Лекция 9.

 

Учение Церкви о Святом Духе

 

 

1. О СВЯТОМ ДУХЕ

 

В Символе веры христиане исповедуют то, что они веруют «в Духа Святого, Господа, Животворящего, Который от Отца исходит, Которому поклоняются и славят вместе с Отцом и Сыном, говорившего через пророков». Так христиане говорят об одном из Лиц Святой Троицы, которое является истинным и совершенным Богом. Миссия Святого Духа в мире  — приведение людей ко Христу и соединение с Ним.        

а) Дух Святой называется Господом – потому, что Он такой же Бог, как Отец и Сын, и также руководит всем видимым и невидимым миром. Он имеет такое же Божественное существо, такие же Божественные свойства, власть и силу, как Бог Отец и Сын Божий. Он вечен, вездесущ, неизменяем, всемогущ, непостижим и всеблажен.

б) «Животворящим» Дух Святой называется потому, что Он вместе с Отцом и Сыном подает жизнь окружающему живому миру не только временную, земную, но и жизнь духовную, вечную, блаженную. Дух святой ниспосылает верующим Свои святые дары. Святой Дух возрождает нас в таинстве крещения, запечатлевает благодатными дарами в таинстве миропомазания, преосуществляет хлеб и вино в Тело и Кровь Христову в таинстве причащения. «Духом Святым всяка душа живится и чистотою возвышается»

в) «Иже от Отца исходящего» сам Христос Спаситель в Своей прощальной беседе с учениками ясно и определенно говорит: «"Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Ин. 15, 26). Таким образом, личным свойством  Святого Духа признается исхождение от Бога Отца. Священное Предание представляет нам свидетельства многих отцов и учителей церкви, как восточных, так и западных, которые учили, что Дух Святой исходит от Бога Отца. Таких свидетельств насчитывается до тысячи. Наконец, 2-й Вселенский собор ясно выразил это учение в символе веры, а на 3-ем Вселенском соборе строго было запрещено изменять символ веры, составленный на первых двух вселенских соборах, решение которого преступила западная церковь, прибавив к словам: «иже от Отца исходящего», слова: «И от Сына».

г) «глаголавшаго пророки». Это для того сказано, чтобы утвердить богодухновенность книг Святого Писания. Книги Святого Писания написаны богодухновенными мужами, которым мысли внушал и через которых возвещал волю Божию миру Сам Дух Святой. Они назывались пророками, потому что они, по внушению Духа Божия, предсказывали будущее. Пророки Илия и Елисей возвещали волю Божию устно, Исаия, Иеремия, Иезекиль и Даниил передавали Божии повеления письменно. Их называют большими пророками. Есть малые пророки, их двенадцать.  Но самый важный из пророков – это пророк Моисей. Не менее известен пророк царь Давид, создавший псалтырь.

Пророки потому получали дар пророчества, как особенного призвания Святого Духа, что были способны к тому, быв чистыми и непорочными. «Сделавшись как бы зеркалом Божественного действия, они (пророки) отображали в себе ясное, не слитное и не помраченное плотскими страстями изображение, ибо Дух Святой пребывает во всех, но собственно силу Свою являет в чистых от страстей, а не в тех, у кого владычественное души омрачено нечистотою грехов… Как изображение лиц не во всяком веществе видим, а только в веществах гладких и прозрачных: так и действие Духа отражается  не во всякой душе, а только в душах, которые не имеют в себе ничего развращенного…Поэтому то когда душа, посвятив себя всякому подвигу добродетели, силою своей любви к Богу постоянно сохраняет в себе ясную о Нем память и через это соделывает Бога как бы живущим в себе, тогда от сильного стремления и неизреченной любви к Богу, став богодухновенною, она делается достойною пророческого дара, так как тогда бог дает ей божественную силу и открывает глаза для понимания видений, какие сообщить Ему угодно» (Василий Великий).

Сравнительный анализ с убеждениями пятидесятников.

Мнение, будто пророки, вдохновляемые Духом Святым, должны были находиться в состоянии исступления, соединяемого с потерей сознания и воли, ложно. «И вообще, сообразно ли сколько-нибудь с разумом, чтобы Дух премудрости делал кого-либо подобным лишенному ума и Дух ведения лишал разумности? Свет не производит слепоты, а напротив того возбуждает данную от природы силу зрения, так и Дух не производит в душах омрачения, а напротив возбуждает ум, очищает от греховных скверн, к созерцанию мысленного» (Василий Великий).

Но Святой Дух возвещает людям тайны царства Божия не только через пророков, но и через учеников Христа – Апостолов. В Символе веры не прибавлено, что Дух Святой говорил и через Апостолов, - потому что в богодухновенности святых апостолов и их писаний никто не сомневался. Святые Апостолы также говорили и писали по вдохновению Святого Духа, Который сошел на них в день пятидесятницы в виде огненных языков.

Без наития Святого Духа простые рыбаки, каковыми были Апостолы, не могли бы – ни говорить на разных языках, не возвещать глубочайшие истины христианства, ни написать святые книги Нового Завета, ни обратить язычников в христианство.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

2. НОВЫЙ ЗАВЕТ - ЗАВЕТ ОТЦА, СЫНА И СВЯТОГО ДУХА

Перед Вознесением Христос повелел апостолам: «...Идите, научите все народы, крестящих во имя Отца и Сына и Святого Духа..,» (Матфей, 28:19). А через несколько дней, когда все они в день Пя­тидесятницы собрались вместе в Иерусалиме, «...внезапно сделал­ся шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И ис­полнились все Духа Святого...» (Деяния, 2:2 — 4). Так родилась христианская Церковь. А живущий в Церкви Святой Дух хранит в ней истину и бережет от ошибок,

Время от времени появляются учения, говорящие, что до сих пор были заключены два Завета: Ветхий — с Отцом и Новый - с Сыном. И теперь приходит время следующего завета — со Святым Духом. С точки зрения Церкви, это — ересь, так как Святой Дух сошел на нее в день Пятидесятницы, живет в ней и никогда ее не покидал, в полном согласии с обещанием Христа. Для Церкви Новый Завет — это Завет с Отцом, Сыном и Святым Духом.

3. ДЕЯНИЯ СВЯТОГО ДУХА

а) Святой Дух животворит все живое, Он «жизни податель» и «сокровище благ».

Он является создателем жизни на земле, наравне с Богом Отцом и Богом Сыном. Он является «сокровищем благих», т.е. сокровищем добра, любви, блага. его дары получает всякий, принимающий христианское крещение. Все, что совершается в церкви, совершается Дуом Святым.

Во времена Ветхого Завета Он говорил устами пророков, а сейчас Его дары получает всякий, принимающий хри­стианское крещение. Все, что совершается в Церкви, совершает­ся Духом Святым: все Таинства (крещение, причащение, покаяние, священство, брак...) вместе с самым главным таинством — спасением человека.

б) Сам Дух Святой вдохновлял авторов Священных Книг Вет­хого и Нового Завета: поэтому эти книги называются богодухновенными. Духом Святым вдохновлены решения всех Вселенских собо­ров и других соборов, признаваемых Церковью. Эти решения начинаются словами, которые были произнесены апостолами на своем первом соборе: «Ибо угодно Святому Духу и нам...» (Деяния,15:28).

в) Именно Святой Дух дарует человеку познание Бога и общение с Ним. «...Никто не может назвать Иисуса Господом, как только  Духом Святым» (1 Коринфянам, 12:3), то есть увидеть в Христе Бога может только тот, ко­му помог это сделать Святой Дух.

Тот, Кого знала небольшая горстка учеников, Духом Святым стал известен всему миру.

дает познание Бога и общение с ним

г) делает обыкновенных людей святыми

Все замечательные дарования: творить чудеса, исцелять, предвидеть происходят от Святого Духа.

д) является источником всех духовных даров

Дар страха Божия – страшится нарушать заповеди и прогневить Бога. Страх этот сопровождается любовью к Богу, имеющий его страшится Бога не как раб, боящийся господина, а как сын, любящий отца своего.

Дух познания открывает человеку возможность познать божественное учение. Лишенный этого дара не понимает божественного учения, о котором, как свидетельствует слово Божие, надобно судить духовно.

Дух силы утверждает человека в вере и благочестии. Имеющий его мужественно побеждает врагов своего спасения и противостоит всем искушениям ко греху.

Дух совета дает человеку способность рассуждать и поступать в самых затруднительных случаях. Обладающий этим даром может всегда подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или в опасности.

Дух разумения сообщает человеку знание и понимание христианских обязанностей.

Дух мудрости сообщает человеку правильный взгляд на земную жизнь, убеждает его в непрочности земного и кратковременности самой жизни. Обладающий дарами мудрости и разумения, по слову апостола Иакова, отличается добрым поведением с мудрой кротостью (3,13). Мудрость, посылаемая от Бога, по слову апостола, «во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна».

4. БЛАГОДАТЬ

Особенно чувствуется присутствие Святого Духа тогда, когда Церковь собирается на богослужение. Все, что есть, и все что происходит в храме: иконы, песнопения, богослужебный чин, содержание молитв, — благодатно, то есть вдохновлено и проникнуто Святым Духом.

Дары Святого Духа называются благодатью. В XIV веке в Церкви возник спор: что такое благодать, сотворена она Богом или нет? Те, у которых были дары благодати, говорили, что благодать не сотворена, нетварна. Лучше всего это выразил и обосновал великий православный святой Григорий Палама. Он показал благодать Святого Духа — это энергия или действие Самого Бога. Но немыслимо существование Бога без Его действий, энергий. Энергии Бога существовали всегда, и до сотворения мира, они предвечно изливаются из Его неприступной сущности, подобно свету, исходящему от солнца, но в своем исхождении никогда от нее не отделяются. Исходя из этого простого рассуждения, а также основываясь на опыте святых, знавших, что в благодатных даpax они общаются с Самим Богом, святитель Григорий Палама отстоял веру в нетварность благодати. Благодать он часто называет Божеством. Но Божество неделимо, и поэтому в благодати присутствует весь Бог. Эту веру Церковь на соборах признала своей, и сейчас она является одной из важнейших отличительных особенностей Православия.

 

5. ПРИОБРЕТЕНИЕ СВЯТОГО ДУХА - ЦЕЛЬ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ

По учению святого Серафима Саровского, вся цель христианской жизни состоит в приобретении Святого Духа. "Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего». (Из беседы преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым о цели христианской жизни).

Мысль преподобного Серафима станет нам понятной, если мы вспомним, что Царство Божие — это не что иное, как общение с Богом. Когда Дух Святой живет в человеке и человек пребывает в Святом Духе – это и есть рай, это и есть спасение, это и есть цель христианской жизни.

 

ПредыдущийНа главную страницуСледующий

 

Hosted by uCoz