Крещение Руси и его значение для культуры России
План:
1.
Духовная культура в России
2.
Крещение Руси, его значение для культуры России
3. Русская Православная церковь
1. Духовная культура в России
Наше наследие, наше наследство…Что мы имеем в виду,
произнося эти слова? Прежде всего, все ценное и важное, что досталось нам от
наших предков и что мы хотели бы сохранить для потомков. Мы часто говорим, что
являемся наследниками великого народа, оставившего нам несметные сокровища,
имея в виду и нашу культуру. В наследство вступают, наследством дорожат, его
преумножают и передают следующим поколениям.
Понятие культура (от лат. cultura – возделывание, обработка) многозначно. Духовная же
культура является результатом духовного развития личности и способствует
возвышению духовного начала в человеке. "Культура – это святыни народа,
святыни нации", - писал Д.С. Лихачев. А священник Павел Флоренский
подчеркивал: "Святыни – это первичное творчество человека; культурные
ценности – это производные культа".
Обращаясь к святыням русского народа, к истокам его
культуры, мы обращаемся к Крещению Руси. История архитектуры Руси начинается с
храмостроительства, история живописи – с храмовых фресок, мозаик и иконописи,
история письменности – с составления славянской азбуки святыми братьями
Кириллом и Мефодием, история книжного искусства – с Остромирова Евангелия.
Слово "просвещение" также имеет христианское
происхождение, и в старые времена оно связывалось с Церковью, с крещением. На
Руси с принятием христианства люди стали получать доступ к книгам, знанию,
образованию, то есть просвещаться в современном смысле слова.
2. Крещение Руси,
его значение для культуры России
Никита Алексеевич Струве, известный русский писатель и
книгоиздатель, проживший свою жизнь в Париже в эмиграции, писал: "крещение
дало России все, вернее, создало ее. Нация, государственность, культура
родились в крещальной купели. Христианство дало образ, лепоту, смысл
разрозненным, кочующим, бесформенным племенам, оно их соединило, включило в
исторический процесс, оплодотворило. Всеми своими высшими достижениями Россия
обязана христианству, от Софии Киевской, от иконы Троицы Рублева – этого
вещественного доказательства бытия Божия (по слову о.Павла Флоренского) – до
великой пророческой литературы XIX и XX веков…От "Повести временных лет" до поэзии
Ахматовой мы имеем одну неразрывную цепь. Бог открывается русской душе в
красоте и таинстве молитвы, а, в свою очередь, земная красота возносится к
Богу".
Истоки нашей культуры берут свое начало в крещальной
купели киевского князя Владимира Красное Солнышко.
Великий князь Владимир, сын Святослава и внук княгини
Ольги, вступил на Киевский престол в 980 году. Став единодержавным князем Руси,
в начале своего княжения Владимир был приверженцем идолопоклонства. Однако затем
из язычника превратился в ревностного распространителя христианства на Руси.
Как гласит летопись, в 986 году к великому князю пришли проповедники: болгары
магометанской веры, иноземцы из Рима, хазарские евреи. Всех их отверг князь.
Только проповедник из Византии тронул его сердце.
А на следующий год, как пишет
Нестор-летописец, Владимир созвал бояр и старых мудрых людей городских и
рассказал, как к нему приходили проповедники из разных стран. Сказал также о
том, как удивил его грек своей проповедью о другом свете, о воскресении людей и
о жизни вечной. Сказал, как каждый из проповедников хвалил свою веру и говорил:
"Прими закон наш!". Законом называлось вероучение и все обычаи. Бояре
и старцы сказали своему великому князю, что это неудивительно: "Знай, князь,
что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то
ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как
служит Богу".
Понравилось князю предложение советников. Тогда
выбрали десять "мужей славных и умных" и послали их сначала к
магометанам, потом к немцам, а потом к грекам. У магометан и западных христиан
послы Владимира не почувствовали никакой духовной красоты. А церковная служба у
греков в главном храме Константинополя, древнем Софийском соборе, произвела на
них неизгладимое впечатление.
"И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда,
где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на
земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем
мы только, что прибывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех
других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит
сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в
язычестве".
Здесь-то бояре и вспомнили о бабке Владимира княгине
Ольге. "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя
Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". Ольга умерла 18 лет назад, но
память о ней свято хранилась на Руси. Ее пример подтверждал свидетельство послов.
Многое передумал и пережил за последние годы великий князь. Сам он, вероятно, и
раньше склонялся принять крещение, а сейчас и боярский совет был настроен
единодушно к принятию веры греков. Так духовная красота православия стала
решающим свидетельством для Руси, уже приготовившейся ко крещению.
Конечно, можно сказать, что христианство необходимо
было князю Владимиру и в политических целях, и для проведения самых различных
реформ в государстве, и для культурного развития Руси. Но разве все это
противоречит свидетельству древнерусских летописцев, которые говорят, что
христианство сделалось для князя Владимира источником духовного света,
озарившего не только его сердце, но и ум. Просвещенным умом великий князь
понимал, что язычество никогда не сможет дать Руси того, что даст христианство.
Перед Русской землей с принятием крещения открывался новый прекрасный путь. И
Русь не ошиблась в своем выборе.
Летописец отмечает разительную перемену в жизни князя
Владимира, которая наступила после его крещения. Он продолжал оставаться
победоносным полководцем и мудрым строителем государства, но в отношении к
людям стал примером доброты, милосердия и сострадания. Одно время он не решался
даже утверждать приговоры о справедливом наказании преступников. О перемене в
жизни князя Владимира говорят такие его слова: "Боюсь греха!" А его
милостыни бедным были огромны. "Устроил он и такое: сказав что
"немощные и больные не могут добраться до двора моего", приказал
снарядить телеги, наложив на них хлеб, мясо, рыбу, различные плоды, мед в
бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: "Где больной,
нищий или кто не может ходить?". И раздавали тем все необходимое".
Такое свидетельство сохранила летопись о милосердии просветителя Руси.
Крещение Руси, осуществленное по промыслу Божию святым
равноапостольным князем Владимиром в 988 году, положило начало истории Русской
Православной Церкви. Это событие принято считать началом правовых отношений
между Церковью и государством в Древней Руси. Языческие взгляды на право и на
природу власти, носившие на себе печать грубости и жестокости, уступили место
христианским гуманным правовым принципам. Коренным образом изменилось даже само
понятие о праве и его источниках. По-новому стало определяться значение
государственной и религиозной власти.
Принятие христианства от Византии приобщало Киевскую
Русь к самому центру мировой цивилизации того времени. Духовная и культурная
связь с государством, хранившим в своих недрах плоды античной цивилизации,
предоставила древнерусскому народу обильный источник знаний и просвещения.
3. Русская
Православная церковь
Надежным проводником религиозных знаний и духовного
просвещения стала Русская Православная Церковь. С самого своего рождения она
получила статус государственной религии. Святой равноапостольный князь
Владимир, ревностный защитник интересов Православной Церкви, предоставил
церковной иерархии широкие права и возможности. Он понимал, что Церковь
Христова, как божественное учреждение с особой природой и сферой деятельности,
должна иметь свои цели и задачи, свою систему власти и управления. Он видел,
что Церковь в ее внешнем проявлении не может существовать изолированно от
государства, на территории которого ей приходится осуществлять спасительную
миссию. Поэтому великий князь счел разумным не вмешиваться в вероучительную и
каноническую жизнь "новонасажденной Русской Церкви", одновременно
считая себя обязанным помогать духовенству в религиозно-нравственном воспитании
народа.
В свою очередь православное духовенство, отмечает
известный историк Русской Церкви митрополит Макарий, помогало великому князю
мудрыми советами: как лучше установить закон среди людей, недавно познавших
Бога.
Считая себя причастной к судьбам Киевской Руси, юная
Церковь охотно пошла на союз с государством и принимала самое деятельное
участие в его внутренней политике. Этот союз, основанный на уважении и
добровольном взаимном служении в интересах всего народа, представляет собой
самую светлую страницу в истории Русской Православной Церкви.
Объединенные же силы Церкви и государства направлялись
исключительно на достижение древнерусским обществом мира, благоденствия,
материального и духовного процветания.
Первая и главная заслуга Церкви перед русским
обществом - миссионерская проповедь, приобщение народа к животворному источнику
христианской веры.
Древнерусское язычество оказывало христианским
миссионерам отчаянное сопротивление, иногда доходившее до кровопролития. Но оно
не останавливало христианских проповедников, верных своей священной обязанности
нести в народные массы свет Христовой веры. Особенно прославились на
миссионерском поприще Митрополиты Киевские Михаил, Леонтий, Платон, Макарий. С
учреждением же епархий при Митрополите Леонтии в миссионерскую деятельность
включились епархиальные епископы и наиболее ревностные представители русского
монашества и приходского духовенства. Формы миссионерства были самые различные:
устные беседы, диспуты с язычниками; составлялись специальные поучения и
епископские послания.
Одновременно с приобщением язычников к Христовой вере
и их последующим крещением Церковь вела кропотливую работу по искоренению
языческих аномалий из семейной жизни. Как свидетельствуют летописные сказания,
люди в то время часто убивали друг друга, употребляли в пищу всякую нечистоту, сквернословили,
обращали будущих матерей в предмет купли и продажи, практиковали многоженство и
наложничество.
Православная Церковь, считая первоочередной задачей –
уничтожение недостатков языческой семьи и создание новой, христианской,
основанной на высоких христианских идеалах, в частности, объявила кражу женщин
тяжким преступлением и потребовала, чтобы браки заключались непременно по
предварительному договору, который скреплялся в церкви по особому чину.
Чрезвычайно велика роль Церкви в повышении авторитета женщины в семье: вместо
прежней рабской приниженности она приобрела положение полноправного члена
семейного союза. В женщине общество училось видеть мать, заботливую
хранительницу семейного очага, советчицу мужа. В древнерусском памятнике
гражданского права "Русской правде" помешено немало статей,
определяющих равные права женщины в семье, в частности как полновластной
хозяйки имущества покойного мужа"'.
Общественная жизнь Киевской Руси также находилась в
поле зрения духовенства. В ней изобиловали все пороки, присущие древним
языческим обществам: процветало рабство, угнетение "сильными мира
сего" слабых и обездоленных, разбой, воровство и т. п.
Какими же средствами боролась Церковь с такими
серьезными общественными недугами, не имея в своем распоряжении ни
политических, ни экономических, ни административных санкций? Единственным ее
оружием было слово увещевания, молитвы и вразумления. Нельзя не сказать о
деятельности Русской Церкви на поприще народного образования. Церковная
иерархия не жалела на него ни времени, ни моральных и материальных издержек.
Днем и ночью духовенство, наиболее грамотная часть общества, трудилось над
перепиской и переводами книг. Из духовенства вышло немало талантливых
писателей: епископ Новгородский Лука Жидята, Митрополит Киевский Иларион,
преподобный Феодосии, игумен Киево-Печерский, Нестор Летописец и многие другие.
Достойна упоминания миротворческая деятельность Церкви
в Киевской Руси. Междоусобные войны, раздоры, клятвопреступничество,
политические интриги и злобная месть князей требовали от русского духовенства
долготерпения, мудрости и мужества, чтобы погасить опустошительные вооруженные
конфликты и добиться мирного сосуществования древнерусских княжеств.
Как видим, служение Русской Церкви на благо земли
Русской было многообразно. За лояльное отношение к ней государства она платила
любовью и добром.