СВЯТО-НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ СТ. ЕЛАНСКОЙ

 

 

Подлинно установлен год основания Еланского городка - 1699-й. Он значится в атласе петровского адмирала Корнелиуса Крюйса, датированного этим годом. Сообщение еланских казаков ревизору городка Елани стольнику Кологривову в 1703г., что их городку идет пятый год, подтверждает эту дату.

Городок располагался ниже по течению Дона, в одной версте от нынешней станицы Еланской в урочише Лука, против хлешаковского, которое и ныне называется «старым городком». Место это было относительно недоступным для нападений татар, калмыков и других врагов.

Название городка произошло от наименования реки Елань, задолго известной до основания поселения.

Елань всегда была тесно связана с Вешенской. По преданию, Еланский городок основали именно вешенцы, часть из них перешла из перенаселенного Вешенского городка на новое поселение.

В 1703г. в молодом Еланском городке проживало 36 казаков, об этом свидетельствуют «переписные книги» стольников Кологривова и Пушкина.

С 1704г. казачьи городки стали называться станицами.

В год основания Еланского городка, либо годом позже, в центре городка казаками была построена безалтарная деревянная часовня для отправления богослужений. Была она небольшой, т казаки скрывали свои городки от неприятельского глаза. Часовня была местом сбора казачьего круга. Казаки ставили на аналой образ любимого святого, своего покровителя Николая Чудотворца, становились вокруг него для молитвы, сотворив ее, решали неотложные дела.

Из крестоприводной книги известно, что в июне 1718г. еланских казаков приводил к присяге царю стольник Трегубов М.Е. К крестоцелованию допускались только мужчины-казаки, они целовали Крест и Евангелие, но были поголовно неграмотными, за всех них расписался священник Андрей Лаврентьев. Всего по переписи оказалось 92 казака с семьями. Население городка быстро увеличивалось за счет беглых людей всякого звания. Об этом ныне свидетельствуют фамилии Калмыковы, Хохловы, Татариновы и др. В это время для казаков понятие национальность не существовало, в казаки принимали всякого, кто верил в Христа, был православным или принимал православную веру. Условие это было обязательным. «В Бога веруешь?» - спрашивали казаки пришлого. - «Верую».- «А ну перекрестись!» И татары, и турки принимали православную веру и сливались с донцами. Казаки, требуя веры, понимали, что только глубокая и искренняя вера в Бога даст мужество переносить тяжелую жизнь во время военных походов и вечной опасности.

Перед походом казаки приходили к часовне, позднее в церковь, положить земной поклон перед святым образом. В боях добывали и святыни: иконы, кресты, Евангелие, везли их в родную церковь, жертвовали свои драгоценности ей, старались украшать иконы золотом, серебром, драгоценными камнями.

До 1730г. Елань поменяла свое местожительство. Часовня была перенесена из старого городка на новое место и переоборудована там под церковь Святителя Николая Чудотворца. Впервые эта церковь упоминается в документах в 1730г.

Располагалась Еланская церковь на неудобном месте, со временем обветшала, поэтому 26 октября 1757г. уже на более удобном месте еланцы заложили новую, тоже деревянную церковь с тем же названием. Освящена она была через два года, 28 октября 1759г.

С 1751г. Еланская церковь подчинялась Усть-Медведицкому духовному правлению, теперь донское духовенство назначал епископ Воронежский и Черкасский. Однако до самой середины XIX в. фактически в отношении церкви сохранялись казачьи порядки. Священников в то время было крайне мало, их обязанности исполняли пожилые и уважаемые казаки, неспособные нести военные тяготы. Священников, дьяконов, дьячков и причетников избирали на собрании приходских общин, все они отвечали за свое дело перед кругом. Не все тогдашние священники обладали достаточной грамотностью в церковных вопросах, допускали отступления от догматики, не соблюдали в церкви должный порядок. Все это выявилось в 1764г., когда Преосвященный Тихон направил своих священников для обзора церквей своей епархии. Церкви Верхнего Дона, в т.ч. Еланскую, обозревал священник Баженов. Удручающее впечатление произвела на него Вешенская церковь, где избранные казаками священники не имели богослужебных книг, в т.ч. и Нового Завета, повсюду следы ветхости, на некоторых иконах пальцы рук святых сложены двоеперстием. В Еланской церкви дела обстояли немного лучше, но не блестяще.

Во второй половине XVIII в хлебопашество и животноводство становятся основным занятием казаков. Форма землепользования на Дону была общинной. Пахотные, выгонные и сенокосные земли делились на паи. Согласно положению 1835г. рядовые церковнослужители, как и казаки, получали по одному паю, дьяконы - по полтора, священники - по два.

Ранее 1767г. появились первые хутора Еланской станицы: Кочетов, Терновой, Галицын, Захаров, Гаврилов, Мохов. С течением времени число их росло. Как правило, по заявкам офицеров Войсковое выделяло земли, на этих землях селились и рядовые казаки, прожить в станице им становилось все труднее.

В 1778г. станица Еланская была уже без укреплений, численность населения по сравнению с 1745г. увеличилась более чем в 2 раза. Развивалась торговля, прокладывались дороги, построены были две переправы: через р. Дон - паромная и через р. Елань. В 1792г. начался посев картофеля, ставшего со временем вторым хлебом у казака за столом.

Основной обязанностью казаков была защита Отечества. С 1805 по 1814 год казаки Дона участвовали в войне с Наполеоном, они совершали лихие рейды по тылам врага, успешно вели разведку. Доблесть Войска Донского признана всем миром. Много героев-казаков принесли славу России. Кавалерами редчайшего отличия - Военного ордена (с 1913г. - Георгиевский крест) стали еланцы: Попов Игнат Савельевич и Ефимов Иван Ефимович. В кампании 1812г. Еланские казаки служивого возраста участвовали поголовно, воевали с твердым упованием на Бога, с любовью к Отечеству и Государю. В трудное время, когда французы вошли в Москву, по призыву своего атамана графа Платова добровольно пришли на подмогу своим отцам и братьям 26 Донских казачьих полков, в их рядах не было служилых казаков, те давно уже находились на полях сражений или же сложили свои головы, защищая Отечество. Деды привели внуков - последние ресурсы Дона.

Следует отметить глубокое усердие донцов к вере, они говорили, молясь: «Молись Богу, от Него победа! Пресвятая Богородице, спаси нас! Николай-Угодник, Чудотворец, моли Бога о нас». Все дела начинали с благословения Божия, идя на поле боя, усердно молились, призывая имя Божие, и до смерти были преданы Государю и Отечеству. Все ратные успехи и удачи приписывали Божией милости. Достойной смертью считали смерть на поле брани. Уходя на войну, собирались в церкви на молебен, по обычаю зашивали щепотку родной земли, взятой у ограды церкви или у дома, в мешочек и пришивали к нательному кресту. Крепкой была вера в Бога у наших предков.

К началу 1820-х годов Еланская деревянная церковь, прослужившая много десятилетий, окончательно обветшала. К тому же стала тесной, в ней стало окормляться казачье население из хуторов Еланского юрта и трех поселков. На левом берегу Дона это были хутора: Вязовский, Попов, Мельников, Кочетов, Терновой, Севастьянов, Галицинский, Грязнев, Захаров, Гаврилов, Моховой, Антипов, Безбородое, Анушинский, Андроповский, Солонцовский, Краснояровский (всего 17); на правобережье Дона: Плешаков, Матвеев, Кривской, Нижнее-Кривской, Криушинский, Попов, Рубежный, Дубовской, Горбатов, Ушаков, Белавин, Дуленков. Суханский, Коньков, Евлантьев, Земцов, Астаховский (всего 22). Следует заметить, что численность населения Еланского юрта быстро росла в XIX в.: в 1820-1830-х гг. она составляла 4-4,5 тыс. человек, в 1850-1860-х гг. - 10-11 тыс. чел., в конце 90-х г.г. - 15 тыс. чел. Из малочисленного городка Елань становилась густонаселенным местом.

Высшей властью в ст. Еланской - административном центре юрта - был станичный сбор, на нем решались все важные хозяйственные и общественные дела, в т.ч. и обеспечение церквей. В 1823г. по решению станичного сбора в память славной победы с участием казаков над Наполеоном на собранные деньги казаки начали строить новую каменную церковь, построили ее быстро. Следует отметить, что жертва казака Богу в этом случае давалась от всей души, и были пожертвованные деньги поистине потом и кровью добытые и омытые. Освятили новую церковь в 1826г., наименование сохранили прежнее, во имя Святителя Николая Чудотворца. Строили церковь по проекту русского зодчего-классициста Ивана Егоровича Старова (1745-1808), автора проектов Троицкого собора Александро-Невской Лавры и Таврического дворца. Построенное здание Еланской Никольской церкви представляет собой монументальное сооружение в классическом стиле. Сохранились фотографии ее, датированные началом XX в., на них запечатлены ныне утраченные элементы здания. Церковь однокупольная, имела три портала с колоннадами в ионическом стиле, ныне сохранился один портал с колоннами. В одной связи с основным зданием находится каменная колокольня. Церковь трехпрестольная: главный алтарь посвящен Святителю Николаю Чудотворцу, а два боковых придела, правый - во имя Спаса, левый - во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Роспись церкви была выполнена петербургскими мастерами согласно эскизу зодчего И.Е. Старова, имена их пока не известны.

Однако с большой любовью построенная церковь нуждалась в дорогом приобретении. Вот о чем нам рассказывает текст приговора Еланской станицы 1839 года: «...приходская церковь, выстроенная и освященная в 1826 году, каменного здания, во имя Святителя и чудотворца Николая, хотя наружностью достаточно украшена, но внутри иконостас, перенесенный из прежней церкви, по древности своей пришел в совершенную обветшалость и до такой степени, что лика святых образов частию различить не можно». На станичном сборе Еланские казаки приняли решение: собрать деньги и заказать новый иконостас, что и было сделано. В 1873 г. антиминс главного алтаря церкви и алтаря правого придела были освящены Архиепископом Донским и Новочеркасским Игнатием (Донская епархия обособилась с 1829г., а с открытием в 1867г. в Новочеркасске духовной семинарии Дон официально вошел в лоно Православной церкви). В 1853г. по указу Донской духовной консистории в Еланскую церковь для алтаря левого придела был передан антиминс из Николаевской церкви Арчадинской станицы, освященный в 1808г. Епископом Воронежским и Черкасским Арсением.

В документах Государственного архива Ростовской области сохранилось описание Еланской церкви 1853г. Вот как она выглядела: церковь кирпичная, внутри и снаружи оштукатуренная, покрытая железом, покрашена зеленой краской. Храм включает в себя: главное помещение, трапезную, притвор с колокольнею. Главы и кресты позолочены червонным золотом, вокруг церкви - кирпичная ограда, покрытая железом. Церковь увенчана барабаном с куполом и с ветровым фонарем, колокольня с купольным покрытием. Большой церковный колокол «Благовест» весил 100 с лишним пудов. Когда он звонил, его было слышно во всех окрестных хуторах. По рассказам старожилов, в церкви имелись ценные издания: напрестольное Евангелие 1744 года издания и «Триодь цветная» 1704г. Торжественность и благолепие были во внутреннем убранстве святого храма. Лучшие свои времена Свято-Никольская церковь пережила до 1917 г.

Станица Еланская стала быстро разрастаться после победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Уцелевшие в сражениях казаки вернулись в Елань с жалованием, трофеями, и стали строить дома на берегу Дона (позже Дон поменял свое русло и ушел от станицы вправо). Успешно занимались казаки-труженики огородничеством, рыболовством, садоводством, пчеловодством. В хлебопашестве использовались плуги, сеялки, лобогрейки, жатки, были и паровые молотилки. Росло число лошадей, крупного рогатого скота, свиней, птицы. К 1860г. было построено 24 водяных мельницы. Хорошо была налажена торговля хлебом, в станице находился парамоновский ссыпной пункт. Вели закупку хлеба 4 хлебные конторы. В половодье за хлебом приходили буксиры с баржами. Распространен был извоз, скупленный хлеб везли в Ростов, Камышин, в Дубовку на Волге; на вырученные деньги покупали соль и выгодно продавали ее в родных местах. Благосостояние части населения Елани быстро росло, станина становилась, купеческой. Около 40 магазинов и лавок купцов Симонова, Хренникова, Гаврилова, Букатина, Заворотнева, Добрословова, Воробобова торговали одеждою, обувью, тканями, головными уборами, хозяйственными товарами. В Елани проходили крупные ярмарки, годовая на Первый Спас, была самая богатая, три дня станица гудела, товар давали в долг, помечая в книге срок возвращения долга, расписку не требовали. Деньги у простых казаков появлялись не часто, только после продажи хлеба и скота. На храм жертвовали гусей, уток, кур, овец, свиней. Приносили плоды из сада и огорода, яйца, муку.

Жили в Елани мастера высокого класса: кузнецы, портные, сапожники, скорняки, постовалы, столяры, были мастера по выделке кирпича. Как правило, мастера были иногородними, как вся последующая интеллигенция: учителя, почтовые работники, бухгалтеры. Все они имели возможность учить своих детей.

Еще в 1863г. в Еланской станице было открыто одноклассное мужское приходское училище, позднее оно было преобразовано в двухклассное. В 1898г. у южной ограды Свято-Никольского храма было построено одноэтажное здание женского приходского училища на средства священника Северина (Попова), об этом нам сообщают документы Государственного архива Ростовской области. В начале XX в. в ст. Еланской работала мужская 3-хклассная церковно-приходская школа. В 1914г. священником в ней работал Никанор Евфанов, награжденный за усердную службу Архиепископом Макарием набедренником. В приходской пятиклассной школе училось 150 учеников, в женской - 75. Работала в Елани и показательная средняя школа, в ней учились дети местных жителей и окрестных станиц: Усть-Медведицкой, Букановской, Слащевской. Авторитет ее был весьма высок. Были и приходские училища и в хуторах: в Дубовском и Криушинском преподавал священник Василий Смирнов, в Евлантьевском - Андрей Кандауров, в Малаховском - Степан Закутский, в Поповском - Иоаким Бодрухин.

Главной же ценностью ст. Еланской, настоящим достоянием ее была величественная Свято-Никольская церковь, в ней начиналась и заканчивалась жизнь каждого жителя Еланского юрта, здесь крестили, отпевали и погребали на единственном тогда Еланском кладбище, а по душе усопшего обязательно звонил церковный колокол. Поминали усопших по православному обычаю.

В церковь ходили каждое воскресенье и в двунадесятые праздники, верующего народа в ней было битком набито. Надевали свои лучшие наряды и приходили, и приезжали молиться со всей округи. На большие праздники всем мест не хватало, стояли в церковном дворе и за оградой. По древней традиции казаки свято чтили православные праздники, за несоблюдение постов даже наказывали плетьми. Существовал обычай тайной милости: бедным, сиротам, одиноким старикам ночью, тайно клали на порог одежду, обувь, продукты питания. Тайная милость оказывалась и церкви. Уважение к старшим, пожилым закреплялось в традициях, молодежь к этому приучали с детства. Молодые стыдились сделать при старших малейшую непристойность, за это старик мог тут же наказать охальника палкой, не опасаясь родителей.

У казаков существовала и такая традиция: при уходе казака на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами: "Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай Его заповедей! Служи Царю верой и правдой, слушайся своих начальников. Помни родителей своих, не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке-Царю, как и деды, и отцы твои служили". После благословения отца казак кланялся в ноги отцу и матери, и родне, обнимал жену и детей и говорил: "Простите меня, родной батюшка! Простите меня, родная матушка! Прости меня, милая жена, жди меня, быть может, Бог даст, вернусь ".

По возвращении с войны, как правило, один из казаков, держал в руках образ Спасителя. Станица высыпала им навстречу от мала до велика, встречала хлебом-солью, затем все отправлялись в церковь служить молебен, после чего казаки передавали храму свой дар, принесенный с войны. Вдовы убитых казаков несли свои жемчужные украшения и клали их на икону Божией Матери в вечное поминовение за своих мужей.

Большое значение казаки придавали обычаю поминовения усопших. Старики готовились к смерти, хоронили усопших казаков по православному обычаю-обряду. Большим грехом считалось неисполнение предсмертной воли родителей. Гнев - большой грех, считали казаки. Они говорили так себе: "Мы, казаки, - народ незлобливый, и сами будем прощены на небе. Так по Закону Божьему". Боясь явиться некрещеными на Страшный Суд, они таинству Крещения отводили особое место. Страх Божий жил в их душах. Перед таинством Крещения в родном доме клали ребенка в красный угол и истово молились: "Определи ему, Господи, талант, счастье, добрый разум, долгий век". Всю земную жизнь казаков освящала вера православная. Традиции благочестия были духовным основанием жизни наших предков.

Есть о чем задуматься нам, жившим в самые трагические годы в церковной истории России - годы советской власти. Безумная атеистическая власть устроила жестокие гонения на веру. По данным архимандрита Амвросия (Юрасова) в России после революции 1917 г. в тюрьмах и застенках ГПУ-НКВД было уничтожено около 300 епископов, монахов и священников и около 40 млн. верующих. Разрушено огромное количество церквей и монастырей, разграблены были церковные и монастырские ценности. Такой же участи подвергся и Донской край. Лишь некоторым священнослужителям удалось выехать за границу. По некоторым сведениям, в первые дни советской власти скрылся за границу и священник Еланского Свято-Никольского храма (имя его пока не выявлено).

В 30-е годы Свято-Никольскую церковь закрыли, колокол разбили на куски и увезли на переплавку, капитальную ограду разобрали, здание же самой святой церкви приспособили под хозяйственные нужды, ссыпали зерно в нее. Священник церкви о. Афанасий карательными органами был арестован и больше о его судьбе никто ничего не знает. Фамилия о. Афанасия пока не установлена. Старожилы Еланские свидетельствуют, что особенно усердствовал в надругательстве над святым храмом некий Решетняк. Во время войны в церкви жили солдаты, несколько позднее - пленные итальянцы, которые к удивлению верующих сланцев истово молились Богу в православном храме. На стене и потолке храма видны следы выстрелов. Жители Елани утверждают, что это сделали наши солдаты по неизвестным мотивам.

Во время войны немцы били прямой наводкой по Еланской станице из минометов и пулеметов, гибли станичники и их дома, церковь же выстояла, хотя случилось одно попадание.

Долгое время в Никольском храме служил и ныне незабвенный священник, протоиерей Иоанн (Михайлов), верующий люд звал его просто отцом Ивантием. Начинал служить он с о. Афанасием. Соответствующими органами он лишен был возможности окормлять верующих, работал пчеловодом. В 1941 г. был призван в армию, в 1943 г. вернулся в станицу. В этом же году Сталин разрешил совершать богослужения в храмах России. Церковь вычистили, но зрелище она представляла безотрадное: ни уникального иконостаса, ни икон в ней не было, стояла поруганная и обобранная святыня. Утрачено было многое: портики, шатер колокольни, хоры, полы, фрески на евангельские и библейские сюжеты, крыша потеряла свою целостность, текла. Церковь разрушалась, теряла свое величие и красоту.

Больших усилий потребовалось от священнослужителей, причта, всех верующих, чтобы хоть как-то отремонтировать храм, возродить постоянное богослужение в нем. Матушка о. Иоанна Серафима стала регентом церковного хора из 30 человек. Во время больших праздников хор пел на клиросе под куполом храма. Как вспоминают престарелые еланцы, дух захватывало от его пения.

Большой души был о. Иоанн, с нежностью и любовью вспоминают его те, кого окормлял этот незаурядный служитель Бога. Внимателен был к каждому, знал беды и радости своих духовных чад, знал по именам всех своих прихожан и даже детей, молился за всех, ходил по хуторам с молитвами. Умер о. Иоанн в ст. Еланской, похоронен по его просьбе на общем кладбище среди своих прихожан. Даты его жизни значатся на кресте. Здесь же могила его матушки Серафимы, столь много сделавшей для храма и прихожан.

Следует рассказать о незаурядном событии, случившемся в Еланской станице: в апреле 1945 г. в семье Кривошлыковых обновилась потускневшая от времени икона Святителя Николая Чудотворца. Хозяйка иконы Анна Емельяновна истово молилась этому святому, чтобы скорее закончилась война с Германией и мужчины вернулись бы домой живыми. Обновленная икона была пожертвована в церковь. Отец Иоанн поместил ее в алтарь. В престольные праздники выносили для поклонения прихожанам.

Тепло также отзывались бывшие прихожане Свято-Никольской церкви Макарова Анна Матвеевна и Мельников Георгий Константинович, ныне проживающие в ст. Вешенской, о священниках - о. Евфимии и о. Паисии, много потрудившихся для храма и паствы своей.

Начиная с революции 1917г. ст. Еланская, некогда богатая, многолюдная и красивая, постепенно хирела и обезлюдивала. Одних расстреляли, других раскулачили, третьи не вернулись из тюрем и ссылок, кому-то удалось скрыться за границу, многие погибли на фронтах Великой Отечественной войны, некоторые семьи переселились в Вешенскую станицу, более благоустроенную. Ныне в Елани жизнь едва теплится, в ней проживает немногим более 100 человек. Бросаются в глаза заколоченные дома. Работы для молодежи нет. Станица Еланская только по названию. Везде следы разрушения здравого уклада жизни предков. Надежда, упование жителей Елани на Свято-Никольский храм. Восстановят храм, восстановится и станица.

На Никольскую церковь в начале 1990-х было больно смотреть. Железная крыша от времени пропала и давала течь в нескольких местах. Возникла угроза разрушения ценнейшего памятника архитектуры первой половины XIX века, духовного центра Еланской станицы, самого красивого храма на Верхнем Дону. Бюджетных денег на его восстановление не было выделено.

Первые шаги в возрождении храма были сделаны его настоятелями протоиереем Анатолием Жакулиным и священником о. Валерием Харитоновым. В 1994 г. последний обратился через районную газету «Тихий Дон» к жителям Шолоховского района с просьбой оказать материальную помощь в сохранении и реставрации Свято-Никольского храма, собрать деньги на его капитальный ремонт.

Дело пошло споро, когда организацию восстановительных работ взял на себя благочинный протоиерей Владимир Поляков. Прежде всего он нашел спонсоров, вот их имена: Мельников Яков Михайлович - бывший зам. министра связи России, родом из Елани; Гаранин Василий Иванович - начальник Шолоховского ЗДРСУ, родом из х. Краснояровского; Солдатов Василий Анатольевич - директор Вешенского лесхоза; фермеры: Турилин Николай Петрович, Калинин Дмитрий Пантелеевич, Егоров Виктор Георгиевич; предприниматели: Осин Анатолий Антонович, Литвинов Виктор Федорович, Латышев Георгий Евгеньевич, Суковатов Виктор Васильевич - директор ГМЗ им. М.А.Шолохова, родом из х. Моховского, Солдатов Иван Анатольевич - директор Вешенского узла электросвязи; казаки Вешенского юрта во главе с атаманом Коренюгиным Александром Глебовичем.

Затем из г. Луганска для ремонтных работ была приглашена строительная бригада. Активно помогал о. Владимиру в этих делах Солдатов Иван Анатольевич. Ремонтом храма занималась бригада из г. Луганска. К 300-летнему юбилею ст. Еланской (29 августа 1999 г.) западная часть храма была отремонтирована. Возобновились службы по праздникам. Но фронт работ по ремонту храма большой. Есть надежда, что со временем храм обретет свой первоначальный вид, свою былую красоту, а станица Еланская - своих жителей.

 

предыдущий     На главную детскую страничку     следующий

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz