Говорун
С.
Часто говорят,
что вера в Бога полезна в том смысле, что она поддерживает в обществе какой-то
минимальный уровень порядка, не дает окончательно распуститься общественным
нравам и т.п. Те люди, которые считают таким образом, сами в Бога не верят и не
признают, что опыт общения с Богом у верующих реален, но тем не менее
благосклонно относятся к вере – «уважают ее», как сами любят повторять. Они
видят в ней лишь моральную ценность. Однако сама вера никогда не рассматривает
себя лишь как систему морали, но именно как веру, веру в Бога, то есть
убежденность в Его существовании и доверие к Нему.
Рассуждения
ценителей нравственной стороны религии можно продолжить таким образом: «Ну, мы
понимаем, что Бог существует в душе, но и нигде больше. Когда мы
сосредотачиваемся на себе — это все равно, что вы обращаетесь к
Богу, который существует только в вашем представлении». Религия
сводится тогда к самовнушению, а молитва — к медитации и аутотренингу (именно
поэтому медитация, как противоположность молитвы, есть отрицание реальности
Бога и утверждение реальности исключительно самого себя).
Но тогда нужно
признать, что большая часть человечества находится в состоянии тяжелой степени
психического расстройства, поскольку ведет религиозную жизнь: «Кто не хочет, —
пишет отец Сергий Булгаков, — принять здесь единственно простой и естественной
(но почему-либо для него метафизически недопустимой) гипотезы религиозного
реализма, тот должен противопоставить ей теорию массовых галлюцинаций и иллюзий
или же ..."выдумки жрецов!"»
При этом необходимо помнить, что среди
"этих людей с галлюцинациями" были выдающиеся ученые, писатели,
общественные деятели и т.д. Тут уж действительно приходит на ум то, что ведь в
психических больницах небольшое количество их пациентов тоже считает себя
нормальными, а остальное большинство для них — нездоровые люди. Авва Антоний в
III веке говорил: "Придет время, когда люди станут безумны, и если
встретится им кто-нибудь, кто не безумен, они обратятся к нему, говоря: "Ты
бредишь!" И все потому, что он не похож на них". Поэтически это же
изобразил М.Ю. Лермонтов в своем стихотворении "Пророк":
С тех пор, как Вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья;
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот, в пустыне я живу,
Как птицы — даром Божьей пищи.
Завет Предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная,
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
"Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами;
Глупец — хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него,
как он угрюм, и худ, и бледен,
Смотрите, как он наг и беден!
Как презирают все его!"
В душе
человека в какой-то момент происходит встреча с Богом, которая заставляет его
изменить свою жизнь и взгляд на мир, что в свою очередь делает его странным в
глазах других людей, не имеющих опыта Бога. Это можно сравнить со следующим
опытом, какой ставили ученые. Они давали человеку носить очки, которые
переворачивали изображение, и некоторое время он видел все вверх дном. Однако
через некоторое время мозг привыкал к этому и перестраивался, так что человек
опять начинал видеть нормально. Когда он снимал очки, то опять видел мир
перевернутым. Грех и жизнь без Бога являются теми очками, которые делают взгляд
на мир и других людей противоположным, при чем, что самое страшное, незаметно
для самого человека. Когда же человек от греха обращается к добродетели,
приходит к Богу, он начинает видеть, что до этого его взгляд на все вещи был
перевернутым.
В качестве
вывода необходимо еще раз напомнить, что «моя религия не есть мое сознание,
иначе она вовсе не есть религия» (отец Сергий Булгаков). А вера есть не один из
способов поддержания общественного порядка, но результат встречи с Богом, при
которой у человека изменяется взгляд на мир и других людей.