Священник Александр Ельчанинов
Понимание вещей дается очищенному сердцу и это
понимание вырастает по мере нашего духовного роста. Но сейчас я буду говорить,
главным образом, о католическом официальном учении в Церкви.
Для начала же хочу сказать, что, несмотря на все
различия с нашей Православной Церковью, в Католической Церкви были великие
святые, и есть настоящая вера и в служителях Церкви и в отдельных людях. Мы же,
несмотря на полноту Истины, которою обладает наша Православная Церковь, во
многом недостойны Ее и должны учиться у тех же католиков — их церковной и
педагогической работе, хотя бы.
Не надо также забывать, что в самом центральном, в
самом основном, что составляет сущность христианства, мы с католиками
объединены, несмотря на все наши различия. Это основное — вера в святую Троицу
и в Христа, как Богочеловека.
Что же в Католической Церкви является искажением
Истины, в чем она отошла от полноты христианского вероучения?
Различия формальные: Filioque, Ватиканский догмат о
примате и непогрешимости Папы, Immaculata conceptio (догмат о непорочном
зачатии Божией Матери), чистилище, индульгенции, учение о человеке.
Корни этого различия: «латинство», унаследованное от
формально и юридически мыслящего древнего Рима, с его идеей «ordo» — прежде
всего. Эта идея порядка, единовластное юридическое понимание структуры общества
отразилось прежде всего на том, что нас с католиками больше всего разделяет —
на учении о Церкви.
В католичестве Церковь мистически обоснована и
переживается верующими прежде всего как организация, а не как Организм.
Организация во главе с Папой-монархом. Это учение, введенное в Ш веке, и догмат
о примате и непогрешимости Папы, как Викария Христа (утвержденный на
Ватиканском Соборе в
Исторически же власть Папы возникла вследствие
первенственного места Римского Епископа, как Епископа столицы Римской Империи.
Это первенство чести, а не власти. Римский Епископ мог бы считаться первым
среди равных (primus inter pares), т. е. среди других епископов. Таким же, и с
большим основанием, мог бы быть и Епископ Иерусалимский.
Сила власти, стройность структуры, рациональная
ясность в богословии, юридизм в морали и церковных правилах, могущество Рима —
все это создавалось и создается за счет соборной природы Церкви, где внутренняя
свобода и любовь являются основными созидательными силами Церкви.
Такое формально-юридическое понимание далеко от
евангельского первохристианского и православного учения о Церкви, как
Организме, где соборное начало не отрицает иерархической структуры Церкви, но
дает этой структуре надлежащее, а не первенствующее место.
Конечно, у нас в Православной Церкви много
«нестроений», которые почти немыслимы в католичестве, где централизация власти
в руках Папы (через голову епископов) делает такие «нестроения» почти
невозможными.
Но не надо забывать, что «нестроения» были и в древней
Церкви и что побеждались они не через подчинение авторитету Римского
первосвященника, а изживались и изживаются изнутри. И такое повиновение
авторитету бывает часто внешним подчинением, не означающим внутреннего
единства. Надо заметить, что многие католики и даже католические богословы
часто внутренне не принимают это формально-юридическое подчинение Церкви.
Католическое учение об Immaculata conceptio Божией
Матери, принятое Католической Церковью в
Filioque — было прибавлено в 589 году к Символу Веры в
местной церкви в Toledo (Испания). Император Карл Великий своим авторитетом
ввел эту прибавку в Риме — только в XI веке. Эта прибавка была внесена в
католический Символ Веры, без созыва Вселенского Собора, что противоречит всем
правилам Церкви, т. к. всякое добавление к Символу Веры может быть сделано
только Вселенским Собором.
Этот догмат Католической Церкви против слова Божия, т.
к. Ап. Иоанн (15, 26) приводит слова Христа: «Когда же придет Утешитель,
которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит, Он будет
свидетельствовать о Мне».
Таким образом, мы видим, в главных чертах, что именно
Православная Церковь сохранила неизменно и полностью чистоту Христова учения.