Рассказ седьмой

 

МОИСЕЙ

 

Рождение Моисея

 

Семья Иакова увеличилась в Египте и превратилась в целый народ: еврейский. Он разделялся на двенадцать частей – колен. Каждое из них происходило от одного из сыновей Иакова.

Пока египтяне помнили Иосифа, евреям жилось у них хорошо; но скоро они стали бояться, что евреев становится слишком много, и начали их преследовать.

И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли нашей.

И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что Египтяне опасались сынов Израилевых.

Царь Египетский повелел повивальным бабкам убивать всех новорожденных еврейских мальчиков. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так. Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых.

В это время в колене Левия родился мальчик. Родители три месяца прятали его. Но не могла долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет.

И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее.

Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет в корзинке; и сжалилась над ним дочь фараонова и сказала: это из Еврейских детей

И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца.

Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его.

И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.

Хотя Моисей жил во дворце, он знал, что он еврей и не забывал о страданиях своего народа. Однажды он увидел, что египтянин обижает еврея, заступился за него и нечаянно убил обидчика.

 

Бегство Моисея и его призвание

 

Фараон узнал об этом и хотел его казнить. Тогда Моисею пришлось бежать в Аравию. Он поселился у одного священника, женился на его дочери и пас его стада. Но и в чужой стороне он помнил свой народ. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.

И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, Господи! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

И сказал ему: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.

Я вижу мучения Моего народа в Египте и хочу избавить его и возвратить в землю Ханаанскую. Ты теперь иди со старшинами еврейскими к фараону и скажи ему: - Бог евреев велит тебе отпустить их из Египта. Он не послушается, но Я заставлю его послушаться Меня.

Моисей стал говорить: - А что, если сами, евреи не послушаются меня и скажут, что это за Бог, Который послал меня к вам? Как Имя Его?

Господь сказал: - Я – Сущий. Скажи им: Сущий послал меня к вам.

И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? что сказать им? И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл.

Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него.

И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его за хвост; и он стал жезлом в руке его.
Это для того, чтобы поверили тебе, что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова.

Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее из пазухи своей, и вот, рука его побелела от проказы, как снег.

Еще сказал ему Господь: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его.

Так как Моисей немного заикался, Господь позволил ему взять с собою своего брата Аарона, чтобы говорить вместо него.

Евреи поверили Моисею и очень обрадовались, т.к. надеялись на скорое освобождение.

 

Исход евреев из Египта

 

Моисей и Аарон пришли к фараону и к рабам его и сделали так, как повелел им Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем.

И призвал фараон мудрецов Египетских и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы.

Сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил им Господь.

Несмотря на это чудо, фараон не послушался Господа, но, наоборот, стал требовать от евреев еще большей работы.

 

Первая казнь

 

Тогда Моисей, по слову Божию, навел на всю землю египетскую бедствие: вся вода превратилась в кровь. Жрецы египетские сделали то же. Но вода снова стала водою, только по слову Моисея.

После этого Моисею пришлось несколько раз наводить бедствия на Египет: они называются – казни египетские. Их всего было десять; сперва и жрецы своими силами повторяли казни, но скоро не смогли этого делать. Каждый раз, во время казни, фараон соглашался отпустить евреев, но потом не исполнял своего обещания.

 

Вторая казнь

 

Прошла целая неделя, и Моисей велел Аарону поднять жезл над водою.

Аарон простер руку свою на воды Египетские и вывел жаб; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.

То же сделали и волхвы Египетские чарами своими и вывели жаб на землю Египетскую.

Они вползали в дома, в спальни, в печи, в горшки с кушаньем, забрались даже во дворец к фараону. Тогда он позвал Моисея и попросил: помолитесь обо мне Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ Израильский принести жертву Господу.
Моисей помолился Богу и Бог прекратил казнь; фараон же обманул Моисея, - не отпустил евреев

 

Третья казнь

 

Моисей велел Аарону: простри рукою жезл твой и ударь в персть земную, и будут мошки на людях и на скоте и на фараоне, и в доме его и на рабах его, вся персть земная сделается мошками по всей земле Египетской.

Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской.

Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте.

 

Четвертая казнь

 

Потом появились слепни, большие мухи, у которых такое острое жало, что они прокусывали даже лошадиную кожу. И на улицах, и в домах, и во дворце появились слепни и сильно кусали людей. Опять призвал фараон Моисея, опять обещал отпустить евреев и опять обманул.

 

Пятая казнь

 

У египтян околел весь скот, а у евреев не погибло ни одной овечки. Но фараон упрямился и не отпускал евреев.

 

Шестая казнь

 

Они взяли пепла из печи и предстали пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте.

И не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине воспаления, потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах.

Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею.

 

Седьмая казнь

 

И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на всю землю Египетскую; и был град и огонь между градом, град весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее.

И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал град; только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града.

 

Восьмая казнь

 

И простер Моисей жезл свой на землю Египетскую, и Господь навел на сию землю восточный ветер, продолжавшийся весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанес саранчу. И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой; она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской.

 

Девятая казнь

 

Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их.

Фараон призвал Моисея и Аарона и сказал: пойдите, совершите служение Господу Богу вашему, пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами. И сказал ему фараон: пойди от меня; берегись, не являйся более пред лице мое; в тот день, когда ты увидишь лице мое, умрешь.

И сказал Моисей: как сказал ты, так и будет; я не увижу более лица твоего.

И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; в полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни. Скажите всему обществу сынов Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня.

Евреи так и сделали. А ночью ангел Господень прошел по всему Египту и во всех домах, где углы дверей не были вымазаны кровью ягненка, убил старшего сына каждой семьи.

Плач поднялся по всему Египту. Едва забрезжило утро, как фараон позвал Моисея и велел ему поскорее уводить евреев.

Для евреев началось трудное путешествие в землю Ханаанскую, которою Господь обещал еще Аврааму. Они называли ее земля обетованная (т.е. обещанная). Господь же, по Своему обещанию, постоянно был с ними и помогал им. Днем перед ними шел облачный столп огненный и светил им, так что они всегда знали, когда и куда им надо было идти. Так Господь стал их путеводителем.

 

Переход евреев через Красное море

Не успели евреи выйти из Египта, как египтяне пожалели, что отпустили их. Чтобы вернуть их, фараон взял с собой войско и на колесницах поспешил вдогонку. Евреи успели подойти к берегу Красного моря и остановились отдохнуть. Вдруг они увидели сзади себя египетские колесницы. Они очень испугались.

- Теперь мы погибли, - говорили они Моисею. – Лучше нам было не уходить из Египта.

Тогда Моисей, по слову Господа, ударил своим жезлом (т.е. палкою) море. Подул сильный ветер, вода расступилась, и евреи прошли через море посуху. Облачный столп, который послал Господь, встал за ними, так что египтяне не видели их, а только слышали.

Египтяне бросились за ними по морскому дну. Когда евреи перешли на другой берег, Моисей снова ударил жезлом по дну моря. Вода вернулась на место, и все египтяне утонули. Евреи горячо благодарили Господа за спасение.

 

Чудеса Божии в пустыне

 

Евреям было очень тяжело странствовать по пустыне: не было ни воды, ни пища. Они бы непременно погибли, но Господь, по своему обещанию, не оставлял их. Однажды,  когда они умирали от жажды, он велел Моисею ударить жезлом по скале, и оттуда потекла хорошая питьевая вода.

Когда у евреев окончились запасы пищи, взятые из Египта, они начали роптать, но Господь обещал им на следующий же день дать пищу. И, действительно, проснувшись на следующий день, они увидели, что вся земля, как росой, покрыта белой крупой. Ее можно было собирать и печь из нее вкусные лепешки. Евреи называли ее «манна». С тех пор, во все время пребывания евреев в пустыне, господь питал их манной (У манны было одно чудесное свойство: ее надо было собирать каждый день, т.к. на следующий день она портилась. Только по праздникам ее не было и тогда накануне можно было собрать запас для праздника. А когда, по повелению Божию, манну собрали и в особенном сосуде положили на память вместе со скрижалями в Ковчеге Завета, эта манна оставалась неиспорченой).

 

Дарование 10 заповедей

 

Через несколько дней они подошли к горе, называемой Синай. Тут Господь сказал Моисею: - Через три дня Я сойду на гору Синай и заключу с вами союз. Пусть весь народ приготовится к этому постом и молитвой. Я буду вашим Богом и вы будете Моим народом. Я дам вам Мои правила – заповеди – и вы будете их исполнять. А Я буду заботиться о вас и покровительствовать вам.

Так и было: евреи стали вокруг горы Синай. На гору никто не всходил, потому что Господь сошел на нее в Своей славе. Вся гора тряслась и всякий, кто только бы прикоснулся к ней, - погиб бы.

Так Господь заключил с еврейским народом союз, или завет. Он называется старым, или Ветхим Заветом, потому что потом Господь Иисус Христос заключил с людьми Новый Завет.

 

Подпись: ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ. Я, Господь – Бог твой. Пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.
2. Не делай себе идолов и никаких изображений: ни того, что наверху – на небе, ни того, что внизу – на земле, ни того, что в водах – под землей; не поклоняйся им и не служи им.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего, напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы освящать его: шесть дней работай и делай в них всякие дела твои; а день, седьмой – суббота – для Господа, Бога твоего.
5. Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай себе дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

 

Сорокалетнее странствование

 

За сорокалетнее странствование по пустыне Господь Милосердный не оставлял евреев и всячески помогал. Например, раз евреям очень хотелось перемены пищи, т.к. одна манна им надоела. Господь обещал исполнить их желание. На следующий день сильным ветром на их стан нанесло целую тучу перепелов, а евреи могли есть их, сколько хотели.

В другой раз евреи пришли в место, где было огромное количество ядовитых змей. То и дело змеи жалили кого-нибудь, и от укуса змеи челочек умирал. Тогда Господь велел Моисею сделать медное изображение змеи и повесить его на древе посреди лагеря, и всякий, кого укусит змея, должен был с верою посмотреть на медного змея и тогда он выздоравливал. Это было тоже прообразом Спасителя. Змеи – это грехи. А медный змей, повешенный на древе, изображает то, что Спаситель на Своем Кресте распял наши грехи и дал нам исцеление от них.

Наконец, сорок лет, назначенные Господом, окончились. Моисей тогда был уже очень стар. Он привел евреев у границе Ханаанской страны, потом, по слову Божию, взошел на высокую гору, оттуда посмотрел на землю обетованную и там на горе умер.

Господь заботился об евреях во все время их долгого странствования по пустыне и много чудес совершил для них. И теперь Господь также заботится о нас и совершает для нас чудеса. Мы постоянно видим, как по молитве людей, или по милости Своей, Бог спасает людей от самых грозных опасностей, устраивает нашу жизнь так, как это лучше для нас, несмотря на то, что мы часто сами этого не понимаем. И такая забота Божия окружает нас всю жизнь.

 

Hosted by uCoz