Священник Максим Козлов.

Протестантизм

Протестанты - это общее название христианских общин, образовавшихся в XVl веке в результате проповеди Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана Кальвина. Название “Протестантизм” случайное и не более обоснованное, чем, скажем, “большевизм”. В 1529 году, в самом начале протестантского движения, был съезд германских князей, на котором решался вопрос об избрании веры. Большинство тогда проголосовало за то, чтобы остаться в католической церкви, но несколько князей объявили протест против этого решения. Так и возникло это историческое наименование. Сами протестанты не любят, чтобы их так называли, они предпочитают именоваться “евангельскими церквами”, подчеркивая, что они возвращаются, как им представляется, к основам евангельской веры. Главные ветви протестантизма - лютеранство, кальвинизм или реформатство [1] и англиканство.

В самых общих чертах история возникновения протестантизма такова. В конце средних веков и в начале эпохи Возрождения католическая церковь была подвержена многим тяжким болезням. Таким, как симония (продажа священных степеней за деньги), крайняя безнравственность многих римских первосвященников, злоупотребления с индульгенциями. Самым большим злоупотреблением, вызывавшим массовое недовольство, была инквизиция.

Изначальное ее назначение - сдерживание разного рода еретических движений и ограждение чад католической церкви от всевозможных крайних ересей, расколов и схизм. Но это учреждение очень скоро выродилось, потому что суда как такового при нем не было, а процедура следствия была сопряжена с пытками. Достаточным аргументом для обвинения считалось признание обвиняемого в своей вине. Инквизиция преследовала кого угодно по самым разным поводам. Доходило до того, что в Европе в некоторых деревнях или целых регионах до трети женского населения обвинялось в колдовстве.

Были попытки реформировать католическую церковь изнутри, но они потерпели неудачу. Сами реформаторы кончили жизнь свою по большей части на костре. Всем известен чешский реформатор Ян Гус, с которым обошлись совсем не по-христиански. На одном из католических соборов ему с клятвой обещали личную неприкосновенность, если он прибудет. А потом отменили это обещание, софистически объяснив, что клятва, данная еретику, недействительна,- и сожгли Гуса на костре. Еще один известный реформатор - Иероним Савонарола, монах, живший во Флоренции, тоже был сожжен. В Англии Джон Виклеф пытался преобразовать церковь. Все эти попытки были безуспешны. И вот в XVl век на Западе совершилось крупнейшее в истории разделение христианского мира. За сто лет с начала Реформации от католической церкви отошло около 90 миллионов верующих, образовались десятки новых христианских конфессий. Протестанты, справедливо отказываясь от определенных заблуждений католической доктрины, не избежали крайностей и перегибов. Выступая против неограниченной власти Римского папы, они вообще отказались от признания всякого церковного иерархического авторитета. Отвергая католическое учение о действенности таинств в силу совершенного действия, они вовсе отказались признавать некоторые таинства, а за другими удержали либо аллегорическое, либо воспоминательное значение.

Лютеранство

Основатель этой конфессии Мартин Лютер родился в 1483 году в городе Айслебене в Германии. В 1505 году он принял монашество, с 1508 года преподавал в университете города Виттенберга. Там же в 1517 году публично выступил против злоупотреблений Римо-католической церкви. Это известный в истории яркий эпизод. В Германию прибыл со специальной миссией доминиканский монах по имени Тецель [2]. Он получил от папы право на распространение полных индульгенций и за живых и за умерших. Папы тогда нуждались в деньгах на строительство храма святого Петра в Риме, и индульгенции продавались широко и свободно. Тецель ходил по улицам Виттенберга с большим ящиком и напевал песенку, которая в русском переводе звучит примерно так: “как только монетка падает в ящик, так тут же душа выпрыгивает из огня”. Лютера это возмутило, он не смог вынести такого отношения к вере, к тайне спасения. И однажды утром он повесил на двери храма, в котором служил, хартию, на которой было написано 95 тезисов против индульгенций. Сначала он выступил только против индульгенций. Потом уже сама логика борьбы привела его к отрицанию других основ католического учения. И так, год за годом, он все дальше отходил от католической церкви. Лютер написал много различных сочинений, впервые перевел на немецкий язык Священное Писание. К концу его жизни (1546 г.) более половины немецких княжеств приняли его учение. Основные положения этого учения следующие:

  1. Священное Писание - единственный источник веры. Отвергается авторитет Церкви, Священного Предания, постановлений Соборов.
  2. Человека оправдывает пред Богом только вера, а не добрые дела. Отрицается деятельное участие человека в собственном спасении.
  3. Церковь есть невидимое сообщество святых.
  4. Отрицается богоустановленная иерархия. У лютеран есть епископы и пресвитеры, но они признаются только как административно - учительные главы общин, а не как наследники особых благодатных даров или полномочий, которые существуют со времен апостольских.
  5. Таинства не являются проводниками Божественной благодати, а существуют только как знаки для возбуждения и укрепления веры. Признаются только два таинства - Крещение и Евхаристия.
  6. Отрицается почитание и призывание святых, почитание икон, мощей, молитвы за умерших.
  7. Не имеют значения для спасения и, следовательно, не нужны посты, аскетические подвиги, монашество.

Сам Лютер, бывший прежде монахом, сложил с себя монашеские обеты и женился на девице, которая также до этого была монахиней. Лютер так поступил не потому, что был человеком, обуреваемым плотскими страстями, он был скорее холоден и равнодушен к телесной стороне человеческой жизни. Он сделал это из принципиальных соображений. Он хотел своим примером показать, что монашеские обеты и само монашество есть ничто. Он не был счастлив в семейной жизни, но хотел явить образец того, как следует поступать, чтобы слово не расходилось с делом.

Богослужение у лютеран предельно упрощено и состоит из чтения определенных молитв, проповеди, пения под орган. Совершается оно только по воскресениям и по великим праздникам - таким, как Пасха и Рождество. Что такое будничная служба лютеране вообще не знают. Служба бывает или Евхаристическая (одно - два воскресения в месяц) или без Евхаристии. Пастор начинает службу, затем поют два - три ветхозаветных псалма. Псалмы чередуются с пением собственно лютеранских песнопений. У них есть специальные книги песнопений, в которых содержатся разного рода гимны 16-20 веков и которые периодически редактируются и пополняются (состав этих книг различен в разных лютеранских церквах даже в пределах одного государства). Поют обычно все присутствующие. Пение перемежается молитвами, которые читает пастор. Далее следуют чтения из Писания. Главной часть богослужения является проповедь, которая обычно весьма пространна[3]. Именно проповедь, а не Евхаристия являет собой реальный центр даже евхаристического богослужения. Если это евхаристическое богослужение то за проповедью следует нечто, что можно назвать остатками древнего евхаристического канона. Сначала - род общей исповеди, которую пастор зачитывает от лица всей общины. Затем - некоторые конституирующие моменты евхаристического канона: там есть установительные слова Христа Спасителя, просьба об освящении Даров. Это продолжается около пятнадцати минут. Далее следует то, что они считают Евхаристией, то есть приобщение от общего хлеба и чаши. Как правило, это происходит так: все становятся вокруг пастора, и он дает чашу в руку одному, тот отпивает, потом подходит к другому, и так далее. Таким же образом носят тарелочки с кусочками пресного хлеба. Одна из характерных черт протестантизма - отсутствие келейной молитвы. У протестантов нет домашнего индивидуального правила. Конечно, в трудные минуты жизни человек может обратиться к Богу, но какое-либо молитвенное делание, - то, что мы понимаем под молитвенным возрастанием души, - у протестантов совершенно отсутствует. В протестантских молитвенниках нет молитв, которые человеку полагалось бы совершать дома утром и вечером.

У них считается достаточным молиться вместе на богослужении в воскресный день. Это очень обедняет духовную жизнь всех протестантов без исключения. Почти отсутствует у них молитва перед едой (кроме торжественных случаев) и перед началом дела.

По данным на 1987 год лютеран более 80 миллионов. Большинство из них входят в так называемую Всемирную Лютеранскую Федерацию. Это даже в их смысле не церковь, а лишь объединение с целью координации. Традиционные центры лютеранства - это прежде всего Германия, Скандинавские страны, Исландия. Около 40 миллионов лютеран живут в США, есть лютеране в Колумбии и в некоторых странах Африки. На территории бывшей Российской Империи исторически лютеранские страны - Эстония и Латвия.

У лютеран есть особые вероучительные книги, называемые Символическими. В них содержится изложение веры, признаваемое большинством лютеран. К тому, что написано в символических книгах лютеранин относится не так как православный к соборным постановлениям. Если православный человек скажет что такой-то догмат Вселенских соборов ему не нравится и он его не принимает, то он не будет уже православным. Символические книги не имеют безусловного авторитета для лютеран: если человек с чем-то не согласен, то он может этого не принимать [4]. Главные Символические книги - это Большой и Малый катихизисы Лютера. Большой катихизис был предназначен для проповедников, и в нем силен полемический, антикатолический элемент, а Малый - для народа, и в нем просто излагаются основы веры. Еще один документ - “Аугсбургское исповедание”. В XVl веке в Аугсбурге лютеранские богословы в противовес католическим полемическим книгам составили это исповедание, в котором освятили те моменты вероучения, которые не были освящены в катихизисах.

А теперь несколько подробнее о лютеранской экклезиологии[5]. Когда Лютер признал Римо-католическую церковь заблуждающейся и порвал с нею, то перед ним были два выхода: или искать ту Церковь, которая сохранилась в своем стоянии в истине, или объявить, что для сохранения Церкви не нужно ни преемства епископата, ни какой-либо видимой организации. И вот Лютер, вместо того чтобы пойти по первому пути, который был бы единственно канонически и догматически оправдан, решил основать новое сообщество. Чтобы оправдать то, что он, порвав с католиками не обратился ни к какой из существующих христианских конфессий, Лютер создал учение о невидимой церкви. По этому учению в начале истории Церковь существовала как видимая, но потом она прекратила свое видимое бытие и была вновь восстановлена Лютером в XVI веке. У протестантов есть разные мнения. Одни говорят, что видимое бытие Церкви длилось только первые три века - до императора Константина Великого. Другие говорят, что может быть до пятого века. Англикане готовы принять даже эпоху Вселенских Соборов, продолжая существование видимой Церкви до VII века. Главное в этом учении - утверждение, что в какой-то исторический момент бытие видимой Церкви прекратилось. В существующих христианских конфессиях, по мнению лютеран, накопились заблуждения и были введены разного рода предания, которые замутнили учение Священного Писания. Епископат стал ложно мыслить о себе. Прекратив свое видимое бытие, Церковь, как учил Лютер, продолжала существовать невидимо - в душах отдельных людей, праведников, которые не были соединены никакой внешней организацией. Лютер не отвергает того, что Церковь существовала всегда, но на протяжении периода с IV по XVI век она, по его мнению, существовала как не видимое сообщество тех людей, которые хранили евангельскую веру вопреки епископату, вопреки всем тем ложным учениям, которые за это время накопились. А с XVI века она вновь восстановилась и как видимая организация сообщества протестантских конфессий. Что можно сказать по этому поводу? Во-первых, мы могли бы задать лютеранам вопрос: какую Церковь, видимую или не видимую основал Христос Спаситель? Какие таинства учредил Он в Своей Церкви - видимые или сокрытые? Наконец - кем был Сам Господь, Который реально воплотился нашего ради спасения и Которого видели и осязали апостолы? Ответ более чем ясен: невидимая сторона Церкви неразрывно связана с видимой. При этом одной из неотъемлемых черт церковности является непрерывность священства. Лютеране отвергают и это - право рукоположения они признают за любым членом Церкви. Не нужно преемства епископата: любой член церкви может рукоположить любого другого члена церкви. Рукоположение у лютеран совершают все вместе: и епископы и пресвитеры и миряне - все кладут руки на голову будущему епископу или епископше, пресвитеру или пресвитерше. А если нет епископов, то пресвитеры с мирянами могут сами совершить рукоположение. При нужде Крещение или Евхаристию может совершать любой лютеранин. Нужно только, чтобы он был научен чину. Какая-либо богоучрежденность и особые права иерархии решительно отрицаются. Что касается сакраментологии [6], то, отвергнув учение о непрерывном существовании Церкви, лютеране должны были бы объявить ненужными и таинства. Ибо если Церкви видимой не было на протяжении 13 веков, то каким же образом могли сохраниться таинства - даже некоторые? Но утверждать, что Писание является единственным источником веры, и в тоже время отвергать таинства нельзя, ведь Священное Писание прямо говорит о необходимости для спасения каждого человека Крещения и Евхаристии. Поэтому эти два таинства были лютеранами сохранены, несмотря на то что в этом есть внутреннее вероучительное противоречие. Как лютеране понимают таинства? В “Аугсбургском исповедании” дается такое определение: “Таинства - это внешние знаки, внешние действия, которые совершаются по повелению Божию и возгревают веру”. То есть это способ усиления и возобновления веры в человеке. Спасается человек, по лютеранскому учению, одной верой. Но вера, по причине житейских попечений, может ослабеть. Чтобы укрепить ослабевающую веру, нужны внешние знаки, каковыми и являются таинства. Признавая таинствами только Крещение и Евхаристию, об остальных священнодействиях, которые у нас и у католиков считаются таинствами (то есть о Миропомазании, о Браке, о Священстве, о Елеосвящении), они учат, что это лишь обряды, которые могут употребляться для напоминания о Боге простецам. Например, поставление в священники и епископы сопровождается у лютеран некоторыми обрядами, но эти обряды имеют только богослужебное и, может быть, административное значение, но не значение податия особенной благодати, особенного дара Божия, каковым является всякое таинство. К покаянию у них сложное отношение. Лютер долгое время колебался, считать Покаяние таинством или нет. Сначала он его признавал, потом склонился к тому, что покаяние тоже не есть таинство. Пришел он к этому почти вынужденно. Если отрицать, что есть священство, то приходится отрицать и покаяние. У самих лютеран от Покаяния остался некий род общей исповеди во время богослужения. Священник читает молитву в которой от своего лица и от лица общины перечисляет наиболее характерные грехи, свойственные каждому человеку, и произносит формулу раскаяния в этих грехах.

Крещение у лютеран совершается в три погружения. В Малом катихизисе Лютера о таинстве Крещения написано следующее: “Крещение подает прощение грехов, избавляет от смерти, доставляет вечное блаженство верующим.”. таким образом, у лютеран получается противоречие между собственным учением о таинствах как о знаках, символах, напоминаниях и учением о Крещении, за которым признается нечто большее, чем символическое или воспоминательное значение. Лютеранское учение о Крещении ближе к истине, чем о таинствах вообще. Именно поэтому лютеран которые обращаются к Православию, мы не перекрещиваем, а принимаем через Миропомазание. Лютеране признают Крещение младенцев. В этом тоже есть внутренняя непоследовательность:если человек спасается только по своей вере, то зачем крестить маленьких детей, которые не могут сознательно воспринять таинство Крещения? И все же в отношении Крещения у них сохранены какие-то основы церковной веры.

О таинстве Евхаристии в Большом катихизисе Лютера написано следующее: “Потому мы в таинстве Евхаристии получаем прощение грехов, что здесь имеются слова Иисуса Христа, и они-то подают нам прощение грехов”. И далее: “Евхаристия - это знак, подтверждающий слово.”. в этой формулировке акцент переносится с реального присутствия Христа Телом и Кровью в Святых Дарах на те его слова, которые призывают к совершению Евхаристии, учат о ее спасительности для всех людей. Безусловно, установительные слова Христа Спасителя очень важны, но для протестантизма характерен именно перенос внимания с реального присутствия Самого Бога на словесное поучение. Тем не менее Лютер признает, что в Евхаристии христиане вкушают не просто хлеб и вино, а Тело и Кровь Христовы. Лютеране отвергают Православное учение о преложении, или пресуществлении, Святых Даров. Что это значит? В молитвах перед причащением мы исповедуем свою веру в то, что под видом хлеба и вина мы приобщаемся истинных Тела и Крови Христа Спасителя. Лютер же считает, что Христос присутствует в Евхаристии “в хлебе, с хлебом и под хлебом”, и при этом только в момент вкушения. То, что остается после вкушения (скажем, не потребленные во время службы Святые Дары), опять становится хлебом и вином [7]. Кроме того лютеране считают что если человек не верит в присутствие Христа “в хлебе, с хлебом и под хлебом”, то для него это и остается просто хлебом и вином и не становится Евхаристическими дарами. Этим объясняется почему протестанты, в том числе и лютеране, так легко относятся к практике интерокоммуниона, то есть допускают общение в таинствах между разными конфессиями. Они считают, что если человек не верит, то для него это остается просто хлебом и вином и не какого отрицательного воздействия на него не оказывает. Но это прямо противоречит учению апостола Павла, который говорит в первом послании к Коринфянам (9, 26-30), что человек может причащаться себе в осуждение. На самом деле Евхаристия совершается вне зависимости от того стоят ли в храме очень верующие люди или случайно зашедшие в этот момент в храм. Она совершается по вере Церкви, по вере священника, по вере невидимой Церкви, которая тоже соучаствует в Евхаристии[8]. А лютеране ставят совершение таинства в зависимость от субъективной веры тех, кто присутствует в храме. И еще одно заблуждение лютеран в подходе к Евхаристии. Лютеранские вероучительные книги ничего не говорят о том, что таинство Евхаристии действительно только в том случае, если оно церковно, то есть если совершается законно поставленным пастырем. Согласно учению лютеран, совершать Евхаристию может любой христианин.

Лютеране отвергли молитвенное общение Церкви земной и Небесной, призывание святых, почитание мощей и икон. Для лютеран святые - это замечательные исторические лица, о которых можно вспоминать с уважением, но к которым незачем обращаться с молитвой, ибо через это умаляются заслуги Иисуса Христа как единого Посредника между Богом и людьми. А как мы можем обосновать необходимость прибегать к помощи Божией Матери и святых для человека не верующего, находящегося вне Церкви? Понятно, что ссылки на чудеса, на молитвенную помощь не будут иметь силы. Это аргументы, которые имеют значение внутри Церкви, для человека колеблющегося в своем Православии, но не для человека внешнего. Исповедуя веру в молитвенное предстательство святых, мы исповедуем веру в Церковь как в сообщество христиан: и тех, кто ныне видимо живет здесь, на земле, и тех, кто уже ушел из этого мира, - в Церковь как в единый Богочеловеческий организм, в котором нет умерших, но все живые. Посредник между Богом и людьми действительно один - Христос, но это не означает, что спасаемые разобщены между собой. Они становятся частицами, членами Тела Христова, и именно в этом благодатном союзе, где все призваны помогать друг другу, совершается дело нашего спасения. Верить во Христа - значит верить во все Его дело, значит верить и в созданную Им Церковь, как сказано в послании апостола Павла к Ефесянам: “Христос глава Церкви и Он же глава тела” (Еф. 5, 23). Прославление святых в Православной Церкви христоцентрично. Мы прославляем не людей, а святость Божию, которая проявляется в Его угодниках. Святые - это люди, которые прошли далее нас по пути уподобления Отцу Небесному, в которых образ и подобие Божии сияют с большей незамутненностью, чем в других членах Церкви.

Вступив на путь практического отрицания исторической Церкви, лютеране не могли не принизить и ее учительной роли. Единственным источником вероучения они признают Священное Писание, а Священное Предание отвергают. В этом есть очевидное противоречие, потому что, признавая Священное Писание, лютеране отрицают учительную роль той самой Церкви, которая это писание сохранила. Ведь если быть последовательными, то почему лютеране принимают на веру, что это является именно то самое Священное Писание, которое является источником вероучения? Они и в самом деле пошли дальше и, опираясь формально на Священное Писание,но не имея критерия Предания, само Писание стали разделять на разные степени богодухновенности. Неканонические книги Ветхого завета они признали апокрифическими. Это значит, что для лютеран они не являются богодухновенными и могут быть использованы только как исторический источник. В протестантских изданиях Ветхого Завета неканонические книги не печатаются вообще. В Новом Завете введена следующая градация. Высшую степень по богодухновенности занимает Евангелие от Иоанна и большинство Посланий апостола Павла, потому что там лютеране, как им кажется, находят подтверждение своему учению об оправдывающей вере. Второе место занимают синоптические Евангелия (которые считаются богодухновенными настолько насколько они не противоречат Евангелию от Иоанна), потому что в них много говорится о добрых делах. И наконец, третье место занимают значительно, по мнению лютеран, искаженные Послания апостолов Иакова и Иуды, Послание апостола Павла к Евреям и Апокалипсис. Послание к Евреям, как они говорят, написано не апостолом Павлом, ведь всякому читающему заметна разность стилей и построения. Святые отцы давно объяснили этот факт принципиальной разностью адресатов этих Посланий. Все прочие, кроме Послания к Евреям, обращены или к диаспоре, или к обращенным из язычников, или к близким людям, или к евреям достаточно далеко ушедшим от традиционной среды. В Послании же к Евреям апостол говорит на языке, понятном для людей, воспитанных в традиции раввинистической учености и духовной традиции позднего иудаизма. Апостол Павел сам декларировал: “Для всех я сделался всем чтобы спасти по крайней мере некоторых” (1 Кор. 9, 22). С язычниками, с эллинами, он был как эллин, с иудеями - как иудей и говорил с ними на понятном им языке, используя понятные им термины и привычный строй речи. Это факт, который давно был признан церковным сознанием. Тем не менее Лютер посчитал возможным подвергнуть сомнению принадлежность Послания к Евреям апостолу Павлу. Особенно не любил он Послание апостола Иакова. Он называл его “соломенным”, то есть чрезвычайно ненадежным в плане его употребления[9]. Таким образом, получается, что хотя Священное Писание для протестанта - единственный источник веры, но поскольку нет никакого церковного авторитета, то каждый из них считает себя в праве толковать Писание, как он хочет. Никакого принципа, правила, нормы в подходе к Священному Писанию у протестантов нет. Это привело к тому, что за четыре века существования протестантизма в трактовке протестантами Священного Писания все увеличивалась критичность. Все больше его частей признавались не подлинными. Наконец, в XX веке протестантское богословие пришло к выводу о мифологичности Христа. Это значит, что само историческое существование Иисуса Христа было признано не обязательным для спасения[10]. Конечно, не все протестанты так думают. Но весь ужас в том, что человек, который вполне верит в Господа и в чудеса, Им совершенные, находится в одной общине с человеком, который считает, что не обязательно признавать историчность жизни Христа, как она описана в Евангелиях.

В лютеранской сотериологии [11] главное - учение об оправдании одной только верой. Если человек спасается одной только верой, то нужны ли какие-нибудь добрые дела для спасения, нужно ли какое-то внешнее доброделание? В одном из своих сочинений Лютер пишет следующее: добрые дела необходимы не для оправдания, а просто как плод и результат оправдания.” И далее он продолжает: “нужно отвергать то мнение, будто добрые дела необходимы верующим для спасения и что без добрых дел нельзя сделаться блаженным”. Лютеране находятся перед дилеммой. С одной стороны, у них есть учение о спасении одной только верой. С другой стороны, провести последовательно это учение - это значит сказать, что поскольку уверовавший спасен, то дальше он может жить как хочет. Лютеране, конечно не дошли до такой явной программы антихристианского аморализма. В XVl - XVll веках были отдельные протестантские секты, которые действительно сделали подобные аморальные выводы. Но дело в том, что доброделание оказывается для протестанта некоей необязательной добавкой, внешним плодом совершившегося уже спасения. Лютеране традиционно ссылаются на два места из Нового Завета. Первое - Послание апостола Павла к Галатам (2, 16): “Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдывается никакая плоть”. Второе - Послание к Римлянам (3, 28): “мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона”. На самом деле эти слова апостола никак не подтверждают протестантской доктрины. Противопоставляя веру делам закона, апостол Павел возражает тем, кто думал, что человек может спастись без Христа, своими собственными усилиями. Добрые дела не являются нашей заслугой перед Богом. Спасение - не плата за добрые дела, оно - Дар Божий. Но этим даром пользуются не все. И когда апостол Павел говорит об оправдавшихся верой, он приводит в пример ветхозаветных праведников. В Писании сказано: “Праведный верою жив будет”(Рим. 1,17). Праведность сама по себе не достаточна для нашего спасения, но она составляет нравственное условие нашего спасения. Спасает Христос, спасение дается человеку даром. Никакой праведник вне Христа, одними делами своей праведности, не получает права на спасение, как его не получали и ветхозаветные праведники, сходившие во ад до принесения Сыном Божиим искупительной жертвы. Но для того чтобы усвоить этот дар необходима вера во Христа Спасителя, которая вводит человека в Церковь, - а потом и ответ на этот дар всей своей жизнью. Ответ, который выражается в праведности, в доброделании как внутреннем, так и внешнем. Есть очень точная формулировка православного учения о соотношении между верой и делами в спасении, данная в послании Восточных Патриархов 1723 года. Это Послание было написано в ответ на обращение англикан к Восточным Патриархам. В то время существовали некоторые тенденции к объединению, и надо было выяснить, как соотносятся учения Православной Церкви и англикан. И вот было дано краткое изложение православной веры в сопоставлении с теми заблуждениями, которые к XVIII веку накопились как у католиков, так и у протестантов. О вере и делах там говорится следующее: “Веруем, что человек оправдывается не просто одною верой, но верою, споспешествуемою любовью, то есть через веру и дела. Не призрак только веры, но сущая в нас вера через дела оправдывает нас во Христе”. Учение о спасении только верою весьма обедняет веру протестанта. Потому что если человек уже спасен, то он хотя, конечно, может молиться, может стремиться жить благочестиво, исполнять заповеди, но в его жизни никогда не будет аскезы. В его жизни никогда не будет сознательного стремления к преодолению тех или иных страстей и греховных привычек, того корня зла, который живет в душе каждого человека. К чему эта борьба - иной раз с потом, с болью, с кровью, со слезами, - на которую, бывает, уходят годы, если человек уже спасен в силу дарованного ему через веру внешнего оправдания. И отсюда исключительная поверхностность протестантского образа веры, протестантского благочестия. Внешне все может быть очень благочестиво, но подлинно глубокая христианская духовная жизнь, имеющая целью обретение в душе своей образа и подобия Божиих, для протестантов почти не возможна.

Протестанты учат, что Церковь есть сообщество святых, понимая эти слова апостола Павла в прямом смысле и применяя их не к тем людям, кто достиг особой праведности, а ко всей христианской общине в ее совокупности. В этом смысле каждый себя, безусловно, считает “святым”, то есть хорошим человеком. Остается только пожалеть, что та глубина, которая дана Богом каждому человеку, не открывается в полноте христианам, находящихся в протестантских конфессиях. В прошлом столетии преподобный Амвросий Оптинский на вопросы об участи инославных христиан отвечал, что нигде в Евангелии не сказано о всеобщем обращении ко Христу, к Церкви, но сказано, что будет проповедано Евангелие всей твари. Не очень часто, но бывает, что люди переходят из протестантских конфессий в Православие, и они, как правило, становятся очень хорошими православными христианами, так как это люди очень ответственные и последовательные в своей жизни. В нашей Церкви есть святые, которые были прежде лютеранами, а потом пришли в Православие. Новейший пример - это святая Великая княгиня Елизавета. Она своей жизнью как раз и явила то, что может дать лютеранское благочестие, когда оно обретает ту подлинную церковную основу, которой протестанты, к сожалению, лишены. В истории нашей Церкви есть и другие, менее известные сейчас примеры. Многие юродивые были выходцами из немцев, то есть из лютеран. Немцем был, например, блаженный Николай Салос, псковский юродивый, знаменитый тем, что обличал Ивана Грозного. Он приехал сначала в Новгород, потом поселился во Пскове и был настолько поражен величием Православной Церкви, что не просто переменил конфессию, но даже воспринял на себя подвиг юродства.

ПредыдущийНа главную страницуСледующий

 

Hosted by uCoz