Католицизм

 

 

Слово «католический» происходит от греческого слова, что значит «всеобщий, всецелый, всемирный». Это слово со­держится в Символе веры и по-славянски переводится как «соборный»: «Верую... во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Ис­поведуя этот Символ веры, Православная церковь выражает свою веру в то, что она одна есть святая кафолическая (вариант произноше­ния — католическая) Апостольская церковь. С этой точки зрения считается, что святая Католическая церковь есть Церковь право­славная и что римские христиане, как нарушившие чистоту православного вероучения, присвоили себе это название несправед­ливо. Однако, ввиду всеобщей распространенности именования Рим­ской церкви католической, это традиционное название используется как условное.

 

ПРИЧИНЫ РАЗЛИЧИЯ ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВЕЙ

 

До середины XI века восточные и западные христиане, несмот­ря на периодические споры, сохраняли свое единство. Восточные христиане были объединены в четыре патриархата: Константино­польский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, а западные в один — Римский, в котором патриарх носил древний титул папы.

В силу различных, в том числе политических и культурных причин между западными и восточными христианами постепен­но ослабевало общее понимание того, что такое единство Церкви. Восточные христиане хранили традиционную веру в то, что собор­ной (всеобщей, католической) Церковью является каждая христи­анская община, которая со­вершает Евхаристию по бла­гословению местного кано­нического (то есть законно­го) епископа.

Первыми по чести сре­ди епископов считались епископы (патриархи) Рима, Константинополя, Алексан­дрии, Антиохии и Иерусали­ма. Это отражалось в поряд­ке поминовения их имен во время богослужения. Но благодать и власть у всех епископов была одинакова: ни один епископ не имел (и не имеет в православии) права вмешиваться в дела другого епископа без при­глашения. В Риме власть папы постепенно стали понимать иначе. Папы начали считать, что у них есть власть над всеми епископами и христианами во всем мире.

Верховной властью в Церкви христиане всегда наделяли со­бор епископов, беря пример с того, что апостолы важные реше­ния принимали на своем соборе. Ни один апостол не имел права сам принимать решения, которые были бы обязательными для всех. остальных. Такие решения принимались всеми вместе.

Рим изменил этому правилу и общей христианской традиции и объявил, что папа может самостоятельно распоряжаться всеми вопросами во всей Церкви. В конце концов власть папы была объ­явлена выше власти Вселенских соборов. Естественно, что с этим восточные христиане согласиться не могли.

 

РАЗРЫВ РИМА С ПРАВОСЛАВИЕМ

 

Однако окончательный разрыв единства Рима с Православной церковью произошел по инициативе Рима. В 1054 г. посланник па­пы на переговорах с восточными христианами кардинал Гумберт по своей необразованности обвинил Константинопольский пат­риархат в том, что тот изъял из Символа веры слова «и Сына» в том месте, где говорится об исхождении Святого Духа от Отца: «Ве­рую... и в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего». Гумберт требовал, чтобы было «Иже от Отца и Сы­на исходящаго».

Позднее сами католики признали абсурдность претензий Гумберта, но исправить положение они уже не смогли. Гумберт пре­дал анафеме Константинопольского патриарха и всех находящих­ся с ним в единстве. В ответ на это Собор православных еписко­пов в Константинополе предал анафеме самого Гумберта и, на ос­новании действительного изменения Символа веры Римом, окон­чательно вычеркнул папу из списка поминаемых на богослужении патриархов.

История изменения Символа веры вкратце такова. Текст Сим­вола веры был принят на I и II Вселенских соборах, а III Вселен­ский собор запретил вносить в него изменения. В нарушение этого запрещения в некоторых областях Западной церкви с VII века к Символу веры стали добавлять слова «и Сына» (по латыни — «Filioque»), вопреки словам Христа, что Святой Дух исходит от Отца. С этим искажением Символа веры первоначально боро­лись сами римские папы, но в начале XI века все же утвердили Сим­вол веры в его искаженном виде.

 

ПРЕПЯТСТВИЯ К ЕДИНСТВУ

 

До сих пор «Filioque» остается главным препятствием к вос­становлению единства Рима с православием.

Второе препятствие — притязание Папы Римского на власть над всей Христианской церковью. Поместные православные церк­ви осознают себя совершенно самостоятельными в своих внутрен­них делах и могут, в случае восстановления единства, согласиться только с первенством чести (но не власти) римского первосвящен­ника.

В 1870 г. Рим принял догмат о том, что папа является непогре­шимым, когда официально (ex cathedra — с кафедры) выступает по вопросам веры и морали. Но в истории известны случаи, когда папы бывали еретиками и когда ошибались даже Соборы. Право­славие, указывая на эти случаи, а также, основываясь на обеща­нии Иисуса Христа, что врата ада Церковь не одолеют, верит в не­погрешимость только всей Церкви в целом и отвергает претензии на непогрешимость какого бы то ни было человека.

Другое важнейшее отличие в вере состоит в том, что Римская церковь считает благодать сотворенной, то есть чем-то принципи­ально отличным от Бога. Это означает невозможность непосред­ственного общения Бога с человеком. Опыт и богословие право­славия осознают благодать несотворенной, то есть причастной Бо­жеству, и видят в ней главное средство спасения человека, его под­линного соединения с Богом.

Имеется и множество других особенностей католической ве­ры, с которыми православие не может согласиться.

Например, по католическому учению о спасении, христианин должен жить благочестиво, каяться и творить добрые дела не только ради спасения души, но еще и для принесения раз­гневанному грехами Богу удовлетворения за грехи, чтобы избежать наказания после смерти. В отношения человека с Богом привносится рационалистически-юридический аспект. Католики утверждают, что святые и подвижники делают добрых дел больше, чем это необходимо, и таким образом создается «сокровищница заслуг». Эти заслуги Римская церковь перераспределяет (в прошлом это делалось за деньги) в виде «индульгенций» (милость, снисходительность) тем грешникам, которые не имеют достаточных заслуг перед Богом. «Индульгенции» якобы помогают сократить временные загробные мучения, которым подвергаются грешники в чистилище (особом месте испытаний, существующем, по мнению Рима, отдельно от рая и ада).

В католическом вероучении есть догматы, искажающие учение Церкви о Пресвятой Богородице. Утверждается, что Дева Мария от рождения стала свободной от первородного греха, подобно Адаму и Еве до грехопадения. Таким образом, ока­зывается, что еще до искупительной жертвы Христа стала возможной всецелая святость хотя бы одного человека. Тогда подвергается сомнению Богочеловечество Иисуса Христа: истинно ли человеческую природу воспринял Он от Богоматери? В связи с принятым в 1950 г. догматом о телесном вознесении Божией Матери на небо Рим учит, что Богородица умерла добровольно (ведь свободная от первородного греха Она не­подвластна смерти) и стала вместе со Своим Сыном «Соис-купительницей» грехов человечества. Здесь серьезное противо­речие с учением Церкви о Христе как о единственном Посреднике между Богом и людьми.

Для Церкви всегда самым важным в ее жизни была чистота и истинность веры. Истинная вера указывает ориентиры, опираясь на которые человек спасается. Вера является выражением обще­го опыта Церкви и описанием той духовной реальности — Бога, -в которой Церковь живет. Если начинают возникать мнения, не согласные с общим опытом Церкви, это значит, что сторонник но­вой веры не имеет общего опыта с Церковью и, следовательно, не живет с ней одной жизнью. Такие понятия о Боге и взгляды на ду­ховную жизнь, которые противоречат духовному опыту Церкви, называются ересью.

«Filioque», папская непогрешимость, тварная благодать — это очень серьезные ереси, которые привнесли значительные искаже­ния во весь строй духовной жизни западных христиан. До тех пор, пока Рим будет придерживаться этих ересей, православные хри­стиане не смогут вступать с католиками в церковное общение, со­стоящее в общем Причастии и молитве. В противном случае это значило бы отказ от истинной веры и, следовательно, от спасения.

 

ДРУГИЕ РАЗЛИЧИЯ

 

Кроме различий в вере, существуют и отличия в богослуже­нии, церковном устройстве и управлении, праздниках, кален­даре и т.д. Однако они не являются основными препятствиями цер­ковного единства.

Православие не согласно с совершением крещения обливани­ем или кроплением (вместо полного погружения в воду), с упот­реблением на Литургии, называющейся у католиков Мессой, бес­квасного (пресного, недрожжевого) хлеба* и причащением мирян только Телом, но не Кровью Господа; с отказом причащать младенцев и сокращением подготовительного поста перед Евхаристией до одного часа.

Особенностью римо-католического воззрения на таинство Священства является принцип безбрачия духовенства или целибат, хотя Священное Писание не ставит безбрачие условием исполнения священнических обязанностей. Более того, счи­тающийся у католиков основателем папства апостол Петр был женат. В дополнение к существующим во Вселенской церкви степеням священства введен еще сан кардинала. Кардиналы являются высшими духовными лицами после папы, сейчас их около 150. Они образуют так называемую священную коллегию, которой принадлежит право выбирать римского папу.

Центром католицизма является государство Ватикан, находя­щееся в Риме. Папа, считающийся наместником Христа на земле, является абсолютным монархом государства Ватикан, которое, хо­тя и крошечное, имеет все государственные атрибуты, в том числе вооруженные силы, денежные знаки, флаг и даже тюрьму.

Диалог православия с Католической церковью ведется с пе­рерывами с момента отпадения Рима, но пока к существенным ре­зультатам не привел.

Со второй половины XX века Католическая церковь предпри­нимает значительные усилия для того, чтобы ее проповедь и жизнь могли быть восприняты современными людьми. Так, например, разрешено богослужение на национальных языках, в связи с чем во многих странах началась кропотливая работа по переводу богослужебных текстов (до этого месса совершалась только на ла­тыни) , уделяется большое внимание работе с молодежью и т.д.

Католическая церковь является самой крупной из всех христи­анских церквей. Она объединяет в себе около 900 млн. верующих. Католицизм исповедуют преимущественно в Италии, Испании, Франции, Португалии, Польше и в странах Латинской Америки.

Несмотря на принципиальные отличия, в вере и жизни Пра­вославная и Католическая церкви имеют много общего. Это по­зволяет не терять надежду на возвращение Рима к православию. Эту надежду укрепляет еще и то, что в нашем веке многие выдающиеся католические богословы пришли к пониманию истинности православной веры.

 

Источник: «Православная церковь. Современные ереси и секты в России», Санкт-Петербург, «Православная Русь», 1995г. стр.12-23

 

РИМО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

 

Официальное отпадение Католической церкви от Еди­ной Святой Соборной и Апостольской Церкви про­изошло в 1054 году, когда легаты папы Льва IX соста­вили акт отлучения на Константинопольского патриарха Михаила Керуллария и всю Восточную Церковь и во вре­мя литургии в соборе Святой Софии положили его на пре­стол и удалились. Патриарх Михаил тогда созвал собор, на котором отлучил от Церкви папских послов. Папа при­нял их сторону и с тех пор в Православных Церквах пре­кратилось поминовение пап на богослужении, и латиняне стали считаться схизматиками.

Разделению Церквей способствовали как новшества, допущенные Римом, по отношению к преданиям и обычаям Апостольской Церкви, так и извращение догмата о Свя­том Духе.

Хотя Римская церковь стал противополагаться Вос­точной Православной Церкви сравнительно поздно, но разница в настроении и направлении их стала намечаться уже в пору ее основания.

Тяжесть борьбы с гностицизмом пала по преимуществу на Греческую Церковь. В IV, V и VI вв. споры тринитарные и христологические на всем их продолжении были выстраданы всецело одним греческим Востоком. Но если Римская Церковь при самом зарождении своем мало интересуется волновавшими Восток вопросами веры, зато очень бдительно следит за всем, что касается земного устроения в церковной жизни. С самого начала Рим расходует свою энергию на выработку железной церковной  организации, которая в Средние века кладет к подножию римского престола всю Западную Европу. Ритуализм, клерикализм, непреклонная власть церковной иерархии формируется в этой школе искусства управлять людьми.

Укреплению папских притязаний на главенство в Церкви способствовало образование в VIII веке Западной им­перии, возникшей в противовес ненавистной для латинян Византии. Коронованный в Риме в 763 году Пипин Короткий, вождь племени франков, в знак благодарности поднес папе Стефану II (752—759) Равеннский экзархат, принадлежащий грекам, а также другие земли в Италии. С тех пор папы, обладающие духовной властью, сделались также светскими государями. Получив светскую власть, папы приложили все усилия, чтобы сделаться арбитрами в области политики, пользуясь поддержкой западных императоров. Они стали плести сложнейшие интриги при европейских дворах для увеличения своего престижа и владений.

Главной идеей Рима становится идея цезарепапизма, то есть установления светской власти папы римского над всем миром, а через это и насильственная христианизация всех народов. Данное положение совершенно чуждо евангельскому духу кротости, смирения, любви, где каждый должен сознательно и с сердечной верой принять Христа и жить по Его заповедям, не из-за страха наказания от властей, а по закону и велениям своего сердца.

Сильнейшие расхождения между Римской и Вселенской Церкоиыо проявились еще на Трульском соборе 692 года: из 85 правил апостольских Запад принял только 50; пра­вила 3, 6, 12 и 13 говорят о брачной жизни иподиаконов, диаконов и пресвитеров, тогда как Запад уже со времени Льва I Великого требовал от этих клириков безбрачия, которое на Востоке допускалось только для епископов. Правило 36 подтвердило ненавистное для Рима 28 правило Халкидонского собора; правило 55 запрещало за­падный пост в субботу; правило 67, согласно Деян. 4, 29, запрещало ядение крови; правило 82 запрещало при­нятое на Западе изображение Христа как агнца. Все эти правила не были приняты Римом и запечатлели мелкие, по характерные отличия. В обращение поступили сборни­ки— так называемый Дионисиев (около 500 г.) и др.— которые принимали папские декреталии, опускали непринятые Римом правила и тем все ярче подчеркивали линию распада.

Так еще Василий Великий обличал в ереси и нововве­дениях некоторых епископов Рима: «Истины они не знают, и знать не желают; с теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь» (Окруж. посл. п. 7).

Одним из основных догматических расхождений в уче­нии Восточной и Римской Церкви, стало учение о филиокве. Латиняне, искажая Символ Веры, приня­тый на 1 и 2 Вселенских Соборах, утверждали, что Дух Святой исходит «и от Сына» (Филиокве). Данное учение возникло в Испании в IV веке, отсюда проникло в Гер­манию и привилось там, но не сразу. Карл Великий (742— 814) настаивал на внесении филиокве в Символ Веры, но встретил энергичное сопротивление со стороны папы Льва III. В целях сохранить Символ Веры неповрежден­ным и на будущее время, папа распорядился вырезать текст на двух металлических таблицах и прибить послед­ние к дверям храма.

Это однако не помогло: другой папа Бенедикт VIII, по настоянию другого императора, Генриха II, ввел «фи­лиокве» в текст (1015), и с тех пор новая редакция Сим­вола Веры вошла во всеобщее употребление в Католиче­ской церкви и стала для нее обязательной.

Как уже напоминалось выше, с 1054 года произошло окончательное отпадение Католической церкви от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Христос есть глава Церкви, которая является Его телом, потому и не может быть двух Церквей, как и не может быть и двух противоречащих друг другу истин. Вот что писал по этому поводу св. Иоанн Златоуст: «Един Господь, едина вера, едино крещение. Если у них хорошо, то у нас худо, если у нас хорошо, то у них худо». Этот великий святой всякое отделение от Церкви считает лишением благодати Духа Святого. «Все, что только отделилось от жизненного на­чала, не может, с потерей спасительной сущности, жить и дышать особой жизнью.»

Каждая отдельная личность или даже христианская община, постольку жива, поскольку живет она Христовой жизнью, поскольку она соединена со всей Вселенской Цер­ковью. Обособиться, замкнуться в себе — это то же, что для луча отделиться от солнца, для ручья от источника, для ветви от ствола. Жизнь духовная может быть только при органической связи со Вселенской Церковью; порывается эта связь — непременно иссякает и жизнь христиан­ская.

После отпадения латинян стали принимать в Церковь через крещение, как язычников, или через миропомаза­ние, как древняя Церковь принимала ариан, македонян, аполлиариан и подобных еретиков. Латиняне созывали соборы, признавая их за вселенские, изобрели за прошед­шие столетия новые догматы, неведомые древней Церкви и осужденные Церковью Православной. Так 5 мая 1848 го­да в «Окружном послании Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам» Константинопольский, Иерусалимский и Антиохийский патриархи в решительных словах осуждают догмат латин­ства филиокве как гибельную ересь: «.:.сие нововведение, мнение будто Дух Святый исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь и последователи его, кто бы они не были,— еретики, составляющиеся из них общества суть общества еретические, и всякое духовное и богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви беззаконно».

Истина Церкви сильно искажена была на Западе пос­ле отпадения Рима от Церкви, и Царство Божие стало походить там на царство земное. Латинство, с его земны­ми счетами добрых дел, с его наемническим отношением к Богу, с его подделкой спасения, помрачило в сознании своих членов христианскую идею Церкви. Чистота хри­стианской веры все больше и больше осквернялась в уче­нии латинян.

В настоящее время это выражается в следующих лож­ных догматах и учениях латинской церкви: 1. Филиокве. 2. Догмате о главенстве и непогрешимости папы. 3. Догма­те о непорочном зачатии Пресвятой Девы. 4. В учении о спасении и оправдании. 5. В культе сердца Иисусова и Пресвятой Богородицы. 6. В учении о таинствах.

Поскольку учение о филиокве было разобрано выше, перейдем непосредственно к рассмотрению п. 2.

Одно из главнейших отличий римско-католического ве­роучения от православного заключается в догмате о папе как видимом, верховном и непогрешимом главе церкви Божьем наместнике на земле.

Учение это, развивавшееся в Западной церкви в Сред­ние века, окончательно провозглашено папой Пием IX на Ватиканском Соборе 1870-го года. Ложность этого по­ложения в том, что для Церкви, имеющей своей главой самого Иисуса Христа, всегда пребывающего с нею до скончания века, нет надобности ни в какой другой главе. Все, даже самые великие святые, не более как члены Церкви; сами апостолы называли себя служителями Церк­ви (К.ол. 1, 2425). Равным образом и высокое свойство непогрешимости не может быть приписано никому из смертных людей. Католики, называя папу главой Церкви и непогрешимым, приписывают ему власть и свойства, приличествующие одному Богу, т. е. как бы обоготворяют смертного человека. Вот выдержки 43 постановлений Ва­тиканского Собора 1870 года. «Папа есть божественный человек и человеческий Бог... Папа имеет Божественную власть, и власть его неограниченна... Папа непогрешим как Бог, и может делать все, что Бог делает. Он владыка вселенной... Если папа изрек приговор против суда Божия, то суд Божий должен быть исправлен и изменен. Папа — свет веры и отражение истины. Папа есть все над всеми и может все». Лучшим комментарием этого текста явля­ются слова римского кардинала Барония, который писал, что в течение 150 лет папский престол занимали «чудо­вища гнуснейшей жизни, распутнейшего нрава, вообще, сквернейшие люди во всех отношениях».

В результате вышеупомянутого догмата учение о Церк­ви как о благодатном Теле Христовом под единой главою Христом затемнено у римо-католиков учением о папе как едином монархе, в котором концентрируется вся Церковь. Папа — не первый среди равных ему по благодати еписко­пов, братьев, он — источник епископской власти, еписко­пы — его делегаты, представители папы. Папа заменил собою все тело Церкви, и критерием истины является не Дух Святой, живущий во всей Церкви, а мнение римского первосвященника.

На личность папы переносится то, что принадлежит Церкви, и более того, что принадлежит только Христу, при этом Церковь воспринимается как юридический орга­низм, деспотически управляемый папой.

П. 3. Догмат римской церкви о непорочном зачатии Божией Матери.

Впервые возведен в степень догмата в 1854 году при папе Пии IX. Согласно католическому учению, первород­ный грех состоит в утрате первобытной праведности, ли­шении сверхъестественной благодати, а так как эта бла­годать излилась на Пресвятую Деву преизобильно в са­мом начале Ее зачатия, то Она должна была родиться в таком состоянии, в каком находился первый человек до своего падения. По мнению латинян, Богородица была исключена из закона всеобщности прародительского гре­ха и не только Ее рождение, но и само зачатие, было свя­тым и непорочным. Исходя из латинского учения, суще­ствует некое «пассивное» или «страдательное» зачатие — момент влития творимой Богом души в зарождающееся тело. И душа Пресвятой Девы благодатию Божией была сохранена от греховной прародительской скверны.

Согласно взглядам Вселенской (Православной) Церк­ви, Пресвятая Богородица родилась причастною перво­родному греху и его следствиям и нуждалась в искупле­нии для совершенного исправления природы, снятия осуж­дения и введения в Царство Божие. Вследствие этого, Ее нравственное развитие и преуспеяние совершалось по за­конам развития и преуспеяния вообще падшего человече­ства, с постепенностью и в борьбе с первородным грехом, при содействии благодати Божией, изливавшейся на Нее в меру приемлемости Ею благодати, без нарушения Ее свободы. Святость Пресвятой Богородицы — следствие Ее глубокого участия в страданиях за мир Спасителя и усвое­ния духа любви Божией в такой степени, в какой никто из сотворенных существ усвоить не может.

Католическое учение о непорочном зачатии Божией Матери ложно также в силу того, что:

1. Не имеет в своем основании никаких евангельских или библейских истин.

2. Противоречит догмату Вселенской Церкви о всеобщ­ности первородного греха и следствий его в роде челове­ческом.

3. Противоречит  безусловной  необходимости  в деле спасения  самодеятельного   (личного)   усвоения   плодов искупления (т. е. закону свободы и благодати).

П. 4. Католическое учение о спасении и оправдании.

Прежде всего, необходимо отметить, что концепция спа­сения в Римской церкви очень напоминает положения официального богословия послепленного иудейства. Отношения между Богом и человеком носят характер завета, договора, обязывающего обе сто­роны. Христианин должен делать добрые дела не только потому, что ему нужно заработать себе плату для получения блаженной жизни, но и для того, чтобы иметь удовлетворение для избежания кары. С этим стоит в тес­ной связи мнение, что рядом с обычными «мерита» (заработком спасения добрыми делами) есть «мерита супер-прогатионис»— сверхдолжные дела и заслуги. Совокупность этих заслуг вместе с заслугами Христа, образует сокровищницу добрых дел, из которых церковь имеет право черпать для заглаживания грехов своей паствы. Отсюда учение об индульгенциях, праве папы распреде­лять (продавать эти сверхдолжные заслуги).

В католическое учение о загробном воздаянии, кроме рая и ада, вводится учение о чистилище (место наказа­ния, где душа отбывает свой срок мучений, а затем пе­реводится в рай). В Православной Церкви такое учение отсутствует. Есть, как это указано в Священном Писании, только рай или ад, а чистилище является собственным творчеством латинских богословов.

П. 5. Латинский культ сердца Иисусова и Пресвятой Богородицы появился к концу XVIII века. Основанием для него послужили псевдовидения католической мона­хини Маргариты Марии Алякок (умерла в 1690 г.). Ей якобы являлся в видениях Господь Иисус Христос и говорил о Своей чрезвычайной любви к людям, показывал ей Свое сердце и, обучив ее почитанию сердца, приказал ввести ей это служение вначале в монастыре (Франция), а потом распространить между всеми верующими.

Это учение было принято под покровительство иезуи­тами, которые добились принятия видений монахини вер­ховной властью, и сама Алякок была возведена в степень блаженной (1864 г.). Праздник был утвержден в 1856 г., а особый церемониал в 1889 г.

Основным доводом католиков при создании культа, кроме псевдовидений монахини, было следующее рассуж­дение. Телесное сердце — символ любви. Но чтобы бла­годарить Господа за любовь, нужно чувственное изобра­жение источника этой любви — это изображение сердца Иисуса. Созданы специальные храмы, общества, состав­лены особые молитвы, посвященные культу сердца Иисуса.

Все вышесказанное относится и к культу поклонения сердцу Пресвятой Богородицы, который возник в резуль­тате принятия догмата о непорочном зачатии Святой Девы.

Между тем еще в древности, учение тех, кто не почи­тает Иисуса Христа единым поклонением, было осуждено 9-ым правилом 5-го Вселенского Собора. Установив этот культ, Римская церковь не только разделяет единое лицо Богочеловека Иисуса Христа, чтобы воздавать каждой из Его двух природ одинаковое поклонение, но и разделяет саму человеческую природу, чтобы в отдельности поклоняться материальному сердцу Иисуса Христа.

Культ сердца Иисуса подчеркивает лжедуховность ка­толичества. Вместо глубокой созерцательной молитвы, молчаливого, смиренного стояния пред Богом, с чувством пюего недостоинства и покаяния, здесь практикуется чув­ственность, экзальтация, психическая самонакачка — ко­торые выдаются за благодатные дары Духа Святого. На­пример, то, что святыми отцами Вселенской Церкви считалось за прелесть и строго запрещалось (мысленное, чувственное воображение Христа, Богородицы, святых, фантазирование бесед и общение с ним при молитве), у латинян считается нормой и официально поощряется. Культ сердца Иисуса, Богородицы, появление стигматов (ран ил руках и на ногах) у экзальтированных католиков, многочисленные прелестные видения и откровения — результат лжедуховности католичества. И это явление закономерно, так как искажение латинянами догматов святой Церкви неизбежно повлекло за собой извращение духовной жизни и ложный мистицизм.

П. 6. Католическое учение о таинствах.

Допущены Римской церковью отступления от древней традиции и в совершении таинств.

Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь семи Вселенских Соборов совершала крещение через три погружения в воду; но в последние времена введено в Римской Церкви крещение через окропление и обливание, формула таинства; вместо — «крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь» - «Я крещу тебя (имя рек) во имя Отца и Сына и Святого Духа».

 

Изменена формула и в таинстве миропомазания: вместо – «Печать дара Духа Святого» — «Знаменую тебя знаменем креста и утверждаю миром спасения во имя Отца, Сына и Св. Духа», причем таинство миропомазание может совершать у римо-католиков только епископ.

По примеру Спасителя более тысячи лет Св. Церковь ил Hoc иже и на Западе совершала св. Евхаристию на пресном хлебе, но Римская Церковь с XI столетия ввела у себя новшество — употребление в таинстве Евхаристии опресноков, что противоречит Евангельскому повествова­нию о Тайной Вечери и древней церковной традиции; Церковь семи Вселенских Соборов приняла, что честные дары «и ни шлются после призывания Святого Духа через благословение иерейское, но Римская Церковь и здесь, впо­следствии, самочинно ввела новшество; упразднила «эпиклезу», т. е. призывание Св. Духа, вследствие чего в их мессе момент освящения Даров не ощущается более как центральный момент Литургии, и усвоила мнение, что освящение Даров совершается при возглашении слов Гос­пода: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пиити от нея вси: сия есть Кровь Моя». Следуя заповеди Господа: «пиити от нея вси», Вселенская Церковь преподавала при­частие всем из св. Чаши, но римская церковь с IX века, а окончательно с XII столетия, лишила мирян приобщения св. Крови Христовой. Не допускаются также ко св. При­частию детей, до совершения над ними таинства миропо­мазания, т. е. до 10—12 лет.

Церковный народ за литургией у римо-католиков боль­ше безмолвствует — за него отвечает священник, вполго­лоса, министрант, в то время как у нас народ, устами хо­ра, громко отвечает служащему иерею. Юридическое на­чало счета и зачета внесено отчасти и в совершение ли­тургии— отсюда у них масса частных месс, скороговоркой совершаемых одна за другой на одном и том же престоле одним и тем же священником, и даже — одновременно несколькими священниками на разных престолах одного и того же храма, ибо — говорят римо-католики,— чем больше по счету совершенно месс, тем больше внесено в мир святости.

В таинстве елеосвящения елей должен быть освящен епископом, а самое таинство совершается не над тяжко больным, по слову ап. Иакова (5, 14—15), а над умираю­щим, как приготовление его к мирной кончине и называ­ется у них «последним помазанием».

В учении о браке расхождение у католиков со Все­ленской Церковью очень глубокое и важное. В Право­славной Церкви вследствие древнего церковного обычая таинством считается венчание. Брак здесь есть богослу­жебное действие, правомочный совершитель его — священ­ник. В латинстве таинством считается сама брачная связь, а не венчание. До Тридентского собора церковно-крепким считалось бракосочетание, состоящее в изъявлении брачующимися взаимного согласия перед свидетелями, даже в отсутствие представителя Церкви. Тридентский собор потребовал, чтобы заявление о вступлении в брак дела­лось в присутствии священника. Итак, совершителями брака у латинян являются сами брачующиеся, а материю и форму его составляет взаимное согласие.

В завершении этой статьи, хотелось бы подчеркнуть, что путь римо-католичества, на протяжении всей его исто­рии, это путь самообожающей гордыни, чуждой евангель­скому духу, это практический и моральный релятивизм, политические интриги, ложь, к которой прибегает Ватикан для достижения своих целей.

Наши предки это хорошо понимали и соответствую­щим образом относились к латинству. Вот выдержки из завещания великого русского святого Феодосия Киево-Печерского: «Вере латинской не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.

Берегитесь чада кривоверов и всех бесед их, ибо наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной Вере, ибо нет иной веры лучше, чем наша чистая и святая Вера Православная... А живущие в иной вере: католической, или мусульман­ской, или армянской — не увидят жизни вечной.

Вы же латиняне, отринувшие проповедание Апостоль­ское и Святых Отец приняли неправую и развращенную веру, полную погибели. Поэтому и отвергнуты вы нами. Поэтому не подобает нам с вами служить и к Божествен­ным Таинствам вместе приступать, не вам к нашим, не нам к вашим, потому что вы мертвы и мертвую жертву приносите, а мы живому Богу—чистую, непорочную, что­бы жизнь вечную наследовать».

 

КАТОЛИЦИЗМ В РОССИИ

 

Кто знаком с историей Православной Руси и России, тот не может не знать о том, как каждый раз, когда Русь—Россия переживала смутные времена своей исто­рии, внешние и внутренние враги спешили использовать ее слабость, как рука Ватикана и «преобразователей ми­ра» протягивалась для осуществления заветной мечты — уничтожить ненавистную «схизму» и подчинить Риму Во­сток, повергнуть в прах Православную Христианскую Го­сударственность.

Еще при св. кн. Ольге и при св. кн. Владимире посы­лал Рим своих миссионеров в Россию. Известны попытки Рима использовать женитьбу Святополка на дочери поль­ского короля Болеслава для насаждения на Руси латин­ства. С предложением о «соединении» с Римом обраща­лись к Руси Папа Климент III в 1080 году и Иннокентий в 1207 году, в своем обращении к русским князьям и на­роду писавший, что он не «может подавить в себе отече­ских чувств к ним и зовет их к себе».

Ловкостью и политическими интригами сосредоточив в своих руках и духовную, и светскую власть над Запад­ной Европой, папы в XIII столетии прибегают к новому способу миссионерства в России с целью подчинить Риму в то время еще юное Православное Царство. Рим пыта­ется воспользоваться несчастным положением России: па­пы направляют против православной страны оружие под­чиненных им народов: датчан, ордена Меченосцев, венгров и... татар, а затем — шведов в 1240 году и немцев в 1242 году. «Не случайно советником у Батыя был ры­царь святой Марии Альфред фон Штумпенхаузен» (Башилов Б.). Потерпев неудачи на поле брани, римский папа предложил в 1248 году блгв. князю Александру Невскому помощь западных народов против татар. «Не в силе Бог, а в Правде»,— было ответом Православной Руси Римско­му папе, на что папа ответил вооруженным наступлением на земли русские — немецким оружием — в 1268 и 1269-м годах и оружием шведским в 1347 году. Попытку исполь­зовать беды России Рим повторил и в Смутное время, по­вторяет их и в переживаемое лихолетье. «Сколько раз за последние годы,— говорит проф. И. А. Ильин — католиче­ские прелаты принимались объяснять мне лично, что «Господь выметает железною метлой православный восток для того, чтобы воцарилась единая католическая цер­ковь»... Сколько раз я содрогался от того ожесточения, которым дышали их речи и сверкали их глаза. И, внимая этим речам, я начинал понимать, как мог прелат Мишель д Эрбиньи, заведующий восточно-католической пропаган­дой, дважды (в 1926 и в 1928 году) ездить в Москву, чтобы налаживать унию с «обновленческой церковью» и «конкордат» с марксовым Интернационалом, и как мог он, возвращаясь оттуда, перепечатывать без оговорок гнус­ные статьи (Ярославского-Губельмана), именующие му­ченическую православную патриаршую Церковь (дослов­но) «сифилитической» и «развратной»... И я понял тогда же, что «конкордат» Ватикана с Третьим Интернациона­лом не осуществился не потому, что Ватикан «отверг» и «осудил» такое соглашение, а потому, что его не захотели сами коммунисты. Я понял разгром православных церк­вей и соборов в Польше, творившийся католиками в 30-х годах текущего века... Я понял, наконец, истинный Смысл католических молитв «о спасении России»: как первоначальной, краткой, так и той, которая была состав­лена в 1926 году папою Бенедиктом XV, и за чтение ко­торой у них даруется (по объявлению) «триста дней ин­дульгенции»... Ватикан годами снаряжается в поход на Россию»... «Миссионерское» наступление со стороны Рим­ского престола на Православие ведется с тонкой фальшью, которая звучит в пропаганде равноценностей всех хри­стианских исповеданий. Но, если все христианские церкви и исповедания равноценны, то почему и зачем навязы­вают православным народам и латиняне, и сектанты свою веру? Зачем они затрачивают громадные средства, на­прягают силы, чтобы оторвать православных от их Веры и Церкви и вовлечь их в свою организацию? В миссио­нерстве с лозунгом «несем Христа народам», направлен­ном на Восток к Православию, кроется ложь, а отец лжи есть сатана,— так говорит Сам Господь».

о. Алексей Мороз

 

 

Нововведения римо-католичества до II Ватиканского собора

 

Римо-католичество пошло в направлении, отлич­ном от Православия, - по пути постепенной модер­низации и видоизменения христианства. В угоду римским первосвященникам и светской власти оно стало вводить такие новшества в его догматическую и каноническую области, которые, противореча апо­стольской вере, привели к искажению и отрицанию основных христианских истин, данных Божествен­ным Откровением. При этом главным побуждающим стимулом подобной политики служит стремление Рима-Ватикана занять главенствующую и руководя­щую роль во всем христианском мире и подчинить себе всех христиан, в первую очередь православных, а со II половины XX в. — стать «духовным» вождем верующих всех основных религий мира. В качестве трагического следствия выбранного пути явилось отпадение римо-католиков от единой Святой, Со­борной и Апостольской Церкви в 1054 г., а завер­шающим итогом - установление курса межрелиги­озного экуменизма и принятие II Ватиканским собо­ром 1962-1965 гг. принципиально нового учения о Церкви, Боге, Божественном Откровении и спасении человека. Новое учение отвергает практически все основополагающие истины христианства и выражает перерождение римо-католичества в неоязыческую веру. Вслед за католиками по дороге суперэкуме­низма и неоязычества пошли протестанты. Поэтому II Ватиканский собор явился разделительной вехой в истории как римо-католичества, так и всего западно­го христианства.

К наиболее важным нововведениям римо-католиков, принятым до II Ватиканского Собора, от­носятся следующие догматы и учения:

-  о главенстве папы,

-  о папской непогрешимости,

-  об исхождении Святого Духа,

-  о первородном грехе,

-  о сверхдолжных заслугах святых и об индуль­генциях,

-  о непорочном зачатии Девы Марии и Ее теле­сном вознесении, а также

-   существенные отступления в совершении Свя­тых Таинств.

Учение о главенстве папы

Учение провозглашает папу «Наместником Хри­ста и видимым Главой всей Церкви», всех христиан, управляющим «домом Бога живого», обладающим «полной, наивысшей и всеобщей властью, которую он вправе всегда свободно осуществлять» . Обос­новывая свое учение, римо-католики утверждают, что Сам Иисус Христос оставил верховную власть над Церковью апостолу Петру, дав ему особые пре­имущества перед другими апостолами, высокое свойство непогрешимости, ключи от Царствия Не­бесного, сделав его как бы князем апостолов — мо­нархом всего христианского мира, а Петр по преем­ственности передал эти свойства папам.

Однако это учение, являясь плодом страстного стремления пап к авторитарному господству над всеми христианами, противоречит основополагаю­щей христианской истине о Церкви, согласно кото­рой ее Главой является только Сам Господь Иисус Христос. Об этом учит апостол Павел, говоря, что Бог «все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полно­та Наполняющего все во всем» (Еф. 1, 22-23). «Он есть глава тела Церкви» (Кол. 1, 18). «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5, 23). Поэто­му никакой «видимой главы всей Церкви», являю­щейся Телом Христовым, не существует. Причем в Новом Завете отсутствуют какие бы то ни было ука­зания Иисуса Христа или апостолов об оставлении Господом после Своего Вознесения вместо Себя другого главы Церкви или наместника, подтвержда­ющие справедливость притязаний пап. «Это столь важный для спасения душ человеческих догмат», - говорит св. прав. Иоанн Кронштадтский, что либо Сам Господь, либо апостолы явно объявили бы об этом.

Древняя Церковь также не признавала апостола Петра наместником Христа, главою всей Церкви и других апостолов. И хотя апостол Петр наряду с апо­столом Павлом именуется «первоверховным» как первый среди равных, ввиду его пламенной веры и больших заслуг перед Церковью, но это не прибав­ляло ему никаких дополнительных главенствующих прав и привилегий по сравнению с другими апосто­лами. Ни один из святых отцов и учителей Церкви не признавал апостола Петра главою апостолов и Наме­стником Христа.

Аналогично и римский папа никогда не призна­вался главой всей христианской Церкви. Поместные Церкви и их первосвященники имели власть только в пределах своего административного деления и при перечислении занимали порядок: Римская, Констан­тинопольская (их епископы носили звание «Вселен­ских Патриархов»), Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская. Порядок следования соответствовал только их почетности по своему культурному и гражданскому положению, но не высоте админист­ративной власти одной Церкви над другими - все они были равноправными, равными по благодати и представляли собой каждая лишь часть единого тела Церкви Христовой. Церковь не допускала ни само­властия первенствующих епископов, ни тем более абсолютизма. Высшей инстанцией для решения важ­нейших вопросов Церкви и жизни Поместных Церк­вей был установлен Поместный Собор епископов, а для всей Православной Церкви - Вселенский Собор. Причем Вселенские Соборы неоднократно под­тверждали право власти любого первосвященника, в том числе и римского папы, только в пределах своей области. И хотя отдельные попытки пап присвоить себе главенство над всей Церковью предпринима­лись еще во времена Вселенских Соборов и вскоре после них, однако они всякий раз пресекались. На­пример, папа Николай I объявил себя главою всей Церкви и обладателем права монархического гос­подства на земле, и на Римском соборе 863 г. предал анафеме тех, кто не признает его вселенской власти, что было отвергнуто Константинопольским собо­ром . Как официальное учение, главенство папы было изложено на униатском Флорентийском соборе (1439) и повторялось в догматах на Первом (1870) и Втором (1962-1965) Ватиканских соборах.

Пытаясь доказать свою правоту, римо-католики ссылаются в основном на три места в Евангелии, якобы подтверждающих главенство апостола Петра над другими апостолами. Одно из них следующее. Когда Иисус Христос спросил учеников Своих, за Кого они Его почитают, Петр первый из апостолов, отвечая, сказал: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, Сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я гово­рю тебе: ты - - Петр, и на сем камне Я создам Цер­ковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16,16-19). По мнению католических богословов, слова Ии­суса Христа «на сем камне» относятся к апостолу Петру и подтверждают, что он поставлен Спасите­лем главою Церкви и наместником Бога на земле.

Однако по единодушному мнению святых отцов и учителей Церкви эти слова относятся к исповеданию веры: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго». Святитель Иоанн Златоуст в пятьдесят четвертой беседе толко­вания на святого евангелиста Матфея говорит: «и Аз тебе глаголю: ты ecu Петр, и на сем камне то есть на исповедании - созижду Церковь Мою». Блаженный Августин во втором трактате на первое послание апостола Иоанна пишет: «Что означают слова: созижду Церковь Мою на сем камне? Они оз­начают: на сей вере, - на словах: Ты — Христос, Сын Бога живаго». Блаженный Феофилакт Болгар­ский в толковании на Евангелие от Матфея пишет: «Так как Петр исповедал Христа Сыном Божиим, то Он говорит: это исповедание, которое ты исповедал, будет основанием верующих, так что каждый, кто намеревается строить здание веры, положит в осно­вание это исповедание». В греческом оригинале Евангелия явственно выступает различие между упо­требленными Спасителем словами «камень», именем, данным Петру, и сем «камне», или сей «скале», на Котором Господь создаст Свою Церковь. Последнее было усвоено в Ветхом Завете для Иеговы, а в Новом Завете применяется к Самому Спасителю (или обычным камням, но не людям) . Так что Сем краеугольным Камнем, осно­ванием веры, на Котором утверждается здание Церк­ви, является Господь и Бог наш Иисус Христос, как это говорит Он Сам и свидетельствуют апостолы (см. Мф. 21,42; Мк. 12, 10; Лк. 20, 17; Еф. 2, 20-22; 1 Пет. 2, 6; 1 Кор. 3, 11), и «всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того разда­вит» (Лк. 20, 18).

Петру, который по данной ему благодати первый исповедал веру в Христа, первому бьша дана высокая власть вязать и разрешать грехи. Но и другим апос­толам затем была дана благодать веры и также сказа­но Господом: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). Эту власть им дал Сам Господь, а не апостол Петр, и они передавали ее пастырям Церкви. Так что в этом месте Евангелия говорится о первенстве апостола Петра, но не его единственности или власти над другими апостолами.

В доказательство главенства апостола Петра рим­ские богословы приводят также слова, сказанные ему Господом: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22, 31-32), — где като­лики видят преимущество Петра перед другими апо­столами и напутствие Спасителя укреплять их в вере. Однако в действительности, согласно последующему тексту Евангелия, здесь Господь предупреждает апо­стола Петра о его предстоящем падении, отречении от Христа, что так и было понято Петром, который стал уверять: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк. 22, 33), на что Господь отве­чает уже прямо: «говорю тебе, Петр, не пропоет пе­тух сегодня, как ты трижды отречешься, что не зна­ешь Меня» (Лк. 22, 34). Но Спаситель также поддер­живает Петра, предсказывая временность его падения, продолжение его апостольского служения и утверждение в вере братьев-христиан с большим по­ниманием их немощи, как самому испытавшему тяжкое искушение. Нигде далее в Новом Завете не говорится об утверждении Петром апостолов. Непо­колебимую веру всем им дал Сам Господь Бог, по­слав в день Пятидесятницы Святого Духа, и они на­ряду с апостолом Петром приводили ко Христу и ут­верждали в вере многие страны и народы.

Как третье место в Евангелии, подтверждающее главенство апостола Петра, римо-католики указыва­ют на беседу Иисуса Христа с учениками у Тивери­адского озера, состоявшуюся по воскресении Госпо­да: «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус гово­рит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты меня? Петр опечалил­ся, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (Ин. 21, 15-17). В этой беседе римские богословы усматривают особые преимущества, данные Госпо­дом Петру над всею Церковью, как над простыми верующими — агнцами, так и над пастырями - ов­цами.

В действительности же, как повествует Еванге­лие, апостолу Петру, с жаром уверявшему: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф. 26, 33; Мк. 14, 29), Господь попустил падение в виде троекратного от Него отречения (Мф. 26,69-75; Мк. 14, 66-72; Лк. 22, 56-62; Ин.18,17, 25-27). Те­перь же на вопрос Господа, подчеркнуто называю­щего Петра Симоном, любит ли он Его более других, Петр смиренно отвечает, что любит Его. Троекрат­ным вопросом «любишь ли Меня?» Господь напом­нил Петру о его троекратном отречении, что так и было понято Петром и его опечалило, а троекратным повторением пасти агнцев и овец Господь уверил Петра в восстановлении его апостольского достоин­ства. И только произвольное схоластическое толко­вание может утверждать, что под агнцами Христос разумел здесь простых верующих, а под овцами са­мих пастырей и апостолов . Подтверждение мысли о том, что Иисус Христос дал апостолу Петру главен­ство и власть над другими апостолами во всем Еван­гелии и Новом Завете отсутствует. Эта мысль проти­воречит всему духу евангельского повествования. Ни в чем не обличал Господь Своих учеников так силь­но, ни против чего не предостерегал так ревностно, как именно против превозношения, стремления к преимуществу, а тем более власти одного апостола над другими (см. Мф. 20,25-28; Мк. 9,33-35; 10, 42-45; Лк. 9, 46-48; 22, 24-27; Ин. 13,14-15). Как явствует из Деяний святых апостолов и апостольских посланий, не даровал Господь апостолу Петру по­добного главенства и после Своего Вознесения.

Не ограничиваясь искажением смысла Евангелия, Рим пытался обосновать свое господство при по­мощи множества подложных документов и канони­ческих сборников, составленных в IX-XII вв., среди которых наиболее известны так называемые «Лжеисидоровы декреталии» (829-957), содержащие пап­ские «документы» с самых первых времен Римской церкви (с 77 г.). Согласно декреталиям, папа якобы получил всю полноту верховной власти во Вселен­ской Церкви от апостола Петра, а предстоятели По­местных Церквей пользовались властью, полученной ими от папы. Однако во время Реформации стало яс­но, что все эти «документы» являются либо подлож­ными, либо искаженными, о чем свидетельствует не­знание их составителями истории и ее грубая фаль­сификация. Например, выставляются в переписке лица, отделенные между собой целыми столетиями [папа Виктор I (189-199) пишет Феофилу Александ­рийскому (около 400)], древнейшие епископы Рима приводят Священное Писание по переводу блаж. Иеронима (405), некоторые епископы, жившие еще во времена языческого Рима, жалуются на посягатель­ство мирян на церковную собственность. На таком же вымысле и подлогах основаны канонические сборники «Коллекториум» или «Декретум», состав­ленный епископом Вормским Бурхардом (1025), сборник Луккского Анзельма (1086), «Компендиум» или «Коллекцио канонум» (1086-1087) кардинала Дейсдевита, «Декретум Грациани» (XII в.) монаха Грациана и другие.

Эти претензии пап на верховную власть над всей Церковью, а также одностороннее изменение ими Символа веры (об исхождении Святого Духа «и от Сына» — «filioque») стали главной причиной отпа­дения Западной церкви от Православной в 1054 году. Непосредственным поводом для отпадения послу­жили действия римских легатов, которые, явившись в Константинополь, требовали от Патриарха призна­ния правомерности «филиокве» и претензий пап на вселенскую власть. Но, получив отказ, составили акт отлучения Патриарха и всей греческой Церкви, тор­жественно прочитали его во время богослужения в Софийском соборе и, оставив на престоле, покинули Константинополь. Рим не осудил действие легатов, после чего единство Церквей было окончательно разорвано .

В дальнейшем признание главенства папы стави­лось Римом в качестве обязательного условия для любых попыток «воссоединения» Западной и Вос­точной Церквей.

Согласно изложенному, учение римо-католиков о главенстве папы противоречит Священному Писа­нию, Священному Преданию и историческим фактам и поэтому абсолютно ложно и еретично, а попытки его практического осуществления привели к тягчай­шим последствиям для христианства -  отпадению католичества от Православия.

О папской непогрешимости

Вероучительская непогрешимость римского первосвященника всегда рассматривалась как естественное следствие учения о главенстве папы в качестве преемника Христа и упоминалась на Римском поместном соборе 863 г. при папе Николае I и др. соборах католиков. Однако в качестве официального догмата учение о папской непогрешимости было принято в 1870 г. I Ватиканским собором и повторено II Ватиканским собором. Согласно этому учению, римский первосвященник, как наместник Христа и глава всей Церкви, обладает безошибочностью своего учительства в вопросах веры и нравственности в силу пребывания в нем Духа Святого.

Однако неразделенная Православная Церковь не­погрешимость римских пап не признавала: для ре­шения важных вопросов веры собирались Вселен­ские Соборы, на которых папские легаты даже не всегда присутствовали, и ни на одном их них не председательствовал папа. Не обладали непогреши­мостью в вопросах веры папы и в действительности. Известны многочисленные случаи, когда папы впа­дали в еретические учения и вероотступничество, отменяли или изменяли вероучения своих предшест­венников. Так, папа Виктор (192) одобрял монтанистскую ересь; папа Марцеллин (296-304) вошел в храм Весты и принес жертву богине; Либерии (358) согласился на отлучение Афанасия Великого и ре­шился принять арианство для того, чтобы его осво­бодили из ссылки и возвратили прежнюю кафедру; Носима (417-418) одобрял пелагианскую ересь; Го-порий (625—638) придерживался монофелитской ере си, за что был осужден VI Вселенским Собором; Лев III (809) отверг учение о «филиокве» и заповедал ка­толикам никогда его не принимать; Бенедикт VIII (1014) ввел его в Символ веры; Григорий Великий (590-604) отвергал папское превосходство, доказы­вая, что стремление к власти над всей Церковью од­ного из ее предстоятелей может поколебать Вселен­скую Церковь в ее основаниях, а Бонифатий VIII (1302), Евгений IV (1439) и Павел IV (1559) утверж­дали ее в своих буллах; Сикст V (1585-1590) обна­родовал издание Библии и своей буллой одобрил ее чтение, Пий VII (1800-1823) осуждал читающих ее; Климент XTV (1769-1774) уничтожил орден иезуи­тов, дозволенный Павлом III (1534-1549), Пий VII восстановил его. Список этот далеко не полный .

Догмат о папской непогрешимости вызвал боль­шие споры и был принят I Ватиканским собором только в результате давления на его участников со стороны папы. С уничтожающей критикой догмата выступил на соборе с речью католический архиепис­коп И. Ю. Штроссмайер. Приведя десятки примеров, когда папы «с кафедры» принимали и отменяли ре­шения свои и своих предшественников, а также при­меры тягчайших грехов, совершенных многими па­пами, он сказал: «Если вы определяете непогреши­мость теперешнего римского епископа, то должны признать непогрешимость всех его предшественни­ков без исключения... Можете ли вы это сделать и доказывать, что корыстолюбивые, кровосмесители, убийцы, святокупцы — папы были наместни­ками Иисуса Христа?».

Исходя из вышеизложенного, совершенно ясно, что учение римо-католиков о непогрешимости папы, противоречащее Священному Преданию и историческим фактам, абсолютно ложное, еретическое.

 

Учение об нахождении Святого Духа

 

(Верую) «и в Духа Святого, Господа Животворя­щего, Иже от Отца исходящего (Который от Отца исходит)», — говорится в Никео-Цареградском Сим­воле веры (325 и 381) - - неколебимой основе веры православных христиан. Так преподал Своей Церкви С'ам Иисус Христос, засвидетельствовали апостолы, утвердили Вселенские Соборы. Однако католическая церковь исповедует, что Святой Дух «от Отца и от Сына исходит». Добавка «и от Сына» - - «filioque» («филиокве») была официально внесена в Символ веры папой Бенедиктом VIII в 1014 г. односторонне, без обсуждения на Вселенском Соборе. Принятию тгого дополнения предшествовало длительное дав­ление на пап светской власти, в том числе императо­ра Карла Великого, желавшего подчеркнуть свою не­зависимость от Византии, и короля Генриха I, а так­же самостийное внесение filioque в Символ веры отдельными Западными церквами в VI-X вв. и стремление самих пап занять главенствующую учи­тельную роль в христианском мире.

Свое учение римо-католики оправдывают тем, что Сын Единосущен Отцу и, следовательно, всё, присущее Отцу, свойственно и Сыну. Однако Сам Иисус Христос прямо говорит апостолам об исхождении Святого Духа только от Отца: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26), — так что поправка прямо извращает учение Спасителя о Пре­святой Троице — основополагающей истине христи­анства. Филиокве, служа прецедентом, открываю­щим двери для принятия других противоречащих Божественному Откровению нововведений в саму суть христианства, имеет важное догматическое зна­чение, так как нарушает единоначалие Бога Отца, то есть Отца как единого начала (по своему иерархиче­скому положению, как отмечалось выше, все три Лица Пресвятой Троицы равновелики), ведя к дуа­лизму и нарушению Нераздельности Пресвятой Тро­ицы. (Нераздельность Троицы была отвергнута като­ликами на II Ватиканском соборе путем выделения «Отца» в самостоятельного «Бога» и отождествления его с «Верховными Божествами» язычников)

Учение римо-католиков об исхождении Святого Духа «от Отца и от Сына» противоречит Божест­венному Откровению, нанося непоправимый вред христианству, и является ложным, глубоко еретиче­ским. Оно стало одной из основных причин отпаде­ния Западной церкви от Православия в 1054 г., а его принятие, вслед за признанием вселенского гла­венства папы, до II Ватиканского собора использова­лось католиками в качестве обязательного условия при составлении и практическом исполнении уний (договоров о «воссоединении» Западной и Восточ­ной Церквей, на самом деле являвших отторжение

верующих от Православия и принятие ими католичества).

Учение о первородном грехе

Согласно Священному Писанию и учению Православной Церкви, Бог создал человека по образу и подобию Своему (см. Быт. 1,26-27), совершенным душою и телом, безгрешным по естеству и свобод­ным по воле, но он был доступен греху, и согрешить или нет зависело от его свободной воли. Падение, происшедшее вследствие отвержения воли Божией, повлекло за собой лишение человека Божией благо­дати и порчу природы человеческой: повреждение сил души человека (см. Быт. 3, 7-18), изменение его естества (см. Быт. 3,21), помрачение в нем образа Божия. В результате отвержения воли и заповедей Божиих разумными существами (падшими духами и человеком) в мир вошли грех и зло.

Католики стали учить, что Бог создал человека из двух противоположных,, не могущих, не противо­борствовать друг другу частей (души и тела, разума и чувственности) и до падения существо человека удерживалось в гармонии сверхъестественным да­ром «благодатной праведности», данной Богом пра­отцам. С падением человек лишился благодати и гармонии, но природа его осталась неповрежденной. Католики не объясняют, почему, несмотря на сверхъестественный дар благодати, низшие силы одержали верх над высшими, из чего вытекает, что Бог либо не мог Своей благодатью спасти человека, либо отнял у него благодать до его падения. Следо­вательно, Бог либо не обладает всемогуществом, либо Сам является источником греха и зла в мире, что противоречит христианскому учению о Боге. Так что, противореча Божественному Откровению, ка­толическое учение о первородном грехе является ложным, еретическим.

 

Учение о сверхдолжных заслугах святых и об индульгенциях

 

По католическому учению, возникшему в XIII-XIV вв., человеку для его спасения необходима некая сумма добрых дел, зависящая от количества его гре­хов. Святые угодники совершили гораздо более доб­рых дел, чем нужно для их спасения, так что их из­лишек образует некую «сокровищницу добрых дел», и папа имеет власть вменять этот излишек людям, имеющим в добрых делах недостаток. А индульген­ции - - это освобождение грешников от наказания посредством покрытия их грехов за счет сверх­должных заслуг святых. Вначале индульгенции вы­давались за какие-либо заслуги перед церковью, но затем стали продаваться за деньги, сделавшись до­ходной статьей пап; причем продавались они не только в освобождение от грехов уже совершенных, но даже будущих. Индульгенции послужили непо­средственной причиной раскола католической церк­ви и возникновения в XVI в. протестантизма. В на­стоящее время индульгенции выдаются за участие в делах милосердия, совершение паломничества, про­чтение определенного количества молитв и т. д., а также за тарифицированные пожертвования на храм и другие церковные нужды.

Однако это учение принципиально неверно, так как добрые дела являются неотъемлемой обязанностью христианина, не подлежащей непременному вознаграждению, ибо, как учит Спаситель апостолов: «Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10). А апостол Павел говорит: «Мы -  Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2, 10). В притче о работниках виноградника Иисус Христос говорит об одинаковой плате всем работавшим, независимо от времени ра­боты (см. Мф. 20, 1-16). Это свидетельствует о том, что Царство Божие дается не за количество добрых дел, как нечто должное, а как неизреченный дар ми­лости Божией. Каждый христианин должен постоян­но бодрствовать и по мере сил и возможностей тво­рить добрые дела сам, ибо перераспределение доб­рых дел невозможно (о чем ясно указывает притча Иисуса Христа о десяти девах - см. Мф. 25,1-13). «Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14, 12). В то же время от наказания освобождает приносимое христианином в Таинстве покаяния чис­тосердечное и глубокое раскаяние в своих грехах, с твердым намерением не совершать их далее.

Поэтому учение это римо-католиков, во всем противореча Божественному Откровению, направ­ляет человека по ложному пути спасения, отвлека­ет верующих от покаяния, нанося им большой вред, и является ложным, еретическим.

Догматы о непорочном зачатии Девы Марии и Ее телесном вознесении

Догмат, отражающий учение католической церк­ви о непорочном зачатии Девы Марии, принятый в 1854 г., говорит: «Благословенная Дева Мария была с первого момента Своего зачатия, по исключитель­ной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, предохранена ото всякой скверны первородного греха».

Это учение неверно по той причине, что, согласно Священному Писанию, вина нашего прародителя Адама переходит на всех людей: «Как одним челове­ком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5, 12). Поэтому всякий человек, происшедший естественным путем, рождается во грехе. Только один Господь, воплотившийся сверхъ­естественным образом Сын Божий, Богочеловек Ии­сус Христос является исключением. Об Иисусе Хри­сте в Священном Писании говорится: «В Нем нет греха» (1 Ин. 3, 5), «Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4, 15), «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех» (2 Кор. 5, 21); а о Пресвятой Богородице подобного не ска­зано.

Отрицая непорочность зачатия Пресвятой Бого­родицы, Православие не умаляет Ее славы, но почи­тает Ее честнейшую херувимов и славнейшую сера­фимов. Однако эту славу Пресвятая Богородица при­обрела не изначально, а с тех пор, как Сама непорочно зачала Сына Божия, что явствует из Ее же в: «Отныне [то есть с сего дня] будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1,48).

Другое учение римо-католиков, о телесном возне­сении Божией Матери, выражается догматом, приня­тым в 1950 г., который гласит: «Непорочная Богома­терь Приснодева Мария, закончив путь земной жиз­ни, была взята душой и телом в Небесную Славу».

В нем в отличие от православного учения вопрос о смерти Пресвятой Богородицы обойден, что позво­ляет католикам говорить (что они и делают) либо о том, что Пресвятая Богородица была восхищена на Небеса, не умерев, живой, что прямо противоречит Священному Преданию, либо, что Ее смерть была добровольной, то есть искупительной, и именовать Божию Матерь «соискупительницей» рода человече­ского. Это также противоречит Божественному От­кровению, согласно которому единственным Иску­пителем и Посредником между Богом и людьми яв­ляется Сын Божий, Богочеловек Иисус Христос.

Оба эти догмата противоречат Божественному Откровению, а потому являются ложными ере­тическими.

 

Отступления в совершении Святых Таинств

 

К наиболее существенным из этих отступлений, возникших уже после отпадения католической церк­ви от Православной, относятся:

- лишение младенцев Таинства миропомазания, которое совершается над детьми только после до­стижения отроческого возраста (от 7 до 12 лет),

- лишение младенцев Таинства причащения так­же до достижения детьми отроческого возраста,

- лишение мирян причащения Святой Крови Христовой (в настоящее время не повсеместно).

Лишение младенцев Таинств миропомазания и причащения римо-католики объясняют тем, что дети до достижения отроческого возраста, не имея вменя­емых им собственных грехов и сознательной веры, в них не нуждаются. Однако эти Таинства соверша­лись в древней христианской Церкви и в современ­ной Православной совершаются по вере приносящих или приводящих их взрослых и считается, что они сообщают детям благодать Святого Духа, способст­вующую их духовному укреплению и возрастанию.

Лишение мирян причащения Святой Крови Хрис­товой римо-католики мотивируют тем, что, по их мнению, на Тайной Вечери Иисус Христос даровал причащение Своих Тела и Крови только апостолам, а те — священникам, но к мирянам это не относится. Однако это прямо противоречит заповеди Господа, обращающегося ко всему народу: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и И в нем» (Ин. 6,53-54, 56). Апостолы и неразделенная христианская Церковь следовали повелению Госпо­да. Апостол Павел так говорит, обращаясь ко всем коринфянам: «Когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он при­дет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11,26-27).

Так что все эти отступления в совершении Святых Таинств противоречат Божественному Открове­нию и, будучи ничем не оправданными и ложными

- еретическими, ведут к отстранению младенцев и мирян от воздействия Божией благодати.

Так чем же вызваны все эти нововведения римо-католиков и куда они направлены? Может быть, за­ботой о народе Божием - Церкви Христовой? Очевидно, нет. Или, возможно, стремлением полнее и глубже изложить учение Господне? Тоже не видно.

-  Цель этих новшеств и методы ее достижения со­вершенно ясно выражены, в первую очередь, догма­тами о главенстве и непогрешимости папы: любыми средствами доказать всему миру неоспоримое все­ленское владычество папы как наместника Бога на земле над всеми христианами, его мудрость и «непо­грешимое» учительство как видимого главы всей Церкви. На этом пути Ватикан не останавливают ни очевидная несовместимость новых догм с Божест­венным Откровением, Священным Писанием и Свя­щенным Преданием, ни противоречие основным ис­тинам христианской веры, историческим фактам и здравому смыслу, ни грубая фальсификация и пря­мая ложь.

 

Источник: «Христианство и религии мира»

 

 

ПредыдущийНа главную страницуСледующий

 

 

Hosted by uCoz