Лекция 9.
Учение Церкви о Святом Духе
1.
О СВЯТОМ ДУХЕ
В Символе веры христиане исповедуют то,
что они веруют «в Духа Святого, Господа, Животворящего, Который от Отца
исходит,
Которому поклоняются и славят вместе с Отцом и Сыном, говорившего через
пророков». Так христиане говорят об одном из Лиц Святой Троицы, которое является
истинным и совершенным Богом. Миссия
Святого Духа в мире — приведение людей ко Христу и соединение с Ним.
а) Дух Святой называется Господом – потому, что
Он такой же Бог, как Отец и Сын, и также руководит всем видимым и невидимым
миром. Он имеет такое же Божественное существо, такие же Божественные свойства,
власть и силу, как Бог Отец и Сын Божий. Он вечен, вездесущ, неизменяем,
всемогущ, непостижим и всеблажен.
б) «Животворящим» Дух Святой называется потому,
что Он вместе с Отцом и Сыном подает жизнь окружающему живому миру не только
временную, земную, но и жизнь духовную, вечную, блаженную. Дух святой
ниспосылает верующим Свои святые дары. Святой Дух возрождает нас в таинстве
крещения, запечатлевает благодатными дарами в таинстве миропомазания,
преосуществляет хлеб и вино в Тело и Кровь Христову в таинстве причащения. «Духом
Святым всяка душа живится и чистотою возвышается»
в) «Иже от Отца исходящего» сам Христос
Спаситель в Своей прощальной беседе с учениками ясно и определенно говорит: «"Когда
же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца
исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Ин. 15, 26). Таким
образом, личным свойством Святого Духа
признается исхождение от Бога Отца. Священное Предание представляет нам
свидетельства многих отцов и учителей церкви, как восточных, так и западных,
которые учили, что Дух Святой исходит от Бога Отца. Таких свидетельств
насчитывается до тысячи. Наконец, 2-й Вселенский собор ясно выразил это учение
в символе веры, а на 3-ем Вселенском соборе строго было запрещено изменять
символ веры, составленный на первых двух вселенских соборах, решение которого
преступила западная церковь, прибавив к словам: «иже от Отца исходящего»,
слова: «И от Сына».
г) «глаголавшаго пророки». Это для того сказано, чтобы утвердить богодухновенность книг Святого
Писания. Книги Святого Писания написаны богодухновенными мужами, которым мысли
внушал и через которых возвещал волю Божию миру Сам Дух Святой. Они назывались
пророками, потому что они, по внушению Духа Божия, предсказывали будущее.
Пророки Илия и Елисей возвещали волю Божию устно, Исаия, Иеремия, Иезекиль и
Даниил передавали Божии повеления письменно. Их называют большими пророками.
Есть малые пророки, их двенадцать. Но
самый важный из пророков – это пророк Моисей. Не менее известен пророк царь
Давид, создавший псалтырь.
Пророки потому получали дар
пророчества, как особенного призвания Святого Духа, что были способны к тому,
быв чистыми и непорочными. «Сделавшись как бы зеркалом Божественного
действия, они (пророки) отображали в себе ясное, не слитное и не помраченное
плотскими страстями изображение, ибо Дух Святой пребывает во всех, но
собственно силу Свою являет в чистых от страстей, а не в тех, у кого
владычественное души омрачено нечистотою грехов… Как изображение лиц не во
всяком веществе видим, а только в веществах гладких и прозрачных: так и
действие Духа отражается не во всякой
душе, а только в душах, которые не имеют в себе ничего развращенного…Поэтому то
когда душа, посвятив себя всякому подвигу добродетели, силою своей любви к Богу
постоянно сохраняет в себе ясную о Нем память и через это соделывает Бога как
бы живущим в себе, тогда от сильного стремления и неизреченной любви к Богу,
став богодухновенною, она делается достойною пророческого дара, так как тогда
бог дает ей божественную силу и открывает глаза для понимания видений, какие
сообщить Ему угодно» (Василий Великий).
Сравнительный
анализ с убеждениями пятидесятников.
Мнение, будто пророки,
вдохновляемые Духом Святым, должны были находиться в состоянии исступления,
соединяемого с потерей сознания и воли, ложно. «И вообще, сообразно ли
сколько-нибудь с разумом, чтобы Дух премудрости делал кого-либо подобным
лишенному ума и Дух ведения лишал разумности? Свет не производит слепоты, а
напротив того возбуждает данную от природы силу зрения, так и Дух не производит
в душах омрачения, а напротив возбуждает ум, очищает от греховных скверн, к
созерцанию мысленного» (Василий Великий).
Но Святой Дух возвещает людям
тайны царства Божия не только через пророков, но и через учеников Христа –
Апостолов. В Символе веры не прибавлено, что Дух Святой говорил и через
Апостолов, - потому что в богодухновенности святых апостолов и их писаний никто
не сомневался. Святые Апостолы также говорили и писали по вдохновению Святого
Духа, Который сошел на них в день пятидесятницы в виде огненных языков.
Без наития Святого Духа простые рыбаки, каковыми были Апостолы, не могли бы – ни говорить на разных языках, не возвещать глубочайшие истины христианства, ни написать святые книги Нового Завета, ни обратить язычников в христианство.
2. НОВЫЙ ЗАВЕТ - ЗАВЕТ ОТЦА, СЫНА И СВЯТОГО ДУХА
Перед Вознесением Христос повелел апостолам: «...Идите, научите все народы, крестящих во имя Отца и Сына и Святого Духа..,» (Матфей, 28:19). А через несколько дней, когда все они в день Пятидесятницы собрались вместе в Иерусалиме, «...внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого...» (Деяния, 2:2 — 4). Так родилась христианская Церковь. А живущий в Церкви Святой Дух хранит в ней истину и бережет от ошибок,
Время от времени появляются учения, говорящие, что до сих пор были заключены два Завета: Ветхий — с Отцом и Новый - с Сыном. И теперь приходит время следующего завета — со Святым Духом. С точки зрения Церкви, это — ересь, так как Святой Дух сошел на нее в день Пятидесятницы, живет в ней и никогда ее не покидал, в полном согласии с обещанием Христа. Для Церкви Новый Завет — это Завет с Отцом, Сыном и Святым Духом.
3. ДЕЯНИЯ СВЯТОГО ДУХА
а) Святой Дух животворит все живое, Он «жизни податель» и «сокровище благ».
Он является создателем жизни на
земле, наравне с Богом Отцом и Богом Сыном. Он является «сокровищем благих»,
т.е. сокровищем добра, любви, блага. его дары получает всякий, принимающий
христианское крещение. Все, что совершается в церкви, совершается Дуом Святым.
Во времена Ветхого Завета Он говорил устами пророков, а сейчас Его дары получает всякий, принимающий христианское крещение. Все, что совершается в Церкви, совершается Духом Святым: все Таинства (крещение, причащение, покаяние, священство, брак...) вместе с самым главным таинством — спасением человека.
б) Сам Дух Святой вдохновлял авторов Священных Книг Ветхого и Нового Завета: поэтому эти книги называются богодухновенными. Духом Святым вдохновлены решения всех Вселенских соборов и других соборов, признаваемых Церковью. Эти решения начинаются словами, которые были произнесены апостолами на своем первом соборе: «Ибо угодно Святому Духу и нам...» (Деяния,15:28).
в) Именно Святой Дух дарует человеку познание Бога и общение с Ним. «...Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Коринфянам, 12:3), то есть увидеть в Христе Бога может только тот, кому помог это сделать Святой Дух.
Тот, Кого знала небольшая горстка учеников, Духом Святым стал известен всему миру.
дает познание Бога и общение с ним
г) делает обыкновенных людей
святыми
Все замечательные дарования:
творить чудеса, исцелять, предвидеть происходят от Святого Духа.
д) является источником всех
духовных даров
Дар страха Божия – страшится
нарушать заповеди и прогневить Бога. Страх этот сопровождается любовью к Богу,
имеющий его страшится Бога не как раб, боящийся господина, а как сын, любящий
отца своего.
Дух познания открывает человеку
возможность познать божественное учение. Лишенный этого дара не понимает
божественного учения, о котором, как свидетельствует слово Божие, надобно
судить духовно.
Дух силы утверждает человека в
вере и благочестии. Имеющий его мужественно побеждает врагов своего спасения и
противостоит всем искушениям ко греху.
Дух совета дает человеку
способность рассуждать и поступать в самых затруднительных случаях. Обладающий
этим даром может всегда подать ближнему добрый и благовременный совет в
затруднении или в опасности.
Дух разумения сообщает человеку
знание и понимание христианских обязанностей.
Дух мудрости сообщает человеку
правильный взгляд на земную жизнь, убеждает его в непрочности земного и
кратковременности самой жизни. Обладающий дарами мудрости и разумения, по слову
апостола Иакова, отличается добрым поведением с мудрой кротостью (3,13).
Мудрость, посылаемая от Бога, по слову апостола, «во-первых, чиста, потом мирна, скромна,
послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна».
4.
БЛАГОДАТЬ
Особенно чувствуется присутствие Святого Духа тогда, когда Церковь собирается на богослужение. Все, что есть, и все что происходит в храме: иконы, песнопения, богослужебный чин, содержание молитв, — благодатно, то есть вдохновлено и проникнуто Святым Духом.
Дары Святого Духа называются благодатью. В XIV веке в Церкви возник спор: что такое благодать, сотворена она Богом или нет? Те, у которых были дары благодати, говорили, что благодать не сотворена, нетварна. Лучше всего это выразил и обосновал великий православный святой Григорий Палама. Он показал благодать Святого Духа — это энергия или действие Самого Бога. Но немыслимо существование Бога без Его действий, энергий. Энергии Бога существовали всегда, и до сотворения мира, они предвечно изливаются из Его неприступной сущности, подобно свету, исходящему от солнца, но в своем исхождении никогда от нее не отделяются. Исходя из этого простого рассуждения, а также основываясь на опыте святых, знавших, что в благодатных даpax они общаются с Самим Богом, святитель Григорий Палама отстоял веру в нетварность благодати. Благодать он часто называет Божеством. Но Божество неделимо, и поэтому в благодати присутствует весь Бог. Эту веру Церковь на соборах признала своей, и сейчас она является одной из важнейших отличительных особенностей Православия.
5.
ПРИОБРЕТЕНИЕ СВЯТОГО ДУХА - ЦЕЛЬ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ
По учению святого Серафима Саровского, вся цель христианской жизни состоит в приобретении Святого Духа. "Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего». (Из беседы преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым о цели христианской жизни).
Мысль
преподобного Серафима станет нам понятной, если мы вспомним, что Царство Божие
— это не что иное, как общение с Богом. Когда Дух Святой живет в человеке и
человек пребывает в Святом Духе – это и есть рай, это и есть спасение, это и
есть цель христианской жизни.