Католицизм
Слово «католический» происходит от греческого слова, что значит «всеобщий, всецелый, всемирный». Это слово содержится в Символе веры и по-славянски переводится как «соборный»: «Верую... во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Исповедуя этот Символ веры, Православная церковь выражает свою веру в то, что она одна есть святая кафолическая (вариант произношения — католическая) Апостольская церковь. С этой точки зрения считается, что святая Католическая церковь есть Церковь православная и что римские христиане, как нарушившие чистоту православного вероучения, присвоили себе это название несправедливо. Однако, ввиду всеобщей распространенности именования Римской церкви католической, это традиционное название используется как условное.
ПРИЧИНЫ
РАЗЛИЧИЯ ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВЕЙ
До середины XI века восточные и западные христиане, несмотря на периодические споры, сохраняли свое единство. Восточные христиане были объединены в четыре патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, а западные в один — Римский, в котором патриарх носил древний титул папы.
В силу различных, в том числе политических и культурных причин между западными и восточными христианами постепенно ослабевало общее понимание того, что такое единство Церкви. Восточные христиане хранили традиционную веру в то, что соборной (всеобщей, католической) Церковью является каждая христианская община, которая совершает Евхаристию по благословению местного канонического (то есть законного) епископа.
Первыми по чести среди епископов считались епископы (патриархи) Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Это отражалось в порядке поминовения их имен во время богослужения. Но благодать и власть у всех епископов была одинакова: ни один епископ не имел (и не имеет в православии) права вмешиваться в дела другого епископа без приглашения. В Риме власть папы постепенно стали понимать иначе. Папы начали считать, что у них есть власть над всеми епископами и христианами во всем мире.
Верховной властью в Церкви христиане всегда наделяли собор епископов, беря пример с того, что апостолы важные решения принимали на своем соборе. Ни один апостол не имел права сам принимать решения, которые были бы обязательными для всех. остальных. Такие решения принимались всеми вместе.
Рим изменил этому правилу и общей христианской традиции и объявил, что папа может самостоятельно распоряжаться всеми вопросами во всей Церкви. В конце концов власть папы была объявлена выше власти Вселенских соборов. Естественно, что с этим восточные христиане согласиться не могли.
РАЗРЫВ
РИМА С ПРАВОСЛАВИЕМ
Однако окончательный разрыв единства Рима с Православной церковью произошел
по инициативе Рима. В
Позднее сами католики признали абсурдность претензий Гумберта, но исправить положение они уже не смогли. Гумберт предал анафеме Константинопольского патриарха и всех находящихся с ним в единстве. В ответ на это Собор православных епископов в Константинополе предал анафеме самого Гумберта и, на основании действительного изменения Символа веры Римом, окончательно вычеркнул папу из списка поминаемых на богослужении патриархов.
История изменения Символа веры вкратце такова. Текст Символа веры был принят на I и II Вселенских соборах, а III Вселенский собор запретил вносить в него изменения. В нарушение этого запрещения в некоторых областях Западной церкви с VII века к Символу веры стали добавлять слова «и Сына» (по латыни — «Filioque»), вопреки словам Христа, что Святой Дух исходит от Отца. С этим искажением Символа веры первоначально боролись сами римские папы, но в начале XI века все же утвердили Символ веры в его искаженном виде.
ПРЕПЯТСТВИЯ
К ЕДИНСТВУ
До сих пор «Filioque» остается главным препятствием к восстановлению единства Рима с православием.
Второе препятствие — притязание Папы Римского на власть над всей Христианской церковью. Поместные православные церкви осознают себя совершенно самостоятельными в своих внутренних делах и могут, в случае восстановления единства, согласиться только с первенством чести (но не власти) римского первосвященника.
В
Другое важнейшее отличие в вере состоит в том, что Римская церковь считает благодать сотворенной, то есть чем-то принципиально отличным от Бога. Это означает невозможность непосредственного общения Бога с человеком. Опыт и богословие православия осознают благодать несотворенной, то есть причастной Божеству, и видят в ней главное средство спасения человека, его подлинного соединения с Богом.
Имеется и множество других особенностей католической веры, с которыми православие не может согласиться.
Например, по католическому учению о спасении, христианин должен жить благочестиво, каяться и творить добрые дела не только ради спасения души, но еще и для принесения разгневанному грехами Богу удовлетворения за грехи, чтобы избежать наказания после смерти. В отношения человека с Богом привносится рационалистически-юридический аспект. Католики утверждают, что святые и подвижники делают добрых дел больше, чем это необходимо, и таким образом создается «сокровищница заслуг». Эти заслуги Римская церковь перераспределяет (в прошлом это делалось за деньги) в виде «индульгенций» (милость, снисходительность) тем грешникам, которые не имеют достаточных заслуг перед Богом. «Индульгенции» якобы помогают сократить временные загробные мучения, которым подвергаются грешники в чистилище (особом месте испытаний, существующем, по мнению Рима, отдельно от рая и ада).
В католическом вероучении есть догматы, искажающие учение Церкви о Пресвятой
Богородице. Утверждается, что Дева Мария от рождения стала свободной от
первородного греха, подобно Адаму и Еве до грехопадения. Таким образом, оказывается,
что еще до искупительной жертвы Христа стала возможной всецелая святость хотя
бы одного человека. Тогда подвергается сомнению Богочеловечество Иисуса Христа:
истинно ли человеческую природу воспринял Он от Богоматери? В связи с принятым
в
Для Церкви всегда самым важным в ее жизни была чистота и истинность веры. Истинная вера указывает ориентиры, опираясь на которые человек спасается. Вера является выражением общего опыта Церкви и описанием той духовной реальности — Бога, -в которой Церковь живет. Если начинают возникать мнения, не согласные с общим опытом Церкви, это значит, что сторонник новой веры не имеет общего опыта с Церковью и, следовательно, не живет с ней одной жизнью. Такие понятия о Боге и взгляды на духовную жизнь, которые противоречат духовному опыту Церкви, называются ересью.
«Filioque», папская непогрешимость, тварная благодать — это очень серьезные ереси, которые привнесли значительные искажения во весь строй духовной жизни западных христиан. До тех пор, пока Рим будет придерживаться этих ересей, православные христиане не смогут вступать с католиками в церковное общение, состоящее в общем Причастии и молитве. В противном случае это значило бы отказ от истинной веры и, следовательно, от спасения.
ДРУГИЕ
РАЗЛИЧИЯ
Кроме различий в вере, существуют и отличия в богослужении, церковном устройстве и управлении, праздниках, календаре и т.д. Однако они не являются основными препятствиями церковного единства.
Православие не согласно с совершением крещения обливанием или кроплением (вместо полного погружения в воду), с употреблением на Литургии, называющейся у католиков Мессой, бесквасного (пресного, недрожжевого) хлеба* и причащением мирян только Телом, но не Кровью Господа; с отказом причащать младенцев и сокращением подготовительного поста перед Евхаристией до одного часа.
Особенностью римо-католического воззрения на таинство Священства является принцип безбрачия духовенства или целибат, хотя Священное Писание не ставит безбрачие условием исполнения священнических обязанностей. Более того, считающийся у католиков основателем папства апостол Петр был женат. В дополнение к существующим во Вселенской церкви степеням священства введен еще сан кардинала. Кардиналы являются высшими духовными лицами после папы, сейчас их около 150. Они образуют так называемую священную коллегию, которой принадлежит право выбирать римского папу.
Центром католицизма является государство Ватикан, находящееся в Риме. Папа, считающийся наместником Христа на земле, является абсолютным монархом государства Ватикан, которое, хотя и крошечное, имеет все государственные атрибуты, в том числе вооруженные силы, денежные знаки, флаг и даже тюрьму.
Диалог православия с Католической церковью ведется с перерывами с момента отпадения Рима, но пока к существенным результатам не привел.
Со второй половины XX века Католическая церковь предпринимает значительные усилия для того, чтобы ее проповедь и жизнь могли быть восприняты современными людьми. Так, например, разрешено богослужение на национальных языках, в связи с чем во многих странах началась кропотливая работа по переводу богослужебных текстов (до этого месса совершалась только на латыни) , уделяется большое внимание работе с молодежью и т.д.
Католическая церковь является самой крупной из всех христианских церквей. Она объединяет в себе около 900 млн. верующих. Католицизм исповедуют преимущественно в Италии, Испании, Франции, Португалии, Польше и в странах Латинской Америки.
Несмотря на принципиальные отличия, в вере и жизни Православная и Католическая церкви имеют много общего. Это позволяет не терять надежду на возвращение Рима к православию. Эту надежду укрепляет еще и то, что в нашем веке многие выдающиеся католические богословы пришли к пониманию истинности православной веры.
Источник: «Православная церковь. Современные
ереси и секты в России», Санкт-Петербург, «Православная Русь», 1995г. стр.12-23
РИМО-КАТОЛИЧЕСКАЯ
ЦЕРКОВЬ
Официальное отпадение Католической церкви от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви произошло в 1054 году, когда легаты папы Льва IX составили акт отлучения на Константинопольского патриарха Михаила Керуллария и всю Восточную Церковь и во время литургии в соборе Святой Софии положили его на престол и удалились. Патриарх Михаил тогда созвал собор, на котором отлучил от Церкви папских послов. Папа принял их сторону и с тех пор в Православных Церквах прекратилось поминовение пап на богослужении, и латиняне стали считаться схизматиками.
Разделению Церквей способствовали как новшества, допущенные Римом, по отношению к преданиям и обычаям Апостольской Церкви, так и извращение догмата о Святом Духе.
Хотя Римская церковь стал противополагаться Восточной Православной Церкви сравнительно поздно, но разница в настроении и направлении их стала намечаться уже в пору ее основания.
Тяжесть борьбы с гностицизмом пала по преимуществу на Греческую Церковь. В IV, V и VI вв. споры тринитарные и христологические на всем их продолжении были выстраданы всецело одним греческим Востоком. Но если Римская Церковь при самом зарождении своем мало интересуется волновавшими Восток вопросами веры, зато очень бдительно следит за всем, что касается земного устроения в церковной жизни. С самого начала Рим расходует свою энергию на выработку железной церковной организации, которая в Средние века кладет к подножию римского престола всю Западную Европу. Ритуализм, клерикализм, непреклонная власть церковной иерархии формируется в этой школе искусства управлять людьми.
Укреплению папских притязаний на главенство в Церкви способствовало образование в VIII веке Западной империи, возникшей в противовес ненавистной для латинян Византии. Коронованный в Риме в 763 году Пипин Короткий, вождь племени франков, в знак благодарности поднес папе Стефану II (752—759) Равеннский экзархат, принадлежащий грекам, а также другие земли в Италии. С тех пор папы, обладающие духовной властью, сделались также светскими государями. Получив светскую власть, папы приложили все усилия, чтобы сделаться арбитрами в области политики, пользуясь поддержкой западных императоров. Они стали плести сложнейшие интриги при европейских дворах для увеличения своего престижа и владений.
Главной идеей Рима становится идея цезарепапизма, то есть установления светской власти папы римского над всем миром, а через это и насильственная христианизация всех народов. Данное положение совершенно чуждо евангельскому духу кротости, смирения, любви, где каждый должен сознательно и с сердечной верой принять Христа и жить по Его заповедям, не из-за страха наказания от властей, а по закону и велениям своего сердца.
Сильнейшие расхождения между Римской и Вселенской
Церкоиыо проявились еще на Трульском соборе 692 года: из 85 правил апостольских
Запад принял только 50; правила 3, 6, 12 и 13 говорят о брачной жизни
иподиаконов, диаконов и пресвитеров, тогда как Запад уже со времени Льва I Великого требовал от этих клириков безбрачия, которое на
Востоке допускалось только для епископов. Правило 36 подтвердило ненавистное
для Рима 28 правило Халкидонского собора; правило 55 запрещало западный пост в
субботу; правило 67, согласно Деян. 4, 29, запрещало ядение крови; правило 82
запрещало принятое на Западе изображение Христа как агнца. Все эти правила не
были приняты Римом и запечатлели мелкие, по характерные отличия. В обращение
поступили сборники— так называемый Дионисиев (около
Так еще Василий Великий обличал в ереси и нововведениях некоторых епископов Рима: «Истины они не знают, и знать не желают; с теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь» (Окруж. посл. п. 7).
Одним из основных догматических расхождений в учении Восточной и Римской Церкви, стало учение о филиокве. Латиняне, искажая Символ Веры, принятый на 1 и 2 Вселенских Соборах, утверждали, что Дух Святой исходит «и от Сына» (Филиокве). Данное учение возникло в Испании в IV веке, отсюда проникло в Германию и привилось там, но не сразу. Карл Великий (742— 814) настаивал на внесении филиокве в Символ Веры, но встретил энергичное сопротивление со стороны папы Льва III. В целях сохранить Символ Веры неповрежденным и на будущее время, папа распорядился вырезать текст на двух металлических таблицах и прибить последние к дверям храма.
Это однако не помогло: другой папа Бенедикт VIII, по настоянию другого императора, Генриха II, ввел «филиокве» в текст (1015), и с тех пор новая редакция Символа Веры вошла во всеобщее употребление в Католической церкви и стала для нее обязательной.
Как уже напоминалось выше, с 1054 года произошло окончательное отпадение Католической церкви от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Христос есть глава Церкви, которая является Его телом, потому и не может быть двух Церквей, как и не может быть и двух противоречащих друг другу истин. Вот что писал по этому поводу св. Иоанн Златоуст: «Един Господь, едина вера, едино крещение. Если у них хорошо, то у нас худо, если у нас хорошо, то у них худо». Этот великий святой всякое отделение от Церкви считает лишением благодати Духа Святого. «Все, что только отделилось от жизненного начала, не может, с потерей спасительной сущности, жить и дышать особой жизнью.»
Каждая отдельная личность или даже христианская община, постольку жива, поскольку живет она Христовой жизнью, поскольку она соединена со всей Вселенской Церковью. Обособиться, замкнуться в себе — это то же, что для луча отделиться от солнца, для ручья от источника, для ветви от ствола. Жизнь духовная может быть только при органической связи со Вселенской Церковью; порывается эта связь — непременно иссякает и жизнь христианская.
После отпадения латинян стали принимать в Церковь через крещение, как язычников, или через миропомазание, как древняя Церковь принимала ариан, македонян, аполлиариан и подобных еретиков. Латиняне созывали соборы, признавая их за вселенские, изобрели за прошедшие столетия новые догматы, неведомые древней Церкви и осужденные Церковью Православной. Так 5 мая 1848 года в «Окружном послании Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам» Константинопольский, Иерусалимский и Антиохийский патриархи в решительных словах осуждают догмат латинства филиокве как гибельную ересь: «.:.сие нововведение, мнение будто Дух Святый исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь и последователи его, кто бы они не были,— еретики, составляющиеся из них общества суть общества еретические, и всякое духовное и богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви беззаконно».
Истина Церкви сильно искажена была на Западе после отпадения Рима от Церкви, и Царство Божие стало походить там на царство земное. Латинство, с его земными счетами добрых дел, с его наемническим отношением к Богу, с его подделкой спасения, помрачило в сознании своих членов христианскую идею Церкви. Чистота христианской веры все больше и больше осквернялась в учении латинян.
В настоящее время это выражается в следующих ложных догматах и учениях латинской церкви: 1. Филиокве. 2. Догмате о главенстве и непогрешимости папы. 3. Догмате о непорочном зачатии Пресвятой Девы. 4. В учении о спасении и оправдании. 5. В культе сердца Иисусова и Пресвятой Богородицы. 6. В учении о таинствах.
Поскольку учение о филиокве было разобрано выше, перейдем непосредственно к рассмотрению п. 2.
Одно из главнейших отличий римско-католического вероучения от православного заключается в догмате о папе как видимом, верховном и непогрешимом главе церкви — Божьем наместнике на земле.
Учение это, развивавшееся в Западной церкви в Средние века, окончательно провозглашено папой Пием IX на Ватиканском Соборе 1870-го года. Ложность этого положения в том, что для Церкви, имеющей своей главой самого Иисуса Христа, всегда пребывающего с нею до скончания века, нет надобности ни в какой другой главе. Все, даже самые великие святые, не более как члены Церкви; сами апостолы называли себя служителями Церкви (К.ол. 1, 24—25). Равным образом и высокое свойство непогрешимости не может быть приписано никому из смертных людей. Католики, называя папу главой Церкви и непогрешимым, приписывают ему власть и свойства, приличествующие одному Богу, т. е. как бы обоготворяют смертного человека. Вот выдержки 43 постановлений Ватиканского Собора 1870 года. «Папа есть божественный человек и человеческий Бог... Папа имеет Божественную власть, и власть его неограниченна... Папа непогрешим как Бог, и может делать все, что Бог делает. Он владыка вселенной... Если папа изрек приговор против суда Божия, то суд Божий должен быть исправлен и изменен. Папа — свет веры и отражение истины. Папа есть все над всеми и может все». Лучшим комментарием этого текста являются слова римского кардинала Барония, который писал, что в течение 150 лет папский престол занимали «чудовища гнуснейшей жизни, распутнейшего нрава, вообще, сквернейшие люди во всех отношениях».
В результате вышеупомянутого догмата учение о Церкви как о благодатном Теле Христовом под единой главою Христом затемнено у римо-католиков учением о папе как едином монархе, в котором концентрируется вся Церковь. Папа — не первый среди равных ему по благодати епископов, братьев, он — источник епископской власти, епископы — его делегаты, представители папы. Папа заменил собою все тело Церкви, и критерием истины является не Дух Святой, живущий во всей Церкви, а мнение римского первосвященника.
На личность папы переносится то, что принадлежит Церкви, и более того, что принадлежит только Христу, при этом Церковь воспринимается как юридический организм, деспотически управляемый папой.
П. 3. Догмат римской церкви о непорочном зачатии Божией Матери.
Впервые возведен в степень догмата в 1854 году при папе Пии IX. Согласно католическому учению, первородный грех состоит в утрате первобытной праведности, лишении сверхъестественной благодати, а так как эта благодать излилась на Пресвятую Деву преизобильно в самом начале Ее зачатия, то Она должна была родиться в таком состоянии, в каком находился первый человек до своего падения. По мнению латинян, Богородица была исключена из закона всеобщности прародительского греха и не только Ее рождение, но и само зачатие, было святым и непорочным. Исходя из латинского учения, существует некое «пассивное» или «страдательное» зачатие — момент влития творимой Богом души в зарождающееся тело. И душа Пресвятой Девы благодатию Божией была сохранена от греховной прародительской скверны.
Согласно взглядам Вселенской (Православной) Церкви, Пресвятая Богородица родилась причастною первородному греху и его следствиям и нуждалась в искуплении для совершенного исправления природы, снятия осуждения и введения в Царство Божие. Вследствие этого, Ее нравственное развитие и преуспеяние совершалось по законам развития и преуспеяния вообще падшего человечества, с постепенностью и в борьбе с первородным грехом, при содействии благодати Божией, изливавшейся на Нее в меру приемлемости Ею благодати, без нарушения Ее свободы. Святость Пресвятой Богородицы — следствие Ее глубокого участия в страданиях за мир Спасителя и усвоения духа любви Божией в такой степени, в какой никто из сотворенных существ усвоить не может.
Католическое учение о непорочном зачатии Божией Матери ложно также в силу того, что:
1. Не имеет в своем основании никаких евангельских или библейских истин.
2. Противоречит догмату Вселенской Церкви о всеобщности первородного греха и следствий его в роде человеческом.
3. Противоречит безусловной необходимости в деле спасения самодеятельного (личного) усвоения плодов искупления (т. е. закону свободы и благодати).
П. 4. Католическое учение о спасении и оправдании.
Прежде всего, необходимо отметить, что концепция спасения в Римской церкви очень напоминает положения официального богословия послепленного иудейства. Отношения между Богом и человеком носят характер завета, договора, обязывающего обе стороны. Христианин должен делать добрые дела не только потому, что ему нужно заработать себе плату для получения блаженной жизни, но и для того, чтобы иметь удовлетворение для избежания кары. С этим стоит в тесной связи мнение, что рядом с обычными «мерита» (заработком спасения добрыми делами) есть «мерита супер-прогатионис»— сверхдолжные дела и заслуги. Совокупность этих заслуг вместе с заслугами Христа, образует сокровищницу добрых дел, из которых церковь имеет право черпать для заглаживания грехов своей паствы. Отсюда учение об индульгенциях, праве папы распределять (продавать эти сверхдолжные заслуги).
В католическое учение о загробном воздаянии, кроме рая и ада, вводится учение о чистилище (место наказания, где душа отбывает свой срок мучений, а затем переводится в рай). В Православной Церкви такое учение отсутствует. Есть, как это указано в Священном Писании, только рай или ад, а чистилище является собственным творчеством латинских богословов.
П. 5. Латинский культ сердца Иисусова и
Пресвятой Богородицы появился к концу XVIII века. Основанием для него послужили псевдовидения католической монахини
Маргариты Марии Алякок (умерла в
Это учение было принято под покровительство иезуитами,
которые добились принятия видений монахини верховной властью, и сама Алякок
была возведена в степень блаженной (
Основным доводом католиков при создании культа, кроме псевдовидений монахини, было следующее рассуждение. Телесное сердце — символ любви. Но чтобы благодарить Господа за любовь, нужно чувственное изображение источника этой любви — это изображение сердца Иисуса. Созданы специальные храмы, общества, составлены особые молитвы, посвященные культу сердца Иисуса.
Все вышесказанное относится и к культу поклонения сердцу Пресвятой Богородицы, который возник в результате принятия догмата о непорочном зачатии Святой Девы.
Между тем еще в древности, учение тех, кто не почитает Иисуса Христа единым поклонением, было осуждено 9-ым правилом 5-го Вселенского Собора. Установив этот культ, Римская церковь не только разделяет единое лицо Богочеловека Иисуса Христа, чтобы воздавать каждой из Его двух природ одинаковое поклонение, но и разделяет саму человеческую природу, чтобы в отдельности поклоняться материальному сердцу Иисуса Христа.
Культ сердца Иисуса подчеркивает лжедуховность католичества. Вместо глубокой созерцательной молитвы, молчаливого, смиренного стояния пред Богом, с чувством пюего недостоинства и покаяния, здесь практикуется чувственность, экзальтация, психическая самонакачка — которые выдаются за благодатные дары Духа Святого. Например, то, что святыми отцами Вселенской Церкви считалось за прелесть и строго запрещалось (мысленное, чувственное воображение Христа, Богородицы, святых, фантазирование бесед и общение с ним при молитве), у латинян считается нормой и официально поощряется. Культ сердца Иисуса, Богородицы, появление стигматов (ран ил руках и на ногах) у экзальтированных католиков, многочисленные прелестные видения и откровения — результат лжедуховности католичества. И это явление закономерно, так как искажение латинянами догматов святой Церкви неизбежно повлекло за собой извращение духовной жизни и ложный мистицизм.
П. 6. Католическое учение о таинствах.
Допущены Римской церковью отступления от древней традиции и в совершении таинств.
Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь семи Вселенских Соборов совершала крещение через три погружения в воду; но в последние времена введено в Римской Церкви крещение через окропление и обливание, формула таинства; вместо — «крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь» - «Я крещу тебя (имя рек) во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Изменена формула и в таинстве миропомазания: вместо – «Печать дара Духа Святого» — «Знаменую тебя знаменем креста и утверждаю миром спасения во имя Отца, Сына и Св. Духа», причем таинство миропомазание может совершать у римо-католиков только епископ.
По примеру Спасителя более тысячи лет Св. Церковь ил Hoc иже и на Западе совершала св. Евхаристию на пресном хлебе, но Римская Церковь с XI столетия ввела у себя новшество — употребление в таинстве Евхаристии опресноков, что противоречит Евангельскому повествованию о Тайной Вечери и древней церковной традиции; Церковь семи Вселенских Соборов приняла, что честные дары «и ни шлются после призывания Святого Духа через благословение иерейское, но Римская Церковь и здесь, впоследствии, самочинно ввела новшество; упразднила «эпиклезу», т. е. призывание Св. Духа, вследствие чего в их мессе момент освящения Даров не ощущается более как центральный момент Литургии, и усвоила мнение, что освящение Даров совершается при возглашении слов Господа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пиити от нея вси: сия есть Кровь Моя». Следуя заповеди Господа: «пиити от нея вси», Вселенская Церковь преподавала причастие всем из св. Чаши, но римская церковь с IX века, а окончательно с XII столетия, лишила мирян приобщения св. Крови Христовой. Не допускаются также ко св. Причастию детей, до совершения над ними таинства миропомазания, т. е. до 10—12 лет.
Церковный народ за литургией у римо-католиков больше безмолвствует — за него отвечает священник, вполголоса, министрант, в то время как у нас народ, устами хора, громко отвечает служащему иерею. Юридическое начало счета и зачета внесено отчасти и в совершение литургии— отсюда у них масса частных месс, скороговоркой совершаемых одна за другой на одном и том же престоле одним и тем же священником, и даже — одновременно несколькими священниками на разных престолах одного и того же храма, ибо — говорят римо-католики,— чем больше по счету совершенно месс, тем больше внесено в мир святости.
В таинстве елеосвящения елей должен быть освящен епископом, а самое таинство совершается не над тяжко больным, по слову ап. Иакова (5, 14—15), а над умирающим, как приготовление его к мирной кончине и называется у них «последним помазанием».
В учении о браке расхождение у католиков со Вселенской Церковью очень глубокое и важное. В Православной Церкви вследствие древнего церковного обычая таинством считается венчание. Брак здесь есть богослужебное действие, правомочный совершитель его — священник. В латинстве таинством считается сама брачная связь, а не венчание. До Тридентского собора церковно-крепким считалось бракосочетание, состоящее в изъявлении брачующимися взаимного согласия перед свидетелями, даже в отсутствие представителя Церкви. Тридентский собор потребовал, чтобы заявление о вступлении в брак делалось в присутствии священника. Итак, совершителями брака у латинян являются сами брачующиеся, а материю и форму его составляет взаимное согласие.
В завершении этой статьи, хотелось бы подчеркнуть, что путь римо-католичества, на протяжении всей его истории, это путь самообожающей гордыни, чуждой евангельскому духу, это практический и моральный релятивизм, политические интриги, ложь, к которой прибегает Ватикан для достижения своих целей.
Наши предки это хорошо понимали и соответствующим образом относились к латинству. Вот выдержки из завещания великого русского святого Феодосия Киево-Печерского: «Вере латинской не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.
Берегитесь чада кривоверов и всех бесед их, ибо наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной Вере, ибо нет иной веры лучше, чем наша чистая и святая Вера Православная... А живущие в иной вере: католической, или мусульманской, или армянской — не увидят жизни вечной.
Вы же латиняне, отринувшие проповедание Апостольское и Святых Отец приняли неправую и развращенную веру, полную погибели. Поэтому и отвергнуты вы нами. Поэтому не подобает нам с вами служить и к Божественным Таинствам вместе приступать, не вам к нашим, не нам к вашим, потому что вы мертвы и мертвую жертву приносите, а мы живому Богу—чистую, непорочную, чтобы жизнь вечную наследовать».
КАТОЛИЦИЗМ
В РОССИИ
Кто знаком с историей Православной Руси и России, тот не может не знать о том, как каждый раз, когда Русь—Россия переживала смутные времена своей истории, внешние и внутренние враги спешили использовать ее слабость, как рука Ватикана и «преобразователей мира» протягивалась для осуществления заветной мечты — уничтожить ненавистную «схизму» и подчинить Риму Восток, повергнуть в прах Православную Христианскую Государственность.
Еще при св. кн. Ольге и при св. кн. Владимире посылал Рим своих миссионеров в Россию. Известны попытки Рима использовать женитьбу Святополка на дочери польского короля Болеслава для насаждения на Руси латинства. С предложением о «соединении» с Римом обращались к Руси Папа Климент III в 1080 году и Иннокентий в 1207 году, в своем обращении к русским князьям и народу писавший, что он не «может подавить в себе отеческих чувств к ним и зовет их к себе».
Ловкостью и политическими интригами сосредоточив в своих руках и духовную, и светскую власть над Западной Европой, папы в XIII столетии прибегают к новому способу миссионерства в России с целью подчинить Риму в то время еще юное Православное Царство. Рим пытается воспользоваться несчастным положением России: папы направляют против православной страны оружие подчиненных им народов: датчан, ордена Меченосцев, венгров и... татар, а затем — шведов в 1240 году и немцев в 1242 году. «Не случайно советником у Батыя был рыцарь святой Марии Альфред фон Штумпенхаузен» (Башилов Б.). Потерпев неудачи на поле брани, римский папа предложил в 1248 году блгв. князю Александру Невскому помощь западных народов против татар. «Не в силе Бог, а в Правде»,— было ответом Православной Руси Римскому папе, на что папа ответил вооруженным наступлением на земли русские — немецким оружием — в 1268 и 1269-м годах и оружием шведским в 1347 году. Попытку использовать беды России Рим повторил и в Смутное время, повторяет их и в переживаемое лихолетье. «Сколько раз за последние годы,— говорит проф. И. А. Ильин — католические прелаты принимались объяснять мне лично, что «Господь выметает железною метлой православный восток для того, чтобы воцарилась единая католическая церковь»... Сколько раз я содрогался от того ожесточения, которым дышали их речи и сверкали их глаза. И, внимая этим речам, я начинал понимать, как мог прелат Мишель д Эрбиньи, заведующий восточно-католической пропагандой, дважды (в 1926 и в 1928 году) ездить в Москву, чтобы налаживать унию с «обновленческой церковью» и «конкордат» с марксовым Интернационалом, и как мог он, возвращаясь оттуда, перепечатывать без оговорок гнусные статьи (Ярославского-Губельмана), именующие мученическую православную патриаршую Церковь (дословно) «сифилитической» и «развратной»... И я понял тогда же, что «конкордат» Ватикана с Третьим Интернационалом не осуществился не потому, что Ватикан «отверг» и «осудил» такое соглашение, а потому, что его не захотели сами коммунисты. Я понял разгром православных церквей и соборов в Польше, творившийся католиками в 30-х годах текущего века... Я понял, наконец, истинный Смысл католических молитв «о спасении России»: как первоначальной, краткой, так и той, которая была составлена в 1926 году папою Бенедиктом XV, и за чтение которой у них даруется (по объявлению) «триста дней индульгенции»... Ватикан годами снаряжается в поход на Россию»... «Миссионерское» наступление со стороны Римского престола на Православие ведется с тонкой фальшью, которая звучит в пропаганде равноценностей всех христианских исповеданий. Но, если все христианские церкви и исповедания равноценны, то почему и зачем навязывают православным народам и латиняне, и сектанты свою веру? Зачем они затрачивают громадные средства, напрягают силы, чтобы оторвать православных от их Веры и Церкви и вовлечь их в свою организацию? В миссионерстве с лозунгом «несем Христа народам», направленном на Восток к Православию, кроется ложь, а отец лжи есть сатана,— так говорит Сам Господь».
о. Алексей Мороз
Нововведения римо-католичества до II
Ватиканского собора
Римо-католичество пошло в направлении, отличном от Православия, - по пути
постепенной модернизации и видоизменения христианства. В угоду римским
первосвященникам и светской власти оно стало вводить такие новшества в его
догматическую и каноническую области, которые, противореча апостольской вере,
привели к искажению и отрицанию основных христианских истин, данных Божественным
Откровением. При этом главным побуждающим стимулом подобной политики служит
стремление Рима-Ватикана занять главенствующую и руководящую роль во всем
христианском мире и подчинить себе всех христиан, в первую очередь
православных, а со II
половины XX в. — стать
«духовным» вождем верующих всех основных религий мира. В качестве трагического
следствия выбранного пути явилось отпадение римо-католиков от единой Святой, Соборной
и Апостольской Церкви в
К наиболее важным нововведениям римо-католиков, принятым до II Ватиканского Собора, относятся
следующие догматы и учения:
- о главенстве папы,
- о папской непогрешимости,
- об исхождении Святого Духа,
- о первородном грехе,
- о сверхдолжных заслугах святых и об
индульгенциях,
- о непорочном зачатии Девы Марии и
Ее телесном вознесении, а также
- существенные отступления в
совершении Святых Таинств.
Учение о главенстве папы
Учение провозглашает папу «Наместником Христа и видимым Главой всей Церкви», всех христиан, управляющим «домом Бога живого», обладающим «полной, наивысшей и всеобщей властью, которую он вправе всегда свободно осуществлять» . Обосновывая свое учение, римо-католики утверждают, что Сам Иисус Христос оставил верховную власть над Церковью апостолу Петру, дав ему особые преимущества перед другими апостолами, высокое свойство непогрешимости, ключи от Царствия Небесного, сделав его как бы князем апостолов — монархом всего христианского мира, а Петр по преемственности передал эти свойства папам.
Однако это учение, являясь плодом страстного стремления пап к авторитарному господству над всеми христианами, противоречит основополагающей христианской истине о Церкви, согласно которой ее Главой является только Сам Господь Иисус Христос. Об этом учит апостол Павел, говоря, что Бог «все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1, 22-23). «Он есть глава тела Церкви» (Кол. 1, 18). «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5, 23). Поэтому никакой «видимой главы всей Церкви», являющейся Телом Христовым, не существует. Причем в Новом Завете отсутствуют какие бы то ни было указания Иисуса Христа или апостолов об оставлении Господом после Своего Вознесения вместо Себя другого главы Церкви или наместника, подтверждающие справедливость притязаний пап. «Это столь важный для спасения душ человеческих догмат», - говорит св. прав. Иоанн Кронштадтский, что либо Сам Господь, либо апостолы явно объявили бы об этом.
Древняя Церковь также не признавала апостола Петра наместником Христа, главою всей Церкви и других апостолов. И хотя апостол Петр наряду с апостолом Павлом именуется «первоверховным» как первый среди равных, ввиду его пламенной веры и больших заслуг перед Церковью, но это не прибавляло ему никаких дополнительных главенствующих прав и привилегий по сравнению с другими апостолами. Ни один из святых отцов и учителей Церкви не признавал апостола Петра главою апостолов и Наместником Христа.
Аналогично и римский папа никогда не признавался главой всей христианской
Церкви. Поместные Церкви и их первосвященники имели власть только в пределах
своего административного деления и при перечислении занимали порядок: Римская,
Константинопольская (их епископы носили звание «Вселенских Патриархов»),
Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская. Порядок следования соответствовал
только их почетности по своему культурному и гражданскому положению, но не
высоте административной власти одной Церкви над другими - все они были
равноправными, равными по благодати и представляли собой каждая лишь часть
единого тела Церкви Христовой. Церковь не допускала ни самовластия
первенствующих епископов, ни тем более абсолютизма. Высшей инстанцией для
решения важнейших вопросов Церкви и жизни Поместных Церквей был установлен
Поместный Собор епископов, а для всей Православной Церкви - Вселенский Собор.
Причем Вселенские Соборы неоднократно подтверждали право власти любого
первосвященника, в том числе и римского папы, только в пределах своей области.
И хотя отдельные попытки пап присвоить себе главенство над всей Церковью
предпринимались еще во времена Вселенских Соборов и вскоре после них, однако
они всякий раз пресекались. Например, папа Николай I объявил себя главою всей Церкви и
обладателем права монархического господства на земле, и на Римском соборе
Пытаясь доказать свою правоту, римо-католики ссылаются в основном на три места в Евангелии, якобы подтверждающих главенство апостола Петра над другими апостолами. Одно из них следующее. Когда Иисус Христос спросил учеников Своих, за Кого они Его почитают, Петр первый из апостолов, отвечая, сказал: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, Сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16,16-19). По мнению католических богословов, слова Иисуса Христа «на сем камне» относятся к апостолу Петру и подтверждают, что он поставлен Спасителем главою Церкви и наместником Бога на земле.
Однако по единодушному мнению святых отцов и учителей Церкви эти слова относятся к исповеданию веры: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго». Святитель Иоанн Златоуст в пятьдесят четвертой беседе толкования на святого евангелиста Матфея говорит: «и Аз тебе глаголю: ты ecu Петр, и на сем камне — то есть на исповедании - созижду Церковь Мою». Блаженный Августин во втором трактате на первое послание апостола Иоанна пишет: «Что означают слова: созижду Церковь Мою на сем камне? Они означают: на сей вере, - на словах: Ты — Христос, Сын Бога живаго». Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на Евангелие от Матфея пишет: «Так как Петр исповедал Христа Сыном Божиим, то Он говорит: это исповедание, которое ты исповедал, будет основанием верующих, так что каждый, кто намеревается строить здание веры, положит в основание это исповедание». В греческом оригинале Евангелия явственно выступает различие между употребленными Спасителем словами «камень», именем, данным Петру, и сем «камне», или сей «скале», на Котором Господь создаст Свою Церковь. Последнее было усвоено в Ветхом Завете для Иеговы, а в Новом Завете применяется к Самому Спасителю (или обычным камням, но не людям) . Так что Сем краеугольным Камнем, основанием веры, на Котором утверждается здание Церкви, является Господь и Бог наш Иисус Христос, как это говорит Он Сам и свидетельствуют апостолы (см. Мф. 21,42; Мк. 12, 10; Лк. 20, 17; Еф. 2, 20-22; 1 Пет. 2, 6; 1 Кор. 3, 11), и «всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Лк. 20, 18).
Петру, который по данной ему благодати первый исповедал веру в Христа, первому бьша дана высокая власть вязать и разрешать грехи. Но и другим апостолам затем была дана благодать веры и также сказано Господом: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). Эту власть им дал Сам Господь, а не апостол Петр, и они передавали ее пастырям Церкви. Так что в этом месте Евангелия говорится о первенстве апостола Петра, но не его единственности или власти над другими апостолами.
В доказательство главенства апостола Петра римские богословы приводят также слова, сказанные ему Господом: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22, 31-32), — где католики видят преимущество Петра перед другими апостолами и напутствие Спасителя укреплять их в вере. Однако в действительности, согласно последующему тексту Евангелия, здесь Господь предупреждает апостола Петра о его предстоящем падении, отречении от Христа, что так и было понято Петром, который стал уверять: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк. 22, 33), на что Господь отвечает уже прямо: «говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк. 22, 34). Но Спаситель также поддерживает Петра, предсказывая временность его падения, продолжение его апостольского служения и утверждение в вере братьев-христиан с большим пониманием их немощи, как самому испытавшему тяжкое искушение. Нигде далее в Новом Завете не говорится об утверждении Петром апостолов. Непоколебимую веру всем им дал Сам Господь Бог, послав в день Пятидесятницы Святого Духа, и они наряду с апостолом Петром приводили ко Христу и утверждали в вере многие страны и народы.
Как третье место в Евангелии, подтверждающее главенство апостола Петра, римо-католики указывают на беседу Иисуса Христа с учениками у Тивериадского озера, состоявшуюся по воскресении Господа: «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (Ин. 21, 15-17). В этой беседе римские богословы усматривают особые преимущества, данные Господом Петру над всею Церковью, как над простыми верующими — агнцами, так и над пастырями - овцами.
В действительности же, как повествует Евангелие, апостолу Петру, с жаром уверявшему: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф. 26, 33; Мк. 14, 29), Господь попустил падение в виде троекратного от Него отречения (Мф. 26,69-75; Мк. 14, 66-72; Лк. 22, 56-62; Ин.18,17, 25-27). Теперь же на вопрос Господа, подчеркнуто называющего Петра Симоном, любит ли он Его более других, Петр смиренно отвечает, что любит Его. Троекратным вопросом «любишь ли Меня?» Господь напомнил Петру о его троекратном отречении, что так и было понято Петром и его опечалило, а троекратным повторением пасти агнцев и овец Господь уверил Петра в восстановлении его апостольского достоинства. И только произвольное схоластическое толкование может утверждать, что под агнцами Христос разумел здесь простых верующих, а под овцами самих пастырей и апостолов . Подтверждение мысли о том, что Иисус Христос дал апостолу Петру главенство и власть над другими апостолами во всем Евангелии и Новом Завете отсутствует. Эта мысль противоречит всему духу евангельского повествования. Ни в чем не обличал Господь Своих учеников так сильно, ни против чего не предостерегал так ревностно, как именно против превозношения, стремления к преимуществу, а тем более власти одного апостола над другими (см. Мф. 20,25-28; Мк. 9,33-35; 10, 42-45; Лк. 9, 46-48; 22, 24-27; Ин. 13,14-15). Как явствует из Деяний святых апостолов и апостольских посланий, не даровал Господь апостолу Петру подобного главенства и после Своего Вознесения.
Не ограничиваясь искажением смысла Евангелия, Рим пытался обосновать свое
господство при помощи множества подложных документов и канонических
сборников, составленных в IX-XII вв., среди которых
наиболее известны так называемые «Лжеисидоровы декреталии» (829-957),
содержащие папские «документы» с самых первых времен Римской церкви (с
Эти претензии пап на верховную власть над всей Церковью, а также одностороннее изменение ими Символа веры (об исхождении Святого Духа «и от Сына» — «filioque») стали главной причиной отпадения Западной церкви от Православной в 1054 году. Непосредственным поводом для отпадения послужили действия римских легатов, которые, явившись в Константинополь, требовали от Патриарха признания правомерности «филиокве» и претензий пап на вселенскую власть. Но, получив отказ, составили акт отлучения Патриарха и всей греческой Церкви, торжественно прочитали его во время богослужения в Софийском соборе и, оставив на престоле, покинули Константинополь. Рим не осудил действие легатов, после чего единство Церквей было окончательно разорвано .
В дальнейшем признание главенства папы ставилось Римом в качестве обязательного условия для любых попыток «воссоединения» Западной и Восточной Церквей.
Согласно изложенному, учение римо-католиков о главенстве папы противоречит Священному Писанию, Священному Преданию и историческим фактам и поэтому абсолютно ложно и еретично, а попытки его практического осуществления привели к тягчайшим последствиям для христианства - отпадению католичества от Православия.
О папской непогрешимости
Вероучительская непогрешимость римского первосвященника всегда
рассматривалась как естественное следствие учения о главенстве папы в качестве
преемника Христа и упоминалась на Римском поместном соборе
Однако неразделенная Православная Церковь непогрешимость римских пап не признавала: для решения важных вопросов веры собирались Вселенские Соборы, на которых папские легаты даже не всегда присутствовали, и ни на одном их них не председательствовал папа. Не обладали непогрешимостью в вопросах веры папы и в действительности. Известны многочисленные случаи, когда папы впадали в еретические учения и вероотступничество, отменяли или изменяли вероучения своих предшественников. Так, папа Виктор (192) одобрял монтанистскую ересь; папа Марцеллин (296-304) вошел в храм Весты и принес жертву богине; Либерии (358) согласился на отлучение Афанасия Великого и решился принять арианство для того, чтобы его освободили из ссылки и возвратили прежнюю кафедру; Носима (417-418) одобрял пелагианскую ересь; Го-порий (625—638) придерживался монофелитской ере си, за что был осужден VI Вселенским Собором; Лев III (809) отверг учение о «филиокве» и заповедал католикам никогда его не принимать; Бенедикт VIII (1014) ввел его в Символ веры; Григорий Великий (590-604) отвергал папское превосходство, доказывая, что стремление к власти над всей Церковью одного из ее предстоятелей может поколебать Вселенскую Церковь в ее основаниях, а Бонифатий VIII (1302), Евгений IV (1439) и Павел IV (1559) утверждали ее в своих буллах; Сикст V (1585-1590) обнародовал издание Библии и своей буллой одобрил ее чтение, Пий VII (1800-1823) осуждал читающих ее; Климент XTV (1769-1774) уничтожил орден иезуитов, дозволенный Павлом III (1534-1549), Пий VII восстановил его. Список этот далеко не полный .
Догмат о папской непогрешимости вызвал большие споры и был принят I Ватиканским собором только в результате давления на его участников со стороны папы. С уничтожающей критикой догмата выступил на соборе с речью католический архиепископ И. Ю. Штроссмайер. Приведя десятки примеров, когда папы «с кафедры» принимали и отменяли решения свои и своих предшественников, а также примеры тягчайших грехов, совершенных многими папами, он сказал: «Если вы определяете непогрешимость теперешнего римского епископа, то должны признать непогрешимость всех его предшественников без исключения... Можете ли вы это сделать и доказывать, что корыстолюбивые, кровосмесители, убийцы, святокупцы — папы были наместниками Иисуса Христа?».
Исходя из вышеизложенного, совершенно ясно, что учение римо-католиков о непогрешимости папы, противоречащее Священному Преданию и историческим фактам, — абсолютно ложное, еретическое.
Учение об нахождении Святого Духа
(Верую) «и в Духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего
(Который от Отца исходит)», — говорится в Никео-Цареградском Символе веры (325
и 381) - - неколебимой основе веры православных христиан. Так преподал Своей
Церкви С'ам Иисус Христос, засвидетельствовали апостолы, утвердили Вселенские
Соборы. Однако католическая церковь исповедует, что Святой Дух «от Отца и от
Сына исходит». Добавка «и от Сына» - - «filioque» («филиокве») была официально внесена в Символ веры
папой Бенедиктом VIII в
Свое учение римо-католики оправдывают тем, что Сын Единосущен Отцу и, следовательно, всё, присущее Отцу, свойственно и Сыну. Однако Сам Иисус Христос прямо говорит апостолам об исхождении Святого Духа только от Отца: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26), — так что поправка прямо извращает учение Спасителя о Пресвятой Троице — основополагающей истине христианства. Филиокве, служа прецедентом, открывающим двери для принятия других противоречащих Божественному Откровению нововведений в саму суть христианства, имеет важное догматическое значение, так как нарушает единоначалие Бога Отца, то есть Отца как единого начала (по своему иерархическому положению, как отмечалось выше, все три Лица Пресвятой Троицы равновелики), ведя к дуализму и нарушению Нераздельности Пресвятой Троицы. (Нераздельность Троицы была отвергнута католиками на II Ватиканском соборе путем выделения «Отца» в самостоятельного «Бога» и отождествления его с «Верховными Божествами» язычников)
Учение римо-католиков об исхождении Святого Духа «от Отца и от Сына»
противоречит Божественному Откровению, нанося непоправимый вред
христианству, и является ложным, глубоко еретическим. Оно стало одной
из основных причин отпадения Западной церкви от Православия в
верующих от Православия и принятие ими католичества).
Учение о первородном грехе
Согласно Священному Писанию и учению Православной Церкви, Бог создал человека по образу и подобию Своему (см. Быт. 1,26-27), совершенным душою и телом, безгрешным по естеству и свободным по воле, но он был доступен греху, и согрешить или нет зависело от его свободной воли. Падение, происшедшее вследствие отвержения воли Божией, повлекло за собой лишение человека Божией благодати и порчу природы человеческой: повреждение сил души человека (см. Быт. 3, 7-18), изменение его естества (см. Быт. 3,21), помрачение в нем образа Божия. В результате отвержения воли и заповедей Божиих разумными существами (падшими духами и человеком) в мир вошли грех и зло.
Католики стали учить, что Бог создал человека из двух противоположных,, не могущих, не противоборствовать друг другу частей (души и тела, разума и чувственности) и до падения существо человека удерживалось в гармонии сверхъестественным даром «благодатной праведности», данной Богом праотцам. С падением человек лишился благодати и гармонии, но природа его осталась неповрежденной. Католики не объясняют, почему, несмотря на сверхъестественный дар благодати, низшие силы одержали верх над высшими, из чего вытекает, что Бог либо не мог Своей благодатью спасти человека, либо отнял у него благодать до его падения. Следовательно, Бог либо не обладает всемогуществом, либо Сам является источником греха и зла в мире, что противоречит христианскому учению о Боге. Так что, противореча Божественному Откровению, католическое учение о первородном грехе является ложным, еретическим.
Учение о сверхдолжных заслугах святых и об индульгенциях
По католическому учению, возникшему в XIII-XIV вв., человеку для его спасения необходима некая сумма добрых дел, зависящая от количества его грехов. Святые угодники совершили гораздо более добрых дел, чем нужно для их спасения, так что их излишек образует некую «сокровищницу добрых дел», и папа имеет власть вменять этот излишек людям, имеющим в добрых делах недостаток. А индульгенции - - это освобождение грешников от наказания посредством покрытия их грехов за счет сверхдолжных заслуг святых. Вначале индульгенции выдавались за какие-либо заслуги перед церковью, но затем стали продаваться за деньги, сделавшись доходной статьей пап; причем продавались они не только в освобождение от грехов уже совершенных, но даже будущих. Индульгенции послужили непосредственной причиной раскола католической церкви и возникновения в XVI в. протестантизма. В настоящее время индульгенции выдаются за участие в делах милосердия, совершение паломничества, прочтение определенного количества молитв и т. д., а также за тарифицированные пожертвования на храм и другие церковные нужды.
Однако это учение принципиально неверно, так как добрые дела являются неотъемлемой обязанностью христианина, не подлежащей непременному вознаграждению, ибо, как учит Спаситель апостолов: «Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10). А апостол Павел говорит: «Мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2, 10). В притче о работниках виноградника Иисус Христос говорит об одинаковой плате всем работавшим, независимо от времени работы (см. Мф. 20, 1-16). Это свидетельствует о том, что Царство Божие дается не за количество добрых дел, как нечто должное, а как неизреченный дар милости Божией. Каждый христианин должен постоянно бодрствовать и по мере сил и возможностей творить добрые дела сам, ибо перераспределение добрых дел невозможно (о чем ясно указывает притча Иисуса Христа о десяти девах - см. Мф. 25,1-13). «Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14, 12). В то же время от наказания освобождает приносимое христианином в Таинстве покаяния чистосердечное и глубокое раскаяние в своих грехах, с твердым намерением не совершать их далее.
Поэтому учение это римо-католиков, во всем противореча Божественному
Откровению, направляет человека по ложному пути спасения, отвлекает верующих
от покаяния, нанося им большой вред, и является ложным, еретическим.
Догматы о непорочном зачатии Девы Марии и Ее телесном вознесении
Догмат, отражающий учение католической церкви о непорочном зачатии Девы
Марии, принятый в
Это учение неверно по той причине, что, согласно Священному Писанию, вина
нашего прародителя Адама переходит на всех людей: «Как одним человеком грех
вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому
что в нем все согрешили» (Рим. 5, 12). Поэтому всякий человек, происшедший
естественным путем, рождается во грехе. Только один Господь, воплотившийся
сверхъестественным образом Сын Божий, Богочеловек Иисус Христос является
исключением. Об Иисусе Христе в Священном Писании говорится: «В Нем нет греха»
(1 Ин. 3, 5), «Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.
4, 15), «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех» (2
Кор. 5, 21); а о Пресвятой Богородице подобного не сказано.
Отрицая непорочность зачатия Пресвятой Богородицы, Православие не умаляет
Ее славы, но почитает Ее честнейшую херувимов и славнейшую серафимов. Однако
эту славу Пресвятая Богородица приобрела не изначально, а с тех пор, как Сама
непорочно зачала Сына Божия, что явствует из Ее же в: «Отныне [то есть с
сего дня] будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1,48).
Другое учение римо-католиков, о телесном вознесении Божией Матери,
выражается догматом, принятым в
В нем в отличие от православного учения вопрос о смерти Пресвятой Богородицы
обойден, что позволяет католикам говорить (что они и делают) либо о том, что
Пресвятая Богородица была восхищена на Небеса, не умерев, живой, что прямо
противоречит Священному Преданию, либо, что Ее смерть была добровольной, то
есть искупительной, и именовать Божию Матерь «соискупительницей» рода человеческого.
Это также противоречит Божественному Откровению, согласно которому
единственным Искупителем и Посредником между Богом и людьми является Сын
Божий, Богочеловек Иисус Христос.
Оба эти догмата противоречат Божественному Откровению, а потому являются
ложными — еретическими.
Отступления в совершении Святых Таинств
К наиболее существенным из этих отступлений, возникших уже после отпадения
католической церкви от Православной, относятся:
- лишение младенцев Таинства миропомазания, которое совершается над детьми
только после достижения отроческого возраста (от 7 до 12 лет),
- лишение младенцев Таинства причащения также до достижения детьми
отроческого возраста,
- лишение мирян причащения Святой Крови Христовой (в настоящее время не повсеместно).
Лишение младенцев Таинств миропомазания и причащения римо-католики объясняют тем, что дети до достижения отроческого возраста, не имея вменяемых им собственных грехов и сознательной веры, в них не нуждаются. Однако эти Таинства совершались в древней христианской Церкви и в современной Православной совершаются по вере приносящих или приводящих их взрослых и считается, что они сообщают детям благодать Святого Духа, способствующую их духовному укреплению и возрастанию.
Лишение мирян причащения Святой Крови Христовой римо-католики мотивируют тем, что, по их мнению, на Тайной Вечери Иисус Христос даровал причащение Своих Тела и Крови только апостолам, а те — священникам, но к мирянам это не относится. Однако это прямо противоречит заповеди Господа, обращающегося ко всему народу: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и И в нем» (Ин. 6,53-54, 56). Апостолы и неразделенная христианская Церковь следовали повелению Господа. Апостол Павел так говорит, обращаясь ко всем коринфянам: «Когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11,26-27).
Так что все эти отступления в совершении Святых Таинств противоречат Божественному Откровению и, будучи ничем не оправданными и ложными
- еретическими, ведут к отстранению младенцев и мирян от воздействия Божией благодати.
Так чем же вызваны все эти нововведения римо-католиков и куда они направлены? Может быть, заботой о народе Божием - Церкви Христовой? Очевидно, нет. Или, возможно, стремлением полнее и глубже изложить учение Господне? Тоже не видно.
- Цель этих новшеств и методы ее достижения совершенно ясно выражены, в первую очередь, догматами о главенстве и непогрешимости папы: любыми средствами доказать всему миру неоспоримое вселенское владычество папы как наместника Бога на земле над всеми христианами, его мудрость и «непогрешимое» учительство как видимого главы всей Церкви. На этом пути Ватикан не останавливают ни очевидная несовместимость новых догм с Божественным Откровением, Священным Писанием и Священным Преданием, ни противоречие основным истинам христианской веры, историческим фактам и здравому смыслу, ни грубая фальсификация и прямая ложь.
Источник: «Христианство и религии
мира»