2.1. Сущность понятий
"святыня", "храм"
2.2. Свято-Михайло-Архангельский храм
станицы Вешенской
2.4. Церковь Пресвятой Троицы –
утраченная святыня
2.5. Свято-Никольская церковь станицы
Еланской
Мы живем в трудное, но и благое время - время
духовного возрождения нашего Отечества.
Государство Российское – государство изначально
православное. Россия родилась в крещенской купели равноапостольного князя
Владимира, создавалось, укреплялось по духовным основаниям прежде всего
Православия.
Следование духовным традициям Православия позволило
России иметь свой неповторимый голос во вселенском хоре народов и быть самой
собой.
Поэтому Россия несет ответственность за сохранение
своего Православия перед всем человечеством. А это значит, что государство и
общество должны приложить все усилия для возрождения, продолжения и
преумножения духовных традиций Святой Руси.
Свою лепту в решение этой задачи должно внести и
молодое поколение.
История последних лет показывает, что становление
молодых людей проходит в период усиления в обществе тенденций бездуховности,
утраты нравственных критериев поведения, ухудшения психофизического здоровья.
Тем не менее, молодое поколение через обращение к духовному опыту предков
старается повернуть мир российской действительности в позитивное русло.
Духовный опыт содержит в себе, прежде всего, умение
быть добрым, созидать красоту, уметь любить. От сохранения этих ценностей
зависит духовная безопасность страны. Их утрата приведет к духовному голоду и
вымиранию. Поэтому духовный опыт предков для нас особо ценен и спасителен. Он
незрим, но нашел воплощение в зримых формах культовых архитектурных сооружений.
На нашей донской земле это православные храмы.
Почитание и сохранение веры отцов и дедов для донских
казаков было священным долгом.
Отношение к храму на Дону было как к святыне, так как
для казака это Дом Божий.
Казаку разрешалось входить в храм в боевых доспехах.
При совершении службы (молебна, Литургии) он выдвигал шашку из ножен (на
несколько сантиметров или на четверть) это обозначало, что казак готов стать на
защиту Православия [9,12]. В храме находились и
войсковые регалии (знамена-хоругви).
С тех пор минуло много лет, произошло много событий на
Дону, которые для донского казачества обернулись трагедией – это революция,
войны, богоборческая политика новой власти, по мнению которой казачество
подлежало истреблению, а все храмы – святыни Дона должны были быть разрушены.
Но этому не суждено было сбыться до конца. И наш интерес к истории и состоянию
православных храмов - святынь Дона, хранящих память о наших предках и их
внутреннем духовном мире, и обусловил актуальность выбранной нами темы
исследования.
Цель исследования заключается в описании храмов –
святынь Дона.
Цель исследования определяет решение следующих задач:
Ø раскрыть сущность понятия "святыня",
"храм";
Ø описать святыни Дона – православные храмы;
Ø изучить материалы Государственного музея-заповедника
имени М.А. Шолохова;
Ø изучить периодическую печать;
Ø организовать встречу с людьми, являющимися свидетелями
исторических событий на Дону;
Ø оформить результаты исследования.
В работе над рефератом использовались
следующие методы исследования: анализ литературных источников, синтез
полученных данных, исследовательская беседа.
Нами использовалась литература:
справочно-энциклопедическая, материалы периодической печати, материалы архива
музея-заповедника им. М.А. Шолохова, историческая и учебная литература,
современные технические источники информации.
Реферат имеет следующую структуру:
введение, основная часть, заключение, список литературы.
Реферат сопровождается приложениями в
печатном и электронном вариантах.
В толковом словаре живого
великорусского языка В. Даля "святыня" имеет следующее значение: то,
чему поклоняемся, что чтим нерушимо; это святые предметы или вещи, чтимые
верою.
Храм для верующего человека – Дом Бога,
где все свидетельствует о Его присутствии, а значит все освящено истинным
светом, то есть является святыней. В храм приходят для общения с Всевышним.
Общение находит свое выражение в молитве. Молитва не возможна без почитания
святыни и поклонения ей.
Таким образом, сам храм и все, что в
нем освящено светом Истины является святыней для верующего человека.
У слова "храм" несколько
синонимов: "собор", "церковь", "часовня". Все эти
слова также означают место, где собираются верующие для молитв, таинств и
богослужений.
Православные храмы посвящаются Богу в
память о том или ином событии из жизни Христа, Божией Матери, святых,
отраженных в церковном календаре или в честь Архангелов и чудотворных икон.
Отсюда и соответствующие названия: Христа Спасителя, Святой Троицы, Рождества
Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, святителя Николая Угодника,
Архистратига Михаила и др.
Много православных храмов существует на
донской земле – земле великого писателя М.А. Шолохова.
Одни храмы считаются давно действующими
(Свято-Михайло-Архангельская церковь ст. Вешенской), другие
восстанавливающимися, возрождающимися из руин (Свято-Никольская церковь ст.
Еланской), третьи (Церковь Пресвятой Троицы ст.Вешенской) – утраченными, но
существующими в памяти народа, четвертые – храмы вновь появившееся на донской
земле в 90-е годы XX века (Надвратный храм Донской
иконы Божьей Матери на территории храма Святого Архистратига Михаила).
Донское казачество свято чтило и хранило православную
веру, унаследованную от своих предков. Свидетельством тому являются построенные
на нашей святой земле храмы, являющиеся святынями Православного Тихого Дона.
Большая часть этих храмов разрушена в годы тоталитаризма и безбожия.
"Трагична история нашего народа. Десятилетия
гонений на веру наших отцов и дедов, на Православие, породили настоящее
варварство.
Были уничтожены, разрушены и пришли в запустение
величайшие святыни Дона – православные храмы. То, что строилось веками, то что
лелеялось и благоукрашалось поколениями казаков, безжалостно и целенаправленно
разграблялось и разрушалось. Немногие храмы уцелели. И тем более важно
сохранить, отреставрировать то, что осталось" (Атаман Всевеликого Войска
Донского В.П. Водолацкий).
Уцелевшей святыней является
Свято-Михайло-Архангельский храм станицы Вешенской. Он был построен во второй
половине XVIII века, а именно с 1776 года. Главный престол Архистратига Михаила
был освящен 1786 году [4,2].. Храм был построен с приделом святого Апостола и Евангелиста Иоанна
Богослова. Придел был освящен 26 ноября 1780 года.
Каменное здание храма возвышалось над всеми
деревянными постройками казаков. Купол его стремился ввысь, споря с голубизной
неба, а колокольный звон возвещал о праздничном богослужении и собирал народ со
всей округи.
Донской краевед И.М. Сулин в 1894 году указывал на
богатую утварь этой церкви и перечислял хранившееся в ней древности: Евангелие
После свержения монархии в России и Октябрьской
революции 1917 года, красный террор прокатился по вольным казачьим станицам [4,5]. Закрывались и разрушались храмы. Духовенство забирали и
расстреливали. В 1937 году Свято-Михайло-Архангельский приход был закрыт, и
помещение храма было использовано под зернохранилище [4,6].
Вспоминает Малахов Виктор Иванович: " Однажды
меня привлекла гудящая толпа пожилых людей около церкви. Все смотрели вверх на
купол церкви. Оказывается там, на верху, мужчина спиливал крест и он вот-вот
должен был упасть. Крест, падая с большой высоты, пробил крышу, и глубоко вошел
в землю. Люди крестились, роптали. Вскоре начали слом самой церкви. Колокольню
ломали долго, уж очень прочная была кладка. Уцелевшие кирпичи опускали по
желобам, сколоченным из досок. Их внизу подхватывали и складывали в стопку.
Колокольня была разрушена, а дальше церковь не стали ломать. Говорят, что М.А.
Шолохов позаботился о том, чтобы оставить церковь как памятник архитектуры, а
может быть по другой причине. Это происходило в 1939 или 1940 году летом".
Во время Второй мировой войны храм уцелел, но сильно
пострадал, были утеряны алтарь и колокольня. Бомба, сброшенная с немецкого
самолета, пробила главный купол храма, но не взорвалась и упала на зерно. Позже
выяснили, что вместо тротила внутри бомбы был песок [4,6].
Приход открылся в 1946 году [4,6] и храм стал Святого Архистратига Михаила стал действующим.
Полностью храм начали восстанавливать с 1991 года, в
этом году была перекрыта крыша главного купола. С 1992 года по 1995 год шло
восстановление алтаря на старом фундаменте. В 1994 году был спроектирован и
построен главный иконостас храма. Проект был выполнен ныне покойным
архитектором Игорем Ганусом [4,7].
В октябре месяце 1995 года митрополитом Владимиром
Котляровым были освящены престол в главном алтаре храма и иконы местного чина
иконостаса [4,7].
В 1999 году был заложен фундамент колокольни, а ее
строительство началось весной 2000 года. В апреле 2003 года на отстроенную
колокольню подняли колокол «Благовест», и с этого времени над нашей станицей
раздается колокольный звон [4,8].
Таким образом, был полностью воссоздан архитектурный
ансамбль Свято-Михайло-Архангельской церкви, который существовал до разрушения
колокольни.
Возвращение святыни в первоначальное состояние говорит
о желании станичников возвратиться к своим духовным корням и через
восстановление храма Архистратига Михаила приобщиться к высшим моральным
ценностям предков.
Решительность выполнить это благое намерение находит
свое подтверждение во вновь выстроенном надвратном храме в честь Донской иконы
Божьей Матери на территории храма Святого Архистратига Михаила.
Восьмого июля 1997 года по благословению Архиепископа
Пантелеймона на территории Свято-Михайло-Архангельского храма была произведена
закладка надвратного храма в честь Донской иконы Божией Матери. Первая
Божественная литургия и освящение престола в этом храме были совершены 1
октября 2002 года.
Пресвятая Богородица всегда считалась
покровительницей Святой Руси. Как свою заступницу и помощницу почитали
Богородицу и донские казаки. Об этом свидетельствуют следующие исторические
события: прибыв на помощь в великому князю Дмитрию Донскому, донские казаки
принесли Донскую икону. Она была утверждена на древке как хоругвь, и во все
продолжение войны оставалась при русском войске. В день славной Куликовской битвы, бывшей в 1380 году между реками Доном и
Непрядвою, икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи им
против рати татарской, литовской, рязанской. Когда неприятели были поражены,
казаки принесли в дар великому князю Димитрию, который перенес ее в Москву и
поставил сначала в Успенском соборе, а по сооружении Благовещенского собора перенес
ее туда. В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на
берегах Дона икона названа Донскою.
А вот упоминание этого событии в
"Гребенской летописи": " Там, в верховьях Дона, народ
християнский воинского чина, зовоми казаци, в радости сретающе (встречая) его
(Дмитрия) со святыми иконами и с кресты поздравляющее ему о избавлении своем от
супостатов и, приносяще ему дары от своих сокровищ, иже имеху у себя
чудотворные иконы в церквах своих" [9,3].
Таким образом, построение надвратной церкви в честь Донской
иконы Божией Матери в период военных конфликтов на Кавказе свидетельствует о
восстановлении утраченной ранее святой связи времен на земле православного Тихого
Дона, и о продолжении последующим поколением донцов традиций дедов и прадедов в
почитании Пресвятой Богородицы, как Заступницы и Покровительницы.
Строительство храма было задумано в середине тридцатых
годов XIX века. Уже 14 августа 1838 года Указом Архиепископа
Новочеркасского и Георгиевского Афанасия к церкви рукоположен во священники
Василий Андреевич Евсеев. Однако на сбор средств и согласование проекта ушли
годы.
Церковь Пресвятой Троицы является
точной копией Троицкой церкви города Новочеркасска, построенный по проекту
архитектора Фарафонтиева.
Собственно строительство церкви
началось не ранее 1840 года. В 1843 году она упоминается уже как строящаяся. К
1856 году здание было готово, и начались внутренние работы.
Хотя станичное правление и помогала
прихожанам деньгами и другими средствами, их все же не хватало. Поэтому
1856-1857 гг. соорудили иконостас только в приделе во имя Успения Божией
Матери, который находился с правой стороны, то есть с юга, рядом с главным
алтарем. Иконостас обошелся в 2050 рублей серебром. Затем приступили к
сооружению главного иконостаса, и закончили его только в 1861 году, затратив
6300 рублей серебром.
Строительство приходилось прихожанам
недешево еще и потому, что церковь с колокольней строили из кирпича и покрыли
листовым железом [6].
Из "Церковных ведомостей" за
1905 год видно, что она была "каменная, с такой же колокольнею, покрыта
листовым железом; крепка и по числу прихожан поместительная; ограда вокруг нее
каменная с железною решеткою".
По форме церковь была квадратной, имела
два входа – паперти: северный и западный. Сверху просматривался крест,
образованный пятью зелеными куполами. Пять куполов символизируют Главу Церкви –
Христа и четырех Апостолов Евангелистов: Иоанна, Луку, Марка, Матфея. Купола с
крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный
мир. Упоминается Свято-Трицкая церковь и М.А. Шолоховым в описании станицы
Вешенской первой четверти XX века:
"Вешенская – вся в засыпях желтых песков. Невеселая, плешивая, без садов
станица. На площади – старый, посеревший от времени собор, шесть улиц разложены
вдоль по течению Дона. Там, где Дон, выгибаясь, уходит от станицы к Базкам,
рукавом в заросли тополей отходит озеро, шириной с Дон в мелководье. В конце
озера и кончается станица. На маленькой площади, заросшей иглисто-золотой
колючкой, - вторая церковь, зеленые купола, зеленая крыша – под цвет зелени
разросшихся по ту сторону озера тополей…"
Во время гонения на церковь, 9 февраля
1937 года Свято – Троицкий храм был разрушен до основания.
Свидетельствуют об этих событиях жители
станицы Вешенской Кудинов А.С.и Дударев А.И.
Кудинов А.С: "8 февраля меня
крестили в этой церкви. А 9 февраля, по рассказу моих родителей, пришли
комсомольцы и начали разрушать храм".
"Слезы стояли в глазах
станичников, наблюдавших со стороны за разгромом, боль в душе не покидала нас,
участников той самой расправы, когда мы выносили из церкви утварь, иконы, церковные
книги, сваливали все это в кучу, растаптывая ногами, под страхом смерти от
властей, свою веру", - говорит А.И. Дударев.
Кирпич, железо и дерево, по
первоначальному замыслу, должны были быть использованы для строительства школы,
поэтому церковь попытались разобрать, но трудно отдавал храм свои стены
варварам, на века строили его наши предки. И тогда его взорвали, а разбирать
гору битого кирпича сгоняли вешенскую молодежь.
Кирпич вывозили на телегах, вымащивая в
сторону хутора Гороховский дорогу, где были зыбучие пески. Вскоре церковный
камень ушел в землю, не оставив и следа о Свято-Троицкой церкви, память о
которой оставалась только на старинных фотографиях, да в душах станичников.
В 1993 году на месте разрушенной церкви
был установлен памятный крест.
В 1907 году раскопали фундамент,
планируя восстановить храм. Было собрано более 3000 рублей, а на проект
требовалось более 20000. Хватило только на земляные работы по подготовке
фундамента, который вскоре снова закопали. Сейчас на этом месте стоит
часовенка.
Таким образом храм Пресвятой Троицы, в
котором казаки крестили детей, заключали браки, принимали присягу на верность
Отечеству, целуя Святой Крест и Евангелие, утрачен как святыня.
Возрождение храма Пресвятой Троицы
зависит от осознания подрастающим поколением значимости оставленного предками
духовного наследства и от желания сохранить свет Истины, завещанный предками,
пронесенный ими через века.
В год основания Еланского городка – 1699, либо годом
позже, в центре городка казаками была построена безалтарная деревянная часовня
для отправления богослужений. Была она небольшой, так как казаки скрывали свои
городки от непрятельского глаза. Часовня была местом сбора казачьего круга.
Казаки ставили на аналой образ любимого святого, своего покровителя Николая
Чудотворца, становились вокруг него для молитвы, сотворив ее решали неотложные
дела.
Казаки понимали, что только глубокая и
искренняя вера в Бога дает мужество переносить тяжелую жизнь во время военных
походов и вечной опасности.
Перед походом казаки приходили к
часовне, позднее в церковь, положить земной поклон перед святым образом.
До 1730 года Елань поменяла свое место
жительство. Часовня была перенесена из старого городка на новое место и
переоборудована там под церковь святителя Николая Чудотворца. Впервые эта
церковь упоминается в документах в 1730 году.
Располагалась Еланская церковь на
неудобном месте, со временем обветшала, поэтому 26 октября 1757 года уже на
более удобном месте еланцы заложили новую, тоже деревянную церковь, с тем же
названием. Освящена она была через два года, 28 октября 1759 года.
Основной обязанностью казаков была
защита Отечества. С1805 по 1814 год казаки Дона участвовали в войне с
Наполеоном. В компании 1812 года Еланские казаки служивого возраста участвовали
поголовно, воевали с твердым упованием на Бога, с любовью к Отечеству и
Государю. В трудное время, когда французы вошли в Москву, по призыву своего
атамана графа Платова добровольно пришли на подмогу своим отцам и братьям 26
донских казачьих полков, в их рядах не было служилых казаков, те давно уже
находились на полях сражений или же сложили свои головы, защищая Отечество.
Деды привели внуков - последние ресурсы
Дона.
Великий полководец Отечественной войны
1812 года М.И. Кутузов высоко оценил умение донских казаков воевать:
"Почтение мое к Войску Донскому и благодарность к подвигам в течении
компании 1812 года, которые были главнейшею причиною к истреблению неприятеля…
Сие чувствование завещаю я потомству моему".
Следует отметить глубокое усердие
донцов к вере, уходя на войну казаки собирались в церкви на молебен, получали
Божье благословение и отеческий наказ: "В вере отеческой православной
крепко стоять и об отступлении никогда не помышлять". Казаки говорили:
"Молись Богу от Него победа! Пресвятая Богородица спаси нас! Николай Угодник Чудотворец, моли Бога о
нас!"
По обычаю зашивали щепотку родной
земли, взятой у ограды церкви и дома в мешочек и пришивали к нательному кресту.
В 1823 году по решению станичного сбора
в память славной победы над Наполеоном на собранные деньги казаки начали строить
новую каменную церковь. Построили ее быстро. Освятили новую церковь 1826 году в
честь святителя Николая Чудотворца.
Строили церковь по проекту русского
зодчего-классициста Ивана Егоровича Старова, автора проектов Троицкого собора
Александро-Невской лавры и Таврического дворца.
Построенное здание Еланской
Свято-Никольской церкви представляет собой монументальное сооружение в
классическом стиле. Сохранились фотографии
ее, датированные началом XX века, на них запечатлены ныне утраченные элементы
здания.
Церковь однокупольная, имела три
портала с коллонадами в ионическом стиле, ныне сохранился один портал с
колонами. В одной связи с основным зданием находится каменная колокольня.
Церковь трехпрестольная: главный престол освящен в честь святителя Чудотворца
Николая, а два боковых предела, правый – во имя Спаса, левый во имя Рождества
Пресвятой Богородицы. Роспись церкви была выполнена петербургскими мастерами
согласно эскизу зодчего Е.И.Старова.
Однако с большой любовью построенная
церковь нуждалась в дорогом приобретении. Вот о чем нам рассказывает текст
приговора Еланской станицы 1839 года: "… приходская церковь, выстроенная и
освященная 1826 году, каменного здания, во имя святителя и Чудотворца Николая,
хотя наружностью достаточно украшена, но внутри иконостас, перенесен из прежней
церкви, по древности своей пришел в совершенную обветшалость, и до такой
степени, что лика святых образов частию различить не можно".
В документах Государственного архива
Ростовской области сохранилось описание Еланской церкви 1853 года. Вот как она
выглядела: церковь кирпичная, внутри и снаружи оштукатуренная, покрытая
железом, покрашена зеленой краской. Храм включает в себя: главное помещение,
трапезная, притвор с колокольнею. Главы и кресты позолочены червонным золотом,
вокруг церкви – кирпичная ограда, покрытая железом. Церковь увенчана барабаном
с куполом и с ветровым фонарем, колокольня с купольным покрытием. Большой
церковный колокол "Благовест" весил 100 с лишним пудов. Когда он
звонил, его было слышно во всех окрестных хуторах.
В Свято-Никольской церкви начиналась и
заканчивалась жизнь каждого казака Еланского юрта, здесь крестили, отпевали,
поминали по православному обычаю.
В церковь ходили каждое воскресенье и в
двунадесятые праздники, верующего народа в ней было битком набито. Всем мест не
хватало, стояли в церковном дворе и за оградой.
В 30-е годы XX века Свято-Никольскую церковь закрыли, колокол
разбили на переплавку, капитальную ограду разобрали, здание самой святыни
приспособили под хозяйственные нужды, ссыпали зерно в нее.
Во время войны в церкви жили солдаты,
несколько позднее пленные итальянцы, которые к удивлению верующих еланцев
истово молились Богу в православном храме.
На стене и потолке храма видны следы
выстрелов. Старожилы уверяют, что в лики святых стреляли наши русские люди.
Во время войны немцы били прямой
наводкой по Еланской станице, гибли станичники и их дома, церковь же выстояла,
хотя случилось одно попадание.
В 90-х годах XX века возникла угроза разрушения Еланской святыни,
которая по своей значимости равна храму Христа Спасителя в Москве.
Были сделаны прихожанами пожертвования
на ремонт храма, но их хватило только на перекрытие крыши и ремонт трапезной.
Таким образом, Свято-Никольский храм,
выстроенный донскими казаками в XIX веке, в честь победы в войне над Наполеоном, и
являющейся святыней равноценной главной святыне России – храму Христа
Спасителя, находится в полуразрушенном
состоянии. Восстановление храма, его возрождение как святыни зависит от
восстановления в порушенной памяти Тихого Дона уважения и почитания,
сражавшихся за Веру и Отечество на поле брани казаков-воинов.
Понимание значения Еланской святыни для
донского казачества служит залогом духовного возрождения народа в последующих
поколениях.
Государство Российское – государство
изначально православное.
Следование духовным традициям
православия позволило России иметь свой неповторимый голос во вселенском хоре
народов и быть самой собой.
Почитание и сохранение православной
веры отцов и дедов было для донских казаков священным долгом. Казак готов был
стать на защиту православия по первому зову Отечества.
На донской земле многими поколениями
казаков были выстроены православные храмы, которые почитались как святыни. Но в
период безбожия эти святыни безжалостно и целенаправленно были разграблены,
осквернены и разрушены.
Немногие православные храмы-святыни
донской земли уцелели. Ныне действующими храмами являются:
- Свято-Михайло-Архангельский храм ст.
Вешенской, архитектурный ансамбль которого был полностью воссоздан в 90-е годы XX века. Восстановление Свято-Михайло-Архангельского
храма явилось результатом большого желания станичников возвратиться к духовным
корням предков и приобщиться к их высшим моральным ценностям;
- Свято-Никольский храм ст. Еланской,
выстроенный донскими казаками в XIX веке в честь
победы в войне над Наполеоном. Храм святителя Николая Чудотворца является
святыней, которая равноценна главной святыни России храму Христа Спасителя.
Понимание значения этой святыни для донского казачества молодым поколениям
служит залогом духовного возрождения народам.
- Свято-Троицкая церковь ст. Вешенской
относится к утраченным святыням православного Тихого Дона. Храм, в котором
казаки принимали присягу на верность Отечеству, освящали свой брак на небесах,
крестили детей, существует только в памяти народа, на его месте находится
часовенка. Чтобы храм восстановить из руин, надо осознать подрастающему
поколению потерю части духовного наследия предков.
Состояние святынь православного Тихого
Дона является свидетельством о растраченных ценностях, без возвращения к
которым современному обществу не быть нравственно здоровым и духовно богатым.
Без духовной основы общество существовать не сможет.
И надежда на то, что все утраченное
будет молодым поколением восстановлено и сохранено, служит основой веры в
духовное возрождение нашего государства и живущего в нем народа.
1. Альманах "Духовные истоки воспитания", №1,
2. Архивные материалы Государственного музея-заповедника
М.А. Шолохова
3. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы
православной культуры: Учебник для основной и старшей ступеней
общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом
"Покров", 2002. – 256 с., ил.
4. Вешенское благочиние. Свято-Михайло-Архангельский приход
ст. Вешенской. история прихода.
5. Земная жизнь Пресвятой Богородицы / Сост. С.
Снессорева. – Ярославль: Издательство "Верхняя Волга", 1997 – 460 с.
6. Историческая справка / Церковь во имя Пресвятой Троицы
ст. Вешенской из Архива ГМЗШ.
7. Интернет сайт Вешенского благочиния www.veshenskiy–prihod.narod. ru
8. Королев В.Н. Старые Вешки: Повествование о казаках. –
Ростов на Дону: Кн. издательство, 1991. – 464 с.
9. Сухарев Ю.Ф. Лазоревый цвет: Страницы казачьей
истории. – Чапаевск: ОАО ЧИПО, 2001. – 338 с.
выполнила Прошунина Катя
(ученица 10 класса средней
общеобразовательной школы при педагогическом колледже им. М.А. Шолохова ст.
Вешенской)