе, истории человечества и в человеческой душе. Основные понятия катафатического богословия следующие:

Бог - это Дух, то есть Он обладает цельной и простой природой;

Бог Вечен. Блаж. Августин: "Всякое прошедшее уже не существует, а всякое будущее еще не существует, следовательно, как прошлое, так и будущее есть недостаток в бытии. Но в Боге ничего нет недостающего. Следовательно, у Бога нет ни прошедшего, ни будущего - одно настоящее".

Бог Всеблагой. Св. Иоанн Златоуст: "Если не скоро кто-нибудь согласится умереть и за праведника, то представь любовь Твоего Владыки, добровольно распятого за грешников и врагов.:Любовь Божия так отличается от родительской, как благость от лукавства". Св.Григорий Богослов: "Бог ниспосылает нам щедрые дары Свои с большим удовольствием, чем мы принимаем их".

Бог Всеведущий. Восточная мудрость: "Темная ночь, черный мрамор, черный муравей - Бог видит его и слышит топот ног его, знает и явные и тайные дела и все помышления наши".

Бог Всеправеден и Долготерпелив. Св. Тихон Задонский: "Кто живет с беспечною надеждою на милосердие Божие, тот просит у Бога суда над собою, кто нерадит о благости Божией, тот правду Божию на себе узнает. Одним оком взирай на милосердие Божие, другим-на правду Его". Св. Василий Великий: "Чтобы не согрешить - нужен страх Суда Божия; чтобы, согрешив не отчаяться - полезна надежда на милосердие Его". Св.Феофан Затворник: "Нельзя делать бесконечные поблажки себе. Не по временами себя ограничивать, а сделать решительный поворот. Ведь никто не может сказать, когда переступит границу - может быть, вот-вот, и кончится Божие долготерпение".

Бог Всемогущ. Как легко человеку назвать по имени предмет существующий, так Богу легко было привести в бытие несуществующее. Для Бога легче зажечь новое солнце, нежели нам свечку. У Бога и вода попаляет и огонь орошает.

Но всякое перечисление свойств Божиих приводит лишь к умалению Его. Еврейский писатель Маймонид приводит такую притчу. Юноша стал на молитву и воскликнул: "Господи, Ты велик, Ты славен. Ты вездесущ. Ты всемогущ..." Но наставник остановил его: "Не богохульствуй; каждый раз, когда ты прибавляешь новое прилагательное к слову Бог, ты Его делаешь все мельче и мельче, ты как бы проводишь границу вокруг Него и делаешь Его пленником нашего языка".

Те понятия о Боге, те слова, которые мы употребляем, должны нас привести к моменту, когда мы молча, в созерцательном ужасе преклоняемся перед Ним и переходим в ту глубину таинственного молчания, где живая душа встречает живого Бога.

Троическое Богословие изучает Само Бытие Божие в Его Троическом единстве, и это богословие основано на Откровении Самого Бога.

В Ветхом Завете учение о Троице дано прикровенно: "Сотворим человека по образу и подобию Нашему" (Быт. 1, 26); встреча Авраамом трех мужей у Мамврийского и его обращение к ним: "Владыко, я обрел благодать пред очами Твоими" (Быт. 18,3).

В Новом Завете о Пресвятой Троице повествуется уже открыто: ":крестя их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа:" (Мф. 28:19), "ибо Три свидетеля на Небеси: Отец, Слово и Святый Дух и сии Три суть едино" (1Ин.5, 7-8).

Св. Иоанн Дамаскин: "Всегда Сущий Бог рождает Свое Слово, которое совершенно - без начала и конца. Дух Святый исходит от Отца не по образу рождения, а по образу исхождения - иной образ происхождения, и непостижимый и неведомый, как и рождение Сына. Так Адам - не рожденный, Ева - вышла из ребра - не рожденная, Сиф - рожденный. Все они различны друг от друга не по природе, т.к. все трое люди, но по образу происхождения. Три ипостаси различны только по происхождению: Нарожденный, Рожденный и. Тот, Кто. Исходит. Все, что относится к Отцу, относится и к Сыну и к. Св. Духу. Но троичные имена Ипостасны, т.е. реальны. Все Ипостаси бесконечны, т.е. находятся везде. Единство Божие - непрерывная сплошность, Всеполнота. Три Ипостаси находятся как бы Одна в Другой - несложно и неслиянно. Любовь связывает Ипостаси в нераздельное бытие, но: Отец повелевает, творит Сын и совершает Дух Святый: Божие действие от Отца через Сына в Духе к твари: В Духе через Сына познаем Отца".

Человек собственными силами, без Божественного Откровения не в состоянии постигнуть тайну Пресвятой Троицы, она невместима в человеческом сознании, поскольку бесконечно превосходит его. О непознаваемости Пресвятой Троицы гласит известная легенда.

На африканском побережье, в городе Иппоне, блаженный Августин писал глубокомысленную книгу о Пресвятой Троице. Утомленный чрезвычайным напряжением ума, силившегося проникнуть в глубочайшую из тайн, великий писатель вышел на берег для прогулки. Наслаждаясь вечерним воздухом, Августин не выпускал, однако же, из мыслей предмета своих исследований. Вдруг заметил он на морском берегу отрока необыкновенной красоты, который небольшой серебряной ложкой черпал воду из моря и выливал ее в маленькую яму. Такое занятие отрока блаж. Августин сначала принял за обыкновенную детскую шалость, но тайное чувство побудило его приблизиться к отроку. На вопрос: "Что ты делаешь?" отрок отвечал: ""хочу вычерпать это море и поместить его в эту ямку". "Но это явно невозможно", - сказал Августин. "Разумеется, невозможно, - отвечал отрок, - но скорее я вычерпаю моей ложкой это море и вмещу его в эту ямку, чем ты своим умом проникнешь в неведомую тайну св. Троицы и вместишь ее в свою книгу". Так сказал отрок и мгновенно сделался невидимым.

Современное Богословие о Троическом единстве. Сущность, индивидуальность, личность .

- Природа (сущность) - это те специфические качества, которыми обладает данный предмет. Скажем, природа человека в строгом смысле - это то, что отличает человека от животного и ангельского мира. В более широком смысле "человеческая природа" - это вообще все, что свойственно человеку. Попытки познать природу - это поиски ответа на вопрос "что есть человек?"

- Индивидуальность - это те особенности, которыми отличаются друг от друга носители одной и той же природы. Это различия людей между собой. Можно сказать, что каждый из нас лишь отчасти обладает человеческой природой - каждый на свой лад. Поэтому выявление индивидуализирующих черт - это познание того, как, в какой мере, каким образом данный человек осуществляет свою человечность

- Личность (ипостась) - это собственно тот субъект, который обладает всеми природно-индивидуальными свойствами. Само по себе личностное бытие бескачественно. Любые характеристики относятся к природе. Личность же - это тот, кто владеет этими качествами, свойствами, энергиями, кто развертывает их в реальном бытии.

Природа отвечает на вопрос "что?", индивидуальность - на вопрос "как?", личность - на вопрос "кто?". Личность - субъект действий. Индивидуальность - способ осуществления действий. Природа - то, что действует, источник энергий, реализованных, воплощенных действием. Личность оказывается над- качественным, над- природным бытийным стержнем, вокруг которого и группируются природные качественные признаки.

В христианстве все проявления Бога в мире (то есть все Божественные действия и энергии) исходят из Единой Божественной природы и потому всегда являют всю Троицу. Различие Лиц между собой не имеет отношения к космогонии и к человеческой гносеологии. (Не ради творения мира Отец рождает Сына). Отношения Личностей в Боге не функциональны, бытие личностей не связано с их функциями. С точки зрения христианства, Божественные энергии, через которые Бог присутствует в мире, безличностны. И то, что Бог есть личность, открывает не Его энергия, а Его прямое и личное Откровение, не Его "зрак", а Его "глас", то есть Его волевое решение прямо и непосредственно явить Себя.

"Не Сущий из сущего, а сущее из Сущего", - пояснял свт. Григорий Палама (Триады, 3, 2, 12); то есть не Тот, Кто есть (ипостась Отца) из того, что есть (из безличностной божественной природы), но то, что есть - из Того, Кто есть. Ипостась первичнее любых качеств. Быть - первичнее, нежели "чем быть" или "как быть". "Быть" первичнее, нежели "иметь". "Кто" первичнее "что". Вне времени, в вечности, ипостась Отца разделяет бытие с ипостасями Сына и Духа, которые бытийствуют не "из природы Отца", а "от ипостаси Отца". "Разделяет" - не в смысле "делит", но в смысле соучаствует. Мы не знаем, в чем разница между "рождением" Сына и "исхождением" Духа. Более того, мы не знаем, чем и в чем отличаются "рожденность" от "нерожденности", то есть Сын от Отца; точнее, ответ может быть один - ничем. Свт. Григорий Нисский ясно показывает, что это - апофатические имена. Они не утверждают, в чем разница, но лишь фиксируют, что они - разные. Не "другое и другое", но "Другой и Другой". Это не индивидуализирующие характеристики, но личностные имена. В конце концов, все учение о Троице обращается к тайне Личности: есть три Личности Вечного Бога, которые никак неотличимы для "качественно-природного" анализа, но которые экзистенциально не тождественны ("Сын не есть Отец, но Он есть то, что Отец есть" - свт. Григорий Богослов). У Них все единое и общее, но сами Они - разные. Поэтому здесь нет "Тритеизма", "трех богов". Они неразличимы в нашей мысли, но реальны в своем бытии - "ипостасны".

Православная мысль никогда не принимала, что ипостась есть то, что "ниже" сущности. Нет: это то, что глубже, основательнее, фундаментальнее. Личность свободно преображать тот психический материал, который предоставляет ей природа. И в этом смысле она "выше" природы. Другое дело, что есть такая природа, которая бытийно выше человеческой личности - это Божественная природа. И личность должна раскрыть свою жизнь для принятия в свое бытие энергий, берущих начало в природе иного, надчеловеческого уровня. То, что человеческая личность отдает себя на свободное послушание миру надчеловеческих ценностей, означает, что она ниже этих сверхчеловеческих ценностей, но это обстоятельство нельзя трактовать как аргумент в пользу того, что сама личность ниже своей собственной человеческой природы. Напротив, именно над-природность, метафизичность личности и позволяет человеку не оставаться пленником своей собственной природы, но преображаться в надчеловеческое, не-только-человеческое, обоженное бытие.

 

ПредыдущийНа главную страницуСледующий

 

 

Hosted by uCoz