Лекция 21
Ислам
1. ИСЛАМ
Слово «ислам» означает «предание себя Богу»,
«покорность». Возникновение,
развитие и распространение ислама связано с историей арабов и других народов Среднего Востока, Азии
и Африки. Для понимания ислама познакомимся с доисламскими религиями в
Аравийском регионе.
2. ДОИСЛАМСКАЯ РЕЛИГИЯ В АРАВИИ
До появления ислама, определившего не только
религиозную веру арабов, но и их социально-политическую жизнь, населявшие
Аравию бедуины жили большими семьями и вели кочевой образ жизни. Мекка, Медина
и другие города были их торговыми и религиозными центрами. В этих городах жили
семьи торговцев, некоторые из них были предводителями бедуинов. Бедуины верили во
многих богов (ал-Лат, ал-Узза, Манат и др.), которые соотносились с небесными
телами (Солнцем, Луной) и различными состояниями человека (смерть, любовь,
дружба). Бедуины верили, что над всеми этими божествами есть творец — Аллах
(Бог). У них было множество святилищ. Одно из них — святилище с «черным камнем»
(предположительно метеоритом), находящееся в Мекке, — Кааба. Этому камню
поклонялись как дару от Бога.
3. МАГОМЕТ
Магомет (по-арабски Мухаммад), основатель
ислама, родился в Мекке в 570 г. Он рано остался сиротой. Его дядя Абу Талиб
взял на себя воспитание мальчика. В двенадцать лет вместе с дядей он совершил
путешествие в Сирию. В зрелом возрасте стал работать управляющим у одной
богатой вдовы Хадиджи, которая впоследствии стала его первой женой. Семейное
окружение Хадиджи оказало большое влияние на любознательного и энергичного
Магомета. Он любил слушать истории из Библии, усваивая их по:своему.
Нередко он удалялся в пустыню для размышлений. Согласно исламскому
преданию, когда Магомету исполнилось сорок лет (610 г.) он пережил видение
ангела. Ангел повелел ему читать книгу. Магомет, будучи неграмотным, отказался.
Тогда ангел повторил повеление и начал читать сам, а Магомет стал за ним повторять.
Когда он, очень взволнованный произошедшим, вернулся домой и рассказал обо всем
жене, то она поддержала его и укрепила веру в то, что он пророк.
Вначале проповедь Магомета была
обличительной, основное внимание в ней уделялось будущему воскресению мертвых и
Страшному Суду. Она не понравилась жителям Мекки, и они изгнали Магомета. Он
переселился в Медину (622 г.). Впоследствии это переселение было названо Хиджрой. Хиджра стала считаться началом
исламского летоисчисления.
Содержание проповеди Магомета в Медине было
уже религиозно-политическим. Его деятельность имела основополагающее значение
для истории арабов. Магомет:
• провозгласил единственность Бога (Аллаха),
Создателя вселенной и справедливого Судьи мира;
• объявил войну идолопоклонству своих
соотечественников;
• организовал арабское общество как исламскую
общину мусульман, то есть преданных [Аллаху] (его попытки проникнуть в
еврейские и христианские общины не удались);
• организовал войско, и в результате
завоевания Мекки (630 г.) добился объединения всех, до тех пор разъединенных,
арабских племен.
У Магомета было 11 жен и несколько дочерей
(рождавшиеся сыновья умирали в младенчестве). Магомет умер в 632 году.
4. КОРАН И УЧЕНИЕ
ИСЛАМА
Главные принципы ислама изложены в священной
книге ислама - Коране. Коран - это руководством ко всей жизни
мусульманина - религиозной, общественной, личной. Коран считается небесной
книгой, которая была дана Магомету ангелом Гавриилом в месяце Рамадан.
Мусульмане верят, что Коран является точной копией оригинала, который
находится на небесах. В действительности Коран приобрел современный вид в годы
правления третьего преемника (халифа) Магомета — Османа (644 — 656), после того
как в Коран был внесен материал, собранный предыдущими халифами. Этот материал
состоял из проповедей Пророка, широко распространенных как в письменной, так и
в устной форме. Коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное
«слово Божие», откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от
первого лица, как бы слово в слово продиктовал Мухаммаду через своего архангела
Джебраила (Гавриила). Подобно тому как для христиан Бог воплотился в Иисусе
Христе, для мусульман Он открыл Себя в Книге - в Коране. Слово
"Коран" происходит от арабского "аль-куран" - чтение вслух
. Не случайно первым словом, услышанным Мухаммадом от архангела Джебраила
(Гавриила) было "Читай!". При жизни Мухаммада Коран существовал в
устной форме, и специальные люди (их называли кари) заучивали его
наизусть. Тогда же начали записывать отдельные фрагменты, но полный сборник сур
еще не был составлен. После смерти пророка, чтобы не утерять священные
тексты, их начали собирать и записывать вместе.
В годы правления праведного халифа Османа
(644-656) была составлена рукописная книга, которая считается первым
изданием Корана. Существовало несколько отличных друг от друга версий Корана,
но уже в эпоху Омейядов (VII-VIII вв.) был составлен канонический текст,
который не претерпел изменений вплоть до наших дней. (Благодаря специфике
арабской письменности (краткие гласные звуки не записываются), одно и то же
слово часто можно прочитать и понять по-разному, поэтому существуют семь
канонических вариантов чтения Корана, из которых сейчас практически
используются два).
Коран включает 114 глав (сур), расположенных в порядке убывания длины, за исключением первой
суры. Каждая сура состоит из аятов -
меньших отрывков текста, которые европейцы называют стихами. Впоследствии для
удобства чтения Коран был разделен на тридцать частей (джузов) или на шестьдесят разделов (хизбов). Все суры (кроме 9-ой) начинаются с традиционного зачина:
"Во имя Аллаха милостивого и милосердного" - "бисми лляхи ар -
рахмани - р - рахим".
Бог в Коране предстает одновременно и как
всемогущий, всевышний, даже грозный, и в то же время как милостивый,
сострадающий и прощающий. Бог открывает Себя человеку только через
откровение, знамения и Свои имена. "У Бога прекрасные имена, зовите
Его по ним..." - говорится в Коране. Имен этих - 99. Например, Милостивый,
Милосердый, Верный - все это божественные имена. Проявлением благочестия
считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена.
Коран - универсальная энциклопедия
мусульманина на все случаи жизни. Он содержит сведения из мифологии и истории,
свод правил поведения в семье и общине, основы законодательства, философии и
эстетики. В то же время, это замечательный памятник средневековой литературы,
эталон классического арабского языка.
Основными особенностями учения Корана
являются:
• единственность
и неприступность Бога;
• вера
в ангелов;
• вера
в непосредственное влияние Бога на человеческую историю через пророков Ветхого
Завета, Иисуса (Ису) и, наконец, величайшего пророка Магомета;
• принятие
Ветхого и Нового Заветов как пророческих книг, но вера в исключительность и
превосходство над ними Корана;
• вера
в воскресение мертвых и будущий суд;
• вера
в то, что Бог полностью определяет жизнь людей (абсолютное предопределение,
«кищмет»).
Помимо Корана, для мусульманина руководством
к действию является Сунна - образец
правоверия, священное предание - поступки и высказывания Мухаммада, письменно
зафиксированные в виде рассказов - хадисов. Хадис всегда состоит из двух
частей: собственно краткого рассказа и т.н. опоры - перечня передатчиков
данного текста, которые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его
подлинность. Существуют шесть общепризнанных авторитетных сборников хадисов,
составленных известными деятелями раннего периода ислама.
Из коранических предписаний и юридических
прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируется мусульманский закон - Шариат - который по сей день остается
главным источником законодательства большинства мусульманских стран. В шариате
слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала (этическое поведение
регулируется правом, а правовое поведение понимается прежде всего как
религиозно-этическое). Любое нарушение масульманином норм шариата является
преступлением перед Создателем.
Не признавая посредничества между богом и
человеком, ислам не создал организации типа Церкви. У мусульман нет духовенства
- людей, через некое таинство наделенных особыми, превосходящими человеческие
возможности полномочиями. Классический ислам не дифференцирует духовную и
мирскую сферы, ему чуждо характерное для христианства различение понятий
"Божьего" и "кесарева" ("Ислам есть религия и
государство").
Имам (от араб. "стоящий
впереди") или мулла - лишь
предстоятель на общей молитве в мечети (в принципе им может быть любой
мусульманин, знающий Коран). Поскольку Мухаммад и первые халифы сами и
руководили молитвами, и возглавляли общину, имам стал считаться носителем и
религиозной, и светской власти. Большим почетом и уважением у мусульман
пользовались особые знатоки религиозного культа и права (улемы). Они же зачастую являлись религиозными судьями - кади.
Помимо Корана, ислам признаются еще четыре
"Богооткровенные Книги": свитки Авраама, Тора, Моисея, Псалтырь
Давида и Евангелие Иисуса.
Ислам признает всех ветхозаветных святых,
считая их пророками (например, Авраам - пророк Ибрахим, особо почитаемый за то,
что построил Каабу; Ной - пророк Нух; Моисей - пророк Мусса, так же как
Мухаммад давший законы божьи своему народу; царь израильский Соломон - пророк
Сулейман). "Скажите: "Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано
Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам и что было
даровано Мусе и Исе""(3:84). Однако христианская идея "Святой
Троицы" и "Боговоплощения" для ислама совершенно
неприемлема. Иисус Христос (Исса) почитается ими, но только в качестве
пророка-посланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным
статусом (девственное рождение, власть творить чудеса, взятие живым на небо),
однако его божественное происхождение полностью отрицается.
Классический ислам в принципе не проводит
национальных различий. Весь мир делится лишь на три группы людей: правоверные
(мусульмане), покровительствуемые (иудеи и христиане в мире ислама - «ахл
ал-китаб» - люди Книги, держатели Писания, не подлежащие насильственному
обращению в ислам) и язычники, многобожники, непременно подлежащие обращению.
Мусульманину, строго следующему канонам ислама, свойственно стремление к миру и
согласию, уважение всех людей, независимо от их религиозной принадлежности:
"Не делайте насилия людям из-за их веры".
С другой стороны, поскольку в мире существуют
многобожники, уже первый из праведных халифов считал своим священным долгом
силой меча обращать "неверных" в "истинную веру".
Возникло традиционное понятие «дар ал-ислам»
("обитель ислама", т.е. мир, в котором ислам уже утвердился),
противопоставленное «дар ал-харб» - "территории войны", которая, по
крайней мере, теоретически подлежит превращению в "обитель ислама"
посредством как военного, так и духовного джихада ("справедливой войны").
Несколько позднее появился принцип "дар ас-сульх" ("земля
мирного договора"), ставший религиозно-теоретическим базисом мирного
сосуществования народов.
5. ИСЛАМСКОЕ
БЛАГОЧЕСТИЕ
Мусульманское благочестие основывается на так
называемых пяти столпах ислама. Ими являются:
Символ веры - шахада - "Нет
божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха".
Любой человек, с искренним чувством произнесший эту формулу, может считаться
мусульманином. Ислам - строго монотеистическая религия, в связи с чем
категорически запрещается поклонение идолам и сакральное почитание любых
антропоморфных изображений.
Салят - молитва, которую мусульманин должен произносить
пять раз в течение суток от рассвета до заката. Особо благочестивые люди
совершают дополнительные молитвы. "А когда вы закончите молитву, то помните Аллаха - стоя, сидя и лежа на
боку”(4:104). Где бы мусульманин ни находился, во время молитвы он
должен быть обращен лицом к Мекке.
Саум - пост. Для очищения души и тела каждый мусульманин
обязан поститься в течение священного месяца Рамадан (девятого по
мусульманскому календарю). Считается, что именно в этот период человеку легче
всего искупить его грехи, совершенные за целый год. Днем (от восхода до заката
солнца) верующему запрещается есть, пить, развлекаться. Он должен работать,
молиться, читать Коран, предаваться благочестивым размышлениям. Намеренное
нарушение поста строго карается, вплоть до тюремного заключения. Однако
требования к постящимся разумны: от поста освобождаются больные, дети, беременные
женщины, путешествующие, воины во время боевых действий и т.д.
Закят - подаяние нуждающимся. Каждый верующий мусульманин
должен отдать часть доходов или имущества бедным. "Никогда не достигнете вы благочестия, пока не
будете расходовать то, что любите" (3:86). "Знаешь ли, что есть вершина добродетели?
Выкупить пленного, накормить во дни голода сироту ближнего и нищего."
(90:12-16). По учению ислама, из трех основных заповедей - молитвы, милостыни и
поста - вторая наиболее важна. Людям, обремененным земными заботами, трудно
возвыситься душой к Богу; также тяжело им сопротивляться искушениям плоти и
сохранять воздержанность. Однако быть милосердным способен всякий человек.
Такая социально-гуманистическая направленность ислама сделала его особенно жизнестойким
и привлекательным для миллионов людей.
Хадж - паломничество. Каждый правоверный мусульманин
должен хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку, главной
мусульманской святыне - Каабе. Каждый,
попадающий в Мекку, произносит ритуальную молитву, начинающуюся словами
"Лабайк-аллахума лабайка", что означает "я здесь, Господи, я
здесь". Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего
мира, символизирует прежде всего единство мусульманской общины, которая в
идеале не признает национальных и культурных различий.
Понятно, что требование хаджа связано с материальным положением
верующих, их здоровьем и другими обстоятельствами - поэтому оно не
является столь же неукоснительным, как вышеперечисленные. (от хаджа
освобождаются неимущие, слабоумные, одинокие женщины) Но в любом случае
верующий должен использовать все имеющиеся возможности, в
крайнем случае послать кого-либо от своего имени. Мусульмане, совершившие
хадж (хаджи), пользуются большим уважением и носят одежду, подчеркивающую
его особый статус, например, зеленую чалму.
6. РАСКОЛ В ИСЛАМЕ.
СУННИТЫ И ШИИТЫ
Ислам очень рано раскололся на две большие
ветви. Суннитский ислам остался верным основным положениям Корана. Сунниты
утверждали, что у религиозно-политических вождей мусульман (халифов) нет
необходимости иметь родство по крови с семьей пророка Магомета. Противоположное
стали отстаивать шииты, последователи четвертого халифа Али, который был зятем
Магомета. Шииты возражали против выборности хамиров, полагая, что власть должна
сохраняться в «семье пророка» в руках верховных правителей — имамов. Постепенно
в шиизме сформировалось представление об имамах как носителях «божественной
субстанции». В течение времени в среде шиитов возникли и некоторые другие новые
учения, например, исмаилизм, фактически являющийся самостоятельной религией.
Суннитами стали главным образом арабы и турки, тогда как шиитами стали персы
(иранцы).
7. МИСТИЦИЗМ В
ИСЛАМЕ
Одной из характерных черт, главным образом,
шиитского ислама является то, что в нем развился мистицизм и общины монашеского
типа. Этому способствовало то, что в районах Средней Азии (некогда областях
Византийской империи) жило много христиан-монахов, среди которых были
распространены неоплатонические идеи и сохранялись с античных времен тайные
религиозные течения. Мистицизм в исламе выражается в попытке человека
соединиться с Богом посредством изучения Корана, подчинения старейшинам и
применения практики «зикр». «Зикр» является детально разработанными ритуалом и
техникой молитвы, сопровождающейся перечислением «имен» Бога. Принимая специальные
позы, регулируя свое дыхание и соответстувующим образом концентрируя сознание,
молящийся должен был устранить свое «я» и приблизиться к постижению Аллаха.
Мистики в исламе называются суфиями или дервишами (нищими), а их учение — суфизмом. На протяжении IX — XIV веков
образовались 12 главных братств, отличающихся особенностями устава и
молитвенной практики. Во многих братствах коллективный «зикр» включал в себя и
такой вид экстаза, который достигался участием в своеобразном танце. Последователи
известного философа-суфия и поэта Джалаледдина Руми наэывалирь крутящимися
дервишами. Вращение вокруг себя при сопровождении музыки приводило их в
состояние, которое они принимали за соединение с Богом. Суфии существуют и
поныне, в том числе и в нашей стране на Северном Кавказе.
8. ЧЕЛОВЕК В ИСЛАМЕ
Ислам развил систему ценностей, котррую
призван принять каждый верный без всякого обсуждения. Мусульмане верят в то,
что эти ценности даны посредством Корана от Бога и поэтому представляют собой
несомненные истины. Для ислама большее значение имеет внешнее поведение
человека, чем его чувства и душевные переживания. Можно сказать, что ислам
является, по преимуществу, религией общественной, а не внутренней жизни
человека. Приводим некоторые принципы, свойственные ирламу: привилегированное
положение мужчины по сравнению с женщиной; женщина считается низшим существом,
и поэтому часто не участвует в общественной жизни. «Мужья стоят над женами», —
говорит Коран (4:38 (34)). Брак носит чисто юридический характер, и его
расторжение находится в руках мужчины;
• уважение
жизни, чести и собственности единоверных;
•
оправдание священной войны (джихада) с целью распространения веры и для
наказания злых правителей;
• признание института рабства, которое в новейшее
время было отменено только под давлением международных организаций (например,
в Саудовской Аравии в 1962 году).
Гарантом исполнения принципов Корана является
религиозный и нравственный закон — шариат, который официально действует до
сего дня в некоторых мусульманских государствах: в Саудовской Аравии, Иране,
Пакистане, Нигерии и др.
9. ИСЛАМ СЕГОДНЯ
По численности ислам является второй после
христианства мировой религией*. В мире насчитывается около 1 млрд. мусульман.
В 28 государствах (Египет, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др.) ислам
является государственной религией.
Распространение западного образа жизни по
всему миру натолкнулось на силу религиозной и культурной традиции мусульманского
общества. Современные взгляды Запада на религию, семью и общество не
согласуются с установлениями ислама. В связи с этим активные последователи
мусульманской традиции для ее защиты встали на позиции фундаментализма —
строгого и безусловного проведения принципов ислама в частной и
государственной жизни.
Впрочем, между мусульманскими странами нет
единства в их отношении к западному образу жизни. В некоторых из них (например,
в Иране) законы и государственное устройство определяются исламской традицией.
Другие же (например, Турция, Египет, Сирия), где проблема сочетания религии с
социальными и техническими преобразованиями не столь велика, постепенно принимают
западные обычаи.
Религиозные центры ислама, перенимая опыт и
практику христианского миссионерства, стараются убедить мир в том, что принятие
Корана и исламской веры может помочь в решении основных проблем современного
человечества. В западных странах существует интерес к исламскому мистицизму,
издается множество суфийских текстов на европейских языках.