Иконопись

 

 

Живописным убранством храмового интерьера является мозаика, фреска, икона. Икона как предмет религиозного культа составляет непременную принадлежность каждой церкви. Являясь основной святыней, она призвана приковывать взоры молящихся. В церкви иконы обычно лежат на аналоях и располагаются на иконостасе – стене с иконами, размещенным в определенном порядке, отделяющая алтарь от остальной части церкви. Также могут иметься росписи на стенах в виде икон. Использовать в храме иконы и мозаики Православная Церковь начинает с IXX веков, однако первые изображения Бога и святых появляются уже в раннехристианскую эпоху в катакомбах (в усыпальницах первых христиан, помещенных под землей без света, которые были созданы во IIIV веках). Икона – это слово греческое, обозначает оно изображение. В христианской Церкви так стали называть живописное изображение на деревянной доске или стене храма Иисуса Христа, Богоматери, святых, событий Ветхого и Нового Заветов. Изображение это непременно освящалось святой водой: через это иконе сообщалась благодать Духа Святого, и икона уже начиналась чтиться как святая. Бывают иконы чудотворные, через которые, пребывающая в них благодать Божия проливается чудесами, например исцелением больных. Появилась икона с возникновением христианства. Первой иконой был Убрус – полотенце, на котором отпечатался лик Христа («Спас нерукотворный»). Следующие четыре иконы приписываются греческому врачу и живописцу Луке – евангелисту. Иконы делят на четыре разряда:

*                      библейские,

*                      портретные (святые, запечатленные в жизни),

*                      писанные по Преданию, опирающегося на чей – то духовный опыт,

*                      явленные – писанные по видению или сновидению иконописца.

           Икона – не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального человека, поэтому она дает лишь символическое изображение.

Писалась икона на доске. Неподвижная твердая поверхность доски строга и обязательна. Доска, обычно, изготавливалась так: в центральной части вырезалось небольшое углубление, которое называлось ковчегом, на этой поверхности писалась икона. Остальная часть иконы называлась полем, а плавный переход от поля к ковчегу – лузгой. Нематериальный мир на иконе изображается условными знаками. Золото, например, использовалось не только как символ Божества, но и как средство для создания ощущения мерцающей, мистической реальности - не плоскости, не пространства. Одежда на иконе – не средство для прикрытия телесной наготы. Одежды – символ, ткань из подвигов святого. На иконе у святых обычно есть верхнее одеяние, которое называется гиматием, и нижнее одеяние, которое называется хитоном. Одна из важных деталей – складки. Характер расположения складок свидетельствует о времени написания иконы.

Так:

В VIIIXIV веках складки рисовались частые, мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия.

В XVXVI веках складки рисуют прямые, не очень длинные, сходящиеся под углами.

К концу XV века складки почти прямые, длинные, редкие, через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых на иконах, картинах изображают сияние или светлый кружок, который называется нимбом.

В нимбе Спасителя иногда ставят три греческих буквы. Это в переводе на Русский означает Сущий, а всегда существует только один Бог. На иконе отсутствуют тени. Ведь это иная реальность, это царство духовности, света, оно бесплотно, там нет теней.

В древней Руси иконописцы часто считались святыми. Русская история богата знаменитыми иконописцами, внесшими неоценимый вклад в культуру страны: Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев, Даниил Черный. Фрески и иконы, написаны ими в XIV веке, дошли до наших дней. Всемирную известность имеет икона «Троица» Андрея Рублева. Икона является вершиной творчества художника. В основе сюжета «Троицы» библейский рассказ о явлении праведному Аврааму Божества в виде трех ангелов; сие происходило под сенью Маврийского дуба. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего Христа. Смысл этого изображения – жертвенная Любовь. Издавна существует несколько вариантов изображения «Троицы», иногда с подробностями застолья, эпизодами заклания тельца. Как и в древности, в наше время почитание икон сохраняется в Православной Церкви. Мы не можем себе представить храма без икон. Почитание икон было установлено на Восьмом Вселенском Соборе. Икона передает человеку эстетическое удовольствие от общения человека с духовным миром и ведет его ко спасению.

 

ПредыдущийНа главнуюСледующий

Hosted by uCoz