Святитель Николай Сербский
Миссионерские
письма
Письмо 111
столяру Илье С., о словах Христа из Евангелия от Марка
Слова Спасителя, о которых ты
спрашиваешь: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не
вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе [1], некоторые ложные толкователи Евангелия
объясняют так, что Господь имел в виду, будто конец мира наступит уже в том
поколении и некоторые из присутствующих доживут до него. Так говорят те, кто
видит свою голову на плечах Христа.
Но Христос говорит не вкусят
смерти – это значит, что телесно они все-таки должны будут умереть.
Следовательно, очевидно, что слова Его относятся не к концу света и всеобщему
видению того Божиего ангельского мира, но Спаситель говорит о Царстве Небесном,
которое проникает из горнего мира в души праведных уже в земной жизни, до
вкушения смерти, в виде силы Духа Святаго.
Когда человек очищается покаянием
от всякой скверны, в его душу сходит свыше сила Духа Божия и тогда душа
чувствует Царство Божие внутри себя. Ты спросишь: как она его чувствует? Как праведность
и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17). И еще чувствуют его,
как внутреннюю силу, духовную, по словам того же апостола: не в слове, а в
силе (1 Кор. 4, 20). И еще, как необычный свет небесный: потому
что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить
нас познанием славы Божией (2 Кор. 4, 6). А когда человеческая душа
наполняется истиной, и миром, радостью, и силой, и светом, тогда человек
восхищенно вопиет, как некто нашедший сокровище: Авва Отче!
Сын Божий умалился и сошел к
людям, чтобы сделать людей сынами Божиими. А как вы – сыны, то Бог послал в
сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва Отче!" (Гал. 4,
6). То есть те, которые приемлют в себя того Духа, что был и в Сыне Божием
Иисусе Христе, становятся сродниками Божиими, чадами Его по милости и благодати
Всевышнего.
Как это, снова спросишь ты,
Царство Божие входит в нас и мы входим в Царство Божие? Это совсем просто. Как
воздух входит в нас, а мы – в воздух. И свет входит в нас, и мы в свет. И
далекий аромат полевых цветов входит в нас, и мы входим в него. Так и Царство
Божие. Оно приходит к нам и входит в нас еще при нашей временной, земной жизни,
а когда мы разлучаемся с этим миром, мы входим в Царство Божие. Когда мы
молимся Господней молитвой, мы говорим: да приидет Царство Твое [2], то есть да вселишься в нас Духом Твоим и
воцаришься в душах наших, как в Своем Царстве!
Это относится ко всем христианам,
которые потрудятся молитвенно испросить у Бога Царства Небесного, ибо Господь
обращал Свои слова и к апостолам, и ко всему народу. Но особенно пророчески они
звучат в преображении Господа, которое, по словам святого Феофилакта,
"было образом будущей небесной славы, то есть той славы, в которой будут пребывать
праведные... и подобно тому, как Христос сиял молниями, так же воссияют и
праведные".Петр, Иаков и Иоанн были теми некоторыми, видевшими
преображение Христово на горе Фавор. Были ими и все апостолы в Пятидесятницу,
когда видели и ощутили силу Царства Божия в Духе Святом, сошедшем с неба в виде
огненных языков.
Христос да благословит тебя, да
увидишь и ты Царство Божие в силе уже в этой жизни, в смертном теле своем. Да
увидишь и объявишь своим братьям радостную весть о Царстве жизни, света и
вечной радости.