Крещение Руси и его значение для культуры России

 

 

План:

 

1. Духовная культура в России

 

2. Крещение Руси, его значение для культуры России

 

3. Русская Православная церковь

 

 

1. Духовная культура в России

 

Наше наследие, наше наследство…Что мы имеем в виду, произнося эти слова? Прежде всего, все ценное и важное, что досталось нам от наших предков и что мы хотели бы сохранить для потомков. Мы часто говорим, что являемся наследниками великого народа, оставившего нам несметные сокровища, имея в виду и нашу культуру. В наследство вступают, наследством дорожат, его преумножают и передают следующим поколениям.

Понятие культура (от лат. cultura – возделывание, обработка) многозначно. Духовная же культура является результатом духовного развития личности и способствует возвышению духовного начала в человеке. "Культура – это святыни народа, святыни нации", - писал Д.С. Лихачев. А священник Павел Флоренский подчеркивал: "Святыни – это первичное творчество человека; культурные ценности – это производные культа".

Обращаясь к святыням русского народа, к истокам его культуры, мы обращаемся к Крещению Руси. История архитектуры Руси начинается с храмостроительства, история живописи – с храмовых фресок, мозаик и иконописи, история письменности – с составления славянской азбуки святыми братьями Кириллом и Мефодием, история книжного искусства – с Остромирова Евангелия.

Слово "просвещение" также имеет христианское происхождение, и в старые времена оно связывалось с Церковью, с крещением. На Руси с принятием христианства люди стали получать доступ к книгам, знанию, образованию, то есть просвещаться в современном смысле слова.

 

2. Крещение Руси, его значение для культуры России

 

Никита Алексеевич Струве, известный русский писатель и книгоиздатель, проживший свою жизнь в Париже в эмиграции, писал: "крещение дало России все, вернее, создало ее. Нация, государственность, культура родились в крещальной купели. Христианство дало образ, лепоту, смысл разрозненным, кочующим, бесформенным племенам, оно их соединило, включило в исторический процесс, оплодотворило. Всеми своими высшими достижениями Россия обязана христианству, от Софии Киевской, от иконы Троицы Рублева – этого вещественного доказательства бытия Божия (по слову о.Павла Флоренского) – до великой пророческой литературы XIX и XX веков…От "Повести временных лет" до поэзии Ахматовой мы имеем одну неразрывную цепь. Бог открывается русской душе в красоте и таинстве молитвы, а, в свою очередь, земная красота возносится к Богу".

Истоки нашей культуры берут свое начало в крещальной купели киевского князя Владимира Красное Солнышко.

Великий князь Владимир, сын Святослава и внук княгини Ольги, вступил на Киевский престол в 980 году. Став единодержавным князем Руси, в начале своего княжения Владимир был приверженцем идолопоклонства. Однако затем из язычника превратился в ревностного распространителя христианства на Руси. Как гласит летопись, в 986 году к великому князю пришли проповедники: болгары магометанской веры, иноземцы из Рима, хазарские евреи. Всех их отверг князь. Только проповедник из Византии тронул его сердце.

А на следующий год, как пишет Нестор-летописец, Владимир созвал бояр и старых мудрых людей городских и рассказал, как к нему приходили проповедники из разных стран. Сказал также о том, как удивил его грек своей проповедью о другом свете, о воскресении людей и о жизни вечной. Сказал, как каждый из проповедников хвалил свою веру и говорил: "Прими закон наш!". Законом называлось вероучение и все обычаи. Бояре и старцы сказали своему великому князю, что это неудивительно: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу".

Понравилось князю предложение советников. Тогда выбрали десять "мужей славных и умных" и послали их сначала к магометанам, потом к немцам, а потом к грекам. У магометан и западных христиан послы Владимира не почувствовали никакой духовной красоты. А церковная служба у греков в главном храме Константинополя, древнем Софийском соборе, произвела на них неизгладимое впечатление.

"И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем мы только, что прибывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве".

Здесь-то бояре и вспомнили о бабке Владимира княгине Ольге. "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". Ольга умерла 18 лет назад, но память о ней свято хранилась на Руси. Ее пример подтверждал свидетельство послов. Многое передумал и пережил за последние годы великий князь. Сам он, вероятно, и раньше склонялся принять крещение, а сейчас и боярский совет был настроен единодушно к принятию веры греков. Так духовная красота православия стала решающим свидетельством для Руси, уже приготовившейся ко крещению.

Конечно, можно сказать, что христианство необходимо было князю Владимиру и в политических целях, и для проведения самых различных реформ в государстве, и для культурного развития Руси. Но разве все это противоречит свидетельству древнерусских летописцев, которые говорят, что христианство сделалось для князя Владимира источником духовного света, озарившего не только его сердце, но и ум. Просвещенным умом великий князь понимал, что язычество никогда не сможет дать Руси того, что даст христианство. Перед Русской землей с принятием крещения открывался новый прекрасный путь. И Русь не ошиблась в своем выборе.

Летописец отмечает разительную перемену в жизни князя Владимира, которая наступила после его крещения. Он продолжал оставаться победоносным полководцем и мудрым строителем государства, но в отношении к людям стал примером доброты, милосердия и сострадания. Одно время он не решался даже утверждать приговоры о справедливом наказании преступников. О перемене в жизни князя Владимира говорят такие его слова: "Боюсь греха!" А его милостыни бедным были огромны. "Устроил он и такое: сказав что "немощные и больные не могут добраться до двора моего", приказал снарядить телеги, наложив на них хлеб, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: "Где больной, нищий или кто не может ходить?". И раздавали тем все необходимое". Такое свидетельство сохранила летопись о милосердии просветителя Руси.

Крещение Руси, осуществленное по промыслу Божию святым равноапостольным князем Владимиром в 988 году, положило начало истории Русской Православной Церкви. Это событие принято считать началом правовых отношений между Церковью и государством в Древней Руси. Языческие взгляды на право и на природу власти, носившие на себе печать грубости и жестокости, уступили место христианским гуманным правовым принципам. Коренным образом изменилось даже само понятие о праве и его источниках. По-новому стало определяться значение государственной и религиозной власти.

Принятие христианства от Византии приобщало Киевскую Русь к самому центру мировой цивилизации того времени. Духовная и культурная связь с государством, хранившим в своих недрах плоды античной цивилизации, предоставила древнерусскому народу обильный источник знаний и просвещения.

 

3. Русская Православная церковь

 

Надежным проводником религиозных знаний и духовного просвещения стала Русская Православная Церковь. С самого своего рождения она получила статус государственной религии. Святой равноапостольный князь Владимир, ревностный защитник интересов Православной Церкви, предоставил церковной иерархии широкие права и возможности. Он понимал, что Церковь Христова, как божественное учреждение с особой природой и сферой деятельности, должна иметь свои цели и задачи, свою систему власти и управления. Он видел, что Церковь в ее внешнем проявлении не может существовать изолированно от государства, на территории которого ей приходится осуществлять спасительную миссию. Поэтому великий князь счел разумным не вмешиваться в вероучительную и каноническую жизнь "новонасажденной Русской Церкви", одновременно считая себя обязанным помогать духовенству в религиозно-нравственном воспитании народа.

В свою очередь православное духовенство, отмечает известный историк Русской Церкви митрополит Макарий, помогало великому князю мудрыми советами: как лучше установить закон среди людей, недавно познавших Бога.

Считая себя причастной к судьбам Киевской Руси, юная Церковь охотно пошла на союз с государством и принимала самое деятельное участие в его внутренней политике. Этот союз, основанный на уважении и добровольном взаимном служении в интересах всего народа, представляет собой самую светлую страницу в истории Русской Православной Церкви.

Объединенные же силы Церкви и государства направлялись исключительно на достижение древнерусским обществом мира, благоденствия, материального и духовного процветания.

Первая и главная заслуга Церкви перед русским обществом - миссионерская проповедь, приобщение народа к животворному источнику христианской веры.

Древнерусское язычество оказывало христианским миссионерам отчаянное сопротивление, иногда доходившее до кровопролития. Но оно не останавливало христианских проповедников, верных своей священной обязанности нести в народные массы свет Христовой веры. Особенно прославились на миссионерском поприще Митрополиты Киевские Михаил, Леонтий, Платон, Макарий. С учреждением же епархий при Митрополите Леонтии в миссионерскую деятельность включились епархиальные епископы и наиболее ревностные представители русского монашества и приходского духовенства. Формы миссионерства были самые различные: устные беседы, диспуты с язычниками; составлялись специальные поучения и епископские послания.

Одновременно с приобщением язычников к Христовой вере и их последующим крещением Церковь вела кропотливую работу по искоренению языческих аномалий из семейной жизни. Как свидетельствуют летописные сказания, люди в то время часто убивали друг друга, употребляли в пищу всякую нечистоту, сквернословили, обращали будущих матерей в предмет купли и продажи, практиковали многоженство и наложничество.

Православная Церковь, считая первоочередной задачей – уничтожение недостатков языческой семьи и создание новой, христианской, основанной на высоких христианских идеалах, в частности, объявила кражу женщин тяжким преступлением и потребовала, чтобы браки заключались непременно по предварительному договору, который скреплялся в церкви по особому чину. Чрезвычайно велика роль Церкви в повышении авторитета женщины в семье: вместо прежней рабской приниженности она приобрела положение полноправного члена семейного союза. В женщине общество училось видеть мать, заботливую хранительницу семейного очага, советчицу мужа. В древнерусском памятнике гражданского права "Русской правде" помешено немало статей, определяющих равные права женщины в семье, в частности как полновластной хозяйки имущества покойного мужа"'.

Общественная жизнь Киевской Руси также находилась в поле зрения духовенства. В ней изобиловали все пороки, присущие древним языческим обществам: процветало рабство, угнетение "сильными мира сего" слабых и обездоленных, разбой, воровство и т. п.

Какими же средствами боролась Церковь с такими серьезными общественными недугами, не имея в своем распоряжении ни политических, ни экономических, ни административных санкций? Единственным ее оружием было слово увещевания, молитвы и вразумления. Нельзя не сказать о деятельности Русской Церкви на поприще народного образования. Церковная иерархия не жалела на него ни времени, ни моральных и материальных издержек. Днем и ночью духовенство, наиболее грамотная часть общества, трудилось над перепиской и переводами книг. Из духовенства вышло немало талантливых писателей: епископ Новгородский Лука Жидята, Митрополит Киевский Иларион, преподобный Феодосии, игумен Киево-Печерский, Нестор Летописец и многие другие.

Достойна упоминания миротворческая деятельность Церкви в Киевской Руси. Междоусобные войны, раздоры, клятвопреступничество, политические интриги и злобная месть князей требовали от русского духовенства долготерпения, мудрости и мужества, чтобы погасить опустошительные вооруженные конфликты и добиться мирного сосуществования древнерусских княжеств.

Как видим, служение Русской Церкви на благо земли Русской было многообразно. За лояльное отношение к ней государства она платила любовью и добром.

 

 

На главную На главную Следующий

 

Hosted by uCoz