Аскетика прп. Исаака Сирина и прп. Симеона Нового Богослова

 

 

План:

 

Введение.

1. Обзор литературы и методика рассмотрения творений святых отцов

2. Начало христианского пути жизни

3. Перечень главных элементов аскетики преподобного Исаака и преподобного Симеона

4. Изучение Святого Писания, чтение житий святых, исполнение заповедей Божиих и другое

5. Любовь к Богу, самоотвержение, покаяние, терпение, пост

6. Целомудрие,   послушание,   трезвение, контроль помыслов

7. Молитва,   псалмопение,   бдение,   безмолвие,   смирение

Заключение

Литература

 

 

 

Введение.

 

Аскетика - наука, предметом которой являемся аскетизм; также это выяснение законов духовного подвига в их историческом проявлении и фактической данности.

Понятие аскетизма имеет долгую дохристианскую историю. В языческой Греции слово "аскетизм" обозначало упражнение тела. По смыслу у древних евреев были различные формы  аскетизма: назорейство, служение при скинии, состояние "ликов пророческих", нищета /нестяжательностъ/, отшельничество в пустыню. В 1 в.  до Р.Х. в еврейской среде возникают аскетические группы ессеев и терапевтов / 1, с.593,597 /.

Христианство с самого начала проявило себя как религия аскетическая: "тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф16.24-25 ; Ин 12.25,15.18-19). Антропологической основой христианского аскетизма было сознание двойственной природы человека. Это дало развитие общим положениям аскетизма у свт. Григория Нисского, свт. Григория Богослова, прп .Антония Великого, прп Макария Великого, прп. аввы Исайи и др. / 2,с.148-166,219-246; 3,тЛ с.90-189,227-232,т.2,с.140-228 /.

Святые отцы Церкви под аскетизмом понимали различные способы приобре­тения праведности, благочестия. В аскетических памятниках термин "ас­кетизм" также обозначал совокупность подвигов монахов и отшельников -покаяние, пост, безбрачие, терпение скорбей, молитва и другие, чтобы очис­тить душу, укрепить ее внутреннюю свободу. В настоящее время христиан­ский аскетизм или подвижничество определяется как "ревность и сила пребывать в деятельном, путем подвигов /постничества, девства, отшелъничества и др./ общении с Богом, по вере в Господа нашего Иисуса Христа, при помощи благодати Божией, для обретения истинно христиан­ской настроенности как залога к участию в Царствии Небесном" /1,с.593/

 

1.     Обзор литературы и методика рассмотрения творений св. отцов.

 

Имеется несколько современных трудов по аскетизму, в ко­торых в явном виде отражена аскетика прпсаака Сирина (VII-VIII вв.) и прп.Симеона Нового Богослова (949-1022 гг.). В различной степени все эти труды имеют системный характер. В книгах Софрония/Сахарова/ "Архимандрит Старец Силуан" и монаха Иосифа "Старец Иосиф Исихаст" в основном представлено учение прпилуана Афонского и старца Иосифа Исихаста и в определенной мере присутствуют точки зрения на аскетизм их авторов архимандрита Софрония и монаха Иосифа, которые сами обладали большим личным опытом в этой области. Труд Зарина С."Аскетизм по православно- христианскому учению" написан в академической манере, желательное при­сутствие личного опыта при отражении темы аскетизма трудно определить. В отличие от предыдущих книг в известном труде Фуделя С. "Путь отцов" отражены творения мно­гих отцов-аскетов и при этом чувствуется присутствие личного аскетичес­кого опыта. Рассмотрение ведется от начального состояния христианское подвига. Также имеется ряд других книг по аскетизму: "Лествица", "Невидимая брань", труды свтгнатия Бренчанинова, свт.Феофана Зат­ворника, в которых опыт прп.Исаака и прп.Симеона учтен более неявно. Учитывая перечисленные книги  мы рассмотрим аскетику по оригинальным трудам прп. Исаака Сирина / 8 / и прпимеона Нового Богослова / 9 /. Отме­тим, что творения обоих преподобных не представляют собой последова­тельных аскетичеаких систем, как например "Лествица" или "Невидимая брань", и с трудом поддаются упорядочению ввиду природы самого аске­тизма: многие качества развиваются у подвижника параллельно и взаимо­действуют по мере продвижения по духовному пути жизни, что находит отражение в виде повторения многих тем на протяжении почти всех творе­ний. На эту проблему обращается внимание в книге Архиепископ Василий /Кривошеин/ "Преподобный Симеон Новый Богослов " /10,с.10; 11,с.197 /. Можно сказать, что истинно аскетические творения обладают свойством простоты - нерасчленимостью по какому-либо признаку: "великая просто­та прекрасна" /8,с.34 /. И это свойство истинного аскетизма полностью соответствует его конечной цели. Поэтому продуктивным представляется следующий подход при изучении аскетики преподобных:

- отдельно рассматриваем их точку зрения на начало пути жизни, как поддающуюся вычленению;

- фиксируем используемые здесь понятия и их последовательность. Ввиду ограниченного объема подобной информации это позволяет более ясно представить точку зрения преподобных на всю проблему;

- рассматриваем остальной материал творений, используя эти принципы понятия, их последовательность;

- при этом для адекватной передачи мыслей святых отцов необходимы цитаты в большом количестве. Такое же обильное цитирование принято в книге Василия /Кривошеина/ "Преподобный Симеон Новый Богослов" /10, с.11/

 

2. Начало христианского пути жизни.

 

Преподобный Исаак Сирин в основном писал не для новоначальных, а для преуспевших в аскетическом подвиге иноков. Однако интерес представляет и видение им начала аскетического пути, что отражено в словах 1-4, 9 из книги преподобного Исаака Сирина  "Слова подвижнические" /8/. Рассмотрим этот вопрос после следующего замечания.

Начало христианского пути есть первоначальное вспоминание, памя­тование о Боге, часто Бог попускает человеку впасть в страсти и скорби для возбуждения в нем этого памятования, которое сопровождается возникновением страха перед Богом /8,с.277-278/. Эти положительные сдвиги в духовном состоянии человека могут иметь разные степени, периоды уси­ления и ослабления; для их укрепления надо много потрудиться. При их достаточном утверждении и возникают память Божия и страх Божий, как существенные характеристики христианина.

Преподобный Исаак так начинает Слово 1: "страх Божий есть начало добро­детелей". Далее он замечает: "говорят, что он - порождение веры... когда ум устранен от мирских забот" / 8,с.11 /. Это интересное место указывает на степень веры в VII в: подвижники не знали состояния души без страха Божия. Преподобный говорит о начале пути жизни:

- изучение Святого Писания в сочетании с нестяжателъностью до степени нищеты:   "для отвращения предзанятых душею расположений /прежних впе­чатлений/ к непотребству и для устранения возстающих в плоти тревож­ных воспоминаний, производящих мятежный пламень, ничто не бывает так достаточно, как погружение себя в любовь к изучению Божественного Писания и постижение глубины его мыслей". При этом важно доискиваться цели слов Святого Писания, постигать глубину мысли святых;

- удаление от мирских дел, чтобы ум не был ими занят; иначе сердце не будет пребывать в тишине. Необходимо попрание "видимого вещества, которое служит преградою внутреннему; контроль помыслов к пресечение плотоугодия. В этом также очень помогает чтение Святого Писания со рвением к постижению его;   отвержение поиска себе чести, что борит злого духа печали   / 8,с.12-15/;

-  служение милосердием имеет всеобъемлющее значение: "производит в душе, без всякого промедления времени, общение с единым сиянием славы Божества" / 8,с.16 /; "с огорченным сердцем будь в общении и трудом молитвенным, и соболезнованием сердечным и прошением твоим отверзнется источник милости" / 8,с.20/.

Bсe это, конечно, может делаться уже имеющими опыт христианами и никак не характерно для новоначальных. Уже это показывает, что стать на аскетический путь трудно. Для облегчения такого делания хороши следующие средства из Слова 2:

- содержи всегда в памяти превосходящих тебя добродетелью, чтобы непрестанно видеть в себе недостаток против их меры; следует всегда помнить о страданиях более обремененных болезнями, чтобы переносить свое с радостью; во время расслабления и лености помни о прежнем времени своей рачительности в вере, как подвизался за веру ранее. Такими воспоминаниями душа "облекается пламенем ревности;

-  для смирения в добродетелях помни о падении сильных в вере, их покаянии и венце за это; в себе самом погрузись от греха и найдешь там восхождения, по которым в состоянии будешь восходить; следует хранить зрение, слух от искушающих впечатлений; надо заниматься де­лами добродетели, иначе увлечешься в противоположное; непрестанно открывай немощь свою пред Богом, и не будешь искушаем;

- терпение плотских скорбей очищает страстную часть души; молитва и размышление о Божественном /созерцание/ просветляет умную часть души. И здесь нельзя переходить ко второму, не преуспев в первом, иначе "если ум вознамерится взойти на крест прежде, нежели чувства его, ис­целясь от немощи, придут в безмолвие, то постигнет гнев Божий"; труда­ми и хранением себя источается чистота помыслов, а чистотою помыслов свет мышления/ 8,с.18-23/.

Преподобный Симеон Новый Богослов заповедует новоначальным монахам с самого начала со всем усердием творить следующее дела доброделания:

-   определенное молитвенное правило в полночь;

-    предельное внимание на службах в храме без расслабления тела, рук, ног, головы. Хранить ум и очи от рассеяния на других людей. В храме напитывать свою душу словами молитв, Святого Писания. Стоять до конца службы на одном месте;

-  хорошо на всякой службе иметь слезы. Это сильно помогает в духов­ном росте, душа начинает питаться словами молитв, воспринимать их в себе;

-  никогда не выходить из храма прежде отпуста, без крайней нужды; после службы не рассеиваться на разговоры, а идти в келью и браться за послушание или чтение;

- никогда не оставаться праздным в келье, так как это зло. Заниматься рукоделием или иным занятием; не ходить по монастырю и не любопытствовать занятиями других людей, но хранить молчание и от всех устра­няться. Это есть истинное странничество; не ходить ни к кому в келию кроме за послушание настоятелю, говорить только по делу и кратко; при виде беседующих в неподобающее время проходить молча с поклоном, но не садиться к ним;

- к Причастию приступать по разрешению духовника, со страхом и радостью;

- служение другим людям за послушание исполняй, как если бы служил Самому Христу, имей всех братии, как святых;

-  на трапезе не протягивай рук к яствам прежде старейших тебя, соб­людай великую скромность и молчание, не любопытствуя яства, но ешь свою часть с благодарением и воздержанием. Имей при этом помышления покаянные. Досыта не ешь, но гораздо меньше потребного. Имей меру воды и пей в один определенный час дня;

- на трапезе не слушай помысла хотения, внушающего тебе принимать пищу по выбору, остерегайся протягивать руку к тому, что кажется хо­рошим, но ешь то, что положено пред тобою. Но и из этого следи за помыслами хотения и борись с ними. Именно таким помыслом пал Адам; не бери на трапезе предлагаемого тебе другими людьми, если это превы­шает твою меру;   не вкушай "вне общей трапезы. Это диавольская сеть:

- такая борьба со страстью чревоугодия раздражает злого духа, и он начинает действовать через других людей путем осуждения, поношения, пересмеивания и другими неприятными делами. Но ты терпи; никогда не ищи первоседания, но ненавидь его от всей души, так как оно есть причина гордости;

-  если возможно, то принимай пищу один раз в день. Если трудно тебе так, то еще один раз съешь хлебец в две просфоры /лучше сухой/ и выпей чашу воды, кроме случая немощи. От этого получишь великую пользу для ночной молитвы и бдения;

-  вечером почитай книгу до трех листов, встань на молитву: душа бодренна, заключай помыслы в слова молитвы не давая им рассеиваться, руки скрести перед собою, ноги ровно и неподвижно, глаза закрыты для избежания рассеяния помыслов ума, ум и сердце вознеси к Богу со сле­зами к воздыханием испрашивая у Него милости;

- молитвенное правило имей определенное духовным отцом и среди них псалмы, которые более сокрушительны, возбуждают слезы покаяния. Колен преклонения и время стояния на молитве должны соответствовать твоей силе, чтобы совесть не обличала за их недостаток;

- после вечерней молитвы опять почитай, сядь за рукоделие и сиди до девяти часов вечера. Потом встань, прочитав "Нескверная" ложись спать до полуночи;

- исповедание помыслов духовному отцу ежедневное / 9,т.2,с.209-211/

После вышеприведенных указаний и советов прпсаак в разделе, обращенном к новоначальным, указывает перечень страстей, полезный для понимания общих законов духовной борьбы: приверженность к богатству, телесное наслаждение и плотское вожделение, желание чести и зависть, желание власти и надмение ею, желание наряжаться и нравиться, искание человеческой славы и злопамятство, страх за тело.   Из этого перечня видно, что он "не придерживается восьмичисленной классификации страстей Звагрия, Иоанна Кассиана и Нила Синайского. В сущности и понятие "страсти" у него двусмысленно: он обозначает этим словом и естествен­ные потребности и греховные укорененные привычки" / 2, с.226 ./.   Далее предлагаются важные критерии:

- познание того,  что человек исшел из мира /отказался реально/;

- уразумение меры жития своего / 8, с.25/.

В Слове 4 рассматривается соотношение свойств души и тела разъяс­нения, имеющего аскетическое значение положения, апостола Павла: "плоть желает противного духу, а дух - противного плоти, они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы" (Гал 5.17) . Преподобный отмечает:

- "свойственное естеству не вредит ему";

-  каждое естество в человеке /душа, тело/ "исполняется веселия приблизившись к тому, что ему свойственно"   и это ему помогает "а что вредит, то чуждо я привзошло отвне";

- "страсти тела и души одни другим противоположны", "что свойственно естеству души, то - смерть для тела";

- "когда одно естество входит в согласие с другим, тогда оно обре­тается не в том, что ему свое, но в противоположном тому";

- " когда душа возвысится над попечением о теле, тогда вся всецело цветет духом в движениях своих и среди неба носится в непостижимом...";

И также, если тело оказывается в грехах, душевные помышления не перестают источаться в уме".

Тут же дается общая классификация помыслов от четырех причин и очень важные для аскетики понятия чистоты ума и чистоты сердца.

 

3. Перечень главных элементов аскетики преподобного Исаака и преподобного Симеона.

 

Можно уже провести сравнение наставлений обоих святых отцов. Преподобный Исаак в основном обращается к монахам, начинающим более высокую стадию подвига - отшельничество. Потому его советы носят более умозри­тельный характер и охватывают больший спектр вопросов. Преподобный Симеон гораздо более жил в киновиях /общежительные монастыри/ и его советы конкретнее, учитывают реальные повседневные трудности новоначальных монахов. Несмотря на это значительная часть аскетических вопросов у этих святых отцов пересекается. Приведенный материал в основном исчерпы­вает проблему начала аскетического пути у этих святых отцов и позволяет отметить следующие элементы аскетического подвига для дальнейшего подробного рассмотрения:

- изучение Святого Писания;

- чтение житий святых;

- исполнение заповедей Божийх целомудрие;

- память Божия;

- совесть;

- страх Божий;

- память смерти;

- любовь к Богу;

- самоотвержение;

- покаяние;

- терпение;

- пост;

- целомудрие;

- послушание;

- трезвение;

- контроль помыслов;

- молитва;

- псалмопение;

- бдение;

- молчание /безмолвие /;

- смирение.

Во введении указывалось, что многие из этих элементов аскетизма развиваются параллельно, взаимодействуют по мере движения по пути жизни. Именно поэтому в творениях обоих преподобных они встречаются на протяжении почти всего материала текста творений. Потому для организации материала при сохранении ощущения творений и их архитек­туры применен следующий принцип цитирования: по каждому элементу материал излагается по мере появления его в тексте, а не по формально логическому смыслу его нахождения в разделе.

 

4. Изучение Святого Писания, чтение житий святых, исполнение заповедей Божиих и другое.

 

Чтение, изучение Св. Писания

Оба святых отца, примерно, в равной мере уделяют этому внимание. Преподобный Исаак говорит так:

- избавляет от суетных помыслов и докучливости страстей;   усиливает желание такого чтения и размышления о нем "по причине весьма великого наслаждения своим занятием, возвышаясь над суетными помыслами этой жизни" / 8,с.99-100/;   это есть "свет для души, потому что оно указы­вает душе полезные напоминания о том, чтобы остерегаться страстей и пребывать в любви к Богу чистотою молитвы, а также начертывает пред нами мирный путь по следам святых" / 8, с.130 /;

-  оно есть источник чистой молитвы /без рассеяния/  /8, с.160,266/ возводит ум к чудесам Божиим / 8,с.259/;   ведет к познанию целей вселенной и приобретению напутия от силы Промысла Божия /8, с.263/; открывает путь тонкости созерцания / 8,с.265/; побуждает нас к покаянию /8, с.311/;   укрепляет ум, помогает бдению, подает свет разумению; непрестанно посевает в душе памятование о Боге   /8,с.329/

Преподобный Симеон наставляет:

-  оно есть для больного естества человека врачебная наука /9,т.1, с.66/;   чтение это в нашей власти, а чтобы понимать зависит не только от нас. Наше здесь старание и внимание, а понимание читаемого есть дело благодати Божией. А вот чтобы удерживать в уме и помнить понятое есть дело единой благодати Божией /9, т.1, с.75/;   польза изучения Святого Писания от того, что внутри  его сокрыты   "помышления благодати Святого Духа"   / 9,т.1,с.285 / ;

-  в букве Святого Писания сокрыты Божественные таинства, которые откры­ваются только Святым Духом и не иначе, как через делание заповедей и добродетелей   /9,т.1, с.444; т.2,с.308/; потребны многие слезы, великий страх, большое терпение и непрестанная молитва, чтобы открылась нам сила хотя   одного Владычного слова и мы познали великие таинства, сокрытые в малых словесах Святых Писаний / 9,т.2,с.237 /.

Очевидно, что святые отцы освещают это делание по-разному, причем слова преподобного Симеона есть расшифровка более коротких речений преподобного Исаака.

 

Чтение житий святых.

Здесь есть речения только преподобного Исаака:

-  служат к научению и укреплению в искушениях / 8, с.39,54-63/;

-  руководствуют ум к усмотрению порядка в тварях и делах Божиих, укрепляют ум собою, своею тонкостью приуготовляют его к приобретению светозарных мыслей и делают, что в чистоте идет он к уразумению тварей Божиих   /8,с.263/.

Чтение, изучение Свисания и житий святых возгревает.

 

Исполнение заповедей Божиих.   Этот вопрос более рассмотрен у преподобного Исаака:

- вся сила законов и заповедей, какие Богом даны людям, по слову отцов,    имеет пределом частоту сердца   /8,с.65/;

- совлекает с человека грех; сотворяет обитель Богу в человеке /8,с.105/;   есть оружие против страстей для уврачевания преступной души;   производит очистительное, оживотворяющее действие на душу; по любви к Богу дает душе свет, чистоту;   выводит человека из ветхого мира страстей и вводит в новый мир Духа  /8,с.226-228/;

- их сокровенное исполнение врачует душевную силу /8, с.241-242/ за это ум сподобляется благодати таинственного созерцания и открове­ний ведения Духа / 8,с.247/;   совершается в скорбях и теснотах.

Преподобный Симеон говорит так:

- преступающий заповеди есть враг себе и Богу / 9,т.1,с.41 /; без Божественной силы человек никак не может исполнить заповедей /9, т.1, с.124/;   эта сила сообщается в таинствах крещения, причащения и покаяния /9,т.1,с.461/;

- должно соблюдать все заповеди, не презирая ни одной, даже малейшей /9, т.1,с.451-456 /; не творящий заповеди в каждом преступление заповеди отрицается Христа, а творящий наоборот исповедует Его / 9 т.1,с.266 /;   иное есть бояться Бога и иное исполнять заповеди Его, иное - негрешение и иное делание заповедей / 9,т.2,с.400 /;

- исполнители заповедей по мере ревности в исполнении их воспри­мут такую или иную мзду созерцания Бога /9,т.2, с.400/.

Находящиеся в произволении человека чтение Святого Писания и житий святых, исполнение заповедей Божиих перебрасывают мост к памяти Божией, как важному, коренному свойству христианина.   Так святитель Игнатий Брянчанинов говорит: "исполнение Евангельских заповедей составляет собою памятование Бога";   "начало непрестанного памятования Бога уже заключается в тщательном изучении закона Божия, во внимательном чтении Евангелия и всего Нового Завета, в чтении святых отцов Правос­лавной Церкви" /Цит.по: 7,с.7-8 /.

 

Память Божия.   Этот вопрос обсуждает только преподобный Исаак:

- усиливает молитву, очищает и освящает сердце; подвигает нас при­носить благодарение Богу;   дает в скорбях дерзновение молитвы к Богу; ею простираемся к добродетели; избавляет от нечестия, от небоязненности жизни;

-  вселяет любовь к Богу и приближает честь усыновления Ему; простирает Бога и к памятованию о тебе, помощи тебе в бранях и к спасению тебя;   долговременным хранением такой памяти душа иногда приводится в духовный восторг и удивление /8,с.277-279,286 /;

- она позволяет при чтении: всякого человека втайне, по мановению Божию, обрести помощь всякого человека;   когда кто овладеет пажитью в душе, истребляет в сердце памятование о всем видимом /8, с.370-371/. Святитель Феофан Затворник учил: "главное, в чем надо упражняться есть память Божия, или хождение в присутствии Божием. Старайтесь приобресть навык всегда быть в сознании и чувстве, что находитесь по оком Божиим".   Святитель Игнатий Брянчанинов: "исполнение Евангельских заповедей составляет собой памятование Бога" /Цит.по: 7,с.7-8/.

 

Совесть.   Здесь более материала у преподобного Исаака:

-  осуждение совести разрушает молитву и лишает человека дерзнове­ния к Богу   / 8,с.281/;   надежда на Бога и мужество сердца рождаются от свидетельства совести, когда не осуждает совесть человека будто бы вознерадел он о чем-либо таком к чему обязан он по мере сил / 8, с.350/;

- посему дерзновение бывает следствием преуспеяния в добродетелях и доброй совести. Потому вредное для души дело – раболептствоватъ телу. Кто хотя отчасти ощутит в себе надежду на Бога, тот не согласится уже по нужде работать этому жестокому владыке - телу / 8, с.350/;

-  от добродетелей, совершаемых между людьми, совесть не получает правоты / 8,с.377/;   во всех делах твоих да предваряют у тебя телес­ное целомудрие и чистота совести. Ибо без них суетно пред Богом всякое дело /8, с.387/.

Преподобный Симеон выдвигает важные критерии действия совести:

- исследующему себя самого совесть непременно скажет настоящую истину, если он не одержим кичением и гордостью /9,т.1,с.409-410/;

- совесть должно хранить чистою в отношении к Богу, к духовному отцу своему и к другим людям, а также и к вещам мира, чтобы она ни в чем нас не обличала  / 9,т.2,с.21-85 /.

 

Страх Божий.   Преподобный Максим Исповедник говорит: "страх Божий рождается от всегдашнего поучения в Божественном Писании /совершенного безпопечения о земном" /чит.по: 7, с.76 /. Но этому вопросу материала гораздо больше у преподобного Исаака:

- страх Божий предваряет любовь к Богу /8,с.34/; страху всегда сопутствует сомнение, сомнение   сопровождается разысканием. В самом исследовании и разыскании всегда познаются страх и сомнение / 8,с.118/ душа, имеющая в себе страх Божий, не боится того, что вредит ей телесно, потому что на Бога уповает   / 8,с.147 /;

- есть три способа, которыми всякая разумная душа может прибли­жаться к Богу: или горячностью веры, или страхом, или вразумлением Господним /8, с.285/; страх Божий вводит нас на корабль покаяния, переправляет по смрадному морю жизни и путеводит к божественной прис­тани, которая есть любовь /8,с.366/;

- от веры и страха Божия рождается духовное ведение /8,с.366-368/; к человеку, пренебрегающему миром сим и ревнующему о страхе Божием, приближается Промысел Божий /8,с.396/;   бывает смирение от страха Божия. Такого сопровождают во всякое время скромность во всех членах, благочиние чувств и сокрушение сердца /8,с.385/;

Преподобный Симеон также придает страху Божию большое значение:

- сначала он толкует изречение Святого Писания "начало премудрости страх Господень" (Притч 1.7) и указывает, что для этого надо взыскать умный свет Божий. Тогда поймешь и себя и этот мир и дела его /9,т.1, с.322/

- далее он рассматривает действия этого страха на человека /9,т.2, с.178,527/; говорит о пользе страха вечных мук / 9,т.2,с.528-529/; указывает причины появления в душе человека страха Божия /9,т.3, с.25—26/

 

Память   смерти.   По этому вопросу материал только у преподобного Исаака:

-  блажен, кто памятует о своем отшествии из этой жизни и воздержи­вается от   привязанностей к наслаждениям мира сего. Он есть рожденный от Бога;   и Святый Дух - кормитель его / 8,с.47/;

- когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и таким образом, на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждой страстью /8,с.156/

-  памятование о смерти служит узами для внешних чувств /8.с.165/; любовь к безмолвию есть непрестанное ожидание смерти /8,с.166/;   пока человек пребывает в нестяжательности, непрестанно приходит ему на мысль переселение из жизни; и полагает он всегда размышление свое о жизни по воскресении, во всякое время всячески готовится туда и при­обретает терпение, против всякой чести и телесного покоя, посеваемого в мысли его /8,с.211/;

- первая мысль, которая по Божию человеколюбию западает в человека и руководствует душу к жизни, есть западающая мысль об исходе сего естества. За сим помыслом естественно следует презрение к миру; и этим начинается в человеке всякое доброе движение, ведущее его к жизни /8,с.378/;   сатана ненавидит память смерти в человеке /8,с.379/. Вообще под памятью смерти в аскетике святых отцов разумеется особое духовное чувство. Начинается оно с переживания мимолетности жизни человека на земле и, усиливаясь, меняет отношение человека ко всему в мире. Внимание сосредотачивается внутри, что порождает напряженную молитву / 4,с.97 /.

 

5. Любовь к Богу, самоотвержение, покаяние, терпение, пост.

 

Любовь к Богу.  Оба святых отца этому уделяют много места, но у преподобного Исаака больше:

-  страх Божий предваряет любовь к Богу /8,с.34,с. 366/; мучимые в геене поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! /8,с.78/;   любовь есть порождение ведения истины, которое дается всем вообще /8,с.78/;

-  когда сподобится кто совершенной любви Божией, то памятование о Боге сразу возбуждает сердце любовью к Богу и обильно текут слезы. Пребывающий в любви Божией никогда не лишится слез и во сне своем беседует с Богом /8, с.105/; любовь, происходящая от Бога, не иссякает /8,с.132/; с любовью к миру невозможно приобрести любовь к Богу /8, с.145/

- кто достиг любви Божией, тот не желает уже снова пребывать здесь, потому что любовь сия уничтожает страх /8,с.153/;   любовь к Богу приобретается молитвою: самая молитва нужна для того, чтобы при­обрести нам любовь Божию, потому что вследствие молитвы сыскивается причины любить нам Бога   /8,с.159, 174/;

- для верующего любовь к Богу - достаточное утешение даже и при погибели души его /8,с.165/; обретается в самоотвержении души и испытывается в ежечасной борьбе с искушениями /8,с.186/; упоенный любовью Божиею - во всем мире, который есть дом плача, забывает все свои труды и печали и по причине своего упоения делается нечувстви­тельным ко всем греховным страстям   /8,с.215/;

- душа, не победившая страстей, не может стяжать любви к Богу /8,с. 240-241/;   любовь к Богу познается через искушения, и через нее истин­ные подвижники нудят себя к труду добродетели /8, с.305, 307/; признак и действия любви к Богу: она естественно горяча, делает душу востор­женной, сердце усматривает в себе необычайное изменение, лицо челове­ка делается румяным и радостным и тело согревается, человек источает силу и бывает как бы изумленным и др. /8, с.339-341)/;

- пока не обретем любви Божией, делание наше на земле терний и пожинаем мы среди терний, ежечасно уязвляемся ими. А когда обретем ее, тогда станем питаться хлебом небесным и укрепляться в силах без работы и труда   /8,c.365/;   достигшие любви Божией становятся выше естества, и отступают от них борьба, страх и утомление /8, с.369/; приводятся признаки любви ко Христу и любви к миру и телу /8,с.396/.

Преподобный Симеон так учит о любви к Богу:

-  любить Христа значит исполнять Его заповеди /9,т.1,с.181/; любовь эта есть глава всех добродетелей /9,т.1, с.184; т.3,с.31/;   без нее тщетны пять самых великих дарований: языков, пророчества, веры, милостыни, мученичества /9,т.1,с. 134/;   ею устроена вера наша, на ней основана надежда и без нее ничто из сущего не происходило к никогда не произойдет /9,т.2,с.5/;

- она есть действие Духа, существенное Его присутствие /9, т.3,с. 220/;   она есть Божественный Дух и всесовершающий свет /9,т.3,с.27/; она есть Христос и Бог наш /9,т.3, с.415/;   она не есть дело удобоисправимое и не есть вещь легко обретаемая /9,т.3,с.38/.

При всем этом следует помнить предупреждение святителя Игнатия Брянчанинова: "преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу уже есть самообольщение" /Цит.по:7,с.62/.

 

Самоотвержение.   Об этом говорят только преподобный Исаак:

- это означает следующее: "как приготовившийся взойти на крест одну мысль о смерти имеет в уме своем и таким образом восходит на крест, как человек не помышляющий, что снова будет иметь часть в жизни настоящего века, так и желающий исполнить самоотвержение. Ибо крест есть воля, готовая на всякую скорбь"   /8,с.85/;

- молящийся прилежно есть то же, что умирающий для мира: и терпе­ливо пребывать в молитве значит отречься человеку от себя самого /8, с.174/.

Важность самоотвержения в следующем:    "в какие-то моменты подвижник идет в своей решимости отвержения питания, сна и т.п. на смерть, но замечено, что действительная смерть в таких случаях обычно не приходит, и даже больше того, человек хранится Богом в еще больше мере" /4,с.134/.

 

Покаяние.   Этому важнейшему вопросу у обоих святых отцов уделено, примерно, одинаковое внимание.

Преподобный Исаак:

- человек может узнать, что прощены ему грехи, если ощутит в душе своей, что совершенно, от всего сердца возненавидел грехи, и когда явно дает себе направление противоположное прежнему. Таковой уповает, что получил от Бога оставление грехопадений, как возненавидевший уже грех, по свидетельству совести, какое приобрел в себе, по апостольскому слову: "неосужденная совесть сама себе свидетель" (Рим 2.15/8,с.79);

- если любишь покаяние, возлюби и безмолвие. Ибо вне безмолвия покаяние не достигает совершенства /8,с.166/;   двадцать четыре часа дня и ночи имеем мы нужду в покаянии: оно есть с исполненною сокруше­ния молитвою приближающееся к Богу неослабное прошение об оставлении прошедшего и мольба о хранении будущего /8, с.190/;

-  покаяние есть оставление прежнего греховного жития и раскаяние о нем;   покаяние есть сердце сокрушенное и смиренное /8, с.194/; Бог ожидает нашего покаяния, чтобы простить нам грех.; /8, с.214-215/; грешник, приносящий покаяние, получая здравие души своей, входит с Отцом в область чистого естества к царствует во славе Отца своего /8, с.238/

-  в крещении Бог туне прощает и совершенно ничего не требует, кроме веры;   при покаянии же в грехах по крещении не туне прощает, но ­требует трудов, скорбей, печалей сокрушения, слез, долговременного плача, и потом уже прощает. Потому пока мы в теле, должны быть рачи­тельны в делах покаяния /8,с.256/;

-  кто боится грехов, тот безпрепятственно совершит страшное шествие и во время мрака обретет свет пред собою и внутри себя. Стопы боящегося грехов охраняет Господь, и во время поползновения претворяет его милость Божия.

Кто прегрешения, свои почитает малыми, тот впадает в худшее прежнего и понесет семикратное наказание /8,с.272/;

- ни одна из добродетелей не выше покаяния; само оно некогда не может быть совершенно. Покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами. Помни, что за всяким наслаждением следует омерзение и горечь   /8,с.336/;

- когда человек памятует прежние свои грехи и наказывает себя вольными скорбями, тогда и Бог прилагает попечение о том, чтобы упокоить его. Бог радуется, что за уклонение от пути Божия сам он наложил на себя наказание, что служит знаком покаяния. И чем более делает он принуждение душе своей, тем паче приумножается Богом честь его /8,с.354/;

- покаяние есть вторая благодать и рождается в сердце от веры и страха Божия /8,с.365/; смрадное море между нами и духовным раем можно переплыть только на ладье покаяния, на которой есть гребцы страха Божия. Поэтому страх этот вводит нас на корабль покаяния /8,с.366/;

- описываются   различные духовные действия, испытываемые человеком после очищения себя покаянием: сладость Божественная, воспламенение любви к Богу в сердце попаляющей страсти, мысль приходит в изумление. Это начало духовного созерцания в человеке /8,с.380-381/; покаяние и сношения с людьми - то же, что разбитая бочка /8, с.384/;

- Сын Божий претерпел крест; потому мы, грешники, будем смело полагаться на покаяние. Гнев Божий отвращается от нас, когда мы истинно печалимся о грехах наших. Скорбь ума достаточна, чтобы заме­нить всякое телесное делание /8,с.390/;

- не тогда будем печалиться, когда поползнемся в чем-нибудь, а когда закосневаем в том. Печаль, какую чувствуем при своих поползно­вениях, вменяется нам благодатью вместо чистого делания /8,с. 392/.

Преподобный Симеон так учит о покаянии:

- покаяние есть сокрушение и болезнование души и сердца до слез, излитых из глубины души по причине осуждения совестью,  как у пророка Давида, царя Манассии, апостола Петра и других. Пришедши в чувство грехов своих, каждый из них осуздал и окаявал себя и плакал от души, и за это получил прощение грехов своих. Для получения прощения грехов требуется не только искреннее от всей души раскаяние в них, но еще и твердое намерение не падать более в те же грехи и не возвращаться вспять /9,т.1, с.274-275/;   всякий кающийся на то одно должен обратить весь свой подвиг, чтобы быть уврачевану от   Господа Иисуса Христа, освятиться и принять силу к исполнению воли Божией и заповедей Его /9,т.1,с.121/

- человеколюбивый Бог приемлет и возлюбляет тех, которые каются от всей души, бегут от мира прелестного и от миродержателя диавола и приходят к Нему, обнажившись от всех вещей мира сего /9,т.2,с.41/ по мере покаяния человек обретает дерзновение и присвоение к Богу /9,т.1,с.299/.

Учение преподобного Симеона о покаянии подробно рассмотрено в книге Василий/Кривошеин/ "Преподобный Симеон Новый Богослов" /10,с.74-86; 11,с.340-350/. Здесь оба автора обращают особое внимание на то место, которое отводит преподобный Симеон слезам и плату в покаянии. Таких мест в творениях преподобного Симеона много, например, /9,т.2,с,174-176/.

 

Терпение.   Об этом более говорит преподобный Исаак, как обращающийся к монахам высшего подвига:

-  чтобы лучше переносить скорби надо отлучить себя от мира и преж­него образа жизни, жилище иметь скудное и не содержащее ничего возбуждающего вожделение покоя /8, с.87/;   терпение в духовном подвиге скоро приводят к плоду /8, с. 153/, а в борьбе со страстями приводит к чистоте /8,с.237/; больше всего должно стараться о приобретении терпения в скорбях и искушениях /8, с.239/; должно быть терпеливым в делании заповедей; терпение есть путь к совершенству /8,с.257-258/;

- кто может с радостью перенести обиду, тот приял утешение от Бога по вере в него. И кто со смиренномудрием терпит возводимые на него обвинения, тот достиг совершенства, и ему удивляются святые ангелы. Ибо нет никакой иной добродетели столь высокой и трудной /8,с.273/;   в ком мир мертв, те с радостью терпят обиды;   а в ком мир жив, те не могут терпеть обиды, но, движимые тщеславием, гнева­ются и от неразумного движения приходят в смятение или объемлются печалью /8,с.281/;

- совершенство милосердия выказывается в терпении предпочитающего переносить обиды;   совершенство смирения -   в том, чтобы с радостью сносить ложные обвинения. Если истинно ты милосерд, то, когда неправ, то отнято у тебя твое, не скорби внутренне и не рассказывай, об ущер­бе посторонним. Докажи множество милосердия своего теми благами, какие воздашь обидевшим тебя /8,с.287/;

- всякое телесное обстоятельство и всякая скорбь, если нет в них терпения, служат к сугубому мучению, потому что терпение в человеке отвращает бедствия, а малодушие есть матерь мучения. Терпение есть матерь утешения и некая сила, обыкновенно порождаемая милостью серд­ца. Человеку трудно найти эту силу в скорбях своих без Божественного дарования, обретаемого неотступностью молитвы и излиянием слез /8,с.359/;

- по мере смиренномудрия дается тебе терпение в бедствиях твоих, а по мере терпения облегчается тяжесть скорбей твоих /8,с.360/; умножение терпения есть признак действия благодати /8,с.377/;   если кого Бог подвергнет иногда телесным лишениям и иным скорбям, то терпение этого   обращает нам в помощь. К душе скорбящего являет Гос­подь великое человеколюбие, соразмерно тяжести страданий в скорби его /8,с.396/.

Преподобный Симеон:

- претерпевающие в настоящей жизни скорби и искушения одним терпением   искупает время своей жизни, через смерть телесную покупая себе жизнь вечную /9,т.1,с.288-289/;   христианин называется верным не толь­ко по вере во Христа, но и по вверению ему даров, а терпении и бла­годушие соделывает в человеке благодать /9,т.1, с.331/;

-  терпение есть основание добродетелей /9,т.2,с.380/;   готовность на всякое послушание без терпения не может быть приобретена и окреп­нуть /9,т.2,с.412/;   боящиеся Бога с радостью терпят обучающие наказания Отца своего, пребывая в   отеческом доме   /9,т.2, с.408/.

 

Пост.   Материала по этому вопросу много более у преподобного Исаака:

- блажен, кто заградил себе уста от всякого сластолюбия, отлучаю­щего его от Создателя;   с трапезы постящихся, пребывающих во бдении и трудящихся о Господе, заимствуй   себе врачевство жизни и возбуди от омертвения душу свою;   любезен Богу образ жизни воздерженного; обыч­ный пост трудно сохранить при беседе и обращении с людьми, а безмол­вие и уединение помогают в хранении поста /8, с.49-50/;

- когда человек   желает иметь только нужное для поддержания тела, то потребности его делаются удобопренебрегаемыми;   началом борьбы против; греха служит труд поста;   пост и бдение - основание всех добродетелей, а любящий их есть друг целомудрия;   пост хранить надо с рас­судительностью /8,с.87-90/;   пост есть защита от мятежных помыслов и от него рождается в душе ведение тайн Божиих;   алчба и жажда - признаки истинно подвижнической жизни /8,с.175,с. 286/;   малое нарушение поста ведет к невоздержности и блуду /8,с.348/.

Преподобный Симеон учит так:

-  доброе дело есть петь, молиться, поститься, совершать бдение, подавать милостыни, держать себя в уничижении, стать нищим,   любви ради Христовой. При этом цель одна - освобождение Христом и во Христе /9, т. 1, с. 152/;   от поста укрощается язык и останавливается парение помыслов /9,т.2,с.193/ ;   кто живет по-евангельски тому можно питаться всегда хлебом и водою, а будет здоровее пространно питающегося /9,т.2 с.199/;   пост есть закон, повеление Бога и главное здесь не пища, а произволение. Так насыщение яствами на трапезе и тайноядение – тяжкие грехи.   Пост - врач души, благотворно действует на тело и душу /9, т.2,с.230-232/.

 

6. Целомудрие,   послушание,   трезвение, контроль помыслов.

 

Целомудрие.   Об этом говорит практически только преподобный Исаак:

- истинно целомудрен тот, кто   не внимает бесстыдно непотребным помыслам и тогда стыд уподобляется завесе, повешенной в сокровенном вместилище помыслов /8,с.13/;

- целомудренный и угодный Богу чин жития таков:   хранение очей, не празднословить, очень простая одежда и яства понемногу, не преры­вать речи другого, отвечать с рассуждением, почитать себя меньшим всех; и слугой всем, ни перед кем не обнажать тела, твердо уклоняться от дерзости в речах, спание в одиночестве, есть и пить прилично и др. /8,с.51/;   пост - источник целомудрия /8.с.90/;   должно во всем хра­нить целомудрие и особенно во время сна /8,с.161/;

- целомудрие оскверняется пресыщением чрева, а укрепляется оно лежанием на голой земле, трудом алкания, когда отнят сон из-за злострадания плоти /8,с.174-175/; оно есть драгоценность - споспешествует молитве и потому непрестанно следует ждать нападений врага /8, с.215/;

-  для его обретения отгоняй срамные помыслы упражнением в чтении и продолжительной молитвой /8,с.286-287/; естественные движения плоти не могут повредить целомудрию без других причин /8,с.352/; все дела должны предваряться телесным целомудрием и чистотой совести /8, с.387/

 

Послушание.   Прпсаак говорит о нем только практически в поуче­ниях для новоначальных, а прп.Симеон высказывается более пространно и придает большое значение послушанию.   Он учит так:

-  послушание истине есть отличительное свойство разумной природы /9,т.1,с.362/;

-  моли Бога показать тебе человека, могущего добре руководить тобою, а обретя его слушайся как Бога. Лучше именоваться учеником ученика, чем безполезно проводить жизнь по своей воле /9,т.2,с.221/; послушание воле духовного отца порождает отвержение себя самого и умертвие миру /9,т.2,с.401-402/;   Бог ничему так не радуется, как скорому послушанию нашему в исполнении Его воли /9,т.2, с.510/.

Много очень ценного о послушании говорит ученик Иосифа Исихаста

современный афонский старец Ефрем Катунакский. В их общине безпрекос-ловным авторитетом пользовались творения прпсаака /12,с.71-116 /.

 

Трезвение.   Об этом говорит только прпсаак. Чтобы лучше понять его мысли следует разъяснить сам   термин "трезвоние". Хорошо об этом написано в книге Софрония (Сахарова) / 4 /:   "умное трезвение" православный монах считает своим главным делом. Это делание на высоких ступенях   совершенства таково: "внутреннее умное внимание устанавливается с молитвою в сердце, что дает ему возможность видеть помысл прежде, чем он войдет в сердце" /4, с.36/.   Такое "хранение ума и сердца от всяких помыслов сопряжено с длительной борьбой, чрезвычайно трудной и тонкой" /4,с.154/.

Этот текст сам, конечно, нуждается в разъяснении, однако кое-что пояс­няет.

Прп. Исаак:  

- если будем хранить закон трезвения и дело рассуждения с ведением плодом чего бывает жизнь, то борьба с приражениями страстей совершенно не приблизится к уму. Препятствует же войти им в сердце не борьба, но насыщение сознания и ведение, "каким наполнено сердце" /8,с.155/;

- трезвенность помогает человеку больше, чем дело, а разрешение чувств вредит ему больше, чем покой /8,с.391/.

 

Контроль помыслов. Сфера мышления человека легко проницаема для злых духов и значительная часть помыслов именно ими инициируется. Поэтому оба преподобных выделяют это особо.

Прпсаак:

- трудами и хранением себя источается чистота помыслов /8, с.23/; суетные помыслы упраздняются через поучение в Свисании /8,с.99-100/. большое значение имеют воспоминания, поэтому следует охранять память и сразу отражать вредные воспоминания /8,с.130-131/;   при появлении лукавых помыслов должно не прекословить, а повергать себя пред Богом в молитве и тем отсекать беседу с ними /8.с.133/; коснение в лукавом помысле Господь наказует /8, с.162/;

- от благочиния чувств рождается благочиние помыслов /8, с. 164/; по характеру состояния помыслов можно судить о своем духовном стоянии /8,с.177/;   от чревоугодия рождается мятеж помыслов; злые помыслы уподобляются    идолам /8, с,285/;   блудные помыслы приходят от тщесла­вия /8,с.290/;   победа у подвижника заключается в помысле его /8, с.304/. Прпимеон выражается более обобщенно;:

- причина непостоянства сферы мышления и многочисленности поглыслов есть увлечение миром и действие страстей. Чтобы остановить поток, помыслов следует отвергнуться тленного, тварного, видимого и обратиться к вечному, невидному, постоянному; каково у человека состояние сферы помыслов здесь, такова будет участь души там /9,т. 1, с.242/;   от раст­ления в помыслах можно избавиться только силою Господа   /9,т.1, с.151/

- подвижник, должен воздерживаться от злых помыслов;   худые помыслы для ума то же, что покров на глаза /9, т.2, с. 514/;   страстные помыслы надо тотчас отражать, как струю зараженного воздуха и жало смерти /9,т.2,с.236/;

- через всегдашнее исповедание помыслов    стяжается   сокрушенное сердце и слезы /9, т Л, с.198/;

 

7.   Молитва,   псалмопение,   бдение,   безмолвие,   смирение.

 

Молитва. Здесь очень много самого разного материала у обоих святых отцов. Поэтому ограничимся перечнем тем.

Прпсаак:   о чем должно просить Бога в молитве;   не следует просить много о насущных нуждах;   молитва должна быть сообразована с образом жизни;   молитва от искушений;   молитва из чистого сердца; ночное моление;   что есть молитва и в чем ее чистота и нечистота; редкость чистой молитвы;   признаки духовном молитвы;   молитва и созерцание;   пост - матерь молитвы; когда появляется непрестанная молитва; как достигнуть молитвы без парения и другие.

Прп. Симеон:    что есть молитва;   виды молитвы; чего просить в молитве;   какова, должна быть молитва; сообразование жизни и молитвы; страх Божий и благоговение на молитве; восемь классов лиц нуждающихся в молитве Церкви;   молитва умом невозможна без просвещена Святым Духом; молиться о ближних надо сообразно с их душевным состоянием; о силе молитвы Иисусовой;    признаки трех родов молитвы: прелестный, головной, сердечной, благодатной;   непрестанная умная молитва и другие.

Очевидна огромна; практическая ценность всех этих вопросов,. Темы обоих святых отцов во многом повторяются, однако у прпимеона есть боль­шая детальность.

 

Псалмопение. Это особенный род молитвы, характерный для высшей степени монашества. Его важность связана с использованием бдения

Прпсаак:   псалмопение - корень жизни /8,с.160/.

Прпимеон:   душею псалмопения должно быть смиренномудрие, иначе оно тщетно и бесполезно   /9, т.1, с.163-164/.

 

Бдение.   Это есть молитва ночью на основе псалмопения. Это делание было обязательным для монахов, так как давало большие плоды.

У прпсаака материала гораздо больше:

-  это сильное средство для борьбы с грехом;   пост, бдение, бодрствование в службе Божией - основание всех добродетелей /8,с.90/,

- молитва ночью важнее всех дневных деяний;   перед бдением не следует обременять чрева; сладость, подаваемая подвижникам днем, источается в чистом уме из света ночного делания /8,с.161/;   непрес­танным ночным бдением отцы совлекались ветхого человека /8,с.171/; всегдашнее бдение, соединенное с чтением и поклонами, приводит безмолвников в благое устроение /8, с.183/;   преподобный дает   практические советы как пребывать в бдении, что делать при изнеможении, как вести себя днем после бдения /8,с.216-217,с. 330-331/.

Прпимеон:

-  бдение есть подвиг, средство для стяжания благодати /9,т.1,с. 151-152,357-358/;

- бдение есть достойное дело и для мирян /9,т.3,с.203/.

 

Безмолвие.   Этому вопросу у прпсаака уделено гораздо больше

внимания, чем у прпимеона.

Прпсаак учит так:

- безпопечение, безмолвие, удаление от мира приводит душу к познанию Божьих тварей /8, с.26/;   безмолвие и уединение помогают соблюдению поста /8,с.48-50/; истинный безмолвник не обязан делать дела внешней добродетели /8,с.58-62/; оно способствует очищению души, умерщвляет внешние чувства                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    отрешает внутренние движения /8, с.92, 95/;   главное занятие безмолвника  плач и молитва о его даро­вании. Не следует унывать, если вначале не ощущается силы этого делания;   непрерывная молитва безмолвника совершается круглые сутки при любых делах /8,с.98,103-104/;

-  условием безмолвия является отречение чести, безчестия и прочих скорбей /8,с.110/;   это есть небесное делание и свтцы начинали его по откровению Божию /8,с.113/;   безмолвие сопряжено с глубоким пока­янием, телесными лишениями, скорбями и непрестанным ожиданием смерти; для безмолвника вместо всех правил достаточно одной телесной немощи и безмолвия /8,с.167/;

- начинать безмолвие должно с рассуждением /8,с.168,с. 176/;   стяжав­шего   благое устроение в безмолвии никакая скорбь не может разлучить от любви Христовой /8,с.183/;   предлагается целый ряд критериев прохождения этого трудного пути /8,с.178-183/ и др.

Прпимеон:

- безмолвие есть совершеннейшая из подвижнических добродетелей /9,т.2, с.427/; следует беззаветно предаться Христу, все помыслы сосредоточить только на Нем, очистить ум, душу и тело сокрушением, слезами, покаянием, молитвою и неотходно сидеть в келье /9,т.2,с.428-429/;

- безмолвие не есть бездействие: добрый безмолвник должен сподо­биться видеть Христа непрестанно присущим, что Он внутри вместе с ним. Происходить это должно каждодневно. Кто умеет это делать тому не вредит оставление дел телесной добродетели по заповедям /9,т.2,с. 430-432/.

 

Смирение.   Здесь много материала у обоих свтцов.

Прпсаак научает так:

- дела внешней добродетели следует делать со смирением, погашая тщеславие; уничижающего и умаляющего себя преумудрит Господь, почитай себя меньшим всех;  лучше сам будь пренебрегаем и обижаем, а не пренебрегай и не обижай других: от печали рождается смирение /8, с.36, 46, 51, 53/;

- воздаяние бывает не за добродетели, а за смирение ими рождае­мое;   духовные дарования требуют смирения /8,с.143/;   лишаясь помощи Божией человек познает свою немощь и смиряется /8,с.150-151/;   приоб­ретай смирение воспоминанием согрешений своих /8,с.188/;

- обретение смирения и очищение сердца: память своих грехов, память смерти, бедная одежда, предпочтение последнего места, желание дел последних и уничиженных, не быть непослушливым, безмолвие, не любить собраний, желание неизвестности, ставить себя ни во что, не иметь никакого дела в своей воле, не иметь многих бесед, не любить прибытков, не порицание и не осуждение людей, не любить соревнования, не брать на себя попечения о чем-либо в мире - короче, уклонение от мира, нищета, пребывание в уединении /8,с.195/.

- кто терпит обвинения со смирением, тот достиг" совершенства /8,с.273/;   всю жизнь признавай себя грешником /8,с.282/; совершенство смирения в том, чтобы с радостью сносить ложные обвинения /8,с.287/; благолепно все то, что имеет смирение /8,с.319/ и др.

- смирение есть некая таинственная сила, которую, по совершении всего Божественного жития, восприемлют совершенные святые /8,с.221/.

Прпимеон:

- смирение есть как бы некрадомая сокровищница, устрояемая в том уме, который носит  убеждение, что только силою благодати Христовой имеются в нем добрые качества /9,т.l.c.31-32/;   христианин не стяжав­ший смирения так, чтобы оно составляло как бы его естественное свой­ство, далек от Христа /9,т.1,с.273/;   глубина смирения должна соот­ветствовать мере грехов человека /9,т.1,с.271/;   правая и совершенная мера для человека есть мера смирения для нищеты духовной, чтобы, не отчаиваясь в себе совершенно, никого в мире не считать худшим себя, и потому плакать всегда и рыдать /9, т.3, с.57/;

- обретение смирения:   твердое и непоколебимое основание веры в глубинах души, оборона из разных видов добродетелей, покаяние и исполнение заповедей, тщательное и долговременное очищение сердца /9,т.2,с.343/.

Из сравнения св.отцов видно, что они дополняют здесь друг друга: прпсаак более конкретен, a прп.Симеон более дает общую картину.

 

Заключение.

 

Творения   прпсаака Сирина и прп.Симеона Нового Богослова содержат огромный аскетический материал, массу практических рекомен­даций. Так, например, известный афонский подвижник Иосиф Исихаст /ум. 15.08.1959/ книгу прпсаака Cирина имел как справочник по многим духовным вопросам /5,с.68,147/.

Сравнение творений этих свтцов показывает:

- текст прпсаака более плотный по содержанию, практически не содержит отступлений, мало структурирован, носит почти только духов­ный характер;

- текст прпимеона часто носит приточный характер, главы имеют внутреннюю структуру;

- объем текстов прпимеона почти вдвое больше, чем у прп.Исаака, а перечень тем меньше. Это связано с большей плотностью текстов пос­леднего, гораздо меньшим цитированием Свисания. Манеры изложения сильно различаются.

До настоящего времени оба автора безусловно сохраняют полную актуальность и многие их положения воспринимаются как откровения.

 

Литература

 

1. Православная энциклопедия, т.3.-ОД,2001.

2. Киприан/Керн/,архим. Антропология свригория Паламы.-М,1996.

3. Флоренский Г.,протосточные Отцы IV-VIII веков, т.1,2.-М,1992.

4. Софроний/Сахаров/, архим. Старец Силуан. - Минск, 1991.

5. Иосиф, монах. Старец Иосиф Исихаст. - СТСЛ,2000.

6. Зарин С.М.Аскетизм по православно- христианскому учению. Этико-богословское исследование.- М,1996.

7. Фудель С. Путь отцов,-М, издретенского монастыря, 1997.

8. Прпсаак Сирин. Слова подвижнические.- М, издретенского монастыря, 2002.

9. Прпимеон Новый Богослов. Твореният.1,2,3.-СТСЛ,1993.

10.Василий/Кривошеин/, архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов.- Н.Новгород,1996.

11. Иларион/Алфеев/, игумен. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание, изд.2-е. - СПб, 2001.

12. Иосиф Ватопедский, монах. Блаженный послушник. Жизнеописание старца Ефрема Катунакского. - СТСЛ, 2004.

 

 

(архив с книгой "Слова подвижнические" прп. Исаака Сирина можно скачать здесь:  )

(архив с книгой "Творения" прп. преподобного Симеона Нового Богослова можно скачать здесь: )

 

ПредыдущийНа главнуюСледующий

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz