Сосунцов Е.Ф.

Уроки Закона Божия для детей

 

Урок 26

Учение о Блаженствах

 

( Обычно это учение присоединяется к учению о христиан­ской надежде. Но, по нашему мнению, Блаженства представля­ют собою указание пути к достижению конечной цели христи­анства: к небесному совершенству и соединению человечества с Божеством. Это учение является раскрытием внешнего зако­на — заповедей — и обоснованием веры, надежды и любви на внутренней жизни человека. Поэтому мы находим более удоб­ным объяснить Блаженства после Десятословия.)

 

3. Господь сотворил людей для того, чтобы они жили счастливыми, блаженствовали. Он поселил пер­вых людей в раю, но люди сами потеряли свое счас­тье, когда согрешили. Грешный человек не может быть счастливым. Он все равно что больной, а у хво­рого что за радость? Болезнь грешного человека в том, что душа у него противится воле Божией, все хочет делать по-своему, а тело не хочет слушаться души, когда душа временами хочет делать добрые дела. Как для больного нужно лечение, так для греш­ника нужно спасение от греховности. Если душа че­ловеческая не будет желать греховных дел и если тело не будет мешать ей жить no-Божьи, тогда че­ловек будет счастлив или блажен. Но сам человек не может сделаться праведным, не может перестать грешить. Силу для святой жизни дать может толь­ко Бог. Всякий, кто живет праведно, знает, что он делает добрые дела не своей силой, а силой Божи­ей. Кто живет праведно, тот и может получить бла­женство, но не здесь, на земле, а в Царстве Небес­ном, в будущей жизни. Почему Бог не дает людям блаженство здесь, на земле, об этом мы уже говори­ли при объяснении «Символа веры». Припомните это объяснение.

Вопросы:

Зачем Бог сотворил людей? Где их поселил? Почему люди потеряли блаженство? Почему грешник не мо­жет быть счастливым? Что нужно грешнику? В чем состоит болезнь грешника? Кто дает силу для правед­ной жизни? Когда праведные люди получат блажен­ство? Почему не на земле?

Бог сотворил людей для блаженства; люди сами потеряли его, но Бог все-таки не отступил от Своей воли и даст людям блаженство. Сами люди одними своими силами получить блаженства не могут. Без Бога люди ничего хорошего сделать не могут. Преж­де всего людям нужно понять, что они перед Богом словно нищие, у которых своего ничего нет. Если человек и делает добрые дела, он все-таки должен помнить, что делает их мало и делает не своей силой, а силой Божией. Если человек думает, что он все делает хорошо, то он не будет стараться делать луч­ше, а через это станет грешить больше и Царства Небесного не получит. Значит, для счастья, для бла­женства человеку нужно всегда помнить, что он много грешит и что он перед Богом как нищий, у которого своего ничего нет. Иисус Христос так и учил людей. Он сказал: Блажени нищий духом, яко тех есть Цар­ство Небесное1. Эти слова можно коротко объяснить так: счастливы те люди, которые считают себя греш­никами, хотя и делают добрые дела. В первый раз кажется непонятным, как может считать себя греш­ником тот, кто делает много добра. Объясним это примерами.

Если мы нальем в бутылку мутной воды, то в ней никакого сора не разглядим, а если возьмем чистой, то в ней будет заметна каждая соринка. Так и пра­ведный человек видит каждый свой грех и по совес­ти считает себя грешником. Грешный же человек своих грехов не замечает. Праведный человек посто­янно хочет делаться праведнее, потому он и может получить Царство Небесное, потому он и счастлив или блажен.

Человек малоученый думает, что он все знает; кто много учится, тот видит, что знает мало, что ему еще много нужно учиться. Один умный человек, Сократ ('Сократ (ок. 470—399 до н. э.) — древнегреческий фи­лософ. Цель его философии — самопознание как путь к до­стижению истинного блага; добродетель есть знание, или муд­рость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением мудрости), знал больше всех людей, которые жили в то время, но он всегда говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Одна добрая старушка жаловалась священнику: «Батюшка! Чем больше я стараюсь жить по-Божьи, тем больше вижу, что я великая грешница». На это ей священник ответил: «Во всяком деле бывает так. Чем больше смотришь, тем больше видишь. Преж­де ты не думала о своих грехах, потому и не замеча­ла их. Считай себя грешницей и ты сделаешься пра­ведной».

Вопросы:

Что всегда нужно помнить нам, хотя бы мы делали . добро? Какими мы сделаемся через эту память? А что будет с нами, если будем думать, что все делаем хоро­шо? Что нужно помнить тому, кто желает себе бла­женства? Как об этом учил Христос? Как можно эти слова объяснить кратко? (Припомните примеры, как может считать себя грешником праведный человек?)

Всякий хороший человек, который видит свои гре­хи, не может радоваться тому, что он грешен. Хоро­ший человек о своих грехах жалеет, плачет. А если он плачет о грехах, то будет стараться меньше гре­шить. Вы помните, что Апостол Петр до пения петуха три раза отрекся от Христа. Но зато он потом каж­дую ночь вставал при пении петухов и плакал о сво­ем грехе. Через этот плач Апостол стал так любить Христа, что с радостью шел за Его учение на муки и на смерть. Здесь, на земле, хороший человек о грехах плачет, а в Царстве Небесном он утешится. Счастли­вы те люди, которые плачут о своих грехах, потому что они от этого делаются праведнее и утешатся в Царстве Небесном. Блажени плачущий, яко тии уте­шатся,— сказал Христос (Мф. 5, 4). Кто всегда помнит, что он грешник, что у него ничего нет, а все Божие, кто все­гда плачет о своих грехах, тот никогда не гордится перед людьми, а во всем уступает другим. Такие уступчивые люди называются иначе кроткими. Здесь, на земле, кротких людей обижают злые люди, но наша земля невечно будет такой же, какой мы ее видим теперь. Настанет время второго пришествия Христа, воскреснут все мертвые, все живые переменятся, пере­менится вся земля, тогда кроткие получат всю землю в наследство и будут жить без конца. Обидчикам тог­да на земле места не будет, они будут мучиться от­дельно и обижать кротких не будут. Блажени кротции, яко тии наследят землю,— сказал Господь (Мф. 5,5). Эти слова можно проще сказать так: «Счастливы люди смирные, потому что они получат после Страшного Суда всю землю». Теперь их обижают, но терпеть им недолго. За эти обиды они получат блаженство, кото­рое никогда не кончится.

Вопросы:

Что делает хороший человек, когда замечает за собой грехи? Зачем нужен плач о грехах? Какую пользу он от этого получит? (Припомните пример.) Почему счаст­ливы люди, плачущие о своих грехах? Как о них ска­зал Христос? Как живет с людьми тот, кто считает себя грешником и плачет о своих грехах? Как на­зываются люди уступчивые, смирные? Как теперь живут кроткие? Когда они будут жить счастливо? Что они получат? Как сказал о кротких Христос? Как эти слова можно сказать проще?

Когда человек твердо знает, что он грешник, он не может не скорбеть о своих грехах. А кто плачет о грехах, тот старается жить праведно, старается все делать по правде. Как голодный человек постоянно думает только о пище, как тот, кто хочет пить или жаждущий думает только о питье, так желающий жить праведно больше всего думает о правде. Он по­хож на голодного или алчущего и на хотящего пить или жаждущего. Правда для такого человека выше всего. Он знает, что Бог действительно есть, и хочет твердо верить в Него; хочет быть ближе к Богу и потому часто молится Ему; хочет всегда делать добро людям. На земле правды мало: нашу веру смущают разные соблазны; молитва наша бывает неправиль­ной, а за добро люди часто отплачивают злом. Но горевать об этом нам не следует. После воскресения из мертвых придет время, когда правда возьмет верх над кривдой, и те люди, которые хотят во всем прав­ды, как голодные хлеба, насытятся правдой, и тогда они будут совсем счастливы, блаженны. Блажени ал­чущии,— сказал Христос (Мф. 5, 6). Эти слова можно проще сказать так: «Счастливы те люди, которые так силь­но хотят жить праведно, как голодный и жаждущий хочет пищи и питья, потому что они за свою правед­ность получат по правде награду от Бога».

Вопросы:

О чем старается тот, кто видит свои грехи и плачет о них? На кого похож такой человек? Почему на земле нет полного утешения для такого человека? Когда они будут счастливы? В чем будет их счастье? Как об этом сказал Господь? Как эти слова сказать проще?

Нам всегда нужно помнить о своих грехах и ту­жить о них; не нужно утешать себя тем, что есть люди грешнее нас, потому что нам от этого лучше не будет. Всем людям нужно уступать, а нам следует всеми силами стараться жить праведно. Грешный человек только гоняется за счастьем, но не может получить его ни на земле, ни в будущей жизни.

 

Примечание. В качестве самостоятельной домашней или классной работы, при объяснении Блаженств, ученикам может быть дано заучивание славянского текста с русским перифра­зом его. Более же подробное объяснение текста повторяется только на классном уроке.

Урок 27

Окончание объяснения Блаженств

3. Всякий человек, который хочет жить праведно, знает, что своих сил для праведной жизни у него мало. Душа наша не всегда хочет делать добро, грех ее сму­щает делать зло, а когда и душа хочет добра, то ей мешает тело. Для добра нужно потрудиться, а тело наше лениво. Поэтому всякий человек грешит, толь­ко одни грешат меньше, другие больше. Кто грешит, тот виноват перед Богом и ничем не может заплатить за свою вину, потому что Бог ни в чем не нуждается. Бог может простить человеку грехи по Своей милос­ти, и всякий человек нуждается в милости Божией. Вы знаете, что милость Божию может получить толь­ко тот, кто сам милостив ко всем людям. Только те люди, которые помогают своим ближним, которые ко всем милостивы, получат милость от Бога, будут помилованы. Блажени милостивый, яко тии поми­лованы будут,— сказал Христос (Мф. 5, 7). Их счастье будет в том, что Бог простит им все грехи и даст им блажен­ство на небесах. Как нужно быть милостивым, об этом Христос сказал, когда говорил о Своем втором при­шествии.

Примечание. Здесь нужно прочитать 31—46 стихи из 25-й главы Евангелия от Матфея. В качестве примера человека ми­лосердного полезно рассказать житие Филарета Милостивого по Четьи-Минеи (19 ноября).

Мы нуждаемся в милостях Божиих и можем ждать их только тогда, если сами будем милостивы к нашим ближним. Милостивым же может быть только праведный человек, такой человек, который от всего сердца желает добра другим людям, кто любит Бога больше всего и ближних, как сам себя. У такого человека нет на душе, или иначе на сердце, никаких грешных мыслей и желаний. Сердце у него чистое, безгрешное, и на совести у него нет зла. Хо­рошо человеку, если он чувствует своей душой, что Бог всегда с ним, но чувствовать эту близость может только тот, у кого нет греховных желаний. Как ви­деть все видимое может только человек здоровыми, неиспорченными глазами, так чувствовать близость Бога, видеть Его душой, может только такой человек, у которого душа или сердце чистое. Нам радостно смотреть на все хорошее, а лучше Бога ничего нет. Поэтому счастливы и блаженны чистые сердцем, они увидят своей душой Бога. Блажени чистый...— ска­зал Христос (Мф. 5. 8). Чистые сердцем — такие люди, кото­рые всей душой любят Бога и ближних и не желают своим сердцем никакого греха.

Что нужно делать для получения милостей от Бога? . В чем счастье милостивых? Что скажет Господь ми­лостивым на Страшном Суде? Какие люди могут быть милостивыми? Подумайте, почему немилостивы греш­ники? У кого бывает душа чистой? Кто из людей мо­жет чувствовать близость Бога? Почему счастливы чистые сердцем? Каких людей можно назвать чисты­ми сердцем?

Люди, чистые сердцем, любят больше всего Бога и любят других людей, как самих себя. Всем людям живется плохо на земле оттого, что они враждуют друг с другом. Всякий старается только для себя и обижает своих ближних. Праведный, чистый серд­цем человек понимает, что люди делают плохо, когда бранятся, дерутся, злобятся друг на друга, и старается помирить их. Мирить людей трудно, и часто люди сердятся на того, кто старается их помирить; часто сердятся и обидчик и обиженный. Они оба считают себя правыми, а кто мирит их, тот видит и говорит, что сделал неладно каждый из них. За это они и сердятся, потому что грешные люди любят, чтобы их только хвалили. Все люди, начиная с Адама и Евы, отдалились от Бога, не захотели жить в мире с Богом, а захотели все делать по-своему. Помирить людей с Богом пришел Сын Божий Иисус Христос. Он пока­зал людям, что они большие грешники перед Богом, сказал им, как нужно жить правильно, а люди мучи­ли и распяли Его. Кто мирит людей, тот называется миротворец. Всякий миротворец прежде всего сам живет мирно со всеми. Много горя приходится тер­петь от людей миротворцам, но Господь наградит их блаженством. Миротворцы будут называться детьми или сынами Божиими. Хотя Иисус Христос всем христианам дал силу называться детьми Божиими, но вы знаете, что дети бывают разные: одни лучше, другие похуже. И в человеческой семье отец или мать послушного сына или послушную дочь зовут: мой сынок, моя дочка. Таким названием родители пока­зывают, что из всех детей один сын или одна дочь почитают их больше, чем другие дети. Миротворцы

своими делами походят на Сына Божия Иисуса Христа, а потому и получат название особенных, луч­ших детей Божиих. Блажени миротворцы...— ска­зал Христос (Мф. 5, 9). Счастье миротворцев в том, что они будут называться лучшими детьми Божиими.

Отчего людям живется плохо на земле? Какой человек может понять, что люди делают плохо, когда жи­вут немирно? О чем тогда старается человек, чистый сердцем? Почему не любят грешники такого челове­ка? От кого люди отдалились прежде всего? Кто при­ходил на землю мирить людей с Богом? Подумайте, кому нужно было это примирение? Что сделали люди со Христом? За что они Его распяли? Как называется тот, кто мирит людей? Что миротворец делает прежде всего? Чем наградит Господь миротворцев? Чем от­личаются миротворцы от обыкновенных христиан? Что значит название миротворцев сынами Божиими?

 

Миротворцы всем людям говорят правду, ни пе­ред кем душой не кривят. Грешники правды не лю­бят и стараются чем-нибудь досадить правдивым людям. Они стараются выжить правдивых людей из своего общества, прогнать их от себя. Помните, как гнал за правду Ирод Иоанна Крестителя и даже ве­лел убить его. Всякий грешник готов погубить прав­дивого человека, словно правдивому и места нет на свете. Но Бог не оставит без награды тех людей, кото­рых гонят за правду. Гонимые за правду получат Царство Небесное. Блажени изгнана...— сказал Иисус Христос (Мф. 5, 10). Кто говорит всегда одну только правду, тот прежде всего правильно верует в Господа Иисуса Хрис­та и старается других научить вере Христовой. Всег­да были на земле такие непонимающие злые люди, которые не любят веру Христову. Они смеются над верующими, бранят их, притесняют, говорят про них всякие напраслины и даже мучают и убивают хрис­тиан только за то, что они веруют во Христа. Те люди, которые пострадали за веру, называются мученика­ми. Мучеников на свете было очень много. Их мучи­ли разными муками. Для примера припомним о стра­даниях великомученика Георгия (Память великомученика Георгия Победоносца совершается 23 апреля (6 мая)). Святой Георгий жил в Римском царстве при жестоком гонителе хрис­тиан, императоре Диоклетиане (Диоклетиан (Diocletianus) (243 — между 313 и 316) — римский император в 284—305 гг. Провел значительные рефор­мы, стабилизировавшие положение империи. Под влиянием од­ного из своих соправителей, Галерия, возобновил жестокое гоне­ние на христиан в 303—304 гг.) За веру Христову свя­того Георгия отвели в тюрьму. Там забили ему ноги в колодки, положили спиной на пол, а на грудь нало­жили тяжелый камень. Так пролежал Георгий це­лую ночь и благодарил Бога, что Бог привел ему по­страдать за веру. На другой день вывели Георгия из тюрьмы на суд. Диоклетиан сказал мученику: «От­ступи от своей веры». Георгий на это ответил: «Скорее ты устанешь меня мучить, чем я отступлю от Хрис­та». Тогда принесли колесо с ножами и стали вертеть его вокруг тела Георгия. От этого тело мученика раз­диралось на куски, кровь лилась ручьем, а Георгий сначала молился за своих мучителей, а потом смолк.

Все думали, что он умер. Вдруг блеснула молния, уда­рил гром, и все отчетливо услыхали невидимый го­лос: «Не бойся, Георгий, Я с тобой», и раны мученика сразу зажили. Но Диоклетиан не вразуми лея такой силой Божией и велел закопать Георгия до шеи в яму с негашеной известью. Негашеная известь разъедает тело, и человек в мучениях умирает. Но Георгий про­был в яме несколько дней и остался невредимым. Диоклетиан разозлился больше прежнего, велел на­деть на Георгия сапоги с набитыми внутри большими гвоздями и велел гнать его палками в тюрьму. Там Георгий стал учить сторожей вере Христовой. Узнал об этом Диоклетиан и велел отрубить мученику го­лову. Так же мучили и других мучеников, а они радо­вались мучениям, потому что Господь обещал боль­шую награду на небесах тем людям, которых бранят или поносят, гонят или изженут (церковнослав. — преследуют) и про которых гово­рят ложно худые слова за Христову веру. Христос сказал: Блажени есте, егда...( Мф. 5, 11)

О чем старается тот, кто всегда говорит только одну . правду? Что делают с ним неверующие люди? Как на­зываются те, которые пострадали за веру Христову? Как их мучили? Не читал ли кто из вас о мучениках за веру? Почему мученики радовались при страданиях? Как о них сказал Христос? Что Он обещал мученикам?

Все люди нуждаются в милости Божией. Милость от Бога может получить только тот, кто сам милос­тив к людям. Чтобы сделаться милостивым, нужно беречь свою душу от греховных желаний, иметь чистое сердце. Кто чист сердцем, тот мирно живет с людьми и старается всех мирить. Миротворцев за правду люди не любят, но тужить об этом не нужно, потому что за это великая награда будет на небесах, и награда эта так хороша, что на земле такой и быть не может.

 

ПредыдущийНа главную страницуСледующий

 

Hosted by uCoz