Лекция 22

 

Индуизм

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

Индуизм не является монолитной религией. У него нет ос­нователя и систематического учения. Возможно поэтому за несколько тысячелетий индуизм с необыкновенной гибкостью смог объединить в себе множество различных учений, религиоз­ных преданий, видов богослужения и представлений о Божествен­ном.

 

2. ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

История индуизма начинается в эпоху, когда приблизительно за 1500 лет до Р.Х. арийские племена пришли в Индию. С тех пор начинается формирование ведической литературы, которая ока­зала решающее влияние на образ жизни индусов. Веды («веда» означает «знание») являются древнейшими священными книгами индусов. Они содержат в себе учение о происхождении мира, бо­гов, богослужебные тексты и др.

Около 1000 года до Р.Х. брахманы — индуистские жрецы — создали учение о четырех кастах (сословиях), на которые разделили весь народ. Кастами, на кото­рые верующие разделяются до сего дня, являются: брахманы, воины — кшатрии, торговцы и ремесленники— вайшьи и крестьяне— шудры.

Между 800-м и 600-м годами до Р.Х. были написаны Упанишады, являющие­ся философским истолкованием Вед. Они также являются священными кни­гами индуизма. В Упанишадах обосновы­ваются основные положения индуист­ского учения.

В VI веке до Р.Х. внутри индуизма появились религиозные движения, кото­рые привели к возникновению двух но­вых религий, — буддизма и джайнизма.

Между 400-м и 200-м годами до Р.Х были написаны великие эпосы Рамаяне и Махабхарата. Частью Махабхараты яв­ляется Бхагавадгита, одна из самых лю­бимых священных книг индусов.

В VIIIXVI веках в Индии нарастает влияние ислама. В этой связи приобретает новое значение древний вид религиозности, на­зываемый бхакти. Он учит, что верующий должен посвятить себя какому-нибудь конкретному богу, с помощью которого он может получить избавление. Теперь бхакти приобретает монотеис­тическую направленность.

Вторжение ислама, с одной стороны, отторгло от индуизма множество верующих, а с другой стороны, повлекло за собой активизацию и обновление индуистской проповеди. В XV веке соединение одного из направлений северного бхакти с элементами ислама привело к возникновению религии сикхов.

 

3. УЧЕНИЕ

Над всеми существами находится абсолютная реальность, ко­торая называется Брахман. Брахман является не Богом-личностью, а безличным духовным началом. Различные боги индуистского пантеона существуют для того, чтобы направить верующего к по­знанию брахмана, находящегося за пределами человеческих пред­ставлений о вселенной. Брахман в той мере, в которой он входит в мир и становится душой и движущей причиной мира, называется Атманом. Тот элемент Брахмана, который находится в человеке, составляя основу его самости, его «Я», — это тоже Атман.

Мир находится в движении, и его история постоянно повто­ряется по кругу. Все в нем носит временный характер и иллюзор­но. Эта иллюзорность называется «майя». Человек смертен и об­речен на нескончаемую цепь перевоплощений, переселения души. Такое переселение подчинено закону кармы, определяющему, ку­да переселится душа в зависимости от того, добру или злу следова­ла она в предыдущей жизни. Этот круг перерождений (сансара) представляется индусам чем-то ужасным, от чего всеми силами хо­телось бы избавиться, выйти из него. Единственным способом дос­тичь этого является уничтожение кармы. Такое избавление (мок­ша) является освобождением человека из мира обмана и слияни­ем его с безличным Брахманом. Таким образом человек теряет свою личность, подобно капле, попадающей в океан.

 

4. РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ

Вся практическая сторона этой религии стремится привести человека к мокше. Это достигается разными способами: знанием, посвящением себя какому-нибудь богу, или аскезой, считающей­ся идеальной формой религиозности. Техническим средством для освобождения человека из мира обмана представляется йога.

В народной религиозности существует разнообразие ритуа­лов, жертвоприношений и праздников, совершающихся в святи­лищах и храмах, которых в Индии великое множество.

В современном индуизме верят в священную силу и почитают:

• богов, богинь и обожествленных героев эпоса;

• мудрецов (риши), через которых была сообщена воля богов;

• души предков;

• полубогов и духов;

• животных, главным образом, четырех: корову, обезьяну, кобру и птицу Гаруду, поедающую змей;

• реки;

• растения;

• камни.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

В молитвах индусов упоминаются почти все эти священные объекты. Считается, что вернее всего исполняются те молитвы, ко­торые совершаются во время паломничества к берегам священ­ных рек.

 

5. ПРАЗДНИЧНЫЕ РИТУАЛЫ В ИНДУИЗМЕ

Праздники вобрали в себя все виды религиозных действий, начиная от жертвоприношений ведийских ариев и кончая современными театрализованными действами. Праздники-богослужения составляют важную часть жизни любого индуиста. Они проводятся в честь богини богатства Лакшми, богини знаний Сарасвати, бога воинской доблести Картикейи, слоноголового Ганеши и множества других богов. Целый ряд праздников посвящен событиям религиозной истории, ремеслам, упрочению родственных уз, ритуалам жизненного цикла, сельскохозяйственным работам, астрономическим событиям и т.п. Ежегодно в Индии отмечаются сотни религиозных праздников. Самые значительные из них - холи, дивали, дасера, нагапанчами и др.

ХОЛИ - новогодний, самый красочный праздник, отмечаемый в полнолуние месяца пхальгуна (февраль -март). Центральным моментом праздника является сожжение огромного чучела или украшенного дерева. Иногда качают на качелях статуи богов, прыгают через огонь, ходят по углям, устраивают игровые битвы между мужчинами и женщинами. И молодые и старые посыпают друг друга цветным порошком и поливают краской из ведер, бутылок и даже велосипедных насосов. В эти дни особо почитается бог любви Кама, а также Кришна, любивший играть с пастушками-гопи. Но чаще праздник связывается с мифом и именем демоницы Холики, противницы солнечного бога; ее чучело и сжигается во время праздника.

ДИВАЛИ (от дипавали - ряд светильников) - праздник, связанный с осенним равноденствием и сбором урожая, а также с окончанием сезона дождей. Его отмечают в новолуние месяца карттика (окт.-ноябрь). Главное отличие праздника, давшее ему название - использование огней, плошек с фитилями, фонариков, гирлянд, лампочек и т.п. светильников. Каждый дом, каждая улица и город озаряются огнями. Сейчас устраиваются фейерверки, взлетают ракеты, взрываются хлопушки. Все это делается для того, чтобы распугать злых духов. Считается, что в эти дни духи предков посещают свои дома. В большинстве областей этот праздник посвящен богине счастья Лакшми, благосклонности которой старается добиться каждый.

ДАСЕРА - праздник отмечаемый почти во всей Индии, примерно соответствующий осеннему равноденствию. Его празднуют в первые 10 дней светлой половины месяца ашвина( начало окт.) Особенно священной считается 10-я ночь, давшая название празднику. Дасера примерно совпадает с окончанием сезона дождей, когда, по поверьям, боги пробуждаются от сна и возобновляют борьбу с демонами, а люди возобновляют прерванную сельскохозяйственную деятельность и потому особыми ритуалами почитают всевозможные орудия и оружие. В большинстве областей дасера посвящена богине Дурге: в честь нее совершаются кровавые жертвоприношения животных. В некоторых областях северной Индии почитают и Раму, одно из воплощений бога Вишну: он воспринимается как идеальный правитель, а время его правления - как "золотой век". В честь него устраивают драматические представления на темы "Рамаяны", называемые рамлила. Они завершаются сожжением огромных чучел демона Раваны и его братьев. В восточной Индии этот праздник посвящен нисхождению Ганги на землю.

 

6. БОГИ ИНДУИЗМА

Прежде всего индусы поклоняются богам и богиням. Почти у всех них есть особые храмы. Жертвоприношения постепенно эволюционировали от кровавых к бескровным, хотя до сих пор в отдельных случаях имеют место и кровавые жертвы.

Основными богами индуистского пантеона являются Брахма, Шива и Вишну. Они разделяют между собой три функции: твор­ческую, разрушительную и сохраняющую. Брахма, хотя и являет­ся творцом мира, но не слишком популярен у индусов Ему не по­свящают храмы, и в повседневных обрядах он почти не упомина­ется. Шива — покровитель йогов — является символом разруше­ния. Он периодически разрушает весь мир, который затем вновь создается Брахмой. Одно из имен Шивы — Махакала (Великий чер­ный). Вишну присутствует в этом мире в виде солнца, его главная обязанность — борьба со злом и победа над ним. С почитанием Вишну связан культ Кришны — черного бога-пастуха, о котором повествует Махабхарата. Имя Кришны буквально значит «черный, темный, темно-синий». Ученые считают, что Кришна был лицом историческим, князем темнокожего народа, с которым встрети­лись арии. Он почитается как аватара (нисхождение на землю) Вишну и довольно популярен у жителей Индии.

 

7. ИНДУИЗМ СЕГОДНЯ

Индуистские мыслители теоретически обосновывают религи­озную практику и дают философское истолкование религиозно­му учению. В качестве примера можно упомянуть известного политического и духовного вождя Индии Махатму Ганди (1869 — I     1948). Он был предан традиционной религиозности и из индуизма почерпнул свои основные принципы — ненасилие, естественный образ жизни, простоту, обращенность внутрь.                                                                                                                                                                 

Деятельность и учение Ганди и других видных деятелей, таких как Рабиндранат Тагор (1861-1941), Шри Ауробиндо Гхош (1872 -1950), Сарвапалли Радхакришнан (1888 - 1975), повлияли на обновление индуизма. В последние десятилетия индуизм стал осо­бенно известен благодаря его различным представителям религи­озных движений, которые распространяют с миссионерскими це­лями главные истины этой религии, стараясь при этом приспосо­бить их к образу мысли западного человека. Необходимо отметить, что в проповедях этих миссионеров зачастую подлинная религия жителей Индии предстает в карикатурном виде, да и сама эта дея­тельность служит коммерческим интересам ее организаторов.

Сейчас в мире насчитывается около 800 млн. последователей индуизма.

 

ПредыдущийНа главную страницуСледующий

 

Hosted by uCoz