Симонова Н.М.
Русская религиозная философия о смысле жизни и духовности человека
Философы Н. Лосский, Вл. Соловьев и др., анализируя устоявшиеся образцы поведения и общения, пытались понять самость русского народа, стереотипизированные черты характера, имманентно присущие русскому народу как единому целостному этносу, имеющему, что сказать миру и вносящему свой вклад в мировую цивилизацию. Решение всех этих вопросов было крайне важно для национального самоопределения России. В настоящее время Россия, оказавшаяся в водовороте перемен , утратившая во многом психологические опоры в религиозной вере, традиционной общинности, находится в совершенно иной социокультурной ситуации. Нельзя не учитывать тот факт, что такой суперэтнос как бывший советский народ характеризуется фундаментальными изменениями, произошедшими в его социальной структуре. Как отмечает современный отечественный психолог К.А.Абульханова, российское общество разделилось на несколько социальных страт, каждая из которых имеет специфические характеристики жизнедеятельности, материального уровня жизни, степеней осуществления личной свободы и активности. Большая часть россиян может быть представлена как страта так называемых госбюджетников - сюда отнесены ученые, учителя, врачи, инженеры, рабочие, пенсионеры и т.д. Российский плюрализм открыл огромные возможности для индивидуализации, проявления разных видов социальной деятельности - смена профессии, выезда, слова, участия в политической, предпринимательской и деятельности. При этом отсутствует экономическая стабильность, правовая гарантированность, уровень культуры и профессионализма, наличие сколько-нибудь определенной перспективы и т.д., что делает любую форму социальной активности зависящей от случайных обстоятельств, связанной с большим риском. Отвечая на вопрос о путях выстаивания, стоического отношения россиян к переживаемым трудностям К.А. Абульханова намечает следующие направления: во-первых, следует учитывать, что в социальном пространстве произошли изменения, обусловленные образованием совершенно новых социальных страт; во-вторых, все россияне отличаются своим особым опытом, каждый человек находится на определенном этапе своего жизненного пути; в третьих, так называемая общинность все таки остается русским архетипом. При этом каждая социальная страта имеет свои специфические особенности, представлена индивидами с определенными социально-психологическими свойствами, разными возможностями самоосуществления и бытия.
К.А. Абульханова считает, что современное социальное пространство России разделилось на четыре четко дифференцируемые группы (страты), располагающие разной степенью свободы. Лидирующей стратой выступает страта предпринимателей, представленная индивидами с высоким уровнем притязаний и мотивации. По данным исследования эта страта обладает новыми ценностями, высоким уровнем оперативности социального мышления, оптимизмом и адаптированностью к меняющимся условиям. Скопировав западную модель, предприниматели создали совершенно новую для нашего общества сферу финансово-банковской деятельности. Они не сумели связать свою финансово-банковскую деятельность с другими сферами российского общества, прежде всего с производством. Главным результатом деятельности предпринимателей стало накопление личного капитала, в целом эта страта оказалась в изоляции от социокультурной и государственной систем российского общества. Выезды, уезды, вывоз своих фантастических богатств на Запад, выступающий необходимой микросредой их личного и социально психологического развития. Огромные богатства этой страты , делающей деньги из денег и предприимчиво нагло распродающей российские богатства фактически уничтожило успокоительную иллюзию социального равенства . Стремительность возникновения неравенства повлекло за собой особую остроту его осознания бедными, единый советский народ раскололся на две неравные половины.
Наибольшая часть россиян образовали четвертую, самую многочисленную страту. К четвертой страте К.А. Абульханова относит служащих , рабочих промышленных предприятий (кроме приватизированных), пенсионеров, ученых, в целом , интеллигенцию, т.е. всех тех, кто образовал новый класс бюджетников. Эта страта оказалась в зоне жесткой несвободы, нищенской зависимости от государства, экономическое положение этих людей достаточно слабо определяется их личными усилиями Произошла определенная нивелировка недавних ценностей - карьеры, занимаемой должности, профессионализма. Сознание этой группы порабощено ежедневной мыслью об обеспечении своего материального положения, деньгах, они предлагают свои услуги на рынке труда и занятости, где существует жесткая возрастная и профессиональная конкуренция. Фактически в данном случае речь идет скорее не об отдельном социальном слое, страте а о большей части населения России, ее народе, объединенном общей трагической судьбой. Можно предполагать, что для общности, составляющей сегодня обнищавший российский народ, во весь рост стоит проблема стоического выживания, нахождение для этого в экстремальных условиях актуализируются самые значимые для народа ценности, такими оказывается любовь к отечеству, вера в будущее благополучие и процветание России, ценность своей идентичности с Россией, собственная укорененность в ней, ее культуре, историческом прошлом, осознание позитивной временной перспективы страдающей родины.
Как известно становление зрелой личности возможно путями духовными и душевными. Каждый человек в определенные периоды своей жизни осуществляет выбор. Как считает К. Юнг, путь душевный предполагает актуализацию сил бессознательного, глубинных архетипов. Для российской души это сплав неясной мечты, надежды, веры, страдания, очищающих и соединяющих ее со всем истинно русским, экзистенциально поддерживающим ее этническую укорененность.
Духовный путь открыт не для всех, здесь происходит расширение личностного пространства, обретение совершенно иного способа личностной психической организации. Духовность в России проявлялась и проявляется многолико - в обликах старцев, оставивших мирское с его страстями, трудах и размышлениях философов.
Свои заповеди о цели христианской жизни оставил нам православный подвижник, учитель христианства Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин, 1759-1833). Старец Серафим учил, что цель христианской жизни состоит в стяжании (обретении) Духа Святого. Средствами для стяжания Святого Духа Божия являются пост, бдение, молитва, милостыня и всякое ради Христа делаемое доброе дело. При нашествии Духа Святого надлежит быть в полном безмолвии для того, чтобы слышать явственно и вразумительно все глаголы живота вечного, которые он возвестить соизволит. Надлежит при том быть при полном трезвении и души и духа , и в целомудренной чистоте плоти.
Епископ Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, 1807-1867) - религиозный мыслитель, богослов и церковный писатель оставил нам целый ряд поучений о правильном устроении своей духовной жизни. Его поучение О рассеянной и внимательной жизни посвящено разъяснению необходимости внутреннего сосредоточения и внимания. Рассеянная жизнь, наполненная только житейскими попечениями, многоядением и многопитанием ,представляет собой занятие временное, суетное, усыпляет действие душевных чувств, она питается действием чувств телесных. Рассеянный человек не может преуспеть ни в одной добродетели, не состоянии исполнять Христовы заповеди. Побороть рассеянность человек может сначала приучаясь к внимательности в своей ежедневной жизни, при исполнении, например, своего служебного долга. Только после этого он может практиковать внимание и сосредоточение в уединенной жизни. В работах епископа Игнатия изображается идеал духовной трезвости и самоотречения ради стяжания духа мира и любви. Главная идея творчества - внутреннее духовное делание, как путь превращения плотского человека в существо духовное. Внимание к себе в глубоком уединении приносит драгоценные духовные плоды.
Поиски путей духовного возрождения России могут быть связаны и с изучением наследия русской религиозно-философской психологии. Традиции религиозно-психологического учения, восходящие к началам древнерусской письменности и отечественной философской мысли представлены в трудах преподавателей и философов духовных семинарий и академий, учеными религиозной ориентации: Никанором, архиепископом Херсонским, митрополитом Антонием (Храповицким), С.С. Гогоцким, В.С. Серебрянниковым, Н.О. Лосским, В.И. Несмеловым, В.А. Снегиревым, П.Д. Юркевичем, В.В. Розановым, И.И. Лапшиным, С.Ф. Франком , Л.М. Лопатиным, С. и Е. Трубецким и другими.
Николай Сергеевич Арсеньев (Л.Г. Филонов) подчеркивает особую роль духовных сил в жизни русского народа. Как отдельный человек, так и каждый народ должен иметь источник вдохновения в лице духовных сил, которые творчески расширяют жизненные горизонты, поднимают высшую плоскость сравнительно с природными данными людей. Духовные начала - это самое ценное достояние в жизни народа, именно они обеспечивают народу возможность духовного дыхания. Для русского народа основным источником духовной жизни было христианское благовестие, принесенное ему Православной Восточной Церковью. "Православная Церковь, великая воспитательница народной души, насаждала в русском человеке дух трезвенности, внутренней меры, смирения, мужественности и духовного подвига, подчиняющего внешнюю эмоциональность просветленным законам духовной жизни". Центром духовности в семье зачастую выступала мать-христианка. Родительское благословение было стержнем благочестия. Русская дедовская икона, передававшаяся из поколения в поколение, являлась носительницей, особо чтимым символом благословенного духовного наследия предков. Эта икона олицетворяла невидимое Божие присутствие в семье, ее нерушимую связь с предками. В центре русской религиозности стоит радость о Воскресении Христовом , радость о победе Сына Божия - через распятие и воскресение Свое над силами ада, тьмы и смерти. Вера в победу Божию и есть тот духовный стержень, который поможет русскому народу в его борьбе против темных сил зла и лжи за Правду Божию.
Н.О. Лосский в своей классической этике Абсолюта рассматривает Царство Божие как сверхценность космического масштаба. В основе этики Абсолюта Лосский рассматривает ценности нравственной жизни, конструирует картину духовного совершенствования человека. Абсолютные ценности, как и их верховная (начало и конец) доминанта (Бог) определенным образом взаимодействуют с реальным человеческим миром. Методологическими предпосылками этики абсолютных ценностей выступает положение Лосского о достижении "полноты бытия" и "иерархическом персонализме".
Основной, наиболее глубокой чертой характера русского народа Лосский считает религиозность, относящуюся к числу его постоянных духовных качеств, присущих ему на разных этапах истории. Доказывая это положение, Лосский ссылается на высказывания, почерпнутые из самых различных периодов истории России, начиная от Киевской Руси и вплоть до ХХ века. Рассматривая способности русского народа к высшим формам опыта, Лосский включает в них способности к восприятию религиозного, нравственного, эстетического опыта, интеллектуальную интуицию (умозрение), все это связано с исканием абсолютного добра и религиозностью. При этом важное значение мыслитель придает особой чуткости русских людей к чужой душевной жизни, чуткое восприятие чужих душевных состояний. Одним из проявлений этой способности русских людей является понимание ими собеседника даже при значительных недостатках в его произношении. Объяснение этого факта Лосский видит в направленности внимания русского человека на внутреннюю сторону речи, непосредственно на ее смысл, интуитивно улавливаемый. Англичане и особенно американцы испытывают большие затруднения в понимании речи, содержащей ошибки в произношении, что объясняется их преимущественным сосредоточением на внешней стороне речи, ее звуках.
Россия переживает тяжелые времена. В который раз русский народ выносит на своих плечах все тяготы социального переустройства общества. Кротость, смирение, доброта, милосердие, религиозность - главные качества русского человека. Во времена десакрализации, духовного оскудения людей охватывает смятение, острое переживание кризиса традиционных духовных ценностей. Страждущие и взыскующие света духовного россияне ищут опоры и находят их в любовном постижении поучений, размышлений, воззрений высокодуховных российских мыслителей прошлого и настоящего. Россия делает свой духовный выбор, идет поиск единой национальной идеи, способной объединить, консолидировать все позитивные силы общества на возрождение и созидание обновленной России. В самом глобальном выражении эта объединяющая идея может представлена как деятельная любовь к своему многострадальному отечеству, России и желание трудиться и жить для ее процветания. Идеал православной святости, светлый образ Христа, осознание того, что нужна нам одна помощь Божья - самые важные грани ускользающей от жестких формулировок объединяющей национальной идеи в современной смутой объятой России.