Владимирская икона Божией Матери

 

 

Юрий Долгорукий

Едва ли мы допустим ошибку, утверждая, что самой известной и самой почитаемой на Руси иконой является образ Божией Матери Владимирской. Эта икона была привезена на Русь из Византии в первой половине XII века по инициативе одного из сыновей Владимира Мономаха – Мстислава Владимировича или Юрия Владимировича Долгорукого. Местом первоначального пребывания иконы стала церковь женского монастыря Пресвятой Богородицы в Вышгороде, близ Киева. Уже там она прославилась многими чудесами, в частности, троекратным самопроизвольным "схождением" со своего места в храме.

Рассказы об этих чудесах заставили обратить внимание на икону князя Андрея Юрьевича Боголюбского, который в 1155 г., отправляясь из Киева в Северо-Восточную Русь, решил взять чудотворную святыню с собой.

Андрей Боголюбский

На долгом пути в "Залесский" Ростово-Суздальский край Божья Матерь продолжала творить чудеса, избавляя спутников Андрея Боголюбского грозившей им смерти. Наконец, при подъезде к городу Владимиру кони, запряженные в сани, в которых ехала чудотворная икона, остановилась, и никакой силой невозможно было заставить их сдвинуться с места. Так Божья Матерь сама указала, где ей угодно отныне пребывать.

Вокруг того места, где остановились сани с иконой, позднее раскинулись постройки Боголюбского замка. А чудотворный образ был помещен во Владимирском Успенском соборе, возведенном в 1158 – 1160 гг., по распоряжению князя Андрея Юрьевича. И с тех пор за этой иконой утвердилось наименование Владимирской. Она стала главной святыней Северо-Восточной Руси (будущей Великороссии) и её молодого, быстро возвышавшегося политического центра.

С самого своего пребывания во Владимире икона оказалась вплотную придвинута к границам. Над восточными рубежами Владимиро-Суздальской земли в XII веке нависала Волжская Болгария. Болгарские войска неоднократно предпринимали опустошительные вторжения в русские пределы. Самыми крупными из них в первой половине XII столетия были набег волжских болгар на Суздаль в 1107 г. и осада Ярославля в 1152 г. Поэтому для Андрея Боголюбского, поднимавшего и обустраивавшего Владимирскую Русь, борьба с Волжской Болгарией стала одной из важнейших государственно-политических задач.

Успенский собор во Владимире

В 1164 Андрей Боголюбский со своим сыном Изяславом, братом Ярославом и Муромским князем Георгием выступил в поход против болгар. Согласно летописному свидетельству, "благоверный князь Андрей" взял с собой образ "святой Богородицы Владимирской", которая помогла русским одержать победу над врагом: "самех исекоша множество, а стягы ихъ поимаша". После битвы Андрей Боголюбский и другие князья приехали к своей дружине, стоявшей "съ святою Богородицею на полчище под стягы", и "удариша челом передъ святою Богородицею, и почаша целовати святую Богородицу с радостью великою и со слезами, хвалы и песни въздавающе ей". Затем русское наступление было продолжено: "и шедшее, взяша градъ их славный Бряхимовъ, а переди три города ихъ пожгоша". По окончании этого победоносного похода Андрей Боголюбский принес со славою образ Богородицы во Владимир и снова поставил его в Успенском соборе. Одержанная над волжскими болгарами победа была расценена русским летописцем как "чудо новое святой Богородицы Володимирьской".

Этим же событиям 1164 г. было посвящено внелетописное "Сказание о победе над волжскими

Нерукотворный Спас

 болгарами и празднике Спаса". В этом литературном сочинении рассказывается о том, что во время похода два священника несли перед русскими войсками Святой Крест и Владимирскую икону Божьей Матери, а, кроме того, Андрей Боголюбский взял с собой икону Спаса, от которой во время битвы воссияли "божественные лучи огненные", провозвестив победу русского оружия. В ознаменование этой победы, согласно "сказанию", было установлено на 1 августа церковное празднование Всемилостивому Спасу и Богоматери. Существенной особенностью "Сказания" является упоминание о том, что в походе 1164 г. на Волжскую Болгарию кроме владимирских полков принимали участие на только дружины соседних княжеств – Муромского и рязанского, но и более отдаленных русских земель – смоленской и полоцкой. Независимо о того, соответствует ли это указание исторической действительности, ясно, что это событие имело не только местное, владимирское, но и широкое общерусское значение. Чудотворная Владимирская икона выступает уже как общерусская святыня, заступающая и избавляющая от поганых всю Православную Русь.

В летописном рассказе о нашествии Мухаммед-Гирея, так же как и в "Повести о Темир – Аксаке", отмечалось, что народу, готовящемуся к осаде в Москве, митрополит повелел поститься и молиться во искупление грехов. В этом проявлялась одна из существеннейших черт почитания Владимирской иконы Божией Матери, как заступницы Руси от иноплеменных врагов. Помощи от чудотворного образа Богородицы можно было ожидать только в том случае, если нашествие иноплеменных ратей осмыслялось как наказание за собственные русские грехи и неустройства в общественной жизни, и следовало искреннее покаяние в этих грехах.

 

Работу выполнила студентка

Вешенского педагогического колледжа им. М.А. Шолохова

2 "Е" группы, отделения социальной педагогики

Свиридова Татьяна

 

ПредыдущийНа главную страницуСледующий

 

 

Hosted by uCoz