Святой Михаил, митрополит Киевский и всея Руси

 

Каждый из нас, православных христиан, носит имя того или другого из святых Божиих. Цель сего благочестивого обычая, чтобы в мире этих святых иметь каждому из нас, в частности, особенных молитвенников о себе перед Богом на небе и ближайший пример жизни на земле. А так как для того чтобы подражать жизни своего Ангела, как обыкновенно называем мы святых, имена которых принимаем, необходимо знать его жизнь.

Святой Михаил был первым митрополитом Киевским и всероссийским и управлял нашей церковью в дни святого равноапостольного князя Владимира.

Завоевав греческий город Корсунь, князь Владимир принял там свято крещение и вступил в брак с царевной Анной, родной сестрой византийских императоров. Но имея твердое решение просветить светом Христовой веры всю великую державу свою, равноапостольный князь из Корсуни же послал в Царьград посольство к императорам и Патриарху с просьбой прислать пастырей Церкви для крещения Русской земли, омраченной тьмой идолослужения. Для управления Русской Церковью Патриарх Константинопольский святой Николай II Хрисоверт вместе с собором епископов избрал и поставил митрополитом на Русь Михаила.

Не сохранилось известие об обстоятельствах жизни святого Михаила, о поставлении его митрополитом; даже о происхождении святого летописи говорят разное: одни называют его сирийцем, другие – болгарином. Получив от Патриарха напутственное наставление, святой Михаил отправился к князю Владимиру в сопровождении духовенства, предназначенного помогать ему в управлении – шести епископов и многочисленных пресвитеров и клириков. С великой радостью и торжеством князь встретил святителя и вскоре после того вместе с ним и с супругой – царевной поспешил в Киев. Шествие новокрещённого князя и новопоставленного митрополита к матери городов Русских было как бы священным походом для искоренения языческого многобожия и идолослужения в отчизне Владимира. Они везли с собой святые мощи, кресты, иконы и священные церковные сосуды. Их сопровождало крестоносное воинство – пастыри церкви, пришедшие из Греции и взятые из завоёванной Корсуни.

Всё краткое управление святого Михаила Русской церковью протекало в апостольских трудах: в проповеди Евангелия язычником в крещении их и утверждении в вере новопросвящённых. По словам церковного песнопения, святой Михаил "нищетою неверия одержимой земле Российской принёс от царствующего града Евангелие Христово и сие даровал ей".

Первым делом святителя на месте его архипастырского служения было крещение семейства князя – его сыновей; за ним последовало крещение дружинников князя, бояр.

Наша Церковь ублажает святителя Михаила, как крестителя стольного Киева. С великим трудом, но с великим успехом совершено было сие важное дело. Святой митрополит, епископы и многочисленные пресвитеры наставляли тёмный народ веры Христовой, приготовляя его к восприятию святого крещения, разрушая его языческие суеверия. В это время князь Владимир содействовал успехам и проповедью своей властью: он повелел слугам своим сокрушить идолов и надругаться над ними, а народу от мала до велика – мужам и жёнам, знатным и простым, рабам и свободным, идти в назначенный день на реку креститься. Собрались жители Киева на берег Днепра для крещения, которое совершил святой Михаил с многочисленным духовенством, в присутствии князя, его семейства и бояр.

Крещением Киева положено было прочное начало просвещению Руси светом евангельской истины: вера Христова, которую исповедовали князь и бояре, стала верою и Русской столицы. Но теперь надлежало сделать ее верою всей земли Русской от конца до конца всей земли, которую обнимала власть Владимира и для церковного управления которой поставлен был святой Михаил. Самому святителю надлежало собрать стадо словесных овец, чтобы быть их пастырем и учителем. И потому ревностный архипастырь при содействии равноапостольного князя стремится насаждать по градам русской земли веру Христову. Церковь чтит святого Михаила, как свидетеля истины и проповедника Евангелия Христова, "истребившего терние многобожия и всеявшего семя дароплодовитое в земле Российской". Главнейшими городами Руси после Киева в то время были: Новгород Великий, столица северных владений князя Владимира, и Ростов Великий – главный город залесских земель. В эти два города святой Михаил совершил путешествие для обращения язычников в Христову веру. В 990 г., в сопровождении епископов, княжеского воеводы Добрыни и Анастаса Корсунянина святитель посетил Новгород; здесь сокрушил идолов, соорудил кресты, многих крестил, построил несколько церквей и поставил к ним пресвитеров и диаконов, установил чин церковного богослужения и управления.

Еще вслед за Крещением Киева святой Михаил благословил князя Владимира создать Десятинный храм в честь Пресвятой Богородицы. Святитель не дожил до окончания его постройки, но этот храм принял его останки, послужив местом его погребения.

Обретенные нетленными в XII веке мощи святого Михаила тогда же перенесены были в Киево-Печерскую лавру, в Антониеву пещеру, а отсюда в 1730 г. изнесены в Великую Успенскую церковь лавры, где нетленно почивают и доныне.

 

Работу выполнила студентка

Вешенского педагогического колледжа им. М.А. Шолохова

2 "Е" группы, отделения социальной педагогики

Спиридонова Алла

ПредыдущийНа главную страницуСледующий

 

Hosted by uCoz