Лекция 19.

":и в Духа Святаго Господа Животворящаго:"

Существует коренное различие между вечным происхождением Лиц Св. Троицы и миссией во времени Сына и Святого Духа. Первое - относится к природе Пресвятой Троицы, самому Ее бытию, второе - к действию, это "дело воли", общее всем ипостасям.

Василий Великий: "Пришествие Христово! И Дух предшествует! Явление в плоти! И Дух неразлучен. Действие сил, даров, исцелений - от Духа Святого".

Но в то же время в Евангелие сказано: "Но не было еще на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен" (Ин.7:39). Таким образом, Св. Дух в определенный момент человеческой истории был послан в мир, чтобы присутствовать там не только Своим действием, но и как Лицо. При этом Он исполняет общую волю всех Трех Лиц Пресвятой Троицы, т.к. посылается Отцом и сообщается Сыном. Учение о Св. Духе - более сокровенное, чем о других Лицах Св. Троицы.

Свт. Григорий Богослов: "Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью - Сына, Новый открыл Сына и дал указания о Божестве Духа. Ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Небезопасно было прежде, чем исповедано Божество Отца, явно проповедовать Сына, и прежде, нежели признан Сын, обременять нас проповедью о Духе Святом. Надлежало же, чтобы Троический Свет озарял просветляемых восхождением от славы к славе".

Лица Св. Троицы не Сами по Себе утверждаются, но Одно свидетельствует о Другом.

Св. Иоанн Дамаскин: "Сын есть образ Отца, а образ Сына - Дух". Третья Ипостась - единственная, не имеющая Своего образа в другом лице Св. Троицы. Святой Дух остается Лицом не явленным, сокровенным.

Св. Симеон Новый Богослов: "Ты, превыше всех небес пребывающий. Прииди, Имя превожделенное и постоянно провозглашаемое, о Котором никто не может сказать, что Оно, и никто не может узнать, Каков Ты и какого рода, т.к. это нам совершенно невозможно. Прииди, венок неувядающий! Прииди, Ты, Которого возлюбила и любит несчастная моя душа. Прииди, Единый ко мне, единому! Прииди, Отделивший меня от всех и Соделавший на земле одиноким! Прииди, Сам Соделавшийся желанием моим и Возжелавший, чтобы я желал Тебя, Совершенно Неприступного! Прииди, дыхание и жизнь моя! Прииди, Утешение души моей!"

Духа Святого часто называют Утешителем. В чем смысл этого названия? Христос восходит к Отцу, чтобы сошел Св. Дух, а перед этим говорит ученикам: "Лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его вам" (Ин. 16:7). Значит, Утешитель - не только Тот, Кто несет утешение об утрате Иисуса. В чем же смысл этого слова?

Екклесиаст: "Видел я всякие угнетения, которые делаются под солнцем, и вот - слезы угнетенных, а Утешителя у них нет. И в руках угнетающих сила, а Утешителя у них нет. И ублажил я мертвых, которые уже умерли" (Ек.4:1). Ужасны не столько страдания, сколько отсутствия при них утешения - осмысления. Утешитель - источник внутреннего нравственного удовлетворения страдальца.

Обетования о Святом Духе.

600 лет до Р.Х. пророк Иоиль говорил, что Бог не только подаст хлеб насущный, но "в последние дни изольет от Духа Своего на всякую плоть" (Деян.2:17). В Новом Завете обетования о Св. Духе звучат чаще. Уже св. Иоанн Предтеча предрекал, что Идущий за ним будет крестить Св. Духом и огнем. Но больше всех пророчествовал о Св. Духе Сам Спаситель:

- В разговоре с Никодимом Он говорит, что нужно возродиться от Св. Духа.

- В последний день праздника кущей проповедует, чтобы каждый жаждущий пришел к Нему, т.к. верующий в Него сделается источником воды живой.

- В последний вечер обещает: "Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, дух Истины, то наставит вас на всякую истину".

Но крестная смерть Иисуса затмила память об обещании Утешителя. После же Вознесения Утешитель становится единственным предметом их размышлений и ожиданий. В течение 10 дней о Нем единодушно молилось более 120 человек, и сила благодати через молитву пробилась сквозь силы видимой природы.

Явление Святого Духа.

День Пятидесятницы - еврейский праздник, установленный в воспоминание о Синайском законодательстве. Иначе говоря, это память о дне, с которого началась Ветхозаветная церковь. Пятидесятый день по Воскресении Христовом стал днем рождения церкви Новозаветной.

Шум "как бы от ветра" наполнил храмину, языки огненного света опустились на головы и опочили на них. Огонь и буря показали, что закон Нового Завета не менее велик, чем Ветхозаветный. Но кротость огня подчеркнула, что Новый Завет исполнен милости и благодати. Со дня Пятидесятницы весь мир и даже Сам Иисус Христос, действием Святого Духа преобразились в умах апостолов. Отныне они уже ничего не знали по плоти, между тем как раньше и Самого Иисуса понимали по плоти.

Дар языков был дан апостолам, чтобы Евангельские истины были проповеданы всем народам. А на неведомых языках апостолы вещали о великих тайнах Божиих, которые открылись им во всей полноте. Кто не желал бы знать, что именно они вещали? Но Промысел Божий сокрыл это от нас. Это вещание было для них как благодарственная молитва. Для нас они стали вещать на "языках знаемых" - и вещание их пронеслось по всей вселенной.

Домостроительство Святого Духа. ,

Рассмотрим, как отличается домостроительство Иисуса Христа от домостроительства Духа Святого. Члены церкви - это члены Тела Христова, они заключены в Его ипостаси. Дело Христа относится к человеческой природе, которую Он возглавляет в Своей ипостаси. Но при этом человеческие личности не уничтожаются, не смешиваются с Божественной Личностью, потому что дело Св. Духа обращено к каждой к человеческой личности в отдельности. Дело Христа единит людей, дело Святого Духа их различает.

В Евангелии нужно различать 2 момента сообщения Св. Духа Церкви. Первое сообщение Св Духа произведено дуновением Христа в вечер Воскресения. Это относится ко всей Церкви в целом. Святой Дух дается всем апостолам совокупно, как связь и власть священства. Этот Дар не относится к отдельным личностям, не сообщает личной святости. Это - то последнее завершение, которое Христос дает церкви. Здесь - не личное присутствие Св. Духа, а как бы служебное по отношению к Христу, который Его дает.

Сошествием в день Пятидесятницы Святой Дух сообщает Себя личностям, отмечая каждого члена Церкви печатью личного и неповторимого отношения к Пресвятой Троице, становится присутствующим в каждом человеке. Он пребывает не откровенным, а как бы сокрытым в Своем Даре, чтобы сообщаемый Им Дар был полностью присвоен. Это - тайна уничижения Святого Духа. В уничижении Сына нам явилось Лицо, а Божество было сокрыто. Здесь является природа Св. Троицы, но под Божеством сокрыто Лицо. Дух Святой как бы отступает как личность перед тварными личностями, которым Он присваивает благодать. В Нем Воля Божия для нас - не внешняя, она подает нам благодать изнутри, проявляясь в самой нашей личности, постольку, поскольку наша человеческая воля пребывает в согласии с Волей Божественной и соработает с Ней. Этот путь обожения приводит к Царству Божьему, которое вводится Святым Духом в наши сердца уже в настоящей жизни.

Незнаемое Божественное Лицо, не имеющее Своего образа в другой Ипостаси, явит Себя в обоженных человеческих личностях, ибо образом Ему будет весь сонм святых.

Дары Святого Духа.

Ап. Павел "Дары различны, но Дух один и тот же: и служения различны, а Господь Один и Тот же, производящий вся во всех". (1Кор. 12:4). "Плод же Духа: любовь, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстьми и похотьми. Если мы живем Духом, то по Духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать" (Галат.5:22).

Блаж. Августин: "И мы уверены, что всякий из нас и ныне получает этого Духа, только какого размера сосуд каждый приносит к источнику, такой и наполняет. Поскольку кто любит Церковь Христову, постольку и имеет Св. Духа. Имей любовь - и будешь иметь все".

Св. Феофан Затворник: "Всякий христианин - причастник Духа. Это так необходимо, что кто Духа не имеет, тот и не Христов. Присмотрись же хорошенько - есть ли в тебе Дух Благодати? Ибо Он не у всех остается, а бывает так, что и отходит. Вот приметы: сначала находит Дух покаяния и учит христианина обращению к Богу и исправлению жизни. Дух покаяния, совершив Свое дело, передает христианина Духу святости и чистоты, которому преемствует, наконец, Дух сыноположения. Свойство первого - трудолюбивая ревность, свойство второго - теплота и сладкое горение сердца, свойство третьего - чувство сыновности".

Св. Симеон Новый Богослов: "Как только воссияет этот Свет в духе, тотчас исчезает всякий нечистый помысел, изгоняется всякая нечистая страсть и всякая телесная немощь получает исцеление. Тогда душа, как в зеркале, видит малейшие свои прегрешения и приходит величайшее смирение. Помышляя же о величии этой славы, она исполняется великой радости и веселия, и, дивясь этому неожиданному чуду, проливает обильные слезы. Так изменяется весь человек и познает Бога, сам прежде познанный Богом. Одна эта благодать делает то, что человек начинает презирать все земное и небесное, настоящее и будущее, радостное и скорбное. Для тех, которыми обладают страсти и неверие, благодать Св. Духа неприступна и незрима. Но для тех, которые достаточно покаются и начинают исполнять заповеди с верой, страхом и трепетом, - она открывается и бывает зрима. И сама благодать производит в них суд, бывает в них днем Божьего Суда. Кто всегда освящен этой благодатью, тот истинно видит себя самого, что он такое и в каком жалком состоянии, видит в тонкости все дела свои, которые совершал телом или душою. При этом он судится Божьим огнем, вследствие чего, напояемый водою слез, орошается по всему телу:и крещается мало-помалу весь душою и телом. Потому такой не будет судим на будущем Суде, т.к. был судим раньше, не будет обличаться этим светом, т.к. освятился им здесь прежде и не войдет в огонь, который жжет вечно, т.к. вошел в него здесь прежде".

Цель жизни христианина - стяжание благодати Духа Святого.

Благодать вселяется в человека в минуту принятия Таинства (крещения или покаяния). В начале пути, если ревностно возлюбим добродетель, благодать дает вкусить сладости Божией, чтобы мы имели понятие о конечной награде. Потом благодать скрывает себя от спасаемого и действует незаметно. Тогда он впадает в тугу, сетование и легкое отчаяние, Но она помогает скрытно, чтобы показать врагам, что победа принадлежит душе. Когда кончится период сокровенного Богообщения, продолжительность которого в руках Божиих, Бог особым образом вселяется в человека, это и есть цель всего подвижничества.

По учению апостола Павла, признаки обитания в нас Св. Духа - правда, мир и радость о Духе Святом. Так святые апостолы ощутительно сознавали присутствие Св. Духа Божьего. Так Иов, когда друзья его упрекали в хуле на Бога, отвечал: "Как это может быть, когда я чувствую дыхание Вседержителя в ноздрях моих" (Иов.32:8).Во время второго апостольского путешествия ап. Павла Святой Дух не допустил его в Асию и Вифинию, но направил проповедовать в Македонию (Деян. 16:7-9). Но больше всего о Духе Святом мы узнаем из беседы прп. Серафима Саровского с Мотовиловым. . "Истинная цель жизни нашей состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же и бдение и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Св. Духа Божьего. Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Св. Духа". Если человек делает добро не ради Христа, как, например, сотник Корнилий (Деян.10), Господь употребляет все Божьи средства, чтобы ему не лишиться награды. Если человек воспользуется приятностью Богу доброго дела и уверует в Иисуса Христа, то дела вменятся ему как бы ради Христа сделанные.

"Про образы жизни, опирающиеся на творение добродетелей без испытания, приносят ли они благодать Святого Духа, в отеческих книгах говорится: "ин есть путь, мняйся быть благим вначале, но концы его - в дно адово". Оно-то, это стяжание Духа Святого называется тем елеем, которого недоставало у юродивых дев. Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать, но более всего дает молитва, так как она всегда в руках наших как орудие стяжания благодати Духа. Стяжайте благодать Духа Св. и всеми другими Христа ради добродетелями. Дает вам более благодати молитва и бдение - бдите и молитесь, много дает Духа Божьего пост - поститесь, более дает милостыня - милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, ради Христа делаемой, рассуждайте".

"Всегда рассуждайте - в Духе ли Божьем вы обретаетесь или нет. Если нет - надобно разобрать, отчего и по какой причине Господь Бог Дух Святой изволил оставить нас и снова искать и доискиваться Его. И не отставать до тех пор, пока искомый Господь Бог Дух Святой не сыщется и не будет снова с нами Своею благодатию. На отгоняющих же нас от Него врагов надо так нападать, покуда прах их возметется!"

Свт. Феофан Затворник: "Чтобы Св. Дух пришел и вселился в нас нужно: Приготовить обитель - покаяться в грехах. Украсить ее - сотворить дела добродетели. Выйти навстречу - оставить житейские попечения. Молить Его зайти и вселиться в нас с верою, надеждой и любовью. Препятствиями к вселению Св. Духа служат преобладание плоти, одушевление духом мира сего и наполненность собою (самомнение и гордость)".

ПредыдущийНа главную страницуСледующий

 

 

Hosted by uCoz