Проф. Осипов А.И.

О церкви

 

 

 

Проблема церкви по существу является центральной в понимании можно сказать всех основных вопросов христианской веры. Если нет правильного понимания церкви очень трудно дать надлежащее освящение вопросам не только связанным с самыми важными положениями христианства, но и с теми которые вытекают из них, то есть множество вопросов практического характера. Ибо Церковь с одной стороны, кажется, является реальностью нашей жизни, а с другой стороны постоянно остается вопросом: что она есть? С одной стороны мы слышим и поем в храме и читаем о том, что она есть единая, святая, соборная и апостольская. С другой стороны сталкиваясь с конкретной действительностью, находясь внутри церкви, смотря на реакцию церковных властей на различные вопросы как религиозного так и мирского характера мы подчас встаем в некое недоумение. Как может Святая церковь и вдруг так реагировать на то или иное событие мировой жизни или религиозной жизни. Это один из тех вопросов, который волнует очень многих и волнует он потому, что мы не всегда ясно имеем представление что такое церковь по существу. Мы привыкли видеть церковь как некое общество, которое имеет определенную структуру жизни, управление, то есть целый механизм, который подчас бывает очень положительно принимаемый нашим сознанием, а иногда вызывает и определенные отрицательные эмоции. все зависит от того как эта структура не только действует, но и к каким результатам приводит это действование.

Есть два принципиально различных понимания церкви. На самом деле их гораздо больше. Одно из этих пониманий ставит в центр понимания церкви Бога, другое человека.

Как примерно можно дать образ церкви в первом случае. Алексей Степанович Хомяков, один из наших выдающихся мыслителей, который занимался изучением святых отцов, историей церкви и, был глубоко вовлечен в церковную проблематику, говорил о церкви совсем иначе, чем говорили наши учебники. Он давал такое определение церкви, которое вызвало у одних изумление, у других негодование и неприятие. В чем причина, что такое произошло. Ведь он же сказал не что-то, что соответствовало например католическому или протестантскому пониманию, или вообще нехристианскому. Нет, все его слова, все его мысли вполне укладывались в рамки христианской жизни. Но он сказал нечто другое к чему мы привыкли. Мы привыкли к тому, что церковь есть нечто иное как Богом установленное общество верующих людей, которые имеют одну веру, одни и те же таинства, церковную дисциплину, священноначалие. Это понимание вполне устраивало всех. Не важно, что эта формулировка была заимствована из других источников, потому что в святоотеческом богословии мы не находим таких определений церкви, в Священном Писании мы такого не находим. Это была одна из попыток дать определение церкви исходя из реальной ситуации церковной жизни. В чем недостаток этого определения? Он бросается сразу в глаза. На первый план поставлено общество людей, человек. Здесь так сказать, хотя и не прямо, подсознательно, но утверждается, что человек является тем центром, который образует церковь. Что отсюда проистекает? Если церковь есть общество людей, не важно, что оно установлено Богом. Богом много что установлено. Богом все сотворено и сам человек и весь мир. Если это общество людей, то, значит, отличие церкви от других обществ людей заключается только так сказать в сторонах чисто идейных, но сама то церковь есть общество людей. А если это есть общество людей, то в таком случае мы становимся перед труднейшими вопросами жизни: как же она может святой тогда, если это есть общество людей. В чем тогда проявляется ее святость.

Хомяков предложил нечто иное. Он написал интересную работу "Церковь одна", написал анонимно, он не подписался и выдал ее за перевод с греческого. Там он дал иное определение церкви. Кстати когда митрополит Московский Филарет (Дроздов) прочитал эту работу, он сказал: "Нет, это писал кто-то из наших". Какое же определение он дал. Он сказал о церкви таким образом: "Церковь есть единство Божией благодати, живущий во множестве разумных творений, покоряющихся благодати". У него даже нет слова общество.

 

Понимание о церкви важно для понимания положений христианства. Церковь - реальность нашей жизни, но в то же время, находясь внутри церкви, работая в ней, читая о ней, наблюдая за жизнью церкви, мы встаем в некое недоумение. Как может церковь так или иначе реагировать на вопросы жизни.

Целый механизм, подчас положительно воспринимаемый нашим сознанием, иногда очень отрицательно. Есть два принципиально различных понимания церкви: одно из них - в центр ставит Бога, другое - человека. В первом случае образ церкви по Хомякову (который был глубоко вовлечен в церковную проблематику, выдал свое мнение за перевод с греческого) - церковь есть единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати. Это единство Духа Божия, который живет в тех людях, которые стремятся своей жизнью осуществлять Евангелие. Именно единодушие объединяет людей. Многие богословы говорят, что церковь есть богочеловеческий организм. Мы только входим в церковь, а не образуем ее. Она образована Богом. Апостолы только тогда стали церковью, когда наступила пятидесятница, когда произошло сошествие Духа Святого. Богочеловечность первична, а не вторична.

К чему мы привыкли: церковь - богоустановленное общество людей, которые имеют одну веру, одни таинства, церковную дисциплину, священноначалие. Эта формулировка была заимствована из других источников, не из священного писания. На первый план поставлено общество людей. Человек является тем центром, который образует церковь.

Если это общество людей, то отличия от других обществ практически нет. Как же она может быть святой? Во всех катехизисах.

Церковь это организм, а не механизм. Хомяков отметил отличие от католичества. Там церковь - мощный монолит. Строжайшая дисциплина, управляемая одним лицом. Это единый механизм. У протестантов - куча, мешок с песком, не имеющей никакой органической связи со всем организмом. На фоне этих двух образов становится ясно отличие православной церкви - это образ организма, где каждый человек - клеточка, живущая в организме и связанная с любой другой клеточкой. Состояние одной воспринимается другими невидимыми импульсами. Все соединено воедино. Но не в единстве монолита, не единстве мешка с песком, а в единстве организма.

Апостол Павел говорил о церкви, как о теле Христа. Церковь - это тело Христово. Каждый, входящий в церковь приобщается к этой жизни, сам действует на это тело, подчас очень эффективно и получает импульсы на себя.

Какая церковь - русская, сербская, греческая?

“Созижду, создам свою церковь”,- сказал Христос.

Богдашевский обращается к греческому слову - эклисиа. Собрание людей, созванных. Из истории греков: есть три формы собрания. Одно - собрание государственных мужей (синклит), другое - стихийное собрание, по праздникам, мероприятиям (агора).

Третий тип собрания - приглашались все граждане специально, но не верхушка, а все законные граждане города, кто имел право голоса - это собрание называлось эклисиа. Для понимания церкви это помогает в том смысле, что членом церкви становится только тот, кто не только уверовал, но и крестился. Речь идет обо всех членах церкви. Церковь не есть только иерархия, только научное сообщество. Реальными членами церкви, которые призваны участвовать в жизни церкви, являются все. Это собрание всех законных членов этого небесного града.

Характеристики церкви в Символе Веры: единая, святая, соборная, апостольская.

Церквей не много, есть множественные члены церкви, но она одна. Она есть единство Духа Божия во всех тех верующих, которые стремятся исполнять Евангелия. Кожные различия не имеют значения. Сербы, греки.

Кто является членами? Самые святые и те, не святы. Это не обман, не лицемерие. Они сами видели себя перед лицом Святого Бога. Как понять что Церковь свята, если даже святые не святы. Рождение нового, святого человека - как семя. Крещение паки бытия. Зарождение. Благодати божьей. Евангельская притча о закваске - Царство божие подобно женщине, которая берет закваску и кладет в три меры муки - Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой дух. Божественное семя, которое призвано переквасить нашу страстность, нашу эгоистичность. Вот эта жемчужина живет в христианине. Он него самого зависит, будет ли это семя расти. Станет древом, будет приносить плоды, радость, любовь, мир, кротость, воздержание. В крещении такая красота благодати, которую невозможно превзойти.

Все таинства есть функции церкви. Зерно, семя, которое дается каждому верующему. Эта святыня может его переквашивать и преображать. А может как в пирамиде лежать тысячи лет. Зарытый талант. Церковь пребывает в каждом крещенном, и каждый человек лишь в той мере приобщен церкви, в какой мере он дает возможность этой святыни прорастать в своей душе.

Святость Церкви:

Над каждым из нас примири и соедини святей твоей церкви.

Грехами пресекается связь с организмом. Как у больных начинается гангрена. Еще кажется этот пальчик здоров. Но уже началось поражение в такой мере, что приходится отсекать. Касается твоей души вера твоя или нет? Без исполнения заповедей Евангелия, ни о какой причастности церкви не может быть и речи. Можно всю жизнь причащаться и остаться без причастия. Серафим Саровский говорит: “На земле ты причастился, а на небе не будут тебя крестить”. Люди тебя крестили, а дух святой не будет тебя крестить.

Душа священника должна быть чище лучей солнечных, чтобы не отступился от нее Дух Святой. Иуда перед предательством причастился. К чему это привело?

Кто недостойно причащается, тот суд свой ест и пьет. Мы слишком много внимания отдаем внешней стороне церкви. Это серьезнейшие вещи. Сопричастие церкви происходит только при правильной жизни. Степень верности заповедям - никакие таинства не спасут. Отсюда понимаем, что такое святость церкви.

Христианин, принявший крещение и участвующий в церковной жизни, причастный таинствам, приобретает видение своих грехов. Мерою смирения определяется причастность человека к церкви.

Единство Духа Святого или

Или церковь - это общество людей, имеющих общие веру, таинства, иерархию. Можно все это иметь, но при этом не быть в церкви.

Соборность Церкви:

Соборы - одно из выражения. Думают, что соборная, потому что соборы собираются.

787 г. - последний Вселенский Собор. Если Соборы не собираются, то и церковь теперь не соборная? Нет.

Кафолики - целостный. Кафолический - соборный означает целостность, собранность воедино. Единый целостный организм.

Истинность церкви, образ постижения истины в церкви. Каким образом постигаем истинность вероучения. Консенсус патрии - согласие отцов. Отсюда со-борность.

Истина не то, что говорит один человек или даже несколько человек. Истина то, что соответствует целостному мнению всех. Единодушие тех, в которых мы не сомневаемся. Соборный голос святых отцов.

Апостольская церковь:

Апостольская - важнейший вопрос сейчас. Интенсивные межконфессиональные связи требуют ясности в этом вопросе. Все христианские конфесии называют себя апостольскими. Вопрос об апостольской церкви. Апостоличность церкви - построение на апостолах. Они записали учение господне. Они дали первую интерпретацию, первые разъяснения учения Христа. Это же был первый век. Не о ревности речь. Ревность без мудрости - да избави Бог. Речь идет о другом. Апостолы когда пошли проповедовать?

Апостолы пятьдесят дней сидели во страхе. Когда получили Святого Духа Божьего, тогда только пошли проповедовать. Это чудо, христианства бы не было без этого факта. Этим обозначено великое дело. Не поживши христианином, не увидевши себя грешником. Не узнав себя, кто я есть на самом деле, не смирившись, не получив духа благожелательства к другим людям, видя себя равным со всеми людьми, не смеет человек выходить на проповедь. “Достаточно тебе моей благодати. Сила моя в немощах совершается”. Только увидев свою слабость, можно быть истинным проповедником того апостольского слова. Только имеющий любовь ко всем людям.

Нет любви - нет проповеди христианской. Знание не поможет. Любой бес знает гораздо больше, чем доктора богословия, но любви у них нет. Вот что значит церковь апостольская. А не только то, что церковь основана на апостолах. О самом главном забываем. Невозможна проповедь Христа, который есть воплощение любви, не имея в себе любви. Нельзя проповедовать христианства, не имея смирения. Намек на апостольство в христианине, который может продолжать с величайшим смирением, проповедовать. Только любовью христиане побеждали мир. Только отсутствием любви в мгновении ока слизывается все. Как это имело место в 1917 г.

Сейчас проблема: апостоличность - проблема межхристианских связей. Исходя из этого сказанного, можно понять, где же заключена эта апостоличность. Три признака истинности церкви: 1) правильное вероучение; 2) основы и принципы духовной жизни; 3) правильная молитва.

В каждой церкви - в православной, в неправославной всюду люди грешные. Надо искать объективных признаков.

1) оценить правильность учения: наша вера базируется на определениях первой тысячи лет. Есть некоторая основа веры. Есть вероучительные истины.

2) основы духовной жизни. О принципах духовной жизни. Можем изучать теоретически, головой. Необходимы знания святоотеческого учения. Например, можно ли себе воображать бога и ангелов во время молитвы? Геннадий Илларионов скажет: можно и даже нужно. “Духовные упражнения”, вообрази себе, и начинаются картины: ангелы, Боги. Древние отцы категорически запрещали это. Можно сойти с ума.

3) Как молиться. Внимание, благоговение и сокрушение сердца. Апостол Павел: “Лучше пять слов умом, чем тысячи языком”.

Это и есть церковная жизнь. Духовная жизнь есть сама жизнь. Во время которой можно приближаться к богу, а можно уходить от него. В прЕлестное состояние - самомнение.

Содержит все это в себе церковь или она уже ушла от этого. В этом и есть ответ - церковь ли это вообще.

Всегда мораль был примерно одинакова. Нельзя убивать, красть, ..и т.д. Нет речь идет не о морали. Мораль и духовность совсем разные понятия. Можно быть моральным человеком и пребывать в бесовской гордости.

Иерархия, управление церковное, функции как таковые. Есть критерии, по которым можно судить, чем является данная церковь.

Каждая поместная церковь является церковью, а может быть и не церковью. Это есть стремление к идеалу, которым является Христом установленной церкви.

В своей реальной жизни церковь может или возвышаться, или деградировать. Может вообще выродиться. Господь сказал: “Когда придет сын человеческий, найдет ли веру на земле?”. На грани. Название не спасет - католическая (кафолическая), православная. Дело-то не в названии, а содержании. В этом существо церкви.

Когда церковь деградирует в своей духовной жизни, обязательно начинается деградация в области вероучительной, в области сохранения принципов духовной жизни.

На Западе движение пятидесятников. В первом веке Дух Святой сходил на землю. Давайте и сейчас это организуем. Соберемся, погасим свет, замолчим и в полном молчании мы ощутим… Кто-то один ощутит, или двое. Потом встает он или она, и говорит то, что ему велел Дух Святой. Просто надо создать внешние условия, и накатит Дух Святой. Вот беда-то. Люди не интересуются опытом величайших святых, хотя бы первого тысячелетия. Как приобретается Дух Святой? Стяжать, приобрести. Святые отцы об этом неуклонно говорят. Бог - это не птичка, которую можно заманить в клетку. Он может придти и уйти. Это реальность, которую переживают только те, кто имеют правильную христианскую жизнь, а не создание какого-то антуража внешнего. Забыли об этом совершенно. Называют церковью, а церкви-то и нет. Как у художника: рисовал-рисовал льва, а получилась все-таки собака. А ничего, все равно назовем львом.

Нужен тонус. Не спасет слово, спасет только жизнь. Истинность церкви определяют по учению, которое преподается в церкви, по тем святым, которых канонизирует эта церковь. Скажи мне, кто твой друг… Скажи мне, кто твои святые, и я скажу, какая это церковь.

Ответы на вопросы:

# Святые отцы говорили для конкретных людей, а не всем подряд. Для отшельников, для монахов, для начинающих христианскую жизнь. К счастью у нас есть величайшие подвижники. Игнатий Бренчанинов - творения - краткий свод учения по всем важнейшим вопросам духовной жизни. Приложил к бездуховному состоянию общества. Нигилисты, атеисты, западные, протестантские идеи. Возможность ознакомиться со святоотеческими учениями. “Письма из затвора”. Письма Игуменьи Арсении. Письма Валаамского старца, игумена Иоанна. Письма духовным детям игумена Никона Воробьева. Среди древних “Поучения Аввы Дорофея”. Не ошибиться в вопросах духовной жизни. Великое благо, у кого есть духовный руководитель, который может ответить на любые вопросы. Начиная с Нила Сорского - не нашел руководителя даже на Афоне. Во втором тысячелетия все жалуются на отсутствие духовников. Редко встречаются те, кто видят душу человека и передают то, что говорили святые отцы. Всегда ищет ответа у святых отцов. Макарий Оптинский следовал тому же правилу. Такой-то отец учит так… Сегодня приказы во все стороны: женись, покупай, продавай, они все знают. Сейчас душепагубное актерство и печальнейшая комедия - старцы, принимающие на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований. Вот таких надо избегать всячески. Как только видите, что приказывает человек, надо бежать как от огня. Это гордыня человеческая. Ищите человеческого отношения, чтобы думал над вопросом, даже говорил “не знаю”, если не знает. Не исполняйте первых мыслей, которые приходят в голову. Это не есть от Бога. Сколько семейных драм из-за этих приказывающих, всезнающих священников. Первым признаком, что в человеке что-то есть - смирение, отсутствие приказов.

# Философские дискуссии должны происходить дружески. С непогрешимыми невозможно вести дискуссии. Богословские вопросы нельзя поднимать в светской прессе, и даже с теми, кто не получил специального богословского образования. Публично, перед всеми начать дискуссию - это надругательство над своей верой.

# Какую природу принял Христос - поврежденную или неповрежденную. Вся суть спасения - восстановить то, что было повреждено при грехопадении. Тогда крест уже не нужен. Ересь: монофизитство - бог принял неповрежденную природу. А как же тогда он умер и страдал. Смерти до грехопадения не было. Это тоже ересь. Автартодокед. Папа Гонорий был за это даже осужден. Если первозданна, то она не могла страдать. Как же Христос страдал или не страдал? Природа была бесстрастной, но когда хотел, тогда страдал. Когда хотел, тогда ел и пил. Принимал вид или образ. Эти ереси были осуждены на Вселенской Соборе. Все вопросы можно решить, обратившись к профессору богословию, в академию богословия.

# Бог превышает наш ограниченный ум. Апофазизм - нельзя ничего говорить о боге. Катафазическое богословие: даются характеристики Бога - высшие для человеческого понимания и осознания. Бог есть Любовь, смирение, мудрость. Дается правильный вектор.

# Бывают грехи личные, а бывают общие. Шайка разбойников может каяться все вместе. Непонятно, почему нас всех призывают каяться в убийстве какого-нибудь царя. Что за странность… За меня никто не может покаяться. Даже жена за мужа. Каждый должен за свое преступление каяться. И что все грехи на нас? Всех предыдущих поколений? Очень хорошо, если бы один день в году все проводили бы в посте и покаянии. Но каждый в своем собственном грехе. Я покаюсь за своего отца, а он скажет, а я вовсе не каюсь. Молиться за своих отцов - это да. Каяться - нет.

# Церковь - есть организм. Никто так не связан, как дети с родителями. Детей можно крестить. Параллельно существовала другая практика. Все великие святые кристились очень поздно - после 25 лет. Их родители считали, что спасающей верой является сознательно избранная. Сейчас вошло в практику - крестить детей сразу. Есть опасность, что семя не подействует как надо. Кто хочет причастить ребенка, то должен готовиться родитель. Таинство - не магия. Кто верует - тот спасен бысть. Родители берут на себя огромную ответственность, что ребенок, когда подрастет, согласится с тем, что он будет христианином. Когда человек осознает - он переживает действие благодати, это опыт на всю жизнь. Мы лишаем ребенка этого опыта. Крещение и причащение - это не средство, это цель спасения человека.

# Общение, ближайшее соприкосновение - работа в парикмахерской. Нужна прозорливость, чтобы давать совет, можно ли там работать. Батюшка посоветовал лучше работать уборщицей, чем косметичкой.

# Смерть - не наказание за грех, а естественное следствие греха. Это следствие расторжения связи с Богом. Бог есть источник жизни, ибо им мы живем. Бог - есть любовь, правильная любовь, праведная любовь. Как поступить по любви или по правде? Любовь, которая приносит человек благо и только благо. Мы часто занимаемся попустительством с тем, кто нам нравится. Пример: туберкулезника - в санаторий, больного аппендицитом - под нож. Весь окружающий мир - продолжение нашего тела человеческого. Мы должны к нему относиться как к нашему телу. Смерть животного мира обусловлена состоянием человека, смертным состоянием человека.

# “Шесть слов о священстве” Иоанна Златоуста. Священство - это единственное из таинств, которое принимается не для себя. Апостольская проповедь. Священником может стать человек, который приобрел хотя бы начало христианского смирения, увидел свою грешность, и через это с любовью относится к людям. Теоретические знания - что нужно человеку для спасения. Знание церковной истории, канонов церкви, психологии, святоотеческих трудов. Природная способность человека - это учитель, педагог, наставник. Спросить у других. Как вон тот скажет обо мне - могу я или нет, узнать через друга. Почитать Иоанна Златоуста. Первое - мало кто из священников спасается. Второе - душа священника должна быть чище лучей солнечных.
# Бог не может спасти нас без нас. В протестанстве - Христос спас нас 2 тысячи лет назад.

У нас не так. Бог говорит: “Дай мне медный обол, я тебе отсыплю тысячи талантов”. Христианство это не магия, а живые отношения между человеком и Богом. Всегда есть время вздохнуть от всей души. И тело даже участвует во время искреннего вздоха. Без нашего участия и молитва священника будет не так действенна.

# Литературные труды Александра Меня: теософские идеи единой церкви будущего. Если в саду у него постоянно играет приемник, какая может быть духовная жизнь. Он не понимает, что такое молитва, духовная жизнь…
# Приобретение себе в душе мира. Все время суета, беспокойство. Беспредметное волнение. Все подвижники говорят, что человек способен приобрести мир в душе. Христос говорит - мой мир даю вам. Нечто совершенно великое. Состояние молчания души. Без слов общаться с Богом. Когда читаете молитву, язык все время движется. Молчание - наилучшая атмосфера, при которой человек может общаться с Богом. К этому нужно стремиться. Этот мир достигается тем, что побеждаются страсти. Где нет побеждения страстей, там возможно достижение мира. Плох тот идеал, который не выше нашей головы. Господь искренне стремящемуся дает достижение этого мира. Познание греха своего сопрягается с утешением, с переживанием состояния мира. Это великое благо. Эти минуты бывают редко. Их надо беречь.

# Тоска по разумной власти - монархической. Идея наилучшей власти. Нет подкупа, нет борьбы партий, достижения своих интересов. Но и потрясающая деградация. У нас царь - был главой церкви. Управлял епископами. Видим, к чему это привело. К революции. Это связано и с положением церкви в Российской империи. Какое внедрение в дела церкви во времена царской власти. Нужен трезвый взгляд на те времена, знакомство с историей. Синодальный период - полнейшее унижение церкви. Сейчас больше свободы, чем тогда было. Можно любовью задушить. Нужно быть сдержанным и осторожным. Идиллические картины райского бытия дореволюционной церкви - это журналистские байки. Есть националистические тенденции. Случается оскорбление русского народа. Крайности одинаково вредны. Нет такой доброй вещи, которую нельзя было бы испортить.

# Очищение души через болезнь. Промысел Божий заключается в проявлении любви Божией. Нужно осознать, что у меня есть что-то то в душе, что требует проявления таких вещей. Все бедственное, что происходит с нами, является подношением нашим. Господь есть совершенная любовь. Он ни на йоту не даст нам страданий больше, чем нужно. Великое благо приобретем, а может быть постепенно и исцеление.

ПредыдущийНа главную страницуСледующий

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz