Лекция 20

 

Иудаизм

 

Иудаизм с течением времени претерпевал существенные изменения и, хотя эта религия возникла задолго до Рождества Христова, под иудаизмом правильно следует понимать веру еврейского народа на протяжении последних двух тысяч лет.

Почему религию стали называть словом "иудаизм"? Здесь у историков есть две гипотезы. Первая выводит название религии из названия одного из еврейских племён. Еврейский народ в те далёкие времена делился на племена. И каждое племя имело свой вариант древнееврейской религии. Главным и наиболее многочисленным было племя, которое называло себя именем одного из своих вождей: племенем Иуды (Иуда в переводе с древнееврейского означает "Хвалите Господа"). Древнееврейская религия в том виде, в каком она существовала у этого племени и стала главным идейным истоком иудаизма. От названия племени и произошло название религии - иудаизм.

Вторая гипотеза выводит название религии из названия государства, в котором возникла монотеистическая религия. Государством, которым правил царь Иосия, называлось Иудейским царством или кратко - Иудеей. Отсюда и религия этого царства стала называться иудаизмом.

 

 

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИЗБРАННОГО НАРОДА

Родоначальником еврейского народа стал Авраам. Духовный опыт, который приобрел Авраам, он передал своему на­роду, Израилю. Однажды Авраам услы­шал голос Бога: «Пойди из земли твоей, от родства твоего в землю, которую Я укажу тебе, и Я произведу из тебя великий на­род, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и благословятся в тебе все племена земные» (Бытие, 12:1—3). Авраам отклик­нулся и всегда был послушен Богу, и Бог выполнял Свои обещания.

Авраам передал опыт богообщения своим потомкам, из которых в действи­тельности возник народ, хранивший ве­ру Авраама. Эта вера была тогда единственной в мире монотеистической религией, то есть такой, в которой поклонялись Единому Богу, Личности, Творцу мира. После того как Израиль через Моисея на горе Синай принял Завет (Десять заповедей), заключив с Богом союз взаимной верности, он стал называться «народом Божиим».

 

2. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

История отношений еврейского народа с Богом и откровения Божии через пророков запечатлевались в течение веков в священных книгах, составивших Ветхий Завет. В иудаизме эти книги называются Танах и делятся на Закон (Тора), Пророки и Писания.

В Ветхом Завете рассказывается, что потомки Авраама оказа­лись в рабстве у египтян. Бог повелел Моисею вывести народ из рабства и привести в ту землю, которую Он обещал потомкам Ав­раама. По пути из Египта в землю обетованную народу был дан Закон. В новой земле первоначально Сам Бог был правителем своего народа. Но народ, по мере оскудения в нем веры, захотел иметь над собой обыкновенного земного царя, по подобию устройства соседних царств. Третий по счету царь, Со­ломон, построил в Иерусалиме Храм, и богослужение совершалось только там. Основной формой богослужения были жертвоприно­шения животных.

Вавилонский царь Навуходоносор (604 — 562до Р.Х.) разрушил Иерусалимский Храм и увел еврейский народ в плен. В годы Вави­лонского плена, когда израильтяне потеряли возможность соби­раться в храме Соломона для служения Богу, им осталось лишь ис­полнять главные заповеди Ветхого Завета. После 538 года до Р.Х., когда персидский царь Кир разрешил им вернуться на родину, они построили новый Храм на месте разрушенного. В IV веке до Р.Х. израильтяне были завоеваны греками, а в I веке до Р.Х. — римля­нами.

В I веке по Рождеству Христову среди евреев были чрез­вычайно сильны мессианские ожидания. Они надеялись на пришествие Мессии как земного царя, который восстановит могущество их народа. Поэтому иудеи и отверги Иисуса Христа, Царство Которого «не от мира сего» (Иоанн, 18:36).

 

3. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИУДАИЗМА

Через 37 лет после Распятия Христа римский полководец Тит разрушил Храм, и еврейский народ рассеялся го всему миру.

История еврейского народа тесно связана с религиозными изменениями в отношении к Ветхому завету как источнику Божественного Откровения. Начиная с конца вавилонского пленения евреев (VI в. до Р.Х.) на их религиозную традицию оказывают влияние такие идеологические системы, как дуализм персидских религий, эллинистическая философия и др. В эпоху эллинизма Александрия была одним из основных центров иудейской учености. Филон Александрийский, соединивший иудейскую веру с греческой философией, становится выдаю­щимся иудейским философом.

В иудаизме возникает фигура фарисея (отделенного) - учителя мудрости и наставника в исполнении религиозных правил. Разрушение последнего иерусалимского Храма в 70 г. по Р.Х. стало окончательным переходом к раввинистическому иудаизму, который выражается, прежде всего, в совместной молитве в синагоге (молитвенном доме собраний) и изучении текста Торы под руководством раввинов и законоучителей. Иудейская молитва отныне пронизана надеждой на восстановление храма и возвели­чивание евреев как «избранного народа» под властью царя-мессии в государстве со справедливым политическим устройством. Молитва рассматривается как духовное замещение жерт­воприношений во временно несуществующем ныне храме.

Формируется система детализированных комментариев к Ветхому Завету, направленных на регламентацию повседневной жизни евреев «в соответствии с Торой». Сначала возникла Мишна — сборник законов и нормативных правил, имеющий статус сакрального текста. В IV—V веках по Р.Х. появились иерусалимский и вавилонский Талмуды, представляющие собой обширные детализированные толкования к Мишне. В после­дующие века комментаторская работа раввинов не прекращалась. Она имела отправной точкой признание Торы не всеобъемлющим текстом, но нуждающимся в дополнительном истолковании «посвященных». Была также поставлена задача оградить жизнь каждого иудея множеством регламентации (613), вместе назы­ваемых Галаха, чтобы обеспечить неукоснительное исполнение Закона Моисеева и предотвратить смешение евреев с народами, в среде которых они жили. Основными требованиями являются соблюдение субботы — посвященного Богу дня отдыха и молитвы, обрезания — символа союза евреев с Богом, потребления «чистой пищи» (кашрут) и др. Следование правилам Галахи стало рас­сматриваться как образец благочестия. Деятельность толкователей-масоретов в VII — XI веков привела к появлению раввинистической Библии, также включающей в себя многочисленные комментарии и разъяснения.

В средние века наибольший подъем иудаизм пережил в Испа­нии. Известным представителем иудаизма того времени был Моше бен Маймон, или Маймонид (1135— 1204), который развил иудейскую религиозную мысль на основании философии Аристо­теля.

Под влиянием Маймонида формируется понятие о двух уровнях смысла в тексте Танаха: буквальном — для большинства и философском — для избранных. Постепенно раввины пришли к идее тайных смыслов, сокрытых в Торе. Разрабатывались различные способы проникновения в «тайны Торы» через медитацию и разного рода магические приемы, объединенные в оккультном учении каббалы. Каббала являет собою смесь иудаизма с гностицизмом и неоплатонизмом, ее главный сак­ральный текст — книга Зохар, опубликованная в Португалии в XIII веке, представляет собою пример отхода иудаизма от моно­теизма. В книге Зохар излагается пантеистическое учение о мире как эманации Божества.

После XV века, когда испанская инквизиция устроила гоне­ния на евреев, многие из них переселились в Османскую импе­рию, Италию, Германию, Польшу и другие европейские страны. К началу XX века большинство евреев проживало в Российской империи.

В XVIII веке на территории Польши и Украины среди евреев возникает движение «благочестивых» - хасидов. Они про­тивопоставляли исполнению закона и изучению Талмуда вос­торженную молитву и служение ближнему. В хасидизме важная роль отводилась харизматическим учителям цадикам (пра­ведникам), которые претендовали на роль посредников между верующими и Богом.

В 1897 году Теодор Герцль организовал первый сионистский съезд, написал книгу «Государство евреев», став, таким образом, отцом сионизма. 14 мая 1947 года, после зверств нацизма и унич­тожения гитлеровским фашизмом миллионов евреев, было про­возглашено независимое государство Израиль. Сионизм пре­следует цель объединения всех евреев вокруг Израиля. Это новое государство во многих отношениях не является светским: значительная часть жизни граждан, рождение, брак, смерть и др., находится под контролем раввината. В Израиле была дана возмож­ность для развития всех религиозных течений, которые появились в диаспоре*, как ортодоксальных, так и реформаторских. Рефор­маторское течение возникло у американских евреев. Оно стремит­ся приспособить иудаизм к нормам западной современной жизни.

4. География иудаизма.

Сколько в мире иудеев? В международном справочнике "Религии мира" указано, что в 1993 году в мире было 20 млн. иудеев2. Однако эта цифра, видимо, недостоверна, ибо в ряде других источников указывается, что в 1995 - 1996 годах в мире проживало не более 14 млн. евреев. Естественно, не все евреи были иудеями. А сколько же? Некоторый ориентир даёт социологическое обследование, проведённое в 1990 г. в США. Согласно данным этого обследования, иудеями оказались две трети всех евреев, проживавших в США

Поскольку один из источников указал, как евреи в 1995 году количественно распределялись между странами можно сделать вывод об основных странах, в которых проживают иудеи. 70 процентов всех иудеев проживает в двух странах мира: в одной 40 процентов - в США (а в Израиле - 30 процентов), в другой 30. Третье и четвёртое место по количеству иудеев занимают Франция и Россия - по 4,5 процента, пятое и шестое Англия и Канада - по 2 процента. Всего в этих шести странах мира проживает 83 процента иудеев. А вообще-то иудеи есть в каждой стране, где есть евреи. Скажем, в Японии евреев - около тысячи человек, а значит, в Японии должны быть и иудеи.

5. Конфессии в иудаизме.

Напоминаем, что конфессиями называют малые религии, на которые делятся большие религии. В иудаизме есть четыре конфессии.

Главная конфессия - ортодоксальный иудаизм. Слово "ортодоксальный" образовано от греческого "ортодоксос": "правильно верящий" (во что-то), "правильно славящий" (кого-то). Наиболее распространённый перевод слова "ортодоксальный" - "православный". Если принять во внимание этот перевод, то получается парадоксальный перевод названия главной конфессии: "православный иудаизм". Ортодоксальный иудаизм ведёт своё начало от времени возникновения иудаизма как такового.

Караимство возникло в Ираке в VIII в.н.э. Караимы живут в Израиле, Польше, Литве, на Украине. Слово "караим" означает "чтец", "читающий". Основная особенность караимства - отказ признавать святость Талмуда.

Хасидизм возник в Польше в начале XVIII века. Хасиды есть везде, где есть евреи. Слово "хасид" означает "благочестивый", "примерный", "образцовый". Хасиды требуют от своих приверженцев "горячей молитвы", т.е. громкой молитвы со слезами на глазах.

Реформированный иудаизм возник в начале XIX века в Германии. Сторонники реформированного иудаизма есть во всех странах, где есть евреи. Главное в нём - обрядовые реформы. Если в ортодоксальном иудаизме раввины во время богослужения надевают особые культовые одежды, то в реформированном иудаизме они проводят богослужение в гражданском платье. Если в ортодоксальном иудаизме раввины произносят богослужебные молитвы на иврите, то в реформированном иудаизме на языке тех стран, в которых живут евреи: в США - на английском, в Германии - на немецком, в России - на русском. Если в ортодоксальном иудаизме женщины молятся отдельно от мужчин (или за перегородкой, или на балконе), то в реформированном иудаизме женщины молятся в одном помещении с мужчинами. Если в ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, то в реформированном иудаизме раввинами могут быть также и женщины.

Следует отметить, что богословы ортодоксального иудаизма признают караимство и хасидизм течениями в иудаизме. Но они отказываются признавать иудаизмом реформированный иудаизм.

Общая характеристика вероучения ортодоксального иудаизма.

В вероучении иудаизма можно выделить восемь основных положений (или можно сказать: восемь основных религиозных учений). Это учения: 1/ о священных книгах, 2/ о сверхъестественных существах, 3/ о Машиахе (Мессии), 4/ о пророках, 5/ о душе, 6/ о загробной жизни, 7/ о пищевых запретах, 8/ о субботе.

Порядок изложения положений вероучения определяется особенностями конфессий и методическими задачами учебного материала.

 

6. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИУДЕЙСКОЙ ВЕРЫ

• Бог един. Он сотворил мир и избрал отцов Израиля, кото­рым помогал во всех трудностях.

• Бог в своем единстве беспределен, не имеет образа и непостижим, безначален, дает о Себе знать всему живому.

• Бог говорил с людьми через пророков, из которых вели­чайшим был Моисей. Моисею дан весь Закон, и другого Закона никогда не будет.

• Вера в первую очередь проявляется в исполнении Закона, а потом уже в добрых делах.

• Зло существует в мире настолько, насколько это ему позво­ляет Бог. Бог награждает праведника и карает злодея.

• Бог создал человека отличающимся от всех остальных тво­рений мира. Человек состоит из души и тела.

• Иудаизм, в отличие от христианства, не считает, что послед­ствием грехопадения стало повреждение человеческой при­роды, ограничиваясь указанием на потерю человеком бес­смертия.

• Кроме избранного народа Израиля, существуют другие на­роды. Эти народы могут быть оправданы, только если они примут за истину положения иудаизма.

• Центром жизни общины является синагога (от греч. слова awccycoyfi — собрание).

• Награда за исполнение заповедей воздается не только кон­кретному человеку, но и отражается на судьбе всего народа.

• В конце времен Бог будет судить каждого по его делам.

С точки зрения иудаизма существуют универсальные требования, одинаковые для людей всех национальностей, какие бы религии они ни исповедовали. Это семь законов, данных согласно Устной Торе, семье Ноя - единственной семье, уцелевшей в волнах потопа. Они распространяются на всех потомков этой семьи, т.е. на все человечество, и включают в себя:

- запрет идолопоклонства;

- запрет богохульства;

- запрет кровопролития;

- запрет воровства;

- запрет разврата;

- запрет жестокости по отношению к животным;

- повеление справедливости в суде и равенства человека перед законом...

Нет никакой необходимости обращать человека в иудаизм, чтобы спасти его. Если он будет выполнять семь Законов сыновей Ноя, с ним и так всё будет в порядке...

Если для неевреев обязательны только семь законов, то для евреев 613!"

Учение о сверхъестественных существах

1. Бог. Богословы учат, что в мире имеется четыре группы сверхъестественных существ. В первую группу входит всего одно существо, но самое главное. Это Бог. Бог обладает всеми божественными атрибутами: Он сотворил мир; Он управляет миром; Он всеведущ, перед ним открыто прошлое, настоящее и будущее; Он всемогущ и т.п. Современные иудейские богословы утверждают, что Бог бестелесен, поэтому его изображений нет и быть не может. А антропоморфные описания Бога в Торе, Танахе и Талмуде надо понимать символически.

2. Ангелы. Ангелы в переводе с греческого означает "вестники".

1) Функции ангелов творить добро, помогать Богу, помогать людям.

2/ Их много. В иудаизме и христианстве их считают миллиардами. В книге пророка Даниила, которая входит в Танах, говорится об ангелах, служивших Богу: "тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли перед Ним" (Дан.,7:10).

3/ У них нет плоти, пола.  Правда, ангелы, по воле Божией, могут на короткое время эту плоть приобретать, для того чтобы общаться с людьми. Но у себя "дома" (т.е. в раю), да и на земле, когда у них нет задачи добиваться того, чтобы их люди видели и слышали, они существуют как чистые духи, не только в смысле наличия лишь добрых намерений, но и в смысле свободы духовной сущности от плоти.

4/ Их сотворил Бог.

5/ делятся на бессмертных и смертных. Подробности - в иллюстративном материале.

6/ Ангелы не воспринимаются органами чувств. Исключение появляется тогда, когда некоторые ангелы приобретают плоть.

8/ Имеют иерархическую лестницу

9) В иудаизме главного ангела зовут Метатрон (возможный перевод с греческого: "стоящий у престола"). "Метатрон (возможно от греч. "стоящий у престола")... в иудаистической мифологии "запрестольный ангел", ближайший к Богу, непосредственно от него получающий приказания... Он, в частности, с вершины горы показал Моисею землю обетованную и шевствовал впереди евреев в пустыне... Исходящий от него свет это часть сияния небесного престола, на который он один имеет право садиться (по другой версии он сидит позади престола)".

"Первые ангелы... были созданы из света во второй день творения. Cамым главным среди первых ангелов был Метатрон, о котором сказано, что Бог Яхве (автор, как и многие историки, называет Бога этим именем, - авт.) дал ему от своего величия шестьсот тысяч миль в длину и тысячу в ширину...

Ангелы, по Талмуду, создаются не только из света, но и из других стихий: из воды, ветра, огня и т.п. смотря по тому, для какой должности они предназначаются. Так, например, ангелы-послы происходят из ветра, потому что они быстры; ангелы, стоящие перед престолом Яхве, вышли из огня; ангелы, владеющие морями, сотворены из воды. Талмуд утверждает, что каждое слово Божие, каждый выдох из груди Яхве дает жизнь новым ангелам, что "нет ни одной былинки на земле, которая не имела бы своего ангела на небесах"." (С.48-49)

"Ангелы очень не равны между собою в правах, и лишь небольшое их количество вечно... Эти отдельные избранники были сотворены в начале мироздания, во второй его день; все же остальные погибнут до окончания мира. К тому же Иегова создает ежедневно новые полчища ангелов; но эти последние живут лишь одно мгновение; они поют в его честь хвалебную песнь и исчезают. Каждое слово, произносимое Богом, рождает ангела. Двадцать одна тысяча ангелов приставлены к двадцать одной тысяче растений, произрастающих на земле; есть ангелы для диких зверей, для птиц, для рыб и даже для лекарств..." (С.70)

3. Демоны. Греческое слово "демоны" буквально переводится как "духи". Но по смыслу демоны - это не просто духи, а злые духи.

1/ Функции демонов творить зло, быть противниками Богу, быть противниками людям.

2/ Их много. Но, как минимум, речь идет о сотнях тысяч. Так, например, Талмуд сообщает, что у одной старшей демонихи была свита, в которой находилось 180 тысяч младших по рангу демонов.

3/ У них нет плоти. Логически рассуждая, когда они существуют без плоти, пола у них не должно быть. Но в Талмуде демоны без всяких оговорок делятся на демонов-мужчин и демоних-женщин. Плоти нет, а пол есть. Это для людей кажется непонятным. Но во всех религиях считается, что всё, что людям непонятно, есть "божественная тайна". В тех же случаях, когда они являются людям во плоти, само собой разумеется, что они делятся на мужчин и женщин.

5/ По происхождению всех демонов можно разделить на три части. Первую и основную часть сотворил Бог. Зачем Бог сотворил себе противников? Это божественная тайна. Вторая часть демонов сотворена самими демонами. Поскольку они имеют пол, постольку вступают в сексуальные отношения между собой. И от этих отношений, сообщает Талмуд, рождаются новые демонята. Третья часть демонов появилась на свет как результат сексуальных отношений демонов с людьми. В Торе (и соответственно в Библии) рассказывается, что первыми людьми на земле были Адам и Ева, а в Талмуде сообщается, что Ева была первым человеком, вступившим в сексуальные отношения с демонами. В результате она родила большое количество демонов-девочек. А затем и Адам вступил в сексуальные отношения с демонихой по имени Лилит ("Ночная"), которая родила ему множество демонов-мальчиков. Грешили в этом отношении, согласно Талмуду, и многие другие люди.

6/ Демоны смертны, правда, они живут значительно дольше, чем люди.

7) Демоны не воспринимаются органами чувств, только в виде исключения.

8/ Делятся на младших и старших.

9) Главного демона зовут зовут Сатан ("Противник").

"Талмудисты наделяют бесов шестью качествами: "тремя они подобны людям, а тремя - ангелам. Как люди они едят и пьют, размножаются и умирают. Как ангелы они имеют крылья, знают будущее и ходят из одного конца мира до другого"

Талмуд объясняет происхождение демонов мифом о сотворении первого человека. Рабби Меир говорил, что Адам 130 лет игнорировал Еву, предвидя, что дети её будут смертны. Покинутую и одинокую Еву окружили злые духи мужского пола, от которых она зачала и произвела на свет несметное количество демонов женского пола. Подражая ей, Адам связался с демоном женского пола Лилит и дал жизнь легиону демонов мужского пола .

4. Сверхъестественные животные. В вероучении иудаизма речь идет о трёх группах сверхъестественных животных: птицах, быках и рыбах. Это особые, райские животные. Они отличаются от обычных животных необыкновенно вкусным мясом. Бог их создал для того, чтобы в раю кормить праведников особо вкусной пищей. О райских птицах и райских быках никаких подробностей в вероучении нет. О райских рыбах в Талмуде есть некоторые подробности.

Бог создал для рая две особых рыбы, которые стали царями над всеми остальными рыбами. И дал им имя, которое стало и названием породы, и именем собственным. Это имя: Левиафан (в переводе с иврита: "свертывающийся", "вьющийся"). Самку Бог убил и засолил её мясо. И этим мясом кормит праведников в раю. Самца он оставил жить в огромном водоёме. Левиафан это огромная рыба длиной свыше 300 миль (в переводе на километры - свыше 500 километров).

"...Удовлетворившись своими девятью часами работы, Он садится, зовёт Левиафана, царя рыб, и играет с ним. Левиафан же этот - страшное чудовище... Из боязни, чтобы потомство этого великана не переполнило мир и не погубило его, Бог... убил его самку; он засолил её мясо и эту солонину едят в раю избранные".

Учение о Машиахе (Мессии). Машиах - это человек, наделённый особо могущественными сверхъестественными способностями и получивший от Бога специальное задание. Функция Машиаха - осуществление конца света и установление царства справедливости на земле. После прихода Машиаха воскреснут умершие, все евреи соберутся в Палестине, будет восстановлен Иерусалимский храм и на праздник Иом-Кипур вновь прозвучит из уст воскресшего первосвященника скрытое до того времени имя Бога.

Когда придёт Машиах? И здесь в иудаизме существуют две точки зрения. Первая: при жизни нашего поколения людей. И вторая: время его прихода неизвестно.

Учение о пророках. Согласно главной идее этого учения, верующие должны почитать пророков. Пророки это люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни ( как надо жить). В истине о правильной религии особо важным элементом (частью от части) был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. В Танахе упоминаются 78 пророков и 7 пророчиц1. Почитание пророков в иудаизме выражается в форме уважительного разговора о них в проповедях и в быту. Среди всех пророков выделяются два великих: Илья и Моисей. Этих пророков почитают также в форме особых ритуальных действий во время религиозного праздника Песах.

Учение о душе. Учения о душе имеют все религии классового общества. Поэтому целесообразно учение о душе в иудаизме рассмотреть системно, т.е. как совокупность некоторых элементов. Это даст возможность лучше понять и запомнить все существующие религиозные учения о душе.

1/ Душа - сверхъестественная часть человека. Душа, в отличие от тела, не подчиняется законам природы.

2/ Душа не зависит от тела. Душа может существовать и без тела. Этот ответ является традиционным.

3/ Душа -это целостное образование.

4/ Душа (каждого человека) сотворена Богом.

5/ Душа бессмертна .

6/ Во время сна Бог у всех людей временно забирает души на небо. Утром Бог одним людям души возвращает, а другим - нет. Люди, кому Он душу не возвращает, умирают во сне. Поэтому, восставши ото сна, иудеи в особой молитве благодарят Господа за то, что он вернул им душу. Все другие религии считают, что пока человек жив, душа находится в его теле.

Учение о загробной жизни. Здесь следует сказать, что учение о загробной жизни в иудаизме со временем менялось. Богословы эти изменения объясняют более глубоким проникновением людей в подлинную картину загробной жизни. Можно говорить о трёх вариантах учения о загробной жизни, которые последовательно сменяли друг друга.

Первый вариант имел место от времени возникновения иудаизма до времени появления первых книг Талмуда. В это время иудеи думали, что души всех людей - и праведников, и грешников - идут в одну и ту же загробную страну, которую они называли словом "шеол" (перевод слова неизвестен). Шеол - это место, где не было ни блаженства, ни мучений. Находясь в шеоле, души всех умерших людей ожидали прихода мессии и решения своей участи. После прихода мессии праведников ожидала награда в виде счастливой жизни на обновлённой земле. А какова была дальнейшая судьба грешников. Здесь остается только гадать, ибо источники на этот вопрос не отвечают.

Второй вариант учения о загробной жизни существовал со времени появления Талмуда и до второй половины нашего века. В этом варианте содержание книг Талмуда толковалось следующим образом. Для получения награды не надо ждать мессию: души праведников немедленно после расставания с телом направлялись Богом в небесный рай ("ган эден"). А грешников направляли в ад, в место мучений. Для обозначения ада использовались слова "шеол" и "геенна". ("Геенной" называлась долина в окрестностях Иерусалима, где сжигали мусор. Это слово перенесли и на название места мучений души после смерти её тела.) При этом считалось, что евреи-иудеи попадают в ад только на время, а евреи-нечестивцы и люди других национальностей (их называли "гоями") навсегда.

Третий вариант излагается в ряде трудов современных богословов. По сравнению со вторым вариантом в третьем есть лишь одно изменение в понимании картины загробной жизни. Но это изменение очень существенно.

Небесную награду, по мнению ряда современных богословов, могут получить не только евреи-иудеи, но и люди других национальностей и с другим мировоззрением. Более того, евреям заслужить небесную награду труднее, чем неевреям. Людям других национальностей достаточно вести нравственный образ жизни, и они заслужат жизнь в раю. Евреи же должны не только вести себя нравственно, но и соблюдать все чисто религиозные требования, которые иудаизм предъявляет верующим иудеям.

Учение о пищевых запретах. Иудеи должны соблюдать определённые пищевые запреты. Самые крупные из них три. Во-первых, им нельзя употреблять в пищу мясо тех животных, которые в Торе названы нечистыми. Список нечистых животных на основе изучения Торы составляют раввины. В него, в частности, входят свиньи, зайцы, лошади, верблюды, крабы, омары, устрицы, креветки и др. Во-вторых, им запрещено употреблять в пищу кровь. Поэтому можно питаться только обескровленным мясом. Такое мясо называют "кашерным" ("кашер" с иврита переводится как "подходящий", "правильный"). В-третьих, запрещено одновременно принимать мясную и молочную пищу (например, пельмени со сметаной). Если сначала иудеи ели молочную пищу, то перед приёмом мясной они должны или прополоскать рот, или съесть что-нибудь нейтральное (например, кусочек хлеба). Если сначала они ели мясную пищу, то перед приёмом молочной они должны выдержать перерыв не менее, чем в три часа. В Израиле в столовых есть два окна для раздачи пищи: отдельно для мясной и отдельно для молочной пищи. Есть и более мелкие запреты: нельзя употреблять в пищу седалищный нерв, яйца, в которых обнаружены кровяные пятна и др.

Учение о субботе. Субботу (на иврите: шаббат) следует почитать как священный день. Это значит, что этот день нужно посвятить Богу и что в этот день нельзя работать и нельзя пользоваться транспортом. Разрешаются только неотложные формы деятельности: скорой помощи, полиции, пожарников и т.п. Запрещается работа по дому: нельзя стирать, мыть пол, подметать, готовить пищу и др. В субботу нельзя водить машину, хоронить покойников и ещё кое-что. В частности в субботу нельзя нажимать на кнопку лифта. И если в доме нет специального, субботнего лифта (двери которого открываются и закрываются автоматически на каждом этаже), то придётся даже на самые высокие этажи подниматься пешком.

"В начале шаббата, при заходе солнца вечером в пятницу, с благословения матери семейства зажигаются субботние свечи. Отец же посещает синагогу, нередко вместе с детьми, а по возвращении он благословляет своих детей и хвалит жену словами из Книги Притчей Соломоновых, глава 31. Затем вся семья принимается за субботнюю трапезу, которая начинается с совершения благословения над хлебом и вином... Огонь разводить на шаббат нельзя, хотя, если он был зажжён ранее, то может остаться гореть...

Нельзя предпринимать далёких путешествий в субботу, однако находящимся на борту корабля не рекомендуется с него сходить. Ортодоксальный еврей будет жить в пределах пешеходного расстояния от своей синагоги, потому что он не может водить автомобиль в субботу или же пользоваться общественным транспортом".

 

7. БОГОСЛУЖЕБНАЯ ЖИЗНЬ

В настоящее время богослужение в иудаизме ограничивает­ся общей молитвой в синагоге в определенные религиозные празд­ники. Праздники дополняются семейными собраниями, имеющи­ми религиозный характер. Существует, конечно, и индивидуаль­ная молитва. Суббота как праздничный, нерабочий день находит­ся в центре религиозной жизни. Другими праздниками являются:

1. СУББОТА

У евреев-иудаистов есть еженедельный праздник - это субота (шаббат), день, посвященный Богу, выполнение одной из 10 главных заповедей (запрещение работать в седьмой день недели). Тора указывает две причины установления субботы: во-первых, это память о сотворении мира, когда Бог 6 дней создавал все, что есть в мире, а "в седьмой день пребывал в покое. Поэтому благословил Господь седьмой день и освятил его". (Быт.,2:3). Во-вторых, это напоминание об исходе из Египта, где евреи находились на положении рабов и по своей воле не могли ни работать, ни отдыхать.

К субботе у верующих евреев особое отношение. В литургии она именуется "невестой" - как воплощение чистоты и красоты; "царицей" - как символ величия. Это не просто день отдыха, освобождение от будничных забот и тягот, день не работы; это святой день, когда "тело отдыхает, а душа освежается и возвышается".

С древности существует тщательно разработанный ритуал отмечания субботы, ставший важной частью жизненного уклада, материального и духовного быта евреев. Он проявляется в уборке квартиры, в одежде и еде, в характере трапезы, в особом общении людей между собой - в семье, в синагоге, на улице. Традиционное субботнее приветствие: "шаббат шалом".

Начинается суббота в пятницу вечером. Вечернее богослужение в пятницу называется "кабалат шаббат" - "встреча субботы". Вернувшись домой из синагоги (или помолившись дома), семья собирается за субботним столом. Зажигаются субботние свечи; поют традиционный гимн "Шалом алейхем" (Мир всем, ивр.); глава семьи благословляет детей, затем произносит благословение над вином - "Кидуш" - "освящение субботы"; если вина нет - над субботними халами. Далее следует трапеза (по особому ритуалу).

Утренняя субботняя молитва - самая торжественная и длинная из всех богослужений недели.

Одно из главных занятий в субботу - изучение Торы, других религиозных книг, сочинений по еврейской истории и философии. Заканчивается суббота с появлением вечером первых звезд. Ритуально завершает субботу обряд "Гавдала", что значит "отделение", "разделение", который проводят после вечерней молитвы в синагоге или дома: над вином и над ароматными травами при свете многофитильной свечи, произносят особое благословение.

 Термин "моадим" - "праздники" относится к трем праздникам: Песах, Шавуот, Суккот. С ними в древности связан был обычай приходить за пожертвованиями в Иерусалимский Храм. Два других главных праздника - Рош-Гашана и Йом-Киппур - не называются "моадим". Объяснение этому дается такое: "моадим" связаны с центральными событиями еврейской истории (Исход из Египта, получение Торы), в то время как эти два праздника не связаны ни с какими знаменательными моментами, событиями, датами. Они - главные праздники, ибо предписаны Библией, характер их торжественный (но не веселый).

Ритуал всех праздников, при определенной специфике каждого, в принципе, не отличается от субботнего. Общей чертой является запрет работать.

В иудаизме четко прослеживаются два цикла праздников: первый приходится на весну и раннее лето, второй на осень.

РОШ-ГАШАНА

Рош-Гашана ("глава года", ивр.) - Новый год по еврейскому календарю (первые два дня месяца Тишрей, - обычно в сентябре, иногда октябре по еврейскому календарю). С этого дня начинается 10 - дневный период духовного самоуглубления и покаяния. Эти дни называют "десять дней тшува" (буквальный перевод с иврита - "возвращение") - возвращение к Богу. Их называют также "Десять дней раскаяния" или "Дни трепета". Считается, что в Рош-Гашана решается судьба каждого человека на год вперед. В первую ночь праздника евреи приветствуют друг друга добрым пожеланием: "Да будете Вы записаны и подписаны на хороший год в Книге Жизни!" В своих молитвах, обращенных к Всевышнему, люди просят ниспослать им, их семьям, всему народу мир, хорошее здоровье и удачу в делах.

В Рош-Гашана в синагогах принято трижды трубить в шофар (особо обработанный бараний рог). Звук шофара должен напомнить о трубном гласе на Синайской горе, призвать всех и каждого к покаянию. Верующие в этот день облачены в светлые одежды. Во время праздничной трапезы принято обмакивать халу или яблоко в мед ("чтобы наступающий год был сладким").

ЙОМ-КИППУР

Йом-Киппур ("День искупления", ивр.), "Судный день" - самый важный и торжественный день в году, один из главных праздников. Отмечается 10 числа месяца Тишрей (сентябрь, октябрь). В этот день, согласно Торе и Талмуду, Бог судит дела каждого человека, оценивает его грехи, "отпускает" их (или нет).

Это день полного поста: с вечера накануне нельзя есть, пить, натираться маслами и кремами, носить кожаную обувь; запрещена интимная близость; исключается всякая работа. Принято одеваться во все белое; просить прощение у обиженных тобой за год людей; давать больше обычного милостыни (в канун праздника).

В синагоге проводится пять служб. Молитвы начинаются с "Кол нидрей" ("Все обеты") вечером; богослужение прерывается лишь на ночь, продолжается весь следующий день и заканчивается к вечеру. Заключительная молитва - "Неила" ("Закрытие" небесных врат"). После нее трубят в шофар; молящиеся восклицают: "В будущем году в Иерусалиме!".

Одна главная идея проходит через все особые молитвы Рош-Гашана и Йом-Киппура: признание власти Бога над миром, покорность Его верховной воле, Его суду.

СУККОТ

Суккот. Через 4 дня после Йом-Киппура наступает праздник Суккот (от "сукко" - шалаш, хижина, ивр.) За эти дни верующий еврей должен соорудить временное жилище, крыша которого делается из растений (камыш, бамбук, еловые ветви) - в память о тех укрытиях, в которых жили евреи в период 40-летних странствий после исхода из Египта. 8 дней (в диаспоре 9) положено находиться в сукко. В Израиле время праздника совпадает с последней жатвой, поэтому является и праздником сбора урожая. В молитвеннике он именуется также "временем нашего веселья".

С праздником Суккот связаны особые благословения и молитвы. Седьмой его день - Гошана Рабба (Великая Осанна) - это последний день, когда Бог может изменить "запись" на следующий год.

Завершающий, 8-й день Суккот (в диаспоре - 8-й и 9-й) считается самостоятельным праздником (Шмини-Ацерет, "восьмой день собрания", ивр.). Главный момент дополнительной службы в этот день - молитва о дожде. Другие молитвы обычны для праздничного дня.

В странах диаспоры ортодоксальные иудеи отмечают Шмини-Ацерет два дня; второй день появился после XI в. н. э., это уже особый праздник - "Симхат Тора". В Израиле Шмини-Ацерет и Симхат Тора отмечают в один день.
          СИМХАТ ТОРА

"Симхат Тора" ("Радость Торы"). В этот день во время утренней службы завершается годовой цикл еженедельных чтений торы - и начинается новый, знаменуя непрерывность и вечность этой Книги. После чтения все свитки Торы вынимают из ковчега и 7 раз обносят вокруг бимы - возвышения в центре синагоги, под радостные песни и пританцовывание собравшихся. Это - один из самых веселых, радостных праздников года.

Симхат Тора - послеталмудический праздник. Основывается на легенде о празднике, который был устроен царем Соломоном, когда он закончил читать Тору.

Послебиблейские праздники.

 

ХАНУКА

В эпоху Второго Храма, при греко-сирийском царе Антиохе IV Эпифане, проводившем политику эллинизации евреев, была предпринята попытка покончить с иудаизмом. Его указы запрещали изучение Торы, соблюдение субботы и других заповедей, отмечание иудейских праздников. Храм был осквернен греческими солдатами, его объявили святилищем Зевса Олимпийского. В ответ вспыхнуло народное восстание. Повстанцы под предводительством Иегуды Маккавея нанесли решительное поражение грекам в декабре 164 г. до н. э.; Иерусалим был освобожден.

Для очищения и освящения Храма необходимо было специально приготовленное и освященное масло; нашелся только один кувшинчик такого масла, с печатью первосвященника. Его могло хватить лишь на один день. Но случилось чудо: оно горело в меноре (храмовом светильнике) 8 дней; за это время смогли приготовить новое чистое масло.

В память об этом событии и был установлен 8-дневны праздник с 25 числа месяца Кислев (приходится на декабрь по григорианскому календарю). Его название - "Ханука" - переводится с иврита как "освящение". В каждый из 8 вечеров в синагогах и домах иудеев зажигаются светильники - хануки (с 8 чашечками для свечей или плошками для масляных фитилей и дополнительной, 9-й чашечкой для "служебного" огня). В дни Хануки помимо обычных молитв произносится особая молитва - благодарение Богу за чудо Хануки и победу над врагами.

Это праздник света, радости, веселья, игр, вкусной еды (среди которой - жаренные в масле оладьи и пончики). Работать в Хануку, как и в другой праздник, Пурим, разрешается, она считается "малым" или "меньшим" праздником.
          ТУ-БИ-ШВАТ

Этот праздник отмечается в 15-й день месяца шват; он упоминается в Мишне как "Новый год деревьев". В это время (февраль) в Израиле оканчивается сезон дождей, деревья оживают, готовясь к новому плодоношению. В Израиле в этот день принято устраивать экскурсии "на природу", сажать деревья. Ибо сказано в Торе: "Когда войдете в страну, сажайте в ней плодоносные деревья".

ПУРИМ

Пурим - праздник в память о чудесном избавлении евреев, живших в Персии в середине V в. до н. э., от смертельной опасности. Первый министр правившего тогда царя Артаксеркса по имени Аман, уязвленный непочтительным отношением к нему некоторых иудеев, решил уничтожить всех евреев в стране. Хитростью и коварством он сумел поручить разрешение царя на это. Но царица Эсфирь (Эстер), еврейка по происхождению, узнав об этом чудовищном замысле, сумела его сорвать. Аман был казнен, были истреблены многие его сообщники в разных городах Персии.

Название праздника - от слова "пур" (аккад. пуру - жребий): Аман бросал жребий, чтобы определить день для задуманной им акции геноцида.

Эти события описаны в Библии в книге Эстер ("Мегилат Эстер"). Чтение этой книги в синагоге (вечером и во время утренней службы) является важнейшей частью праздника; слушать ее должны мужчины, женщины, дети. Предшествует празднику Пост Эстер.
Пурим - малый праздник (работать не запрещено). В этот день принято вкусно есть (в т.ч. традиционные пирожки треугольной формы с маком - "оменташи" - "уши Амана"), пить вино, веселиться, делать подарки (друг другу и особенно бедным людям), жертвовать деньги в благотворительные фонды. С давних пор существует обычай устраивать в Пурим веселые уличные шествия, карнавалы, шуточные представления на тему этого дня.

ПЕСАХ

Песах - праздник весны и свободы, в память о массовом исходе евреев из Египта (около 3300 лет назад) - одном из важнейших, значительнейших событий еврейской истории. Традиция связывает название "песах" с тем, что Бог "прошел" ("пасах", ивр.) мимо домов евреев в то время, когда Он наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется "временем нашей свободы"; Тора именует его "Хаг Гамацот" - "праздник опресноков", ибо главная особенность Песаха - заповедь есть пресный хлеб - (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное ("хамец"). Маца - тонкая пресная лепешка, весь процесс выпечки ее с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы. Маца - напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Праздник начинается 15 числа месяца нисана (март-апрель) и длится 7 дней в Израиле и 8 дней в странах диаспоры.

В вечер наступления Песаха проводится праздничная трапеза по специальному, освященному веками ритуалу ("седер" - "порядок", ивр.). Читается Пасхальная Агада - рассказ об исходе из Египта. Трапеза сопровождается особыми молитвами, благословениями, песнопениями. Седер начинается после возвращения из синагоги.
          ЛАГ БА-ОМЕР

Лаг ба-Омер - "33-й день снопа" - так переводится с иврита название этого праздника. Он отмечается 18 числа месяца Ияра (апрель-май). По древнему обычаю отсчитывали 49 дней от первого снопа ячменя до второго омера, т.е. до снопа пшеницы нового урожая.
          ШАВУОТ

Шавуот "(недели", ивр.) - праздник в память и в честь великого события - дарования евреям всевышним Торы - и 10 заповедей. Оно произошло на 50-й день после Песаха (при счете со второго вечера праздника: 7 недель +1 день). В этом отсчете от Песаха заложен глубочайший смысл: исход из Египта был лишь физическим освобождением от рабства; духовную же свободу евреи обрели, приняв моральные и этические нормы Торы, 10 заповедей.

Как говорится в Торе, она была дана на Синайской горе "в громах и молниях", "в огне и пламени", и "вострепетал весь народ". Торжественное обещание евреев "Сделаем и будем слушать" - прозвучало как готовность принять Тору, Заповеди, Бога. По сути, именно тогда толпа странников, ведомых Моисеем, стала народом - со своей идеологией, структурой, Законом, моральным кодексом.

В Шавуот в синагогах (и дома) читают Свиток Рут - рассказ о женщине-моавитянке, покинувшей родные места ради своей свекрови-еврейки. Синагогу принято украшать цветами и растениями - в память о цветении на Синае, когда Тора была явлена Моисею. В Шавуот принято есть молочные блюда. Объяснение этому некоторые комментаторы видят в том, что до обретения Торы у евреев не существовало никаких пищевых запретов; после же Синайского откровения оказалось, что вся ранее приготовленная еда - некошерная, кроме молочных продуктов.

Шавуот называют также праздником жатвы урожая. В библейские времена евреи со всех концов страны приходили в Иерусалим, чтобы в Храме совершить жертвоприношение первых плодов.

ТИША БЕ-АВ

Тиша бе-ав / пост 9-го Ава. (июль-август). Это день скорби и траура, самый трагический день в еврейской истории. В этот день в 586 г. до н. э. был разрушен Первый Храм; в 70 г. н. э. - Второй Храм. В этот день в 136 г. римские легионы захватили крепость Бейтар, последний оплот повстанцев Бар-Кохобы; многие тысячи евреев были убиты, большинство остальных вынуждены были покинуть родину, эмигрировать в другие страны. И в средние века, и в новейшее время с этим днем связаны драматические события в жизни еврейского народа.

Постом и трауром отмечают его верующие евреи. В синагогах печально, нараспев читают "Плач Ирмеягу" ("Мемлат Эйха"), специальные траурные молитвы.

В Иерусалиме в этот день тысячи людей приходят к Стене Плача (Западная стена Храмового комплекса).

 

ПредыдущийНа главную страницуСледующий

 

 

Hosted by uCoz