Лекция 22
Индуизм
1. ВВЕДЕНИЕ
Индуизм не является монолитной религией. У него нет основателя и систематического учения. Возможно поэтому за несколько тысячелетий индуизм с необыкновенной гибкостью смог объединить в себе множество различных учений, религиозных преданий, видов богослужения и представлений о Божественном.
2. ИСТОРИЧЕСКИЕ
СВЕДЕНИЯ
История индуизма начинается в эпоху, когда приблизительно за 1500 лет до Р.Х. арийские племена пришли в Индию. С тех пор начинается формирование ведической литературы, которая оказала решающее влияние на образ жизни индусов. Веды («веда» означает «знание») являются древнейшими священными книгами индусов. Они содержат в себе учение о происхождении мира, богов, богослужебные тексты и др.
Около 1000 года до Р.Х. брахманы — индуистские жрецы — создали учение о четырех кастах (сословиях), на которые разделили весь народ. Кастами, на которые верующие разделяются до сего дня, являются: брахманы, воины — кшатрии, торговцы и ремесленники— вайшьи и крестьяне— шудры.
Между 800-м и 600-м годами до Р.Х. были написаны Упанишады, являющиеся философским истолкованием Вед. Они также являются священными книгами индуизма. В Упанишадах обосновываются основные положения индуистского учения.
В VI веке до Р.Х. внутри индуизма появились религиозные движения, которые привели к возникновению двух новых религий, — буддизма и джайнизма.
Между 400-м и 200-м годами до Р.Х были написаны великие эпосы Рамаяне и Махабхарата. Частью Махабхараты является Бхагавадгита, одна из самых любимых священных книг индусов.
В VIII — XVI веках в Индии нарастает влияние ислама. В этой связи приобретает новое значение древний вид религиозности, называемый бхакти. Он учит, что верующий должен посвятить себя какому-нибудь конкретному богу, с помощью которого он может получить избавление. Теперь бхакти приобретает монотеистическую направленность.
Вторжение ислама, с одной стороны, отторгло от индуизма множество верующих, а с другой стороны, повлекло за собой активизацию и обновление индуистской проповеди. В XV веке соединение одного из направлений северного бхакти с элементами ислама привело к возникновению религии сикхов.
3. УЧЕНИЕ
Над всеми существами находится абсолютная реальность, которая называется Брахман. Брахман является не Богом-личностью, а безличным духовным началом. Различные боги индуистского пантеона существуют для того, чтобы направить верующего к познанию брахмана, находящегося за пределами человеческих представлений о вселенной. Брахман в той мере, в которой он входит в мир и становится душой и движущей причиной мира, называется Атманом. Тот элемент Брахмана, который находится в человеке, составляя основу его самости, его «Я», — это тоже Атман.
Мир находится в движении, и его история постоянно повторяется по кругу. Все в нем носит временный характер и иллюзорно. Эта иллюзорность называется «майя». Человек смертен и обречен на нескончаемую цепь перевоплощений, переселения души. Такое переселение подчинено закону кармы, определяющему, куда переселится душа в зависимости от того, добру или злу следовала она в предыдущей жизни. Этот круг перерождений (сансара) представляется индусам чем-то ужасным, от чего всеми силами хотелось бы избавиться, выйти из него. Единственным способом достичь этого является уничтожение кармы. Такое избавление (мокша) является освобождением человека из мира обмана и слиянием его с безличным Брахманом. Таким образом человек теряет свою личность, подобно капле, попадающей в океан.
4. РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ
Вся практическая сторона этой религии стремится привести человека к мокше. Это достигается разными способами: знанием, посвящением себя какому-нибудь богу, или аскезой, считающейся идеальной формой религиозности. Техническим средством для освобождения человека из мира обмана представляется йога.
В народной религиозности существует разнообразие ритуалов, жертвоприношений и праздников, совершающихся в святилищах и храмах, которых в Индии великое множество.
В современном индуизме верят в священную силу и почитают:
• богов, богинь и обожествленных героев эпоса;
• мудрецов (риши), через которых была сообщена воля богов;
• души предков;
• полубогов и духов;
• животных, главным образом, четырех: корову, обезьяну, кобру и птицу Гаруду, поедающую змей;
• реки;
• растения;
• камни.
В молитвах индусов упоминаются почти все эти священные объекты. Считается, что вернее всего исполняются те молитвы, которые совершаются во время паломничества к берегам священных рек.
5. ПРАЗДНИЧНЫЕ
РИТУАЛЫ В ИНДУИЗМЕ
Праздники вобрали в себя все виды религиозных действий, начиная от жертвоприношений ведийских ариев и кончая современными театрализованными действами. Праздники-богослужения составляют важную часть жизни любого индуиста. Они проводятся в честь богини богатства Лакшми, богини знаний Сарасвати, бога воинской доблести Картикейи, слоноголового Ганеши и множества других богов. Целый ряд праздников посвящен событиям религиозной истории, ремеслам, упрочению родственных уз, ритуалам жизненного цикла, сельскохозяйственным работам, астрономическим событиям и т.п. Ежегодно в Индии отмечаются сотни религиозных праздников. Самые значительные из них - холи, дивали, дасера, нагапанчами и др.
ХОЛИ - новогодний, самый красочный праздник, отмечаемый в полнолуние месяца пхальгуна (февраль -март). Центральным моментом праздника является сожжение огромного чучела или украшенного дерева. Иногда качают на качелях статуи богов, прыгают через огонь, ходят по углям, устраивают игровые битвы между мужчинами и женщинами. И молодые и старые посыпают друг друга цветным порошком и поливают краской из ведер, бутылок и даже велосипедных насосов. В эти дни особо почитается бог любви Кама, а также Кришна, любивший играть с пастушками-гопи. Но чаще праздник связывается с мифом и именем демоницы Холики, противницы солнечного бога; ее чучело и сжигается во время праздника.
ДИВАЛИ (от дипавали - ряд светильников) - праздник, связанный с осенним равноденствием и сбором урожая, а также с окончанием сезона дождей. Его отмечают в новолуние месяца карттика (окт.-ноябрь). Главное отличие праздника, давшее ему название - использование огней, плошек с фитилями, фонариков, гирлянд, лампочек и т.п. светильников. Каждый дом, каждая улица и город озаряются огнями. Сейчас устраиваются фейерверки, взлетают ракеты, взрываются хлопушки. Все это делается для того, чтобы распугать злых духов. Считается, что в эти дни духи предков посещают свои дома. В большинстве областей этот праздник посвящен богине счастья Лакшми, благосклонности которой старается добиться каждый.
ДАСЕРА - праздник отмечаемый почти во всей Индии, примерно соответствующий осеннему равноденствию. Его празднуют в первые 10 дней светлой половины месяца ашвина( начало окт.) Особенно священной считается 10-я ночь, давшая название празднику. Дасера примерно совпадает с окончанием сезона дождей, когда, по поверьям, боги пробуждаются от сна и возобновляют борьбу с демонами, а люди возобновляют прерванную сельскохозяйственную деятельность и потому особыми ритуалами почитают всевозможные орудия и оружие. В большинстве областей дасера посвящена богине Дурге: в честь нее совершаются кровавые жертвоприношения животных. В некоторых областях северной Индии почитают и Раму, одно из воплощений бога Вишну: он воспринимается как идеальный правитель, а время его правления - как "золотой век". В честь него устраивают драматические представления на темы "Рамаяны", называемые рамлила. Они завершаются сожжением огромных чучел демона Раваны и его братьев. В восточной Индии этот праздник посвящен нисхождению Ганги на землю.
6. БОГИ ИНДУИЗМА
Прежде всего индусы поклоняются богам и богиням. Почти у всех них есть особые храмы. Жертвоприношения постепенно эволюционировали от кровавых к бескровным, хотя до сих пор в отдельных случаях имеют место и кровавые жертвы.
Основными богами индуистского пантеона являются Брахма, Шива и Вишну. Они разделяют между собой три функции: творческую, разрушительную и сохраняющую. Брахма, хотя и является творцом мира, но не слишком популярен у индусов Ему не посвящают храмы, и в повседневных обрядах он почти не упоминается. Шива — покровитель йогов — является символом разрушения. Он периодически разрушает весь мир, который затем вновь создается Брахмой. Одно из имен Шивы — Махакала (Великий черный). Вишну присутствует в этом мире в виде солнца, его главная обязанность — борьба со злом и победа над ним. С почитанием Вишну связан культ Кришны — черного бога-пастуха, о котором повествует Махабхарата. Имя Кришны буквально значит «черный, темный, темно-синий». Ученые считают, что Кришна был лицом историческим, князем темнокожего народа, с которым встретились арии. Он почитается как аватара (нисхождение на землю) Вишну и довольно популярен у жителей Индии.
7. ИНДУИЗМ СЕГОДНЯ
Индуистские мыслители теоретически обосновывают
религиозную практику и дают философское истолкование религиозному учению. В
качестве примера можно упомянуть известного политического и духовного вождя
Индии Махатму Ганди (1869 — I 1948). Он был предан традиционной
религиозности и из индуизма почерпнул свои основные принципы — ненасилие,
естественный образ жизни, простоту, обращенность внутрь.
Деятельность и учение Ганди и других видных деятелей, таких как Рабиндранат Тагор (1861-1941), Шри Ауробиндо Гхош (1872 -1950), Сарвапалли Радхакришнан (1888 - 1975), повлияли на обновление индуизма. В последние десятилетия индуизм стал особенно известен благодаря его различным представителям религиозных движений, которые распространяют с миссионерскими целями главные истины этой религии, стараясь при этом приспособить их к образу мысли западного человека. Необходимо отметить, что в проповедях этих миссионеров зачастую подлинная религия жителей Индии предстает в карикатурном виде, да и сама эта деятельность служит коммерческим интересам ее организаторов.
Сейчас в мире насчитывается около 800 млн. последователей индуизма.