О Всепетая Мати, от
честных кровей Твоих Слово воплощенное рождшая и от иконы Твоея честныя миро источившая многоцелебное,
яко да на земли дары Твоя благим усердием приемше, и
Небесных Твоих благ не лишени будем, Сыну Твоему
вопиюще о Тебе: Алилуиа, алилуиа,
алилуиа.
(Кондак 13. Акафист
Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Иверская Монреальская»).
Иверская икона Божией Матери
После сошествия Святого Духа на Пречистую
Богородицу и апостолов они, положившись на волю Божию,
через жребий определили, кому из них в какую страну идти на проповедь
Евангелия. Божией Матери по жребию досталась Иверская земля, но явившийся Ангел возвестил, что этот
жребий исполнится впоследствии, а Ей предстоит проповедь в другой земле. В то
время Лазарь Четверодневный, воскрешенный некогда Спасителем, был епископом
Кипра. Он усердно желал видеть Пресвятую Богородицу, но сам не мог придти в Иерусалим «страха ради иудейска». Узнав об этом, Матерь Божия
с возлюбленным учеником Христовым, апостолом Иоанном, поплыла на Кипр.
Неожиданно подул прерывистый ветер и пригнал корабль к Горе Афонской. Гора эта
в те времена была наполнена идолами: на ней находилось большое капище
Аполлона. Как только корабль с Богородицей приблизился к пристани, раздался
глас: «Сойдите с горы, люди, обольщенные Аполлоном... и примите Марию, Матерь
великого Бога Иисуса». Услышав это, все поспешили на морской берег к пристани,
с почтением встретили Божию Матерь и спрашивали Ее,
как Она родила Бога и как Его имя. Пресвятая Богородица возвестила им тайну
Воплощения и жизнь Господа Иисуса Христа. Все, внимавшие Ей, пали и поклонились
Богу, от Нее рожденному, а Ей воздали благоговейное почитание и, уверовав,
крестились. Проповедуя Евангелие. Божия Матерь
сотворила здесь много чудес и, возрадовавшись духом, сказала: «Место сие да
будет Моим жребием, который дан Мне Сыном и Богом Моим!» и, благословив народ,
прибавила: «Благодать Божия да пребудет на месте сем
и на живущих здесь с верою и благоговением
и сохраняющих
заповеди Сына и Бога Моего! И уготована им будет Вечная Жизнь, и не оскудеет
милость Сына Моего к месту сему до скончания века. Я буду заступницею места
сего и теплою о нем ходатаицею к Богу» (икос 1,2).
Пресвятая Богородица не оставила и первого
своего удела Иверской земли. Она явилась святой Нине,
будущей просветительнице Грузии, и вручила ей крест из виноградной лозы со
словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых
и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую,
благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь
благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею». Равноапостольная Нина
достигла Иверии около 219 года и ревностно
проповедовала Евангелие, подкрепляя благовествование
множеством чудес и исцелений, и уже в 324 году христианство окончательно
утвердилось в Грузии.
Около 965 года грузинский куропалат Иоанн и византийский полководец Торникий с группой грузин прибыли на Афон, и в 980 году
близ места, к которому пристал корабль с Божией
Матерью, основали Иверский монастырь.
В IX веке, во времена жестокого
гонения на святые иконы, близ города Никеи жила
благочестивая вдова с сыном. В устроенной ее усердием церкви находилась
чудотворная икона Божией Матери. Один из воинов,
посланных уничтожать святые иконы, ударил копьем в лик Богоматери, и тотчас из
пронзенной иконы потекла кровь. Пораженный воин в раскаянии пал пред иконой,
оставил ересь и окончил жизнь строгим подвижником. Желая спасти чудотворную
икону от поругания, после усердной молитвы к Богоматери вдова опустила икону в
море. К великой ее радости, икона не упала в воду, а, стоя прямо, двинулась по
морю к западу. После этого Промыслом Божиим ее сын
отправился в Грецию и принял монашество в Афонском монастыре, и от него иноки
впоследствии узнали об иконе, пущенной на воду его матерью.
Однажды монахи Иверской
обители увидели на море огненный столп, доходящий до самого неба, в основании
которого находилась стоящая на воде икона Богоматери. Явление продолжалось
несколько дней и ночей, но при приближении иноков икона удалялась от них. После
усердной молитвы Пресвятая Богородица явилась во сне преподобному старцу
Гавриилу и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Mою и покров и помощь, и, войдя в море, иди
с мерою по волнам: тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей
обители». Старец объявил настоятелю о видении, и наутро все монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно
пошел по воде и сподобился принять на руки чудотворную икону, которую
поставили в устроенную для нее на берегу часовню, и трое суток совершали пред
нею молитвы. Потом икону перенесли в соборный храм обители, а на берегу, на
месте, где находилась икона, открылся источник чистой сладкой воды. На другой
день икону не нашли на том месте, где ее поставили, а обнаружили над монастырскими
воротами. Икону отнесли на прежнее место, но наутро она опять оказалась над
вратами. Так повторялось несколько раз, пока, наконец, Пресвятая Богородица
вновь явилась преподобному Гавриилу и сказала: «Иди в монастырь и скажи
инокам, чтобы больше не искушали Меня. Не для того Я прибыла, чтобы вы охраняли
Меня, но чтобы Я охраняла вас... доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле
благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет». Иноки построили надвратную
церковь в честь Богоматери, хранительницы обители, в которой чудотворная икона
пребывает и доныне. История Иверского монастыря
сохранила множество случаев чудесной помощи Божией
Матери: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов пшеницы,
вина и елея, исцеления болящих. Когда мусульмане приплыли к Афону и опустошили
обитель, иноки укрылись в монастырской башне и слезно молили Пресвятую
Богородицу пред Иверской Ее иконой о заступничестве.
Поднялась страшная буря и уничтожила все корабли разбойников, кроме того, на
котором находился их предводитель. Пораженный чудом гнева Божия,
он раскаялся, просил иноков молиться о прощении его грехов и принес многие дары
на восстановление обители.
О чудотворном образе Богоматери было
хорошо известно в России, и архимандрит Новоспасского монастыря Никон, впоследствии
Святейший Патриарх Московский и всея Руси, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию
с просьбой прислать список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. В письме
архимандрит Пахомий описал, как создавался
чудотворный список: «Собрав всю свою братию... сотворили
великое молебное пение с вечера и до света, и
освятили воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону
Пресвятой Богородицы Портаитиссу (Вратарницу),
и в великую лохань ту святую воду собрали, и, собрав, обливали новую доску,
что сделали всю от кипарисного дерева, и опять собрали ту воду в лохань, и
потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и
после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу, господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые
мощи с красками, написать святую икону». Далее говорится, что иконописец только
в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала
всенощное бдение и литургию. "И та икона (новонаписанная)
не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом...". 13
октября 1648 года икона была привезена в Москву и торжественно встречена у
Воскресенских ворот множеством народа, царем Алексеем Михайловичем и
Патриархом Иосифом. Впоследствии эта икона находилась в Московском Новодевичьем
монастыре. Для Иверской часовни у Воскресенских
ворот, построенной в память встречи афонской чудотворной иконы, был написан
список, получивший наименование московского. Ныне эта
чудотворная икона находится в московском храме в честь Воскресения Христова в
Сокольниках.
Вступив на патриарший престол, Святейший
Патриарх Никон задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь
в честь Иверской иконы Божией
Матери, по подобию Афонского Иверского монастыря. На
Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и
составить точный план Иверского монастыря. Иверский Богородицкий Святоезерский
монастырь был основан в 1653 году, а в 1656 году с Афона принесена новонаписанная Иверская икона.
Первое чудо от этой иконы совершилось еще в пути. Несшие икону иноки, не имея
чем заплатить мусульманским перевозчикам за переправу через Дунай, решили
возвратиться на Афон, но явившаяся им в сонном видении Пресвятая Дева уверила
их, что они благополучно совершат свой путь. В ту же ночь Она явилась богатому
греку Мануилу, повелела ему переправить через Дунай
благочестивых путешественников и защитить их от бесчинств турецкой стражи.
Благочестивый грек заплатил за них требуемую пошлину и отказался от богатого
дара, посланного ему Патриархом, за что впоследствии Пресвятая Богородица щедро
наградила его.
С тех пор Господь прославил Иверскую икону Божией Матери
многими чудесами и знамениями, и почитание ее распространилось по всей
Российской земле.
Чудотворная икона Божией Матери
«Иверская». Храм во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна ст. Боковская. |
Западный фасад храма во имя Пророка, Предтечи и
Крестителя Господня Иоанна ст. Боковская. |
Икона св. мученика Князя Михаила и св. мученицы Дарии |
Обратная сторона иконы «св. мученика князя Михаила и св.
мученицы Дарии» с благословением Святой Афонской Горы Русского Пантелеимонова
монастыря. Иконопись монаха Феодорита. |
Боковская святыня
На живописных просторах Верхнего Дона,
воспетых Михаилом Александровичем Шолоховым, есть место, отмеченное духовной
притягательной силой, красотой и благодатью природы. Это станица Боковская, раскинувшаяся среди холмов на правом и левом
берегах реки Чир.
На протяжении почти полутора веков
совершаются богослужения в станичной православной церкви. Сначала в деревянном
казачьем храме, а после пожара - в новом строении с чудесно уцелевшими иконами
и церковной утварью старого храма. И поныне церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи является духовным щитом всех верующих,
всех живущих, под Донским небом.
Обратимся к истории строительства храма.
10 сентября 1866 года по церковному
календарю в хуторе Боковском Донецкого округа Области
Войска Донского казаки воздвигли однопрестольный храм
во имя Рождества Иоанна Предтечи. Деревянную
конструкцию церкви хуторяне выкупили и перенесли из слободы Степаново-Ефремовой,
вотчины известного Войскового атамана С.Д. Ефремова.
Собранный из толстых сосновых досок, новый
храм вначале не имел колокольни, церковное подворье обнесли каменной оградой.
В 1868-69 г.г. на подворье появились колокольня и новые строения. Кровлю и
купола покрыли листовым железом. Причту храма казаками была передана земля для
сдачи в аренду. Так к началу XX века сформировался храмовый комплекс. В
церковной ограде находились: двухкомнатная караулка, каменная четырехкомнатная
церковно-приходская школа, каменный сарай для топлива, колодец, выложенный
камнем. Большой причтовый дом был построен прихожанами на усадебной земле.
Причт храма состоял из трех священников, дьякона и трех псаломщиков.
Приход во имя Рождества
Иоанна Предтечи простирал свое духовное окормление
на близлежащие приходские и народные училища, располагавшиеся в хуторах Боковский, Попов на Чиру, Астаховский, Нижне-Дуленский, Малаховский, Евлантьевский, Платовский, Тимофеевский, в
поселке Таловском и в станицах Краснокутской
и Усть-Хоперской.
В 1916 г. расположенные близ хутора Бокова
хутора: Земцов, Старо-Земцов,
Евлантьев, Коньков, Попов, Пономаревский,
Малахов, Верхний и Нижний Дуленковы, Белавин, Ильин,
Горбатов, Дубовой объединились с ним в единую Боковскую станицу со станичным управлением в х. Боковском. Около шестидесяти детей учились в
церковно-приходской школе церковного дома Иоанно-Рождественского
храма. Настоятель храма священник Феодор Матвеевич Одолламский
имел благословение и грамоту Священного Синода. За ревностное прохождение
пастырских обязанностей священник был награжден набедренником, скуфьей,
камилавкой, наперсным крестом, орденом Святой Анны 3 степени, медалью в память
Александра III,
знаком Красного Креста «За церковную школу». Церковными наградами были отмечены
и священники Стефан Лукианович Закутский
и Андрей Иоаннович Кандауров, совмещавшие церковную
службу и просветительскую деятельность, преподавание Закона Божия в близлежащих училищах и школах. В 1911 г. приход
посетил епископ Аксайский Гермоген,
Викарий Донской епархии, отметивший значительную просветительскую работу боковского духовенства.
В храме сохранялись и глубоко почитались
святые иконы, привезенные казаками из паломнических поездок в русские и
афонские монастыри.
В конце XX века настоятель церкви иерей
Виктор Воронов обратил внимание на мироточение образа
Божией Матери «Иверская»,
хранимого в зале новой церковной постройки. Огромная икона, выполненная в
традициях русского академического письма, поражала не только насыщенным
колоритом синего голубца и алой киновари в соотношении с золотым фоном, но и
неземной красотой глубокой одухотворенностью святого образа. Стиль и колорит
иконы был близок известному по спискам образу Святого Великомученика Пантелеймона из Русского Свято-Пантелеимонова
монастыря на Афоне. Стилистическое родство подтвердилось при внимательном
обследовании.
Атрибуцию окончательно закрепила дарственная
надпись, найденная на оборотной стороне доски, где церковнославянским письмом
рукой автора было выведено: «Икона сия писана и освящена на Святой горе
Афонской в Русском Св. Великомученика и Целителя Пантелеймона монастыре от коего послана в хутор Боковский Алексею Николаевичу Калугину в благословение
Христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление
всем с верою и любовию прибегающим к Всеблагой
Владычице мира и умильно молящимся к Ней пред Пречистым Ея
образом в Церковь Иоанна Предтечи. 1882».
Дарованный жителям Боковской
станицы святой образ являлся списком с иконы Божией
Матери «Иверская», находящейся над вратами в правой
части литийного притвора Свято-Пантелеимоновского
собора.
Изучение этой духовной реликвии совпало с
открытием еще одной афонской иконы, найденной настоятелем храма в антикварном
магазине. Это было изображение в полный рост святого Мученика Князя Михаила и
святой Мученицы Дарии на небольшой именной иконе, выполненной по заказу
жертвователей из донской казачьей семьи. Сходство иконописной манеры с
использованием чистых и ярких тонов в облачениях, гладкое письмо масляными
красками по темпере, единое по стилю с Иверским
образом Божией Матери привели к мысли о единой
иконописной школе двух афонских святынь. Под печатью с благословением Святой
Афонской Горы Русского Пантелеимонова монастыря сохранилась
подпись: «Писал М. Феодорит». Черными чернилами иконописец
приписал: «В знак памяти рабам Божиим Михаилу и Дарье
и Прославление Святых Имен Мученик Христовых, Князя Михаила и Мученицы Дарьи
с верою притекающих к ним получают помощь и исцеление».
Иконы поздней афонской школы были
распространены и почитаемы по всей Российской империи на рубеже XIX-XX веков.
С приходом богоборческой власти, огнем и мечом уничтожавшей православные святыни,
многие чудотворные иконы погибли. Однако Богу угодно было сохранить островки
истинной веры и духовные реликвии крупицы художественных памятников русской
иконописи. Так сохранилась большая подписная икона «Божией
Матери Иверская» из станицы Багаевской,
исполненная в традиции русской иконописи афонских монастырей, с использованием
золотого ассиста в изображении облачений. Сегодня эта
икона находится в церкви святого Алексия митрополита Московского в станице Бессергеневской Октябрьского района. Эту икону отличает
«простонародное» исполнение ликов Богомладенца и Богородицы.
Заметно, что разные виды работ выполнялись несколькими мастерами. Разнится
манера «личного» и «доличного» письма. Афонские
иконы сохранились в молельном доме во имя св. вмч. Пантелеймона поселка Глубокий
Каменского района и в храме во имя Преображения Господня станицы Мелиховская Усть-Донецкого района.
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) в 1992 году передал в дар Ростовскому Свято-Иверскому женскому монастырю большую икону «Божией Матери Иверская» афонских
писем, которая ныне почивает в нижнем храме монастырской церкви. В северном
приделе Новочеркасского кафедрального Вознесенского
собора и в Успенском храме хутора Недвиговка Мясниковского района также хранятся списки известной иконы
Иверской Богородицы, привезенные со Старого Афона.
Стилистически близки к ним образы Пресвятой Богородицы: «Скоропослушница»
из села Кулешовка Азовского района и икона «Достойно Есть» из храма Святителя Тихона Задонского станицы Кривянской Октябрьского района, «Ватопедская»
икона из Преображенского храма села Займо-Обрыв
Азовского района и икона «Достойно есть» из Константино-Еленинской
церкви, Войскового Вознесенского собора г. Новочеркасска и из Александрийской
церкви г. Ростова-на-Дону, «Отрада и утешение» из Всехсвяского
храма г. Таганрога.
Эти святые образы свидетельствуют о высоте
достижений русской православной иконописной традиции. К почитаемым святыням Ростовской-на-Дону епархии припадают с теплыми сокровенными
молитвами прихожане и паломники.
Духовное делание иконописцев Свято-Пантелеимонова монастыря на Старом Афоне, непрестанная
сердечная молитва промыслом Божиим были неотделимы от
иконописания и привели к созданию святых образов,
несущих любовь, мир и исцеление всем верующим.
Хранимая православной общиной станицы Боковской святыня чудотворный образ Божией
Матери Иверская, является национальным духовным
достоянием. Для сохранения этой реликвии, как и других церковных ценностей,
необходим ремонт храмового зала, установка
современных систем регулирования
температурно-влажностного режима.
Для всех, кто хочет поклониться святыне и
оказать помощь в ремонте храма мы представляем адрес и реквизиты церкви
Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна:
346250, Ростовская область, Боковский район, станица Боковская,
ул. Ленина, 71.
Иоанно-Предтеченский
приход
ИНН 6104002878
КПП 610401001
БИК 046015602
К/сч
30101810600000000602
Р/сч 40703810352350150043
Юго-Западный банк СБРФ г. Ростова-на-Дону
ДО 275/096 Милеровского