Лекция 7.

 

Заблуждения и ереси в понимании

личности Иисуса Христа

 

 

План.

 

1. Ветхозаветные пророчества о Мессии:

2. Достоверные свидетельства истинности Воскресения Христова:

Римский врач. — Свидетельства историков. — Чудеса, сопровождавшие рождение и рост Церкви. — Свидетельство мученичества (martyr). — Новейшие признания атеистов и богоборцев.

3. Сомнения относительно личности Иисуса Христа.

4. Причины сомнений:

4.1 Обычные заблуждения.

4.2 Основные ереси.

4.3 Изыскания нового времени.

4.4 Идеологические штампы.

 

ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРОРОЧЕСТВА.

 

Прежде, чем явился на земле Бог во плоти. Сын Божий прошло много времени. Почему? Нужно было дать им время испытать весь вред от своеволия, нужно было дать им узнать на опыте, как ложны слова диавола: будете яко бози (Быт.3,5), нужно было дать им время испытать свое бессилие в борьбе с грехом. В это время люди видели и испытали всякое зло и всякое бедствие, какое только мог породить грех. Все познали опытом, что зло и горько оставлять Бога (Иер.2,19).

Когда зло в роде человеческом дошло до крайней степени, когда люди испытали бессилие свое для добра, ясно увидели все и почувствовали нужду в небесном Избавителе. Тогда-то пришло исполнение времен, и Бог Отец послал Единородного Сына Своего, чтобы спасти нас от власти диавола.

Между тем, еще задолго до пришествия на землю Спасителя, Бог готовил людей к принятию сего Божественного Посланника Своими откровениями и пророчествами о Нем, также – прообразованиями, и предварительными подобиями того, что должен был сделать для спасения человеческого Сын Божий. Это – потому, что обетования, пророчества и прообразования воспитывали в народе веру и надежду на будущего Искупителя. Если бы Он пришел вдруг, не указанный людям раньше, то люди не поверили бы Ему, что Он Сын Божий, не смотря на Его чудеса, так как много было людей, которые силою Божиею делали чудеса. Да и у людей бывает так, что если царь или царский сын хочет посетить какие либо города или другие места в государстве: то народ уведомляется об этом заблаговременно, чтобы он приготовился к его встрече и принял его как следует. Так сделано и здесь.

1) О пришествии на землю Сына Божия сделано задолго в виде обетований провозглашение на земле, чего не было сделано ни для одного из пророков или других святых ветхого завета. Уже праотцу Адаму, после того как он согрешил, сказано было Богом в утешение, что Семя жены, т.е Богочеловек, имеющий родиться от Пресвятой Девы и от Духа Святого, сотрет или сокрушит главу змия. Потом Аврааму, после потопа, возвещено было от Бога, что великий обещанный Потомок его будет Виновником благословения небесного для всех народов земных (Быт.22,18); затем Исааку, сыну (Быт.26,4),и Иакову, внуку Авраама (Быт.28, 14), подтверждено тоже.

2) В разных обрядах веры иудейской или в некоторых событиях с народом иудейским и с отдельными его лицами за несколько тысяч лет предначертано было Богом весьма многое из обстоятельств рождения, жизни, страданий и смерти Сына Божия за грехи людей, - тогда как дух Святой также за несколько веков предсказал о рождении, жизни, учении, чудесах, о смерти Его за грехи мира и о многом. Так, например, чтобы людям предварительно показать неопальное ношение во чреве Богоматери огня Божества Христова, - пророку Моисею показан был куст, горящий огнем и не сгоравший (Исх.3,2); также три отрока в пещи вавилонской среди страшного пламени сохранены невредимы (Дан.гл.3).

Чтобы показать предварительно, в подобии, крестные страдания за нас и смерть безгрешного Искупителя нашего, Иисуса Христа, евреям, в память освобождения от работы египетской, повелено было закалывать ежегодно на праздник пасхи непорочного, т.е без всяких недостатков, ягненка и вкушать его с опресноками и горькими травами (Исх.12);

б) чтобы заранее показать тридневное пребывание во гробе тела Господа Спасителя, - Иона пророк пробыл во чреве кита три дня и три ночи (Лук.11,29 и 30)

в) чтобы воспитать в людях веру в очистительную кровь безгрешного Иисуса Христа, - у евреев употреблялась постоянно для окропления и очищения людей и вещей кровь козлов и тельцов (Евр.9,12-15); -

г) чтобы народ предварительно привык верить в спасительные крестные страдания будущего Искупителя, - показано было подобие висящего на кресте Спасителя в вознесенной Моисеем медной змее, чтобы евреи, ужаленные змеями в пустыне Аравийской, при взгляде на это изображение исцелялись (Иоан.3,14).

3) Кроме того пророки ясно предвозвестили будущие события из жизни Иисуса Христа. Из пророков – Исаия предвозвестил, что Спаситель родится от Девы (Ис.7.14); пророк Михей –что родится в Вифлееме (Мих. 5,2); пророк Малахия предсказал, что Спаситель придет в храм Иерусалимский, вновь построенный после плена вавилонского, и что пред Ним послан бедет предтеча (Мал.3,1); пророк Захария предсказал царский въезд Спасителя на молодом осле в Иерусалим (Зах.9,9), пророк Исаия и царь пророк Давид предсказали с такой ясностью страдания Спасителя, как будто бы они сами были при страданиях Господа и стояли у креста Его и тут описали все, что происходило с Ним (Ис.53 гл. и Пс.21). Пророк Даниил или архангел Гавриил пророку Даниилу предвозвестил, что до пришествия Христа Спасителя осталось 490 лет (Дан.9).

 

2. ДОСТОВЕРНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ИСТИННОСТИ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА.

 

Воскресение Христа есть величайшее мировое событие. Жизнь победила, смерть и зло приведены к пустоте и ничтожеству.

«Удивительно, как могут серьезно люди верить и в такие глупости. И это в двадцатый век…Век науки и опыта…Разум не допускает веры в Воскресение Иисуса Христа», говорят безбожники.

Исторический факт Воскресения Христова, как и все Его учение, подвергались критике многих ученых (рационалистов). Некоторые этому посвятили всю свою жизнь, стараясь доказать, что евангельский рассказ о воскресении есть обман, ошибка или заблуждение. Первою по времени и по злобе является басня подкупленной иудейскими первосвященниками стражи «что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда спали» (Матф.28,13).

Нелепость этой выдумки прямо бросается в глаза всякому, не потерявшему здравого смысла.

Совершенно недопустимо, чтобы, состоявшая из нескольких лиц, стража могла уснуть. Стража римская по своей железной дисциплине и храбрости была одной из самых лучших армий в мире. Если воины спали, то не могли видеть, а если видели, значит, не спали. В таком случае они не дали бы возможности совершить похищение и не оставили бы на свободе «похитителей» проповедовать Воскресение Его? Силою своей власти они заставили бы Апостолов выдать им украденное тело, чтобы изобличить их во лжи и обмане и тем в корне пресечь их проповедь о Христе.

Кроме того, могли ли Апостолы, люди мирные, робкие, даже дома сидевшие на запоре «страха ради иудейска» (Иоан.20,19) и безоружные решиться на такое дерзкое, смелое и при том же бесцельное предприятие, как похищение из-под носа стражи? Где им было сражаться со столь грозною римскою стражею?

 

 

3. ПОЧЕМУ ИИСУС ХРИСТОС БЫЛ И ОСТАЕТСЯ «ЗНАМЕНИЕМ ПРЕРЕКАЕМЫМ»

 

«...Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в пред­мет пререканий...» (Лука, 2:34). Эти слова сохранил для нас евангелист Лука. Сказаны они были старцем Симеоном, когда он взял на руки младенца Иисуса через сорок дней после Его рождения, в храме Соломо­на. Несомненен пророческий характер этих слов, ибо личность Иисуса Христа стала предметом дискуссий, утверждений и отри­цаний. «Знамение пререкаемое» (как по-славянски звучит «пред­мет пререканий») означает личность, которая более других вызвала и вызывает взаимоисключающие мнения о себе.

 

СОМНЕНИЯ

 

История сомнений относительно личности Иисуса Христа и трудностей, с которыми столкнулись люди в понимании Его мис­сии на земле, началась с первых дней Его проповеди своим сооте­чественникам. Вся предшествующая история израильского наро­да и все откровения его пророков подготавливали народ к тому, чтобы принять в Мессии восстановление полноты общения чело­века с Богом и установление Царства Божиего. На деле большин­ство увидело в Нем лишь политического лидера, который прине­сет национальную независимость и свободу от власти Рима. Читающему Евангелие становится очевидным, что все чудеса и проповедь Христа говорят о совсем другой реальности. Однако большинство осталось глухим — ценности земной жизни ока­зались дороже. Именно те, которые радостно встречали Христа, входящим в Иерусалим, растилая перед Ним свои одежды и приветствуя Его: «Осанна сыну Давидову, благословен Грядущий во имя Господне», — через несколько дней с гневом кричали: «Рас­пни, распни Его!», потому что Иисус не поднял восстание, которо­го так ждал еврейский народ, и не стал их национальным земным царем.

За непониманием Христа современниками последовали скеп­тицизм, неверие в Него. Это дошло до нашего времени в виде кон­кретных теорий, многие из которых основываются на наукообразных доказательствах. Главная же причина непонимания осталась той же, что и две тысячи лет назад: люди больше любят и выби­рают эту временную жизнь, которая им уже известна, желая лишь ее улучшения. Поэтому они не замечают или сознательно отвергают Божественную вечную жизнь, которую принес им Хри­стос.

Приведем конкретный пример. На прошлом уроке мы гово­рили о Царстве Божием. Вот как о Царстве Божием учит Своих учеников Христос: «...Истинно говорю вам: есть некоторые из стоя­щих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. И, по прошествии дней шести, взял Ии­сус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. И просияло лицо Его, как солн­це, одежды же Его сделались белыми, как свет. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголю­щий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благово­ление; Его слушайте» (Марк, 9:1 — 7; Матфей, 17:1 —5). Совершен­но очевидна связь слов Христа о Царствии Божием с Его Преоб­ражением: Царство — это Он Сам, это Его свет, в котором так хо­рошо человеку. Однако и в наши дни многие говорят о Его Царст­ве, как о просто хорошей жизни на этой земле. Христиане, разу­меется, не против улучшения нашей земной жизни. Дело в том, что все земное имеет конец, и, рано или поздно, человек этого лишится, тогда как то, что дает Христос, вечно и не отнимется у человека никогда.

Чаще всего сомнения, связанные с Иисусом Христом, возни­кают по таким вопросам:

  был ли Иисус Христос вообще; какова цель Его пришествия на землю;

  кто Он; каким образом в Нем соединяются Бог и человек;

• Его чудеса; Его учение;

• причина и образ Его смерти;  факт Его Воскресения.

Сомневаются в этом не только атеисты. Ошибочные выводы, к которым приходили эти люди, проистекают из той причины, о которой мы говорили в начале урока: любовь к творению оказывалась большей, чем любовь к Творцу. Отсюда происходят и другие заблуждения, связанные с Личностью Христа.

 

4. ПРИЧИНЫ СОМНЕНИЙ

  Людям и две тысячи лет назад, и сейчас гораздо проще и удобнее верить в то, что любовь и ненависть, свобода и раб­ство, истина и ложь, добро и зло взаимодополняют друг дру­га. Такой взгляд свойственен язычеству и многим другим нехристианским религиям. Это «дает право» человеку ста­новиться на сторону то одного, то другого, в зависимости от сиюминутной выгоды, и не чувствовать себя виноватым. Христос разрушает это «мирное сосуществование» и «диа­лектическое единство» добра и зла и заставляет человека определиться и сделать решительный выбор: с кем он? Хри­стос говорит: кто не со Мной, тот против Меня.

  Человеческому разуму трудно вместить в себя факт воче­ловечения Бога, сверхъестественного рождения Богочело­века от Девы Марии. В то же время рационализм, мифоло­гизируя науку и «демифологизируя» религию, не хочет со­гласиться с возможностью чудес и, прежде всего, с фактом Воскресения Христа.

• Христос показал несамодостаточность морализма и тем вы­звал протест моралистов. До Христа люди Ветхого Завета опирались на Закон. Исполнение Закона давало человеку ощущение того, что он — человек хороший, и позволяло ему призывать к ответу нарушителей, чувствуя к тому же свое превосходство перед ними. При этом казалось, что жизнь может существенно улучшиться, если соблюдается Закон. Но во всем этом не оставалось места Спасению, встрече че­ловека с Богом. Законничество уничтожало основу отно­шений между Богом и человеком — любовь, заменяя ее отношениями счета и учета. Человек, в точности испол­нивший предписания закона чувствовал себя в праве требовать от Бога награды за свою

« праведность».

Христос был явлением Истины, и целью этого явления было не внешнее улучшение жизни людей, а спасение от разрушения их естества, потери человеком возможности реализовать свое предназначение. Морализм, известный людям всех времен, был результативным, поскольку заключал жизнь людей в определен­ные рамки и облегчал частности общественной жизни. Человеку удобно опираться на установленные для всех правила поведения.

Так сложилось самое распространенное в наше время иска­жение христианства. Две тысячи лет назад моралисты (фарисеи) отвергли Христа. Сегодня они Его «принимают», желая поставить христианство на службу себе. Их девиз: «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал хорошим человеком».

В конце эпохи Просвещения (XVIII в.) начал формироваться миф о всесилии науки. Ученые стали верить, что с помощью науч­ных методов они могут найти любую истину. Одним из таких ме­тодов стала историческая критика. Она заключалась в том, что су­ждения о событиях и личностях прошлого выносились только на основании сохранившихся документов. Нелюбовь деятелей Про­свещения к Церкви побудила их не считать Евангелие историче­ским документом и на этом основании выдвинуть теорию о том, что Христа вообще не было. В наше время такой подход и выводы признаны ненаучными с точки зрения самой же науки. Оказалось, что нет никаких оснований отвергать тексты Евангелий как исто­рические источники. Изучение, кроме этого, и нехристианских исторических документов, свидетельствующих о Христе, приве­ло современную науку к тому, что в реальности Христа она более не сомневается.

После того, как стало невозможным отрицать Христа как ис­торическую реальность, а признать Его Богом по-прежнему оста­валось неудобным, появились теории, истолковывающие дело Хри­ста с точки зрения политики и экономики. Это произошло еще и потому, что политика и экономика с XIX в. стали интересовать лю­дей больше всего остального. Поступки Христа стали объясняться политическими мотивами. При этом закрывались глаза на подлин­ное содержание Евангельских текстов и на то, что и в наше время, как и всегда, христиане имеют живой опыт общения с Христом.

Почему же, несмотря на то, что объективных причин не верить Богочеловеку Христу нет, сомнения и возражения у многих оста­ются? Приходится сделать вывод, что причины этих сомнений и возражений — глубоко личные, и связаны они с позицией, кото­рую человек занимает и от которой не хочет отказаться. Такая по­зиция ошибочна, независимо от того, вызвана ли она недостаточ­ным пониманием или откровенной недобросовестностью. В кон­це концов, сколько бы доказательств историчности Христа, Его чу­дес, подлинности Его смерти и воскресения не приводилось, они будут поняты и приняты человеком только тогда, когда он будет исходить из той истины, которую Афанасий Великий выразил в словах: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом».

 

4.1 ОБЫЧНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ

Во время одного путешест­вия, по дороге в Кесарию Филип­пову, Христос спросил у своих учеников: «...За кого почитают Меня люди?» — то есть, кто Он по мнению людей. Его ученики стали перечислять те мнения, которые слышали: одни говорят, что Ты Иоанн Креститель, дру­гие — что Ты Илия, третьи — что Ты один из пророков (Марк, 8:27 — 28). Из этого Евангельско­го текста видно, что многие люди составили себе ошибочный об­раз Христа. Они думали, что Он был духовно одаренным религи­озным деятелем и отождествляли Его с конкретными лицами Ветхого Завета. Неверие, по­верхностное восприятие и суждения не позволили уви­деть Божественное достоинст­во Христа.

 

4.2 ГЛАВНЫЕ ЕРЕСИ

Первая богословская система, отрицавшая божественность Христа, была сформулирована александрийским священником Арием (IV в.), проповедовавшего, что когда-то Сына Божия, Второго Лица Святой Троицы (Иисуса Христа) как личности не бы­ло, что Он сотворен Богом Отцом из ничего прежде всех других творений и, следовательно, не совечен Богу Отцу, а значит, и Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, — не Бог в полном смысле этого слова. Вторая богословская система, отрицавшая бо­жественность Христа, — несторианство (по имени Констан­тинопольского патриарха Нестория (V в.), учила о Христе как просто о человеческой личности, но в высшей степени Богом одаренной. И третья крупнейшая ересь, впервые сформулированная архимандритом Евтихием в Константинополе (V в.), — монофизитство (novoq - один, qmaic; - природа). Оно выражаете побочное мнение, что Иисус Христос был только Богом, так человеческая природа прекратила в Нем свое существование, после соединения с Божественной природой. Из монофизитство логически следовало бы то, что Христос не единосущен нам. Означало бы, что у нас нет возможности реально соединиться с Ним.

Все последующие заблуждения можно отнести к одном этих трех. Их причиной всегда были и остаются попытки по Христа исходя из привычных схем человеческого разума.

 

4.3 ИЗЫСКАНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Принципиально новый этап в истолковании личности Христа начался в эпоху Просвещения в XVIII в. Просветители объясняли, что единственным инструментом разрешения всех человеческих проблем должен быть разум. На основании рационализма (лат.) — разум) они предприняли попытку подвергнуть критике истины христианской веры. Их философские и исторически следования о Христе и о возникновении христианства ока влияние на широкие круги общества, склонив их к отказу от хранимого Церковью знания Христа.

В нашем веке эта тенденция в протестантских странах выразилась в учении о различии Христа исторического и Христа веры. Тот Христос, в которого верят христиане, согласно автору этой теории Бультману, отличается от реального исторического лица, человека Иисуса. Но Христос веры помогает христианам жить в качестве идеи оказывает влияние на развитие человеческой истории.

Рассмотрим более подробно историю представлений о Иисусе Христе от эпохи Просвещения до нашего времени. По мнению Реймаруса (XVIII в.), Христос был простым учителем, проповедовав Царство Божие как земную реальность, как новое устройство человеческих отношений. Реймарус считал, что восклицание Христа на Кресте: «Боже мой, Боже мой, для чего Ты Меня оставил?» - показывает Его отчаяние из-за невозможности установления некого царства.

В XIX в. Давид Штраус (1808-1874) утверждал, что все мы знаем об Иисусе - это миф, однако, независимо от этого, Христос остается вечной истиной. Отрицание историчности не уменьшает значения религиозных истин. Рассказы о чудесах, согласно Штраусу, были легендами христиан. При этом он отказывался знать историческим источником опыт и впечатления тех, кто был свидетелем жизни Христа.

Эрнест Ренан (1823—1892) — наверное, самый известный кри­тик христианства. Согласно ему, Христос был человеком, который представлял Себя Сыном Божиим и требовал от людей покаяния. Главным в Его учении была любовь. Из-за сопротивления религи­озных властей Он из проповедника любви сделался чем-то вроде революционера под видом Мессии. В конце концов Он был пре­дан и казнен. Ренан создал романтический образ Христа, пренеб­регая реальностями Евангельского повествования.

 

4.4 ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ШТАМПЫ

Вокруг личности Христа возникла обширная литература и вне области богословия. Эта литература отражает точки зрения идео­логических течений, под влиянием которых находились различ­ные писатели. Кроме этого, большую роль сыграло для авторов их отрицательное отношение к тому христианству, которое им было из­вестно.

Романтики прошлого века видели в Христе идеал доброты. Они представляли Его проповедующим на лоне природы братство лю­дей. Такое представление о Христе встречается у многих людей и сегодня. Это Христос многих писателей, художников, режиссеров и проповедников гуманистических идеалов.

Сторонники коммунизма пытаются представить Иисуса рево­люционером. Согласно их мнению, Иисус выявил ужасные недос­татки современного Ему общества и Своим учением выразил про­тест против них. После Его смерти последователи сделали из Него Бога и основателя своей религии. В действительности же, как думают коммунисты, Он был провозвестником социальных пере­мен.

Некоторые последователи Маркса (например, Каутский), исхо­дя из его учения о религии и обществе, создали свой портрет Христа. Они пытались представить Его пролетарием, коммунистом своего времени, обращавшимся к широким пролетарским массам и обли­чающим угнетателей народа: римских завоевателей и сотрудничав­ших с ними иудеев. Его проповедь, говорят марксисты, может быть понята только в контексте экономической и социально-политиче­ской ситуации, в которой находились окружавшие Его люди.

Другое представление о Христе дают исследователи, работаю­щие в области психоанализа. Например, Фрейд, своеобразно по­нимая свободу и призывая к освобождению человека от любого принуждения, истолковывал веру в Христа как попытку человека

освободиться от комплекса «садиста-отца», то есть Бога иудеев, который внушал страх, как садист-отец своим детям.

Ко всем этим и другим,  не перечисленным здесь мнениям и представлениям о Христе мы можем относиться с большим или меньшим вниманием. Но подобно тому, как узнавать, например, о любом человеке лучше от тех, кто его знает и любит, так и о Хри­сте лучше составлять мнение, основываясь на свидетельствах знав­ших и любивших Его людей: апостолов, написавших Евангелия и Послания. Но замечательное отличие Христа от любого известно­го в истории человека состоит в том, что узнать Его лично, а не понаслышке, может каждый, вступив с Ним в общение, которым живет Церковь.

 

ПредыдущийНа главную страницуСледующий

Hosted by uCoz