"О, Господи
Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоей и простертою мышцею; для
Тебя ничего нет невозможного" (Иер. 32, 17).
"Вот, Я Господь,
Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?" (Иер. 32, 27).
"Поднимите
глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство
их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе
у Него ничто не выбывает" (Ис. 40, 26).
"Разве ты не
знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не
утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим" (Ис. 40, 28).
"Нет столь
святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог
наш" (1 Цар. 2, 2).
"Ибо у Бога
не останется бессильным никакое слово" (Лк. 1, 37).
"Благодарим
Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что Ты приял силу
Твою великую и воцарился" (Апок. 11, 17).
"Иисус,
воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно
Богу" (Мк. 10, 27).
В Божеском
естестве изволению сопутствует могущество и мерой Божиего могущества служит
воля. Святитель Григорий Нисский (17, 9).
Несомненным доказательством
того, что причина всего существующего - одна, служит то, что мир один, а не
многие ... Самый порядок мира и совершенное соответствие всех его частей ясно
показывают, что правитель и распорядитель во вселенной один, а не многие. Ибо
если бы правителей было много, этот порядок не мог бы сохраниться, напротив,
все смешалось бы и извратилось, потому что каждый стал бы распоряжаться по
своему произволу и противодействовать другому. И как мы сказали, что многобожие
есть безбожие, так и многоначалие необходимо назвать безначалием: если бы один
ниспровергал власть другого, без сомнения, не осталось бы ни одного начальника,
а было бы одно всеобщее безначалие. Где нет начальника, там не бывает никакого
порядка, напротив, один беспорядок. Если бы один мир был создан многими, это
обличало бы бессилие творцов, так как для одного дела потребовалось участие
многих; и одновременно это показывало бы недостаточность знаний каждого из них
для творения. Ведь если бы для этого был достаточен один, не нужно было бы
тогда многим восполнять недостаточность друг друга. Но говорить, что в Боге
чего-нибудь недостает,- не только нечестиво, но и превышает всякое нечестие:
потому что и между людьми не назвали бы совершенным художником (напротив,
назвали бы слабым) того, кто не один, а при содействии многих сотворил бы
какое-нибудь произведение. Святитель Афанасий Великий (113, 103).
Бог непостижим в
Своем могуществе. Он мог явить в творениях нечто большее, но совершил в них
только то, что они способны вместить (25, 246).
Не обвиняйте
Божиего могущества, что природа не вмещает невозможное, виной тому не
Создатель, а творение (25, 248).
Если Бог хочет,
вещества приобретают противоположные свойства. Преподобный Ефрем Сирин
(28, 98).
Всемогущество
Божие познаем из создания мира и управления им, из чудес Его, сотворенных и
творимых в мире. Не было ничего, но Бог сотворил великие и преславные дела,
небо и землю и все, наполняющее их, и сотворил из ничего, без труда, единым
словом: "Он сказал,- и сделалось; Он повелел,- и явилось (Не. 32, 9). В
этом Его всемогущество. Та же всемогущая сила управляет созданным миром и
хранит его. Святитель Тихон Задонский (104, 124).
"Господь, Бог
твой, есть огнь поядающий. Бог ревнитель (Втор. 4, 24).
"Иисус сказал
народу: не возможете служить Господу (Богу), ибо Он Бог святый, Бог ревнитель,
не потерпит беззакония вашего и грехов ваших" (Нав. 24, 19).
"Господь есть
Бог ревнитель и мститель: мститель Господь ! страшен в гневе: мстит Господь
врагам Своим и не пощадит противников Своих" (Наум. 1,2).
"Господь Бог
есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный От гнева Его дрожит земля, и
народы не могут выдержать негодования Его" (Иер. 10, 10).
Не тетива
напрягает Божий лук, но карающая сила, которая иногда напряжена, а иногда
ослаблена. Слово грозит грешнику тем, что готово ожидающее его наказание, если
он будет во грехе, потому что уготованы сосуды смертные - силы, истребляющие
врагов Божиих ... Как огонь страшен для сгорающих веществ, сжигает не алмаз,
который не плавится, а хворост, так и стрелы Божий направлены на души, в
которых собрано много вещества, требующего истребления. Потому те, которые
имеют уже в себе предварительно разожженные стрелы диавола, приемлют на себя
карающие стрелы Божий. Святитель Василий Великий (4, 181).
Когда читаем о гневе
или ярости Божией, мы должны представлять их не по подобию человеческого
возмущения, но достойно Бога, Который чужд всякого возмущения. Под этим мы
должны понимать, что Он - Судия и Отмститель за все неправедное в этом мире.
Боясь воздания, мы должны опасаться делать что-нибудь против Его воли. Преподобный
Иоанн Кассиан Римлянин (53, 102).
Ты, Господи, не
гневаешься, когда недоволен, и не гневаешься, когда наказываешь. Если бы
разгневался Ты, когда наказываешь, мир не стерпел бы гнева Твоего. Преподобный
Ефрем Сирин (28, 330).
Когда мы грешим,
Бог иногда гневается, а иногда долго терпит, ожидая нашего покаяния. Свой гнев
и праведный суд Он проявляет, чтобы мы вразумились и исправились, а не
оставались в грехе. Святитель Иоанн Златоуст (39, 804).
Гнев Божий
проявляется болезненным чувством в обучаемых: причиняется оно невольными
неприятностями, которыми Бог часто приводит к скромности и смирению надменный
ум... Преподобный Максим Исповедник (68, 272).
Может ли кто
выдержать гнев Божий? Страшно, братия, впасть в. руки Бога Живого. Если мы
страшимся рук врагов, хотя Господь говорит: не бойтесь убивающих тело (Мф. 10,
28), то кто, имеющий ум, не устрашится рук Божиих, во гневе поднимающихся
против нечестивых? Ибо гнев Божий откроется против всех тех, кто в распутстве и
насильничестве проводит жизнь, не зная обращения и подавляя истину неправдою
(Рим. 1, 18). Святитель Григорий Палама (65, 246).
Горе злым и
нечестивым! В наказание за дела свои они будут мучимы сатаной. Кто на земле
грешил и оскорблял Бога и скрывал дела свои, тот будет ввержен во тьму
кромешную, где нет ни луча света. Кто таил в сердце лукавство и в уме зависть,
того скроет страшная бездна, полная огня и серы. Кто не допускал любви и
предавался гневу, даже до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокие
мучения ангелам тьмы. Преподобный Ефрем Сирин (28, 106).
Наказание
гееннским огнем грозит и готовится только тем, которые живут в грехах и не
преклоняются к простертым рукам Христовым. Святитель Григорий Нисский
(17, 285).
Божиему человеколюбию
свойственно не молча насылать наказания, но предвещать их угрозами, призывая
согрешивших к покаянию. Святитель Василий Великий (5, 161).
...Чем
умилостивляется Бог, когда во гневе хочет Он истребить грешников? Избранной
жертвой, принесенной Ему, как кадило: любовью и смирением примиряется Он, если
прогневали мы Его. Преподобный Ефрем Сирин (28, 314).
Сила грехов как бы
принуждает даже Божественное и бесстрастное Естество из естественной благости
переходить в противоестественный гнев, Божиему естеству не угодный, для нас же
при всем том полезный (50, 217).
Поэтому наказание
за грехи, которое налагает Бог для нашего исправления, следует называть не
гневом и негодованием, а скорее, вразумлением. Если же некоторые и считают его
гневом, то и тем возвещают Божие человеколюбие, предполагая, что Бог снисходит
до страстного состояния ради людей, для которых сделался Он и человеком.
Преподобный Исидор Пелусиот (50, 198).
Не по злобе
наказываешь Ты, Господи,- Твой удар поражает из любви. Ты желаешь нашей пользы,
потому что всеми способами доказываешь милосердие Свое. Преподобный
Ефрем Сирин (28, 331).
Божество
бесстрастно и, наказывает ли, поражает ли, делает это не с гневом, как люди, но
по промыслу и великому человеколюбию. Потому надо иметь большое дерзновение и уповать
на силу покаяния. Святитель Иоанн Златоуст (35, 5).
Благ Господь, но и
правосуден. А правосудному свойственно воздавать по заслугам, по достоинству. Святитель
Василий Великий (8. 78).
Твои удары,
Господи, исполнены любви, Твои наказания пламенеют щедростью. По любви Своей,
когда и наказываешь, имеешь в виду только пользу... Жезлы наказания Твоего
срезаны с древа милосердия Твоего, чего ни коснется жезл Твой, удар его
приносит великую пользу. Преподобный Ефрем Сирин (28, 330).
Бог карает тебя,
надменного,, чтобы, придя в сознание, ты изменился к лучшему (49, 197).
Не будем
негодовать, малодушествовать и падать духом, когда Господь посылает нам то, что
мы заслуживаем (49, 221).
Когда терпишь наказание
от Бога, не ропщи, потому что Он наказывает, как Отец, и достоин благодарения,
как Благодетель. Преподобный Нил Синайский (48, 243).
Бог часто угрожает
наказаниями и посылает их не для того, чтобы отомстить за Себя, но чтобы
привлечь нас к Себе (35, 5).
В случае болезней
и ран мы оплакиваем не тех, которые лечатся, но больных неизлечимо. Грех
подобен болезни или ране, а наказание - отсечению или лечению (35, 851).
Если и теперь,
когда есть страх наказания и мучений, люди не сохраняют добродетели,- какими бы
они были, если бы не терпели тяжелых последствий за свои преступления? (38,
70).
Бог наказывает не
всех сразу и не всех по заслугам, но слегка и постепенно; и часто, наказывая
одного, вразумляет многих других (39, 76).
Если Бог захочет
строго взыскать за все, что делается против Него, мы не проживем и одного дня (36,
225).
Когда порочные
наказываются, тогда праведные делаются более внимательными, так что отсюда
происходит двойное благо: те - оставляют пороки, а эти еще более стремятся к
добродетели (39, 77).
Когда Господь (по
долготерпению) медлит с наказанием, Он делает это не затем, чтобы совсем не
подвергать наказанию, но чтобы наказать с большей строгостью, если ты
останешься неисправимым (43, 526).
Настоящее
наказание есть больше вразумление, чем осуждение, больше врачевание, чем
мучение, больше исправление, чем воздаяние (44, 278).
Нужно плакать и
скорбеть не о тех, кто подвергается наказанию,- их ведь подталкивают к
выздоровлению, а о тех, кто грешит безнаказанно (46, 537).
Для того, кто разумен
и любит Господа, больше утешения, если он подвергнется наказанию после того,
как прогневает Милосердного, чем если бы он не претерпел наказания (46,
680).
Безнаказанность
приносит нам не меньше вреда, чем сами грехи. Поэтому Бог и наказывает - не
только, чтобы наказать за прошедшее, но чтобы исправить на будущее (46,
667).
Бог не за Себя
мстит тем, кто согрешил против Него,- никакой вред не может коснуться Его
Существа. При наказании Он имеет в виду нашу пользу и то, чтобы мы не
развратились еще; больше, продолжая оказывать Ему пренебрежение (35, 5).
Никогда не бойся
наказания - бойся греха, навлекающего наказание (35, 851).
Закваска всякого
нечестия и порока истреблена потопом. Видишь, как и сами наказания, посылаемые
Богом, являются более благодеяниями и показывают Его заботу о роде человеческом
(38, 256).
Справедливое
наказание есть спасение для виновных, так же как излечение раны служит
исцелению тела (40, 271).
Почему же часто не
наказывает Бог? Чтобы показать Свое долготерпение и спасти нас покаянием,
чтобы, в противном случае, не истребить совершенно нашего рода и не лишить
спасения тех, которые могут еще спастись, изменив порочную жизнь на лучшую. Святитель
Иоанн Златоуст (44, 559).
Те же, которые не
сделаются здесь причастниками Христу или обесчестят причастие греховной жизнью,
то есть не поживут по Христу, находятся в опасности подвергнуться там (за
гробом) неотъемлемой уже каре - тягчайшей смерти (в вечности). Преподобный
Симеон Новый Богослов (60, 56).
Если даже святые
подвергались поучительным, наказаниям (на земле), будем и мы благодарны, когда
бываем поучительно наказаны, чтобы сподобиться быть причастными и славы их:
"Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого
принимает" (Евр. 12, 6; Притч. 3, 12). Преподобный Максим
Исповедник (68, 251).
Если некоторые
избежали наказания при жизни (за грехи), тем хуже, потому что, отойдя из этой
жизни, понесут там более тяжкое наказание. Святитель Исидор Пелусиот
(52, 231).
Тяжесть наказания
соизмеряется с намерением каждого и его пристрастием к греху. Преподобный
Исаак Сирин (56, 41).
Не будем впадать в
малодушие от Божиего наказания, но... будем до конца исправлять себя благодатью
и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Святитель Григорий
Палама (65, 30).
Будем непрестанно
помнить о Страшном Суде, об огненной реке, неразрешимых узах, непроницаемом
мраке, о скрежете зубов. Но Бог человеколюбив, говоришь ты. Итак, потвоему, все
угрозы, о которых мы читаем в Священном Писании,- одни пустые слова? Богач,
презревший Лазаря, не мучится (Лк. 16, 19-26)? Юродивые девы не изгоняются из
брачного чертога? Отказавшиеся накормить Христа не пойдут в огонь, уготованный
диаволу и агелам его? Имеющий нечистые одежды не будет связан по рукам и ногам
и осужден на гибель? Требовавший сто динариев не будет предан истязателям? И
это неправда, что сказано 'о прелюбодеях: "Червь их не умирает и огонь не
угасает" (Мк. 9, 48)? Или все это одни только угрозы? Да, говоришь ты.
Но скажи мне, на
каком основании ты осмеливаешься утверждать это и произносить от себя такой
приговор? Я могу доказать тебе противное словами и делами Христовыми. Если не
веришь словам Писания о будущем наказании, по крайней мере, поверь тем, которые
уже исполнились. Что уже было, что исполнилось - это не пустые угрозы и слова.
Кто при Ное навел потоп на всю вселенную, произвел ужасное истребление и гибель
нашего рода? Кто потом низвел молнию и огненные клубы на землю содомскую? Кто
погрузил в море целый Египет? Кто истребил шестьсот тысяч человек в пустыне?
Кто попалил огнем сонм Авиронов? Кто повелел земле разверзнуть уста свои и
поглотить Корея, Дафана и бывших с ними? Кто при Давиде в одно мгновение
поразил семьдесят тысяч? Упоминать ли еще о наказаниях частных? О Каине,
преданном на непрестанное мучение?... О собиравшем дрова в субботу и
подвергшемся той же казни? О сорока двух отроках, которые при Елисее съедены
зверями и которым не послужил извинением их возраст?
А если хочешь видеть подобные примеры и во времена благодати, представить себе,
какие наказания претерпели иудеи, как жены их ели собственных детей... Как
поражали их при нестерпимом голоде, среди различных и тяжких войн такие
чрезвычайные бедствия, с которыми не могут сравниться ужасные беды прежних
времен. А чтобы ты убедился, что все это навел на них Христос, послушай, как Он
Сам, предсказывает эти несчастья то в притчах, то в ясных и прямых словах. В
притчах, когда говорит: "врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я
царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною" (Лк. 19, 27);
когда предлагает притчи о винограднике, о браке. А в прямых словах, когда
угрожает, что "падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы... И
будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и
недоумение; море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и
ожидания бедствий, грядущих на вселенную" (Лк. 21, 24-26); "ибо тогда
будет великая скорбь, какой не было' от начала мира доныне, и не будет"
(Мф. 24, 21). Известно также всем, какой казни подверглись Анания и Сапфира за
несколько утаенных монет. Не замечаешь ли и теперь каждый день несчастных
случаев? Неужели скажешь, что этого не бывает? Неужели не видишь и теперь
умирающих от голода, страдающих от болезней, живущих во всегдашней нищете,
претерпевающих тысячи тяжких бедствий?
Справедливо ли
было бы одних наказывать, а других нет? Если Бог справедлив, что несомненно,
то, конечно, и ты будешь наказан за свои грехи. Если же ты думаешь, что Бог
тебя не накажет, потому что Он человеколюбив, то следовало бы и тех не
наказывать. Но, как сказали мы выше. Бог и здесь многих наказывает, чтобы вы,
не верящие словесным угрозам, поверили действительным казням. И поскольку давно
бывшее мало нас устрашает, Он вразумляет беспечных современными событиями,
которые совершаются над каждым поколением. Почему же, спросишь, Бог не
наказывает всех здесь? Чтобы иным дать определенное Им время на покаяние. А
почему не наказывает всех только там? Чтобы не было много неверующих в Божий
Промысл.
Теперь я спрошу
тебя: не правда ли, что много разбойников поймано, а многие умерли без
наказания? Где же Божие человеколюбие и правосудие? Если бы Он вовсе никого не
наказывал, тебя это могло бы устроить. Но если одни наказаны, другие нет, и
притом без наказания остаются те, которые больше грешили,- как это понять? Не
вправе ли мы заключить, что наказываемые терпят обиду? Итак, почему же не все
наказаны здесь? Послушай, что отвечает на это Сам Христос. Когда упала башня и
убила нескольких человек, отчего некоторые приходили в недоумение, Христос
сказал им: "думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян,
что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же
погибнете" (Лк. 13, 2-3). Этим Он учит нас не полагаться на то, что при
множестве наших преступлений мы остаемся без наказания, когда другие терпят
его. Потому что, если не покаемся, непременно будем наказаны.
За что же,
спросишь, терпеть вечное наказание, если здесь мы грешили недолгое время? А за
что здесь человек, в одну минуту совершивший убийство, осуждается на всю жизнь
работать в рудниках? Ты скажешь, что Бог так не поступает. Как же Он
расслабленному попустил тридцать восемь лет терпеть столь тяжкое наказание?
Если же не веришь, что этой болезнью он был наказан от Бога. послушай, что
говорит Христос: Вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою
чего хуже (Ин, 5, 14) (113, 707).
Смотри, как
постепенно Господь переходит от малых наказаний к большим. Тем самым Он как бы
защищает Себя пред тобою, показывая, что Он вовсе не хотел бы употреблять
подобные угрозы, но мы вынуждаем Его. Господь предупреждает (Мф. 5, 21-24):
"Не гневайся напрасно, ибо будешь повинен суду. Ты пренебрег этим, смотри
же, что породил гнев твой: он заставил тебя поносить другого. Ты сказал брату
своему: глупец. За это Я подверг тебя другому наказанию - суду сонмища. Но если
ты, презрев и это, останешься столь же наглым, Я не буду больше налагать на
тебя этих умеренных наказаний, но подвергну тебя вечному огню гееннскому, чтобы
ты, в конце концов, не покусился и на убийство. Ибо ничто не бывает так
непереносимо, как оскорбление, ничто так не уязвляет человеческую душу; а чем
язвительнее слова, тем сильнее разгорается огонь. Итак, не считай неважным,
если ты назвал другого глупцом. Ибо, отнимая у брата своего то, чем мы
отличаемся от бессловесных, и что преимущественно делает нас людьми, то есть
ум, ты лишаешь его всякого благородства". Итак, не на слова только мы
должны обращать внимание, но и на смысл их и на впечатление, представляя, какой
удар может нанести слово и какое причинить зло. Поэтому и апостол Павел
изгоняет из Царствия Небесного не только прелюбодеев и блудников, но и
"досадителей",- и весьма справедливо. Ибо оскорбляющий разоряет
благо, созидаемое любовью, подвергает ближнего бесчисленным бедствиям,
производит непрестанную вражду, разрывает члены Христовы, нарушает желанный
Богу мир, приуготовляет диаволу просторное жилище и делает его сильнее. Христос
и поставил этот закон, чтобы ослабить диавола, ибо Он заботится о любви, потому
что любовь - мать всех благ и отличительный признак Его учеников; она одна
содержит в себе все совершенства, свойственные человеку. Святитель
Иоанн Златоуст (115, 551-552).
Видим здесь, как
гневается Господь на тех неблагодарных людей, которые призваны словом Его к
вечному блаженству как преславной и пресладостной Вечери, но, презрев эту Его
великую благость, обратились к поискам временного: чести, славы, богатства и
прочих ценностей мира сего: "Никто из тех званых не вкусит моего
ужина" (Лк. 14, 24). Читаем в книгах Моисеевых Чисел, что когда сыны
Израилевы, выйдя из Египта, роптали: "Кто накормит нас мясом? Мы помним
рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и
чеснок (Чис. 11, 4-5),- Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся
у них огонь Господень" (Чис. 11, 1). Ропщущие израильтяне предзнаменовали
тех христиан, которые временные блага предпочитают вечным и небесным, как
израильтяне египетское мясо и прочие снединебесной манне. Поэтому они и
призывают на себя гнев Божий. И огонь не временный, но вечный для них
возгорится (104, 422).
"Ибо
открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков"
(Рим. 1, 18). И как только падет, последует вечная смерть бедного грешника. Так
пал гнев Божий на содомлян, и погибли; пал на ожесточенного фараона, и он
утонул в море, как олово, со всем своим воинством; пал на беззаконных
Израильтян в пустыне и умертвил их: "гнев Божий пришел на них, убил тучных
их" (Пс. 77, 31). Ах, бедный грешник! Меч острый над тобой висит, грозит
смертью, и если не сойдешь с места, падет он на тебя. Сойди, чтобы не пал он,
не поразил тебя и не рассек, не подверг тебя одной участи с лицемерами (Мф. 24,
51) (104, 424-425).
Если люди не
чувствуют карающей руки Божией в бедственных обстоятельствах и не только от
грехов не отстают и не каются, но и прилагают грехи к грехам, то нужно
непременно ожидать еще большего бедствия. Поэтому нужно, познав и признав свои
грехи и беззакония, просить от глубины сердца: "Боже сил! восстанови нас;
да воссияет лице Твое, и спасемся!" (Пс. 79 8) (104, 1191).
И благочестивые
люди не без греха, а грех без наказания не бывает, потому и благочестивых здесь
наказывает Бог, чтобы там не наказывать. Об этом апостол говорит: "Будучи
же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром" (1
Кор. 11, 32). Благочестивым Бог посылает наказание от любви, а не от гнева, так
отец наказывает своих детей, но не умерщвляет, бьет, но не убивает. Об этом
наказании говорит апостол: "Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет
же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог
поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал
отец?" (Евр. 12„ 6-7). И здесь проявляется правда Божия: хотя она соединена
с милостью и человеколюбием, но и малых грехов не оставляет без наказания (104,
1193).
Беззаконие,
оставленное без наказания, есть дверь к другим беззакониям. Так возникает
привычка к греху и ожесточение в грехе, а потом - явная гибель. Оставлять преступника
без наказания - не милость, но бесчеловечность и безумие, которое и милостивого
приведет к гибели ... Плохо проявлять милость там, где требуется наказание,
плохо прощать и щадить того, кто не оставляет греха и не кается. Ненаказанный
грех дает повод к другим грехам, и один прощенный злодей многим подает
поощрение к злодеянию (104, 14).
Сколько
преступающих закон карает праведный суд Божий, и в самом действии беззакония
они нисходят в ад, чтобы принять по делам своим! Сколько погибает блудников и
блудниц, связанных в скверном деле, сколько разбойников в самом разбое, сколько
хищников и воров в хищении и воровстве, пьяниц в опьянении. Но что стало с
одним беззаконником, того нужно ожидать и другим. Потому Христос сказал тем,
кто поведал Ему о гибели галилеян: "Думаете ли вы, что эти Галилеяне были
грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не
покаетесь, все так же погибнете" (Лк. 13, 2-3). Это страшное слово сказано
как тогдашним, так и нынешним, и будущим: "Если не покаетесь, все так же
погибнете". Святитель Тихон Задонский (104-1194).
Поищем причину, по
которой Господь попускает на нас бурю. За что Он наказывает нас, почему
оставляет бедствовать среди таких зол? У святого Амвросия мы заимствовали одну
причину, по которой Господь попустил, чтобы волны бросали апостольский корабль:
в корабле между апостолами был Иуда. Кто же является Иудой в корабле Церкви?
Поистине, всякий не раскаявшийся грешник есть Иуда - поэтому и восстают на нас
волны таких бедствий. Иуда был вор и предатель, льстец и самоубийца:
"пошел и удавился" (Мф. 27, 5). Грешный же, не раскаявшийся человек
во всем подобен Иуде. Он - вор, ибо думает со своими грехами утаиться от
всевидящего ока Божия: "Не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев"
(Пс. 93, 7). Время, данное ему для покаяния, он крадет для своих беззаконий. Он
- предатель, так как, предпочитал временное вечному, за малую сладость на земле
предает великую сладость на Небе, за краткое земное веселие предает бесконечную
небесную радость, за повседневное насыщение своего чрева предает то душевное
насыщение, о котором говорит Давид: "А я в правде буду взирать на лице
Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим" (Нс. 16, 15). За
греховное сладострастие предает прославление своей плоти, которое будет для
праведных в Общее Воскресение: "Ибо тленному сему надлежит облечься в
нетление, и смертному сему облечься в бессмертие" (1 Кор. 15, 53). За
гордость свою - предает возвеличение, приготовленное Богом для смиренных. За
гнев, ярость и ненависть к ближним - предает любовное общение с Ангелами и
всеми святыми. Одним словом, за грех предает Бога и становится
Иудой-предателем. Он также и лжец, потому что иногда приходит как будто к
покаянию, исповедует устами свои грехи, на деле же и не думает сотворить плоды,
достойные покаяния. Он молится устами, сердце же его далеко отстоит от Бога
(Ис. 29. 13), скверными устами лобзает Христа, недостойно причащаясь пречистых
Таин, а потом снова возвращается к греховным делам. Он только лжет, говоря
"каюсь", он только обещает быть добрым, но остается неисправимым,
Иуда, раб и лжец потом и отчаянием убивает свою душу. И как много таких иуд
среди христиан. Святитель Димитрий Ростовский (103,421-424).
Авва Анастасий
передал нам рассказ о затворнике авве Георгии. "Однажды ночью я встал,
чтобы ударить в било, и слышу, что старец плачет. Подойдя к нему, я спросил:
"О чем ты плачешь, авва?". Старец молчал. Я продолжал спрашивать.
"Как мне не плакать,- сказал старец, вздохнув из глубины души,- когда
Господь прогневался на нас! Видел я, что стою перед Кем-то, сидящим на высоком
престоле. Многие, многие тысячи стоят вокруг престола, умоляя Его о чем-то, но
Он непреклонен. Приблизилась некая Жена, облаченная в порфиру, и припав к Нему,
воскликнула: "Будь милостив хотя бы ради Меня!". Но и тогда Он
остался непреклонен. Вот почему я плачу и рыдаю в страхе перед тем, что
угрожает нам". Он рассказал мне об этом в четверг утром, а на следующий
день в пятницу, произошло страшное землетрясение, разрушившее города приморской
Финикии". Блаженный Иоанн Мосх (75, 67).
Чтобы избавиться
от народной молвы, преподобный Дионисий Афонский удалился на Олимпийскую
гору... Нашлись люди, которые дали знать владельцу того места, где поселился
преподобный, Сакку-агарянину, что в его пределах какой-то инок строит монастырь.
Агарянин был взбешен. Он явился в Лариссу к турецкому аге, в ведении которого
был Олимп с окрестностями. Жалуясь на своеволие иноков, Сакк требовал, чтобы их
предали суду, а монастырские постройки, начатые без его позволения, уничтожили.
Горько было преподобному, когда известили его о начавшихся кознях, и чтобы дать
место гневу, он со слезами удалился оттуда. Но Бог призвал его на прежнее место
и своими судьбами устроил славное и торжественное его возвращение. С того
времени, как преподобный удалился с Олимпа, в окрестностях горы началась
сильная засуха, так что жителям грозили голод и гибель. Потом пронеслась
необычайная гроза, градом выбило фруктовые деревья, виноградники и нивы, даже
повредило жилища. Гром гремел с необыкновенной силой, ослепительно сверкали
молнии, поражая всех страхом и ужасом. Тогда все поняли причину бедствий. Сам
агарянин, виновник изгнания преподобного Дионисия и его братства, ужаснулся и
затрепетал, когда христиане объяснили ему, что Бог карает их за святого
отшельника. Наконец он решился послать от себя нарочных в сопровождении
нескольких христиан с просьбой к преподобному, чтобы он, не помня обид,
возвратился на Олимп и продолжал там свою уединенную жизнь. Незлопамятный
старец был тронут смирением своего врага и возвратился в невозмутимую тишину
олимпийских пустынь. С того времени его подвижническая жизнь протекала
спокойно. Афонский Патерик (85, 43-45).
Однажды воры
задумали ограбить старца, преподобного Нила Столобенского. Преподобный Нил,
встретив разбойников, сказал, что все его сокровища в углу келлии, где у него
стояла икона Пресвятой Богородицы. Злодеи ослепли и, ничего не видя, пали перед
старцем и просили у него прощения. Преподобный Нил возвратил им зрение. Тверской
Патерик (95, 148).
"Бог сказал
Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова)
послал меня к вам" (Исх. 3, 14).
"И потом
сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может
увидеть Меня и остаться в живых" (Исх. 33, 20).
"Господь, Бог
наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею
душею твоею и всеми силами твоими" (Втор. 6, 4,5).
"Ты, Господи,
светильник мой; Господь просвещает тьму мою" (2 Цар. 22, 29).
"И молился
Езекия пред лицем Господним и говорил: Господи Боже Израилев, седящий на
Херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю" (4
Цар. 19, 15).
"Так говорит
Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я
последний, и кроме Меня нет Бога" (Ис.44,6).
"Итак кому
уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? (Ис. 40, 18).
Кому же вы
уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый" (Ис. 40, 25).
"Кто сделал и
совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я Господь первый, и в последних
- Я тот же" (Ис. 41,4).
"Не будет уже
солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны - светить тебе; но Господь
будет тебе вечным светом, и Бог твой - славою твоею" (Ис. 60, 19).
"Бог есть
свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1 Ин. 1, 5).
"Бога не
видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин.
1, 18).
"И пославший
Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали,
ни лица Его не видели" (Ин. 5, 37).
"Сия же есть
жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса
Христа" (Ин. 17, 3).
"Знаем также,
что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да
будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь
вечная" (1 Ин. 5, 20).
"Бог есть
дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4, 24).
"Господь есть
Дух; а где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. 3, 17).
"Блаженный и
единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий
бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков
не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная!" (1 Тим. 6,
15-16).
"В начале Ты,
(Господи,) основал землю, и небеса дело Твоих рук; они погибнут, а Ты
пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;
но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся" (Пс. 101, 26-28).
"Я есмь Альфа
и Омега, начало и конец, Первый и Последний" (Апок. 22, 13).
Веруем во единого
Бога ... в Силу, Которая есть сам свет, сама благость, сама сущность, так как
Она ни бытием, ни своими свойствами не обязана ничему другому, но Сама есть
источник бытия для всего существующего, источник разума для имеющих разум, для
всех причина всех благ. Преподобный Иоанн Дамаскин (113. 97).
О Ты, Который
превыше всего! Что иное позволено мне изречь о Тебе? ибо Ты невыразим никаким
словом. Как воззрит на Тебя ум? Ибо Ты непостижим никаким умом. Ты один
неизречен, потому что произвел все, выразимое словом! Ты один непознаваем,
потому что произвел все, объемлемое мыслью. Тебе воздает честь все одаренное
разумом! К Тебе устремлены общие желания, Тебя жаждут все сердца, к Тебе все
воссылает моления, Тебе все, постигающее Твои повеления, изрекает безмолвную
хвалу. Тобою единым все пребывает, к Тебе все стремится, Ты (Начало) и конец
всего.
О, Всеименуемый! Как назову Тебя, единого Неименуемого? Да и какой небесный ум
проникнет сквозь заоблачные покровы? Будь милосерден, о Ты, Который превыше
всего! ибо что иное позволено мне изречь о Тебе? Святитель Григорий
Богослов (15, 1).
Господи, Боже наш,
Отче, Сыне и Дух Святой! Ты, не имеющий образа, для созерцания же
прекраснейший, Своей неизъяснимой красотою помрачающий всякое видение! Ты более
прекрасен, чем может воспринять зрение, ибо Ты превосходишь все, безмерный в
свойствах, видимый для тех, кому Ты позволяешь видеть, Сущность предвечная,
неведомая и Ангелам, ибо бытие Твое они познают от Тебя. Ведь Ты назвал Себя
Самого Сущим (Исх. 3, 14), это мы н зовем Сущностью, ипостасью, вонпостасным
именуя Того, Которого никто никогда не видел, Триипостасного Бога, единое
безначальное Начало. Иначе как посмеем мы назвать Тебя Сущностью или
прославлять в Тебе три раздельных ипостаси? И каково соединение, кто это
совершенно постигнет? Ибо если Отец в Тебе и Ты во Отце Твоем, и от Него
происходит Святой Дух Твой, и Сам Ты, Господи, и Дух Твой, Дух же Господом
назван и Богом моим, и Отец Твой есть Дух и называется Духом, то никто ни из
Ангелов, ни из людей никогда не видел, не созерцал этого и не познал. Да и как
изречь это? Как выразить? Как дерзнуть назвать разделением или соединением,
слиянием или смешением, или растворением? Как единое (назвать) тремя и
триединым? Поэтому, Владыко, на основании того, что Ты сказал и чему научил,
всякий верный верует и славословит державу Твою, так как все в Тебе совершенно,
непостижимо, неведомо и невыразимо для Твоих созданий. Ибо непостижимо уже
бытие Твое, так как Ты существуешь несозданным, равно как и родил Ты
(несозданно). Да и как созданный уразумеет образ бытия Твоего или Рождение Сына
Твоего, Бога и Слова, или исхождение Божественного Духа Твоего? Чтобы и
соединение Твое он познал и разделение постиг и изучил? Никто еще не видел
ничего из того, о чем я сказал... Но Ты Сам в Себе Самом существуешь как один
Бог Троица. Один, зная Себя Самого, Сына Твоего и Духа, и Ими одними познанный,
как соестественными. Прочие же видят как бы лучи солнца, проникающие в дом, и
то, если у них хорошее зрение,- солнца же этого совершенно не видят. Так видят
очищенным умом свет Славы Твоей и озарения Твои от всей души ищущие Тебя. Каков
же Ты по существу и как Ты родил однажды или вечно рождаешь и не отделяешься от
Рождаемого от Тебя, но Он весь в Тебе, все наполняющий Божеством? Ты же, Отец,
весь пребываешь в Самом Сыне и имеешь исходящего от Тебя Божественного Духа,
всеведущего и все исполняющего,- как Бог по существу и Он не отделяется от
Тебя, ибо от Тебя истекает. Ты - источник благ, всякое же благо - Сын Твой,
через Духа уделяющий и Ангелам, и людям достойно, милосердно и человеколюбиво.
Никто, никогда ни из Ангелов, ни из людей не увидел или не познал бытия Твоего,
ибо Ты - несозданный. Ты сотворил все, и может ли сотворенное Тобою знать, как
Ты рождаешь Сына Твоего и как всегда источаешь? И как происходит от Тебя Твой
Божественный Дух? И Ты отнюдь не рождаешь когда-либо, родив, конечно, однажды.
Но источая - Ты не потерпел оскудения или умаления, ибо Ты пребываешь
преисполненным, неоскудевающим, превыше всего, наполняющим Собою мир, видимый и
мыслимый, и в то же время находишься вне видения и мышления. Боже мой,
совершенно не допуская ни приращения, ни убавления, всегда пребывая недвижимым,
проявлениями Своими - Ты в вечном движении. Ибо и Ты, Отец, непрестанно
действуешь, и Сын Твой содействует спасению всех и Промыслом Своим
усовершенствует, содержит, питает, животворит и возрождает Духом Святым. Ибо
как Сын видит Отца творящим, так же и Сам творит, как сказал Он (Ин. 5, 19).
Простой, все
наполняющий, совершенно неизобразимый, невещественный, неописуемый. Ты весь
непостижим... Как станем утверждать, что Ты восседаешь, или на каком престоле,
когда в руке Ты содержишь небо и землю, и все, что под землей? Они Твоею же
держатся силой? Какой престол вместил бы Тебя или какого рода храм? ... Кто
совершенно постигнет Тебя? Горе людям и всякой тварной природе, дерзающей
исследовать такое в Боге, прежде чем не будет она озарена, просвещена; прежде
чем не узрит Божественных проявлений и не сделается созерцательницей таинств
Христовых, которых даже (апостол) Павел, увидев, совершенно не мог высказать. О
Самом же Боге он не удостоился ничего большего услышать, постичь или усвоить,
кроме того, что Он есть Сущий, Бог всех и Создатель, Творец и Податель всего
существующего. Мы же, несчастные, заключенные во тьме и помраченные
(греховными) удовольствиями, не знающие самих себя, погребенные страстями,
слепые и мертвые, каким образом бываем одержимы желанием познать истинно
Сущего, безначального, несозданного Бога, Единого Бессмертного и для всех
невидимого, и говорим о Боге, как будто знающие, будучи удалены от Него? Ибо
если бы соединились с Ним, то никогда не дерзали бы говорить о Нем, видя, что
все у Него неизреченно и непостижимо; и не только касающееся Его Самого, но и
дел Его, в большей части неведомых для всех.
Кто мог бы
рассказать хотя бы то, как Он создал меня от начала? Какими руками взял персть,
Он совершенно бестелесный; и как, не имеющий уст, подобных нашим, вдунул в меня
дыхание жизни и я стал душою живою? (Быт. 2, 7). Скажи мне, как из брения
возникли кости, нервы, плоть, жилы, кожа, волосы, глаза и уши, губы и язык? Как
голосовые органы и твердые зубы через дыхание образуют членораздельную речь? Из
сухого и влажного, теплого и холодного вещества, через смешение противоположных
стихий, Он сделал меня живым. Как ум связан с плотью, и как плоть срастворена с
невещественным умом без смешения и слияния? Ум же и душа, не смешиваясь,
произносят внутреннее слово для людей и остаются такими же нераздельными и
совершенно неслитными...
Но, зная, что это неизъяснимо и для всех непостижимо даже в том, что касается
нас самих, как не страшимся мы исследовать Того, Кто из небытия сотворил нас
такими; или помышлять и говорить о том, что превыше слова и превыше ума нашего?
Итак, будучи тварями, устрашитесь Творца и исследуйте только заповеди Его, изо
всех сил старайтесь соблюдать их, если хотите сделаться наследниками Вечной
Жизни.
Если же будете
нерадивы к Его повелениям и презрите волю Его, и не поверите Ему по одному
слову Его, то ни слава, ни достоинство, ни богатство мира сего, даже ни знание
внешних наук, ни сочинения, ни красноречие, ничто другое из земных дел и вещей
не принесет вам никакой пользы, когда все и всех будет судить Бог мой. Но то
слово Владыки, которое мы презрели, станет тогда перед лицом каждого и осудит
всякого, не сохранившего его. Ибо оно не праздное слово, но живое слово Бога
Живого и пребывающего во веки веков. Преподобный Симеон Новый Богослов
(59, 194-199).
Бог есть
высочайший Свет, неприступный, несказанный, не умом постигаемый, не в слове
изреченный, просвещающий всякую разумную природу. Он то же в духовном мире, что
солнце в чувственном; по мере постижения возбуждающий к Себе любовь, и по силе
любви заново постигаемый; только Сам для Себя созерцаемый и постижимый, а на
существующее вне Его изливающийся лишь частично. Говорю это о Свете,
созерцаемом в Отце и Сыне и Святом Духе, богатство Которых в единосущности и
едином излучении света (13, 274).
Ничего не было
прежде великого Отца, потому что Он все имеет в Себе. И Его знает неотделимый
от Отца, Отцом рожденный безлетный Сын,- великого Бога... Слово, Образ
Первообраза, Естество, равное Родителю. Ибо слава Отца - великий Сын. А как
явился Он от Отца - знает единый Отец и Явившийся от Отца, потому что никто не
был близ Божества (14, 217).
Что солнце для
существ чувственных, то Бог - для духовных: одно освещает мир видимый, Другой -
невидимый. Одно делает глаза солнцевидными, Другой - разумные естества
богоподобными. И как солнце дает возможность видящему - видеть, а видимому -
быть видимым, само же гораздо превосходнее видимого, так Бог, устроивший, чтобы
существа мыслящие имели дар мышления, а мыслимые были предметом мышления, Сам
выше всего мысленного. И всякое желание останавливается на Нем, далее никуда не
простираясь (12, 176).
Бог есть Свет и
Свет высочайший, так что всякий другой свет, сколько бы ни казался сияющим,
есть только слабый Его луч или рассеивающийся отблеск. Святитель
Григорий Богослов (13, 146).
Как велик Бог?
Какая мера Его? Каков Он в сущности? Подобные вопросы опасны для вопрощающего и
затруднительны для вопрошаемого. Лучшее обращение с ними молчание (7,
320).
Подлинно неизреченны
и неописанны молниеносные блистания Божией красоты: ни слово не может выразить,
ни слух вместить. Святитель Василий Великий (8,83).
Божество не есть
что-либо представляемое в очертании. Напротив, Божеству свойственно быть везде,
все проникать и ничем не ограничиваться. Святитель Григорий Нисский
(21, 418).
Бог есть наивысшая
красота, к Нему ты должен возводить ум и помыслы и не содержать в мысли ничего,
кроме желания увидеть Его. Преподобный Макарий Египетский (33, 236).
Бог -
самодостаточен и не нуждается ни в чем человеческом и маловажном. Тем менее
радуется Он недостойным прошениям, напротив, жертвой нечестивого, даже если это
телец, гнушается, как псом, и даже если это ладан, оскорбляется, как
богохульством (Ис. 66, 3). Ценит же Он одну ту жертву, которую приносят
Чистейшему чистые руки, высокий и очищенный ум. Святитель Григорий
Богослов (113,110).
Сотворив мир,
Господь не переменил места и не соединился с созданиями. Если же Он
неограничен, то где, скажешь ты, находится Он: Отвечаю тебе: ищи Его не
телесно, обрети Его мысленно. Ища духовно, ты найдешь Его неограниченным, а
потому опять - нигде, ни внутри, ни вне, хотя и везде, во всем, бесстрастно,
неслиянно, а потому вне всего, так как Он - прежде всего (59, 185).
Бог есть всякое
благо, и вселяясь в душу, исполняет ее всяким благом, насколько это может
вместить человеческое естество" (61, 134).
Вкуси бессмертной
сладости, вдохни духовное миро и познай, что пет никого другого столь
прекрасного, как Бог, или столь приятного, сладостного, или столь могущественного,
премудрого, столь славного, или Такого, Который мог бы животворить, делать
нетленным и бессмертным (61, 410).
Господь -
световидный Источник бессмертного потока. В этом источнике омываются водой,
текущей из Него, очищаются душевно и телесно от всякого осквернения, и начинают
сиять, как светила и как лучи солнца, все те, которые любят Его от всей души. Преподобный
Симеон Новый Богослов (61, 480).
Бог есть
существенное, безначальное, бесконечное, непостижимое, вечное, неизменное,
высочайшее Добро, от Которого, как от источника происходит все доброе, видимое
и невидимое, на Небе и на земле... Как огонь всегда горяч и всегда греет, как
свет всегда свет и светит, как мед всегда сладок и услаждает, так Бог всегда и
непрестанно благ и всегда благотворит. И как огонь не может не согревать, и
свет не может не просвещать, и мед не может не услаждать, так и Бог не может не
благотворить. Потому что естество Его такое, чтобы благотворить. От Него одного
всякое добро, какое есть и может быть, от Него происходят утешение, радость,
веселье и блаженство. Без Него истинного блаженства, утешения, радости и
веселья быть не может (104, 123-124).
Ты, подавший свет
солнцу, луне и звездам, Сам в Себе несравненно лучший свет. "Бог есть
свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1 Ин. 1, 5). "Ты одеваешься светом,
как ризою" (Пс. 103, 2). Ты сделал все вещи хорошими - Сам в Себе
несравненно лучше. Дал человеку разум - Сам имеешь несравненно лучший разум.
Дал животным глаза и уши - Сам несравненно лучше видишь и слышишь.
"Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?"
(Пс. 93, 9)... Сладок нам мед, но несравненно лучше Он Сам услаждает нас, когда
мы чувствуем сладость благости и любви Его в сердцах наших. Хорошо, прекрасно
создание Божие (Быт. 1, 31; 1 Тим. 4, 4), но Сам Создатель несравненно лучше (104,
118).
Бог наш
бестелесный и невещественный, и потому Дух наичистейший. Так свидетельствует о
Нем Святое Писание: "Бог есть дух" (Ин. 4, 24). Если Святое Писание
приписывает члены тела, то не Ему собственно приписывает, но по снисхождению к
немощи и слабости понимания нашего, поскольку мы не можем иначе понять Его
действий, проявлений Его силы. Так, руки, Ему приписываемые, означают Его
всемогущую силу, очи - всевидение Его, ушислышание всего, так как от Него ни
слово, ни дело, ни наше сердечное помышление не утаятся - как всех людей, так и
всякого человека: что делал, говорил, мыслил, и с какой целью делал это, и что
делает, говорит и мыслит, и с какой целью, и что будет делать, говорить,
мыслить, и с какой целью все Ему совершенно явно. Он не имеет рук, но все что
хочет творит единым желанием и мановением. Не имеет очей, но все творящееся и в
сокровенных местах, и в глубине сердца наблюдает и видит; не имеет ушей, но
всякое слово, голос, пение плохое и хорошее слышит (104, 119-120).
Слово Божие являет
нам Бога единосущным, но Триипостасным, непостижимым, и потому не надо Его
испытывать. Слово Божие являет Его всемогущим, и потому надо искать помощи у
Него одного. Слово Божие являет Его промышляющим обо всем, и потому надо на
Него надеяться. Слово Божие являет Его неложным, и потому надо Ему несомненно
веровать. Слово Божие являет Его праведным и воздающим каждому по делам его, и
потому надо Его бояться. Слово Божие являет Его великим, и потому надо пред Ним
смиряться. Слово Божие являет Его вездесущим и наблюдающим все дела, слова и
помышления наши, и потому надо ходить пред Ним со всяким страхом и
осторожностью и делать, и говорить, и думать угодное воле Его. Слово Божие
являет Его преблагим, и потому надо любить Его. Слово Божие являет Его
милостивым к грешникам кающимся, и потому надо приходить к Нему с покаянием и
сожалением. Слово Божие являет Его грядущим судить живых и мертвых, и потому
надо готовиться к суду Его. Святитель Тихон Задонский (104, 112-113).
Совершенство
существа Божиего служит причиной неприступности Его не только для видения
тварями, но и для постижения: оно мрак под ногами Его... (109, 324).
Бог, будучи
жизнью, само жизнью, пролил из Себя жизнь во все живущее и существующее. Жизнь
мира есть отражение саможизни Бога. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111,
118).
"Прежде
нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты
- Бог" (Пс. 89, 3).
"Одно то не должно
быть сокрыто от нас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и
тысяча лет, как один день" (2 Пет. 3, 8; Пс. 89, 5).
Божество
беспредельно и непознаваемо. В Нем совершенно постижимо только одно - Его
беспредельность ... Когда разум устремит взор свой на горнюю бездну и не
находит, на чем остановиться или где положить предел своим представлениям о
Боге, тогда беспредельное и неисследимое он называет безначальным. А когда,
устремившись в дольнюю бездну, испытывает нечто подобное, тогда называет Его
бессмертным. Когда же сводит в единство то и другое, тогда именует вечным, ибо
вечность не есть ни время, ни часть времени, потому что она неизмерима (14,
155).
Един есть Бог
безначальный, беспричинный, не ограниченный ничем, ни прежде бывшим, ни
будущим, объемлющий вечность, беспредельный; великий Отец благого, великого
Единородного Сына, Который в рождении Сына не потерпел ничего свойственного
телу, потому что Он - Ум. Един есть Бог иной (по ипостаси), но не иной по
Божеству - Слово Бога, живая печать Бога, живая печать Отчая, единый Сын
Безначального и Единственный Единственного, во всем равный Отцу (кроме того,
что Один всецело пребывает Родителем, а Другой - Сыном). Основатель и Правитель
мира, Сила и Мысль Отца. Един Дух - Бог от благого Бога... Святитель
Григорий Богослов (14, 216).
Бог всегда был,
есть и будет; но лучше сказать, что Он всегда есть, потому что "был"
и "будет" означают деления нашего времени, свойственные естеству
преходящему, а Сущий вечен. Святитель Григорий Назианзин (113, 109).
Всякое прошедшее
уже не существует, а всякое будущее еще не существует, следовательно, как
прошедшее, так и будущее есть недостаток в бытии. Но в Боге ничего недостающего
нет. Следовательно, у Бога нет ни прошедшего, ни будущего, а одно настоящее. Блаженный
Августин (113, 109).
Не должен
христианин сомневаться, что Бог наш - безначальный, бесконечный и потому вечный
и присносущный. Он один существенно живет, не может не быть. Существо Его и
естество есть сама жизнь. Все созданное имеет начало, так как Им приведено из
небытия в бытие; и могло бы снова не быть, если бы Он так изволил. Но Создатель
как был всегда - и прежде мира, так и ныне Тот же, и вечно будет Тот же
неизменно; и как прежде не мог не быть, так и не может не быть. Поэтому не
только называется "Вечный", но и "вечность"; не только
"Живой", но и "жизнь"; не только "Безначальный и
Бесконечный", но и "безна чальность и бесконечность"; не только
"Пребывающий", но и "бытие". Мы называем Его
"Сущий", то есть и был, и есть, и будет. И в Святом Писании Он
говорит о Себе: "Который есть и был и грядет" (Апок. 1, 8). И в
прочих местах прекрасно изображается Его безначальность и вечность. Святитель
Тихон Задонский (104, 120-121).
"Господь, Бог
ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который
не смотрит на лица и не берет даров" (Втор. 10, 17).
"Нет
подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом" (Иер.
10, 6).
"Я Царь
великий, и имя Мое страшно у народов" (Мал. 1, 14).
"Дивно гремит
Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые (Иов. 37, 5).
Вседержитель! мы
не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия" (Иов. 37,
23).
"Иди в скалу
и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его" (Ис. 2, 10).
"Вошли Моисей
и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава
Господня всему народу" (Лев. 9, 23).
"Но жив Я, (и
всегда живет имя Мое,) и славы Господней полна вся земля" (Чис. 14, 21).
"Поистине,
Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм,
который я построил (имени Твоему)" (3 Цар. 8, 27).
"Господи,
Боже наш, как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается
превыше небес!" (Пс. 8, 2).
"Велик
Господь наш и велика крепость (Его), и разум Его неизмерим" (Пс. 146, 5).
Великое Божие имя
заключает в себе Его Божественные свойства, не сообщаемые никакому творению, но
принадлежащие Ему одному: единосущие, безначальность, всемогущество, благость,
премудрость, вездесущие, всеведение, правда, святость, истина, духовное
существо и прочее. Эти собственные свойства открывает нам Дух Святой в Своем
Слове и многообразно изображает их к нашему просвещению и прославлению имени
Божиего. Истинное и действительное познание свойств Божиих (насколько возможно
познать их человеку в этом веке) и, так сказать, "вкушение" по
пророческому учению: "Вкусите, и увидите, как благ Господь" (Пс. 33,
9), просвещает и изменяет человека, и так приводит к прославлению имени
Божиего. Святитель Тихон Задонский (104, 117,118).
"Он презирает
до концов земли и видит под всем небом" (Иов. 28, 24).
"И нет твари,
сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим
отчет" (Евр. 4, 13).
"С небес
призирает Господь, видит всех сынов человеческих" (Пс. 32, 13).
"Дивно для
меня ведение (Твое), высоко, не могу постигнуть его" (Пс. 138, 6).
"Не умножайте
речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог
ведения, и дела у Него взвешены" (1 Цар. 2, 3).
"На всяком
месте очи Господни: они видят злых и добрых" (Притч. 15, 3).
"Великий в
совете и сильный в делах. Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих,
чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его" (Иер. 32, 19).
"И нисшел на меня
Дух Господень и сказал мне: скажи, так говорит Господь: что говорите вы, дом
Израилев, и что на ум вам приходит, это Я знаю" (Иез. 11, 5).
"Он открывает
глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним" (Дан.
2, 22).
"Разве Я -
Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться
в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и
землю?" (Иер. 23, 23-24).
"Хотя бы они
зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмет их; хотя бы взошли на небо, и
оттуда свергну их. И хотя бы они скрылись... от очей Моих на дне моря, и там
повелю морскому змею уязвить их" (Ам. 9, 2-3).
Вижу я в слове
Твоем святом, что Ты - везде и на всяком месте, и нет такого места, где бы Ты
существенно не присутствовал. Где я ни хожу и пребываю, пред Тобой хожу и
пребываю. Что ни делаю, говорю, мыслю, начинаю, пред Тобой делаю, говорю, мыслю
и начинаю. Ты все видишь и знаешь, и гораздо лучше видишь и знаешь, чем я сам.
И все, что ни делаю, говорю, помышляю и начинаю, в книге Своей записываешь и
воздашь мне по делам, мыслям, словам и начинаниям моим. Везде Ты есть, потому и
все видишь и знаешь, и нигде, ни в чем скрыться от Тебя не могу ... Это
размышление учит меня всегда и везде бояться Тебя и трепетать, со страхом и
осторожностью жить, делать, говорить, мыслить и начинать - как дети перед отцом
своим, рабы перед господином своим, подданные перед царем своим ходят и
пребывают. Ибо все открыто Тебе, Твоему всевидящему оку (104, 156-157).
О вездесущии Божием
говорит нам Его святое слово: "Бог наш "на небе и на земле" (1
Пар. 29, 11; Мф. 6, 10). И еще говорит Пророк: "Куда пойду от Духа Твоего,
и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо Ты там; сойду ли в преисподнюю и
там Ты. Возьму ли крылья зари (по другому переводу "денницы") и
переселюсь на край моря,- и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница
Твоя" (Пс. 138, 7-10). Нет такого места, где бы не присутствовал Бог. Он
на всяком месте, но местом не заключен, не ограничен: Он со мной, и с тобой, и
со всяким человеком. Хотя мы Его и не видим, как Духа невидимого, но часто
чувствуем Его, присутствующего в наших скорбях, помогающего в искушениях,
утешающего в печалях, пробуждающего духовные и святые сокрушения, желания,
движения и помышления, открывающего грехи в совести нашей, посылающего нам
скорби на пользу нашу, утешающего кающихся и скорбящих. Перед Ним делает
человек, все что делает, перед Ним говорит, перед Ним помышляет добро или зло (104,
158).
Бежал некогда
Иона-пророк от лица Господня, но был удержан десницей Божией и оказался во
чреве кита, и оттуда той же десницей Божией был извержен на землю (Иона 1, 3;
2, 1, 11). Никуда не уйти и не скрыться от Бога. О бедный грешник, куда ты
убежишь от Того, Который везде есть? Где ты скроешься от Того, Который все
видит? Знаешь ли, куда бежать? Беги от правды Его - к благости Его, и от суда
Его - к милости Его. Каково величие Его, такова и милость Его. И укройся верой
в пресвятых ранах Христовых. Вот убежище, к которому прибегают христиане, где безопасно
скрываются от гнева Божия (104, 160-161).
Бог все созданные
вещи знает и проницает их, смотрит на все дела и помышления и слышит наши
слова. Тот, Кто дал око видеть и ухо слышать, видит и слышит все. Нет перед Ним
сокровенного и темного места, но все Ему явно, нет тьмы и ночи, но всегда ясный
день, и тьма, как свет. Слово, дело и помышление всякого человека, сколько бы
ни было на свете людей, Он знает, и видит, и замечает. Из размышления о таком
всеведении Божием следуют: страх и трепет, и от них осторожные - в словах,
делах, начинаниях, намерениях и помышлениях - жизнь и поведение; истинное
покаяние, сокрушение о прежних грехах; умная и сердечная молитва и воздыхание,
так как Бог видит и все наши сердечные желания; избавление от лицемерия,
которое во внешнем проявляет святость, но внутри питает зло... Помня о
всеведении Божием, учись исправлять свое сердце, чтобы и внешние твои дела были
праведны. Иначе будешь как яблоко, извне красное, но внутри гнилое и червивое,
или как гроб, раскрашенный снаружи, а внутри смрадный. Святитель Тихон
Задонский (113, 109).
Отчего так
согрешили Анания и Сапфира? Оттого, что забыли, что Бог видит их дела и
помышления. Если бы помнили они, что Бог все видит, и вовне и внутри, яснее,
чем все люди и даже они сами, не пришло бы им и в голову так покривить душой
перед апостолами. Оттого же происходят и все наши грехи и грешные замыслы.
Ухитряемся все прикрыть от взоров человеческих, и думаем, что все хорошо. Люди
ничего не видят и считают нас праведными, но это не меняет нашей ничтожности.
Зная это, повторяй себе: зачем сатана учит мое сердце лгать в лицо Богу? Очи
Его светлее солнца и видят в сокровенных тайниках сердца, ни ночь, ни море, ни
подземелье не укрывают от Него. Помни это, и потому позаботься о своем внешнем
и внутреннем поведении, хотя и незаметном для других. Если бы Всевидящий был
безразличен к нам, можно бы равнодушно относиться к Его всеведению,- но Он же и
Судия. И суд Свой, в силу всеведения. Он произносит нередко прежде, чем
ожидаем. Может быть, у Него уже решено теперь произнести суд и над нами, пока
мы еще надеемся укрыться со своими грехами в темной лжи: не увидит Господь!
(Пс. 93, 7). Епископ Феофан Затворник (107, 113-114).