Лекция 20.
":во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь".
Церковь для нас
является предметом веры, но с другой стороны, мы наблюдаем Церковь в истории.
Церковь веры - в сиянии святости и величия. Церковь на земле - мы, люди
грешные, борющиеся, немощные. Церковь - это место, где Бог и человек
встретились . В Церкви человеческое явлено и в немощи нашей, и в его
совершенстве и святости.
В категории
человеческого общества, основанного Христом, собранного вокруг Него,
объединенного общей верой, таинствами, иерархией, богослужением - определяет
Церковь катехизис. Но это объяснение характеризует Церковь извне, для людей не
церковных, оно не вводит людей внутрь Церкви, так как знание Церкви - прежде
всего знание опытное. Церковь, в которую мы можем верить, можно познать опытом,
но нельзя показать. Она может быть улавлиема человеком, которому вдруг
откроется внутреннее, таинственное содержание Церкви. Но ее нельзя раскрыть и
доказать, как нельзя доказать тайну любви или красоты. Ее видишь или нет,
ощущаешь или нет - и это все.
":единую:"
Церковь - это Тело
Христово, единое целое, состоящее не из частей, а из членов, которые навсегда
неразлучно соединены друг с другом. Св. Иустин писал другу, воссоединившемуся с
Церковью после падения и покаяния: "Не ведаешь ли, что пока ты находишься
вне этого живого Тела, на Теле Христовом остается рана, которой никто, кроме
тебя, исцелить не может". Тот, кто принадлежит к этому телу, принадлежит
ему часто трагически, но принадлежит навсегда. Положение христиан лучше, чем
положение первых людей в раю. Мы не рискуем больше безвозвратно потерять
общение с Богом, ибо мы заключены в одно тело, в котором обращается Кровь
Христова, очищающая нас от всякого греха и скверны. Таинство Тела и Крови
Христовых - это осуществленное соединение нашей природы со Христом и
одновременно со всеми членами церкви.
:святую:
Св. Максим
Исповедник: "Святой Дух присутствует во всех людях без исключения как
хранитель всех вещей и оживотворитель естественных зарождений. Но Он в
особенности присутствует в тех, кто имеет закон, указывая на преступление
заповедей и свидетельствуя о Лице Христа. Что касается христиан, то Св. Дух
присутствует в каждом из них, делая их сынами Божиими. Но как Податель
мудрости, Он присутствует не во всех из них, но только в благоразумных, т.е. в
тех, которые в своих борениях и трудах для Бога стали достойными обожающего
вселения Святого Духа".
Таким образом, в
аспекте соединения с Богом, мир располагается концентрическими кругами, в
середине которых стоит Церковь, а внутри нее - круг святых. Церковь есть
средоточие Вселенной, среда, в которой решаются ее судьбы. В ней совершается в
настоящей жизни соединение с Богом, которое завершится в будущем веке, после
воскресения мертвых.
Связь,
существующая между нами и Христом - образ виноградной лозы и вервей (Ин,15,5) и
образ прививки к живому масличному дереву (Рим,11,13-19).
Антоний Сурожский:
":и так, рана к ране, боль к боли - происходит встреча животворного дерева
и умирающей ветви. Лишь ценой раны жизнь одного передается другому".
Жизненные соки дерева ищут пути, чтобы проникнуть в тонкие сосуды черенка, и
постепенно черенок оживает новой жизнью. Он становится живым в более глубоком
смысле, чем прежде. Все его возможности раскрываются, возрастают, достигают
совершенства. Ап. Павел: "Уже не я живу, но живет во мне
Христос"(Гал.2:20).
Совершенство
личности осуществляется в ее полной отдаче себя, в отказе от самого себя .
"Кто не собирает со Мной, тот расточает" (Мф,12:30). А
"расточать" нужно со Христом, отказываясь от собственной своей
природы, которая в действительности есть природа общая, чтобы стяжать
благодать, которая должна быть присвоена каждой личностью, стать ее
собственностью. "И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?"
(Лк,16:12). Наша природа чуждая, не наша. Христос приобрел ее Своей драгоценной
кровью. Тварная благодать - наша, она подается нам Духом Святым. Это -
непостижимая тайна Церкви, которая есть дело Христа и Св. Духа - единая во
Христе, множественная действием Духа. Единственная человеческая природа в
ипостаси Христа, множество человеческих ипостасей в благодати Святого Духа.
Благодать не
уничтожает свободы, т.к. она - не объединяющая сила, исходящая от Христа, а
имеет иной источник - Св. Духа, исходящего от Отца. В своем христологическом
аспекте Церковь - незыблемая основа, имеющая краеугольным камнем Самого Иисуса
Христа. В своем пневматологическом аспекте (аспекте домостроительства Св. Духа)
- Церковь динамична, устремлена к соединению каждой человеческой личности с
Богом. В первом аспекте - это Тело Христово, во втором - это пламя, имеющее
единую основу и разделяющееся на многие языки.
":соборную,
апостольскую:"
Церковь дает человеку
все, необходимое для спасения. Путь спасения указан в Евангелии Иисусом
Христом. Благодать, необходимая для совершения таинств передана Христом
непосредственно апостолам сразу после Воскресения ("приимите Духа
Святаго"). От апостолов благодать передавалась поставленным им епископам и
далее - последующим поколениям епископов и иереев через Таинство священства.
Учение Церкви дано в Священном Писании и, в дальнейшем, уточняется на
Вселенских и Поместных соборах.
О свободе и
послушании
Убогий аспект Церкви
- это каждый из нас, это эмпирическая Церковь, не о ней мы говорим
"верую". Эта сторона церкви видимая и слишком очевидная. Мы уже в
церкви, но мы еще на пути к ней. А в настоящем - трагедия, т.к. пока не спасен
весь мир, миссия Тела Христова остается все той же - Тела, ломимого во
оставление грехов. Даже св. ап. Павлу Господь сказал: "Довольно тебе
благодати Моей: сила Моя в немощи совершается"(2 Кор, 12,9). Но в какой
немощи? Есть греховная немощь (леность, малодушие), а есть немощь отдающаяся,
которая дает силе действовать в себе. Вот где немощь может стать помощью, а не
поражением, вот какой немощи мы должны учиться - отданности, прозрачности,
чтобы через человека лился Божественный свет беспрепятственно и изливался на
все вокруг. "Сами себя и друг друга, и весь живот свой Христу Богу
предадим". Этой отданности учит нас Церковь, призывая к послушанию:
"Аще кто Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь".(Мф,
18:17).
Церковь не знает
отвлеченного понятия свободы, как и вообще не приемлет отвлеченных построений.
Свобода - всегда от чего-то конкретного. Для Церкви - от порожденной
грехопадением искаженности человеческой природы. Человек - не раб природы, он
обладает ею, становится господином своих действий, то есть свободным.
О свободе убеждений.
Человек свободен
мыслить или не мыслить, но, начав мыслить, он не свободен мыслить как попало, а
должен мышление направлять по законам логики. Также - человек свободен веровать
или нет, но если он хочет веровать, то есть быть в союзе с Богом, то он не
может ставить условия для религии, а должен принимать их так, как дал Бог. Раз
религия (союз Бога с человеком) произошла от Бога, то от Него и условия, при
которых она должна существовать. Всякий религиозный закон, не от Бога данный,
или не от власти, Богом установленной, - не имеет смысла, т.к. религия как дело
человеческое - это бессмыслица. С Богом нельзя торговаться. Он не допустит
этого. Или ты всецело отдашься Ему, как Он этого хочет, или совсем от Него
отречешься. Тут только и возможен свободный выбор.
Некоторые
выполняют церковные заповеди в зависимости от своих рассуждений. Но где тогда
граница произвола, где предел, дальше которого человек не пойдет? Устраняющие
себя с церковной почвы, устраняют себя и из христианства. "О, если бы ты
был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну
тебя из уст Моих" (Откр,3:35). Решительное неверие предпочтительнее такой
веры. Или мы должны принимать Христа как Он дает Себя нам, или совсем отречься
от Него. Среднее противоречит и здравому мышлению и естественному чувству.
Некоторые
противопоставляют церковные догматы и дух христианский. Дух Христов - в
соблюдении Его заповедей. Как же может быть дух христианский без Христа и без
соблюдения учения Христова? Это какой-то дух самоизмышленный, самодельный.
Некоторые
противопоставляют христианство и церковную иерархию. Но православные пастыри не
один раз доказывали и еще докажут, что способны на всякую жертву и
самоотверженность в защиту Церкви. Это и произошло во время последних гонений. На
крови мучеников за веру и их молитвами возрождается сегодняшняя церковь. Есть,
конечно, и исключение, но и среди чистых духов оказались падшие ангелы. Они
ничего не отняли от славы и чести оставшихся верными Творцу.
Секты и расколы
Секты - это
отдельные от церкви группы верующих с искажением вероучения, расколы - это
отделение без искажения вероучения, по политическим или другим мотивам.
Отлучение от церкви - это констатация факта, что данный человек или группа
людей, разделяющая то или иное богословское мнение уже не находится в ограде
церкви, т.к. разделяемые ими взгляды нарушают догматы Церкви.
Св. Амвросий
Оптинский. "Ересь есть уклонение от Истины Божественной:происходит от
греческого слова "выбираю". Истинная Церковь принимает все Писание
как Ветхое, так и Новое во всем его объеме и полноте. Еретики же утверждали
свое ложное вероучение местами Св. Писания по выбору".
Митрополит Антоний
(Сурожский): "Какое место мы отводим тем, кто не принадлежит к
Православию? Самое понятие ереси и раскола предполагает какое-то отношение в
вере и Церкви и продолжающуюся связь, как бы мучительна она ни была. Мы не
называем еретиками буддистов и мусульман - они нам просто чужды. А мученики
инославных вероисповеданий, умиравшие ради Христа? "Не запрещайте ему, ибо
никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня"
Церковь никогда не сосредотачивала своего внимания единственно на зле, на
ошибке. С ужасом указывая на ошибку, она была чутка к той доле Откровенной
Истины, которая оставалась в учении и практике тех, кто от нее отделялся.
Церковь имела попечение не только о чистоте своего учения и христианской жизни,
но и о спасении заблудших детей.
Православие с
бескомпромиссной строгостью относилось к первым ересям, ибо они отвергали самые
основы веры, но каждая последующая ересь сохраняла, унося с собой православное
содержание, все более полное, все более способное совершать спасение
догматически и духовно обедненных общин".
Блаженный
Августин: "Много таких, кто на земле считал себя чуждым Церкви и кто в
День Суда обнаружит, что был ее гражданином и таких, увы, кто мнил себя членом
Церкви и увидит, что был чужд ей".
Еп. Софроний:
"никто не смеет назвать себя православным в строгом, абсолютном смысле
слова, ибо быть православным означает знать Бога таким, каков Он есть, и
поклоняться Ему достойно Его святости".
Митрополит Антоний
(Сурожский): "В этом отношении - мы все и в пристани и в пути. Церковь -
не собрание святых, это толпа кающихся грешников. Там, где есть познание Бога,
где есть признание Христа Господом - Духом Святым, где есть отдача своей жизни
и своей смерти Господу - Православие, а значит и Церковь, присутствует 6 как
свет - ослепительный или только мерцающий. И не надо ли нам дорожить этими
зародышами спасения больше, чем возмущаться или отвращаться от признаков
тяжелой болезни, могущих убить тех, за кого Христос жил и жизнь отдал?
Таинственно Бог прокладывает
Себе путь в душах и общинах, отделенных от Той, Которая есть и навсегда
пребывает - не изолированной колонной в пустыни, но Столпом, несущим тяготу
мира - Столпом Истины".