Праздники и памятные дни в иудаизме

Праздники и памятные дни иудаизма в 5760 по европейскому летоисчислению (1999/2000)

СУББОТА

У евреев-иудаистов есть еженедельный праздник - это субота (шаббат), день, посвященный Богу, выполнение одной из 10 главных заповедей (запрещение работать в седьмой день недели). Тора указывает две причины установления субботы: во-первых, это память о сотворении мира, когда Бог 6 дней создавал все, что есть в мире, а "в седьмой день пребывал в покое. Поэтому благословил Господь седьмой день и освятил его". (Быт.,2:3). Во-вторых, это напоминание об исходе из Египта, где евреи находились на положении рабов и по своей воле не могли ни работать, ни отдыхать.

К субботе у верующих евреев особое отношение. В литургии она именуется "невестой" - как воплощение чистоты и красоты; "царицей" - как символ величия. Это не просто день отдыха, освобождение от будничных забот и тягот, день не работы; это святой день, когда "тело отдыхает, а душа освежается и возвышается".

С древности существует тщательно разработанный ритуал отмечания субботы, ставший важной частью жизненного уклада, материального и духовного быта евреев. Он проявляется в уборке квартиры, в одежде и еде, в характере трапезы, в особом общении людей между собой - в семье, в синагоге, на улице. Традиционное субботнее приветствие: "шаббат шалом".

Начинается суббота в пятницу вечером. Вечернее богослужение в пятницу называется "кабалат шаббат" -"встреча субботы". Вернувшись домой из синагоги (или помолившись дома), семья собирается за субботним столом. Зажигаются субботние свечи; поют традиционный гимн "Шалом алейхем" (Мир всем, ивр.); глава семьи благословляет детей, затем произносит благословение над вином - "Кидуш" - "освящение субботы"; если вина нет - над субботними халами. Далее следует трапеза (по особому ритуалу).

Утренняя субботняя молитва - самая торжественная и длинная из всех богослужений недели.

Одно из главных занятий в субботу - изучение Торы, других религиозных книг, сочинений по еврейской истории и философии.

Заканчивается суббота с появлением вечером первых звезд. Ритуально завершает субботу обряд "Гавдала", что значит "отделение", "разделение", который проводят после вечерней молитвы в синагоге или дома: над вином и над ароматными травами при свете многофитильной свечи, произносят особое благословение.

Термин "моадим" - "праздники" относится к трем праздникам: Песах, Шавуот, Суккот. С ними в древности связан был обычай приходить за пожертвованиями в Иерусалимский Храм. Два других главных праздника - Рош-Гашана и Йом-Киппур - не называются "моадим". Объяснение этому дается такое: "моадим" связаны с центральными событиями еврейской истории (Исход из Египта, получение Торы), в то время как эти два праздника не связаны ни с какими знаменательными моментами, событиями, датами. Они - главные праздники, ибо предписаны Библией, характер их торжественный (но не веселый).

Ритуал всех праздников, при определенной специфике каждого, в принципе, не отличается от субботнего. Общей чертой является запрет работать.

В иудаизме четко прослеживаются два цикла праздников: первый приходится на весну и раннее лето, второй на осень.

Описание праздников далее дается в хронологическом порядке, как они расположены в еврейском календаре, начиная с Нового года.

РОШ-ГАШАНА

Рош-Гашана ("глава года", ивр.) - Новый год по еврейскому календарю (первые два дня месяца Тишрей, - обычно в сентябре, иногда октябре по еврейскому календарю). С этого дня начинается 10 - дневный период духовного самоуглубления и покаяния. Эти дни называют "десять дней тшува" (буквальный перевод с иврита - "возвращение") - возвращение к Богу. Их называют также "Десять дней раскаяния" или "Дни трепета". Считается, что в Рош-Гашана решается судьба каждого человека на год вперед. В первую ночь праздника евреи приветствуют друг друга добрым пожеланием: "Да будете Вы записаны и подписаны на хороший год в Книге Жизни!" В своих молитвах, обращенных к Всевышнему, люди просят ниспослать им, их семьям, всему народу мир, хорошее здоровье и удачу в делах.

В Рош-Гашана в синагогах принято трижды трубить в шофар (особо обработанный бараний рог). Звук шофара должен напомнить о трубном гласе на Синайской горе, призвать всех и каждого к покаянию. Верующие в этот день облачены в светлые одежды. Во время праздничной трапезы принято обмакивать халу или яблоко в мед ("чтобы наступающий год был сладким").

ЙОМ-КИППУР

Йом-Киппур ("День искупления", ивр.), "Судный день" - самый важный и торжественный день в году, один из главных праздников. Отмечается 10 числа месяца Тишрей (сентябрь, октябрь). В этот день, согласно Торе и Талмуду, Бог судит дела каждого человека, оценивает его грехи, "отпускает" их (или нет).

Это день полного поста: с вечера накануне нельзя есть, пить, натираться маслами и кремами, носить кожаную обувь; запрещена интимная близость; исключается всякая работа. Принято одеваться во все белое; просить прощение у обиженных тобой за год людей; давать больше обычного милостыни (в канун праздника).

В синагоге проводится пять служб. Молитвы начинаются с "Кол нидрей" ("Все обеты") вечером; богослужение прерывается лишь на ночь, продолжается весь следующий день и заканчивается к вечеру. Заключительная молитва - "Неила" ("Закрытие" небесных врат"). После нее трубят в шофар; молящиеся восклицают: "В будущем году в Иерусалиме!".

Одна главная идея проходит через все особые молитвы Рош-Гашана и Йом-Киппура: признание власти Бога над миром, покорность Его верховной воле, Его суду.

СУККОТ

Суккот. Через 4 дня после Йом-Киппура наступает праздник Суккот (от "сукко" - шалаш, хижина, ивр.) За эти дни верующий еврей должен соорудить временное жилище, крыша которого делается из растений (камыш, бамбук, еловые ветви) - в память о тех укрытиях, в которых жили евреи в период 40-летних странствий после исхода из Египта. 8 дней (в диаспоре 9) положено находиться в сукко. В Израиле время праздника совпадает с последней жатвой, поэтому является и праздником сбора урожая. В молитвеннике он именуется также "временем нашего веселья".

С праздником Суккот связаны особые благословения и молитвы. Седьмой его день - Гошана Рабба (Великая Осанна) - это последний день, когда Бог может изменить "запись" на следующий год.

Завершающий, 8-й день Суккот (в диаспоре - 8-й и 9-й) считается самостоятельным праздником (Шмини-Ацерет, "восьмой день собрания", ивр.). Главный момент дополнительной службы в этот день - молитва о дожде. Другие молитвы обычны для праздничного дня.

В странах диаспоры ортодоксальные иудеи отмечают Шмини-Ацерет два дня; второй день появился после XI в. н. э., это уже особый праздник - "Симхат Тора". В Израиле Шмини-Ацерет и Симхат Тора отмечают в один день.


СИМХАТ ТОРА

"Симхат Тора" ("Радость Торы"). В этот день во время утренней службы завершается годовой цикл еженедельных чтений торы - и начинается новый, знаменуя непрерывность и вечность этой Книги. После чтения все свитки Торы вынимают из ковчега и 7 раз обносят вокруг бимы - возвышения в центре синагоги, под радостные песни и пританцовывание собравшихся. Это - один из самых веселых, радостных праздников года.

Симхат Тора - послеталмудический праздник. Основывается на легенде о празднике, который был устроен царем Соломоном, когда он закончил читать Тору.

Послебиблейские праздники.

ХАНУКА

В эпоху Второго Храма, при греко-сирийском царе Антиохе IV Эпифане, проводившем политику эллинизации евреев, была предпринята попытка покончить с иудаизмом. Его указы запрещали изучение Торы, соблюдение субботы и других заповедей, отмечание иудейских праздников. Храм был осквернен греческими солдатами, его объявили святилищем Зевса Олимпийского. В ответ вспыхнуло народное восстание. Повстанцы под предводительством Иегуды Маккавея нанесли решительное поражение грекам в декабре 164 г. до н. э.; Иерусалим был освобожден.

Для очищения и освящения Храма необходимо было специально приготовленное и освященное масло; нашелся только один кувшинчик такого масла, с печатью первосвященника. Его могло хватить лишь на один день. Но случилось чудо: оно горело в меноре (храмовом светильнике) 8 дней; за это время смогли приготовить новое чистое масло.

В память об этом событии и был установлен 8-дневны праздник с 25 числа месяца Кислев (приходится на декабрь по григорианскому календарю). Его название - "Ханука" - переводится с иврита как "освящение". В каждый из 8 вечеров в синагогах и домах иудеев зажигаются светильники - хануки (с 8 чашечками для свечей или плошками для масляных фитилей и дополнительной, 9-й чашечкой для "служебного" огня). В дни Хануки помимо обычных молитв произносится особая молитва - благодарение Богу за чудо Хануки и победу над врагами.

Это праздник света, радости, веселья, игр, вкусной еды (среди которой - жаренные в масле оладьи и пончики). Работать в Хануку, как и в другой праздник, Пурим, разрешается, она считается "малым" или "меньшим" праздником.


ТУ-БИ-ШВАТ

Этот праздник отмечается в 15-й день месяца шват; он упоминается в Мишне как "Новый год деревьев". В это время (февраль) в Израиле оканчивается сезон дождей, деревья оживают, готовясь к новому плодоношению. В Израиле в этот день принято устраивать экскурсии "на природу", сажать деревья. Ибо сказано в Торе: "Когда войдете в страну, сажайте в ней плодоносные деревья".


ПУРИМ

Пурим - праздник в память о чудесном избавлении евреев, живших в Персии в середине V в. до н. э., от смертельной опасности. Первый министр правившего тогда царя Артаксеркса по имени Аман, уязвленный непочтительным отношением к нему некоторых иудеев, решил уничтожить всех евреев в стране. Хитростью и коварством он сумел поручить разрешение царя на это. Но царица Эсфирь (Эстер), еврейка по происхождению, узнав об этом чудовищном замысле, сумела его сорвать. Аман был казнен, были истреблены многие его сообщники в разных городах Персии.

Название праздника - от слова "пур" (аккад. пуру - жребий): Аман бросал жребий, чтобы определить день для задуманной им акции геноцида.

Эти события описаны в Библии в книге Эстер ("Мегилат Эстер"). Чтение этой книги в синагоге (вечером и во время утренней службы) является важнейшей частью праздника; слушать ее должны мужчины, женщины, дети. Предшествует празднику Пост Эстер.
Пурим - малый праздник (работать не запрещено). В этот день принято вкусно есть (в т.ч. традиционные пирожки треугольной формы с маком - "оменташи" - "уши Амана"), пить вино, веселиться, делать подарки (друг другу и особенно бедным людям), жертвовать деньги в благотворительные фонды. С давних пор существует обычай устраивать в Пурим веселые уличные шествия, карнавалы, шуточные представления на тему этого дня.


ПЕСАХ

Песах - праздник весны и свободы, в память о массовом исходе евреев из Египта (около 3300 лет назад) - одном из важнейших, значительнейших событий еврейской истории. Традиция связывает название "песах" с тем, что Бог "прошел" ("пасах", ивр.) мимо домов евреев в то время, когда Он наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется "временем нашей свободы"; Тора именует его "Хаг Гамацот" - "праздник опресноков", ибо главная особенность Песаха - заповедь есть пресный хлеб - (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное ("хамец"). Маца - тонкая пресная лепешка, весь процесс выпечки ее с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы. Маца - напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Праздник начинается 15 числа месяца нисана (март-апрель) и длится 7 дней в Израиле и 8 дней в странах диаспоры.

В вечер наступления Песаха проводится праздничная трапеза по специальному, освященному веками ритуалу ("седер" - "порядок", ивр.). Читается Пасхальная Агада - рассказ об исходе из Египта. Трапеза сопровождается особыми молитвами, благословениями, песнопениями. Седер начинается после возвращения из синагоги.

Законы и правила, связанные с отмечанием Песаха, подробно изложены в Талмуде (трактат Псахим).


ЛАГ БА-ОМЕР

Лаг ба-Омер - "33-й день снопа" - так переводится с иврита название этого праздника. Он отмечается 18 числа месяца Ияра (апрель-май). По древнему обычаю отсчитывали 49 дней от первого снопа ячменя до второго омера, т.е. до снопа пшеницы нового урожая.


ШАВУОТ

Шавуот "(недели", ивр.) - праздник в память и в честь великого события - дарования евреям всевышним Торы - и 10 заповедей. Оно произошло на 50-й день после Песаха (при счете со второго вечера праздника: 7 недель +1 день). В этом отсчете от Песаха заложен глубочайший смысл: исход из Египта был лишь физическим освобождением от рабства; духовную же свободу евреи обрели, приняв моральные и этические нормы Торы, 10 заповедей.

Как говорится в Торе, она была дана на Синайской горе "в громах и молниях", "в огне и пламени", и "вострепетал весь народ". Торжественное обещание евреев "Сделаем и будем слушать" - прозвучало как готовность принять Тору, Заповеди, Бога. По сути, именно тогда толпа странников, ведомых Моисеем, стала народом - со своей идеологией, структурой, Законом, моральным кодексом.

В Шавуот в синагогах (и дома) читают Свиток Рут - рассказ о женщине-моавитянке, покинувшей родные места ради своей свекрови-еврейки. Синагогу принято украшать цветами и растениями - в память о цветении на Синае, когда Тора была явлена Моисею. В Шавуот принято есть молочные блюда. Объяснение этому некоторые комментаторы видят в том, что до обретения Торы у евреев не существовало никаких пищевых запретов; после же Синайского откровения оказалось, что вся ранее приготовленная еда - некошерная, кроме молочных продуктов.

Шавуот называют также праздником жатвы урожая. В библейские времена евреи со всех концов страны приходили в Иерусалим, чтобы в Храме совершить жертвоприношение первых плодов.


ТИША БЕ-АВ

Тиша бе-ав / пост 9-го Ава. (июль-август). Это день скорби и траура, самый трагический день в еврейской истории. В этот день в 586 г. до н. э. был разрушен Первый Храм; в 70 г. н. э. - Второй Храм. В этот день в 136 г. римские легионы захватили крепость Бейтар, последний оплот повстанцев Бар-Кохобы; многие тысячи евреев были убиты, большинство остальных вынуждены были покинуть родину, эмигрировать в другие страны. И в средние века, и в новейшее время с этим днем связаны драматические события в жизни еврейского народа.

Постом и трауром отмечают его верующие евреи. В синагогах печально, нараспев читают "Плач Ирмеягу" ("Мемлат Эйха"), специальные траурные молитвы.

В Иерусалиме в этот день тысячи людей приходят к Стене Плача (Западная стена Храмового комплекса).


Как и в других религиях, праздники и памятные даты в иудаизме играют очень большую роль в утверждении основных его принципов, в укреплении веры, в сохранении и постоянном оживлении религиозной атмосферы в обществе, в поддержании исторической памяти народа, его традиций, его культуры. Праздники - важнейший фактор воспитания и сплочения людей. В силу очень специфической истории евреев значение религиозных праздников для них особенно велико не только в конфессиональной, но и в этнической, и даже шире - во всей социально-культурной жизни.

 

ПредыдущийНа главную страницуСледующий

 

Hosted by uCoz