Что имеем не храним, потерявши плачем

 

 

План:

 

Введение

1. Что имеем не храним, потерявши плачем

     а) К истории возникновения городка Еланского

     б)Численность населения и другие сведения

     в) Жизнь юрта станицы Еланской

     г) Церковь

     д) Воспоминания

     е) Современный портрет Елани

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 
Введение

 

Каждому русскому человеку дорог каждый утолок его необъятной Родины- от Прибалтики до Курил и от знойной Кушки до берегов Таймыра, люба и мила сердцу каждая частица дорогого Отечества, имеющего славное прошлое, великое настоящее и прекрасное будущее.

В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими кореньями - отруби их, и дерево погибнет». Так и народ, не знающий своей истории и культуры, обречен на умирание.

Для чего нужно такое пристальное внимание к давнему прошлому, к давно уже исчезнувшему укладу народной жизни? Знание того, что было до нас не только желательно, но и необходимо.

Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно только тогда, когда есть от чего оттолкнуться: движение от ничего или из ничего невозможно. В прошлом мы черпаем свои душевные силы, мудрость предков.

Многие события, имевшие огромное значение для судеб нашего народа, происходили на просторах Дикого поля. Здесь родилось донское казачество, на протяжении многих веков стойко защищавшее южные рубежи Русского государства. Еще В.Г. Белинский писал, что история казачества - это «побочная река, впадающая в большую реку русской истории».

Главные особенности материальной и духовной культуры казачества возникли и развивались в тесной связи с русской и украинской культурами, испытывая большое влияние Востока, формировались под влиянием специфических условий жизни и деятельности донцов. Говоря о жизни донских казаков, следует помнить, что они являлись людьми вольными, свободными. Основной обязанностью казака была защита Отечества, символами которого являлась православная вера, русский государь и «батюшка Тихий Дон».

Именно вера в Бога, традиции православного благочестия служили на протяжении десятков веков духовным основанием бытия нашего Отечества, источником жизни в Боге наших славных предков.

Казаки были глубоко верующими людьми. Православие определяло и освящало весь земной жизненный путь казака, его мировоззрение.

Ни одного важного дела казаки не начинали без молитвы усердной. С именем Божьим были связаны молитвы казаков идущих на поле боя: «Как крепок и тверд бел - горюч камень, так пусть будет крепка и тверда шашка в моих руках. И как от ветра буйного валятся и падают на землю деревья, так пусть от нее на землю валятся и падают мои враги. Аминь».

           Таинству крещения казаки придавали особое значение, так как умершие некрещеными не явятся на Страшный Суд. Перед тем как нести ребенка в церковь, его клали в красный угол и молились: «Определи ему, Господи, талант, счастье, добрый разум, долгие века».

            Неисполнение предсмертной воли родителей считалось тяжким грехом - это, значит, не давать покоя родителям в гробу и тревожить их кости. Гневаться тоже грех. «Мы, казаки, народ незлобивый, гнев прошел, и мы сами будем прощены на небе. Так по закону Божию».

            Именно поэтому с таким трепетом и любовью, придя на новое место, сразу же строили казаки церковь или часовню. Починка и украшение церквей делались на средства станичников, причем немалые. Церковь становилась главным достоянием казачьей станицы - здесь начиналась и заканчивалась жизнь казака.

             Воистину говорят «ЧТО ИМЕЕМ, НЕ ХРАНИМ, ПОТЕРЯВШИ ПЛАЧЕМ». За годы оголтелого советского атеизма было уничтожено огромное количество христианских церквей, храмов, даже соборов. Разрушая, забывали о том, что каждая церковь - это заметный архитектурный памятник, но и не думали, что люди, собирая на их строительство свои кровью и потом добытые копейки, видели в этом свое приобщение к высшим моральным ценностям.

             Обновленчество, закрытие храмов, изъятие церковных ценностей, расправа со священнослужителями - все эти события стали трагическими свидетельствами восхождения Русской Церкви на Голгофу.

             Сейчас, когда после десятилетий гонений на веру и преследований верующих Русская православная церковь возрождается, возвращение людям не только знаний о Боге и Церкви, но и многовекового церковного опыта, обнимавшего собою все стороны жизни наших предков, насущно необходимо.

             В своем реферате я хочу рассказать о судьбе некогда очень процветающей, редчайшей красоты старинной казачьей станице - Еланской и о самом  ценном ее наследстве — церкви во имя Святителя Николая Чудотворца.

             Несмотря на то, что описываемый мной период включает в себя преимущественно трагические страницы церковной истории, моей задачей было исследовать и описать историю возникновения станицы, славные дела ее станичников, и церковную жизнь ст. Еланской

При написании работы мне пришлось столкнуться с определенными сложностями. Самым главным препятствием была крайняя скудность архивных материалов по данной теме в ст. Вешенской, в архивах Государственного музея-заповедника им. М.А. Шолохова.

Подобная сложность и обусловила метод работы с материалами путем сравнительного анализа источников и построения логической последовательности из часто противоречивых в датировке фактов, с использованием неопубликованных рукописных дневников и опубликованных материалов местных краеведов Грибанова А.П., Зеленькова Т.А., Королева В.Н., а также методом устного опроса местных жителей.

Между тем, именно отсутствие каких-либо систематизированных работ по данной теме и придает, с моей точки зрения особую актуальность моему исследованию.

Мной были найдены уникальные документы: карта Исаака Массы, карта адмирала Крюйса, фотография церкви начала XX века.


1. Что имеем не храним, потерявши плачем

 

«В тени зарослей бьют тысячи родников, серебристые ручьи питают многочисленные озера и речку Елань. На площади без малого в тысячу гектаров речной поймы высоко в небо взметнули свои кроны стройные ольхи, ветвистые тополя, остролистые вербы. Зеленым островом стоит лес в песчаном море бурунов». Так описывает лесной массив Черню, расположенный на реке Елань краевед Т. А. Зеленьков. В этом уголке редкой красоты уютно расположилась станица Еланская.

Еще каких- то 20-30 лет тому назад всякого гостя, приезжавшего в станицу Вешенскую - Родину всемирно-известного писателя М.А. Шолохова, обязательно везли в Елань, которая сохранила характерный свой облик конца XIX - начала XX века. Но не только это привлекало сюда людей. Здесь находилась одна из самых красивейших церквей Верхнего Дона - церковь во имя Святителя Николая Чудотворца.

Вот об этой станице и ее церкви и поведу я свой рассказ.

 

К истории возникновения городка Еланского

 

Донские Епархиальные Ведомости за 1894 год дают нам краткое описание станиц области Войска Донского. Здесь читаем: « ...расположена станица на левом берегу Дона, на месте песчаном, в 60-ти верстах от окружной станицы Усть- Медведицкой. Первое поселение станицы было ниже по течению, в одной версте от настоящего поселения, в урочище Лука против хутора Плешакова... Называется станица Еланская по реке Елань, которая протекает ниже той станицы».

Исследуя вопрос о происхождении названия реки «Елань», мы приходим к выводу о том, что это слово обозначает: «обширную прогалину в лесу, луг, пастбище, поляну, окруженную лесом и т.п.» по словарю В. И. Даля, « по-татарски - поле чистое, степь» по словарю А. Щекатова - это слово означает такое дорогое каждому казаку понятие степь. И действительно стоит станица Еланская в поле чистом, на степном просторе, у Дона.

Ответить на вопрос «Когда образовалась Елань?» можно, только если выстроить логическую цепочку исходя из тех документов, в которых она упоминается.

В 1672 году в Казачьем Войске насчитывалось 48 городков, большинство из них возникли по берегам Нижнего Дона.

К1692 году появились городки казачьих поселений по берегам Северского Донца, Хопра, Медведице, Верхнего Дона и речкам, впадающим в него. Казаки обращались в Главное Войско с прошением о дозволении им основать на пустом месте городок. Войсковой Круг давал разрешение основателям городка занять просимое место и собрать в станицу столько людей, сколько их в этом месте могло прокормиться. Значит, городок Елань мог возникнуть именно в 90-е годы ХVII столетия. Рассмотрим карты того времени.

Ни на карте Исаака Масса «Московия», составленной в начале ХУ11 века, ни на карте 1696 г., составленной во время Петровских походов на Азов городок под именем Елань не обозначен. Впервые он появляется на карте 1699 года    адмирала Корнелиуса Крюйса. Далее мы выясняем, что в 1703 году городку уже пошел « ныне 5-й год». Об этом сообщал в своем донесении стольник Кологривов, который «ревизовал» Елань. Следовательно, с полной определенностью мы можем установить год возникновения городка -    1699.

 

Численность населения и другие сведения.

 

Росла Еланская медленно. По уже упоминаемой нами «Переписной книге» Стольников Кологривова и Пушкина, а также по « скаскам» атаманов и казаков верховых поселений, в 1703 году в городке Еланском проживало 36 казаков. И хотя, как считают историки, это намеренно уменьшенные казаками цифры и что на самом деле в городках проживало гораздо большее население, частично скрывавшееся на время «ревизии», даже сравнительный анализ статистических данных показывает, что Елань является самым малочисленным населенным пунктом в то время (в Донецком городке указано- 88 человек, в Вешках - 96, в Усть-Медведице-90 и т.д.)

В 1718 году население Елани было приведено к присяге. В уникальном документе, «Крестоприводной книге», хранящейся в Центральном государственном архиве древних актов в городе Москве, историк-исследователь В.Н.Королев обнаружил ценнейший материал, касающийся раннего периода в истории развития городков Вешенский и Еланский.

 

Историческая справка.

 

1718 год. Еще идет Северная война. Она требует новые и новые отряды казаков. Подав­лено   Булавинское   восстание   казаков.   Сын   Петра,   противник   его   преобразований   и наследник трона, царевич Алексей Петрович,  обманом и уговорами возвращенный из-за границы, въехал в Мосту, и в тот же день был опубликован манифест о лишении его права па престол и объявлении новым наследником младшего, трехлетнего сына царя, царевича Петра Петровича. 26 июня 1718 г. царевич Алексей скончался, не вынеся пыток. Вскоре после издания манифеста на Дон отправились царские слуги,  чтобы привести казаков к присяге на верность младшему царскому сыну Петру Петровичу, который, увы, скончается в следующем 1719 году.

 

Так вот из «Крестоприводной книги» мы, во-первых, узнаем, как осуществлялась присяга казаков, а во-вторых, черпаем сведения о количестве казаков в Вешках и Елани.

«Всего по переписи оказалось 248 казаков, в том числе 196 в станице и 52 в службе, а в Елани - 92 человека, из которых 40 на месте и 52 на службе.

Войсковые власти давали станицам приказание, независимо от численности их населения, выставлять на службу равное число казаков. Сколько же в Вешенской и Еланской было всего людей, с женщинами и детьми, остается только гадать. Если допустить, что на одного казака приходилось по три-четыре души, то в Вешках получится 740-1000 жителей, а в Елани - 280-370»!

В «возрасте 43-х лет» (1752 г.) имела она 73 двора и 352 жителя: 175 мужчин и 177 женщин. Ведомость около 1767 года показывает число казаков -мужчин от 15 лет и старше - 125 человек. Из них 86 служивых, 25 отставных и 14 « малолеток»1 .

Ценность «Крестоприводной книги» упоминаемой Королевым В. состоит еще и в том, что по ней можно сделать антропонимический анализ Еланских и Вешенских фамилий. «Книга» подтверждает тесную, генетическую, если можно так выразиться, связь Вешек и Елани. Первыми поселенцами Еланской были Вешенцы, которые по преданию, собственно и основали городок. Проживали здесь и представители различных национальностей, об этом мы можем с уверенностью говорить исходя из фамилий, сохранившихся до наших дней: Калмыковы, Хохдовы, Татариновы, Черкасовы и т.д. Эти фамилии произошли, вероятно, из полу отчеств и прозвищ людей. В тоже время с чисто русской фамилией Петров мог, например, оказаться и «крещеный турок или перс»2, ведь для казаков не было понятия «национальность», казаком мог стать всякий, кто веровал в православие.

 

 Жизнь юрта станицы Еланской в XIX веке.

 

В начале XIX века. Еланская станица стала административной единицей, центром юрта, поселением донских казаков, входивших в Усть-Медведицкий округ. Юрт составлял 39 хуторов и 3 поселка, которые расположились по речке Елань от хутора Вязовского по Кривой речке до хутора Малаховского, по речке Чир до хутора Вислогузовского. На левобережье Дона это были хутора: Вязовской, Попов, Мельников, Кочетов, Терновой, Севостьянов, Галицинский, Захаров, Грязновский, Гаврилов, Моховой, Антипов, Безбородое, Анушинский, Андроповский, Солонцовский, Краснояровский.

На правобережье Дона располагались хутора: Плешаков, Матвеев, Н-Кривской, Кривской, Криушинский, Попов, Рубежный, Дубовской, Горбатов, Ушаков, Белавин, Дуленков, Сухинский, Коньков, Евланьтьев, Земцов, Малахов, Пономаревский, Боков, Вербовка, Таловка, Астаховский.

Высшей властью в Еланской станице обладал станичный сбор, на котором решалось множество хозяйственных и общественных дел. На нем избирались станичный атаман и судьи сроком на 1-2 года (до 3-х лет). Ата­ман и его правление отвечали за все вопросы жизнеобеспечения казаков: надзор за нарезкой и правильным использованием земли, сроками и нормами вылова рыбы, назначением на общественные работы (перевозка хлеба в общественные амбары, содержание станичной конюшни, обеспечение школ, больниц, церквей), воинские призывы и подготовка молодежи на военную службу, военные сборы служилых казаков, мобилизацию казаков-очередников, их экипировку, вооружение и пр.

«Атаманскую насеку, как и должности станичных судей, получали наиболее авторитетные, опытные, заслуженные казаки, обычно немолодого возраста, много пожившие и повидавшие, рачительные в ведении своего хозяйства. Каких либо ограничений на занятие выборных должностей не было: станичным атаманом мог стать и офицер и урядник, и рядовой казак »1.

Сохранился список атаманов Еланской станицы за период с 1826 по 1837 гг. Атаманами последовательно избирались: казак Потап Мельников, урядник Тарас Захаров, сотник Андрей Попов, казак Андрей Кузнецов, урядник Мокей Выпряжкин, казак Григорий Мельников.

Дошел до нас указ Усть -Медведицкого сыскного начальства в Еланскую станицу от 13 мая 1819 года, который дает представление о процедурурах досрочной замены станичного атамана:

« Рапортом оная станица начальству сему донесла, что оной станицы атаман майор Семен Гуляев по причине слабости здоровья его отправлять должности атаманской не может, посему настаивает в перемене его, а кандидат его казак Антон Королев помер, на таковой случай испрашивает разрешения. ПРИКАЗАЛИ: в рассуждении слабого здоровья атамана г. майора Гуляева и смерти кандидата его велеть станице в присутствии дистанционного заседателя по баллотировке избрать вновь атамана, о чем станице и заседателю дать знать, и отослать последнему ящик с шарами, кто же будет избран, было бы донесено до него»2.

Юрт станицы Еланской имел население в 1820-1830 годах - 4-4,5 тысячи человек, в 1850-1860 годах- 10-11 тысяч человек, в 1873 г 12,5 тысячи, в конце 90-х годов — 15 тысяч человек. Из малочисленного городка Елань постепенно превращалась в один из самых густонаселенных мест.

А связано это было с тем, что удобное природно-географическое положение станицы позволяло станичникам заниматься не только основными казачьими промыслами, такими как огородничество, садоводство, рыболовство, пчеловодство, но и успешно развивать земледелие и скотоводство, а особенно хорошо наладили Еланцы торговлю хлебом.

Итак, приведем некоторые данные. На десять хозяйств в Елани приходилось 8 плугов, а на 100 хозяйств - 4 усовершенствованные сеялки. Использовались также лобогрейки, катки, редко- паровые молотилки. Зерна намолачивали в 1,5-2 раза больше посеянного.

В 1873 году количество рогатого скота увеличилось в Елани в 2,5 раза по сравнению с 1860 годом, когда имелось 20 000 голов. Улучшенный станичный табун лошадей в 1832 году имел 500 голов.

В 1898 году в Еланском юрту было 4 - 5,5 тысячи свиней, а птица же была не считанной,

В 1822 году существовало по всему юрту 9 водяных мельниц, а уже через 14 лет их 17, в 1860 же году было построено 24 мельницы.

В 1902 году в верховые станицы приезжал из Новочеркасска обследователь И.В. Тимошенко. Вот как он описывает торговлю хлебом в Еланской станице:

«...ссыпка хлеба с промышленной целью (в Елани имелся ссыпной пункт прим, авт.) существовала здесь с давних пор, но производилась в сравнительно небольших размерах... Из жителей станицы многие домохозяева постоянно ходили на извоз и имели от этого хороший заработок. Возили скупной купеческий хлеб из своей станицы в Ростов, в Камышин и в Дубовку на Волге и получали заработка от 20 до 35 копеек за провоз с пуда. ...Получив за это деньги, на них покупали соли и возвращались домой, где выгодно сбывали этот товар».

Так продолжалось до начала 70-х годов, когда еланцы в 1874 году почти вовсе перестали заниматься извозом из-за проложенной железной дороги.

Но в 1895 году началась отправка хлеба в Ростов Доном, на баржах. Приказчики хлебных королей скупали зерно и ссыпали его в амбары. В конце весны станица буквально вся была засыпана хлебом. В станице вдруг разом открылись 4 хлебные конторы. Елань моментально сделалась «весьма бойким хлебным торговым рынком». По словам того же И.В.Тимошенко «хлеб стал скупаться здесь сравнительно с другими местностями по весьма высокой цене ввиду дешевизны перевозимого Доном на баржах».

Весной по половодью приходили буксиры с баржами. Еще издали на подходе к Еланской они давали гудки, подражая крику козла, а в Вешках - лаю собаки, что означало - «идем к вам за хлебом».

В конце 90-х годов в Елани ежегодно ссыпалось до 100 000 четвертей хлеба, что в 1,3 раза больше, чем в Усть-Медведице и в 4 раза больше, чем в Усть-Хоперской станицах.

Это не могло, не отразится на благосостоянии части населения станицы. Недаром Еланскую называли купеческой. Около 40 купеческих магазинов, лавок и лавчонок можно было насчитать уже в конце XIX века. Кроме того, были здесь открыты отделения акционерных обществ Ростова, Самары и других городов, была развита потребительская кооперация.

Вот что поведала мне ныне здравствующая Кузнецова Елена Семеновна, 1907 года рождения, жительница станицы Еланская:

«Как рассказывала мне моя бабушка Макеева Мария Федоровна (год ее рождения, к сожалению, не помню), станица стала быстро разрастаться после

победы в войне с Наполеоном. Многие казаки тогда пришли с войны с трофеями, с жалованьем, начали строить дома. Раньше Дон протекал здесь (показывает рукой). Прямо на самом берегу и строили дома. Это сейчас Дон поменял русло и ушел от станицы. А раньше спустился с бугорка и вот он, Дон. В конце века станица стала очень богатой. Помню, было у нас тут два брата купца. Гавриловы Бармен Петрович и Василий Петрович. Бармен занимался виноградарством, виноделием. Была у него также большая отара овец. А в Подмосковье своя фетровая фабрика.

Его брат Василий держал несколько водяных мельниц. В центре станицы он построил маслозавод. И вот какая интересная история произошла.

После 1917 года семья Гавриловых эмигрировала в Голландию. Маслозавод был национализирован. И вот однажды приехал в Елань неизвестный человек и устроился на работу...Проработав там несколько дней ,он вдруг неожиданно исчезает. Решили, что он спешно уехал по каким-то причинам. А через некоторое время в погребе маслозавода был обнаружен колодец, а в нем при внимательном его обследовании обнаружили небольшое выкопанное углубление в земле. Очень уж это углубление напоминало форму шкатулки. Решили, что это возможно родственник Гавриловых, который знал о том, что именно в этом место зарыто золото. Приехал и забрал свое.

Был и такой случай. Нина Фоменко, жительница станицы, поселилась в бывшем доме священника, который также после революции уехал за грани­цу. Прожила она в этом доме всю свою жизнь и не знала, что каждый день ходила по золоту. Однажды утром, выйдя на крыльцо дома, она увидела, что овальный камень, который всегда лежал перед дверью вытащен из земли, а под ним небольшая ямка. Оказалось, что там были закопаны золотые монеты, доказательством тому явилось еще и то, что этим же утром пастух Горелов Виктор нашел недалеко от ее дома две золотые монеты по 5 рублей — видимо воры второпях потеряли эти деньги ».

Богатыми были еланские купцы. До сих пор иногда то тут, то там находят в земле серебряные и золотые монеты, даже бумажные деньги, спрятанные людьми на «черный день».

 

Церковь.

 

«Даже и сейчас, когда подъезжаешь к Вешкам и Елани, в глаза сразу бросаются громады церквей. Что же говорить о XIX столетии? Каменные красавицы, вешенские Архангельская и Троицкая церкви и Еланская Николаевская, стояли в окружении массы деревянных строений. Впрямь, как и задумывалось маяки в житейском море или пастухи в стаде...».

Она являлась самым ценным  градоформирующим элементом станицы  и является до сих пор - это церковь во имя Святителя Николая Чудотворца.

Храмы у казаков всегда пользовались огромным влиянием. Объяснялось это тем, что состояние «Бога в душе» и чувство личной веры определяло жизнь общинного казачьего братства. Вольница в жизни была и вольницей казачьей веры православия. Казаки верили в Бога, почитали церкви, иные ревностно. Ходили на богомолье в дальние места, жертвовали церкви деньги и имущество.

На деньги казаков и была построена новая каменная церковь в станице Еланской.

К началу 1820-х годов еланская деревянная церковь, просуществовав­шая   несколько десятилетий, обветшала и стала тесна. Поэтому в 1823 году станичники решили заложить новую церковь. Старая церковь носила имя Николая Чудотворца, поэтому и новой оставили это наименование.

Церковь построили быстро. В 1826 году состоялось ее освящение. Старая же церковь была разобрана и «куда употреблена неизвестно».

Новую   церковь   строили   по   «образцовому   проекту»   знаменитого русского архитектора — классициста - Ивана Егоровича Старова (1745- 1808), Автора   проектов  Таврического  дворца  и   Троицкого  Собора  Александро-Невской Лавры.  Церковь до сих  пор представляет собой монументальное сооружение в классическом стиле.

Мне удалось найти фотографии начала XX века, где еще видна былая красота здания, где еще запечатлены почти все его элементы.

Церковь однокупольная, имела три портала с колонадами в ионическом стиле. Сейчас, к огромному сожалению, сохранился лишь один портал с колоннадой. В одной связи с основным зданием находилась трехъярусная каменная колокольня. Следует отметить, что историк и археолог, член Академии художеств Е. Ознобишин в 1875 году находил большое сходство Еланской церкви.

Церковь трехпрестольная: главный алтарь посвящен Святителю Николаю, а два боковых придела - правый во имя Спаса и левый во имя рождества Богородицы. Росписъ стен церкви была выполнена в XIX веке петербургскими мастерами по эскизам архитектора. Сохранился текст приговора Еланской станицы 1839 года:

« ...приходская церковь, выстроенная и освященная в 1826 году, каменного здания, во имя святителя и чудотворца, Николая, хотя наружностью достаточно украшена, но внутри иконостас, перенесенный из прежней церкви, по древности своей пришел в совершенную обветшалость и до такой степени, что лика святых образов частию различить не можно».

Поэтому казаки на станичном сборе решили собрать деньги и заказать новый иконостас. В 1843 году антиминс главного алтаря был освящен архиепископом Донским и Новочеркасским Игнатием, и он же освятил антиминс алтаря правого придела, а в 1853 году по указу Донской духовной консистории в Еланскую церковь, для алтаря левого придела, был передан антиминс из Николаевской церкви Арчадинской станицы, освященный в 1808 году Арсением, епископом Воронежским и Черкасским.

В 1853 году церковь представляла собой следующее: «Церковь   кирпичная,   внутри   и   снаружи   оштукатурена,   покрыта железом и покрашена зеленой краской, главы и кресты позолочены червонным золотом, вокруг церкви кирпичная ограда, покрытая железом. Храм включает в себя главное помещение-трапезную, притвор с колокольнею. Церковь увенчана барабаном с куполом и световым фонарем.

Притвор завершает 2- ярусная колокольня с купольным покрытием»-читаем мы в книге Королева В.Н. «Старые Вешки».!

Кроме того, в церкви находились очень ценные экземпляры напрестольного евангелия 1744 года и «Триодь цветная» 1704 года. По рассказам старожила Кошелева Николая Яковлевича был у церкви огромный колокол весом в 100 с лишним пудов. Когда он начинал звонить, то слышно его было во всех хуторах Еланского юрта. В 1941 году станичники, разобрав часть колокольни, спустили колокол и отвезли его на тракторах, чтобы переплавить его на пули.

За время своего существования церковь многое утратила. Не сохранились портики, шатер колокольни, хоры, полы, четвериколокольни, часть фресок на Евангельские и библейские сюжеты. Исчезли кованые решетки с ограды. Но самое главное утрачен иконостас «столярной работы Окрашенный голубой краской под лак с резьбою, вызолоченного в приличных местах червонным золотом».

Сравнив фотографии, обнаруженные мной у местных жителей и в архивах ГМЗШ, где запечатлена церковь в начале и в середине XX века и те, что я сделал сам, мы ясно видим, как постепенно разрушается церковь, утрачивает свое величие, свою неповторимую красоту.

Свято-Никольской церкви -   памятнику архитектуры первой половины XIX века - грозит непоправимый ущерб.

 

Воспоминания.

 

Приехав первый раз в Елань, я поразился тем, что станица как будто неживая. На улицах нет людей, не слышно голосов. Создалось впечатление, что здесь остановилось время.

И все же мне удалось встретиться с некоторыми жителями станицы, побеседовать с ними и записать их истории. Приведу лишь некоторые из них.

Вспоминает Мельникова Ульяна Митрофановна, жительница ст. Еланской:

«Мне 14 июля 2004 года будет 90 лет. Одна я осталась в станице таких годов. Семья наша была очень большая -II детей. Покрестили меня в хуторе Поповке Еланского юрта. Затем наша семья переехала в Елань. Тогда это была одна из самых крупных и богатых станиц, сюда купцы со всей России приезжали, бывали тут и иностранцы, правда очень редко. Да и вообще станица считалась купеческой. Семья наша была небогатой, но на жизнь хватало.

В церковь мы каждую неделю ходили, одевали туда свои лучшие наряды, ведь народу там было всегда битком, со всей округи люди приезжали. На большие праздники было столько народу, что всем мест не хватало в церкви -стояли в церковном дворе, и даже за оградой.

На моем веку в церкви сменилось много священников. Но одного запомнила больше всех. Звали его отец Иваний. Молодой был священник, но очень заботливый — всегда в беде поможет. Был еще Козин (как звать не помню) дьячком и звонарем одновременно, а старостой был Петра Худомясов. Кладбище на всю округу было только у нас в Елани, везли хоронить со всех хуторов сюда. В церкви и отпевали».

О церкви рассказывает Леонид Дмитриевич Нечепурнов - ветеран войны и труда, инвалид 2 группы, житель ст. Еланской;

«Наша Еланская церковь была построена около 200 лет назад нашими предками в честь победы наших войск над Наполеоном. За эти годы она пережила много хорошего и плохого. Самые лучшие времена были до 1917 г. Работала церковь и в сталинские времена, но уже не было той торжественности и благолепия. Церковь постоянно хотели закрыть и здание отдать под различные нужды. В одно время половину церкви отдали колхозу и стали ссыпать туда хлеб. Во время войны там жили солдаты».

Встретился мне в Елани очень интересный человек - Кошелев Николай Яковлевич. Он родился в 1936 году в станице Еланской и живет там по сей день. Он с удовольствием поделился со мной своими воспоминаниями о жизни станицы, церкви. Поговорили мы с ним и о настоящем и будущем станицы.

Воспоминания Кошелева Николая Яковлевича.

«Был тут у нас священник — протоиерей Иоанн, его все еланцы отцом Иванием звали. Служил он в тутошней церкви около 20 лет. Матушка его была регентшей церковного хора, состоявшего примерно из ВО человек. Под сводом купола был клирос, так вот там и располагался хор. Голоса были -чудо. Бывало, как запоют, так дух захватывает.

Службы велись по субботам и воскресеньям и по праздничным дням. В 1941 году церковь поделили на две части. В одной хранили зерно. Хотели и вторую часть занять, но хуторяне просили не отнимать у них святое место-

В Елани военный действий не было. Мне в то время было лет 8. Вот однажды в нашу станицу пригнали пленных итальянцев. Часть их разместили в школе, а часть в храме. Мы, мальчишки с интересом наблюдали за ними. Запомнилось, что все они были очень высокого роста, в синей униформе (возможно это были летчики- прим. авт.) и что самое интересное, что все они усердно молились в церкви, хоть она и православная.

Кормили пленных скудно. Ставили им кормушки и насыпали сырого зерна, а затем заливали водой, а больше ничем и не кормили. Как - то подозвал меня один пленник и попросил хлеба принести — жестами показывал. Побег я домой, схватил хлеба кусок и обратно. Взял он хлеб, стал с жадностью есть. А затем снял он с пальца печатку и подарил мне. Она у меня до сих пор хранится — серебряная печатка с выбитым на ней черепом».

Я поинтересовался у него, откуда следы выстрелов на потолке и на стенах храма? Вот что он ответил:

«Все почему-то думают, что это немцы сделали. Но, во-первых, немцев в Елани не было, а, во-вторых, это сделали, к сожалению, наши советские солдаты. Мотивы могли быть у них разные: может кто-то стрелял с обиды на   неудачи   в   начале   войны,   может   кто-то   из   своих   атеистических убеждений».

На мой вопрос: «Почему Елань опустела, почему из богатой станицы она превратилась в станицу, которая постепенно исчезает?»

Николай Яковлевич ответил: «Началось все, конечно же, после революции. Тогда многих здесь раскулачили, кого расстреляли, кого на Колыму отправили, а кто и за границу сумел убежать. А когда Шолохов стал всемирно известным, Вешенская стала благоустраиваться, наши Еланские и давай переезжать туда. Затем во время войны немцы обосновались на том берегу, прямо напротив Елани и оттуда били по домам прямой наводкой из пулеметов и минометов. Как тогда церковь сохранилась? Видимо Бог не дал ее уничтожить. Многие станичники в те лихие времена погибли».

Старожилы   поведали   мне   необыкновенную   историю,   связанную   с церковью : « Это произошло в 1945 году...

Жила в хуторе Моховском (что в 5 километрах от Елани ) некая семья -Кривошлыковы Анна Емельяновна и ее муж Тимофей Егорович. Хуторянам хорошо запомнилось внутреннее убранство дома Кривошлыковых, а в особенности красный угол в котором висело множество икон, потемневших от времени: Образ Спасителя, Пресвятой Богородицы, Серафима Саровского...и Святителя Николая Чудотворца.

Каждое утро Анна Емельяновна молилась Святителю Николаю, изображение которого на иконе сильно потускнело. Просила, чтобы закончилась война с немцами» чтоб казаки на Родину живыми вернулись.

И вот, в апреле 1945 года произошло чудо! Икона Святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских непонятным образом обновилась, то есть стала выглядеть, словно новая!

Весть очень быстро разнеслась по станице, до того она была удивительна !Соседи посоветовали отдать икону в церковь, так как подумали, что в этом промысел Божий. За месяц до победы над фашизмом она была пожертвована в Еланский храм. Батюшка Иваний поместил ее в алтарь.

Икону выносили на поклонение прихожанам в престольные праздники, и каждый к ней прикладывался, прося исцеления болезней, вразумления, удачной торговли и пр.

Прошло много лет с тех пор прошло, а икона не потускнела, и все так же « свежа».

Трудная нынче жизнь в обветшалой станице. Но горевать некогда. Как сказал мне Л.Д.Нечепурнов: «Жизнь в станице еще теплится. Нужно только поверить в то, что еще все можно изменить и поправить. Если заработает церковь, надежды на возрождение станицы будут осуществимы. Ведь церковь это не только «дом Божий», это место где человек искал спасение, участие, где он получал душевные жизненные силы».

 

Современный портрет Елани.

 

Сейчас, когда люди вновь возвращаются к истинным моральным ценностям, обращаются к своим истокам, к истории, культуре, на первый план выдвигается задача пока не поздно сохранить то, что мы еще имеем.

На 1 января 2000 года население Еланской составляло 132 человека. Похозяйственная книга Вешенской сельской администрации 1997-2001 годов дает полный демографический и социальный срез жителей некогда процветающей станицы.

Самыми «старыми» жителями были:

1.   Канаева Наталья Петровна - 103 (1903г.)

2.   Трушихина Матрена Алексеевна (1910г.)

3.   Дергачева Дарья Андреевна (1912г.)

4.   Крамскова Прасковья Петровна (1913г.)

5.   Бурлак Нина Васильевна (1914г.)

6.   Мельникова Ульяна Митрофановна (1914г.),   Денисова Евдокия Моисеевна (1915г.)

8.   Кошелева Евгения Антоновна (1915г.)

9.   Кочетова Татьяна Ефимовна (1915г.)

1921 года рождения - 2 человека, 1923 года - 3 человека, 1994 года - 3 человека, 1925 года - 2 человека, 1927 года - 1 человек, 1928 года - 1 человек, 1929 года - 2 человека, 1930 года - 2 человека, 1931года - 2 человека, 1932 года -  1человек, 1933 года - 3 человека, 1935 года - 3 человека, 1936 года - 2 человека, 1937 года-3 человека, 1938 года- 1 человек, 1939 года- 2 человека, 1940 года - 1 человек, 1941 года - 4 человека, 1943 года - 2 человека, 1944 года - 1 человек, 1948 года - 2 человека, 1949 года - 5 человек.

Таким образом, в возрасте старше 50 лет с станице проживало 61 человек, т.е. 46% населения. 17 человек родились в 1951 - 1960 годах, 16 человек родились в 1961 - 1970 годах, 7 человек родились в 1971 - 1980 годах. Молодежь составляла 30 человек, из них: 19 родились в период 1981 - 1990 годов, и 11 в период с 1991 - по 2000 годы. Это составляет 23% населения. При этом за последние годы в Елани не родился ни один ребенок. Дети «появились» лишь за счет приезжего населения из других регионов страны - беженцев и переселенцев.

В то же время смертность составила: 1993 год - 2 человека, 1994 - 2, 1997 - 6 человек, 1998 год - 4 человека, 1999 - 7 человек, 2000 - 2 человека. Всего 23 человека.

Еланская стареет, учреждений и организаций, где можно было бы работать молодежи, нет. Один лесхоз, один магазин, фельдшерско-акушерский пункт, почтовое отделение. Школа начальная, малокомплектная, преподает в ней один учитель. Чтобы получить аттестат о средне образовании дети ездят в станицы Вешенскую или в х. Андроповский. Это самые ближайшие школы,

Живет, точнее «выживает», население за счет пенсий стариков и подсобного хозяйства.

Похозяйственная книга Вешенской сельской администрации рисует безрадостную картину жилищного фонда станицы. По ее данным в Елани 92 дома. Самый старый, постройки 1856 года, принадлежит Баталыциковой Лидии Михайловне и ее внуку Баталыцикову Владимиру Степановичу. Стоит он в центре станицы, фундамент высокий, потолки в доме 3-х метровые, комнаты светлые и просторные, имеет два входа: парадный, с улицы, и хозяйственный, со двора. Некогда этот дом принадлежал первому мужу матери Лидии Михайловны, который был богатым казаком из-за чего и был выслан из станицы в 20-х годах в ходе расказачивания. Дабы вернуть себе дом, мать Лидии Михайловны вышла замуж за красноормейца-болыпевика Батадыцикова.

В станице Еланской 10 домов еще постройки до 1917 г.: 1900 -2 дома, 1910-1 дом, 1911-2 дома, 1913 -3,1915-1.К постройкам довоенной поры относятся 8 домов: 1928 -1 дом,1929 - 1, 1934 - 2, 1936 -1, 1938 - 3. До 1950 года построено еще 9 домов.

Таким образом, 28 домов можно отнести к «старым» постройкам, что составляет 30% жилищного фонда. Постройки 50-х годов -8 домов, 60-х -7, 70-х -5,80 -х -4,90-х -3. Не определенны по «возрасту» около 30 домов, ввиду того, что хозяева менялись, умирали, либо утрачены документы. Один дом числится сгоревшим, бесхозных - 3, 1 - развалился, 1 - разобран на дрова. Дома постройки последних 20 лет составляют лишь 8%.

Все дома, кроме 2, обложенных кирпичом, - деревянные. Из них 34 -покрыты шифером, 11 - жестью, 6 - чаканом, 4 - камышом, 1 - рубероидом, 1-   деревом.  Часть домов ввиду их ветхости в похозяйственней книге не описаны.

Дома обмазаны глиной, побелены. Почти в каждом дворе имеются погреб и сарай; в одном домовладении - банька.

Растительности в Елани мало. Садовых деревьев: 1997г. - 261, 1998г. -236, 1999г.- 198,2000г.- 192. В каждой усадьбе по 3 - 4 дерева, а то и меньше.

В станичном парке несколько старых деревьев. Здесь же недалеко стоит местный клуб с крыльцом, которое построили к трёхсотлетию Елани, ибо старое уже провалилось. Убранство клуба скудное и удручающее: десятка два поломанных стульев, лавки, печка, плакаты двадцатилетней давности. Фильмы «не крутят», телевизора и видеомагнитофона нет. Зато есть телефон (в Елани их всего 3 - в лесхозе, на почте и в клубе). Он - то и «собирает» по вечерам станичников: кому позвонить надо, а кто и сам ждёт звонка. Единственный культработник - Баталыциков Владимир. Благодаря его преданности Елани, окна в клубе еще светятся, а старушонки приходят на «спевки».

Когда вспоминаешь Елань начала XX века и сравниваешь ее с Еланской сегодня, то на душе становится грустно. Ушло в прошлое казачье подворье, где птица была не считана, десятки овец, коз, свиней, лошадей и коров. Теперь на всю Еланскую в 2000г:

- птиц 330             - коз 223               -овец 11                   -свиней 13

- лошадей 5           - КРС 20              - кролики 10            - пчелосемьи 5

Ушли в предание элитные Еланские табуны лошадей, перестали заниматься пчеловодством. В большинстве дворов уже нет никакой живности.

Многие подворья оживают лишь летом, когда на дачи приезжают из других городов и областей хозяева-владельцы, купившие за бесценок дома в Елани. Местное население их ждет, так как есть, кому продать молоко и овощи с огорода.

Есть в станице достопримечательность - памятник воинам, погибшим в Великую Отечественную войну.

Улице в станице широкие, песок, заборы давно забыли цвет краски, Многие дома заколочены, смотрят пустыми глазницами. Куда смотрят, есть ли у них будущее? Еще десяток лет и уйдет из жизни добрая половина жителей, а что же дальше? Нет работы, некогда гремевшие совхозы канули в лету. Чтобы купить вещи и продукты надо ехать в Вешки...

Сотрудники ГМЗШ обращались к местным и областным властям, к прихожанам церкви, к простым людям с просьбой помочь церкви, собрать средства на капитальный ремонт. И вот их просьбы наконец-то услышаны.

С 2002 года в церкви начат ремонт. Была приглашена строительная бригада, известная, как одна из лучших в России по восстановлению храмов. Сам бригадир - бывший житель Елани - Дейнега Вячеслав говорит: « Когда я был юнцом, любил ходить в церковь, и эти чувства сохранились в моем сердце до сих пор. Поэтому мне особенно приятно сохранить этот храм, с которым связаны лучшие страницы жизни моей семьи. К сожалению, невозможно реставрировать фрески, которыми была расписана церковь, поэтому со стен снимают всю штукатурку, вплоть до кирпича. Сейчас церковь стоит вся в строительных лесах и ремонт закончится нескоро, но появилась надежда, что церковь приобретет свой первоначальный вид, свою былую красоту. Наша бригада построила и восстановила более 20 храмов по всей стране»...

300- летняя Елань много видела на своем веку. Были у нее годы расцвета, было и время утрат, горечи и потерь. Елань послевоенная, конца XX века, - это особая тема. Не лучшие времена переживает станица.

И поэтому так актуальны сейчас слова поэта Александра Голубева:

Сырой неказистый полудень,

Садов потемневших стлань.

Туманной накидкой дождик

Всевышнее накрыл Елань.

Прольется - сплывет к Азову...

И тихо из-за плетня

Дмитро Кучеренко снова

Окликнет на час меня.

Не весел сегодня Митя,

Морщины на лоб легли.

- Ученые мне скажите,

Школу зачем снесли?

Весь тес на дрова пустили,

Побили все кирпичи.

Хоть в голос теперь кричи.

Такая вокруг потеха,

Отбилась Елань от рук.

И внук мой вчера уехал,

Учиться уехал внук.

«Школу снесли».

 

Заключение.

 

Итак, я закрываю последнюю страницу своего исследования, посвященную истории жизни одной маленькой станицы. Но в исторической перспективе, страница эта только открывается. Ведь мною начертаны лишь основные вехи местной истории и проявлены наиболее важные страницы жизни ее жителей.

Приведенный     материал     не     исчерпывает     всех     проблем     даже ограниченного отрезка времени бытия станицы Еланской. Основная причина этого - ограниченное   количество   источников   и   литературы.   Другая - необходимость отдельного исследования периода революционных событий, гражданской, Великой Отечественной войн.

И, тем не менее, мы смогли стать свидетелями того, что Еланская станица с момента своего возникновения заняла совершенно особое, выдающееся положение среди других станиц и хуторов Казачьего края.

И тем более обидно, что, просуществовав более 300 лет, имея в своей истории славные дела ее станичников, которые не посрамили честь родной земли ни в ХVШ, ни в XIX, ни в XX веках, станица умирает.

И возможно, что с возрождением станичной церкви начнется возрождение казачьей станицы, имя которой - ЕЛАНЬ!

 

ПредыдущийНа главнуюСледующий

 

Hosted by uCoz