Иконопись
Живописным убранством храмового интерьера является
мозаика, фреска, икона. Икона как предмет религиозного культа составляет
непременную принадлежность каждой церкви. Являясь основной святыней, она
призвана приковывать взоры молящихся. В церкви иконы обычно лежат на аналоях и
располагаются на иконостасе – стене с иконами, размещенным в определенном порядке,
отделяющая алтарь от остальной части церкви. Также могут иметься росписи на стенах
в виде икон. Использовать в храме иконы и мозаики Православная Церковь начинает
с IX – X веков, однако
первые изображения Бога и святых появляются уже в раннехристианскую эпоху в
катакомбах (в усыпальницах первых христиан, помещенных под землей без света,
которые были созданы во II – IV веках). Икона – это слово греческое, обозначает оно
изображение. В христианской Церкви так стали называть живописное изображение на
деревянной доске или стене храма Иисуса Христа, Богоматери, святых, событий
Ветхого и Нового Заветов. Изображение это непременно освящалось святой водой:
через это иконе сообщалась благодать Духа Святого, и икона уже начиналась
чтиться как святая. Бывают иконы чудотворные, через которые, пребывающая в них
благодать Божия проливается чудесами, например исцелением больных. Появилась
икона с возникновением христианства. Первой иконой был Убрус – полотенце, на
котором отпечатался лик Христа («Спас нерукотворный»). Следующие четыре иконы
приписываются греческому врачу и живописцу Луке – евангелисту. Иконы делят на
четыре разряда:
библейские,
портретные (святые, запечатленные в жизни),
писанные по Преданию, опирающегося на чей – то
духовный опыт,
явленные – писанные по видению или сновидению
иконописца.
Икона
– не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального человека, поэтому она
дает лишь символическое изображение.
Писалась икона на доске. Неподвижная твердая
поверхность доски строга и обязательна. Доска, обычно, изготавливалась так: в
центральной части вырезалось небольшое углубление, которое называлось ковчегом,
на этой поверхности писалась икона. Остальная часть иконы называлась полем, а
плавный переход от поля к ковчегу – лузгой. Нематериальный мир на иконе изображается
условными знаками. Золото, например, использовалось не только как символ Божества,
но и как средство для создания ощущения мерцающей, мистической реальности - не
плоскости, не пространства. Одежда на иконе – не средство для прикрытия
телесной наготы. Одежды – символ, ткань из подвигов святого. На иконе у святых
обычно есть верхнее одеяние, которое называется гиматием, и нижнее одеяние, которое
называется хитоном. Одна из важных деталей – складки. Характер расположения
складок свидетельствует о времени написания иконы.
Так:
В VIII – XIV веках складки рисовались частые, мелкие. Они говорят
о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия.
В XV – XVI веках складки рисуют прямые, не очень длинные,
сходящиеся под углами.
К концу XV века складки
почти прямые, длинные, редкие, через них как бы пробивается вся упругость
духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.
Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых на
иконах, картинах изображают сияние или светлый кружок, который называется
нимбом.
В нимбе Спасителя иногда ставят три греческих буквы.
Это в переводе на Русский означает Сущий, а всегда существует только один Бог.
На иконе отсутствуют тени. Ведь это иная реальность, это царство духовности,
света, оно бесплотно, там нет теней.
В древней Руси иконописцы часто считались святыми.
Русская история богата знаменитыми иконописцами, внесшими неоценимый вклад в
культуру страны: Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев, Даниил Черный. Фрески и
иконы, написаны ими в XIV веке, дошли
до наших дней. Всемирную известность имеет икона «Троица» Андрея Рублева. Икона
является вершиной творчества художника. В основе сюжета «Троицы» библейский
рассказ о явлении праведному Аврааму Божества в виде трех ангелов; сие
происходило под сенью Маврийского дуба. Они изображены восседающими вокруг
престола, в центре которого помещена чаша с головой жертвенного тельца,
символизирующего Христа. Смысл этого изображения – жертвенная Любовь. Издавна
существует несколько вариантов изображения «Троицы», иногда с подробностями
застолья, эпизодами заклания тельца. Как и в древности, в наше время почитание
икон сохраняется в Православной Церкви. Мы не можем себе представить храма без
икон. Почитание икон было установлено на Восьмом Вселенском Соборе. Икона передает
человеку эстетическое удовольствие от общения человека с духовным миром и ведет
его ко спасению.