Выдержки из святоотеческих писаний
О посте
Когда поститесь, не будьте унылы,
как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям
постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда
постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не
пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное,
воздаст тебе явно.
Мф. 6, 14-18
Истинный пост есть устранение от
злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. "Не в судах и
сварах поститеся". Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от
вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но
тратишь день в судебных местах.
Святитель Василий Великий
Ты постишься? Напитай голодных,
напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и
плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен,
благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии
даровал плоды покаяния.
Святитель Иоанн Златоуст
В наступившие дни святого Поста
приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о
своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду
спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие
жертвы и милостыни не помогут тебе.
Из писем игумена Никона (Воробьева
О воздержании в пище
Пост тела есть пища для души.
Святитель Иоанн Златоуст
Вспомни, что Адам в раю был не ниже тебя совершенством, -
возомнил обойтись без поста - и что вышло?
Иннокентий апхиепископ Херсонский
Кто из животных столько силен, как лев? Но из-за чрева
своего и он попадает в сети и тогда все могущество его смиряется.
Преподобный Иоанн Колов
Берегись измерять пост простым
воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно,
уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакож не перестает
грешить.
Святитель Василий Великий
Начальник бесов есть падший денница; а глава страстей есть
объядение.
Преподобный Иоанн Лествичник
Никогда не может достигнуть совершенной
чистоты тот, кто надеется приобресть ее одним воздержанием, то есть телесным
постом, если не познает, что воздержание нужно для того, чтобы, по усмирении
плоти постом, легче мог вступить в брань с прочими страстями.
Преподобный авва Серапион
О духовном пощении
Пост телесный подразумевает:
ограничение в пище; употребление особого вида пищи; редкий прием пищи.
Душевный пост также должен
включать в себя: ограничение внешних впечатлений - пищи души, информации,
которую привык получать человек ежедневно в огромных объемах; контроль над
информацией, то есть над качеством пищи, которую получает душа, исключением
того, что раздражает страсти; редкий прием пищи, то есть периоды уединения,
молчания, безмолвия, пребывания с самим собой, которые дают человеку возможность
познать свои грехи и осуществить главную цель поста - покаяние...
Наши страсти тесно связаны с
чувственными образами. Страсть появляется в сознании в виде греховного образа;
и наоборот, греховный образ, воспринятый со стороны, возбуждает страсть в нашем
сердце (преподобная Синклитикия называла глаза "окнами смерти").
Сценой, на которой непрестанно
демонстрируются человеческие страсти во всем их разнообразии, эффективности и
изощренности, в наше время является телевизор. Он похож на источник постоянной
радиации, который облучает смертоносным стронцием психику людей.
Телевизор держит человека в
страстном напряжении, как будто в пространстве его экрана заключен сгусток всех
чувственных эмоций, страстей, похоти, жестокости, преступлений. То, с чем человек
в прошлые века мог - и то случайно - соприкоснуться несколько раз в жизни
(скажем картина убийства), теперь он видит каждый день...
Душа имеет три способности:
разум, эмоцию и волю. От неразлучной дружбы с телевизором воля у человека
обессиливается, как у тех, кто часто принимает сеансы гипноза; чувство
притупляется и требует новых острых ощущений и "допингов", а разум
становится порабощенным сменяющими друг друга картинами, которые заставляют его
жить в каком-то фантастическом мире, в постоянно продолжающейся фантасмагории.
У разума две силы: образное и
словесное общение. Слишком обильная, неуправляемая информация развивает низшую
механическую память, но подавляет творческую силу и энергию... Ум становится
дряблым и пассивным иждивенцем чужих мнений и идей. Картины, которые человек
увидел на экране телевизора, вращаются в его подсознании, всплывают в памяти,
мелькают в сновидениях, как призраки. Мышление становится поверхностным, а язык
- болтливым. Защитные силы психики истощаются, не будучи способными справиться
с лавиной впечатлений.
Где место для безмолвия, для
сердечной молитвы? Человек не видит самого себя, он как будто бы живет не в
доме, а в театре с непрекращающимися представлениями.
Святые отцы говорят о том, что
существуют три вида деятельности ума: это созерцание, рождающееся в безмолвии
молитвы, рассуждение и воображение, при этом воображение - самый низший вид
мышления, соединенный с чувственными страстями и фантазией. Святые отцы
заповедовали пребывать в молитве, давать, когда это нужно в практической жизни,
место рассудочному размышлению (при этом знать его меру и пределы) и бороться с
воображением как со своим противником. А телевизор способствует обратному:
развитию воображения, подавлению творческой силы ума и потере молитвы. Человек,
проводящий время поста у телевизора, похож на обжору и пьяницу, который глотает
все без разбора, даже не разжевывая куски, и при этом считает, что он держит
пост по всем уставам Церкви.
Из книги "Как соблюдать пост"
О соблюдении поста
Для Адама пост, данный Господом,
являлся испытанием верности. Для нас сегодня пост - это также, во-первых,
испытание нашей верности. Когда Адам и Ева подвергли сомнению слова Господа и
вкусили плоды запретного дерева, то были изгнаны из рая. Точно так же по 69-му
Правилу Святых Апостолов отлучаются от церковного общения те, кто не доверяет
установленным Церковью постам и самовольно нарушает их. Как говорится: вольному
- воля, а спасенному - рай.
Когда мы говорим о себе, что мы
православные, то этим определяем свою принадлежность к Православной Церкви, а
проявляем свою принадлежность к Православной Церкви, выполняя ее установления.
Например, соблюдая посты.
Священник Сергей Николаев, "Время
веселое поста"
Чувственный человек ничему не
противится с такой силой, как святому посту. Посещать богослужения, приступать
к исповеди - на все это соглашаются даже чувственные люди, но возложить на себя
иго поста - это кажется для многих христиан слишком тяжелым и даже опасным.
Святитель Иннокентий Херсонский
Как же без поста ты думаешь быть
истинным христианином, если не выполняешь распоряжений Матери-Церкви?
Непостящийся произвольно отделяет себя от всего сонма постящихся православных
чад Церкви. Вам жаль своего слабого сложения? Сжальтесь же над ним
действительно и дайте покой своему чреву.
Святитель Иннокентий Херсонский
Пост есть насилие естества,
отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения,
истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота
молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности,
дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание
многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела,
виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение.
Преподобный Иоанн Лествичник
Пресыщение также является помехой для успешной молитвы. "От угождения чреву отягщается, грубеет, ожесточается сердце. Ум лишается легкости и духовности. Человек становится плотским" "Глава добродетелей - молитва, их основание - пост"
"Отстраняйте льстивую мысль о возможности заменить телесный пост духовным пощением. Скорее телесный пост состоится без духовного, нежели духовный без телесного". "Часто сектанты и пр. ссылаются на Евангельские слова: "Не входящее в уста оскверняет человека, но исходящее из уст", видя в этом запрещение постов. Но это - от незнания Евангелия. На это отвечайте: " А пьянство, входящее в уста, а запретный плод?" Действительно, пища не сквернит, иначе ее не позволили бы и в другие дни. Сквернит бесчинное похотение и невоздержание. Слова те сказаны фарисеям о мытье рук".
прп Амвросий Оптинский.
О необходимости соблюдать посты нам указывает Евангелие на примере Спасителя, постившегося 40 дней в пустыне (Мф.4, 1-3). На вопрос учеников об исцелении бесноватого отрока, Иисус ответил: "Сей род ничем не может изъити, токмо молитвою и постом" (Мф. 17:21). В Евангелии есть так же указание на соблюдение постов в среду и пятницу: "Приидут же дни, егда отъимется от них жених, и тогда постятся в тии дни" (Мф. 9:15). "Апостол Павел указал венец нетленный, и всем, кто захочет восхитить его, предписал умерщвлять и порабощать тело. Ничего другого посредства не поместил. Тут умерщвление тела, а там - венец нетленный. Хочешь последнего - возьмись за первый. "И я, - говорит, - так же теку, и я также подвизаюсь. "Апостол, сосуд благодати, умерщвляет тело свое и порабощает. Но не от избытка ревности. Нет. Без этого мне нельзя быть, опасно: "да не како иным проповедуя, сам неключим буду". Стало быть, кто не распинает плоти, тот не Христов, не христианин. И вся жизнь у нас должна проходить в умерщвлении и порабощении плоти. Иначе тотчас попадешь в неключимые, а потом и участи их подвергнешься: "неключимого раба ввезите во тьму кромешную, ту будет, плачь и скрежет зубов". Чтобы по забвению или по увлечению делами мы не подпали сей участи, святая Церковь напоминает нам об этом умерщвлении плоти каждую неделю - средою и пятком, а в каждое время года продолжительными постами"
Свт. Феофан Затворник.
"Пост представляется мрачным, пока не вступают в него, но начни - и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни". "На пост восстает одна плоть, и неблаговолящие к посту, плотские суть. Духовная же сторона наша любит пост, жаждет поста, ей привольно в нем. Надо бы сказать: возбуди и развей в себе духовную сторону - и будешь с постом в ладу, как с другом своим, но для раскрытия сей-то стороны и узаконен Господом пост. Можно бы сказать: оживи в себе страх Божий - и охотно вступишь в поприще поста, и без труда пройдешь его. Но опять: как оживить страх без поста? Вот и необходимо наперед самопринуждение, необходим наперед труд несладкий, чтоб потом вкусить плодов сладких. Пусть рассуждение плотское чуждается поста, ты под иго веры покорись, и апостольскому учению внемли".
Свт Феофан Затворник.