Святой
Михаил, митрополит Киевский и всея Руси
|
Каждый из нас, православных христиан,
носит имя того или другого из святых Божиих. Цель сего благочестивого обычая,
чтобы в мире этих святых иметь каждому из нас, в частности, особенных
молитвенников о себе перед Богом на небе и ближайший пример жизни на земле. А
так как для того чтобы подражать жизни своего Ангела, как обыкновенно называем
мы святых, имена которых принимаем, необходимо знать его жизнь.
Святой Михаил был первым митрополитом
Киевским и всероссийским и управлял нашей церковью в дни святого
равноапостольного князя Владимира.
Завоевав греческий город Корсунь,
князь Владимир принял там свято крещение и вступил в брак с царевной Анной,
родной сестрой византийских императоров. Но имея твердое решение просветить
светом Христовой веры всю великую державу свою, равноапостольный князь из
Корсуни же послал в Царьград посольство к императорам и Патриарху с просьбой
прислать пастырей Церкви для крещения Русской земли, омраченной тьмой
идолослужения. Для управления Русской Церковью Патриарх Константинопольский
святой Николай II Хрисоверт вместе с собором епископов избрал и поставил
митрополитом на Русь Михаила.
Не сохранилось известие об
обстоятельствах жизни святого Михаила, о поставлении его митрополитом; даже о
происхождении святого летописи говорят разное: одни называют его сирийцем,
другие – болгарином. Получив от Патриарха напутственное наставление, святой Михаил
отправился к князю Владимиру в сопровождении духовенства, предназначенного
помогать ему в управлении – шести епископов и многочисленных пресвитеров и
клириков. С великой радостью и торжеством князь встретил святителя и вскоре
после того вместе с ним и с супругой – царевной поспешил в Киев. Шествие
новокрещённого князя и новопоставленного митрополита к матери городов Русских
было как бы священным походом для искоренения языческого многобожия и
идолослужения в отчизне Владимира. Они везли с собой святые мощи, кресты, иконы
и священные церковные сосуды. Их сопровождало крестоносное воинство – пастыри
церкви, пришедшие из Греции и взятые из завоёванной Корсуни.
Всё краткое управление святого
Михаила Русской церковью протекало в апостольских трудах: в проповеди Евангелия
язычником в крещении их и утверждении в вере новопросвящённых. По словам
церковного песнопения, святой Михаил "нищетою неверия одержимой земле
Российской принёс от царствующего града Евангелие Христово и сие даровал
ей".
Первым делом святителя на месте его
архипастырского служения было крещение семейства князя – его сыновей; за ним
последовало крещение дружинников князя, бояр.
Наша Церковь ублажает святителя
Михаила, как крестителя стольного Киева. С великим трудом, но с великим успехом
совершено было сие важное дело. Святой митрополит, епископы и многочисленные
пресвитеры наставляли тёмный народ веры Христовой, приготовляя его к восприятию
святого крещения, разрушая его языческие суеверия. В это время князь Владимир
содействовал успехам и проповедью своей властью: он повелел слугам своим
сокрушить идолов и надругаться над ними, а народу от мала до велика – мужам и
жёнам, знатным и простым, рабам и свободным, идти в назначенный день на реку
креститься. Собрались жители Киева на берег Днепра для крещения, которое
совершил святой Михаил с многочисленным духовенством, в присутствии князя, его
семейства и бояр.
|
Крещением Киева положено было прочное
начало просвещению Руси светом евангельской истины: вера Христова, которую
исповедовали князь и бояре, стала верою и Русской столицы. Но теперь надлежало
сделать ее верою всей земли Русской от конца до конца всей земли, которую
обнимала власть Владимира и для церковного управления которой поставлен был святой
Михаил. Самому святителю надлежало собрать стадо словесных овец, чтобы быть их
пастырем и учителем. И потому ревностный архипастырь при содействии
равноапостольного князя стремится насаждать по градам русской земли веру
Христову. Церковь чтит святого Михаила, как свидетеля истины и проповедника
Евангелия Христова, "истребившего терние многобожия и всеявшего семя
дароплодовитое в земле Российской". Главнейшими городами Руси после Киева
в то время были: Новгород Великий, столица северных владений князя Владимира, и
Ростов Великий – главный город залесских земель. В эти два города святой Михаил
совершил путешествие для обращения язычников в Христову веру. В
Еще вслед за Крещением Киева святой
Михаил благословил князя Владимира создать Десятинный храм в честь Пресвятой
Богородицы. Святитель не дожил до окончания его постройки, но этот храм принял
его останки, послужив местом его погребения.
Обретенные нетленными в XII веке мощи святого Михаила тогда же
перенесены были в Киево-Печерскую лавру, в Антониеву пещеру, а отсюда в
Работу выполнила студентка
Вешенского педагогического колледжа им. М.А. Шолохова
2 "Е" группы, отделения социальной
педагогики
Спиридонова Алла