Владимирская икона Божией
Матери
|
Юрий Долгорукий |
Едва ли мы допустим
ошибку, утверждая, что самой известной и самой почитаемой на Руси иконой
является образ Божией Матери Владимирской. Эта икона была привезена на Русь из
Византии в первой половине XII века по инициативе одного из сыновей Владимира
Мономаха – Мстислава Владимировича или Юрия Владимировича Долгорукого. Местом
первоначального пребывания иконы стала церковь женского монастыря Пресвятой
Богородицы в Вышгороде, близ Киева. Уже там она прославилась многими чудесами,
в частности, троекратным самопроизвольным "схождением" со своего
места в храме.
Рассказы об этих чудесах
заставили обратить внимание на икону князя Андрея Юрьевича Боголюбского,
который в
|
Андрей Боголюбский |
На долгом пути в
"Залесский" Ростово-Суздальский край Божья Матерь продолжала творить
чудеса, избавляя спутников Андрея Боголюбского грозившей им смерти. Наконец,
при подъезде к городу Владимиру кони, запряженные в сани, в которых ехала
чудотворная икона, остановилась, и никакой силой невозможно было заставить их
сдвинуться с места. Так Божья Матерь сама указала, где ей угодно отныне
пребывать.
Вокруг того места, где
остановились сани с иконой, позднее раскинулись постройки Боголюбского замка. А
чудотворный образ был помещен во Владимирском Успенском соборе, возведенном в
1158 – 1160 гг., по распоряжению князя Андрея Юрьевича. И с тех пор за этой
иконой утвердилось наименование Владимирской. Она стала главной святыней
Северо-Восточной Руси (будущей Великороссии) и её молодого, быстро
возвышавшегося политического центра.
С самого своего
пребывания во Владимире икона оказалась вплотную придвинута к границам. Над
восточными рубежами Владимиро-Суздальской земли в XII веке нависала Волжская Болгария.
Болгарские войска неоднократно предпринимали опустошительные вторжения в
русские пределы. Самыми крупными из них в первой половине XII столетия были набег волжских болгар
на Суздаль в
|
Успенский собор во Владимире |
В 1164 Андрей Боголюбский
со своим сыном Изяславом, братом Ярославом и Муромским князем Георгием выступил
в поход против болгар. Согласно летописному свидетельству, "благоверный князь
Андрей" взял с собой образ "святой Богородицы Владимирской",
которая помогла русским одержать победу над врагом: "самех исекоша
множество, а стягы ихъ поимаша". После битвы Андрей Боголюбский и другие
князья приехали к своей дружине, стоявшей "съ святою Богородицею на
полчище под стягы", и "удариша челом передъ святою Богородицею, и
почаша целовати святую Богородицу с радостью великою и со слезами, хвалы и
песни въздавающе ей". Затем русское наступление было продолжено: "и
шедшее, взяша градъ их славный Бряхимовъ, а переди три города ихъ
пожгоша". По окончании этого победоносного похода Андрей Боголюбский
принес со славою образ Богородицы во Владимир и снова поставил его в Успенском
соборе. Одержанная над волжскими болгарами победа была расценена русским
летописцем как "чудо новое святой Богородицы Володимирьской".
Этим же событиям
|
Нерукотворный Спас |
болгарами и празднике Спаса". В этом
литературном сочинении рассказывается о том, что во время похода два священника
несли перед русскими войсками Святой Крест и Владимирскую икону Божьей Матери,
а, кроме того, Андрей Боголюбский взял с собой икону Спаса, от которой во время
битвы воссияли "божественные лучи огненные", провозвестив победу
русского оружия. В ознаменование этой победы, согласно "сказанию",
было установлено на 1 августа церковное празднование Всемилостивому Спасу и
Богоматери. Существенной особенностью "Сказания" является упоминание
о том, что в походе
В летописном рассказе о
нашествии Мухаммед-Гирея, так же как и в "Повести о Темир – Аксаке",
отмечалось, что народу, готовящемуся к осаде в Москве, митрополит повелел
поститься и молиться во искупление грехов. В этом проявлялась одна из существеннейших
черт почитания Владимирской иконы Божией Матери, как заступницы Руси от
иноплеменных врагов. Помощи от чудотворного образа Богородицы можно было
ожидать только в том случае, если нашествие иноплеменных ратей осмыслялось как
наказание за собственные русские грехи и неустройства в общественной жизни, и
следовало искреннее покаяние в этих грехах.
Работу выполнила студентка
Вешенского педагогического колледжа им. М.А. Шолохова
2 "Е" группы, отделения социальной
педагогики
Свиридова Татьяна