1Ибо Царство
Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в
виноградник свой 2и, договорившись с работниками по динарию на день,
послал их в виноградник свой; 3выйдя около третьего часа, он увидел
других, стоящих на торжище праздно, 4и им сказал: идите и вы в
виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
5Опять выйдя около шестого и девятого часа,
сделал то же.
6Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих
праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? 7Они
говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и
что следовать будет, получите.
Царство Небесное есть Христос. Он
уподобляется человеку, потому что принял наш образ. Он домовладыка, так как
господствует над домом, то есть церковью. Сей-то Христос исшел из недр Отца и
нанимает работников в виноградник, то есть для изучения Писаний и исполнения
заповедей, содержащихся там. Можно и так понимать: Он нанимает всякого человека
возделывать виноградник, то есть совершенствовать во благом собственную душу.
Он нанимает одного утром, то есть в детском возрасте, другого - около третьего
часа, то есть в отроческом возрасте, иного около шестого и девятого часа, на
двадцать пятом или тридцатом году, вообще, в мужском возрасте, и около
одиннадцатого часа - старцев, ибо многие уверовали, будучи уже старцами. Или
иначе: под днем разумеется настоящий век, ибо в течение его мы работаем, как в
течение дня. В первом часу дня Господь призвал Эноха, Ноя и их современников, в
третьем - Авраама, в шестом - Моисея и живших вместе с ним, в девятом -
пророков, а в одиннадцатом, под конец веков, - язычников, у которых не было ни
одного доброго дела: их "никто не нанимал", то есть ни один пророк не
был послан к язычникам.
8Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника
управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до
первых.
9И пришедшие около
одиннадцатого часа получили по динарию10Пришедшие же первыми думали,
что они получат больше, но получили и они по динарию; 11и, получив,
стали роптать на хозяина дома 12и говорили: эти последние работали
один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
13Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю
тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? 14возьми свое и
пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; 15разве
я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я
добр? 16Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много
званых, а мало избранных.
Вечер есть кончина века;
при кончине все получают по динарию; динарий - это благодать Святого Духа,
которая преобразует человека по образу Божию, делает его причастником Божеского
естества. Более понесли труда жившие до пришествия Христова, так как тогда еще
не была разрушена смерть, не был сокрушен дьявол, и был жив грех. Мы же, благодатью
Христовой оправдавшись в крещении, получаем силу побеждать своего врага, уже
прежде низложенного и умерщвленного Христом. По первому толкованию, те, которые
в юности уверовали, несут более труда, чем пришедшие ко Христу в старости.
Юноша переносит "тяготу" гнева и зной похоти, а старик спокоен от
этого. Тем не менее, все сподобляются одинакового дара Святого Духа. Притча
научает нас, что можно и в старости чрез покаяние получить Царство Небесное,
ибо старость и обозначается одиннадцатым часом. Но, согласно притче, не будут
ли святые завидовать получившим равные с ними награды? Никоим образом. Здесь
показывается только то, что блага, уготованные праведным, так обильны и высоки,
что могли бы возбудить зависть.
44Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое,
найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и
покупает поле то.
45Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших
жемчужин, 46который, найдя
одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.
Море - это настоящая жизнь, купцы
- те, которые провозят чрез это море и ищут приобресть какое-либо знание.
Многие жемчужины - это мнения многих мудрецов, но из них одна только многоценна
- одна истина, которая есть Христос. Как о жемчуге повествуют, что он рождается
в раковине, которая раскрывает черепицы, и в нее упадает молния, а когда снова
затворяет их, то от молнии и от росы зарождается в них жемчуг, и потому он
бывает очень белым - так и Христос зачат был в Деве свыше от молнии - Святого
Духа. И как тот, кто обладает жемчугом и часто держит его в руке, один только
знает, каким он владеет богатством, другие же не знают, так и проповедь бывает
скрыта в неизвестных и простецах. Итак, должно приобретать этот жемчуг, отдавая
за него все.
18Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? 19Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек
посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные
укрывались в ветвях его.
20Ещё
сказал: чему уподоблю Царствие Божие? 21Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила
в три меры муки, доколе не вскисло всё.
Зерну горчичному уподобляется Царствие Божие. А Царствие Божие есть учение и проповедь, ибо через проповедь воцарилось оно в душах человеческих. Как горчица на вид мала, а силы имеет много, так и учение евангельское многие презирают и считают глупостью, но если человек примет оное и посадит в саду своем, то есть в своей душе, то оно дает большое и ветвистое дерево, и птицы небесные, то есть люди, желающие парить к горнему, укрываются в ветвях его. Ибо возвышающиеся над земным успокаиваются в ветвях проповеди, то есть в пространных помыслах. Например, Павел принял зерно, небольшое оглашение от Анании, но, посадив это зерно в удобренном своем саду, произвел ветви, то есть обильное и доброе учение (Деян. 9, 17-22) и послания, в коих укрывались высокие по уму и мудрости не в тогдашнее только время, каковы - коринфяне, Дионисий, Иерофей и очень многие другие, но и жившие во все времена. - Под зерном горчичным можно разуметь и Самого Господа. По-видимому, Он как Сын плотника и весьма бедный был не велик. Но когда Он упал в сердце земли, чрез смерть и погребение во гробе (Ин. 12, 24), тогда Он произрастил прекрасные ветви - апостолов, под коими успокаиваются все те, кои прежде колебались всяким ветром заблуждения, например, язычники, подобные птицам по причине удобопреклонности их ума в какую ни есть сторону, способности к обольщению и по причине большого легкомыслия. Ибо все таковые заблуждающиеся подобны птицам небесным, то есть воздушным. - Божественное учение подобно еще закваске, которую, взяв, женщина, то есть человеческая природа, положила в три меры муки, то есть в тело, душу и дух, так что все освятилось, как говорит блаженный Павел (1 Тим. 4, 5), и стало одним тестом чрез общение с Духом Святым, - Под женщиной можешь разуметь душу, под тремя мерами - три ее силы: разум, сердце и волю. Кто в эти силы сокроет слово Божие, тот сделает оные совершенно духовными, так что ни разум не будет сомневаться в учении, ни сердце и воля не будут стремиться к неразумному, но вскиснут и уподобятся Слову Божию.
3слушайте: вот, вышел сеятель сеять; 4и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и
налетели птицы и поклевали то.
5Иное упало на каменистое место, где немного
было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; 6когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня,
засохло.
7Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя,
и оно не дало плода.
8И иное упало на добрую землю и дало плод, который
взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
9И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит! 10Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с
двенадцатью, спросили Его о притче.
11И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а
тем внешним все бывает в притчах; 12так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими
ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.
Первую притчу предлагает о семени, дабы сделать слушателей более внимательными. Так как Он намерен сказать, что семя есть слово и что оно, упавши в невнимательных, пропадает. Но кто такой Сеятель? Сам Христос, Который по человеколюбию и снисхождению неотлучно исшел из Отчих недр, исшел же не для того, чтобы сожечь проклятую землю и злые сердца, не для того, чтобы иссечь терния, но чтобы сеять семя. Какое семя? Не Моисеево ли? Не семя ли пророков? Нет, Свое, то есть, чтобы проповедовать Свое Евангелие. Он и сеял; но из семян одно пало на душу, подобно дороге, попираемой многими, и птицы небесные, то есть демоны, владеющие в воздухе, пожрали это семя. К таким людям относятся человекоугодники; они то же, что дорога, попираемая многими. Кто все делает только для угождения тому или другому, тот бывает попираем многими. Но заметь, Господь не сказал, что семя брошено при пути, но что оно пало при пути, потому что Сеятель бросает семя на землю, как на добрую, а она сама уже, оказавшись худой, губит семя, то есть слово. Впрочем, некоторые хорошо принимали упавшее при пути в том смысле, что оно пало на неверное сердце. Ибо Путь есть Христос, а находящиеся при пути суть неверные, которые вне пути, то есть Христа. Другое семя пало на душу каменистую, разумею тех, которые легко принимают слово, но потом отвергают. Они каменисты, как уподобившиеся несколько камню, то есть Христу, поскольку приняли слово; но как они принимают слово на время и потом отвергают, то через это теряют и подобие. Иное семя упало на душу, пекущуюся о многом, ибо "терние" суть житейские попечения. Но четвертое семя пало на добрую землю. Итак смотри, как редко добро и как мало спасающихся! Только четвертая часть семени оказалась уцелевшей! Ученикам спросившим Его наедине, говорит: "вам дано знать тайны". Но неужели по распределению и назначению от природы одним дано это, а другим, нет? Быть не может; но тем дано, как ищущим: "ищите, - сказано, - и дастся вам", а прочих Бог оставил в слепоте, дабы знание должного не послужило к большему их осуждению, когда они не исполняют сего должного. Впрочем, хочешь ли знать, что от Бога дано всем видеть должное? Слушай! "Своими глазами смотрят" - это от Бога "и не видят" - это от злобы их; ибо Бог создал их видящими, то есть понимающими доброе, но они не видят, смежая очи свои добровольно, чтобы не обратиться и не исправляться, как бы завидуя собственному спасению и исправлению. Можно и так понимать: прочим же говорю притчами, "так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют", чтобы хотя поэтому обратились и исправились.
13И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам
уразуметь все притчи? 14Сеятель
слово сеет.
15Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым,
когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.
16Подобным образом и посеянное на каменистом месте
означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, 17но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда
настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.
18Посеянное в тернии означает слышащих слово, 19но в которых заботы века сего, обольщение богатством и
другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.
20А посеянное на доброй земле означает тех, которые
слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в
шестьдесят, иной во сто крат.
Здесь указано три разряда людей, в которых слово пропадает: одни - невнимательны, эти означены словом "при дороге"; другие - малодушны, сии разумеются под словом "на каменистом месте": третьи - сластолюбивы, означаемые словом "в тернии". Три же разряда и тех, которые приняли и сохранили семя: одни приносят плод во сто - это люди совершенной и высокой жизни; другие - в шестьдесят, это средние; иные - в тридцать, которые хотя немного, но все же приносят по силе своей. Так, одни суть девственники и пустынники, другие живут вместе в общежитии, иные в мире и в браке. Но Господь принимает всех их, как приносящих плод. И благодарение Его человеколюбию!
1И начал говорить им
притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал
точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
2И
послал в свое время к виноградарям слугу -- принять от виноградарей плодов из
виноградника.
3Они
же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
4Опять
послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с
бесчестьем.
5И
опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
6Имея
же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря:
постыдятся сына моего.
7Но
виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство
будет наше.
8И,
схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
9Что
же сделает хозяин виноградника? -- Придет и предаст смерти виноградарей, и
отдаст виноградник другим.
Виноградник означает иудейский народ, который
насадил Господь: "Охрани, - сказано, - то, что насадила десница Твоя"
(Пс. 79, 16); и Моисей говорит: "Введи его и насади его на горе достояния
Твоего" (Исх. 15, 17). Под "оградою" разумеется Закон, не
допускавший иудеев смешиваться с другими народами. "Башня" есть храм,
который был великолепен. "Точилом" означается жертвенник, на котором
проливалась (жертвенная) кровь. Бог отдал народ свой "виноградарям",
то есть учителям и правителям иудейским, всем в свое время. Он послал сперва
одного раба, то есть, как можно думать, пророков, бывших около времени Илии,
например Михея, которого бил лжепророк Седекия (3 Цар. 22, 24); послал другого,
которому камнями пробили голову и таким образом нанесли полное поругание, -
можно относить это ко временам Осии и Исаии; послал и третьего раба, что можно
разуметь о пророках времен плена иудейского, например, о Данииле и Иезекииле.
Наконец, Бог послал Сына Своего (который назван человеком ради человеколюбия),
говоря: "постыдятся Сына Моего". Сказал же это, не зная, что они
сделают с Сыном Его, но, выражая то, чему (по намерению Его) надлежало быть и
что было возможно. Но злые делатели, зная, что это Наследник виноградника,
вывели Его вон из виноградника, то есть из Иерусалима, и умертвили. Христос
действительно распят был вне города. За то Господин виноградника, Отец
убиенного Сына, или, лучше, Сам убиенный Сын погубит делателей, предав их
римлянам, а виноградник Свой отдаст другим делателям, то есть апостолам. Хочешь
ли знать, как апостолы возделали этот виноградник? Прочитай книгу Деяний
Апостольских, и ты увидишь, как три тысячи (Деян. 2, 41) и пять тысяч душ вдруг
(Деян. 4, 4) уверовали и стали приносить Богу плод.
1Тогда подобно будет
Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу
жениху.
2Из
них пять было мудрых и пять неразумных.
3Неразумные,
взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4Мудрые
же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5И
как жених замедлил, то задремали все и уснули.
Под образом дев Господь предлагает притчу о
милостыне, чтобы, так как девство имеет великое значение, то кто-нибудь,
сохранив девство, не пренебрег прочими подвигами. Знай же, что, не творя
милостыни, хотя бы ты был и девственником, будешь извержен вместе с блудниками.
И справедливо извергается иной, бывший девственником, но не милостивый и
жестокосердый. Блудника одолевает сильная, естественная страсть, а немилосердый
побежден деньгами. Но чем слабее противник, тем менее заслуживает прощения
побежденный страстью сребролюбия. Сребролюбец и "неразумен", потому
что победил естественное плотское разжжение, а сам побежден более слабым злом -
деньгами. Сон означает смерть, а замедление жениха указывает, что не скоро
наступит второе пришествие.
6Но
в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7Тогда
встали все девы те и поправили светильники свои.
8Неразумные
же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9А
мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к
продающим и купите себе.
10Когда
же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и
двери затворились; 11после приходят и
прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12Он
же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13Итак,
бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын
Человеческий.
Говорит: "крик раздался
среди ночи". Этим показывается, что Господь придет нечаянно, так как в
полночь мы спим глубоким сном. Приходит при крике; это значит: при втором
пришествии возгласит труба. Светильники - наши души. Особенно ум каждого -
светильник: он горит тогда, когда имеет елей добрых дел и милостыню. Девы
действительно неразумны уже потому, что искали елея, когда уж не время было
получать его. Мудрые говорят: "как бы не случилось недостатка и у нас, и у
вас ", это значит: добродетелей ближнего едва достаточно для оправдания
его самого, а для меня они бесполезны. Каждый может получить оправдание только
от своих дел, а не от дел другого. Неразумные идут к продающим, то есть
беднякам; это значит; они раскаялись, что не творили милостыни. Только теперь
они узнают, что мы должны получать елей от бедных. Поэтому слова, что они ушли
к продающим купить елея, означают то, что они в мысли своей ушли к бедным и
стали размышлять о том, какое доброе дело милостыня. Но дверь была уже заперта
для них, ибо после настоящей жизни нет времени для покаяния и делания.
Вследствие этого Господь и говорит им: "Не знаю вас", потому что,
человеколюбивый и милостивый, Он не знает безжалостных; да и в самом деле, как
знать Ему чуждых Его и непохожих на Него? Знай также, что каждая душа имела
светильник и свет от Бога и что все восстают для сретения Господа, так как все
желают встретить Его и соединиться с Ним. Однако в то время как свет и озарение
даются Богом, мудрые души сами подбавляют к нему елей посредством доброделания,
а юродивые души, оставившие светильники без масла, отвергаются, как не имеющие
добрых дел, которые могли бы возжечь находящийся в них свет. Итак, если мы не
делаем добра, то угашаем в себе свет Божий.
30На это сказал
Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам,
которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31По
случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32Также
и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33Самарянин
же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился 34и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино;
и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал
содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что
более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36Кто
из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал
ему: иди, и ты поступай так же.
Этой притчей мы научаемся быть готовыми к милосердию и стараться быть ближними для тех, кои нуждаются в нашей помощи. Познаем и благость Божию в отношении к человеку. Природа человеческая шла из Иерусалима, то есть из безмятежной и мирной жизни, ибо Иерусалим означает "видение мира". Куда же шла? В Иерихон, пустой, низкий и удушливый от жара, то есть в жизнь, полную страстей. Смотри: не сказал Он "сошел", но "шел". Ибо природа человеческая всегда склонялась к земному, не однажды, но постоянно увлекаясь страстной жизнью. "И попался разбойникам", то есть попался бесам. Кто не сойдет с высоты ума, тот не попадется бесам. Они, разоблачив человека и сняв с него одежды добродетели, нанесли ему греховные раны. Ибо они сначала обнажают нас от всякого доброго помысла и покрова Божия, а потом и наносят раны грехами. Природу человеческую они оставили "едва живым" или потому, что душа бессмертна, а тело смертно, и таким образом подчинена смерти половина человека, - или потому, что природа человеческая не совсем была отвержена, а надеялась получить спасение во Христе, и таким образом была не совершенно мертвой. Но как чрез преступление Адама смерть вошла в мир, так чрез оправдание во Христе смерть имела быть упраздненной (Рим. 5, 16-17). Под священником и левитом разумей, пожалуй, Закон и пророков. Ибо они желали оправдать человека, но не могли. "Невозможно, - говорит апостол Павел, - чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи" (Евр. 10, 4). Они сжалились над человеком и размышляли: как бы исцелить его, но, побежденные силой ран, опять удалились назад. Ибо это значит (пройти мимо). Закон пришел и остановился над лежащим, но потом, не имея силы уврачевать, отступил. Это и означает "прошел мимо". - Смотри: слово "по случаю" имеет некоторый смысл. Ибо Закон, действительно, дан не по особой какой-то причине, но по причине слабости человеческой (Гал. 3, 19), не могшей сначала принять Христова таинства. Поэтому и говорится, что священник, то есть Закон, пришел уврачевать человека не нарочито, но "по случаю", что мы обыкновенно называем случайностью. Но Господь и Бог наш, ставший за нас клятвою (Гал. 3, 13) и названный Самарянином (Ин. 8, 48), пришел к нам, совершая путь, то есть предлогом к пути и целью поставив то самое, чтобы исцелить нас, а не проходом только, и посетил нас не случайно (между прочим), но жил с нами и беседовал не призрачно. - Тотчас перевязал раны, не попустив болезни усилиться, но связав ее. - Возлил масло и вино: масло есть слово учения, предуготовляющее к добродетели обещанием благ, а вино-слово учения, приводящее к добродетели страхом. Итак, когда слышишь слово Господа: "Приидите ко Мне, и Я успокою вас" (Мф. 11, 28) - это масло, ибо показывает милость и успокоение. Таковы же слова: "приидите, наследуйте Царство, уготованное вам" (Мф. 25, 34). Но когда Господь говорит: идите во тьму (Мф. 25, 41) - это вино, учение строгое. Можешь разуметь и иначе. Масло означает жизнь по человечеству, а вино - по Божеству. Ибо Господь иное совершал как человек, а иное как Бог. Например, есть, пить, проводить жизнь не без приятностей и не обнаруживать суровости во всем, как Иоанн, - это масло; а чудный пост, хождение по морю и прочие проявления Божеской силы - это вино. Вину можно уподобить Божество в том отношении, что Божества в Самом Себе (без соединения) никто не мог бы стерпеть, если б не было и масла сего, то есть жизни по человечеству. Поскольку же Господь спас нас чрез то и другое, то есть Божество и человечество, то поэтому и говорится, что Он возлил масло и вино. И ежедневно те, кои бывают крещаемы, исцеляются от ран душевных, будучи помазуемы миром, тотчас же приобщаясь к Церкви и причащаясь Божественной Крови. Господь посадил нашу израненную природу на Своего подъяремника, то есть на Свое Тело. Ибо, сделал нас Своими членами и причастниками Своего Тела: нас, долу находящихся, возвел на такое достоинство, что мы одно с Ним Тело! - Гостиница есть Церковь, всех принимающая. Закон не всех принимал. Ибо сказано: "Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне" (Втор. 23, 3). Но во всяком народе боящийся Его приятен Ему (Деян. 10, 35), если желает уверовать и сделаться членом Церкви. Ибо она всех принимает: и грешников, и мытарей. Примечай точность, с какой сказано, что привез его в гостиницу и возымел о нем попечение. Прежде чем привез в нее, он только перевязал раны. Что это значит? То, что когда составилась Церковь и открылась гостиница, то есть, когда вера возросла почти у всех народов, тогда открылись и дары Святого Духа, и благодать Божия распространилась. Это узнаешь из Деяний Апостольских. Образ гостиника носит в себе всякий апостол и учитель, и пастырь, Им Господь дал два динария, то есть два Завета: Ветхий и Новый. Ибо тот и другой Завет, как изречения одного и того же Бога, имеют на себе изображение одного Царя. Сии-то динарии Господь, восходя на небеса, оставил апостолам и последующих времен епископам и учителям. - Сказал: если что из своего издержишь, я отдам тебе. Апостолы, действительно, издерживали и свое, много трудившись и повсюду рассеивая учение. Да и учители последующих времен, изъясняя Ветхий и Новый завет, много издержали своего. За это они получат награду, когда Господь возвратится, то есть во второе Его пришествие. Тогда каждый из них скажет Ему: Господи! Ты дал мне два динария, вот я приобрел другие два. И Он так скажет таковому: хорошо, добрый раб!
1Иисус, продолжая
говорить им притчами, сказал:
2Царство
Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего 3и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не
хотели придти.
4Опять
послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы
мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
5Но
они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; 6прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. 7Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска
свои, истребил убийц оных и сжег город их.
Подобно притче о винограднике, и эта притча изображает неверие иудеев, только первая притча говорит о смерти Христа, а эта - о брачной радости, то есть о воскресении. Кроме того, обличаются здесь более тяжкие грехи иудеев, чем в первой притче. Там, когда у них требовали плодов, они убили требовавших, а здесь совершают убийство, когда их приглашают на пир. Бог уподобляется человеку-царю: Он не является таким, каков Он есть, но таким, каков Он по отношению к нам. Когда мы, как люди, подверженные немощам человеческим, умираем, Бог по отношению к нам является как человек; когда же мы становимся богоподобными, тогда Бог стоит в сонме богов; наконец, если мы живем, как звери, то и Бог оказывается для нас тигром, леопардом или львом. Бог творит брачный пир для Сына Своего, сочетавая Его со всякой благообразной душой. Жених - Христос; невестой же является и церковь, и всякая душа. Рабы, посланные сперва, - это Моисей и современные ему святые; им евреи не поверили, но огорчали Бога в пустыне сорок лет и не восхотели принять слово Божие и радость духовную. Потом посланы были другие рабы-пророки, но и из них евреи одних убили, как Исайю, других унижали, как Иеремию, которого повергли в грязный ров. Более умеренные отказались от призыва, и одни ушли на поле свое, то есть погрузились в плотскую, сластолюбивую жизнь, ибо у каждого поле - это его тело; другие удалились на торговлю свою, то есть уклонились к корыстолюбивой жизни, ибо торговцы - самый корыстолюбивый народ. Таким образом притча показывает, что от духовного брачного пира, то есть соединения со Христом и наслаждения духовного, люди удаляются всего больше из-за двух следующих страстей: или по причине сластолюбия, или вследствие любостяжательности. Пиршество духовное здесь называется обедом, а в других местах оно называется вечерей. Оно - вечеря, ибо сей брачный пир вполне открылся в последние времена, к вечеру, то есть к концу веков, но вместе с тем это и обед, потому что тайна была возвещаема и прежде, хотя и не так открыто. "Тельцы и откормленное" обозначают Ветхий и Новый Заветы. Ветхий обозначается тельцами, так как в нем приносились жертвы из животных, а Новый означается хлебным заготовлением, ибо ныне на алтаре мы приносим хлебы; их можно назвать хлебным приношением, так как они изготовляются из муки. Таким образом Бог призывает нас к вкушению благ и Ветхого, и Нового Завета. Когда же ты видишь, что кто-либо ясно истолковывает своим слушателям слово Божие, знай, что он подает хлеб духовный и им питает души простецов. Здесь ты спросишь: как это дается повеление "зовите званных", - если они званы, то зачем еще звать их? Но знай, что каждый из нас по природе призван к добру, призван разумом, своим врожденным наставником. Но Бог посылает еще и внешних учителей, чтобы они внешним словом созвали тех, кто уже зван по природе. Царь послал войско свое, то есть римлян, погубил непокорных иудеев, сжег и город их Иерусалим, как повествует точно историк Иосиф.
8Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а
званые не были достойны; 9итак
пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
10И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и
добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
Когда первые рабы, Моисей и пророки, не убедили иудеев, тогда Бог посылает иных рабов, апостолов, которые и призвали язычников, ходивших прежде ложными путями, рассеянных, блуждавших по различным путям учений, находившихся на распутьях, то есть в полном неведении и сомнении. Они были несогласны друг с другом; они были не на правильном пути, а на распутьях, то есть окольных путях; это - ложные учения, которые провозглашали язычники. Одни считали правильным то, другие - другое. Еще лучше так понимать: путь-это образ жизни у каждого, а распутья или уклонения с пути - это учения. Язычники, идя по ложному пути, то есть проводя постыдную жизнь, пришли и к нечестивым учениям; они измыслили гнусных богов, покровителей страстей. Апостолы же, выйдя из Иерусалима к язычникам, собрали всех: и злых, и добрых, то есть как исполненных всякими пороками, так и более умеренных, которых называют "добрыми" по сравнению с первыми.
11Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там
человека, одетого не в брачную одежду, 12и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной
одежде? Он же молчал.
13Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги,
возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; 14ибо много званых, а мало избранных.
Вход на брачный пир происходит без различия: все мы, добрые
и злые, призваны только по благодати. Но затем жизнь подлежит испытанию,
которое царь производит тщательно, и жизнь многих оказывается оскверненною.
Содрогнемся же, братья, помыслив, что у кого не чиста жизнь, для того
бесполезна и вера. Таковой не только извергается из брачного чертога, но и
посылается в огонь. Кто же этот носящий оскверненные одежды? Это тот, кто не
облекся в одежду милосердия, благости и братолюбия. Много таких, которые,
обольщая себя тщетными надеждами, думают получить Царство Небесное и, высоко
думая о себе, причисляют себя к лику избранных. Производя допрос недостойного,
Господь показывает, во-первых, что он человеколюбив и справедлив, а во-вторых,
что и мы не должны никого осуждать, хотя бы кто, очевидно, и согрешал, если таковой
открыто не изобличен в суде. Далее, Господь говорит слугам, карающим ангелам:
"свяжите ему руки и ноги", то есть способности души к действию. В
настоящем веке мы можем поступать и действовать так или иначе, а в будущем силы
душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для
умилостивления за грехи; "тогда будет скрежет зубов" - это бесплодное
раскаяние. "Много званных", то есть Бог призывает многих, точнее,
всех, но "мало избранных", немного спасающихся, достойных избрания от
Бога. От Бога зависит избрание, но стать избранными или нет - это наше дело.
Господь этими словами дает иудеям знать, что о них сказана притча: они были
призваны, но не избраны, как непослушные.
11Еще сказал: у
некоторого человека было два сына; 12и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне
часть имения. И отец разделил им имение.
13По
прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там
расточил имение свое, живя распутно.
14Когда
же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот
послал его на поля свои пасти свиней; 16и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели
свиньи, но никто не давал ему.
И эта притча подобна предыдущим. И она под образом человека выводит Бога воистину человеколюбивого; под двумя сыновьями - два разряда людей, то есть праведников и грешников. И "сказал младший из них: дай мне следующую мне часть имения". Праведность есть древний удел человеческой природы, поэтому старший сын не вырывается из отеческой власти. А грех есть зло, впоследствии родившееся; поэтому и вырывается из-под родительской власти "младший" сын, который вырос с грехом, прившедшим впоследствии. И иначе: грешник называется "младшим" сыном, как нововводитель, отступник и возмутитель против отеческой воли. "Отче! дай мне следующую мне часть имения". "Имение" есть разумность, которой подчиняется и свобода. Ибо всякое разумное существо свободно. Господь дает нам разум, чтобы пользовались им свободно, как истинным нашим имением, и дает всем равно, ибо все равно разумны, самовластны. Но одни из нас пользуются сим достоинством согласно с назначением, а другие дарование Божие делают бесполезным. Под "имением" нашим можно разуметь и все вообще, что Господь дал нам, именно: небо, землю, всякую вообще тварь, Закон, пророков. Но младший сын увидел небо, - и обоготворил оное; увидел землю, - и почтил ее, а в Законе Его не хотел ходить и пророкам делал зло. Старший же сын всем этим воспользовался во славу Божию. Господь Бог, дав (все) это в равной мере, позволил (каждому) ходить (жить) по своему произволению, и никого не желающего служить Ему не принуждает. Ибо, если бы хотел принуждать, то не сотворил бы нас разумными и свободными. Младший сын все это в совокупности "расточил". И что было причиной? То, что он "пошел в дальнюю сторону". Ибо когда человек отступит от Бога и удалит от себя страх Божий, тогда он расточает все Божественные дары. Будучи близки к Богу, мы ничего не делаем такого, что достойно погибели, по сказанному: "Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь" (Пс. 15, 8). А удалившись и отступив от Бога, мы делаем и терпим всевозможное зло, по словам: "вот, удаляющие себя от Тебя гибнут" (Пс. 72, 27). Итак, неудивительно, что он расточил имение. Ибо добродетель имеет один предел и есть нечто единое, а злоба многочастна и производит много соблазна. Например, для мужества один предел, именно: когда, как и на кого должно употреблять гнев, а злобы два вида - страх и дерзость. Видишь ли, расточается разум и единство добродетели погибает? Когда это имение расточено и человек не живет ни по разуму, то есть по естественному закону, не последует Закону писанному и пророков не слушает, тогда наступает (для него) сильный голод, не голод хлеба, но голод слышания слова Господня (Ам. 8, 11). И он начинает "нуждаться", поскольку не боится Господа, но далеко отстоит от Него, тогда как боящимся Господа нет скудости (Пс. 33, 10). Почему же нет скудости боящимся Господа? Так как боящийся Господа крепко любит заповеди Его, поэтому слава и богатство в доме его, и он скорее по своей воле расточает и дает убогим (Пс. 111, 1. 3. 9). Так он далек от скудости! А кто далеко ушел от Бога и не имеет пред своими очами грозного Его лица, тот, неудивительно, будет испытывать нужду, поскольку в нем не действует никакое Божественное слово. И "пошел", то есть далеко зашел и укрепился в злобе, "пристал к одному из жителей страны той". "Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом, а "совокупляющийся с блудницею", то есть с природой бесов, "становится одно тело с нею" (1 Кор. 6, 17. 16), всецело делаясь плотью и не имея в себе места для Духа, подобно жившим во дни потопа (Быт. 6, 3). "Жители той страны", отдаленной от Бога, без сомнения, суть бесы. - Успев и сделавшись сильным в злобе, он "пасет свиней", то есть и других учит злобе и грязной жизни. Ибо все находящие удовольствие в тине бесчестных дел и вещественных страстей суть свиньи. Глаза свиные никогда не могут смотреть вверх, имея такое странное устройство. Почему и пасущие свиней, если, поймав свинью, долго не могут укротить ее визг, загибают ей голову назад и таким образом умеряют ее визг. - Как человек, пришедший на такое зрелище, какого он никогда не видал, когда поднимает глаза (на сцену), бывает поражен и молчит, так глаза тех, кои воспитаны во зле, никогда не видят горнего. Сих-то пасет превосходящий многих во злобе, каковы: содержатели блудниц, начальники разбойников, мытарей. Ибо о всех такого рода людях можно сказать, что они пасут свиней. Несчастный сей "желает насытиться" грехом, но никто не дает ему сего насыщения. Ибо привыкший к злу не находит насыщения в нем. Удовольствие непостоянно, но как приходит, с тем вместе и отходит, и несчастный сей опять остается с пустотой (на душе). Ибо грех подобен "рожкам", имея сладость и горечь: на время он услаждает, но мучит навеки. Никто не даст насытиться злом тому, кто услаждается им. Да и кто даст ему насыщение и покой? Бог? Но при нем нет Его; ибо питающийся злом уходит далеко от Бога. Бесы? Но как они дадут, когда они о том особенно и стараются, чтоб никогда не было покоя и насыщения от зла?
17Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца
моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я
согрешил против неба и пред тобою 19и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в
число наемников твоих.
20Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще
далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал
его.
21Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред
тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
Со временем распутный пришел в себя. Ибо доколе он жил развратно, он был вне себя. Говорится, что он расточил имение, и справедливо: поэтому он вне себя. Ибо кто не управляется разумом, но живет как неразумный и других доводит до неразумия, тот вне себя, и не останется при своем имении, то есть при разуме. Когда же кто сообразит, в какое он впал бедствие, тогда он приходит в себя чрез размышление и обращение от блуждания вовне к покаянию. Под "наемниками", вероятно, разумеет оглашенных, которые, как еще непросвещенные, не успели еще сделаться сынами. А оглашенные, без сомнения, удовольствуются духовным хлебом с избытком каждодневно слушая чтения. И чтобы тебе знать различие между наемником и сыном, слушай. Три разряда спасающихся. Одни, как рабы, делают добро из страха суда. На это намекает Давид, когда говорит: "Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь" (Пс. 118, 120). Другие - наемники; это, кажется, те, кои стараются благоугождать Богу из желания получить благо, как тот же Давид говорит: "Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца" (Пс. 118, 112). А третьи - сыны, то есть те, кои соблюдают заповеди Божии из любви к Богу, о чем опять тот же Давид свидетельствует: "Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем" (Пс. 118, 97). И опять; "руки мои буду простирать к заповедям Твоим, которые возлюбил" (Пс. 118, 48), а не "которых убоялся". И еще: "Дивны откровения Твои", и поскольку дивны, "потому хранит их душа моя" (Пс. 118, 129). Итак, когда тот, кто находился в разряде сынов, но потом чрез грех лишился сыновства, увидит, что другие наслаждаются Божественными дарованиями, причащаются Божественных Тайн и Божественного хлеба (а под названием наемников можно разуметь не только оглашенных, но и вообще членов церкви, находящихся не в первом чине); тогда он должен сказать сам себе сии слова сожаления: "сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода". Но "встану", то есть от падения греховного, "пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! я согрешил против неба и пред тобою". Оставив небесное, я согрешил против оного, предпочтя ему презренное удовольствие, и вместо неба, своего отечества, выбрав лучше страну голодную. Ибо как тот, можно сказать, грешит против золота, кто предпочитает ему свинец, так тот грешит против неба, кто предпочитает ему земное. Ибо он, без сомнения, удаляется от пути, ведущего на небо. И заметь, что когда он грешил, тогда делал грех как бы не пред Богом, а когда раскаивается, тогда чувствует себя согрешившим пред Богом. "Встал и пошел к отцу своему". Ибо нам должно не только желать того, что угодно Богу, но и самым делом исполнять. - Ты видел теперь теплое покаяние, посмотри же и на милосердие отца, Он не дожидается, пока сын дойдет до него, но сам спешит навстречу и обнимает его. Ибо, будучи по природе Отцом, Бог есть Отец и по благости. Он весь всего обнимает сына, чтобы со всех сторон соединить его с Собой, как сказано: "и слава Господня будет сопровождать тебя" (Ис. 58, 8). Прежде, когда сын сам удалялся, время было и отцу удалиться от объятия. А когда сын приблизился чрез молитву и обращение, тогда благовременно стало и обнять его. Отец "пал на шею" сыну, показывая, что она, непокорная прежде, стала ныне покорной, и "целовал" его, обозначая примирение и освящая уста прежде осквернившегося, как бы некое преддверие, и чрез них ниспосылая освящение и вовнутрь.
22А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и
оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23и приведите откормленного теленка, и заколите; станем
есть и веселиться! 24ибо этот сын мой
был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Под "рабами" можешь
разуметь Ангелов, так как они суть служебные духи, посылаемые на служение для
достойных спасения (Евр. 1, 14), Ибо они обращающегося от злобы одевают в
"лучшую" одежду, то есть или в прежнюю, которую мы носили прежде
греха, одежду нетления, или в одежду лучшую всех прочих, какова одежда
крещения. Ибо она первая надевается на меня, и чрез нее я снимаю с себя одежду
неприличия, Под "рабами" можешь разуметь Ангелов и потому, что они
служат при всем том, что совершается ради нас, и что мы освящаемся при
посредстве их. Под "рабами" можешь разуметь и священников, так как
они обращающегося одевают чрез крещение и учительское слово и надевают на него
первую одежду, то есть Самого Христа. Ибо все мы, крестившиеся во Христа,
облеклись во Христа (Гал. 3, 27). - И дает "перстень на руку", то
есть печать христианства, которую мы получаем чрез дела. Ибо рука есть знак
деятельности, а перстень - печати. Итак, крестившийся и вообще обращающийся от
злобы, должен иметь на руке, то есть на всей деятельной силе, печать и признак
христианина, чтобы мог показать, как обновился по образу создавшего его. Или
иначе: под "перстнем" можешь разуметь залог Духа. Скажу так; Бог даст
совершеннейшие блага тогда, когда наступит их время, а ныне, для уверения, как
бы в виде залога будущих благ, дает нам такого рода дарования: одним - дар
чудотворения, другим - дар учительства, иным - другой какой-нибудь дар.
Принимая сии дары, мы с твердостью уповаем и на получение совершеннейших.
Дается "обувь на ноги", чтобы они сохранились как от скорпионов, то
есть от погрешностей, по-видимому, малых и тайных, как говорит Давид (Пс. 18,
13), однако ж, и тех смертоносных, так и от змей, считаемых видимо вредными, то
есть от грехов. И иначе: удостоенному первой одежды дается обувь в знак того,
что Бог делает его готовым благовествовать и служить на пользу другим. Ибо
отличительное свойство христианина быть полезным для других. Кто есть упитанный
"телец", закалаемый и едомый, это не трудно понять. Он есть, без
сомнения, истинный Сын Божий. Поскольку Он Человек и принял на Себя плоть, по
природе неразумную и скотоподобную, хотя и наполнил ее собственными
совершенствами, поэтому назван Тельцом. Телец Сей не испытал ярма закона
греховного, но есть Телец "откормленный", поскольку определен на сие
Таинство прежде создания мира (1 Пет, 1, 20). Быть может, покажется изысканным
то, что еще имеет быть сказано, однако ж, пусть будет сказано. Хлеб, который мы
ломим, по виду своему состоит из пшеницы, поэтому может быть назван
откормленным пшеницей, а по духовной стороне есть Плоть, поэтому может быть
назван Тельцом, и таким образом Один и Тот же есть Телец и упитанный. Итак,
всякий кающийся и делающийся сыном Божиим, особенно же восставленный и вообще
от греха очищаемый, причащается Сего упитанного Тельца и бывает причиной
веселья для Отца и рабов Его, Ангелов и священников: "Ибо был мертв и
ожил, пропадал и нашелся". В том отношении, что он пребывает во зле, он
был "мертв", то есть безнадежен, а по отношению к тому, что природа
человеческая удобопреклонна и от злобы может обратиться к добродетели, он
называется "пропадавшим". Ибо слово потерявшийся умереннее, чем
мертвый.
25Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда
приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? 27Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол
откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя,
звал его.
29Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу
тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и
козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30а когда этот сын твой, расточивший имение своё с
блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё
мое твое, 32а о том надобно
было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и
нашелся.
Здесь дают пресловутый вопрос: как оказывается завистливым сын, который в прочих отношениях жил и служил отцу благоугодно? Но он решится, коль скоро сообразят, почему была сказана сия притча. Притча эта вместе с предыдущими сказана была, без сомнения, потому, что фарисеи, считавшие себя чистыми и праведными, роптали на Господа за то, что Он принимал блудниц и мытарей. Если же она сказана потому, что роптали фарисеи, которые, по-видимому, были праведнее мытарей, то смотри, что лицо сына, по-видимому, ропщущего, относится ко всем, кои соблазняются внезапным благополучием и спасением грешников. А это не есть зависть, но излитие человеколюбия Божия, непонятное для нас, а потому рождающее ропот. И Давид не выводит ли лица соблазняющихся миром грешников (Пс. 72, 3), подобно так и Иеремия, когда говорит: "почему путь нечестивых благоуспешен"? "Ты насадил их, и они укоренились"? (Иер. 12, 1-2). Все это свойственно слабому и бедному уму человеческому, который возмущается и приходит в недоумение при виде недостоинства, именно: благополучия людей порочных. Поэтому Господь настоящей притчей как бы так говорит фарисеям: пусть так, что вы, подобно этому сыну, праведны и благоугодны пред Отцом; но Я прошу вас, праведных и чистых, не роптать на то, что мы устрояем веселие за спасение грешника, ибо и он сын же. Итак, отсюда не зависть обнаруживается, но сей притчей Господь вразумляет фарисеев, чтобы они не досадовали на принятие грешников, хотя бы сами и были праведны и соблюдали всякую заповедь Божию. И нимало не удивительно, если мы огорчаемся принятием тех, кои кажутся недостойными. Человеколюбие Божие так велико и так обильно подает нам свои блага, что отсюда и ропот может родиться. Так мы говорим и в обычной беседе. Часто оказав кому-нибудь благодеяние, потом не получив благодарности от него, мы говорим: все порицают меня за то, что я так много облагодетельствовал тебя. Хотя, может быть, и никто не порицал нас, но, желая показать величие благодеяния, мы выдумываем это, - Рассмотрим же эту притчу по частям и как бы в кратком извлечении. Старший сын был "на поле", то есть в мире сем, возделывал свою землю, то есть плоть, чтобы она изобиловала хлебами, и сеял со слезами, чтобы пожать с весельем (Пс. 125, 5). Узнав о случившемся, он не хотел войти в общую радость. Но человеколюбивый Отец выходит, зовет его и сообщает ему, что причиной веселья является оживление мертвого, чего тот не знал, как человек соблазняющийся и обвиняющий Отца за то, что Он не дал ему и козленка, а для распутного заколол откормленного теленка. Что обозначается "козленком"? Можешь узнать из того, что всякий козленок причисляется к стороне левой и стороне грешников (Мф. 25, 33. 41). Итак, добронравный говорит Отцу: я проводил жизнь во всяком труде, терпел гонения, неприятности, оскорбления от грешников, и Ты никогда не заколол для меня и не убил козленка, то есть оскорбляющего меня грешника, чтобы я мог найти малую приятность. Например, Ахав был козел по отношению к Илии, Он гнал пророка, но Господь не предал тотчас сего козла на заклание, чтобы немного обрадовать Илию и успокоить с друзьями его пророками. Поэтому (Илия) и говорит Богу: "разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили" (3 Цар. 19, 14). По отношению к Давиду козлом был Саул и все клевещущие на него, которым Господь позволял искушать его, но которых не убивал для удовольствия Давида. Поэтому сей и говорит: "Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?" (Пс. 93, 3). Так и сей, представляемый в Евангелии, сын говорит: который постоянно в трудах, того ты не удостоил никакого утешения, ни даже не предал на заклание никого из оскорбляющих меня, а теперь так, без труда, спасаешь распутного! Итак, вся цель притчи сей, сказанной по поводу ропота фарисеев на Господа за принятие им грешников, состоит в том, чтобы научить нас не отвергать грешников и не роптать, когда Бог принимает их, хотя бы мы были и праведны. Младший сын - блудницы и мытари; старший сын - фарисеи и книжники, предположительно принимаемые за праведных. Бог как бы так говорит: пусть вы, действительно, праведны и не преступали никакого повеления, но неужели же не должно принимать тех, кои обращаются от зла? Подобных ропотников вразумляет Господь настоящей притчей. - Не безызвестно мне, что некоторые под старшим сыном разумели Ангелов, а под младшим - природу человеческую, возмутившуюся и не покорившуюся данной заповеди. Другие разумели под старшим израильтян, а под младшим - язычников. Но истинно то, что мы сейчас сказали, именно: что старший сын представляет собой лицо праведных, а младший - грешников и раскаивающихся, и все построение притчи составилось из-за фарисеев, которым Господь внушает, что они, хотя бы сами были и праведны, не должны огорчаться принятием грешников. Итак, никто да не оскорбляется судьбами Божиими, но да терпит и в том случае, когда делаются счастливыми и спасаются, по-видимому, грешники. Ибо почему знаешь? Может быть, тот, кого ты считаешь грешником, принес покаяние, и за то принят. А также быть может, что он имеет тайные добродетели, и ради их благоприятен в очах Божиих.