Лекция 11

 

Происхождение в мире зла и избавление от него.

 

План.

1. Виды добра и зла

2. Происхождение зла

а) Состояние первозданного человека.

б) Иустин о происхождении зла

3. Сущность грехопадения

4. Последствия грехопадения.

 

1. Виды добра и зла

Проблемой добра и зла занимаются религия, философия, психология и социальные науки. В самом общем понимании, добром называется все то, что нас привлекает, вызывает в нас возвышенные чувства, — то, чему мы желаем подражать, что хотим увековечить. Злом называется все то, что человеком оценивается отрицательно и противоположно добру, — то, что в нашем понимании не должно существовать. К злу относятся: страдания, болезни, разрушения, несправедливость, угнетения, смерть.

а) нравственное добро и нравственное зло

Человека привлекает добро. У него есть врожденное чувство сострадания к людям и вообще к живым существам. Из этого чувства сострадания у него возникает стремление помочь, защитить, спасти. Человек чувствует нравственное удовлетворение, когда он делает что-либо доброе для других, когда он любит, прощает, жертвует собой, когда он исполняет свой долг, как член семьи и общества. Делая добро, человек развивает в себе положительные душевные качества: разум, силу воли, постоянство, мужество, терпение, одним словом, он облагораживается духовно.

С другой стороны, иногда человек хочет сознательно чем-то повредить своему ближнему. Он бывает способен обидеть, обмануть, оклеветать, нанести ущерб или даже причинить прямое физическое повреждение, вплоть до лишения другого жизни. Иногда человек совершает эти отрицательные поступки ради личной выгоды, а иногда, по-видимому, без всякой внешней причины, как бы находя удовольствие в совершении зла. Если человек не сдерживает своих плохих стремлений, то со временем он уже как бы по природе становится злым: жадным, ненасытным, грубым, дерзким, лживым, коварным, лицемерным, жестоким, заносчивым, развратным. Зло, будучи по началу только предрасположенностью воли к нарушению нравственного закона, при повторных согрешениях превращается в греховный навык, порок и сплетается с духовной сущностью человека, делая его нравственно злым.

Насколько добро облагораживает человека, настолько зло его калечит. Оно — помрачает его ум, ослабляет волю, извращает вкусы. Со временем нравственное состояние человека начинает видоизменять и его внешность. Нравственно опустившегося человека нетрудно распознать по одному его внешнему виду.

б) физическое добро и зло

Природа изобилует добром. Многоразличная пища не только поддерживает нашу жизнь, но приносит нам удовольствие. Нельзя перечислить все богатство природы, обилие и разнообразие овощей, фруктов и всяких злаков, которые употребляет в пищу человек. Солнце, вода, воздух согревают и освежают наш организм. Красота природы, пение птиц, благоухание трав и цветов приносят человеку много радости. Поэтому верующий человек в каждой былинке чувствует заботливую руку ее Создателя. Но при всем обилии физических благ, человек никуда не может уйти от страданий. Различные болезни и несчастья ежедневно омрачают нашу жизнь. А смерть является непременным завершением физической жизни. Неизбежность физических страданий наводила иногда человека на мысль, будто физическое зло обладает самостоятельной сущностью.

в) абсолютное и относительное зло

            При внимательном рассмотрении физического зла мы видим, что оно не представляет собой самостоятельной сущности, но только расценивается нами отрицательно. Действительно, болезнь родов приносит страдания матери, но одновременно создает в ней чувство любви к ребенку. Труд может изнурять силы и подрывать здоровье, если совершается в ненормальных условиях, но в нормальных условиях он укрепляет силы, сохраняет человека от праздности, развивает его способности. Страдания могут озлоблять или ввергать в уныние, но могут облагораживать человека, развивать в нем мужество и терпение, учат его состраданию. Нищета может способствовать краже и обману, но может способствовать смирению и укреплению надежды на Бога. Поэтому многое из того, что мы расцениваем, как физическое зло, с точки зрения нравственного развития человека может послужить к добру и, следовательно, — к вечному блаженству. Поэтому физическое зло не составляет сущности, но является относительным понятием.

2. Происхождение зла

а) Состояние первозданного человека.

Хотя Бытописание не оставило нам полного и подробного описания: несмотря на то, оно дает нам знать духовность в первом человеке просиявала как бы сквозь само его тело, и чрез то делала его бессмертным;

ум был настолько проницателен, что с первого взгляда узнавал природу животных, в первый раз ему явившихся и сообразно природе каждого давал каждому имя, утвержденное потом Самим Богом;

святость была так велика, что Бог удостаивал обращаться с ним лицем к лицу, как друг с другом, как отец с любимым сыном;

блаженство было самое полное, ибо при не испорченности своих чувств он еще поселен был в особом раю сладости, куда Сам Бог как бы собрал для него все возможные удовольствия и наслаждения;

обладание его над всею землею было полновластное, как обладание землею, наследованное сыном от отца, все было ему покорно.

 

б) Иустин о происхождении зла

На заре существования тварного бытия, после сотворения ангелов в духовном мире произошла грандиозная катастрофа. Часть ангелов, воспротивившись Богу, отпала от Него и сделалась враждебной всему доброму и святому. Во главе этого отпавшего воинства стоял Эосфор, или Люцифер, само имя которого (букв. "светоносный") показывает, что первоначально он был добрым, но затем по своей собственной воле " возгордился против сотворившего его Бога, захотел воспротивиться Ему, и первый, отпав от блага, очутился во зле" (Иоанн Дамаскин). Люцифер, которого также называют диаволом и сатаной, принадлежал к одному из высших чинов ангельской иерархии. Вместе с ним отпали и многие другие ангелы, о чем иносказательно повествуется в Апокалипсисе: "...И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику... и поражена была... третья часть звезд, так что затмилась третья часть их" (Апок. 8:10-12). Некоторые толкователи видят в этих словах указание на то, что вместе с денницей отпала треть ангелов.

Диавол и демоны оказались во тьме по собственной воле. Каждое разумное живое существо, будь то ангел или человек, наделено от Бога свободной волей, то есть возможностью выбора между добром и злом. Свобода воли дана разумному существу для того, чтобы оно, преуспевая в добре, могло онтологически приобщаться к этому добру. Через непрестанное возрастание в добре ангелы должны были восходить к лестнице нравственного совершенствования, все больше и больше уподобляясь своему Творцу. Часть из них, однако, сделала выбор удалиться от Бога, выйти из повиновения Ему, тем самым, предопределив и свою судьбу. С этого момента Вселенная стала ареной конфликта и борьбы двух полярных (хотя и неравных между собой) начал: доброго, Божественного и злого, демонического.

Учение о добровольном отпадении диавола от Бога является ответом на извечный вопрос философии о происхождении зла. Вопрос о происхождении зла стоял весьма остро перед христианской богословской мыслью, так как ей постоянно приходилось сталкиваться с явными или скрытыми проявления дуализма, согласно которой в мире от вечности действуют две равные силы - добрая и злая - управляющие миром и как бы раздирающие его на части. В конце III века на Востоке широко распространилось манихейство (названо так по имени своего основоположника Мани), просуществовавшее под разными именами (павликианство, богомильство, альбигойство) вплоть до позднего Средневековья. По учению манихеев, вся совокупность бытия представляет собой два царства, которые всегда существовали вместе: царство света, наполненное многочисленными добрыми эонами (ангелами), и царство тьмы, наполненное злыми эонами (демонами). Богу света подчинена вся духовная реальность, а бог тьмы (сатана) безраздельно господствует над материальным миром. Сама материя создана злым началом. Поэтому человек должен умерщвлять свое тело, подавлять его желания, чтобы, освободившись от материи, возвратиться в нематериальное царство добра.

Христианское богословие говорит о природе и происхождении зла совсем иначе. Зло не есть некая изначальная сущность, совечная и равная Богу, оно есть отпадение от добра, противление добру, которое произошло в мире разумных существ, созданных сначала добрыми. Как тьма или тень не являются самостоятельным бытием, но лишь отсутствием света, так и зло есть лишь отсутствие добра. «Не будучи ни сущностью, ни бытием, зло, однако, становится активным разрушительным началом, оно становится реальностью в лице диавола и демонов. По сравнению с Божественным бытием активность зла иллюзорна и мнима: диавол не имеет никакой силы там, где Бог не позволяет ему действовать, или, иными словами, он действует только в тех границах, в которых ему допущено Богом. В. Лосский отмечает, что в молитве "Отче наш" мы не просим "избави нас от зла, « то есть от всякого зла вообще, но "избави нас от лукавого" - от конкретной личности, воплощающей в себе зло. Этот "лукавый, « не будучи изначально злым, по своей природе, является носителем того мертвящего не-бытия, той не-жизни (ср. славянское слово "нежить"), которая ведет к смерти и его самого, и того, кто становится его жертвой.

По неисповедимым путям Своего Промысла, в педагогических или иных целях Бог иногда допускает зло в качестве орудия исправления разумных существ. Это видно из тех мест Библии, где Бог представлен насылающим на людей зло: так, например, Бог ожесточил сердце фараона (Исх. 4:21; 7:3; 14:4); Бог послал злого духа на Саула (1Цар. 16:14, 19:9); Бог дал народу "недобрые заповеди" (Иез. 20:25, по еврейскому тексту и переводу LXX); Бог предал людей "нечистоте", "постыдным страстям" и "превратному уму" (Рим. 1:24-32). Во всех этих случаях речь идет не о том, чтобы Бог был источником зла, но о том, что, будучи всецело властным над всем, что происходит в мире, Он иногда допускает зло для исправления людей и избавления их от еще большего зла.

Страдания неизбежны в этой временной жизни. Они, с одной стороны - следствие нашей личной греховности, нравственной испорченности других и общего несовершенства этого временного мира. С другой стороны, в руках премудрого промысла Божия скорби становятся орудием вразумления и исправления. Два разбойника, распятых с Христом, олицетворяют две категории людей. Все люди грешны и поэтому страдают в большей или меньшей степени. Но одни из них, подобно разбойнику ропщущему, распятому по левую сторону от Христа, чем больше страдают, тем больше озлобляются, и скорби не приносят им пользы. Другие же, подобно благоразумному разбойнику, сознают, что они заслуживают наказания и смиренно просят у Бога прощения и помощи. При таком настроении их житейские скорби вменяются им в страдания ради Господа, и их личный крест преобразуется в Крест Христов. Это служит к их духовному обновлению и спасению.

И таков духовный закон, что не только терпеливо принимаемые страдания, но всякое духовное усилие вообще, всякое добровольное лишение, всякий отказ, жертва - трансформируются в наше духовное богатство. Парадоксально, но действительно так: чем больше мы теряем внешне, тем больше приобретаем внутренне.

Существуют страдания, которые можно назвать суетными и излишними, которые возникают от маловерия, от неправильного образа мыслей. Иногда человек сам измышляет себе страхи и волнения и ходит расстроенным даже при самых благоприятных условиях.

Необходимо все в жизни поставить на правильное место, научиться, отчетливо отличать главное от не главного, основное от менее ценного. Для этого необходимо понять и прочувствовать, что Бог есть высшее благо и источник всякого блага.

Есть и высокая радость. То радость о Господе, радость апостолов и святых. Это не мирская радость. Мирская радость начинается удовольствием, а кончается скорбью, радость же святых начиналась скорбью, а кончалась удовольствием. Апостолы и мученики были бичуемы и радовались о Господе; были заключенными и благодарили; были побиваемы камнями и проповедовали. Радующийся мирскому не может радоваться о Боге.

Земное счастье: любовь, семья, молодость, здоровье, наслаждение жизнью, природой - это тоже "добро есть, « и не надо думать, что Господь осуждает людей за это. Плохо только стать рабом своего удовольствия, пренебрегая высшими духовными благами. Страдания, с точки зрения внутреннего роста, ценны не сами по себе, а только по своим результатам. Теряя земное счастье, человек становится лицом к лицу с высшими ценностями, начинает иными глазами смотреть на себя и на свою временную жизнь, обращается к Богу. Отсюда следует, что земное счастье, связанное с всегдашней памятью о Боге, не исключающее напряженной духовной жизни, - есть безусловное добро. Подобным образом и страдания, если они озлобляют или принижают человека, не преображая его, не давая благотворной реакции, - есть сугубое зло.

Благо нам, если мы сами вовремя внутренне освободимся от широких путей мира сего, если ни радости жизни, ни богатство, ни удача не заполнят наше сердце и не отведут его от главного. В противном случае Господь в гневе Своем сокрушит идолов наших: богатство, комфорт, карьеру, здоровье, жажду земного счастья - чтобы мы поняли, наконец, что они - ничто!

 

3. Сущность грехопадения.

Грех прародителей был тяжек

а) Они оскорбили величие Божие « в крайней степени преступным и мятежным желанием быть яко Бози»;

б) «произвольным отступлением от закона» (Иоанн 3, 4) они обнаружили «неверие, непослушание, неблагодарность, гордость против Бога и превратное употребление всех способностей

в) «переступивши за предел, положенный заповедью Божиею», человек «уклонил свою душу от Бога, образовал для нее ложное средоточие в ее самости, заключил ее во тьме чувственности».

г) «его ум, воля, деятельность отвратились, уклонились от Бога к твари, от небесного к земному».

д) «обманутый прельщением искусителя человек добровольно « преложися скотом несмысленным и уподобился им» (Пс 48, 13)

Видимая сторона греха наших прародителей состояла в нарушении запретительной заповеди Божией, выраженной
    
16И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

Нарушив эту заповедь, прародители впали в грех прямого ослушания, т.о. нарушили в самом основании весь нравственный закон. Нарушая который человек становится существом преступным и виновным перед Богом

По внутренней сущности прародительский грех представлял собой целый комплекс греховных действий:

Гордость – человек захотел подчиняться больше себе, чем Богу

поругание святыни – не поверил Богу

человекоубийство – подверг себя смерти

духовное прелюбодеяние – непорочность души погублена, обольщением змия

воровство – человек воспользовался запрещенной снедью

алчность – домогался большего, чем нужно было

Блаженный Августин назвал грех Адама «неизъяснимым отступничеством».

 

4. Последствия грехопадения.

Последствия грехопадения в отношениях между Богом и человеком

1-е следствие: потеря благодати Божией

«Как только совершилось нарушение заповеди, тотчас оставила праотцев благодать Божия, и они устыдились наготы тел своих» блаж.Августин

В Адаме все человечество лишилось будущего блаженства, которое они вкусили в раю. Человечество увидело смерть, за нею ад, мрак, отверженность от Бога

В человеке явилось новое не свойственное ему греховное настроение и внутренняя замкнутость от общения с Богом. «Божество… теперь стало восприниматься, как внешний объект, который возбуждает уже в сердце… чувство страха. Это чувство страха мучительно для человека, он трепещет перед Богом, пытается скрыться от Лица Божия…, более и более будет стремиться скрыться от лица истинного Бога и станет создавать себе ложные кумиры, более доступные изменившемуся его внутреннему существу» епископ Гурий.

Бог поступил как врач и воспитатель, одеждами прикрыл его наготу, умерил в нем самомнение, гордость, плотские похоти и страсти – трудом и болезнями.

Бог подверг человека физической смерти, чтобы не предать его окончательной духовной смерти, чтобы греховное начало в нем не развивалось до крайних сатанинских пределов.

Грехопадение Адама не оказалось непоправимой гибелью для человечества. Силой возрождающей, по предвечному определению Божию, явилось нисшествие Сына Божия на землю.

Проклятие – это осуждение греха праведным судом Божиим и от греха происшедшее на земле зло в наказание людям.

Последствия грехопадения в природе человека, в отношениях между людьми.

2- е следствие: болезни, скорби, изнеможение.

Повредивши все силы души, грех прародителей произвел расстройство и в их теле, внес в него семена болезни, усталости в трудах, расслабления, страданий.

Если до грехопадения в природе человека царила гармония и равновесие между душой и телом, то с грехопадением совершенно поколебалось и нарушилось. Наказанием за неповиновение души Богу явилось неповиновение тела душе человека. При этом тело не только перестало повиноваться душе, но даже взяло верх над нею. В падшем человеке вместо закона ума воцарился закон похоти, и жизненным началом вместо духа стала плоть, отвлекающая его от всего духовного и влекущая к чувственности и греху, т.о. из дочери греха становящаяся матерью греха.

3-е следствие: смерть телесная

Василий Великий  «Адам как согрешил по причине худого произволения, так умер по причине греха: оброцы бо греха – смерть (Рим.6,23) (возмездие за грех смерть) в какой мере удалился от жизни, в такой приблизился к смерти: потому что Бог – жизнь, а лишение жизни – смерть; поэтому Адам сам себе уготовал смерть через удаление от Бога «удаляющие себя от Тебя погибнут» (Пс.72, 27)

4-е следствие: помрачение разума

Святитель Иоанн Златоуст «Нет ничего хуже греха: вошедши в нас, он не только наполняет нас стыдом, но и делает безумными людей прежде разумных и отличавшихся великой мудростию. Смотри, как не разумно поступает тот, кто доселе отличался столь великой премудростию, кто самым делом показал дарованную ему премудрость и даже пророчествовал. Сколько безумия в том, что они стараются укрыться от Бога вездесущего, от Творца, который все произвел из ничего, который знает сокровенное, создал на едине сердца людей, разумевает на вся дела их (Пс.32, 15) испытует сердца и утробу (Пс.7, 10) ведает самыя движения сердца».

5-е следствие: извращение воли и преклонности ее более к злу, нежели к добру

Афанасий Великий «Приступивши заповедь Божию, Адам вдался в греховные помышления, не потому, чтобы Бог сотворил эти помыслы, уловляющие нас, но потому, что диавол всеял их обманом в разумной природе человека, впадшей в преступления и удалившейся от Бога, так что диавол утвердил в естестве человека и закон греха, и смерть, царствующую через грех».

6-е следствие: искажение образа Божия

Василий Великий «Человек сотворен по образу и по подобию Божию; но грех исказил красоту образа, увлекая душу страстныя пожелания»

Последствия грехопадения во внешнем мире и в отношениях между миром и человеком.

7-е следствие: изгнание из рая

Рай был блаженным жилищем для невинного человека и уготован был для него единственно по бесконечно благости Творца; теперь, когда человек согрешил и прогневил своего Владыку и Благодетеля виновный соделался недостойным такого жилища, справедливо изгнан из рая: «выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят».

8-е следствие: потеря или уменьшение власти над животными

Власть основывалась на том, что человек создан был по образу Божию, следовательно, как скоро чрез грех образ Божий помрачился в человеке, неизбежно должно была ослабеть и власть его над животными

Свят. Иоанн Златоуст «Пока Адам сохранял чистым свой вид, созданный по образу Божию звери повиновались ему, как слуги; но когда он помрачил этот вид непослушанием, они не узнали своего господина. «Впрочем, Бог лишил его не всей чести и отъял у него не всю власть, но изъял из-под начальства его только тех животных, которые не очень пригодны ему для потребности жизни, а который необходимы и полезны, могут служить нам в жизни, тех всех оставил в услужении нам».

9-е следствие: проклятие земли в делах человека

Св. Иоанн Златоуст «и справедливо это проклятие, ибо как для человека земля создана, чтобы он мог наслаждаться всем, происходящим на земле из нее: так теперь ради человека согрешившего она предается проклятию, чтобы проклятие ее послужило во вред благоденствию и спокойствию человека».

 

ПредыдущийНа главную страницуСледующий

 

Hosted by uCoz