Иоанн
Дамаскин
Доказательство, что Бог есть
Что Бог есть, в этом не сомневаются те, которые принимают Священное
Писание, то есть Ветхий и Новый Завет, равно как и многие из эллинов; ибо, как
мы уже сказали, знание, что Бог есть, нам от природы всеяно. Но злоба лукавого
так возобладала естеством человеческим и некоторых повергла в такую ужасную и
худшую всех зол бездну погибели, что стали говорить, будто нет Бога. Их безумие
обличая, тайнозритель Давид сказал: рече безумен в сердце своем: несть Бог
(Пс. 13, 1). Поэтому-то ученики и апостолы Господа нашего, умудренные Всесвятым
Духом, и Его силою и благодатью производившие божественные знамения, сетью
чудес своих извлекли таких людей из глубины неведения к свету Богопознания.
Подобным образом и преемники их благодати и сана, пастыри и учители, прияв
просвещающую благодать Духа, и силою чудес, и словом благодати просвещали
омраченных и обращали заблуждающихся. А мы, не получив ни дара чудес, ни дара
учительства — ибо, пристрастившись к чувственным удовольствиям, оказались
недостойными этого — призвав в помощь Отца и Сына и Святаго Духа, скажем теперь
об этом предмете нечто хотя немногое из того, что преподали нам пророки
благодати [1].
Все существа или сотворены, или не сотворены. Если сотворены, то, без
сомнения, и изменяемы; ибо чего бытие началось переменою, то необходимо и будет
подлежать перемене, или истлевая, или изменяясь по произволу. Если же
несотворены, то по самой последовательности умозаключения, конечно, и
неизменяемы; ибо чего бытие противоположно, того и образ бытия противоположен,
то есть его свойства. Кто же не согласится, что все существа, не только
подлежащие нашему чувству, но и ангелы, изменяются, переиначиваются и
многообразно преображаются; так, напр., существа мысленные, то есть ангелы,
души и духи, по воле своей больше или меньше преуспевав в добре и удаляясь от
добра, а прочие существа, изменяясь и по своему рождению, и по исчезновению, и
по увеличению и умалению, по изменению свойств и по движению местному? А что
изменяется, то, конечно, и сотворено, а что сотворено, то, без сомнения,
сотворено кем-нибудь. Творец же должен быть существо несотворенное: ибо если бы
и он был сотворен, то, конечно, кем-нибудь, и так далее, пока не дойдем до
чего-нибудь несотворенного. Поэтому Творец, будучи несотворен, без сомнения,
есть и неизменяем: а кто же это другой, как не Бог?
И самый состав, сохранение и управление тварей показывают нам, что есть
Бог, Который все это сотворил, содержит, сохраняет и обо всем промышляет. Ибо
каким бы образом могли враждебные между собою стихии, как то: огонь, вода,
воздух, земля, — соединиться для составления одного мира и пребывать в
совершенной нераздельности, если бы некая всемогущая сила не соединила их и не
сохранила их всегда нераздельными [2]?
Кто это расположил по известным местам все то, что на небе и что на
земле, что в воздухе и что в воде, и что предшествует всему этому: небо и
землю, воздух и природу, как огня, так и воды? Кто все это соединил и разделил?
Кто сообщил им движение и стремление непрестанное и беспрепятственное? Не
художник ли этого, положивший всем вещам закон, по которому все делается и все
управляется? Кто же этот художник? Не тот ли, который все это сотворил и привел
в бытие? Мы не можем приписать такой силы слепому случаю, ибо пусть это
произошло от случая; но кто привел все в такой порядок? — уступим, если угодно,
и это случаю, кто же соблюдает и сохраняет по тем же законам, по которым все
прежде создано? — Кто-либо другой, конечно, а не слепой случай. Но кто это
другой, как не Бог [3]?
[1]
Григорий Богослов, слово 28.
[2]
Афанасий Александрийский. Против язычников. Migne,
s. gr., t. XXV, coll. 69–77. Перевод Моск. Дух. Акад., ч. III (1902), стр. 171–177.
[3]
Григорий Богослов, слово 28. Migne, s. gr., t. XXXVI.
coll. 45–47.
Перев. ч. III, стр. 25–26. Афанасий Александрийский. О воплощении Слова. Migne, s. gr., t. XXV, coll. 97–100. Перев., ч. 1, стр. 193.