Об этом прежде
всего и многократно говорит сам Иисус Христос.
Еще в начале
своей проповеди, говоря о цели и задаче своей земной жизни. Он говорил
искавшему Его народу: и другим, городам благовествовать Я должен Царствие
Божие, ибо на то Я послан (Лк. 4, 43). Итак, цель посланничества Христова
на землю, чтобы благовествовать человечеству, изнывавшему в душевном мраке, в
тяготе рабства греху и преступлениям, проповедовать радость облегчения и
свободы чрез наступление Царствия Божия. Поэтому первою, от Него к народу
исшедшею вестью было слово о близости Царствия Божия.
Пришел Иисус
в Галилею,
- повествует евангелист Марк, - проповедуя Евангелие Царствия Божия и
говоря. что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покойтесь и
веруйте в Евангелие (1, 14-15). Спаситель выступление Свое на проповедь
начинает речью о приближении Царствия Божия, для которого уже и исполнилось
время, т.е. совершилось все, что должно было совершиться для подготовления рода
человеческого к восприятию слова о наступлении Царствия Божия.
Открывши Свое
вступление на проповедь речью о приближении Царствия Божия, Христос все время
Своей жизни на земле непрестанно и повсюду об этом царстве и проповедовал.
Почему Евангелисты Матфей и Лука все учительство Спасителя характеризуют именно
как благовестие о Царствии Божием. И ходил Иисус по всем городам и селениям,
уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и
всякую немощь в людях (Мф. 9; 33; 4, 23; Лк. 8, I ). Об этом Царстве
проповедовать послал Христос и учеников Своих (см. Мф. 10, 6; Лк. 9, 2; 10, 9,
II). Даже последние дни научения Им их были наполнены беседою об этом Царстве:
в продолжении сорока дней являясь им, Христос говорил им о Царствии Божием (см.
Деян. 1, 3). Словом, идея Царствия Божия есть центр всего круга мыслей
евангельских повествований; она основная мысль всего учения Христа, главная
тема евангельской проповеди. От этой идеи все исходит и к ней все возвращается,
так что нельзя найти в Евангелии ни одного слова, ни одного действия, что не
относилось бы к царствию Божию.
Провозвещая об
этом царстве Божием во время Своей земной жизни. Спаситель и начало и первое
воплощение, осуществление этому Царству так же полагал на земле, а не переносил
его только на небо, в царство славы, в будущую жизнь. Это ясно уже из
вышеприведенных слов Самого Спасителя, свое выступление на проповедь ставившего
во временную связь с приближением Царства Божия. Еще несколько ранее Его тоже
прорек святой Иоанн, Предтеча Его. Покайтесь, - взывал он, - ибо
приблизилось Царство небесное. Ибо Он (т.е. Христос. - М.Ч.) Тот, о
Котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь
Господу, прямыми сделайте стези Ему (Мф. 3, 23). Здесь Предтеча Христов
прямо и определенно ставит приближение Царства Божия в зависимость временную,
как бы в историческую последовательность от явления Христа на земле: царство приблизилось,
ибо явился Христос. Значит, Христос явился не только для проповеди Царства
Божия, но и для положения ему на земле начала самым Своим появлением...
И Сам Спаситель
не раз потом свидетельствовал, что Царствие Божие с Его пришествием на землю
уже началось. Если Я, - говорил он иудеям, - Духом Божиим изгоняю
бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие (Мф. 12, 28; ср. Лк. II,
20). Иудеи думали, что Христос силою Веельзевула изгоняет бесов; конечно,
таковые были далеки от Христа, от учения Его и от жизни по Нему, далеки от
жизни в Царстве Божием. А кто почитал Его творящим силою Божиею, тот был уже
Христов, тот, по выражению Его, уже жизнью своею был близок к Царствию Божию;
"достигло" - значит проявилось видимо здесь на земле. Поэтому, когда
Христос увидел, что книжник разумно отвечал, сказал ему: не далек ты от
Царствия Божия (Мк. 12, 34). А книжник этот исповедал Христу веру в Единого
Бога и необходимость любить Его всем сердцем, всем умом и всею душою, и всей
крепостью, и любить ближнего, как самого себя... Кто, значит, имеет веру и
таковую любовь, тот близок к Царствию Божию, и обратно: Царство Божие близко к
такому человеку, к человеку, живущему ещё на земле. Таким образом, вера во
Христа и в Бога Отца и любовь к Богу и к ближним, т.е. черты истинной
христианственности, делают человека уже близким, уже сыном Царствия Божия
здесь, во временной его земной жизни; значит и Царствие это ещё здесь же, на
земле, начинается.
Особенно же
определенно этот, по началу своему земной, характер Царствия Божия выражен в
следующих словах Спасителя: Из рожденных женами не восставал больший Иоанна
Крестителя; но меньший в Царствии Небесном (в Божием - у Луки. - М.Ч.)
больше его (Мф. II, II; Лк. 7, 28). Если здесь под Царствием Небесным,
Царствием Божиим разуметь будущую жизнь, то совершенно неверно, чтобы меньший в
нем был там больше Крестителя Господня. Почему больше? В силу каких это
обстоятельств Предтеча Господень должен быть так умален даже пред меньшими в
Царствии Божием - жизни будущей? Ответа на эти вопросы не найдем, ибо
постановка дела совершенно неправильна. А что меньший в Царствии Божием, здесь
на земле с пришествия Спасителя осуществляемом, больше Крестителя Иоанна, это
естественно и вполне понятно. Меньший здесь в Царствии Божием есть уже искупленный
Кровию Христовой, он сосуд великой благодати Божией, чего не имел Креститель
Христов. Теперь каждый из христиан, даже самый малый, чадо благодати любви и
милости Божией, тогда как Предтеча Христов жил под законом и был не сыном
Божиим, а чадом гнева Божия. Значит, больше Иоанна эти меньшие в том Царствии
Божием, которое пока здесь на земле, а ещё не на небе. Как бы подтверждая и
обосновывая эту мысль, Спаситель в другом месте говорит: Закон и пророки до
Иоанна (Предтечи); с сего времени Царствие Божие благовествуется, и
всякий усилием входит в него (Лк. 16, 16). Значит, со дней Крестителя уже
входят в Царствие Божие: входят, следовательно, оно уже началось...
Земля т.е.
земная жизнь - это как бы матерняя утроба или почва, куда закладывается зерно,
семя, идея Царства Божия, где оно, обогретое любовью и напитанное верою, дает
побеги, возрастает мало-помалу, чтобы потом превратиться в большое дерево.
Характерна в данном случае притча о горчичном зерне. Ему Спаситель уподобляет
Царство Божие. Зерно это вырастает в большое дерево; но прежде этого и для
этого оно необходимо должно быть брошено в землю, там созреть, запастись всем
необходимым для дальнейшей своей жизни, пустить из себя росток именно по роду
своему; и все дальнейшее произрастание дерева из зерна всецело зависит от той
же земли, от того, как окрепло зерно в ней, насколько богато запаслось влагой и
силами, как глубоко и прочно оно пустило корни свои. И Царствие Божие на земле
должно пустить корни свои, углубиться в сердца человеческие, ороситься их верою,
напитаться надеждою, согреться любовью. Без ростка на земле не будет ничего и
на небе; без корней в живущем земном, плотяном оно не укрепится ни в чем
духовном, бесплотном. Это земное, плотяное и есть та плоть и кровь, которые
облекают скелет, организм Царства Божия, дают ему форму и все условия к тому,
чтобы вошел в него Дух Святый, вселился и пожил с ним, - творят то, из чего
потом вырастает царство славы для жизни вечной.
Итак, все дело
Христа, завершенное им на Голгофе, с отрицательной стороны выражаясь в
избавлении человека от греха, проклятия и смерти, в положительном своем
содержании есть возвращение человеку потерянного им Царства Божия, открытие ему
доступа снова в рай сладости, откуда он был изгнан при Адаме, заложение основ
общения людей с Богом Отцом и Его Иисусом Христом. Земля и небо Христом
связуются, плотяное и духовное в Нем берут свое единение, и такое тесное и
интимное, что одно без другого они теряют резон своего бытия, омертвевают, из
реальности переходят в мыслительную отвлеченность. И в этом синтезе земли и
неба, в Царствии Божием, здесь, на земле начинающемся, христианство получает,
обретает свою сущность, к нему сводясь в окончательном своем разумении и
объяснении.