Немного об исламе
От первого Откровения, дарованного Всевышним
Мухаммаду, до победы ислама в 632 году почти на всей территории огромного
Аравийского полуострова прошло немногим более 20 лет. Такого грандиозного
успеха за столь короткий период не знала ни одна религия. Вклад мусульманской
духовности в становление и развитие мировой цивилизации огромен. Перечисление
имен величайших ученых, поэтов, мыслителей, исповедовавших ислам и оставивших
бесценный след в истории человечества, занял бы много часов.
Не случайно основатель ислама Пророк Мухаммад считается самой влиятельной
фигурой в истории человечества. И то, что этот успех был закономерен,
доказывает не только последующее шестивековое победоносное шествие ислама,
но и нынешняя распространенность его по земному шару. В чем секрет и причины
такого успеха?
Чрезвычайно важно то, что требования,
предъявляемые исламом к своим последователям, отличаются простотой, глубиной и
неукоснительностью исполнения. Жизнь мусульманина (от араб. "муслим"
- предавший себя богу), по учению Мухаммада, должна опираться на пять столпов
или основ веры (колонн ислама):
Мусульмане верят в бессмертие души и
загробную жизнь, Судный День, рай и ад, воздаяние и наказание. Ислам учит, что
каждый человек несет ответственность за свою духовную жизнь: "И
всякий, кто грешит, грешит во вред своей души" (4:112). Но вера
должна быть принята свободно, по велению сердца: "Нет принуждения в
религии" (2:257).
Преднамеренное убийство в исламе решительно осуждается, за исключением особых
случаев, оправданных самообороной: "Преступивший закон против вас
заслуживает того же" (2:195).
Главные принципы ислама изложены в священной
книге ислама - Коране. Коран - это руководством ко всей
жизни мусульманина - религиозной, общественной, личной. Коран, понимаемый
мусульманами как предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое
Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово
продиктовал Мухаммаду через своего архангела Джебраила (Гавриила). Подобно тому
как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл Себя в
Книге - в Коране.
Слово "Коран" происходит от арабского "аль-куран" - чтение вслух . Не случайно первым словом, услышанным Мухаммадом от архангела Джебраила (Гавриила) было "Читай!". При жизни Мухаммада Коран существовал в устной форме, и специальные люди (их называли кари) заучивали его наизусть. Тогда же начали записывать отдельные фрагменты, но полный сборник сур еще не был составлен. После смерти пророка, чтобы не утерять священные тексты, их начали собирать и записывать вместе. |
В годы правления праведного халифа Османа
(644-656) была составлена рукописная книга, которая считается первым
изданием Корана. Существовало несколько отличных друг от друга версий Корана,
но уже в эпоху Омейядов (VII-VIII вв.) был составлен канонический текст,
который не претерпел изменений вплоть до наших дней. (Благодаря специфике арабской
письменности (краткие гласные звуки не записываются), одно и то же слово часто
можно прочитать и понять по-разному, поэтому существуют семь канонических
вариантов чтения Корана, из которых сейчас практически используются два).
Коран включает 114 глав (сур),
расположенных в порядке убывания длины, за исключением первой суры. Каждая сура
состоит из аятов - меньших отрывков текста, которые европейцы называют
стихами. Впоследствии для удобства чтения Коран был разделен на тридцать частей
(джузов) или на шестьдесят разделов (хизбов). Все суры (кроме
9-ой) начинаются с традиционного зачина: "Во имя Аллаха милостивого и
милосердного" - "бисми лляхи ар - рахмани - р - рахим".
Бог в Коране предстает одновременно и как
всемогущий, всевышний, даже грозный, и в то же время как милостивый,
сострадающий и прощающий. Бог открывает Себя человеку только через
откровение, знамения и Свои имена. "У Бога прекрасные имена, зовите
Его по ним..." - говорится в Коране. Имен этих - 99. Например, Милостивый,
Милосердый, Верный - все это божественные имена. Проявлением благочестия
считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена.
Коран - универсальная энциклопедия
мусульманина на все случаи жизни. Он содержит сведения из мифологии и истории,
свод правил поведения в семье и общине, основы законодательства, философии и
эстетики. В то же время, это замечательный памятник средневековой литературы,
эталон классического арабского языка.
Помимо Корана, для мусульманина
руководством к действию является Сунна - образец правоверия, священное
предание - поступки и высказывания Мухаммада, письменно зафиксированные в виде
рассказов - хадисов. Хадис всегда состоит из двух частей: собственно краткого
рассказа и т.н. опоры - перечня передатчиков данного текста, которые в
непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность. Существуют шесть
общепризнанных авторитетных сборников хадисов, составленных известными
деятелями раннего периода ислама.
Из коранических предписаний и юридических
прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируется мусульманский закон - Шариат
- который по сей день остается главным источником законодательства большинства
мусульманских стран. В шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое
начала (этическое поведение регулируется правом, а правовое поведение
понимается прежде всего как религиозно-этическое). Любое нарушение
масульманином норм шариата является преступлением перед Создателем.
Не признавая посредничества между богом и
человеком, ислам не создал организации типа Церкви. У мусульман нет духовенства
- людей, через некое таинство наделенных особыми, превосходящими человеческие
возможности полномочиями. Классический ислам не дифференцирует духовную и
мирскую сферы, ему чуждо характерное для христианства различение понятий "Божьего"
и "кесарева" ("Ислам есть религия и государство").
Имам (от араб. "стоящий впереди") или мулла - лишь
предстоятель на общей молитве в мечети (в принципе им может быть любой
мусульманин, знающий Коран). Поскольку Мухаммад и первые халифы сами и
руководили молитвами, и возглавляли общину, имам стал считаться носителем и
религиозной, и светской власти. Большим почетом и уважением у мусульман
пользовались особые знатоки религиозного культа и права (улемы) . Они же
зачастую являлись религиозными судьями - кади.
Помимо Корана, ислам признаются еще четыре
"Богооткровенные Книги": свитки Авраама, Тора, Моисея, Псалтырь
Давида и Евангелие Иисуса.
Ислам признает всех ветхозаветных святых,
считая их пророками (например, Авраам - пророк Ибрахим, особо почитаемый за то,
что построил Каабу; Ной - пророк Нух; Моисей - пророк Мусса, так же как
Мухаммад давший законы божьи своему народу; царь израильский Соломон - пророк
Сулейман). "Скажите: "Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано
Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам и что было
даровано Мусе и Исе""(3:84). Однако христианская идея
"Святой Троицы" и "Боговоплощения" для ислама
совершенно неприемлема. Иисус Христос (Исса) почитается ими, но только в
качестве пророка-посланника, хотя и наделенного исключительным,
привилегированным статусом (девственное рождение, власть творить чудеса, взятие
живым на небо), однако его божественное происхождение полностью отрицается.
Классический ислам в принципе не проводит
национальных различий. Весь мир делится лишь на три группы людей: правоверные
(мусульмане), покровительствуемые (иудеи и христиане в мире ислама - «ахл
ал-китаб» - люди Книги, держатели Писания, не подлежащие насильственному
обращению в ислам) и язычники, многобожники, непременно подлежащие обращению.
Мусульманину, строго следующему канонам ислама, свойственно стремление к миру и
согласию, уважение всех людей, независимо от их религиозной принадлежности:
"Не делайте насилия людям из-за их веры".
С другой стороны, поскольку в мире существуют многобожники, уже первый из
праведных халифов считал своим священным долгом силой меча обращать
"неверных" в "истинную веру".
Возникло традиционное понятие «дар ал-ислам» ("обитель ислама", т.е.
мир, в котором ислам уже утвердился), противопоставленное «дар ал-харб» -
"территории войны", которая, по крайней мере, теоретически подлежит
превращению в "обитель ислама" посредством как военного, так и
духовного джихада ("справедливой войны"). Несколько позднее появился
принцип "дар ас-сульх" ("земля мирного договора"), ставший
религиозно-теоретическим базисом мирного сосуществования народов.
Мусульмане всего мира живут по
собственному календарю, в соответствии с которым сейчас идет 1419 год по
мусульманскому летоисчислению. Оно берет свое начало с 10 сентября 622 года,
когда началось путешествие Пророка из Мекки в Медину (Мадинат ан-Наби -
"город пророка") и переселение в Медину прововерных мусульман. Это
событие, открывшее новую эру в истории ислама, известно под названием Хиджра
(переселение).
Подводя итог сказанному надо отметить, что
ислам, безусловно, является одним из самых могущественных духовных движений.
Исламское вероучение завершает монотеистическую миссию авраамического цикла -
начатую первым "исповедующим единобожие", Ибрахимом (Авраамом), продолженную
Пророками Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом) и заканчивающуюся Мухаммадом:
"Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою, и
избрал для вас Ислам, как веру вашу" (5:4).