Аскетика прп. Исаака Сирина и прп. Симеона Нового Богослова
План:
Введение.
1.
Обзор литературы и методика рассмотрения творений святых отцов
2.
Начало христианского пути жизни
3.
Перечень главных элементов аскетики преподобного Исаака и преподобного Симеона
4. Изучение
Святого Писания, чтение житий святых, исполнение заповедей Божиих
и другое
5. Любовь к
Богу, самоотвержение, покаяние, терпение, пост
6.
Целомудрие, послушание, трезвение,
контроль помыслов
7.
Молитва, псалмопение, бдение,
безмолвие, смирение
Заключение
Литература
Введение.
Аскетика -
наука, предметом которой являемся аскетизм; также это выяснение законов
духовного подвига в их историческом проявлении и фактической данности.
Понятие
аскетизма имеет долгую дохристианскую историю. В языческой Греции слово
"аскетизм" обозначало упражнение тела. По смыслу у древних евреев
были различные формы аскетизма: назорейство, служение при скинии, состояние "ликов
пророческих", нищета /нестяжательностъ/,
отшельничество в пустыню. В 1 в. до Р.Х. в еврейской
среде возникают аскетические группы ессеев и терапевтов / 1, с.593,597 /.
Христианство с самого начала проявило себя
как религия аскетическая: "тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто
хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест
свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто
потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф16.24-25 ; Ин 12.25,15.18-19). Антропологической
основой христианского аскетизма было сознание двойственной природы человека.
Это дало развитие общим положениям аскетизма у свт.
Григория Нисского, свт.
Григория Богослова, прп .Антония
Великого, прп Макария
Великого, прп. аввы Исайи и
др. / 2,с.148-166,219-246; 3,тЛ с.90-189,227-232,т.2,с.140-228 /.
Святые отцы Церкви под аскетизмом понимали
различные способы приобретения праведности, благочестия. В аскетических
памятниках термин "аскетизм" также обозначал совокупность подвигов
монахов и отшельников -покаяние, пост, безбрачие,
терпение скорбей, молитва и другие, чтобы очистить душу, укрепить ее
внутреннюю свободу. В настоящее время христианский аскетизм
или подвижничество определяется как "ревность и сила
пребывать в деятельном, путем подвигов /постничества, девства, отшелъничества и др./ общении с Богом, по вере в Господа
нашего Иисуса Христа, при помощи благодати Божией, для обретения
истинно христианской настроенности как залога к участию в Царствии
Небесном" /1,с.593/
1.
Обзор литературы и
методика рассмотрения творений св. отцов.
Имеется несколько современных трудов по
аскетизму, в которых в явном виде отражена аскетика прп.Исаака Сирина (VII-VIII вв.) и прп.Симеона Нового
Богослова (949-1022 гг.). В различной степени все эти труды имеют системный
характер. В книгах Софрония/Сахарова/
"Архимандрит Старец Силуан" и монаха Иосифа "Старец
Иосиф Исихаст" в основном представлено учение прп.Силуана Афонского и старца Иосифа Исихаста и в
определенной мере присутствуют точки зрения на аскетизм их авторов архимандрита
Софрония и монаха Иосифа, которые сами обладали
большим личным опытом в этой области. Труд Зарина С."Аскетизм по
православно- христианскому учению" написан в академической манере,
желательное присутствие личного опыта при отражении темы аскетизма трудно
определить. В отличие от предыдущих книг в известном труде Фуделя
С. "Путь отцов" отражены творения многих отцов-аскетов и при этом
чувствуется присутствие личного аскетического опыта. Рассмотрение ведется от
начального состояния христианское подвига. Также имеется ряд других книг по
аскетизму: "Лествица", "Невидимая
брань", труды свт.Игнатия
Бренчанинова, свт.Феофана
Затворника, в которых опыт прп.Исаака и прп.Симеона учтен более неявно. Учитывая перечисленные
книги мы рассмотрим аскетику по
оригинальным трудам прп. Исаака Сирина / 8 / и прп.Симеона Нового Богослова / 9
/. Отметим, что творения обоих преподобных не представляют собой последовательных
аскетичеаких систем, как например "Лествица" или "Невидимая брань", и с трудом
поддаются упорядочению ввиду природы самого аскетизма: многие качества
развиваются у подвижника параллельно и взаимодействуют по мере продвижения по
духовному пути жизни, что находит отражение в виде повторения многих тем на протяжении почти всех
творений. На эту проблему обращается внимание в книге Архиепископ Василий /Кривошеин/
"Преподобный Симеон Новый Богослов " /10,с.10;
11,с.197 /. Можно сказать, что истинно аскетические творения обладают свойством
простоты - нерасчленимостью по какому-либо признаку: "великая простота
прекрасна" /8,с.34 /. И это свойство истинного аскетизма полностью
соответствует его конечной цели. Поэтому продуктивным представляется
следующий подход при изучении
аскетики преподобных:
- отдельно рассматриваем их точку зрения на начало пути жизни, как
поддающуюся вычленению;
- фиксируем используемые здесь понятия и
их последовательность. Ввиду ограниченного объема подобной информации это
позволяет более ясно представить точку зрения преподобных
на всю проблему;
- рассматриваем остальной материал творений,
используя эти принципы понятия, их последовательность;
- при этом для адекватной передачи мыслей
святых отцов необходимы цитаты в большом количестве. Такое же обильное цитирование
принято в книге Василия /Кривошеина/
"Преподобный Симеон Новый Богослов"
/10, с.11/
2. Начало христианского пути
жизни.
Преподобный Исаак Сирин в основном писал не для новоначальных, а для преуспевших в аскетическом подвиге
иноков. Однако интерес представляет и видение им
начала аскетического пути, что отражено в словах 1-4, 9 из книги преподобного Исаака
Сирина "Слова подвижнические" /8/.
Рассмотрим этот вопрос после следующего замечания.
Начало христианского пути есть
первоначальное вспоминание, памятование о Боге, часто Бог попускает человеку
впасть в страсти и скорби для возбуждения в нем этого памятования, которое
сопровождается возникновением страха перед Богом /8,с.277-278/. Эти
положительные сдвиги в духовном состоянии человека могут иметь разные степени,
периоды усиления и ослабления; для их укрепления надо много потрудиться. При их достаточном утверждении и
возникают память Божия и страх Божий, как
существенные характеристики христианина.
Преподобный Исаак так начинает Слово 1: "страх Божий есть
начало добродетелей". Далее он замечает: "говорят, что он -
порождение веры... когда ум устранен от мирских забот" / 8,с.11 /. Это
интересное место указывает на степень веры в VII в: подвижники не знали состояния души без страха Божия. Преподобный говорит о
начале пути жизни:
- изучение Святого Писания в сочетании с нестяжателъностью
до степени нищеты: "для отвращения
предзанятых душею
расположений /прежних впечатлений/ к непотребству и для устранения возстающих в плоти тревожных воспоминаний, производящих
мятежный пламень, ничто не бывает так достаточно, как погружение себя в любовь
к изучению Божественного Писания и постижение глубины его мыслей". При
этом важно доискиваться цели слов Святого Писания, постигать глубину мысли
святых;
- удаление от мирских дел, чтобы ум не был ими занят; иначе сердце
не будет пребывать в тишине. Необходимо
попрание "видимого вещества, которое служит преградою внутреннему;
контроль помыслов к пресечение плотоугодия. В этом также очень помогает чтение
Святого Писания со рвением к постижению его; отвержение поиска себе чести, что борит злого духа печали / 8,с.12-15/;
- служение милосердием
имеет всеобъемлющее значение: "производит в душе, без всякого промедления
времени, общение с единым сиянием славы Божества" / 8,с.16 /; "с
огорченным сердцем будь в общении и трудом молитвенным, и соболезнованием
сердечным и прошением твоим отверзнется источник милости" / 8,с.20/.
Bсe это, конечно, может делаться уже имеющими опыт христианами
и никак не характерно для новоначальных. Уже это показывает, что стать на
аскетический путь трудно. Для облегчения такого делания хороши следующие
средства из Слова 2:
- содержи всегда в памяти превосходящих тебя
добродетелью, чтобы непрестанно видеть в себе недостаток против их меры; следует
всегда помнить о страданиях более обремененных болезнями, чтобы переносить свое
с радостью; во время расслабления и лености помни о прежнем времени своей
рачительности в вере, как подвизался за веру ранее. Такими воспоминаниями душа
"облекается пламенем ревности;
- для смирения
в добродетелях помни о падении сильных в вере, их покаянии
и венце за это; в себе самом погрузись от греха и найдешь там восхождения, по
которым в состоянии будешь восходить; следует хранить зрение, слух от
искушающих впечатлений; надо заниматься делами добродетели, иначе увлечешься в
противоположное; непрестанно открывай немощь свою пред Богом, и не будешь
искушаем;
- терпение плотских скорбей очищает
страстную часть души; молитва и размышление о Божественном
/созерцание/ просветляет умную часть души. И здесь нельзя переходить ко
второму, не преуспев в первом, иначе "если ум вознамерится взойти на крест
прежде, нежели чувства его, исцелясь от немощи,
придут в безмолвие, то постигнет гнев Божий"; трудами и хранением себя
источается чистота помыслов, а чистотою помыслов свет мышления/ 8,с.18-23/.
Преподобный Симеон
Новый Богослов заповедует новоначальным монахам с
самого начала со всем усердием творить следующее дела доброделания:
- определенное
молитвенное правило в полночь;
-
предельное внимание на службах в храме без расслабления тела, рук, ног,
головы. Хранить ум и очи от рассеяния на других людей. В храме напитывать свою
душу словами молитв, Святого Писания. Стоять до конца службы на одном месте;
- хорошо
на всякой службе иметь слезы. Это сильно помогает в духовном росте, душа начинает
питаться словами молитв, воспринимать их в себе;
- никогда
не выходить из храма прежде отпуста, без крайней
нужды; после службы не рассеиваться на разговоры, а идти в келью и браться за
послушание или чтение;
- никогда не оставаться праздным в келье,
так как это зло. Заниматься рукоделием или иным занятием; не ходить по монастырю
и не любопытствовать занятиями других людей, но хранить молчание и от всех
устраняться. Это есть истинное странничество; не ходить ни к кому в келию кроме за послушание настоятелю, говорить только по
делу и кратко; при виде беседующих в неподобающее время проходить молча с
поклоном, но не садиться к ним;
- к Причастию приступать по разрешению
духовника, со страхом и радостью;
- служение другим людям за послушание
исполняй, как если бы служил Самому Христу, имей всех
братии, как святых;
- на
трапезе не протягивай рук к яствам прежде старейших тебя, соблюдай великую
скромность и молчание, не любопытствуя яства, но ешь свою часть с благодарением
и воздержанием. Имей при этом помышления покаянные. Досыта не ешь, но гораздо меньше
потребного. Имей меру воды и пей в один определенный час дня;
- на трапезе не слушай помысла хотения,
внушающего тебе принимать пищу по выбору, остерегайся протягивать руку к тому,
что кажется хорошим, но ешь то, что положено пред тобою. Но и из этого следи за
помыслами хотения и борись с ними. Именно таким помыслом пал Адам; не бери на
трапезе предлагаемого тебе другими людьми, если это
превышает твою меру; не вкушай
"вне общей трапезы. Это диавольская сеть:
- такая борьба со страстью чревоугодия
раздражает злого духа, и он начинает действовать через других людей путем
осуждения, поношения, пересмеивания и другими неприятными делами. Но ты терпи; никогда не ищи первоседания, но ненавидь его от всей души, так как оно
есть причина гордости;
-
если возможно, то принимай пищу один
раз в день. Если трудно тебе
так, то еще один раз съешь хлебец в две
просфоры /лучше сухой/ и выпей
чашу воды, кроме случая немощи. От этого получишь великую пользу для ночной
молитвы и бдения;
- вечером
почитай книгу до трех листов, встань на молитву: душа бодренна,
заключай помыслы в слова молитвы не давая им
рассеиваться, руки скрести перед собою, ноги ровно и неподвижно, глаза
закрыты для избежания рассеяния помыслов ума, ум и сердце вознеси к Богу со слезами
к воздыханием испрашивая у Него милости;
- молитвенное правило имей определенное
духовным отцом и среди них псалмы, которые более сокрушительны, возбуждают
слезы покаяния. Колен преклонения и время стояния на молитве должны
соответствовать твоей силе, чтобы совесть не обличала за их недостаток;
- после вечерней молитвы опять почитай, сядь
за рукоделие и сиди до девяти часов вечера. Потом встань, прочитав "Нескверная" ложись спать до полуночи;
- исповедание помыслов духовному отцу
ежедневное / 9,т.2,с.209-211/
После вышеприведенных указаний и советов прп.Исаак в разделе, обращенном к новоначальным, указывает перечень страстей, полезный для
понимания общих законов духовной борьбы:
приверженность к богатству, телесное
наслаждение и плотское вожделение, желание чести и зависть, желание власти и надмение ею, желание наряжаться и нравиться, искание человеческой
славы и злопамятство, страх за тело. Из
этого перечня видно, что он "не придерживается восьмичисленной
классификации страстей Звагрия, Иоанна Кассиана и Нила Синайского. В сущности и понятие "страсти" у него двусмысленно:
он обозначает этим словом и естественные потребности и греховные укорененные
привычки" / 2, с.226
./. Далее предлагаются важные критерии:
- познание того, что человек исшел из
мира /отказался реально/;
- уразумение меры жития своего / 8, с.25/.
В Слове 4 рассматривается соотношение
свойств души и тела
разъяснения, имеющего аскетическое значение положения, апостола Павла:
"плоть желает противного духу, а дух - противного плоти, они друг другу
противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы" (Гал
5.17) . Преподобный отмечает:
- "свойственное
естеству не вредит ему";
- каждое естество в человеке /душа, тело/ "исполняется веселия приблизившись
к тому, что ему свойственно" и это
ему помогает "а что вредит, то чуждо я привзошло
отвне";
- "страсти тела и души одни другим
противоположны", "что свойственно естеству души, то - смерть для тела";
- "когда одно естество входит в
согласие с другим, тогда оно обретается не в том, что ему свое, но в противоположном тому";
- " когда душа возвысится над попечением
о теле, тогда вся всецело цветет духом в движениях своих и среди неба носится в непостижимом...";
И также, если тело оказывается в грехах,
душевные помышления не перестают источаться в уме".
Тут же дается общая классификация помыслов
от четырех причин и очень важные для аскетики понятия чистоты ума и чистоты
сердца.
3. Перечень главных элементов аскетики преподобного
Исаака и преподобного Симеона.
Можно уже провести сравнение наставлений
обоих святых отцов. Преподобный Исаак в основном обращается к монахам,
начинающим более высокую стадию подвига - отшельничество. Потому его советы
носят более умозрительный характер и охватывают больший спектр вопросов.
Преподобный Симеон гораздо более жил в киновиях /общежительные монастыри/ и его советы конкретнее,
учитывают реальные повседневные трудности новоначальных
монахов. Несмотря на это значительная часть аскетических вопросов у этих святых
отцов пересекается. Приведенный материал в основном исчерпывает проблему
начала аскетического пути у этих святых отцов и позволяет отметить следующие элементы
аскетического подвига для дальнейшего подробного рассмотрения:
- изучение Святого Писания;
- чтение житий святых;
- исполнение заповедей Божийх
целомудрие;
- память Божия;
- совесть;
- страх Божий;
- память смерти;
- любовь к Богу;
- самоотвержение;
- покаяние;
- терпение;
- пост;
- целомудрие;
- послушание;
- трезвение;
- контроль
помыслов;
- молитва;
- псалмопение;
- бдение;
- молчание /безмолвие /;
- смирение.
Во введении указывалось, что многие из
этих элементов аскетизма развиваются параллельно, взаимодействуют по мере
движения по пути жизни. Именно поэтому в творениях обоих преподобных они
встречаются на протяжении почти всего материала текста творений. Потому для
организации материала при сохранении ощущения творений и их архитектуры применен
следующий принцип цитирования: по каждому элементу материал излагается по мере
появления его в тексте, а не по формально логическому смыслу его нахождения в
разделе.
4. Изучение Святого Писания, чтение житий святых,
исполнение заповедей Божиих и другое.
Чтение, изучение Св.
Писания
Оба святых отца, примерно, в равной мере
уделяют этому внимание. Преподобный Исаак говорит так:
- избавляет от суетных помыслов и
докучливости страстей; усиливает
желание такого чтения и размышления о нем "по причине весьма
великого наслаждения своим занятием, возвышаясь над суетными помыслами
этой жизни" / 8,с.99-100/; это есть "свет для души, потому что оно
указывает душе полезные напоминания о том, чтобы остерегаться страстей и
пребывать в любви к Богу чистотою молитвы, а также начертывает
пред нами мирный путь по следам святых" / 8, с.130 /;
- оно есть источник чистой молитвы /без
рассеяния/ /8, с.160,266/ возводит ум к
чудесам Божиим / 8,с.259/; ведет к познанию целей вселенной и приобретению напутия
от силы Промысла Божия /8, с.263/; открывает путь
тонкости созерцания / 8,с.265/; побуждает нас к покаянию /8, с.311/; укрепляет ум, помогает бдению, подает свет
разумению; непрестанно
посевает в душе памятование о Боге /8,с.329/
Преподобный Симеон
наставляет:
- оно
есть для больного естества человека врачебная наука /9,т.1, с.66/; чтение это в нашей власти, а чтобы понимать
зависит не только от нас. Наше здесь старание и внимание, а понимание читаемого есть дело благодати Божией. А вот чтобы удерживать
в уме и помнить понятое есть дело единой благодати Божией /9, т.1, с.75/; польза изучения Святого Писания от того, что
внутри его сокрыты "помышления благодати Святого Духа" / 9,т.1,с.285 / ;
- в
букве Святого Писания сокрыты Божественные таинства, которые открываются
только Святым Духом и не иначе, как через делание заповедей и добродетелей /9,т.1, с.444; т.2,с.308/; потребны многие
слезы, великий страх, большое терпение и непрестанная молитва, чтобы открылась
нам сила хотя
одного Владычного слова и мы познали великие таинства, сокрытые в малых словесах Святых Писаний /
9,т.2,с.237 /.
Очевидно, что святые отцы освещают это
делание по-разному, причем слова преподобного Симеона
есть расшифровка более коротких речений преподобного Исаака.
Чтение житий святых.
Здесь есть речения только преподобного Исаака:
-
служат к научению и укреплению в искушениях / 8,
с.39,54-63/;
- руководствуют
ум к усмотрению порядка в тварях и делах Божиих,
укрепляют ум собою, своею
тонкостью приуготовляют его к приобретению светозарных мыслей и делают, что в чистоте
идет он к уразумению тварей Божиих /8,с.263/.
Чтение, изучение Св.Писания
и житий святых возгревает.
Исполнение заповедей Божиих. Этот вопрос более
рассмотрен у преподобного Исаака:
- вся сила законов и заповедей, какие
Богом даны людям, по слову отцов, имеет
пределом частоту сердца /8,с.65/;
- совлекает с человека грех; сотворяет обитель Богу в человеке /8,с.105/; есть оружие против страстей для уврачевания преступной души;
производит очистительное, оживотворяющее действие на душу; по любви к
Богу дает душе свет, чистоту; выводит
человека из ветхого мира страстей и вводит в новый мир Духа /8,с.226-228/;
- их сокровенное исполнение врачует
душевную силу /8, с.241-242/ за это ум сподобляется благодати таинственного
созерцания и откровений ведения Духа / 8,с.247/; совершается в скорбях и теснотах.
Преподобный Симеон
говорит так:
- преступающий заповеди есть враг себе и
Богу / 9,т.1,с.41 /; без Божественной силы человек никак не может исполнить
заповедей /9, т.1,
с.124/; эта сила сообщается в таинствах
крещения, причащения и покаяния /9,т.1,с.461/;
- должно соблюдать все
заповеди, не презирая ни одной, даже малейшей /9, т.1,с.451-456 /; не творящий
заповеди в каждом преступление заповеди отрицается Христа, а творящий наоборот
исповедует Его / 9 т.1,с.266 /; иное
есть бояться Бога и иное исполнять заповеди Его, иное - негрешение
и иное делание заповедей / 9,т.2,с.400 /;
- исполнители заповедей по мере ревности в
исполнении их воспримут такую или иную мзду созерцания Бога /9,т.2, с.400/.
Находящиеся в произволении человека чтение
Святого Писания и житий святых, исполнение заповедей Божиих
перебрасывают мост к памяти Божией, как важному, коренному свойству христианина. Так святитель Игнатий Брянчанинов говорит:
"исполнение Евангельских заповедей составляет собою памятование Бога"; "начало непрестанного памятования Бога
уже заключается в тщательном изучении закона Божия,
во внимательном чтении Евангелия и всего
Нового Завета, в чтении святых отцов Православной Церкви" /Цит.по: 7,с.7-8 /.
Память Божия. Этот вопрос обсуждает
только преподобный Исаак:
- усиливает молитву, очищает и освящает
сердце; подвигает нас приносить благодарение Богу; дает в скорбях дерзновение молитвы к Богу; ею
простираемся к добродетели; избавляет от нечестия, от небоязненности
жизни;
-
вселяет любовь к Богу и приближает
честь усыновления Ему; простирает Бога и к памятованию о тебе, помощи тебе в
бранях и к спасению тебя; долговременным
хранением такой памяти душа иногда приводится в духовный восторг и удивление /8,с.277-279,286
/;
- она позволяет при чтении: всякого человека втайне, по мановению Божию, обрести помощь
всякого человека; когда кто овладеет
пажитью в душе, истребляет в сердце памятование о всем
видимом /8, с.370-371/. Святитель Феофан Затворник учил: "главное, в чем
надо упражняться есть память Божия, или хождение в
присутствии Божием. Старайтесь приобресть
навык всегда быть в сознании и чувстве, что находитесь по
оком Божиим".
Святитель Игнатий Брянчанинов: "исполнение Евангельских заповедей
составляет собой памятование Бога" /Цит.по: 7,с.7-8/.
Совесть.
Здесь более материала у преподобного Исаака:
- осуждение
совести разрушает молитву и лишает человека дерзновения к Богу / 8,с.281/;
надежда на Бога и мужество сердца рождаются от свидетельства совести,
когда не осуждает совесть человека будто бы вознерадел он о чем-либо таком к чему обязан он по мере сил
/ 8, с.350/;
- посему дерзновение бывает следствием
преуспеяния в добродетелях и доброй совести. Потому вредное для души дело – раболептствоватъ телу. Кто
хотя отчасти ощутит в себе надежду на Бога, тот не согласится уже по нужде
работать этому жестокому владыке - телу / 8, с.350/;
- от
добродетелей, совершаемых между людьми, совесть не получает правоты / 8,с.377/; во всех делах твоих да предваряют у тебя
телесное целомудрие и чистота совести. Ибо без них суетно пред Богом всякое дело
/8, с.387/.
Преподобный Симеон
выдвигает важные критерии действия совести:
- исследующему
себя самого совесть непременно скажет настоящую истину, если он не одержим кичением и гордостью /9,т.1,с.409-410/;
- совесть должно хранить чистою в отношении к Богу, к духовному отцу своему и к
другим людям, а также и к вещам мира, чтобы она ни в чем нас не обличала / 9,т.2,с.21-85 /.
Страх Божий. Преподобный Максим
Исповедник говорит: "страх Божий
рождается от всегдашнего поучения в Божественном Писании /совершенного безпопечения о земном" /чит.по: 7, с.76 /. Но этому вопросу материала гораздо
больше у преподобного Исаака:
- страх Божий предваряет любовь к Богу /8,с.34/;
страху всегда сопутствует сомнение, сомнение
сопровождается разысканием.
В самом исследовании и разыскании всегда познаются страх и сомнение / 8,с.118/
душа, имеющая в себе страх Божий, не боится того, что вредит ей телесно, потому
что на Бога уповает / 8,с.147 /;
- есть три способа, которыми всякая
разумная душа может приближаться к Богу: или горячностью веры, или страхом,
или вразумлением Господним /8, с.285/; страх Божий вводит нас на корабль покаяния,
переправляет по смрадному морю жизни и путеводит к
божественной пристани, которая есть любовь /8,с.366/;
- от веры и страха Божия
рождается духовное ведение /8,с.366-368/; к человеку, пренебрегающему миром сим
и ревнующему о страхе Божием, приближается Промысел
Божий /8,с.396/; бывает смирение от
страха Божия. Такого сопровождают во всякое время
скромность во всех членах, благочиние чувств и сокрушение сердца /8,с.385/;
Преподобный Симеон
также придает страху Божию большое значение:
- сначала он толкует изречение Святого Писания
"начало премудрости страх Господень" (Притч 1.7) и указывает, что для
этого надо взыскать умный свет Божий. Тогда поймешь и себя и этот мир и дела
его /9,т.1, с.322/
- далее он рассматривает действия этого
страха на человека /9,т.2, с.178,527/; говорит о пользе страха вечных мук /
9,т.2,с.528-529/; указывает причины появления
в душе человека страха Божия /9,т.3, с.25—26/
Память
смерти.
По этому вопросу материал только у преподобного Исаака:
- блажен,
кто памятует о своем отшествии из этой жизни и
воздерживается от привязанностей к
наслаждениям мира сего. Он есть рожденный от Бога; и Святый Дух - кормитель
его / 8,с.47/;
- когда из любви к Богу желаешь совершить какое
дело, пределом желания сего поставь смерть; и таким образом, на самом деле
сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждой страстью /8,с.156/
- памятование
о смерти служит узами для внешних чувств /8.с.165/; любовь к безмолвию есть непрестанное ожидание смерти /8,с.166/;
пока человек пребывает в нестяжательности,
непрестанно приходит ему на мысль переселение из жизни; и полагает он всегда размышление свое о жизни по
воскресении, во всякое время всячески готовится туда и
приобретает терпение, против всякой чести и телесного покоя, посеваемого в мысли его /8,с.211/;
- первая мысль, которая по Божию
человеколюбию западает в человека и руководствует душу к жизни, есть западающая
мысль об исходе сего естества. За сим помыслом естественно следует презрение к
миру; и этим начинается
в человеке всякое доброе движение, ведущее его к жизни /8,с.378/; сатана ненавидит память смерти в человеке /8,с.379/.
Вообще под памятью смерти в аскетике святых отцов разумеется особое духовное
чувство. Начинается оно с переживания мимолетности жизни человека на земле и, усиливаясь,
меняет отношение человека ко всему в мире. Внимание сосредотачивается внутри,
что порождает напряженную молитву / 4,с.97 /.
5. Любовь к Богу, самоотвержение, покаяние, терпение,
пост.
Любовь к Богу.
Оба святых отца этому уделяют много места, но у преподобного Исаака
больше:
- страх
Божий предваряет любовь к Богу /8,с.34,с. 366/; мучимые в геене
поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! /8,с.78/; любовь есть порождение ведения истины,
которое дается всем вообще /8,с.78/;
-
когда сподобится кто совершенной любви Божией, то памятование
о Боге сразу возбуждает
сердце любовью к Богу и обильно текут слезы. Пребывающий
в любви Божией никогда не лишится слез и во сне своем беседует с Богом /8,
с.105/; любовь, происходящая от Бога, не иссякает /8,с.132/; с любовью к миру невозможно
приобрести любовь к Богу /8, с.145/
- кто достиг любви Божией, тот не желает
уже снова пребывать здесь, потому что любовь сия уничтожает страх /8,с.153/; любовь
к Богу приобретается молитвою: самая молитва нужна для того,
чтобы приобрести нам любовь Божию, потому что вследствие молитвы сыскивается
причины любить нам Бога /8,с.159, 174/;
- для верующего любовь к Богу -
достаточное утешение даже и при погибели души его /8,с.165/; обретается в
самоотвержении души и испытывается в ежечасной
борьбе с искушениями /8,с.186/; упоенный любовью Божиею
- во всем мире, который есть дом плача, забывает все свои труды и печали и по
причине своего упоения делается нечувствительным ко всем греховным
страстям /8,с.215/;
- душа, не победившая страстей, не может
стяжать любви к Богу /8,с. 240-241/;
любовь к Богу познается через искушения, и через нее истинные подвижники
нудят себя к труду добродетели /8, с.305, 307/; признак и действия любви к
Богу: она естественно горяча, делает душу восторженной, сердце усматривает в себе
необычайное изменение, лицо человека делается румяным и радостным и тело согревается,
человек источает силу и бывает как бы изумленным и др. /8, с.339-341)/;
- пока не обретем любви Божией, делание
наше на земле терний и пожинаем мы среди терний, ежечасно уязвляемся ими. А
когда обретем ее, тогда станем питаться хлебом небесным и укрепляться в силах
без работы и труда /8,c.365/;
достигшие любви Божией становятся выше естества, и отступают от них
борьба, страх и утомление /8, с.369/; приводятся признаки любви ко Христу и любви к миру и телу /8,с.396/.
Преподобный Симеон
так учит о любви к Богу:
-
любить Христа значит исполнять Его заповеди /9,т.1,с.181/; любовь эта
есть глава всех добродетелей /9,т.1, с.184; т.3,с.31/; без нее тщетны пять
самых великих дарований: языков, пророчества, веры, милостыни, мученичества
/9,т.1,с. 134/; ею устроена вера наша,
на ней основана надежда и без нее ничто из
сущего не происходило к никогда не произойдет /9,т.2,с.5/;
- она есть действие
Духа, существенное Его присутствие /9, т.3,с. 220/; она есть Божественный Дух и всесовершающий свет /9,т.3,с.27/; она есть Христос и Бог наш /9,т.3, с.415/; она не есть дело удобоисправимое
и не есть вещь легко обретаемая /9,т.3,с.38/.
При всем этом следует помнить
предупреждение святителя Игнатия Брянчанинова: "преждевременное стремление
к развитию в себе чувства любви к Богу уже есть самообольщение" /Цит.по:7,с.62/.
Самоотвержение.
Об этом говорят только преподобный Исаак:
- это означает следующее: "как
приготовившийся взойти на крест одну мысль о смерти имеет в уме своем и таким
образом восходит на крест, как человек не помышляющий, что снова будет иметь
часть в жизни настоящего века, так и желающий исполнить самоотвержение. Ибо
крест есть воля, готовая на всякую скорбь" /8,с.85/;
- молящийся прилежно есть то же, что
умирающий для мира: и терпеливо пребывать в молитве значит отречься человеку
от себя самого /8, с.174/.
Важность самоотвержения в следующем: "в какие-то моменты подвижник идет в своей
решимости отвержения питания, сна и т.п. на смерть, но замечено, что
действительная смерть в таких случаях обычно не приходит, и даже больше того,
человек хранится Богом в еще больше мере" /4,с.134/.
Покаяние.
Этому важнейшему вопросу у обоих святых отцов уделено, примерно,
одинаковое внимание.
Преподобный Исаак:
- человек может узнать, что прощены ему
грехи, если ощутит в душе своей, что совершенно, от всего сердца возненавидел
грехи, и когда явно дает себе направление противоположное прежнему. Таковой
уповает, что получил от Бога оставление грехопадений, как возненавидевший уже
грех, по свидетельству совести, какое приобрел в себе, по апостольскому слову:
"неосужденная совесть сама себе свидетель"
(Рим 2.15/8,с.79);
- если любишь покаяние, возлюби и
безмолвие. Ибо вне безмолвия покаяние не достигает
совершенства /8,с.166/; двадцать четыре
часа дня и ночи имеем мы нужду в покаянии: оно есть с исполненною сокрушения
молитвою приближающееся к Богу неослабное прошение об оставлении прошедшего и
мольба о хранении будущего /8, с.190/;
- покаяние есть оставление прежнего греховного жития
и раскаяние о нем; покаяние есть сердце
сокрушенное и смиренное /8, с.194/; Бог ожидает нашего покаяния, чтобы простить нам грех.; /8, с.214-215/; грешник, приносящий
покаяние, получая здравие души своей, входит с Отцом
в область чистого естества к царствует во славе Отца своего /8, с.238/
- в
крещении Бог туне прощает и совершенно ничего не требует, кроме веры; при покаянии же в грехах по
крещении не туне прощает, но требует трудов, скорбей,
печалей сокрушения, слез, долговременного плача, и потом уже прощает. Потому
пока мы в теле, должны быть рачительны в делах покаяния /8,с.256/;
- кто
боится грехов, тот безпрепятственно совершит страшное
шествие и во время мрака обретет свет пред собою и внутри себя. Стопы боящегося
грехов охраняет Господь, и во время поползновения претворяет его милость Божия.
Кто прегрешения, свои почитает малыми, тот впадает в худшее прежнего и понесет семикратное
наказание /8,с.272/;
- ни одна из добродетелей не выше
покаяния; само оно некогда не может быть совершенно. Покаяние до самой смерти
не определяется ни временем, ни делами. Помни, что за всяким наслаждением
следует омерзение и горечь /8,с.336/;
- когда человек памятует прежние свои
грехи и наказывает себя вольными скорбями, тогда и Бог прилагает попечение о
том, чтобы упокоить его. Бог радуется, что за уклонение от пути Божия сам он наложил на себя наказание, что служит знаком
покаяния. И чем более делает он принуждение душе своей, тем паче приумножается
Богом честь его
/8,с.354/;
- покаяние есть вторая благодать
и рождается в сердце от веры и страха Божия /8,с.365/;
смрадное море между нами и духовным раем можно переплыть только на ладье покаяния, на которой есть
гребцы страха Божия.
Поэтому страх этот вводит нас на корабль покаяния /8,с.366/;
- описываются различные духовные действия, испытываемые
человеком после очищения себя покаянием: сладость Божественная, воспламенение
любви к Богу в сердце попаляющей страсти, мысль
приходит в изумление. Это начало духовного созерцания в человеке /8,с.380-381/;
покаяние и сношения с людьми - то же, что разбитая бочка /8, с.384/;
- Сын Божий претерпел крест; потому мы,
грешники, будем смело полагаться на покаяние. Гнев Божий отвращается от нас,
когда мы истинно печалимся о грехах наших. Скорбь ума достаточна, чтобы заменить
всякое телесное делание /8,с.390/;
- не тогда будем печалиться, когда поползнемся в чем-нибудь, а когда закосневаем
в том. Печаль, какую чувствуем при своих поползновениях, вменяется нам
благодатью вместо чистого делания /8,с. 392/.
Преподобный Симеон
так учит о покаянии:
- покаяние есть сокрушение и болезнование души и сердца до слез, излитых из глубины души
по причине осуждения совестью, как у пророка
Давида, царя Манассии, апостола Петра и других. Пришедши
в чувство грехов своих, каждый из них осуздал и окаявал себя и плакал
от души, и за это получил прощение грехов своих. Для получения прощения грехов
требуется не только искреннее от всей души раскаяние в них, но еще и твердое
намерение не падать более в те же грехи и не возвращаться вспять /9,т.1, с.274-275/; всякий кающийся на то одно должен обратить весь
свой подвиг, чтобы быть уврачевану от Господа Иисуса Христа, освятиться
и принять силу к исполнению воли Божией и заповедей Его /9,т.1,с.121/
-
человеколюбивый Бог приемлет и возлюбляет тех,
которые каются от всей души, бегут от мира прелестного и от миродержателя
диавола и приходят к Нему, обнажившись от всех вещей
мира сего /9,т.2,с.41/ по мере покаяния человек обретает дерзновение и
присвоение к Богу /9,т.1,с.299/.
Учение
преподобного Симеона о покаянии подробно рассмотрено
в книге Василий/Кривошеин/ "Преподобный Симеон
Новый Богослов" /10,с.74-86; 11,с.340-350/. Здесь оба автора обращают особое
внимание на то место, которое отводит преподобный Симеон
слезам и плату в покаянии. Таких мест в творениях
преподобного Симеона много, например, /9,т.2,с,174-176/.
Терпение. Об этом более
говорит преподобный Исаак, как обращающийся к монахам высшего подвига:
- чтобы лучше переносить скорби надо отлучить
себя от мира и прежнего образа жизни, жилище иметь скудное и не содержащее
ничего возбуждающего вожделение покоя /8, с.87/; терпение в духовном подвиге скоро приводят к
плоду /8, с. 153/, а в борьбе со
страстями приводит к чистоте /8,с.237/; больше всего должно стараться о приобретении
терпения в скорбях и искушениях
/8, с.239/; должно быть терпеливым в делании заповедей; терпение есть путь к
совершенству /8,с.257-258/;
-
кто может с радостью перенести обиду, тот приял утешение от Бога по вере в него. И кто со смиренномудрием
терпит возводимые на него обвинения, тот достиг совершенства, и ему удивляются
святые ангелы. Ибо нет никакой иной добродетели столь высокой и трудной
/8,с.273/; в ком мир мертв, те с радостью
терпят обиды; а в ком мир жив, те не
могут терпеть обиды, но, движимые тщеславием, гневаются и от неразумного
движения приходят в смятение или объемлются печалью /8,с.281/;
- совершенство милосердия выказывается в
терпении предпочитающего переносить обиды;
совершенство смирения - в том,
чтобы с радостью сносить ложные обвинения. Если истинно ты милосерд, то, когда
неправ, то отнято у тебя твое, не скорби внутренне и не рассказывай, об ущербе
посторонним. Докажи множество милосердия своего теми благами, какие воздашь
обидевшим тебя /8,с.287/;
-
всякое телесное обстоятельство и всякая скорбь, если нет в них терпения, служат
к сугубому мучению, потому что терпение в человеке отвращает бедствия, а
малодушие есть матерь мучения. Терпение есть матерь утешения и некая сила,
обыкновенно порождаемая милостью сердца. Человеку трудно найти эту силу в
скорбях своих без Божественного дарования, обретаемого неотступностью молитвы и
излиянием слез /8,с.359/;
-
по мере смиренномудрия дается тебе терпение в бедствиях твоих, а по мере
терпения облегчается тяжесть скорбей твоих /8,с.360/; умножение терпения есть
признак действия благодати /8,с.377/;
если кого Бог подвергнет иногда телесным лишениям и иным скорбям, то
терпение этого обращает нам в помощь. К
душе скорбящего являет Господь великое человеколюбие, соразмерно тяжести
страданий в скорби его /8,с.396/.
Преподобный
Симеон:
-
претерпевающие в настоящей жизни скорби и искушения одним терпением
искупает время своей жизни, через смерть телесную покупая себе жизнь
вечную /9,т.1,с.288-289/; христианин
называется верным не только по вере во Христа, но и по вверению ему даров, а
терпении и благодушие соделывает в человеке
благодать /9,т.1, с.331/;
-
терпение есть основание добродетелей /9,т.2,с.380/; готовность на всякое послушание без терпения
не может быть приобретена и окрепнуть /9,т.2,с.412/; боящиеся Бога с радостью терпят обучающие
наказания Отца своего, пребывая в
отеческом доме /9,т.2, с.408/.
Пост. Материала по этому
вопросу много более у преподобного Исаака:
-
блажен, кто заградил себе уста от всякого сластолюбия, отлучающего его от
Создателя; с трапезы постящихся,
пребывающих во бдении и трудящихся о Господе,
заимствуй себе врачевство
жизни и возбуди от омертвения душу свою;
любезен Богу образ жизни воздерженного; обычный
пост трудно сохранить при беседе и обращении с людьми, а безмолвие и уединение
помогают в хранении поста /8, с.49-50/;
- когда человек
желает иметь только нужное для поддержания тела, то потребности его
делаются удобопренебрегаемыми; началом борьбы против; греха служит труд
поста; пост и бдение - основание всех
добродетелей, а любящий их есть друг целомудрия; пост хранить надо с рассудительностью /8,с.87-90/; пост есть защита от мятежных помыслов и от
него рождается в душе ведение тайн Божиих; алчба и жажда
- признаки истинно подвижнической жизни /8,с.175,с. 286/; малое нарушение поста ведет к невоздержности
и блуду /8,с.348/.
Преподобный
Симеон учит так:
- доброе дело есть петь, молиться, поститься,
совершать бдение, подавать милостыни, держать себя в уничижении, стать
нищим, любви ради Христовой. При этом
цель одна - освобождение Христом и во Христе /9, т. 1, с. 152/; от поста укрощается язык и останавливается
парение помыслов /9,т.2,с.193/ ; кто живет по-евангельски тому можно питаться
всегда хлебом и водою, а будет здоровее пространно питающегося /9,т.2 с.199/; пост есть закон, повеление Бога и главное
здесь не пища, а произволение. Так насыщение яствами на трапезе и тайноядение – тяжкие грехи. Пост - врач души, благотворно действует на
тело и душу /9, т.2,с.230-232/.
6. Целомудрие,
послушание, трезвение, контроль помыслов.
Целомудрие. Об этом
говорит практически только преподобный Исаак:
-
истинно целомудрен тот, кто не внимает
бесстыдно непотребным помыслам и тогда стыд уподобляется завесе, повешенной в
сокровенном вместилище помыслов /8,с.13/;
-
целомудренный и угодный Богу чин жития таков:
хранение очей, не празднословить, очень простая одежда и яства понемногу,
не прерывать речи другого, отвечать с рассуждением, почитать себя меньшим
всех; и слугой всем, ни перед кем не обнажать тела, твердо уклоняться от
дерзости в речах, спание в одиночестве, есть и пить прилично и др. /8,с.51/; пост - источник целомудрия /8.с.90/; должно во всем хранить целомудрие и
особенно во время сна /8,с.161/;
-
целомудрие оскверняется пресыщением чрева, а укрепляется оно лежанием на голой
земле, трудом алкания, когда отнят сон из-за злострадания плоти /8,с.174-175/; оно есть драгоценность - споспешествует
молитве и потому непрестанно следует ждать нападений врага /8, с.215/;
- для его обретения отгоняй срамные
помыслы упражнением в чтении и продолжительной молитвой /8,с.286-287/;
естественные движения плоти не могут повредить целомудрию без других причин /8,с.352/;
все дела должны предваряться телесным целомудрием и чистотой совести /8, с.387/
Послушание. Прп.Исаак говорит о нем только
практически в поучениях для новоначальных, а прп.Симеон высказывается более пространно и придает большое
значение послушанию. Он учит так:
- послушание истине есть отличительное свойство
разумной природы /9,т.1,с.362/;
- моли Бога показать тебе человека, могущего
добре руководить тобою, а обретя его слушайся как Бога.
Лучше именоваться учеником ученика, чем безполезно
проводить жизнь по своей воле /9,т.2,с.221/; послушание воле духовного отца
порождает отвержение себя самого и умертвие миру
/9,т.2,с.401-402/; Бог ничему так не
радуется, как скорому послушанию нашему в исполнении Его воли /9,т.2, с.510/.
Много
очень ценного о послушании говорит ученик Иосифа Исихаста
современный
афонский старец Ефрем Катунакский. В их общине безпрекос-ловным авторитетом пользовались творения прп.Исаака /12,с.71-116 /.
Трезвение. Об этом говорит только прп.Исаак. Чтобы лучше понять его мысли следует разъяснить
сам термин "трезвоние".
Хорошо об этом написано в книге Софрония (Сахарова) /
4 /: "умное трезвение"
православный монах считает своим главным делом. Это делание на высоких ступенях совершенства таково: "внутреннее умное
внимание устанавливается с молитвою в сердце, что дает ему возможность видеть помысл прежде, чем он войдет в сердце" /4, с.36/. Такое "хранение ума и сердца от всяких
помыслов сопряжено с длительной борьбой, чрезвычайно трудной и тонкой"
/4,с.154/.
Этот
текст сам, конечно, нуждается в разъяснении, однако кое-что поясняет.
Прп. Исаак:
-
если будем хранить закон трезвения
и дело рассуждения с ведением плодом чего бывает жизнь, то борьба с приражениями страстей совершенно не приблизится к уму.
Препятствует же войти им в сердце не борьба, но насыщение сознания и ведение,
"каким наполнено сердце" /8,с.155/;
-
трезвенность помогает человеку больше, чем дело, а разрешение чувств вредит ему больше, чем покой /8,с.391/.
Контроль
помыслов. Сфера мышления
человека легко проницаема для злых духов и значительная часть помыслов именно
ими инициируется. Поэтому оба преподобных выделяют это особо.
Прп.Исаак:
-
трудами и хранением себя источается чистота помыслов /8, с.23/; суетные помыслы
упраздняются через поучение в Св.Писании /8,с.99-100/.
большое значение имеют воспоминания, поэтому следует охранять память и сразу
отражать вредные воспоминания /8,с.130-131/;
при появлении лукавых помыслов должно не прекословить, а повергать себя
пред Богом в молитве и тем отсекать беседу с ними /8.с.133/; коснение в лукавом помысле Господь наказует
/8, с.162/;
-
от благочиния чувств рождается благочиние помыслов /8, с. 164/; по характеру
состояния помыслов можно судить о своем духовном стоянии /8,с.177/; от чревоугодия рождается мятеж помыслов; злые
помыслы уподобляются идолам /8, с,285/; блудные помыслы приходят от тщеславия /8,с.290/; победа
у подвижника заключается в помысле его /8, с.304/. Прп.Симеон выражается более обобщенно;:
-
причина непостоянства сферы мышления и
многочисленности поглыслов есть увлечение миром и
действие страстей. Чтобы остановить поток, помыслов следует отвергнуться
тленного, тварного, видимого и обратиться к вечному, невидному, постоянному; каково у человека состояние
сферы помыслов здесь, такова будет участь души там /9,т. 1, с.242/; от растления в помыслах можно избавиться только
силою Господа /9,т.1, с.151/
-
подвижник, должен воздерживаться от злых помыслов; худые помыслы для ума то же, что покров на
глаза /9, т.2, с. 514/; страстные
помыслы надо тотчас отражать, как струю зараженного воздуха и жало смерти /9,т.2,с.236/;
-
через всегдашнее исповедание помыслов
стяжается сокрушенное сердце и
слезы /9, т Л, с.198/;
7. Молитва, псалмопение,
бдение, безмолвие, смирение.
Молитва. Здесь очень много самого разного материала у обоих
святых отцов. Поэтому ограничимся перечнем тем.
Прп.Исаак: о чем должно
просить Бога в молитве; не следует
просить много о насущных нуждах;
молитва должна быть сообразована с образом жизни; молитва от искушений; молитва из чистого сердца; ночное моление; что есть молитва и в чем ее чистота и
нечистота; редкость чистой молитвы;
признаки духовном молитвы;
молитва и созерцание; пост -
матерь молитвы; когда появляется непрестанная молитва; как достигнуть молитвы
без парения и другие.
Прп. Симеон: что есть
молитва; виды молитвы; чего просить в молитве; какова, должна
быть молитва; сообразование жизни и молитвы; страх Божий и благоговение на
молитве; восемь классов лиц нуждающихся в молитве Церкви; молитва умом невозможна без просвещена
Святым Духом; молиться о ближних надо сообразно с их душевным состоянием; о
силе молитвы Иисусовой; признаки трех родов молитвы: прелестный, головной, сердечной, благодатной; непрестанная умная молитва и другие.
Очевидна
огромна; практическая ценность всех этих вопросов,. Темы обоих святых отцов во многом
повторяются, однако у прп.Симеона
есть большая детальность.
Псалмопение.
Это особенный род молитвы, характерный для высшей степени монашества. Его
важность связана с использованием бдения
Прп.Исаак: псалмопение - корень жизни /8,с.160/.
Прп.Симеон: душею псалмопения должно быть
смиренномудрие, иначе оно тщетно и бесполезно
/9, т.1, с.163-164/.
Бдение. Это есть
молитва ночью на основе псалмопения. Это делание было обязательным для монахов, так
как давало большие плоды.
У прп.Исаака материала гораздо больше:
- это сильное средство для борьбы с
грехом; пост, бдение, бодрствование в
службе Божией - основание всех добродетелей /8,с.90/,
- молитва ночью важнее всех дневных деяний; перед бдением не следует обременять чрева;
сладость, подаваемая подвижникам днем, источается в чистом уме из света ночного
делания /8,с.161/; непрестанным ночным
бдением отцы совлекались ветхого человека /8,с.171/; всегдашнее бдение,
соединенное с чтением и поклонами, приводит безмолвников
в благое устроение /8, с.183/; преподобный дает практические советы
как пребывать в бдении, что делать при изнеможении, как вести себя днем после бдения
/8,с.216-217,с. 330-331/.
Прп.Симеон:
- бдение есть подвиг, средство для стяжания
благодати /9,т.1,с. 151-152,357-358/;
-
бдение есть достойное дело и для мирян /9,т.3,с.203/.
Безмолвие. Этому вопросу
у прп.Исаака уделено
гораздо больше
внимания,
чем у прп.Симеона.
Прп.Исаак учит так:
- безпопечение, безмолвие, удаление от мира приводит душу к познанию
Божьих тварей /8, с.26/; безмолвие и
уединение помогают соблюдению поста /8,с.48-50/; истинный безмолвник
не обязан делать дела внешней добродетели /8,с.58-62/; оно способствует
очищению души, умерщвляет внешние чувства
отрешает
внутренние движения /8, с.92, 95/;
главное занятие безмолвника плач и молитва о его даровании. Не следует
унывать, если вначале не ощущается силы этого делания; непрерывная молитва безмолвника
совершается круглые сутки при любых делах /8,с.98,103-104/;
- условием безмолвия является отречение чести, безчестия и прочих скорбей /8,с.110/; это есть небесное делание и св.отцы начинали его по откровению Божию
/8,с.113/; безмолвие сопряжено с
глубоким покаянием, телесными лишениями, скорбями и непрестанным ожиданием
смерти; для безмолвника вместо всех правил достаточно
одной телесной немощи и безмолвия /8,с.167/;
-
начинать безмолвие должно с рассуждением /8,с.168,с. 176/; стяжавшего
благое устроение в безмолвии никакая скорбь не может разлучить от любви
Христовой /8,с.183/; предлагается целый
ряд критериев прохождения этого трудного пути /8,с.178-183/ и др.
Прп.Симеон:
-
безмолвие есть совершеннейшая из подвижнических добродетелей /9,т.2, с.427/;
следует беззаветно предаться Христу, все помыслы сосредоточить только на Нем,
очистить ум, душу и тело сокрушением, слезами, покаянием, молитвою и неотходно сидеть в келье /9,т.2,с.428-429/;
-
безмолвие не есть бездействие: добрый безмолвник
должен сподобиться видеть Христа непрестанно присущим, что Он внутри вместе с
ним. Происходить это должно каждодневно. Кто умеет это делать
тому не вредит оставление дел телесной добродетели по заповедям
/9,т.2,с. 430-432/.
Смирение. Здесь много
материала у обоих св.отцов.
Прп.Исаак научает так:
-
дела внешней добродетели следует делать со смирением, погашая тщеславие; уничижающего
и умаляющего себя преумудрит Господь, почитай себя
меньшим всех; лучше сам будь пренебрегаем и
обижаем, а не пренебрегай и не обижай других: от печали рождается
смирение /8, с.36, 46, 51, 53/;
-
воздаяние бывает не за добродетели, а за смирение ими рождаемое; духовные дарования требуют смирения
/8,с.143/; лишаясь помощи Божией человек познает свою немощь и смиряется /8,с.150-151/; приобретай смирение воспоминанием
согрешений своих /8,с.188/;
- обретение смирения и очищение сердца: память своих
грехов, память смерти, бедная одежда, предпочтение последнего места, желание
дел последних и уничиженных, не быть непослушливым, безмолвие, не любить
собраний, желание неизвестности, ставить себя ни во что, не иметь никакого дела
в своей воле, не иметь многих бесед, не любить прибытков, не порицание и не осуждение людей, не любить
соревнования, не брать на себя
попечения о чем-либо в мире - короче, уклонение от мира, нищета, пребывание в
уединении /8,с.195/.
-
кто терпит обвинения со смирением, тот достиг" совершенства /8,с.273/; всю жизнь признавай себя грешником /8,с.282/;
совершенство смирения в том, чтобы с радостью сносить ложные обвинения
/8,с.287/; благолепно все то, что имеет смирение /8,с.319/ и др.
-
смирение есть некая таинственная сила, которую, по совершении всего
Божественного жития, восприемлют совершенные святые
/8,с.221/.
Прп.Симеон:
-
смирение есть как бы некрадомая сокровищница, устрояемая в том уме, который носит убеждение, что только силою благодати
Христовой имеются в нем добрые качества /9,т.l.c.31-32/; христианин не
стяжавший смирения так, чтобы оно составляло как бы его естественное свойство,
далек от Христа /9,т.1,с.273/; глубина
смирения должна соответствовать мере грехов человека /9,т.1,с.271/; правая и совершенная мера для человека есть
мера смирения для нищеты духовной, чтобы, не отчаиваясь в себе совершенно,
никого в мире не считать худшим себя, и потому
плакать всегда и рыдать
/9, т.3, с.57/;
-
обретение смирения: твердое и
непоколебимое основание веры в глубинах
души, оборона из разных видов добродетелей, покаяние и исполнение заповедей,
тщательное и долговременное
очищение сердца /9,т.2,с.343/.
Из
сравнения св.отцов видно, что они дополняют здесь друг друга: прп.Исаак более конкретен, a прп.Симеон
более дает общую картину.
Творения прп.Исаака
Сирина и прп.Симеона Нового Богослова содержат
огромный аскетический материал, массу практических рекомендаций. Так, например,
известный афонский подвижник Иосиф Исихаст /ум. 15.08.1959/ книгу прп.Исаака Cирина имел как справочник по многим духовным вопросам
/5,с.68,147/.
Сравнение
творений этих св.отцов показывает:
-
текст прп.Исаака более
плотный по содержанию, практически не содержит отступлений, мало
структурирован, носит почти только духовный характер;
-
текст прп.Симеона часто
носит приточный характер, главы имеют внутреннюю структуру;
-
объем текстов прп.Симеона
почти вдвое больше, чем у прп.Исаака, а перечень тем
меньше. Это связано с большей плотностью текстов последнего, гораздо меньшим
цитированием Св.Писания. Манеры изложения сильно
различаются.
До
настоящего времени оба автора безусловно сохраняют
полную актуальность и многие их положения воспринимаются как откровения.
Литература
1. Православная энциклопедия, т.3.-ОД,2001.
2. Киприан/Керн/,архим. Антропология св.Григория
Паламы.-М,1996.
3. Флоренский Г.,прот.Восточные
Отцы IV-VIII веков, т.1,2.-М,1992.
4. Софроний/Сахаров/, архим. Старец Силуан. - Минск,
1991.
5. Иосиф, монах. Старец Иосиф Исихаст. - СТСЛ,2000.
6. Зарин С.М.Аскетизм по православно- христианскому учению. Этико-богословское
исследование.- М,1996.
7. Фудель С. Путь отцов,-М,
изд.Сретенского монастыря, 1997.
8. Прп.Исаак
Сирин. Слова подвижнические.- М, изд.Сретенского
монастыря, 2002.
9. Прп.Симеон
Новый Богослов. Творения,тт.1,2,3.-СТСЛ,1993.
10.Василий/Кривошеин/, архиеп. Преподобный
Симеон Новый Богослов.- Н.Новгород,1996.
11. Иларион/Алфеев/,
игумен. Преподобный Симеон Новый Богослов и
православное предание, изд.2-е. - СПб, 2001.
12. Иосиф Ватопедский,
монах. Блаженный послушник. Жизнеописание старца Ефрема Катунакского.
- СТСЛ, 2004.
(архив с книгой "Слова подвижнические" прп. Исаака Сирина можно
скачать здесь: )
(архив с книгой "Творения" прп. преподобного Симеона Нового Богослова можно
скачать здесь: )