Свт. Игнатий (Брянчанинов)
О посте
Глава добродетелей — молитва; их основание — пост.
Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью
в ней.
Гордый человек! ты мечтаешь так много а так высоко о уме твоем, а он —в
совершенной и непрерывной зависимости от желудка.
Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть
закон для ума.
Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего
самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста.
Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может
властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности
он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей
— пост.
Вновь созданному человеку, введенному в рай, дана единственная
заповедь, заповедь о посте. Конечно дана одна заповедь потому, что она была
достаточна для сохранения первозданного человека в его непорочности.
Заповедь не говорила о количестве пищи, а воспрещала только качество.
Да умолкнут же те, которые признают пост только в количестве пищи, а не в
качестве. Углубясь в опытное изучение поста, они увидят значение качества пищи.
Так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку в раю, что, вместе
с заповедью, произнесена угроза казнью за нарушение заповеди. Казнь заключалась
в поражении человеков вечною смертью.
И ныне греховная смерть продолжает поражать нарушителей святой заповеди
поста. Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить
ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию
и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека
его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы.
Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием. Внемлите же
себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством [1],
завещал Господь. Объядение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму
и сердцу, т.е. вводят человека по душе и телу в плотское состояние.
Напротив того пост вводит христианина в состояние духовное. Очищенный
постом — смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным
и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к
приятию Божественной благодати.
Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он
сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму, он не способен не только к духовному
наслаждению и к приятию Божественной благодати, но и к покаянию. Он неспособен
вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности,
заживо — мертв душою.
Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете! [2].
Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста. Чем будете вы
питаться в вечности, когда научились здесь единственно пресыщению вещественными
брашнами и вещественными наслаждениями, которых нет на небе? Чем. будете вы
питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного небесного блага? Как можно
вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к ним
никакого сочувствия, стяжали отвращение?
Насущный хлеб христиан — Христос. Ненасытное насыщение этим хлебом —
вот пресыщение и наслаждение спасительное, к которому приглашаются все
христиане.
Ненасытно насыщайся Словом Божиим; ненасытно насыщайся исполнением
заповедей Христовых; ненасытно насыщайся трапезою, уготованною сопротив
стужающих тебе, и упивайся чашею державною [3].
С чего начать нам, говорит святой Макарий Великий [4],
никогда незанимавшимся исследованием сердец наших? Стоя вне, будем стучаться
молитвою и постом, как и Господь повелел: Толцыте, и отверзется вам [5].
Этот подвиг, который предлагает нам один из величайших наставников
монашества, был подвигом святых апостолов. Из среды его они сподоблялись
слышать вещании Духа. Служащим им Господеви, говорит писатель их деяний, и
постящимся, рече Дух Святой: отделите Ми Варнаву и Савла на дело, на неже
призвах их. Тогда постившеся и помолившеся, и возложше руки на ня, отпустиша их
[6].
Из среды подвига, в котором совокуплены были пост и молитва, услышалось
повеление Духа о призвании язычников в христианство.
Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва—бессильна, если не
основана на посте, и пост — бесплоден, если на нем не создана молитва [7].
Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с
душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает
его; в очищенный словесный храм она вводит Бога.
Кто, не обработав земли, засевает ее: тот погубляет зерна, и вместо
пшеницы пожинает терние. Так и мы, если будем сеять семена молитвы, не истончив
плоти: то вместо правды плодопринесем грех. Молитва будет уничтожаться и
расхищаться различными суетными и порочными помышлениями и мечтаниями,
оскверняться ощущениями сладострастными. Плоть наша произошла от земли, и, если
не возделать ее подобно земле, никогда не может принести плода правды [8].
Напротив, если кто обработает землю с великим тщанием и издержками, но
оставит ее незасеянною: то она густо покрывается плевелами. Так, когда тело
будет истончено постом, а душа не возделается молитвою, чтением,
смиренномудрием: тогда пост делается родителем многочисленных плевелов —
душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презорства [9].
Что такое — страсть объядения и пьянства? Потерявшее правильность,
естественное желание пищи и пития, требующее гораздо большего количества и
разнообразного качества их, нежели сколько нужно для поддержании жизни и сил
телесных, на которые излишнее питание действует противоположно своему
естественному назначению, действует вредно, ослабляя и уничтожая их.
Желание пищи выправляется простою трапезою и воздержанием от пресыщения
и наслаждения пищею. Сперва должно оставить пресыщение и наслаждение: этим и изощряется
желание пищи, и получает правильность. Когда же желание сделается правильным:
тогда оно удовлетворяется простою пищею.
Напротив того желание пищи, удовлетворяемое пресыщением и наслаждением,
притупляется. Для возбуждены его мы прибегаем к разнообразным вкусным яствам и
напиткам. Желание сперва представляется удовлетворенным; потом делается
прихотливее, и, наконец, обращается в болезненную страсть, ищущую непрестанного
наслаждения и пресыщения, постоянно пребывающую неудовлетворенною.
Намереваясь посвятить себя на служение Богу, положим в основание
подвига нашего пост. Существенное качество всякого основаны должна быть
непоколебимая твердость: иначе невозможно устоять на нем зданию, как бы здание
само по себе не было прочно. И мы никак, никогда, ни под каким предлогом, не
дозволим себе нарушить поста пресыщением, особенно же упивством.
Наилучшим постом признают святые Отцы употребление пищи однажды в день
не досыта. Такой пост не расслабляет тела продолжительным неядением и не
отягощает его излишеством пищи, притом сохраняет его способным к
душеспасительной деятельности. Такой пост не представляет никакой яркой
особенности, и потому постящийся не имеет причины к превозношению, к которому
так склонен человек по поводу самой добродетели, особенно когда она резко
выставляется.
Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может
довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды.
Пост для человека, а не человек для поста.
Но при всяком употреблении пищи, и редком и частом, строго воспрещается
пресыщение: оно делает человека неспособным к духовным подвигам, и отворяет
дверь другим плотским страстям.
Неумеренный пост, т.е. продолжительное излишнее воздержание в пище, не
одобряется святыми Отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него
изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается
к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости.
Весьма важно качество пищи. Запрещенный райский плод, хотя был
прекрасным на вид и вкусным, но он пагубно действовал на душу: сообщал ей
познание добра и зла, и тем уничтожал непорочность, в которой были созданы наши
праотцы.
И ныне пища продолжает сильно действовать на душу, что особенно заметно
при употреблении вина. Такое действие пищи основано на разнообразном действием
ее на плоть и кровь, и на том, что пары ее и газы от желудка подымаются в мозг
и имеют влияние на ум.
По этой причине все охмеляющие напитки, особливо хлебные, возбраняются
подвижнику, как лишающие ум трезвости, и тем победы в мысленной брани.
Побежденный ум, особливо сладострастными помыслами, усладившийся ими, лишается
духовной благодати; приобретенное многими и долговременными трудами теряется в
несколько часов, в несколько минут.
Монах отнюдь не должен употреблять вина, сказал преподобный Пимен
Великий [10].
Этому правилу должен последовать и всякий благочестивый христианин, желающий
сохранить свое девство и целомудрие. Святые Отцы следовали этому правилу, а
если и употребляли вино, то весьма редко и с величайшею умеренностью.
Горячительная пища должна быть изгнана с трапезы воздержника, как
возбуждающая телесные страсти. Таковы перец, имбирь и другие пряности.
Самая естественная пища — та, которая назначена человеку Создателем
немедленно по создании — пища из царства растительного: Сказал Бог праотцам
нашим: Се, дах вам всякую траву семенную, сеющую семя, еже есть верху земли
всея: и всякое древо, еже имать в себе плод семене семенного, вам будет в снедь
[11].
Уже после потопа разрешено употребление мяс [12].
Растительная пища есть наилучшая для подвижника. Она наименее горячит
кровь, наименее утучняет плоть; пары и газы, отделяющиеся от нее и восходящие в
мозг, наименее действуют на него; наконец она — самая здоровая, как наименее
производящая слизей в желудке. По этим причинам, при употреблении ее, с
особенною удобностью сохраняется чистота и бодрость ума, а с ними и его власть
над всем человеком; при употреблении ее слабее действуют страсти, и человек
более способен заниматься подвигами благочестия.
Рыбные яства, особливо приготовленные из крупных морских рыб, уже
совсем другого свойства: они ощутительные действуют на мозг, тучнят тело,
горячат кровь, наполняют желудок вредными слизями, особливо при частом и
постоянном употреблении.
Эти действия несравненно сильные от употребления мясной пищи: она
крайне утучняет плоть, доставляя ей особенную дебелость, горячит кровь; пары и
газы ее очень отягощают мозг. По этой причине она вовсе не употребляется
монахами; она — принадлежность людей, живущих посреди мира, всегда занятых
усиленными телесными трудами. Но и для них постоянное употребление ее вредно.
Как! воскликнут здесь мнимые умницы: мясная пища разрешена человеку
Богом, и вы ли воспрещаете употребление ее? — На это мы отвечаем словами Апостола:
Вел ми лет суть (т.е. все мне позволено), но не вся на пользу: вся ми лет суть,
но не вся назидают [13].
Мы уклоняемся от употребления мяс не потому, чтоб считали их нечистыми, но
потому, что они производят особенную дебелость во всем нашем составе,
препятствуют духовному преуспеянию.
Святая Церковь мудрыми учреждениями и постановлениями своими, разрешив
христианам, живущим посреди мира, употребление мяс, не допустила постоянного
употребления их, но разделила времена мясоядения временами воздержания от мяс,
временами, в которые вытрезвляется христианин от своего мясоядения. Такой плод
постов может узнать на себе опытом всякий соблюдающий их.
Для иночествующих запрещено употреблены мяс, дозволено употребление
молочной пищи и яиц во времена мясоядений. В известные времена и дни им
разрешается употребление рыбы. Но наибольшее время они могут употреблять только
одну растительную пищу.
Растительная пища почта исключительно употребляется самыми ревностными
подвижниками благочестия, особливо ощутившими в себе хождение Духа Божия [14],
по вышесказанному удобству этой пищи и ее дешевизне. Для пития они употребляют
одну воду, избегая не только разгорячающих и охмеляющих напитков, но и
питательных, каковы все хлебные напитки [15].
Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как
руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому
рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не
возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для
человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно
разрушать его.
"Если удержишь чрево, сказал святой Василий Великий, то взойдешь в
рай; если же не удержишь, то будешь жертвою смерти" [16].
Под именем рая здесь должно разуметь благодатное молитвенное состояние, а под
именем смерти состояние страстное. Благодатное состояние человека, во время
пребывания его на земле, служит залогом вечного блаженства его в небесном
Едеме; ниспадение во власть греха и в состояние душевной мертвости служит
залогом ниспадения в адскую пропасть для вечного мучения. Аминь.
Примечания
[1]
Лук. XXI, 34.
[2]
Лук. VI, 25.
[3]
Псал. XXII, 5.
[4]
Слово 1, гл. 4.
[5]
Матф. VII, 7.
[6]
Деян. XIII, 2, 3.
[7]
Преподобный Марк Подвижник.. Слово 8, о пощении и смирении.
[8]
Там же.
[9]
Там же.
[10]
Алфавитный Патерик.
[11]
Быт. I, 29.
[12]
Быт. IX, 3.
[13]
1 Кор. X, 23.
[14]
2 Кор. VI, 17.
[15]
Лествица. Слово 14, гл. XII.
[16]
Преподобный Нил Сорский. Слово 5. Помысл чревообъядения.