В священном
писании Церковь именуется Царством Божиим, или Царством Небесным. В обычном
употреблении этого слова, мы называем "царством" высокую стадию
развития общества — государство с его законодательными, юридическими,
исполнительными и другими инстанциями. Государство состоит из граждан,
правительства, администрации; оно имеет свои законы, свой язык, обычаи, армию и
т.д. Церковь есть Царство, но особое, благодатное. Она состоит из нравственно
возрождающихся людей. Церковь имеет свою Главу — небесного Царя, Господа Иисуса
Христа, Сына Божия, имеет свои границы, законы, определенную внутреннюю
структуру, служителей (иерархию) и своих верующих. Без этих качеств она была бы
не царством, а чем-то бесформенным и неопределенным. Христианин пользуется
привилегиями граждан духовного Царства, к которому он принадлежит, но вместе с
тем он должен стараться быть полезным членом Церкви и содействовать общему
благу.
Священное
Писание говорит о Церкви, как о Царстве Божием в следующих местах: Мт. 3:2, Мт.
4:17, Мт. 6:10, Мт. 6:33, Мт. 9:35, Мт. 18:3, Мк. 10:14-15, Лк. 12:32, Лк.
17:21, Иоан. 3:5, Иоан. 18:36, Рим. 14:17, 1 Кор. 4:20, Кол. 1:12-22.
Часто Свои
поучения Спаситель начинал словами: "Царство Божие подобно..."
"Иисус Христос ходил по всем городам и селениям, уча в синагогах и
проповедуя Евангелие Царствия", — благую весть о наступлении Царства
Божия (Мт. 9:35). Таким образом, люди призваны спасаться не индивидуально, не
разрозненно, но совместно, как одна семья, пользуясь теми благодатными
средствами, которыми Он наделил Свое Царство.
Условия для
вступления в Царство: "Покайтесь (дословно: перемените образ
мыслей), ибо приблизилось Царство Небесное" (Мт. 4:17). Вход в это
Царство возможен только через таинство Крещения, в котором человек рождается
для духовной жизни: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти
в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух"
(Иоан. 3:5).
Смирение, вера,
послушание и стремление к добру — это необходимые для верующих качества. "Блаженны
нищие духом" (смиренные) — это первая заповедь Христова. "Если
не обратитесь и не будете как дети, то не войдете в Царство Небесное"
(Мт. 18:3). "Пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо
таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: Кто не примет Царствия Божия,
как дитя, тот не войдет в него" (Мк. 10:14-15). Потом идут заповеди:
блаженны плачущие (кающиеся), кроткие, любящие правду, милостивые, чистые
сердцем, гонимые за правду (Мт. 5 гл.). "Овцы слушаются голоса Его"
(Иоан. 10:3). Взор христианина направлен к небу: "Радуйтесь и
веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах".
Следует
отдельно сказать и об отличии праведной жизни от греховных и чуждых Церкви обычаев
светского мира: "Я избрал вас от мира", т.е. выделил из него и
"Царство Мое не от мира сего" — говорит Спаситель (Иоан.
18:36). Сила Церкви не в многочисленности ее членов, но в помощи свыше: "Не
бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство" (Лк.
12:32). Принадлежность к Царству Божию — не внешняя регистрация, но внутреннее
обновленное состояние: "Не придет Царство Божие приметным образом, и не
скажут: Вот оно здесь, или: вот там. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть"
(Лк. 17:21). "Мы (Святая Троица) придем к нему (возлюбившему
Бога) и обитель у него сотворим" (Иоан. 14:23). "Царство
Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе"
(Рим. 14:17). "Царство Божие не в слове, а в силе" (1 Кор.
4:20).
Для уяснения
Своего учения о Царстве Божием Иисус Христос пользовался жизненными примерами,
притчами. В одной из притч Он уподобил Царство Божие овечьему двору, в
котором безопасно живут послушные овцы, охраняемые и ведомые добрым Пастырем -
Христом: "Я есть Пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня... Пастырь
добрый полагает жизнь свою за овец... есть у Меня и другие овцы, которые не
сего двора, и тех надлежит Мне привести, и они услышат голос Мой, и будет одно
стадо и один Пастырь... Я даю им (овцам) жизнь вечную, и не погибнут вовек, и
никто не похитит их из руки Моей... Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь
Мою (за овец), чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам
отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее" (Ин. 10).
В этом
уподоблении Царства Божия овечьему двору подчеркивается единство Церкви:
множество овец пребывает в одном огражденном дворе, имеют одну веру и один
образ жизни. Все имеют одного Пастыря - Христа. О единстве верующих Иисус
Христос молился Своему Отцу перед Своими крестными страданиями, говоря:
"Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут
в нас едино" (Ин. 17:21). Соединяющим началом в Царстве Божием является любовь
Пастыря к овцам и любовь овец к Пастырю. Любовь к Христу выражается
в послушании Ему, в стремлении жить по Его воле: "Если любите
Меня, заповеди Мои соблюдайте". Взаимная любовь верующих есть важный
признак Его Царства: "Потому узнают все, что вы Мои ученики, если
будете иметь любовь между собою" (Ин. 14:15; 13:35).
Благодать и
истина
- это два сокровища, которые Господь дал Церкви в качестве главных ее свойств,
составляющих как бы самую ее сущность (Ин. 1:17). Господь обещал апостолам, что
Дух Святой до конца существования мира сохранит в Церкви Его истинное и
неповрежденное учение: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да
пребудет с вами вовек, Духа Истины, Которого мир не может принять... Он
наставит вас на всякую истину" (Ин. 14:16). Подобным образом мы верим,
что и благодатные дары Духа Святого, по сей день и до конца
существования мира, будут действовать в Церкви, возрождая ее чад и утоляя их
духовную жажду: "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет
жаждать во веки. Но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды,
текущей в жизнь вечную" (Ин. 4:14).
Как земным
царствам необходимы законы, правители и различные учреждения, без которых
никакое государство не может существовать, так и Церковь наделена Господом
Иисусом Христом всем необходимым для спасения верующих - Евангельским учением,
благодатными таинствами и духовными наставниками - пастырями Церкви. Об этом Он
так сказал Своим ученикам: "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
И, сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого" (Ин.
20:21-22). На пастырей Церкви Господь возложил обязанность учить верующих,
очищать их совесть, возрождать их души. Пастыри должны следовать верховному
Пастырю в Его любви к овцам. Овцы же должны почитать своих пастырей, следовать
их наставлениям, как Христос сказал: "Слушающий вас, Меня слушает, а
отвергающийся вас, Меня отвергается" (Лк. 10:16).
Человек
становится праведным не мгновенно. В притче о плевелах Христос объяснил,
что, как в засеянном поле сорная трава растет среди пшеницы, так и между
праведными чадами Церкви находятся недостойные ее члены. Одни люди грешат по
неведению, неопытности и слабости своих душевных сил, но каются в своих грехах
и стараются исправиться; другие - подолгу коснеют в грехах, пренебрегая
долготерпением Божиим. Главным сеятелем соблазнов и всякого зла среди людей
является дьявол. Говоря о плевелах в Своем Царстве, Господь всех призывает
бороться с соблазнами и молиться: "Остави нам долги наша, как и мы
оставляем (прощаем) должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избавь нас
от лукавого". Зная духовную слабость и непостоянство верующих, Господь
облек Апостолов властью прощать грехи: "Кому простите грехи, тому
простятся; на ком оставите, останутся" (Ин. 20:23). Прощение грехов
предполагает, что согрешивший искренне сожалеет о своем дурном поступке и
желает исправиться.
Но зло не вечно
будет терпеться в Царстве Христа: "Всякий делающий грех, есть раб греха. Но
раб не пребывает в доме вечно. Сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит
вас, то истинно свободны будете" (Ин. 8:34). Людей, упорствующих в своих
грехах или не покоряющихся учению Церкви, Христос повелел исключать из среды
благодатного общества, говоря: "Если Церкви не послушает, то да будет
тебе он, как язычник и мытарь" (Мт. 18:17).
В Царстве
Божием осуществляется реальное единение верующих с Богом и друг с
другом. Соединяющим началом в Церкви служит Богочеловеческая природа Христа, к
которой верующие приобщаются в таинстве святого Причастия. В Причастии
божественная жизнь Богочеловека таинственно снисходит в верующих, как сказано:
"Мы (Отец, Сын и Святый Дух) придем к нему и обитель в нем сотворим";
так Царство Божие входит в человека (Ин. 14:23; Лк. 17:21). Иисус Христос
подчеркивал необходимость причащения такими словами: "Если не будете есть
Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Едящий
Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний
день" (Ин. 6:53-54). Без единения со Христом, человек, как обломившаяся
ветвь, духовно вянет и не способен творить добрых дел: "Как ветвь не может
приносить плода сама собой, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во
Мне. Я есть Лоза, а вы - ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит
много плода. Ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15:4-5).
Научив Своих учеников необходимости иметь единство с Собой, Господь в Великий
Четверг, накануне Своих крестных страданий, установил и само таинство
Причащения (см. выше), повелев им в заключение: "Сие (таинство) творите
в Мое воспоминание" (Мт. 26:26).
Свое
благодатное Царство Иисус Христос противополагал миру, во зле погрязшему,
говоря Своим ученикам: "Я избрал вас от мира", т.е. выделил из него и
"Царство Мое не от мира сего" (Ин. 18:36). "Князь мира сего -
дьявол", который есть волк, человекоубийца и отец лжи. Но сыны Царства не
должны страшиться лукавого и его сынов: "Ныне князь мира сего изгнан будет
вон... Дерзайте, ибо Я победил мир". Царство Христово пребудет до
конца мира, и все усилия дьявола и его слуг разрушить Царство Христа,
разобьются, как волны об скалу: "Создам Церковь Мою, и врата ада не
одолеют ее" (Мт. 16:18). Эти слова говорят не только о физическом
существовании Церкви до конца времен, но и о сохранении ею своей духовной
целостности, исполненной благодати и истины.
Иисус Христос
учил нас Своим словом и Своим примером. Он является для нас
совершеннейшим образцом нравственности. "Моя пища есть творить волю
Пославшего Меня и совершить дело Его" - говорил Христос. И каждый Его
поступок, слово и мысль были проникнуты стремлением исполнить волю Отца.
Знакомясь глубже с жизнью Спасителя, описанной в Евангелиях, мы видим в Его
поступках высочайший пример добродетели. При этом, мы должны понимать, что мы
можем следовать Христу только в том, что доступно нам, смертным людям. Мы не
смеем воспроизводить Его отдельные поступки, например, Его дела всемогущества и
всеведения, что невозможно, но можем и должны следовать общему духу Его
добродетелей. Именно в Христе человек находит живой образ идеала, к которому Он
призывал всех людей, говоря: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш
Небесный". И немного позже объяснил: "Видевший Меня, видел
Отца" (Мт. 5:48; Ин. 14:7).